Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Понятие «средний класс» и проблема его формирования в российском обществе.
Все имеющиеся на сегодня теории среднего класса можно условно подразделить на четыре направления, авторы которых придерживаются более или менее схожих критериев идентификации. Представители первого направления (К. Реннер, Р. Дарендорф, Дж. Голдторп и др.) рассматривают новый средний класс с позиций профессиональной принадлежности индивидов и характера выполняемых ими функций (так называемый «класс услуг»). К следующему направлению исследования относятся теории, определяющие средний класс как отдельную страту технологически ориентированных рабочих, занятых преимущественно нефизическими видами труда, которые в силу своей высокой квалификации и уровня образования занимают принципиально новое положение на производстве и имеют высокие стандарты потребления. В данном случае уровень квалификации и профессионального мастерства выступают в качестве основного критерия дифференциации среднего класса (С. Малле, П. Бельвиль, А. Горц и др.). Отдельное направление составляют неомарксистские концепции, рассматривающие средний класс как социальную общность, характеризующуюся одновременно критериями нескольких классов (так называемые «противоречивые образования») и занимающих промежуточное классовое положение (Э.О. Райт, Дж. Каркреди и др.). Наконец, понимание среднего класса как общности, дифференцируемой в соответствии с критерием уровня доходов. В этом случае средний класс определяется как совокупность индивидов, характеризующихся стандартным (что означает достаточно высоким) уровнем доходов и потребления, а также имеющих довольно высокие образование, профессиональный статус, определенные политические и моральные ценности (М. Хорриген, С. Хоген, Л. Туроу и др.). Каким образом складывается сегодня ситуация с формированием среднего класса в российском обществе и каким образом реагирует на это научная литература? По сути, и здесь можно выделить полярные позиции. Часть авторов признает существование среднего класса, другие придерживаются негативных позиций. По итогам исследования группы Т.М. Малеевой были получены следующие результаты: с точки зрения социально-профессиональных позиций к среднему классу относится 21, 9% домохозяйств, по материальному положению - 21, 2%, по самоидентификационным оценкам – 39, 5%. На пересечении всех трех полей находится ядро средних классов, т.е. домохозяйства, одновременно обладающие всеми тремя критериальными параметрами. Это – бесспорный и наиболее стабильный средний класс. Это домохозяйства, которые демонстрируют все базовые признаки среднего класса (по своему масштабу его размеры колеблются от 6, 9 до 12, 9 %% домохозяйств, в зависимости от выборки). Л.А. Беляева в своем исследовании выделяет группу, получившую условное название «российский средний класс». (6%).Также автором вводится в оборот понятие «идеальный средний класс», поскольку заложенный в этой модели критерий в наибольшей степени приближает ее к среднему классу развитых стран. (3, 4%). С другой стороны, приходится признать, что у данной категории присутствует значительный элемент мифологичности. К такой позиции склоняется ряд отечественных исследователей: В.В. Радаев, Г.Г. Дилигенский, Л. Гордон и др. Это связано, прежде всего, со спецификой современного российского общества. существование острой социальной дифференциации и стоящая на повестке дня насущная задача стабилизации российского социума приводят к конструированию такого мифа, как на уровне теории, так и в общественном сознании в целом.. Как отмечают Т. Заславская и Р. Громова, в современной России есть немало социальных групп, не относящихся ни к верхним, ни к нижним слоям общества. По традиции их можно назвать средним классом, по сути, перед нами сегодня – некая гетерогенная совокупность социальных групп и слоев, объединенных лишь одной общей характеристикой – серединным положением на социальной шкале, т.е. занимающих, прежде всего, более или менее одинаковое экономическое положение. При этом, естественно, невозможно говорить о какой-то единой общности интересов и, следовательно, о наличии высокого уровня классового сознания. Несмотря на ряд имеющихся в наличии признаков реального среднего класса, таких, как достаточно высокая степень самоидентификации, наличие «серединного» экономического положения, мы вынуждены констатировать, что в современной России средний класс пока что остается классом в возможности, или же, говоря словами К. Маркса «классом – в - себе». В современном российском обществе сложилась очень интересная ситуация. Все: ученые, политики, банкиры, предприниматели говорят о среднем классе. Его объявляют «новым гегемоном» российского общества, с ним связывают надежды на стабилизацию социальной структуры и выход России из кризисов. Но в то же самое время в этом же обществе властями не предпринимается никаких социально-экономических мер, способствующих росту и консолидации этого класса. «Эмбриональное» состояние среднего класса в России обусловлено также тем, что не выполняется, по сути, основной критерий его идентификации, предполагающий наличие стабильного (т.е. относительно высокого) уровня дохода у его представителей.
24)
Культурная патернизация биологических процессов: пол, гендер, возраст в традиционной культуре. Категории пола, гендера, возраста. С антропологической и социальной точек зрения коррелируют с функциями, которые выполняет индивид. Существенно различаются те границы, которые в разных культурах определяют разные возраста. В ряде культур переход связан с обрядом. В Корее мужчина считается мальчиком до тех пор, пока не женится => к нему обращаются соответствующим образом. Возраст женщины определяется возрастом мужа и возможностью родить ребенка. Иногда возраст определяется определенными знаниями и умениями. В ряде обществ поло-возрастная структура институализируется. Возраст рассматривается как величина социальной дистанции, отделяющей одно поколение от другого. Принадлежность к поколению является основой формирования возрастной группы. Реальный возраст определяется не биологически, а принадлежностью к группе сверстников. Это помогает преодолеть семейные узы и социально-вертикальные связи (по родству). Самые активные – группа молодых воинов. В настоящее время различаются мужской и женские пола (признаки пола: биологические, гонадные (строение половых органов), соматические, идентификационные, гражданские (по паспорту)), которые рассматриваются в гендерных исследованиях. Используются преимущественно качественные методы исследования нарратива. Пол – социально принятый биологический критерий. Категория пола – маркировка с конкретным гендером. Компоненты гендера по Лобберу: пл как биологическая категория, половая идентичность как социальная категория, пол как процесс (обучения, принятие роли), гендерный статус и структура (общественные отношения). Переплетение гендерной идентичности с расовой, классовой, возрастной образуют структуру социального неравенства и стратификации. С одной стороны, гендерная теория позволяет отделить биологические функции пола от социо-культурных. С другой стороны, гендер – социальный конструкт, в процессе которого создаются, исследуются социальные различия (параметры) полов. В скандинавских языках понятие гендер не используется, а у нас используется активно. Гендер рассматривается в рамках таких социальных детерминант как: этничность, локальность, класс. Традиционно исследуются: статус и социальные роли, феномен родительства. Появление гендера как категории и анализа относится к начале 70х годов. Как раз в это время формируется несколько направлений. Изменение «женской истории». Феминизм рассматривает отношения с точки зрения властной асимметрии. Именно здесь формируется сектантский взгляд на женскую историю. Современные гендерные концепции базируются на 3 основных положениях: 1. Парсонс заменил биологический мир социальным; 2. Теория социологии Парсонса и Беймса, в рамках которой изучается форма наследования социальных ролей в практике воспитания – поощрение и наказание; 3. Символический интеракционизм Гофмана, который ввел понятие социального взаимодействия и гендерного дисплея. Проявление гендера культурно обусловлено, а пол – лишь предпосылка для его формирования. Активно в последнее время используется понятие дискурса, введенного Мишелем Фуко («Археология знания») для обозначения практик речевого поведения. Кроме того он ввел понятие дискурсивной реальности, к которой относятся властные действия и телесные практики.
25) Семья - это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью. Сегодня по статистике Россия по количеству разводов стоит на первом месте (совсем недавно обогнав США). Но на место разрушенных браков вновь и вновь создаются новые. Ежегодно в нашей стране заключается около 2 млн. браков. Сегодня мы рассмотрим, по какой причине люди женятся и выходят замуж, и для этого рассмотрим семью как социальный институт, социальную общность и малую группу. Семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка. Структура потребностей человека, согласно модели американского психолога Абрахема Маслоу, делится на: 1) физиологические и сексуальные потребности; 2) экзистенциальные потребности в безопасности своего существования; 3) социальные потребности в общении; 4) престижные потребности в признании; 5) духовные потребности в самореализации. Используя объяснительные возможности представленной структуры потребностей, попробуем разобраться в природе и социальных функциях семьи. Начнем с репродуктивной функции семьи. Эта функция выполняет две задачи: общественную - биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную - удовлетворение потребности в детях. В ее основе - удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. Противоположность полов, по мнению Эмиля Дюркгейма, - это не только базисное основание, на котором строится брачный союз, но и основная причина нравственной близости в семье. По мощности воздействия на стабильность семейно-брачных отношений она сильнее даже такого фактора, как кровное родство. Функции женщины и функции мужчины настолько специализировались, что женщины стали вести существование совершенно отличное от мужчины. Мужчина олицетворял могущество, силу, интеллект, а женщина - женственность, слабость, мягкость, эмоциональность. Функциональные различия постепенно видоизменили и физиологические признаки: рост, вес, общие формы, строение черепа мужчины и женщины существенно различаются. Изолированные друг от друга мужчина и женщин - суть, различные части одного и того же конкретного целого, которое они, соединяясь, восстанавливают. По мере того, как росла дифференциация полов, развивался и укреплялся брачный союз, формировался долг супружеской верности. В природе, в животном мире социальные объединения животных являются результатом бессознательного (инстинктивного) приспособления к жизненным условиям, результатом естественного отбора, физиологической и психологической деятельности особей. Человеческие семейные группы приспосабливаются не только к физическим условиям, но также и к социальным отношениям, нормам, ценностям, принятым в обществе. Семья возникает из стремления удовлетворить сугубо личные потребности и интересы индивидов. Являясь малой группой, она соединяет их с общественными интересами. В семье личные потребности окультуриваются, упорядочиваются, организуются на основе принятых в обществе социальных ценностей, норм и образцов поведения и, в конце концов, приобретают характер социальных функций. В этом, прежде всего, состоит принципиальное отличие человеческой семьи от семьи животных. В итоге естественно-биологические потребности человека в удовлетворении сексуального влечения, реализации семейного инстинкта, стремление самца к господству, биологический инстинкт зависимости ребенка от матери - все это трансформируется в социально-биологическую функцию семьи. Особенностью семьи как малой социальной группы является то, что она способна разрастаться " изнутри". Ни одна другая социальная общность (класс, нация, группа) не имеет такого внутреннего механизма самовоспроизводства. 1. Важнейшая функция семьи - социализация личности, передача культурного наследия новым поколениям. Потребность человека в детях, их воспитании и социализации придает смысл самой человеческой жизни. Совершенно очевидно, что приоритет семьи как основной формы социализации личности обусловлен естественно-биологическими причинами. Семья имеет большие преимущества в социализации личности по сравнению с другими группами благодаря особой нравственно-эмоциональной психологической атмосфере любви, заботы, уважения, чуткости. Дети, воспитывающиеся вне семьи, имеют более низкий уровень эмоционального и интеллектуального развития. У них заторможена способность любить ближнего, способность к сочувствию и сопереживанию. Семья осуществляет социализацию в самый ответственный период жизни, обеспечивает индивидуальный подход к развитию ребенка, вовремя выявляет его способности, интересы, потребности. Благодаря тому, что в семье складываются самые тесные и близкие отношения, какие могут существовать между людьми, в силу вступает закон социального наследия. Дети по своему характеру, темпераменту, стилю поведения во многом похожи на своих родителей. Эффективность родительства как института социализации личности обеспечивается еще и тем, что оно носит постоянный и длительный характер, продолжается всю жизнь, пока живы родители - дети. 2. Следующая важнейшая функция семьи - функция социальной и эмоциональной защиты своих членов. В минуту опасности большинство людей стремится быть рядом со своими семьями. В ситуации, угрожающей жизни и здоровью, человек зовет на помощь самого родного и близкого человека - маму. В семье человек ощущает ценность своей жизни, находит бескорыстную самоотдачу, готовность к самопожертвованию во имя жизни близких людей. 3. Следующая важнейшая функция семьи - экономическая и хозяйственно-бытовая. Суть заключается в поддержании несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества и в получении материальных средств и хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других. 4. Социально-статусная функция связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как семья передает определенный социальный статус своим членам. 5. Рекреативная, восстановительная функция направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. Супружество оказывает более благоприятное воздействие на здоровье супругов, причем на организм мужчины больше, чем женщины. А потерю одного из супругов тяжелее переносят мужчины, нежели женщины. 6. Досуговая функция осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении свободного времени. 7. Сексуальная функция семьи осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных потребностей супругов. 8. Фелицитологическая функция представляет в этом перечне особый интерес. Именно сейчас любовь и счастье стали основной причиной создания семьи, а не репродуктивные и экономические соображения. Поэтому усиление роли фелицитологической функции в семье делает современные семейно-брачные отношения специфичными по сравнению с семьей и браком других исторических периодов. Сила и притягательность семьи, ее сущность заключаются в той целостности, которая присуща семье и как социальной общности, и как малой социальной группе, и как социальному институту. Целостность семьи образуется за счет взаимопритяжения и взаимодополняемости полов, создающих " единое андрогенное существо", некую целостность, не сводимую ни к сумме членов семьи, ни к отдельному члену семьи. Семья создается для удовлетворения не одной - двух, а целого комплекса жизненно важных потребностей человека.
26) 2.1 Социальная структура общества постсоветской России Социальная структура мыслится как основной субстрат общественного развития, эпицентр факторов, определяющих социальную жизнь. Вконкретных исследованиях социальной структуры особую роль имеет выявление ее составных элементов, иерархии социальных групп, прежде всего, распределение собственности, власти, престижа и положения в обществе. Новое постперестроечное время внесло принципиальные перемены в социальную структуру нашего общества. В постперестроечное время социальная структура скорее неосознаннополитизируется культом " среднего класса", что мешает осознанию реальной классовой поляризации нашего общества, скрывает обострение противоречий между трудом и капиталом. В постсоветском обществе структура классово дифференцирована пропорциями разных видов собственности, в том числе частной, и функциями не только распоряжения, но и владения ею. В новых условиях меняется былой статус социальных групп. В верхние элитные и субэлитные слои, помимо традиционных управленческих групп, включаются крупные собственники - новые капиталисты. Появляется средний слой - относительно материально обеспеченные и " устроенные" представители разных социально-профессиональных групп преимущественно из предпринимателей, менеджеров и части квалифицированных специалистов Основной, базовый, по определению Т.И. Заславской, социальный слой.Он охватывает все социально-профессиональные группы населения с ограниченным имущественным достатком и социально-политическим влиянием - от массовой интеллигенции (учителя, медработники, техники, инженеры и т.п.) до многочисленных категорий людей физического труда. " Слои" говорят о возможности известного размывания традиционных социальных границ, но не " отменяют" их. возрождение классической классовой структуры, определяемой противостоянием труда и капитала, с которой неизбежно корреспондируют распределения власти и престижа. Должностная номенклатура - наиболее удачливые из тех, кто был почти " всем", стали ими уже окончательно и безгранично. В итоге наблюдалось заметное обнищание широких слоев населения. В России в целом " многократно усилилась социальная и культурная поляризация " верхов" и " низов": " Зона бедности" с конца 80-х годов расширилась., которые не выдерживали непривычных рыночных отношений. Преимущества не производственного, а потребительского сектора в экономике сказались на отраслевой и социально-профессиональной структуре населения. Перемены отразились на социально-профессиональной структуре общества. В новом поколении вырос удельный вес руководителей, и группа обслуживающего персонала, зафиксированного в категориях умственного труда невысокой квалификации. Принципиальные перемены в социальной структуре, естественно, органически связаны с имущественным положением и доходами социальных групп трансформированного общества. У подавляющей части населения доходы по сравнению с доперестроечным временем, существенно сократились; у новых, особенно удачливых хозяев-предпринимателей, они, напротив, неимоверно выросли. В результате дистанция в имущественном положении между разными группами населения многократно возросла 27) Предмет экономической социологии, раскрываемый с позиций методологического индивидуализма, определяется в веберианском духе: экономическая социология изучает экономическое действие как форму социального действия. Дюркгейм в работе 1909 г. " Социология и социальные науки" определил предмет экономической социологии, который заключается, с его точки зрения, в социологическом исследовании институтов производства богатства, институтов обмена и распределения. Ему же принадлежит приоритет в социальном исследовании экономического института разделения труда · Если новосибирская школа понимала предмет экономической социологии как применение системы координат социологии к исследованию экономических объектов (в русле традиции Парсонса и Смэлсера) и считала экономическую социологию частью социологического знания, то Ельмеев видел экономическую социологию как применение экономического метода к анализу социальных объектов и считал, что она должна быть частью экономического знания. Так открывается первая в отечественной науке дискуссия о предмете и методе экономической социологии, хотя обе стороны формально стояли на одних и тех же основаниях ― марксистской теории, но наметилось существенное различие в понимании проблемы. Дискуссия не осталась незамеченной и была продолжена уже на страницах журнала " Социологические исследования". В ней приняли участие А. Н. Комозин, М. В. Попов, В. Ю. Кондратьев и др. С одной стороны, дискуссия привлекла внимание к проблеме экономической социологии, что было очень важно в то время, с другой стороны, дискуссия породила разобщенность и даже враждебность разных направлений экономической социологии друг к другу ― то, что можно было сделать вместе, не удалось по одиночке. И до сих пор отечественной экономической социологии недостает потенциала интеграции, за разобщенностью часто стоит незнание и непонимание идей друг друга. Тем не менее, итог 1980-х ― постановка вопроса о предмете экономической социологии и задачах создания соответствующей отрасли социологического знания. Теперь о предмете экономической социологии. Известно, что предмет любой отрасли знания - это какой - либо аспект, грань изучаемого объекта. Объект различных наук может совпадать. К примеру, множество отраслей знания изучают человека, но у каждой при этом есть свой, отграниченный предмет, т.е. подход, грань, взгляд на изучаемый объект. Медицина, психология, антропология и т.д., изучая человека, т.е. имея общий объект изучения, рассматривают его по-своему, имеют свой, относительно отграниченный и самостоятельный предмет изучения. Предметом экономической социологии являются конкретные социальные механизмы взаимодействия указанных подсистем социальной жизни. Обычно выделяют следующие основные характеристики социальных механизмов.
29) Общественное разделение труда (дюркгейм, маркс) Причины разделения труда: распад сегментарной структуры общества (кланы, классы, племена) из-за увеличения плотности населения, развития международного языка, дорог, почты и т.д.при переходе к монотеизму происходит ослабление комплексного сознания; обществе; аномия (дисбаланс в обществе) и аномические следствия разделения труда.
30) Какое отличие экономич. функции денег от социологической? Экономическая функция денег – упрощение обмена Экономическая функция денег – средство обмена, сбережения, измерения
Социальная функция денег? 32. Деньги играют роль одного из интегрирующих элементов, объединяющих общество. Деньги упрощают взаимоотношения, меняют характер человека. Являются всеобщей формой средств достижения цели. Это бескачетсвенная вещь, качество в их количестве. Обеспечивают личную свободу индивиду. Деньги рационализируют существование человека, интеллект господствует над эмоциями. Социальные функции денег: 1)интегрирующая 2)создают мотив и цель деятельности 3)обеспечение личной свободы и равенства 4) рационализирующая.
34) Экономическое содержание собственности Экономические отношения как отношения людей по поводу условий, самого процесса производства и его результатов всегда существуют в конкретно-исторической форме, и понятие “собственность” является сущностной, родовой их характеристикой. Собственность выражает характер присвоения ресурсов, произведённого продукта, доходов, самого процесса производства в обществе. Присваивать, быть собственником - это значит относиться к объектам экономических отношений, как к своим. Понятие “присвоение” противоположно понятию “отчуждение”, отношению к объектам экономических отношений, как к чужим. Присвоение в обществе может быть равным и неравным - по отношению и к ресурсам, и к хозяйственным решениям и действиям, и к доходам. Отношения присвоения, и прежде всего, к ресурсам, определяют социально-экономическое положение субъекта в производстве, его экономические интересы как осознанные потребности. Неравенство или равенство в присвоении обусловливает различие или совпадение экономических интересов субъектов. Следовательно, как экономическое понятие собственность характеризует соподчиненность или совпадение экономических интересов участников производства, раскрывая тем самым соотношение властных функций в экономике: чьи экономические интересы (цели) являются определяющими, кто принимает основные управленческие решения, по каким принципам распределяются и используются произведенный продукт и доходы. “Собственность - это власть в хозяйстве”, - пишет известный российский экономист Б. В. Ракитский. Власть же, по определению американского экономиста Дж. Гэлбрейта, при неравенстве в присвоении условий и результатов производства - это “способность одного человека или группы навязывать свои цели другим. Её наличие порождает три вопроса: кто этой властью обладает (ибо это не всегда бывает очевидным); для достижения каких целей её используют; и каким образом добиваются согласия или повиновения всех остальных? ” Что касается вопроса о соотношении понятий “собственность” и “экономические отношения”, то среди ученых существуют различные точки зрения. Одни экономисты считают, что эти понятия совпадают. Другие рассматривают понятие “собственность” как базовое, основное отношение, определяющее всю систему экономических отношений. Существует и точка зрения, согласно которой собственность - это чисто юридическое понятие. Оппоненты задают сторонникам этой крайней точки зрения вопрос: может ли существовать юридическое отношение - установленная государством правовая норма, регулирующая экономическую деятельность - без её реального экономического содержания? Ответ, по всей вероятности, может быть только отрицательным. Юридические права собственности законодательно фиксируют присвоение властных функций в экономике, как “пучок” прав владения, пользования, управления, права на доход, на наследство и т. д. Понимание собственности как экономической власти в хозяйстве позволяет обосновать отличия одной формы собственности от другой, а также проследить её эволюционные изменения в пределах одной и той же формы, возникновение переходных, смешанных форм собственности.
36) Межкультурное взаимодействие как фактор социализации личности. 37) Проблемы этничности в социальной антропологии. Раса, этническая группа, класс и гендер как факторы дифференциации и исключения являются ключевыми темами исследований городских антропологов. Часто предметом исследования становится то, как категории расы и этничности формируют шансы найти работу, влияют на сохранение родственных уз и т.д. Ключевые признаки понятия этничности- это идентификация и наименование любой группы или категории людей. К понятию этничности всегда применяется дихотомия мы/они. Часто контраст категорий «мы» и «они» обусловлен конкретной социальной системой или государством- нацией в терминах негативных категорий. Этничность. Одним из современных подходов становится определение культуры как синонима идентичности. Этничность- термин, кот определяет существование в обществе культурно-отличительных групп. Этничность- категория, обозначающая существование культурно-отличительных групп и форм идентичности. Этническая группа- меньшинства, имеющие определенные культурные отличия от большинства. Этничность используется для обозначения границы, формы взаимодействия между группами, признает существование культурных отличий. Этничность- форма взаимодействия или идентичности. Первое использование данной категории отмечатся в 1972, первое употребление в амер литературе- 1953г- Рисман- он обозначил этим термином межгрупповые отношения. В американской социологии понятие этничность вытеснило парадигму меньшинства. Исследование меньшинств, как недоминирующих, периферийных, ущемленных групп, имеющие определенные культурные отличия и общую идентичность предвосхитило исследования этнических групп. Вирт впервые выделил меньшинство как самостоятельный объект исследования и предложил 2 критерия выделения меньшинств: состояние дискриминации, осознание себя объектом коллективной дискриминации, осознание своего опыта как опыта притеснения и лишений. Вирт опредлил основные признаки меньшинств как объективно существующие, изначально данные. Эти моменты определяют основные характеристики будущих исследований. – этичность как и меньшинство объясняется как социальный феномен. Первоначально этничность рассматривалась как исключительная характеристика группы. Понятие этнической группы в антропологии традиционно синонимично понятию меньшинства. Наиболее ярко переопределение понятие этничность через понятие меньшинства отражено в работах Р.Шермерхорма и М.Городона. Шермерхорм разработал теорию взаимодействия различных групп и исследовал возможность интегрирования эмигрантов в американское общество. Он переопределил меньшинство как этническую группу. Этническая группа- численное меньшинство национального государства, обладающая ограниченным доступом к основным ролям в деятельность, эк и полит институтам общества. Основное исключение из категории меньшинства- все подчиненные этнической группе, чья численность составляет больше половины общества, а также все ущемленные группы населения, не имеющие культурноотличительных признаков. Определение этнических групп на основе взаимодействия 3 основных элементов: численность, власть 9 доступ к ней), идентичность. Малая численность и отсутствие доступа к власти концептуализирует меньшинство как этническую группу. Среди важных факторов, препятствующих или способствующих интеграции общества Шермерхорм выделяет все культурные дистанции между доиминирующей и подчиненной группой. Это положение определяет исследование того, как взаимодействуют различные группы в зависимости от их близости. Такой подход к изучению этничности представляет собой 1 из разновидность примардиалистического подхода: рассматривает этничность как объективную черту. Есть концепция понимания этничности с эволюционно-генетической точки зрения. Этничность понимается как распространение родства за пределы группы реальных родственников. Это понимание этничности присутствует в работах Вандреберга, Шилза. Гирдс и Кэллхоун – понимали этничность с точки зрения ее изначальной объективности и универсальности. Вандерберг определил этничность как расширенную родственную группу. Кэлхоун считал, что феномен родства позволяет описать внутригрупповое взаимодействие. Этничность объясняет межгрупповое взаимодействие. Во многом такие исследования междисциплинарны, основаны на идее эмпирического материала, получаемого не только в рамках антропологии, но и в социальной психологии. Теория аффилиации объясняет как возникает потребность включения в ту или иную группу при помощи каких признаков выражается принадлежность к группе. В РФ традиции примардиалистического подхода в изучении этнических групп до недавнего времени оставались доминирующими. Он представлен различными концепциями этносы, наиболее известные из них: - концепция этноса Брамлея « Очерки теории этноса» основные положения его теории- этносы определяются как реально существующие группы людей, которые характеризуются общность происхождения, языка, культуры, общность образа жизни, наличием этнического самосознания, что связано в том числе и с тем, что этносы имеют этнонимы, то есть самосознание. Ошибки реификации, те овеществления этнических феноменов. Выделяются аналитические категории и классифицированные признаки выдаются за реальносуществующие объекты, те происходит подмена и отождествление категорий. 2 группа- конструктивистские концепции. – работы норвежских антропологов. Символом изменения в соц науках в 70гг стала работа Ф.Барта « Этнические группы и границы». Барт определил этничность как форму социальной организации культурных различий и выделил 2 основных уровня постижения этничности: - соц феномен является важным аспектом и результатом межгруппового взаимодействия. - как форма осознания и постижения культурных различий. В этом значении понимается как культурная идентичность этнических форм, только в процессе взаимодействия. Она формируется, когда культурные различия становятся социально значимыми. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 638; Нарушение авторского права страницы