Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Царский период в истории Рима.



Центр будущей великой державы зародился в Лации, на левом берегу реки Тибр, в его нижнем течении. Этот район был заселен с древнейших времен, о чем свидетельствуют многочисленные палеолитические орудия труда и захоронения неандертальского типа. Начиная с IХ в. до н.э. на месте будущего Рима и в особенности на холмах Палатина, Капитолия, Квиринала находят железные изделия и металлическое оружие. Эти находки подтверждают древнюю историю Рима, которая в течение длительного периода подвергалась сомнению со стороны историков, скептически относившихся к легендам и сказаниями об основании Рима.

Территория будущей столицы империи была чрезвычайно удобной и стратегически выгодной. Река Тибр в этом месте была судоходной, а на ее берегах находились большие залежи соли, без которой жизнь древних народов была немыслимой. А в прибрежных низинах располагались сочные луга, обрамленные дубовыми и лавровыми рощами. Древние земледельцы выращивали здесь пшеницу, просо, ячмень, а скотоводы всегда находили обильные пастбища для выпаса домашних животных, включая крупный рогатый скот. Кроме того, на территории древнего Рима бурно развивалось ремесло, в особенности гончарное дело и ткачество.

Жители древнего Рима поклонялись множеству племенных богов, среди которых, по свидетельствам Вергилия, Дионисия Галикарнасского и других античных писателей, выделяются Янус, Сатурн, Пик, Фавн, Латин. На самом деле это были племенные вожди, которые со временем превратились в некое подобие божества.

Согласно легенде, в годы царствования Латина сюда прибыл Эней вместе с теми троянцами, которые уцелели после поражения в Троянской войне. Именно он покорил и объединил латинские племена и создал на месте их проживания древний город. Внуками 14-го царя Нумитора были близнецы Ромул и Рем . Затем произошел переворот и новый царь приказал избавиться от законных наследников престола. Ромула и Рема бросил в Тибр, но волны вынесли их на берег, вскормлены волчицей, а когда выросли, отомстили за свое несчастье и основали неподалеку новый город, получивший название Рим (по имени Ромула ). При этом во время ссоры между братьями, Рем был убит, а Ромул стал полновластным правителем нового государства. Если верить античной традиции, это событие произошло в УШ в. до н.э.
Археологи подтверждают, что уже во II тысячелетии до н.э. население устья Тибра отличалось необыкновенной разнородностью. Сперва тут проживали древние лигуры и сикулы, а потом вторглись племена италиков-латинов с родственным племенем сабинян. В последующие столетия в этот район стали проникать греческие колонисты, передавшие местному населению многие навыки земледелия и ремесла.

Все руководство древним Римом находилось в руках царей и общего собрания свободных граждан, получившее название «сенат » ( от латинского senex – «старый человек»). Таким образом, Рим возник как территориальная община, основанная преимущественно на соседской общине, а не на племенной общности. Основу территориальной общины составили три крупнейших племени – латины, сабиняне и этруски. Воспоминание об объединении этих трех племен сохранилось в форме оформившихся в последующие годы трех главных триб (племен) Рамнов (латинов), Тициев (сабинян) и Луцеров (этрусков).

К VI в. до н.э. власть в Риме и прилегающих к нему областях захватили этруски. Скорее всего это было не военный захват, а довольно мирное взаимодействие различных племен, в результате которого в Риме установилась этрусская династия царей. По преданию, в Риме правили семь царей, причем последние из них были этрусского происхождения. Многие историки считают их реальными историческими личностями, жизнь которых находит подтверждение в письменных источниках (Тарквиний Древний, Сервий Туллий и Тарквиний Гордый).

Царский период в истории Рима продолжался с VШ по VI вв. до н.э. и характеризовался разложением родового строя и зарождением государственных отношений. Согласно традиции, в Риме насчитывалось около 300 древних родов, объединенных в 30 курий (по 10 родов каждая) и 3 трибы (по 10 родов). При этом если курия объединяла близкородственные родов, то трибы представляли собой самостоятельные племена. В этот период времени члены каждого рода были связаны обычаями кровной мести и принципами взаимопомощи. Они вели свое происхождение от общего предка и носили общее родовое имя (например, род Юлиев или Клавдиев).

Каждый род распадался на отдельные семьи, которые назывались «фамилия» и включали в себя детей, внуков, жен сыновей, а также домашних рабов. Глава семьи назывался «патер» (отец семьи) или «доминус» (господин, хозяин). Каждая семья поклонялась своим домашним божествам и имела свой культ семейных предков. Во владении семьи находился дом, скот, оружие, домашняя утварь и небольшой приусадебный участок. Пахотная земля делилась между семейными общинами по жребию, а пастбища были общинными и использовались коллективно. При этом верховным собственником земли выступала община, а землевладение было преимущественно частным (за исключением общинных угодий). Но владеть землей могли только равноправные члены римской общины, что изначально пробуждало у древних римлян чувство гражданского общества и принадлежности к гражданскому государству.

Старейшие римские роды имели немало преимуществ и объединялись под названием патрициев. Из них выделялась родовая аристократия, захватившая в свои руки собственность распадавшейся общины и большие наделы земли (латифундии). А все пришельцы или утратившие связь со своим родом получили название клиентов и превращались в зависимое сословие наемных работников, из которых впоследствии образовался класс плебеев, куда вошли также другие категории неполноправных жителей. Плебеи были свободными людьми, но не входили в родовую организацию и считались чужаками. Есть также мнение, что основу плебеев составили коренные жители Лация, покоренная пришлыми индоевропейским племенами. Некоторые плебеи занимались торговлей и ремеслом, однако в подавляющем большинстве это были перешедшие под покровительство патрициев земледельцы и клиенты. Кроме того, плебеи привлекались к военной службе, но не имели права принимать участия в дележе военной добычи.

Низшей социальной группой древнего Рима были рабы, в число которых попадали военнопленные, купленные чужестранцы или представители запутавшихся в долгах плебеев.

Правление царей продолжалось до 510 г. до н.э., когда жители Рима восстали против последнего этрусского царя Тарквиния Гордого, сын которого, согласно преданию, обесчестил женщину патрицианского рода, после чего она покончила с собой. Однако не обошлось и без более серьезных причин. Разбогатевшие патриции стремились во что бы то ни стало свергнуть царскую династию ослабевших этрусков и захватить власть, чтобы использовать ее для дальнейшего обогащения и проведения соответствующих социально-экономических реформ.

В самый разгар всенародного восстания Тарквиний Гордый бежал с семьей в Этрурию и попытался собрать силы для восстановления справедливости, однако даже осада Рима не принесла желаемых результатов. Этруски были намного слабее окрепшего Рима и уже не могли диктовать ему свою волю. С этим событием связана легенда о героическом поступке юноши, который хотел убить предводителя этрусков, но был схвачен и предстал перед судом. Преисполненный презрения к пыткам и смерти, этот парень по имени Муций сжег свою правую руку, из-за чего получил среди современников прозвище «Сцевола», что означает «Левша». С тех пор имя Муция Сцеволы стало нарицательным и обозначает бесстрашного героя, готового пожертвовать всем ради блага отечества.

Римская республика.

После изгнания последнего этрусского царя в Риме был установлен особый политический режим, получивший название «республики » (из латыни – «дело народа»). На самом деле власть в Риме принадлежала не всему народу, а преимущественно патрициям – наиболее родовитой части аристократии, контролировавшей всю работу сената. Римская республика создает огромную армию и приступает к покорению соседних италийских племен. При этом новые римские территории получили статус, значительно отличавшийся от статуса самого Рима. Они рассматривались как собственность римского народа и фактически были лишены какой бы то ни было самостоятельности. Значительная часть захваченных земель была конфискована и распределялась между самыми знатными родами патрициев.

Новые земли получили название «провинций», а их население должно было платить большие подати в римскую казну (10%) и стояло вне римского правового законодательства. При этом наместники провинций были одновременно командующими армией и главами гражданского управления, подотчетными только римскому сенату. Фактически наместники были полновластными правителями провинций, и только после 149 г. до н.э. наместников поставили в рамки законы и могли судить за нарушение общепринятых правил. Это и стало важнейшим завоеванием республики.

Еще одной характерной особенностью Римской республики стало превращение рабства в господствующий экономический уклад. Успешные Пунические войны и захват огромных территорий на Апеннинском полуострове обеспечили Риму приток большого количества рабов, труд которых стал использоваться не только в домашнем хозяйстве, как это было раньше, но и во всех сферах земледелия, скотоводства и ремесла. Так, например, только за пятьдесят лет II в. до н.э. римляне захватили в и превратили в рабов около 500 тысяч человек, причем наиболее богатыми рабовладельцами становились сенаторы, всадники и другие представители родовой знати. Труд рабов использовали при строительстве новых зданий, поместий и водопроводов, а чуть позже стали с такой же эффективностью использовать их в земледелии, скотоводстве и ремесленном производстве.

Широкое использование рабского труда неизбежно приводило к обесцениванию труда свободных крестьян-общинников, которые не выдерживали конкуренции с крупными латифундиями, покидали свои земли и уходили в города, где превращались в люмпен-пролетариат. К этому моменту Римская республика получала настолько большие доходы от грабежа покоренных земель, что могла содержать большое количество свободных, но нищих римлян, выплачивая им ежедневное пособие и обеспечивая их самыми разнообразными зрелищами. Именно таким образом в Риме появилась большая прослойка людей, которые паразитировали на общественном благе и утратили всякое желание трудиться. Их главным требованием стал лозунг «хлеба и зрелищ», и это требование удовлетворялось до тех пор, пока происходило расширение державы и военное покорение новых земель.

Разумеется, такое положение дел не могло не вызвать сопротивление определенной части жителей Рима, которые развязали гражданскую войну и в конце концов погубили Римскую республику. Реформы братьев Гракхов частично восстановили права простых людей периода ранней республики нормировали распределение земельных наделов, обеспечив землей большое количество бедных граждан. Но эти реформы пришлись не по нраву крупной земельной аристократии, которая организовала массовые выступления против реформ, в результате чего и началась полоса разорительных гражданских войн.

Патриции подавили восстание, но время республики уже истекло. Огромная республика не могла жить по старым законам, сформулированным еще в эпоху становления республиканского строя. Огромной державе нужна была сильная централизованная власть, которая могла бы удержать в подчинении большое количество покоренных народов с помощью новой имперской идеологии и единого административного аппарата.

В отличие от Афин республиканский Рим не создал высокой культуры. Государственным языком римской республики стал латинский язык, впитавший в себя множество других языков и местных диалектов, и это было главным достижением республики в этот период. Латинский язык стал языком межнационального общения и окончательно оформился в качестве не только главного, но и единственного языка на огромном пространстве Апеннинского полуострова, а потом и на территории многих римских провинций. Именно благодарю латинскому языку среди покоренных народов распространялось убеждение, что Рим достиг вершин своего могущества в результате морального превосходства римлян над другими народами, их мужеству, целеустремленности, воздержанности, дисциплинированности, свободолюбию, высоким представлением о долге и безграничному уважению к патриархальным законам.

Римляне не создали развитой мифологии, как древние греки, но у них отчетливо проявлялось гражданское чувство взаимопомощи и солидарности, что и обеспечило им в конечном итоге успех в борьбе с соседними племенами и народами. В период республики формируется языческий пантеон древних римлян. Они поклонялись богу грома Юпитеру, богине материнства Юноне, покровительнице ремесла Минерве, богу виноградников Либеру, богине садов Венере, богине земледелия Диане, богу купцов и ремесленников Гермесу и богу войны Марсу и многим другим.

Последний период существования республики ознаменовался коренными преобразованиями в жизни римлян. На первое место неизбежно выходила армия, ставшая главным фактором расширения территории Рима и распространения римского влияния на покоренные страны и народы. В 107 г. до н.э. видный полководец Гай Марий провел военную реформу, оказавшую значительное влияние не только на жизнь государства, но и на простых римлян. Солдаты римских легионов, прослужившие в армии не менее 16 лет, получали статус ветерана и большой надел земли. Кроме того, Марий стал принимать на военную службу добровольцев и платить им хорошее жалованье. Со временем римские легионеры стали самостоятельной военной, а потом и политической силой, определявшей развитие Рима. Марий стал первым, кто рискнул использовать римские легионы для борьбы с политическими противниками. В это же время впервые появляется почетный титул «императора » (повелителя). Так называли крупного полководца, который оставил убитыми на поле битвы не менее 6 тысяч врагов.

Первый век до нашей эры стал последним и наиболее беспокойным в истории республиканского Рима. Вначале была установлена диктатура Суллы, который решил положить конец внутренней смуте и, опираясь на свои легионы, захватил власть в стране и вынудил сенат наделить его неограниченными полномочиями (81 г. до н.э.). Чуть позже в Риме была установлена власть так называемого «триумвирата» - совместного правления трех наиболее влиятельных полководцев (Красс, Помпей и Цезарь). Затем на первое место выдвинулся талантливый военачальник и государственный деятель Юлий Цезарь. Завоевав Галлию в 49 г. до н.э., Цезарь двинул войска на Рим, перешел реку Рубикон(«жребий брошен»), разбил легионы Помпея, еще какое-то время воевал в отдаленных провинциях, а потом вернулся в Рим в качестве императора и установил единоличную военную диктатуру. Однако остановить распад республики он уже не мог. В 44 г. до н.э. Цезарь стал жертвой заговора группы сенаторов во главе с Брутом и убит.

После гибели Цезаря разгорелась борьба между двумя претендентами на власть. В 31 г. до н.э. Октавиан разгромил военный флот своего противника Антония, захватил Египет, где Антоний скрывался у царицы Клеопатры, и навсегда установил власть единого императора. Антоний и Клеопатра покончили с собой. Чуть позже Октавиан принял титул Августа («священного», «божественного») и установил в Риме режим принципата, так как поначалу считал себя принцепсом , то есть первым из сенаторов. С этого момента республика в Риме навсегда уступает место империи.

Исторической опыт Римской республики со всей очевидностью показывает, что идеи народовластия, непосредственным образом вытекающие из родового строя, со временем уступают место той или иной форме монархии. При этом создание монархических режимов значительно ускоряется в условиях территориальной экспансии и покорения соседних народов. При этом важно понять, что переход от республики к империи не может быть сведен только к событийной истории с ее дискретной структурой, поскольку в истории Рима нельзя найти одного события или даже ряда событий, сыгравших решающую роль в этом переходе. Кризис республики происходил медленно, накапливая негативные тенденции, которые в конце концов привели к ее перерождению в собственную противоположность.

Создание империи приводит к усложнению социальной и политической структуры общества, а это, в свою очередь, требует более централизованных форм власти. Кроме того, территориальное расширение древних обществ неизбежно приводит к эксплуатации покоренных народов и принадлежащих им природных ресурсов, что заметно ускоряет нарастание социального паразитизма, морального разложения правящих классов и в конечном итоге приводит к падению нравственных устоев общества. Идеалы справедливости и героического служения обществу быстро уступают место откровенной алчности и беззастенчивому грабежу низших классов. Именно поэтому все империи «пожирают» себя изнутри и в конце концов распадаются на отдельные государства.

Римская империя

«Золотой век».

Период империи в Риме растянулся на пять столетий и характеризовался дальнейшим расширением территории Рима и усилением власти над покоренными народами Западной Европы, Передней Азии и Северной Африки. Начался так называемый « золотой век» в истории Рима, связанный с деятельностью первых императоров.

Став первым императором, Октавиан Август получил всю полноту власти: распоряжался казной, решал вопросы войны и мира, назначал высших государственных чиновников и определял социальный и политический курс империи. Однако формально Август считался только первым из равных и старался не злоупотреблять властью, подчеркивая приверженность древним республиканским традициям. Более того, и сам Август и его ближайшие сторонники искренно считали, что восстанавливают попранные республиканские нормы жизни.

Сенаторы по-прежнему оставались самым привилегированным сословием римского общества, хотя на деле полностью подчинялись воле принцепса. Сохранились также и народные собрания, хотя уже давно не играли сколько-нибудь важной роли в политической жизни страны. Сохраняя старые институты власти, Октавиан предпринимал энергичные усилия для расширения своей социальной базы. Он привлекал на свою сторону богатых торговцев, ремесленников и всадников, назначая их на высокие государственные посты.

Вместе с тем Август попытался возродить старые представления римлян о чести, достоинстве, гордости, служении родине и преданности государству. Рядом своих законов он ввел строгие ограничения роскоши, сурово наказывал за супружескую измену, всячески поощрял гуманное с справедливое отношение к рабам и другим обездоленным людям империи. В результате этих реформ римское общество наконец-то добилось желанной стабильности, империя достигла вершины своего могущества, а в обществе широко распространились представления о социальной справедливости нового строя.

Именно в этот период в Риме намечается небывалый взлет литературы, поэзии, искусства и науки. Появилась целая плеяда талантливых писателей и поэтов, сочетавших в своем творчестве достижения греческой культуры и римских традиций (Овидий, Вергилий, Гораций, Тибулл и многие другие). Август был покровителем науки и искусства и развернул широкое строительство дорог, языческих храмов, водопроводов, амфитеатров, триумфальных арок и других грандиозных сооружений.

Однако после смерти Актавиана Августа в 14 г. н.э. в Риме стали быстро нарастать негативные тенденции, связанные с единоличной властью императора и разложением старой республиканской формы правления. Оказалось, что безграничная власть императора открывает широкие возможности для зарождения деспотизма и произвола, превращаясь порой в тиранию против собственного народа. Все чаще стали проявляться такие признаки социальной болезни общества, как коррупция, продажность чиновников, несправедливость судей, безудержная роскошь и моральное разложение высших слоев общества.

Символом моральной деградации и нравственной развращенности римского общества стала Мессалина – третья жена римского императора Клавдия (41-54 гг.). Знатные римлянки того времени не отличались целомудренным поведением, но даже на их фоне выходки Мессалины выглядели вопиющим нарушением общепринятых приличий и норм поведения. Ее имя стало нарицательным, поступки настолько аморальными, что аристократы Рима решили убить ее и ее очередного любовника. Сенат приказал изъять статуи Мессалины из всех общественных мест, вымарать ее имя из всех документов и наградить убийц, которые освободили империи от позора. Однако ее имя так и вошло в историю как символ моральной развращенности и нравственного падения.

Ярким примером попрания старых республиканских традиций и принципов законности стала деятельность Нерона, правившего Римом с 54 по 68 гг. Совершив неслыханные злодеяния, включая убийство своей матери и жены, Нерон не встретил абсолютно никакого осуждения со стороны сената и политической элиты общества. Ему продолжали поклоняться, восхваляя его правление и лицемерно награждая всевозможными лестными эпитетами. Безумие Нерона достигло крайних пределов. В 64 г. в Риме вспыхнул страшный пожар, уничтоживший большую часть города. Жители Рима обвинили Нерона, а тот, чтобы отвести от себя подозрения, заставил сенат обвинить во всем христиан. Так началась грандиозная расправа, в результате которой было казнено несколько тысяч ни в чем не повинных почитателей Христа. Во время безумных убийства погиб и святой апостол Павел. В конце концов безумное правление Нерона вызвало возмущение даже у галлов, которые восстали против тирана. Преследуемый восставшими, Нерон покончил с собой, оставив в истории славу безумного и жестокого тирана. Его тело сожгли, а на месте захоронения возвели христианскую церковь.

Разумеется, далеко не все императоры прославились своей жестокостью. Среди них было немало талантливых правителей, пытавшихся остановить распад общества и приближающийся крах империи. Более того, некоторые римские императоры прослыли мудрыми и гуманными правителями, немало сделавшими для развития науки и культуры Рима. К таким правителям, несомненно, можно отнести Марка Аврелия, которого в народе прозвали «философом на троне». Будучи представителем знатного рода Антонинов, Марк Аврелий покровительствовал ученым, помогал поэтам и писателям, щедро финансировал развитие строительства и накопление научных знаний.

Одним из величайших достижений Рима стало знаменитое римское право, вобравшее в себя все предыдущие законодательные нормы и отличавшееся удивительной точностью и скрупулезностью. Оно оказалось настолько совершенным, что после краха империи стало основой законодательной системы Византии и всей средневековой Европы.

Большого размаха достигло экономическое развитие Рима. Используя огромные богатства, награбленные в покоренных странах, римские землевладельцы стали постепенно переходить к более передовым методам ведения хозяйства, освобождая рабов и наделяя их участками земли. Посаженные на землю рабы стали называться колонами, а система земледелия – колонатом.

Бурное экономическое развитие сопровождалось важными переменами в области народного образования. Повсюду создавались школы, быстро росло количество грамотных людей, появились первые публичные библиотеки, расширялась торговля книгами, развивались естественные науки. Именно в этот период латинский язык стал языком межнационального общения почти для всех покоренных народов и надолго пережил саму империю, став родным для многих стран и народов Европы.

Однако вместе с небывалым расцветом экономики, права, науки и искусства быстро росло богатство правящих кругов империи, поражавших безудержной роскошью даже видавших виды чужеземцев. А роскошь и паразитизм, в свою очередь, неизбежно приводили к растлению нравов сначала римских патрициев, а потом и всех граждан империи. Самые богатые граждане во всем подражали императорам, ведя разгульный образ жизни, а простые люди с презрением отворачивались от производительного труда, превращались в люмпен-пролетариев и требовали от властей только «хлеба и зрелищ».

Гибель империи.

Со временем богатство стало главным мерилом добродетели и превозносилось до уровня святыни. Богатые адвокаты всегда выигрывали судебные дела, богатые поэты и писатели получали выгодные заказы и обслуживали верхушку общества, богатые торговцы покупали государственные должности, а богатые полководцы все больше грабили покоренное население провинций. Римляне настолько уверовали в силу богатства, что стали все чаще повторять известную поговорку: «С богатыми – боги».Лучшие представители римского общества с горечью писали о нравственном и моральном разложении империи, предрекая ей неминуемую гибель. Таким образом, традиционное «общее благо», характерное для раннего республиканского строя, перестало быть общей нормой, основой и целью жизни общества, и оно стало подрывать себя изнутри, быстро превращаясь в немощный старческий организм.

Красноречивым свидетельством начала кризиса и упадка римского общества стало знаменитое восстание рабов под предводительством Спартака (74-71 гг. до н.э.). Оно охватило большую часть Италии и грозило вылиться во всенародное восстание. Однако в то время Рим был еще достаточно силен, чтобы справиться с восставшими, хотя для этого потребовалось приложить немало усилий. Восстание рабов стало грозным предзнаменованием грядущей катастрофы, но Рим уже был бессилен изменить неумолимый ход истории.

Вряд ли можно считать случайным тот факт, что именно в это время на территории Римской империи появляется новое духовное течение, получившее со временем название христианства. Зародившись в отдаленной провинции Иудее, это религиозное течение стало быстро распространяться на всей территории империи и прежде всего в Риме, привлекая к себе все большее число поклонников и последователей. Несмотря на жестокие репрессии со стороны властей, ранние христиане противопоставили безнравственному образу жизни римлян идею служения Богу и спасения души человеческой посредством праведной жизни. Идея спасения и искупительной жертвы Христа стала настолько притягательной для угнетенных слоев империи, что потрясла все римское общество, предложив невиданные ранее формы духовного сообщества.

Христианство с самого начала проложило четкую грань между миром небесным, воплощающим в себе царство справедливости и всеобщей любви, и порочным земным миром, погрязшим и в непозволительной роскоши и забвении моральных и этических норм. Христиане оказались перед справедливым судом Господа, который во всеуслышанье заявил, что «царство Мое не от мира сего». Таким образом, христианство ориентировало человека на внутренне моральное совершенствование и призывало к переустройству земной жизни в соответствии с совершенным божественным идеалом. Кроме того, новая религия обращалась ко всем людям, независимо от его социального положения, национальности, расы, пола или каких бы то ни было других различий.

Христианские проповедники смело обличали пороки римского общества, называя Рим «блудницей», отвергали корыстолюбие, несправедливость, лицемерие, моральную вседозволенность и неслыханную жестокость языческого Рима. Идеи «Царства Божия на земле» представлялись торжеством истины, морального совершенства и братской справедливости между людьми. Пережив жестокие преследования, преодолев огромные трудности и одержав моральную победу над языческим Римом, в эпоху правления императора Константина христианство было официально признано в качестве одной из важнейших религий империи (313 г.).

В конце Ш в. Римская империя вступила в полосу острого кризиса, ставшего предвестником ее скорой гибели. Некогда цветущие города пришли в запустение, население отказывалось платить налоги, нарушились давние связи между отдельными провинциями, разрушилась финансовая система, сократилась торговля, а все выплаты государственным чиновникам стали производиться в натуральной форме. Разумеется, все эти негативные тенденции в экономике сопровождались упадком в области образования и культуры. Закончилось это тем, что Рим быстро утратил роль единого политического и культурного центра, и в 330 г. император Константин перенес столицу империи в греческий город Византий, который вскоре после этого получил новое название Константинополь. А некоторое время спустя вся империя распалась на две части – Восточную и Западную (395 г.).

Однако все эти события были лишь предвестниками конца могущественной империи, а ее окончательное крушение было непосредственно связано с нашествием варварских племен с севера и востока Европы. С Ш в. на Рим резко усилились набеги германских варварских племен, которые стали теснить хорошо обученные римские легионы, которые, впрочем, тоже состояли преимущественно из варваров-наемников. В 410 г. Рим захватили и разграбили германские племена готов во главе с Аларихом. В это же время варварские племена захватили галлию, Италию, Испанию и другие провинции империи. В 476 г. варварские наемные легионеры во главе с Одоакромсместили последнего римского императора Ромула Августина и отослали в Константинополь важнейшие атрибуты его власти. Сам же Одоакр основал первое варварское королевство на территории Италии, а позже был убит своим соперником Теодорихом.

Таким образом, Западная римская империя была разгромлена и прекратила существование, уступив место множеству варварских королевств, а Восточная римская империя просуществовала еще 1000 лет под названием Византия и была уничтожена турками только в ХV в. Помимо названных выше причин гибели Римской империи стоит также помнить об открытии В. Трифонова, который пришел к вывод, что одной из причин ослабления империи и ее гибели стал экологический кризис в районах Ближнего Востока и Северной Африки, которые изначально были житницей Римской империи и снабжали ее жителей большим количеством продовольствия. В IV-V вв. эти районы пережили очередной экологический кризис, климат стал холоднее, а уровень Мертвого моря опустился почти на 50 метров. В это же время в Эгейском море и Восточном Средиземноморье прошла череда крупных землетрясений, разрушивших порты и погубивших посевы.

Древний Рим оставил человечеству величественное наследие, которым до сих пор пользуются многие народы Европы. Достаточно вспомнить латинский язык, зародившийся в I тысячелетии до н.э. в области Лаций среди латинских племен и получивший широкое распространение среди всех покоренных народов Римской империи. В Средние века латынь стала государственным языком Франкского королевства Карла Великого, а после его распада со временем дал начало многим романским языкам Европы (французский, испанский, португальский, итальянский, румынский, молдавский). Кроме того, латынь долгое время оставалась языком науки искусства, на ней велись богослужения в католических храмах, общались студенты первых европейских университетов, а многие латинские слова вошли в лексику других народов мира.

Рим подарил миру не только язык, но и цифры, которые также вошли в нашу повседневную жизнь (I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII, IX, X). Правда, со временем они уступили пальму первенства так называемым арабским цифрам, а на самом деле индийским цифрам, но все же остаются важным элементом современного образования.

Можно назвать также знаменитое римское право, которое легло в основу современного законодательства множества стран и народов и которое вместе с зародившимся в Риме христианством стало прочным фундаментом всей европейской цивилизации.

Кроме того, римляне подарили миру анналы(ежегодные записи важнейших событий), архитектуру (дома, храмы, мавзолеи, пантеоны, амфитеатры, триумфальные арки, мосты, дороги, крепости и т.д.), одежду (тога, туника), языческие праздники (сатурналии, мистерии, ювеналии), названия календарных месяцев (январь, февраль, март, апрель, май и т.д.) и знаменитый юлианский календарь (от Юлия Цезаря).

Культура Древнего Рима оказала настолько большое влияние на всю современную цивилизацию, что одно только перечисление римского исторического наследия заняло бы много томов.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 2724; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.039 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь