Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Документ №41. С.Ф. Платонов об основных периодах Смуты



(…) В московской Смуте ясно различаются три периода. Первый может быть назван династическим, второй - социальным и третий - национальным. Первый - обнимает собою время борь­бы за московский престол между различными претендентами до царя Василия Шуйского включительно. Второй период характери­зуется междоусобною борьбою общественных классов и вмешатель­ством в эту борьбу иноземных правительств, на долю которых и достается успех в борьбе. Наконец, третий период Смуты обнимает собою время борьбы московских людей с иноземным господством до создания национального правительства с М. Ф. Романовым во главе.

Главнейшие моменты в ходе Смуты следовали в такой постепенности: началась открытая Смута рядом боярских дворцовых интриг, направленных на то, чтобы захватить влияние во дворце, власть и впоследствии престол. Эти интриги открылись тотчас по смерти Грозного и разрешились регентством, а затем и воцарением Б. Годунова. Главным орудием боярской борьбы, решившим дело бесповоротно в пользу Бориса, послужил земский собор, возведший семью Годуновых на царскую степень (1). Тогда оппозиционные эле­менты из дворца перенесли смуту в войско и, выдвинув Самозванца, сделали орудием борьбы войсковые массы. Эти массы, служа по­слушно тем своим вождям, которым они верили, сражались за Годуновых и за Димитрия (2), шли против Димитрия за Шуйского, словом, принимали пассивное участие в борьбе за престол, доставив последнее торжество в ней Шуйскому.

Однако ряд политических движений не прошел бесследно для воинских людей. Участвуя в походах и переворотах в качестве силы, решающей дело, они поняли свое значение в стране и научились пользоваться воинскою организациею для достижения своих общественных стремлений. В движении Болотникова обнаружилось, во-первых, что почин в создании социального движения принадлежит низшим слоям вой­ска - украинному казачеству (3) и, во-вторых, что различие обще­ственных интересов и стремлений разбило войско на враждебные сословные круги. Высшие из них стали за Шуйского как за главу существовавшего общественного порядка; низшие примкнули к Ту­шинскому вору, превратив его из династического претендента в вожака определенных общественных групп. Междоусобная борьба окончилась победою стороны Шуйского благодаря вмешательству торгово-промышленного севера, который поддержал старый порядок в лице царя Василия (4).

Однако торжество Шуйского было непрочно. Он пал вследствие осложнений, созданных польским и шведским вмешательством, и взамен его слабого правительства создалась польская военная диктатура. Она не прекратила общественного междоусобия и не поддержала государственного единства, так как сама была слаба и держалась лишь оккупацией столицы. Но она подготовила важный перелом в общественном сознании. Против иноземного господства спешили соединиться в одном ополчении все народные группы, до тех пор взаимно враждовавшие. Временное правительство, созданное в ополчении вокруг Ляпунова (5), собрало в себе представителей этих враждебных групп, но оно скоро погибло вследствие их слепой вражды. Общий патриотический порыв не мог погасить народные страсти и примирить обо­стренную рознь. Попытка создать общее земское правительство не удалась, и страна, не желавшая польской власти, не имела в сущности никакой.

Тогда, в 1611 году, сложилась, наконец, про­грамма действий, именем патриарха (6) призывавшая к единению не всех вообще русских людей, а только консервативные слои насе­ления (7): землевладельческий служилый класс и торгово-промышлен­ный тяглый. Их силами создано было нижегородское ополчение, освобождена Москва и побеждены казаки. Правительство 1613 года и земские соборы времени царя Михаила стали органами этих восторжествовавших в борьбе средних слоев московского общества. Политика царя Михаила была поэтому одинаково холодна к ин­тересам и старинной родовой знати, и крепостной рабочей массы: она руководилась интересами общественной середины, желавшей по-своему определить и укрепить порядок в освобожденной от поляков стране.

Взято из: Платонов С.Ф. Очерки по истории Смуты. СПБ., 1901. С. 146-147.

 

Примечания

Платонов Сергей Федорович (1860-1933) - выдающийся русский историк, академик АН СССР (1920), председатель Археографической ко­миссии, директор Пушкинского дома. В 1931 г. был лишен научных постов и званий, арестован и сослан. Умер в ссылке в Самаре.

1. Земский собор - созывавшиеся царем собрания представителей различных сословий (боярства, духовенства, дворянства, иногда посадских людей и черносошных крестьян), на которых рассматривались важные вопросы внутренней и внешней политики.

2. Дмитрий царевич, сын Ивана Грозного от Марии Нагой, погибший в 1591 г., под именем которого против Бориса Годунова, а затем против Василия Шуйского действовали самозванцы Лжедмитрий I и Лжедмитрий II.

3. Украинным казачеством С.Ф. Платонов называет казачество окраин, или «украин», Русского государства.

4. Имеется в виду поход М. В. Скопина-Шуйского в 1609-1610 гг., в результате чего от власти тушинцев были освобождены многие города на севере и в центре России.

5. Речь идет о первом ополчении, которое подошло к Москве в марте 1611 г. Его состав был крайне разнороден. Ополчение состояло и из дворян, служивших Василию Шуйскому, и отрядов крестьян и посадских людей из Поволжья, и ратных людей, воевавших на стороне самозванца, и, наконец, казаков, по выражению С. Ф. Платонова, «социальных врагов» дворянства.

6. Патриарх Гермоген, посвящен был в сан в 1606 г. после отстранения от власти Василия Шуйского. Защищая православие и российскую государственность, категорически возражал против восшествия на царский трон самого короля Сигизмунда, настаивал на принятии православной веры коро­левичем Владиславом. Был заточен поляками в Кирилло-Белозерском монастыре, где и умер от голода в феврале 1612 г. за несколько месяцев до вступления в Москву войск Минина и Пожарского.

7. Иначе эти слои общества С. Ф. Платонов называет «средними классами». Под «консерватизмом» этих слоев автор подразумевает их неучастие в движении казаков, крестьян, их приверженность к порядку, устойчивости. Именно эти слои, по мнению С. Ф. Платонова, стали социальной базой второго ополчения.

 

Документ №42. Сказание Авраамия Палицына об осаде Троице-Сергиева монастыря (Фрагмент)

Сначала попустил Господь Бог владеть нами расстриге (4) Григорию Отрепьеву, назвавшемуся царским сыном Дмитрием Ивановичем всея Руси и на царский престол взошедшему. Но в скором времени тот Григорий умер лютою смертью. Потом на то же место другой назвался. И доходит до самого царствующего града Москвы, но не принят оказывается. Повсюду же в России слух о нем прошел, и потому все воры к нему собрались: не на царский престол его возвести, но все древние царские сокровища расхитить. Вся Россия от ложных царей мучительно страдает. Всей России царем Василий Иванович называется, тушинским же вором (5) все Российское госу­дарство разоряется.

Малое некое число городов в Поморье не соблазнилось и по крестному целованию держалось Московского государства. Иные же по причине дальнего отстояния подчинены были врагам рос­сийским. Труден же был путь отовсюду к Москве для всех добра хотевших, ибо обложили враги царствующий град вокруг. Из-за недостатка во всем необходимом в предельно бедственном состоянии был град Москва. Из него убегавшие, и не желая, число врагов пополняли, и самоуверенно по этому поводу враги веселились.

Великая же тогда польза была царствующему граду от обители чудотворца Сергия. У моря на Севере живущие люди и из Великого Новгорода люди, и из Вологды, и с Двины-реки и вся Сибирская земля - все помогали Москве. Также и из Нижегородской земли, и из Казани люди все без измены служили. И когда кому-нибудь из всех названных мест некуда было деться, то все они в обитель чудотворца приходили.

Взято из: Памятники литературы древней Руси: конец XVI- начало XVII века. М., 1987. С. 165-169.

 

Примечания

1. Аверкий Иванович (Авраамий) Палицын ( 1550-1627 ) родился в дворянской семье. В 1588 г. был подвергнут опале, возможно за участие в заговоре Шуйских и пострижен в монахи в Соловецком монастыре. В правление Василия Шуйского был назначен келарем (заведующим хозяйством и светскими связями) крупнейшего и наиболее значимого Троице-Сергиева монастыря. Осенью 1610 г. участвовал в посольстве к королю Сигизмунду, чтобы пригласить его сына Владислава на московский престол. В 1612 г. активно содействовал Минину и Пожарскому в создании ополчения.

2. Ян Петр Сапега (1569-1611) – представитель богатой и влиятельной княжеской фамилии в Литве. По преданию потомок Гедимина. По собственной инициативе вопреки воле короля Сигизмунда III пошел на помощь Лжедмитрию II., командовал отрядами, осаждавшими Троице-Сергиевскую лавру. Вел себя независимо, переходя от короля к самозванцу и даже готов был объединиться с русскими против королевских войск. Умер в Москве.

3. Временник – традиционное название для русских средневековых исторических повестей и летописей. Его автор - Иван Тимофеев (ум. в 1631 г.) – дьяк (начальник канцелярии) ряда Московских и Новгородских приказов видел основную причину Смуты в беззаконии, воцарившемся в стране при попустительстве бояр и духовенства.

4. Расстрига - традиционное прозвище Лжедмитрия I.

5. Тушинский вор – имеется ввиду Лжедмитрий II, войска которого подошли к Москве, но, войти в город не смогли, встав укрепленным лагерем в селе Тушино, от названия которого самозванец получил прозвище «Тушинский вор».

 

Россия при первых Романовых


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 693; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь