Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Великое переселение народов как универсальная модель межкультурных коммуникаций



Барбарикум.

Обычно под Великим переселением народов понимают массовую миграцию варварских племен Востока на территорию античной цивилизации Греции и Рима в Ш-VI вв. нашей эпохи. Системное изучение древних цивилизаций и окружавшего их варварского мира позволяет сделать вывод, что Великое переселение народов в указанный период представляет собой особый период мировой истории, который можно с полным основанием считать «геополитической» или «варварской» революцией», следствием которой стало формирование новой феодальной цивилизации. Это было своего рода широкомасштабное взаимодействие варварских и цивилизованных народов, породивших совершенно новый уклад и новую «синтетическую» цивилизацию.

В связи с этим следует помнить семантические определения понятия «варварства» в том виде, в каком они сложились среди античных авторов. В самой общей форме отношение античной цивилизации к окружавшим их варварским народам происходило по давно уже известной схеме «мы-они» или «свои-чужие». Что касается «своих, то здесь все понятно, а вот понятие «варвары» не имело устойчивого содержания и в разные времена воспринималось по-разному.

Формирование первоначального образа «варвара» имело в своей основе три круга ассоциаций. Вероятно, первый круг был по преимуществу лингвистический, когда греки, а потом и римляне стали называть варварами всех тех, кто говорил на чужом, непонятном им языке («вар-вар»). Это различие было наиболее явным и естественным всегда и значительно усиливалось в результате образования враждебного окружения, угрожающего жизни и существованию более развитых народов. Одновременно с этим или вскоре после этого формируется второй круг ассоциаций, связанных с этнической принадлежностью. Греки и римляне стали называть варварами все те народы, которые не только говорили на другом языке, но и отличались другим образом жизни. Иначе говоря, варварами стали те народы, которые не относились к грекам или римлянам, по-другому одевались, вели себя, совершали непонятные поступки и не придерживались строго определенных правил общежития. Третий кругассоциацийвозник гораздо позже и был связан с отсутствием у мене развитых народов устойчивых навыков грамотности, образования, бытовой культуры, хороших манер, установленных правил и норм поведения, институтов власти и общепринятых для всех законов. Характерно, что примерно такое же понимание варварства существовало и в других развитых цивилизациях, например, в Китае и Индии.

Обращает на себя внимание тот факт, что вместе с зарождением понятия «варварства» возникает особый тип отношений цивилизованного мира с менее развитым окружением, в результате чего формируется весьма специфическое пространство межэтнических и межкультурных коммуникаций, в рамках которого неизбежно происходит определенный синтез варварства и цивилизации. Другими словами, с течением времени и в результате продолжительных интенсивных контактов цивилизованный мир начинает обретать некоторые признаки варварства, а варварский постепенно становится цивилизованным.

В античной традиции все страны и народы, которые греческие и римские граждане называли варварскими, получили название Барбарикум, то есть «варварский мир». Фактически это были все восточные, центральные и северные территории Европы, жители которых отличались от римлян и греков как по материальному уровню жизни, так и по духовной культуре. Следует отметить, что греки знали варваров по отрывочным сведениям и вступали с ними в непосредственный контакт либо в своих отдаленных колониях, либо в результате работорговли. Особое место при этом занимает эллинистический период, когда греки сами отправились на территории варварского мира, покоряя населяющие его народы. В большинстве случаев это были народы Востока, включая персов, которых греки тоже называли варварами, хотя по многим показателям они никак не вписывались в эту категорию, а иногда даже превосходили греков.

Что же касается римлян, то ни получили возможность более подробно столкнуться с варварами, которые совершали набеги на империю с начала нашей эпохи. Для римлян Барбарикум стал символом постоянной военной угрозы и одновременно источником рабов, сырья, солдат для быстро редеющей армии и в конечном итоге важнейшим фактором благополучия. Более того, в отличие от греков римляне стали охотно принимать чужестранцев на своей исконной территории, передавая им свой язык, культуру и навыки государственной жизни. Все захваченные римлянами провинции Барбарикума становились провинциями единой империи со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Постоянно усиливавшаяся романизация отдельных районов Барбарикума неизбежно разрушала замкнутый мир варваров, включая их в огромное этническое и культурное пространство империи.

Наиболее характерным примером подобного рода межкультурных коммуникаций является кельтское сообщество. Кельты были для римлян первыми варварами, которые совершали частые набеги на римские земли и грабили римские города, однако ко II в. на востоке Европы появились первые германские племена, против которых выступили не только римляне, но и некогда покоренные ими галлы. Самое интересное заключалось в том. что кельты довольно успешно противостояли римлянам, но оказались совершенно беспомощными перед натиском германцев. В конце концов они оказались перед трудным выбором: объединиться с римлянами против германцев или объединиться с германцами против римлян.

После недолгих колебаний большинство кельтских племен избрали первый путь, который показался им более предпочтительным. Впрочем, ничего удивительного в этом нет. Довольно длительные контакты с римлянами позволили кельтам хорошо узнать преимущества и недостатки римлян и использовать их в своих отношениях. Иначе говоря, они предпочли иметь дело с давно знакомыми римлянами, которые придерживались строгих правил, чтили закон и почитали своих богов, чем вступать в союз с дикими ордами варваров, которые всегда вели себя непредсказуемо, безжалостно грабили кельтов и слишком жестоко обращались с покоренными народами. Таким образом, уже распадающаяся Римская империя одержала, может быть, свою последнюю культурную победу над варварами, романизировав окружавших ее варварский мир.

«Варварская революция».

Принято считать, что Великое переселение народов, обрушившее Римскую империю и весь античный мир, началось с начала нашей эры, когда в евразийских степях образовалась большая группа тюркских племен, получивших общее название «гунны» (хунну). Испытав на себе все негативные последствия высыхания степи, они сплотились в один огромный союз и двинулись на запад Евразии в поисках новых пастбищ и новой добычи. Попутно они покоряли и включали в себя многочисленные финно-угорские, тюркские, алано-сарматские и другие народы Евразии, а потом обрушились на древнее индоевропейское население Северного Кавказа и Северного Причерноморья. Натиск был настолько мощным, что все попытки готов, алан, сарматов, скифов и других народов отстоять свою независимость успеха не имели. По словам Л.Н Гумилева, совокупная пассионарная энергия гуннов значительно превосходила уже состарившиеся этносы причерноморского региона.

Не выдержав натиска, готы бросились на запад, оттесняя в том же направлении уже проживавшие там народы. Началась цепная реакция передвижения огромных масс людей, сорванных со своих мест гуннским нашествием. Сейчас уже невозможно восстановить общую картину массового движения, которое затронуло мир Барбарикума. Поначалу римляне пытались противопоставить нашествию варваров свою военную мощь и всегда выручавший их в прошлом порядок, однако на этот раз они потерпели полное поражение. Испытывая острую нехватку солдат и нежелание римлян нести военную службу, они стали принимать на службу выходцев из варварских земель, а на своих отдаленных окраинах селить так называемых федератов – варварские народы, которые соглашались нести военную службу в обмен на право проживания в римских провинциях.

Это было началом их конца. Казалось, весь мир обрушился на Рим в поисках спасения или легкой добычи. Нет смысла перечислять все племена и народы, заполонившие всю территорию Европы. Тем более что многие из них бесследно исчезли и сейчас невозможно восстановить даже их названия. В целом это были тысячи племен и племенных союзов германских, тюркских и ирано-язычных народов, которые прошли всю Европу, разрушили римские города и крепости, разграбили всю Италию и в конце концов добрались даже до Северной Африки, где и основали первые варварские королевства (вандалы и аланы).

Этому во многом способствовал раскол Римской империи на Восточную и Западную в 395 г., духовный кризис римского общества, в результате которого стала зарождаться новая религия (христианство), а также общий процесс варваризации римской жизни и общее нежелание варваров защищать ненавистный им Рим.

Многие исследовали единодушно отмечают, что главным, или одним из главных) очагом формирования «кочевых империй», сокрушивших Рим, стали районы Меотиды и Северного Причерноморья. Именно оттуда началось настолько мощное наступление на Европу кочевых племен, что остановить его было практически невозможно. К числу главных преимуществ кочевников следует отнести превосходство в вооружении (стальные сабли против бронзовых коротких мечей), искусство верховой езды (у римлян всадниками были только очень состоятельные люди), небывалая мобильность орды ( против оседлости римлян и их нежелания воевать на чужой территории), а также необыкновенно высокий боевой дух, что всегда было характерно для кочевников в периоды пассионарного подъема.

Не стоит также забывать о духовном превосходстве гуннов, которые уже тогда верили в единого небесного бога Тенгри и заражали своей верой множество покоренных племен. А римляне переживали период перехода от язычества к христианству и не успели проникнуться идеями единого христианского единобожия, тем более что становление христианской Троицы вызывало много споров и порождало сумятицу в сознании римлян. Не случайно, что много позже германские племена принимали христианство в форме арианства, то есть восточного единобожия, а не в форме непонятной им римской веры, в которой прославлялась Троица – единство Бога-отца, Бога- сына и Духа святого. Алтайская вера кочевников признавала только единого Бога небесного, который управляет всем сущим и никоим образом не распадается на три ипостаси.

Концом территориальной экспансии Рима можно считать I в. н.э., когда римская армия потерпела сокрушительное поражение в Тевтобургском лесу и тем самым спровоцировала новую волну натиска варварских племен на земли империи. Именно с этого момента и можно говорить о начале Великого переселения народов, закончившегося крахом Римской империи, возникновением Византии и появлением первых варварских королевств. В конце I столетия окончательно определилась одна из первых в Европе границ, отделившая римский мир от Барбарикума. Она проходила по Рейну и Дунаю и представляла собой сложную систему пограничных лагерей, укреплений и сторожевых постов, призванных защищать земли Рима от нападения варваров. Но поскольку Рим уже не имел сил для охраны столь протяженной границы, он стал нанимать для этой цели более или менее лояльные германские племена, которые были весьма ненадежными союзниками и не желали умирать за интересы далекой империи.

В следующем веке на границах империи произошел так называемый «маркоманский взрыв», в результате которого Рим навязал подчиненным германским племенам ряд договоров и соглашений, выполнение которых жестко контролировалось римскими властями. Именно с этого времени Рим начинает в массовом порядке селить на своих северных территориях варварские племена, становясь все более зависимым от ненадежных варварских федератов. Следует заметить, что это была уже вторая волна романизации, распространившаяся не только на кельтов, но и на германцев. В конце концов римляне вынуждены были предоставить жителям Барбарикума права римского гражданства и вытекающие из них льготы по налогообложению. Однако эти меры не только не замедлили продвижение варварских племен на территорию Рима, но и значительно ускорили его. Варвары восприняли эти уступки как проявление слабости и не упускали возможности поживиться за счет одряхлевшей империи.
Пока западные германские племена (франки) приспосабливались к незнакомой для них ситуации сотрудничества и торговли с Римом, в Ш в. с востока пришли новые варвары, которые отличались необузданностью, агрессивностью и не испытывали никакой склонности к хитрым римским компромиссам. Им нужно было все и сразу, а полагались они исключительно на свое военное превосходство и невероятную жажду военной добычи. Кроме того, в этом новом натиске принимали участие не только германцы, но и другие племена (аланы, арматы, скифы, анты, тюрки). Центр варварского мира переместился из района Северного Причерноморья на равнины Среднедунайской низменности, где формировались и набирались сил передовые отряды варваров для дальнейшего наступления на Рим.

В IV в. огромная кочевая империя гуннов обрушила свою мощь на Балканы и вскоре захватила всю территорию Центральной и Восточной Европы. Письменные источники сохранили довольно подробный перечень этнического состава этой невиданной варварской империи. В нее вошли сотни тюркских, финно-угорских, ирано-язычных племен, а к ним потом добавились и уже сформировавшиеся из этой полиэтнической массы славянские племена. При этом наиболее активными участниками Великого переселения народов стали федераты – подлинные «герои» этой революции. Они быстро втянулись в римские политические интриги, стали назначать собственных императоров, имели собственные политические интересы в распадающейся империи и фактически полностью контролировали римскую армию. Причем не только в Западной Римской империи, но и в Византии, где армия также состояла преимущественно из наемных кочевников. Правда, верховная власть в Византии осталась вне пределов досягаемости варварских племен.

С конца IV в. варварские племена стали требовать от Рима не только статуса федератов, но и права на собственное самоуправление. Во многих случаях, не дожидаясь одобрения Рима, они просто заселяли свободные земли и вообще перестали обращать внимание на протесты со стороны Рима. Этот процесс усилился в те годы, когда правление огромной гуннской империей оказалось в руках Атиллы – величайшего военного предводителя, получившего от европейцев ужасающий титул «Бич Божий».

В 410 г. германские племена готов во главе с Аларихом прошли по всему Балканскому полуострову и направились к Риму. Защищать империю было практически некому. Рабы, колоны и легионеры-варвары сразу же перешли на сторону германцев. Захватив и разграбив Рим, готы ушли грубить другие провинции обессиленной империи, где уже вовсю господствовали другие варварские племена.

В 451 г. на Каталаунских полях состоялась знаменитая «битва народов» между войсками Атиллы и последним римским полководцем Аэцием. Во многих литературных произведениях отмечается, что гунны потерпели поражение и были обращены в бегство, однако это поражение выглядит сомнительным, если учесть тот факт, римляне выплатили Атилле огромный выкуп. Вряд ли в мировой истории есть случай, чтобы победители выплачивали выкуп побежденным. Вскоре после этого Атилла умер в своей резиденции на Дунае, а Егор огромная империя распалась на множество независимых государств.

В 476 г. Одоакр, предводитель одного из наемных легионов римской армии, низложил последнего римского императора Ромула Августина и отослал все знаки императорской власти в Константинополь. Сам же Одоакр основал первое варварское королевство на территории Италии и был убит в 493 г. своим соперником Теодорихом. Так закончилась эпоха Западной Римской империи, а е наследница Византия просуществовала еще тысячу лет и пала под ударами тюркских племен в середине ХV в.

Важнейшим результатом великого переселения народов стало падение античного мира и формирование на его обломках новой средневековой цивилизации. Под влиянием этих революционных процессов варварские общества переходят от родового строя к классовому государству, создаются первые варварские королевства и возникают новые имущественные отношения. Разумеется, варварские государства перенимают многие достижения Римской империи, но не сразу, а через довольно продолжительный период становления и развития их собственной государственности. Так, например, они не стали перенимать классическое римское рабство, а охотно восприняли систему колоната, и которого позже выросли ранние формы феодальных отношений. Предводители племен стали конунгами и герцогами, составившими вместе с гуннами важнейшую прослойку средневековой цивилизации – рыцарство.

Таким образом, Великое переселение народов стало важнейшим революционным процессом, обозначившим переход от античности к Средневековью. Следует помнить, что это было не только завоевание варварами цивилизованного мира, но и своеобразный синтез различных культур, положивший начало новой исторической эпохе. Разумеется, грубая военная сила во многих случаях становилась решающим фактором переселения, однако дальнейший прогресс и становление новой цивилизации происходило под воздействием социально-экономических и культурных факторов. Западная Римская империя способствовала романизации варварского мира, передала ему знаменитое римское право, большое количество научных и литературных произведений и продемонстрировала наглядные образцы строительства городов, крепостей, дорог, водопроводов, канализации и многого другого, без чего современная западная цивилизация была бы просто невозможна.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 818; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь