Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Древние народы Западного Причерноморья и Балканского полуострова



Фракийцы.

Территория Западного Причерноморья известна историкам с древнейших времен и до сих пор считается многими специалистами прародиной индоевропейских народов. Репутация древнейшей земли на территории Европы была неожиданно подтверждена в начале ХХI в., когда в 120 км к востоку от Софии болгарские археологи обнаружили в деревне Дабене древнее захоронение, возраст которого превышал 4 тысячи лет. Всего ученые извлекли из погребения около 15 тысяч золотых и серебряных украшений, причем по качеству исполнения они не только не уступали сокровищам Трои, раскопанным Г. Шлиманом в 1873 г., но и превосходили их, по крайней мере по возрасту. Эту древнюю цивилизацию историки назвали «дофракийской», однако нет никаких сомнений, что это древнее население Западного Причерноморья сумело передать свое искусство фракийским народам, поселившимся на этих землях примерно в конце Ш тыс. до н.э.

Древние фракийцы известны археологам уже в I тыс. до н.э., когда на территории их расселения начинают добывать и обрабатывать железо. Этот период времени получил название «фракийского гальштатта» в связи со своеобразным культурным типом, сочетающим одновременное производство изделий из железа, медли и бронзы. Древние фракийцы населяли территорию, на которой сейчас находятся Болгария, Румыния, Трансильвания и республики бывшей Югославии. Следует отметить, что общество фракийцев с самого начала находилось под сильным влиянием греческой цивилизации, хотя греки до последнего времени называли их варварами. Однако на раннем этапе слово «варвар» означало у греков скорее «чужеземца», чем «дикаря».

Фракийские племена упоминаются в поэмах Гомера, отмечая при этом суровый климат и жестокий нрав этих народов. Именно в этих краях родились славные греческие боги, включая Борея, Ареса, а также мифические фракийские цари – Ликург, Диомед и Терей. Гомер воспевает богатство Фракии, и в особенности страсть жителей к разведению лошадей. Кроме того, по мнению греков, фракийцы отличались неуемной страстью к музыке, подаривших миру таких знаменитых певцов, как Тамирис, Орфей и Евмолп.

Фракийское общество начала I тыс. до н.э. находилось на стадии разложения родоплеменного строя и интенсивного формирования примитивного государства, что на самом деле было великим достижением по сравнению со многими другими древними народами Европы. Фракийцы быстро перешли к оседлому образу жизни, а умерших сжигали на кострах и хоронили в урнах, не насыпая курганов. Окончательно государство у фракийцев сформировалось в VI в. до н.э. под непосредственным влиянием скифов и знаменитого похода против них персидского царя Дария. Именно в это время фракийцы начинают чеканить монеты с изображениями своих царей.

Античные историки единодушно отмечают многочисленность фракийских племен, выделяя среди них даков, гетов, бизалтов, эдонов, одомантов, сатров, киконов, корпилов, пасинтов, одрисов, астов и многих других. Однако в последующие времена количество племен постоянно сокращалось, и в конце концов сформировалась мощная федерация гето-даков, которая, в свою очередь, смешалась с другими народами Балканского полуострова.

Фракийцы с давних времен славились развитым ремеслом и земледелием, использовали гончарный круг и с помощью большого количества рабов строили укрепленные города. В это же время фракийцы начинают вступать в интенсивные контакты с другими народами, включая прежде всего кельтов, скифов, сарматов, а потом и антов. Нет никаких сомнений, что древние фракийцы каким-то образом были связаны с племенами ахейцев и дорийцев, заполонивших южные области Балканского полуострова и образовавших там развитые цивилизации.

Однако не стоит преувеличивать степень их близости и уж тем более считать родственными народами. Скоре всего фракийцы и древние греки происходили из одного района и какое-то время наследовали сходные культуры. О родстве балканских фракийцев с народами Анатолии свидетельствует языковое и этническое родство первых с населением Фригии, которая образовалась в западной части Малой Азии после падения Трои и краха Хеттской державы.

К числу фракийских народов принадлежали обитавшие на Нижнем Дунае племена гетов и даков. Греки интенсивно торговали с этими племенами, получая от них большое количество зерна, скота, изделий из металла, кожи, а также рабов. Именно геты и даки стали связующим звеном между киммерийцами и скифами с Северного Причерноморья и греческими городами.

В IV в. до н.э. почти все земли фракийцев подверглись нашествию соседних македонцев. Развернув серию войн с северными соседями. Александр Македонский быстро покорил все фракийские племена и поставил их себе на службу. А после крушения эллинистической империи земли фракийцев стали объектом экспансии со стороны усиливающейся Римской империи. За несколько столетий римского владычества фракийские народы смешались с кельтами, иллирийцами, германцами, скифами, сарматами, аланами, антами и другими народами, а в самом конце римского периода подверглись массовому нашествию славянских племен, растворивших в своей массе даков, гетов и других фракийских племен. После V в. н.э. почти все фракийские племена переняли язык завоевателей и стали называть себя южными славянами. Впрочем, есть предположение, что на самом деле это было не завоевание, а синтез самых разнообразных культур, породивших огромное славянское сообщество.

Иллирийцы

К началу нашей эры иллирийские племена так сильно смешались с проживавшими вместе с ними кельтами, что античные авторы с трудом могли отличить их друг от друга, хотя их культуры никогда не смешивались. Иллирийские племена по-прежнему занимали обширное побережье Адриатического моря, а потом заселили и плодородные районы Паннонии. По сведениям римских историков, иллирийцы были преимущественно сельским народом, жили в деревнях, поддерживали тесные родственные связи, не имели народных собраний и не подчинялись единому политическому центру. При этом они были прекрасными воинами, однако никогда не отличались сплоченностью и до конца своей истории продолжали «безначальственную» жизнь.

В укрепленных поселениях иллирийцев проживали представители родовой знати, которая так и не превратилась в единый господствующий класс. Иллирийцы славились развитым ремеслом, были искусными мастерами-металлургами, любили керамические изделия, но занимались преимущественно земледелием, которое стало их главным источником жизни. Они выращивали просо, ячмень, рожь, занимались садоводством и виноградарством, с давних пор приучились ловить рыбу. Именно продукция земледелия давала им возможность успешно торговать с греками, а потом и с римлянами, хотя и в скотоводстве они достигли немалых успехов.

Помимо всего прочего древние иллирийцы весьма успешно занимались мореходством, однако прославились они прежде всего пиратством, нещадно грабя все суда соседних народов во всей акватории Адриатического и Эгейского морей. В этом военном ремесле с ними могли поспорить лишь их ближайшие соседи далматинцы. Римляне неоднократно сетовали на то, что Адриатическое побережье стало «пиратским берегом», опасным для мореплавания.

В I в. до н.э. иллирийское племя нориков, как называли их римские историки, объединили ряд племен иллирийского, венетского и кельтского происхождения и образовали царство Норик , сыгравшего важную роль в становлении и развитии многих современных народов Европы. Жители Норика достигли выдающегося успеха в социально-экономической жизни, вели интенсивную торговлю по всей Европе и чеканили свою золотую монету. Долгое время римляне поддерживали постоянные связи с Нориком, а потом превратили его в свою провинцию. При этом часть древних иллирийских племен осталась на побережье Адриатики, поселилась высоко в горах и сохранилась впоследствии под названием албанцев.

Существует предположение, что после утраты независимости, некоторые жители Норика (венеты), ушли на север Европы, обосновались на южном побережье Балтийского моря и стали родоначальниками балто-славянских племен, которые впоследствии распространились по всей Центральной Европе и начали неудержимую экспансию на восток и юг Европы, захваченные мощной волной Великого переселения народов.

Венеты.

Одним из древнейших народов Балканского полуострова были венеты (венеды, энеты). Историки до сих пор не установили, были венеды самостоятельным народов или входили в крупную федерацию иллирийских племен. Известно, что венеты проживали на территории Северной Адриатики, где оставили о себе память в названии современной Венеции, и говорили на самостоятельном индоевропейском языке, находившимся в отдаленном родстве с италийскими, кельтскими, германскими и иллирийскими языками. Первые письменные документы на венетском языке датируются VI в. до н.э., что ставит его в число древнейших языков Европы.

Происхождение венетских племен, как и многих других этого времени, покрыто тайной. Одни ученые считают, что предки венетов пришли на север Балканского полуострова вместе с иллирийцами после краха Хеттской державы и Троянской войны. Согласно древним легендам, эти древние народы покинули Анатолию в результате нашествия и обосновались на новой родине во главе с мифически предводителем и героем Троянской войны Энеем. О правдивости этой легенды свидетельствует родство венетского языка с этрусским, что делает их близкими родственниками. В последнее время стало высказываться предположение, что венеты были одним из древнейших индоевропейских народов, переселившихся сюда из Малой Азии примерно 4 тысячи лет назад.

Все попытки связать этимологию венетов со славянскими языками успеха не имели, однако родство их языков сомнению не подвергается. Помимо адриатических венетов историки прослеживают и другие ответвления этого племени, непосредственным образом связанного с древними кельтами. Так, например, на Британских островах проживал кельтский народ «венеты», покоренный вместе с другими племенами римскими легионами Юлия Цезаря в середине I в. до н.э. Многие историки и археологи высказывают предположение, что венеты еще до нашей эпохи смешались с кельтскими народами и образовали кельтско-венетский синтез, ставший основой будущей славянской народности.

Этот вывод подтверждают данные греческого географа и астронома Клавдия Птолемея, жившего во II в. н.э. Он сообщает, что венетские племена занимают огромное пространство реки Вислы и всего южного побережья Балтийского (Сарматского) моря, которое ранее называлось «Венетским». Именно в этом месте и произошло слияние древних венетов с сарматскими племенами, что также создавало предпосылки для образования будущих славянских народов. Чуть позже (в Ш в.) сарматско-венетские племена, которые уже с полным основанием можно назвать славянами, снова спустились на юг и в течение короткого времени захватили всю территорию Балканского полуострова, включая материковую Грецию.

Как и соседние иллирийцы, древние венеты еще до переселения на север занимались домашним скотоводством и земледелием, заселяли преимущественно плодородные равнины и довольно рано стали использовать плужное земледелие. В V в. до н. э. венеты находились на стадии разложения родового строя, однако еще долгое время жили без государственных органов власти, ограничиваясь племенными структурами и общественным самоуправлением. По свидетельству греков, венетские племена отличались воинственностью, часто нападали на греческие колонии, однако в конечном итоге стали усваивать их культуру и методы хозяйствования.

В своих северных землях (Каринтия) венеты создали высокоразвитую культуру, испытавшую на себе не только греческое влияние, но и культуру соседних кельтов. Вместе с иллирийцами и кельтами венеты создали высокоразвитое царство Норик и именно здесь археологи находят древнейшие надписи на венетском языке, которые украшали надгробные плиты и погребальные урны. Кроме того, некоторое количество надписей находят на высоких скалах в горах. Стоит отметить, что венеты проживали на древнем торговом пути из Северной Европы в Южную, получившим название «Янтарный путь », и неизбежно впитывали в себя многие культурные элементы тех народов, с которыми вели интенсивную торговлю.

Многие признаки венетской культуры находят на территории современных Словакии, Венгрии, Чехии и Австрии, что свидетельствует о широком географическом распространении этого народа. Многие историки и лингвисты не без оснований полагают, что венеты стали основой формирования будущих славянских народов Центральной и Восточной Европы. По их мнению, примерно в I в. н.э. венеты покинули родные места и направились на север, где обрели новую родину на южном побережье Балтийского моря, которое с тех пор стало называться «Венетским ». По всей видимости, это произошло в результате агрессивного наступления Римской империи, которая требовала все больше го количества хлебы и другой продукции сельского хозяйства. Не выдержав усиливающего экономического гнета, венеты двинулись на север, смешались там с другими народами и племенами и тем самым заложили основу новой этнической общности.

Заселив южное побережье Балтийского моря, венеты со временем стали называться славянами, а их язык распространился на огромной территории Центральной Европы, откуда после Великого переселения народов стал постепенно проникать на примыкающие земли Восточной Европы, постоянно обогащаясь за счет тюркских и иранских языков. Есть также предположение, что венеты дали название другим племенам, включая (вандалов), которые некоторое время спустя вернулись на Балканы уже под названием славян. Более того, через несколько столетий именно представитель венетского рода ( а не германского) Рюрик стал основателем Древнерусского государства.

Подводя итог, можно сказать, что древние народы Западного Причерноморья и Балканского полуострова сыграли важную роль в становлении и развитии индоевропейской общности. Они во многом определили развитие древнего земледелия, заложили основы древней металлургии, познакомили древних европейцев с железом и влились в общую семью индоевропейских народов, сформировавших вместе с греками и римлянами единую европейскую цивилизацию.

Архаическая Греция

Минойская цивилизация.

Зарождение и развитие всех древних культур так или иначе было связано с окружающих их ландшафтом и совокупностью природно-климатических условий. Не было исключением и юг Балканского полуострова, где издревле селились самые разнообразные народы. Плодородной земли в Греции и прилегающих островах Эгейского моря было немного, климат здесь засушливый, а строительство ирригационных сооружений не имело смысла, поскольку крупных рек нет, а горные ручьи мало пригодны для орошаемого земледелия. Именно поэтому земледелие в этом районе было развито слабо, а постоянная нехватка хлеба вынуждала жителей искать новые источники земледельческого производства далеко за пределами родины. Тем более что небольшое количество пахотной земли не обеспечивало быстро растущее население, а сама она быстро истощалась, превращаясь в пустыню.

В силу этих причин древнее население юга Балканского полуострова предпочитало заниматься садоводством, огородничеством и скотоводством, для чего в этом районе были самые благоприятные условия. Кроме того, эта земля была богата полезными ископаемыми, включая большие залежи золота, серебра, меди, свинца, мрамора. Однако самым большим богатством древних жителей юга Балканского полуострова было море и многочисленные острова с чрезвычайно удобными бухтами, гаванями, заливами, проливами и т.д. Причем все они были расположены недалеко друг от друга, что позволяло древним племенам развивать не только мореплавания, но и торговлю.

На рубеже Ш-II тысячелетий до н.э. на Крите и некоторых других острова Эгейского моря зародилась и быстро набрала силу Минойская цивилизация. Ее происхождение до сих пор остается загадкой, однако известно, что ее жителями были выходцы из стран Передней и Малой Азии, которые смешались с местным первобытным населением и создали одну из первых цивилизаций на территории Европы.

Известно, что центром Минойского царства был Кносский дворец правителя, обнаруженный британским археологом А.Эвансом в центральной части Крита. По преданию, именно здесь проживал легендарный царь Минос, а его огромный дворец с многочисленными залами, коридорами и причудливыми изгибами получил у греков название лабиринта . Если верить древнегреческим мифам, любой человек, попадавший в этот лабиринт, неизбежно погибал, так как не мог самостоятельно выбраться оттуда, а в самом конце лабиринта обитал кровожадный и Минотавр – ужасное чудовище с человеческим туловищем и головой быка.

Подвластные минойцам племена и народы обязаны были каждый год приносить Минотавру человеческие жертвы, пока он не был убит знаменитым афинским героем Тесеем . Археологические раскопки А. Эванса действительно обнаружили огромный дворец с очень сложной и запутанной планировкой и узкими коридорами, соединяющими около 330 просторных комнат и залов. Однако в целом этот дворец представлял собой единый архитектурный комплекс, поражающий не только сложной строительной технологией, но и редким изяществом архитектурного стиля. Аналогичные дворцовые постройки были позже обнаружены и на других островах Минойской цивилизации.

Во время раскопок археологи обнаружили большое количество произведений искусства и художественного ремесла, выполненных с невиданным для того времени мастерством. Эти предметы изготавливались как в самом дворце, так и в многочисленных мастерских, разбросанных по всему острову. Здесь работали ювелиры, гончары, художники, резчики по дереву и камню, ткачи и другие ремесленники, обслуживавшие быстро растущие запросы царского двора. Наибольшего мастерства достигли художники, расписывавшие стены дворца причудливыми сюжетами из религиозных обрядов и многочисленных празднеств. Зачастую на этих картинах изображались жители этого государства – стройные загорелый мужчины с длинными черными волосами и вьющимися локонами, тонкой талией, широкими плечами и атлетической фигурой, прикрытой лишь набедренной повязкой. Женщин изображали в нарядных цветных юбках с многочисленными оборочками, тонкой талией, туго обтянутой корсажем, и открытой грудью.

Все эти люди принимали участие в каких-то религиозных празднествах, главным почитаемым животным которых был бык. По всему видно, что бык был основой минойского культа бога-быка, однако попасть туда он мог только с материковой части Передней Азии или Балканского полуострова, поскольку на самом острове выращивать их в большом количестве было практически невозможно.

Многочисленные сюжеты из фресковой живописи свидетельствуют о том, что жители Минойской цивилизации проводили время в условиях благополучия, постоянных праздниках и веселых забавах. Жизнь минойской аристократии была беспечной и беззаботной, протекавшей в условиях красочных представлений. От враждебного внешнего мира минойцы были надежно защищены морем, а рядом с ними в то время не было ни одной развитой цивилизации, которая могла бы представлять им угрозу.

Минойская цивилизация достигла высочайшего развития благодаря развитой технологии судостроения и превосходным качествам мореходов. Минойцы часто выходили в море, ловили рыбу и вели интенсивную. Торговлю с далекими народами. Строительство судов требовало от них не только строительных навыков, но и более или мене точных представлений об окружающих землях. На острове было развито огородничество, садоводство и домашнее скотоводство, а остальные продукты, включая продукты пашенного земледелия, минойцы с успехом получали от торговли с другими народами.

В монотеистической религии минойцев явно прослеживаются культы богини плодородия, матери-земли, бога подземных стихий, владычицы диких зверей, богини материнства, однако самым главным был культ свирепого быка, воплощавшего в себе разрушительные силы земли и бушующего грозного моря. Причем на многих фресках бык изображен с телом человека, что подтверждают древнюю легенду о Минотавре. По всей видимости, именно ему и приносили минойцы человеческие жертвы.

Вся жизнь минойцев была связана с религиозными культами, отправление которых проводилось с участием придворной знати, а в качестве верховного жреца выступал сам кносский правитель. Не исключено, что минойская цивилизация стал если не первой, то одной из первых в истории Европы теократий, то есть такой формы правления, при которой светская и духовная власть находилась в руках верховного правителя. При этом персона самого царя считалась священной и неприкосновенной, обладающей божественным происхождением. Вероятно, и вся жизнь царя имела характер религиозного ритуала, которому поклонялись все подданные минойской державы.

Что же касается жизни простых минойцев, то сведений о ней сохранилось очень мало. Они обитали на окрестных землях в убогих глинобитных хижинах, занимались приусадебным земледелием, скотоводством и ремеслом, и платили ежегодные подати, размеры которых позволяли царствующей элите накапливать огромные богатства и проводить жизнь в постоянных празднествах и увеселениях. Это был раннеклассовое государство с характерной для него системой господства и подчинения. При этом минойцы использовали труд рабов, но в целом это явление носило патриархальный характер и не получило широкого распространения.

Расцвет минойской цивилизации пришелся на период ХVI-ХV вв. до н.э., когда на островах стали возводиться роскошные дворцы местной знати. К этому времени кносские правители объединили под своей властью всех жителей Крита и других островов и создали жестко централизованное государство, опирающееся на военную мощь и огромный торговый и военный флот. Греческие историки считали, что объединение страны произошло под руководством легендарного царя Миноса, которого они нарекли первым талассократом – властителем моря. По всей видимости, Минос действительно контролировал весь бассейн Эгейского моря, устанавливая свои порядки на всем протяжении его изрезанных берегов.

Именно в это время в прибрежных районах возникают многочисленные минойские колонии и торговые фактории, обеспечивавшие минойцев необходимым количеством хлеба, дерева и других товаров. Минойская держава была настолько могущественной морской силой, что с ней охотно поддерживали контакты египтяне, сирийцы, финикийцы и другие развитые народы Передней Азии и Северной Африки.

Казалось, что у могущественной минойской цивилизации нет соперников в Средиземном море, однако в качестве главного соперника выступила сама природа. В середине ХV в. до н.э. минойцев постигла страшная катастрофа, равной которой Крит не переживал за всю свою историю. Все дворцы были в одночасье разрушены, жители острова отчасти погибли, а отчасти просто покинули обжитые места, а само государство навсегда утрачивает свое положение ведущего хозяйственного и культурного центра Эгейского моря.

Причины катастрофы до сих пор точно не установлены. Одни историки считают, что минойская цивилизация погибла в результате невиданного извержения вулкана на острове Фера (современный Санторин), в результате чего огромные волны и землетрясения полностью уничтожили все постройки, а толстый слой вулканического пепла похоронил под собой плодородные земли острова. После разрушительного землетрясения часть острова ушла под воду, что дало повод некоторым исследователям отождествлять его с погибшей Атлантидой.

Другие ученые не без оснований полагают, что минойская держава стала жертвой жестоких ахейцев, вторгшихся на остров из материковой Греции. По их мнению, ахейцы опустошили всю землю минойцев, разграбили и сожгли их дворцы, а потом увезли с собой все драгоценности, скот и уцелевших минойцев, которых превратили в рабов. Надо сказать, что археологические находки подтверждают появление на острове другого народа, более грубого и варварского, который практически полностью заменил собой прежний этнический состав. Кроме того, на острове обнаружено большое количество документов, составленных на ахейском диалекте древнегреческого языка (так называемое линейное письмо Б).

Скорее всего правы были и те, и другие. По всей вероятности в середине ХV в. до н.э. минойцев действительно постигла страшная природная катастрофа, а потом этим воспользовались менее развитые греческие племена ахейцев и захватили ослабленный от стихии народ, прервав естественный ход развития этой удивительной цивилизации. Впрочем, она не исчезла полностью, а передала многие свои достижения новым пришельцам – греческим племенам ахейцев и дорийцев, продолживших их некоторые традиции.

Цивилизация гарамантов.

Судя по последним археологическим находкам на территории Средиземноморья, невиданная природная катастрофа на острове Крит привела к нарушению веками складывавшегося экологического равновесия и вызвала массовое перемещение древних народов, получивших название «народов моря». По всей вероятности, они принимали участие в Троянской войне, во многом способствовали краху Хеттской державы, а также захватили многие прибрежные земли Средиземного моря.

Это были воинственные племена светлокожих людей, вооруженных копьями, дротиками и бронзовыми мечами, что делало их непобедимыми воинами. В этом они полностью совпадают с жителями минойской цивилизации, а отличаются от них прежде всего умением передвигаться на быстрых конях и управлять боевыми колесницами. В результате природной катастрофы, а также последовавшего за ней массового вторжения на Балканский полуостров северных диких племен, эти народы, получившие в античной литературе название гарамантов, начинают осваивать Северное побережье Средиземного моря, где наталкиваются на отчаянное сопротивление египтян. Так, например, в египетских хрониках отмечается, что войска фараона Рамзеса II наголову разбили «народы моря», вынудив их искать прибежища в западных районах Северной Африки.

Наскальные рисунки Северной Африки часто изображают белокожих людей с голубыми глазами, появившихся в Сахаре в тот период, когда она еще не стала безжизненной пустыней. Усыхание Сахары началось примерно в Ш тыс. до нэ. И к моменту заселения ее гарамантами еще была обитаемой, хотя и теряющей свои жизненные силы землей. Геродот описывает гарамантов как многочисленное и крайне воинственное племя, ведущее бесконечные войны с так называемыми «пещерными эфиопами». А Римский историк Тацит добавляет, что гараманты представляют собой «свирепое племя, своими набегами наводившее ужас на соседей».

По свидетельствам античных историков в период своего расцвета гараманты властвовали над всем побережьем Северной Африки и контролировали значительную часть населенного негроидами Судана. Анализ наскальных рисунков дает основание предположить, что гараманты были наследниками минойской цивилизации и некоторых народов материковой Греции микенского периода. Потерпев поражение с войнах с египтянами, гараманты смешались с коренным населением Северной Африки и со временем утратили свои индоевропейские корни, включая, разумеется, и язык. Именно это смешение, по мнению российского историка и этнографа Ю.К. Поплинского, положило начало гарамантской цивилизации, сочетавшей в себе явно выраженный эгейский субстрат и наслоения коренных народов Северной Африки.

Культура гарамантов была в основе такой же, что и у других ливо-берберских народов этого региона. Они занимались скотоводством и земледелием, однако в отличие от многих других африканских народов гараманты развивали ремесло и добились немалых успехов в металлургическом производстве, что обеспечило им господствующее положение на всем южном побережье Средиземного моря. Обряд захоронения у них тоже был похож на минойский, хотя и с некоторыми местными особенностями. Многие специалисты отмечают, что даже суффикс –ант в слове «гарамант» имеет балканское происхождение и напоминает формообразование в языке древних пеласгов, коренного населения Греции.

Бесспорный интерес представляет и минойская легенда о происхождении гарамантов. Согласно ей дочь критского царя Миноса Акаллида, отправленная отцом в Африку, родила от Аполлона сына Гараманта, от которого и пошел этот народ.

В течение полутора тысяч лет гараманты играли ведущую роль в развитии народов Южного Средиземноморья. Они были основными торговыми посредниками между странами Тропической Африки и финикийскими, а затем и римскими торговыми колониями средиземноморского побережья. Они долго держали под своим контролем все оазисы и караванные пути Сахары. Быстрые боевые колесницы позволяли гарамантам легко управлять этими обширными территориями и подавлять любое недовольство со стороны покоренных племен. Столица их империи город Гарама был одним из самых богатых городов в Северной Африке и культурным центром огромной империи.

Будучи наследниками древнейшего индоевропейского сообщества, гараманты заложили основы новой цивилизации и достигли небывалого прогресса в торговле. С другой стороны, эти успехи их и погубили. Накопленные богатства, успешная торговля и удачные грабительские войны с соседними племенами привели к моральной деградации гaрамантского общества, которое еще не оформилось в развитое государственное образование. А в это время на другом берегу Средиземного моря поднималась новая грозная сила, перед которой они не смогли устоять.

Гараманты долго и упорно сопротивлялись римской экспансии в Африке, однако в 19 г. н.э. римские легионы под командованием Корнелия Бальба приступом взяли их столицу Гараму и разрушили ее. Отдельные племена гарамантов еще сражались за независимость, но в целом исход борьбы был предрешен. Гараманты уходили в безжизненные пески Сахары и оттуда иногда наносили удары по римлянам. В конце 1 в. римляне заключили с ними договор о дружбе и стали получать от них слоновую кость, золото, серебро, диких зверей, страусовые перья и чернокожих невольников. Более того, могущественный Рим часто принимал у себя гарамантских посланников и вел с ними торговые дела.

Однако в эпоху упадка Римской империи гараманты по-прежнему были врагами Рима и неустанно вели с ними борьбу за независимость. Так, например, в огромной армии карфагенского полководца Ганнибала было немало гарамантов, которые и обеспечил ему победы на римскими легионами. Казалось, что падение Западной Римской империи предоставило им редкий шанс обрести полную независимость и укрепить свое государство, однако именно в этот момент их подстерегла новая опасность. В VII в. началось завоевание Северной Африки арабскими племенами под победоносными знаменами ислама. В отличие от римлян арабы полностью уничтожили гарамантскую государственность, истребили политическую элиту общества, а всю собственность забрали себе.

С течением времени оставшиеся в живых гараманты приняли ислам и прекратили свое существование как самостоятельный и независимый этнос. Их земли перешли в руки завоевателей, а нашествие берберов окончательно уничтожило их самобытную культуру. Уцелевшие гараманты ушли на юг, смешались с коренными африканскими народами и стали туарегами, которые еще долго хранили остатки цивилизационного строя гарамантов.

Микенская цивилизация.

Творцами микенской цивилизации были греки-ахейцы , вторгшиеся на Балканский полуостров на рубеже Ш-II тысячелетия до н.э. из района придунайской низменности. Продвигаясь на юг по территории полуострова, ахейцы попутно уничтожали либо просто ассимилировали местное догреческое население, которое позже стали называть пеласгами . По всей вероятности, значительная часть пеласгов представляла собой осколки минойцев, переселившихся на материк после разрушительного землетрясения середины ХV в. до н.э. Об этом свидетельствуют совершенно бесспорные факты наследования пеласгами высочайших достижений минойской цивилизации, включая названия богов, религиозные обряды и культы, фресковая живопись, архитектурный облик дворцов, строительство водопроводов, каналов и ирригационных систем, отдельные виды оружия, развитое ремесло и линейное слоговое письмо. Кроме того, пеласги сохранили многие навыки кораблестроения и мореходного искусства, чем никак не могли обладать дикие племена ахейцев.

Судя по всему, пеласги унаследовали нравы, обычаи и хозяйственные навыки минойских колонистов, которые с давних времен селились на территории материковой Греции, обеспечивая Крит необходимым количеством товаров и продовольствия. Именно это обстоятельство позволяет понять тот высочайший уровень развития науки, культуры и искусства, которого достигли жители Эллады в более позднее время. Многие историки считают эти достижения наследием древних атлантов, погибших в незапамятные времена в результате природной катастрофы.

Еще в ХIХ в. на юге Пелопоннеса известный археолог Г. Шлиман открыл так называемые «шахтные гробницы», в которых сохранились захоронения древних ахейцев вместе с большим количеством изделий из золота, серебра, слоновой кости и других дорогих материалов. Вероятно, далеко не случайно Гомер в своей бессмертной поэме «Илиада» называет Микены «златообильными», а микенского царя Агамемнона – самым могущественным ахейским вождем, принявшим непосредственное участие в Троянской войне. Многочисленные археологические и мифологические данные говорят о том, что древние ахейцы были свирепым и воинственным народов, беспощадно грабившим соседские племена. Их грабительские походы приносили свои плоды, а наиболее удачливых воинов, захвативших самую богатую добычу, в Микенах чествовали как настоящих героев. Об этом свидетельствует также обилие оружия в ахейских захоронениях, которое считалось у них самым главным орудием труда.

Временем расцвета микенской цивилизации можно считать период с ХV по ХШ вв. до н.э., когда ахейцы овладели практически всей территорией Греции, а также многочисленными островами Эгейского моря. И повсюду господствует один и тот же тип жилищ, дворцовых построек, однообразными погребениями, сходными керамическими изделиями и практически идентичными культовыми сооружениями. При этом почти все микенские дворцы были хорошо укреплены и представляли собой настоящие цитадели, способные выдержать длительную осаду. И стены их, как и у минойцев, были расписаны живописными фресками, но отличались менее изысканным вкусом и более примитивными религиозными культами. Однако даже у них всегда был водопровод, бассейн, баня и канализационные стоки.

Характер дворцовых построек свидетельствует о том, что в Микенах было развитое государственное управление и огромное количество подневольной рабочей силы, в качестве которой выступали не только рабы, но и зависимые граждане, привлекавшиеся для выполнения государственных обязанностей.

Древние ахейцы говорили на архаичном диалекте греческого языка, относящимся к самым древним формам индоевропейской семьи, а в качестве письменности ахейцы использовали слоговое линейное письмо минойцев. Археологи изучили и прочитали большое количество глиняных табличек, на которых были зафиксирована хозяйственная информация о строительстве дворцов и поступлении налогов от жителей государства. Кроме того, этот архив раскрывает подробную регламентацию труда ремесленников, которые должны были предоставлять в распоряжение правителей многие предметы своего производства. При этом в наибольшем почете были кузнецы, работа которых находилась под неусыпным контролем государственных чиновников.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 1711; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.052 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь