Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Предмет исторической науки и её место в системе гуманитарного знания



ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА

 

 

Курс лекций

для студентов всех специальностей

 

Иваново, 2009


Автор: Лепетухин Н.В.

УДК 947(470)(076)

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА: курс лекций для студентов всех специальностей. / Иван. гос. архит.-строит. ун-т; Н.В. Лепетухин – Иваново, 2009. – С. 119.

 

Представлен краткий конспект лекций для подготовки студентов к занятиям по отечественной истории.

Для студентов всех специальностей.

 

Рецензенты:

кандидат исторических наук, доцент Н.Г. Юркин

(Филиал Северо-Западной академии государственной службы

в г. Иваново)

кандидат исторических наук, ст. преподаватель кафедры

истории и культурологии Ивановского государственного химико-технологического университета Н.А. Рыжкова


ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие автора………………………………………...
Ведение в дисциплину………………………………………
1. Древний мир: локальные цивилизации и динамика исторического процесса ………………………………….
2. Европа в эпоху Средневековья (V-1/2 XVII вв.)..………
3. Киевская Русь……………………………………………….
4. Русские земли в середине XIII – XV вв…………………..
5. Россия в XVI – XVII вв……………………………………
6. Россия в XVIII в.: первые попытки модернизации страны…..................................................................................
7. Эволюция общественной мысли России XVIII – первой половины XIX вв. Кризис российского абсолютизма в первой половине XIX в………………………………….
8. Россия на путях буржуазных преобразований. Начало гражданского раскрепощения страны…………………..
9. Особенности пореформенного развития России…...........
10. Первая российская революция 1905 – 1907 гг……………
11. Аграрные реформы П.А. Столыпина……………………
12. Россия в Первой мировой войне. Нарастание общеполитического кризиса в стране. Начало революции в феврале 1917 г……………………………….
13. Россия в 1917 г……………………………………………..
14. Формирование большевистского режима. Гражданская война. Политика «военного коммунизма»…….………….
15. Новая экономическая политика…………………………
16. Советское общество в 30-е годы…………………………
17. Вторая мировая и Великая Отечественная война (1939 – 1945гг.)………………………………………………………
18. Послевоенный мир. Укрепление тоталитарно-бюрократической системы в СССР……………………...
19. Либерализация тоталитарной системы (50-е-сер.– 60-х гг.). Хрущёвская «оттепель» ………………………………
20. Годы брежневского «застоя» (70-е – первая пол. 80-х гг.)........................................................................................
21. Попытка перестройки социалистической системы (1985 – 1991 гг.)…………..………………………………………
22. Распад СССР………………………………………………..
23. Россия в 90-е гг. ХХ в. и в начале нового тысячелетия…
Заключение …………………………………………………..
Основная литература и электронные ресурсы……………

Предисловие автора

Обычно достигая возраста морального созревания человек задаётся вопросами, отвечая на которые он упорядочивает окружающую действительность, придавая ей определённый смысл. Частичку этого смысла думающий и взрослеющий человек переносит на себя, определяя своё положение в обществе, свою ответственность или безответственность перед ним. «Кто Я? », «Как Я могу приспособиться жить в этом мире? », «Что ожидает меня в будущем? » – три вопроса, наполняющие тревогой многие молодые головы. Ответить на два крайних вопроса ему так и не удастся, но они придадут его жизни глубину.

Историческая наука пытается измерить глубину жизни человечества, применяя для этого свои специфические методы и стремясь донести до людей добытые знания в доступной, как ей кажется, форме. Один немецкий философ назвал историков оракулами, провозглашающими прогноз на прошлое. В этом есть смысл, если иметь в виду, что мы вряд ли узнаем «как оно всё на самом деле было». Задача науки не в этом. История пытается показать, что жизнь закономерна и что даже случайность подчиняется определённым правилам. Это сложная задача, т.к. большинство людей убеждено, что история – это набор ярких картинок о прошлом, которые приятно рассматривать в минуты досуга. И пользуясь природой человека – стремиться к удовольствию – историческая наука предоставляет ему особое интеллектуальное наслаждение – покопаться в пыли прошлого, поучаствовать в открытии миров, протянуть ниточку родства от живших к живущим.

Те, кто жил до нас своим героизмом и подлостью, ошибками и успехами определили во многом нашу сегодняшнюю жизнь. Наши сегодняшние поступки проявятся в жизни будущих поколений. Людям важно осознавать это, тянуть и беречь нить времени. Историческая наука помогает людям осознавать и беречь память о прошлом в надежде на будущее.

Уважаемые читатели, перед Вами краткий конспект лекций по всемирной и отечественной истории. Автор не ставил перед собой цель охватить и подробно рассмотреть все периоды всемирной и отечественной истории, иначе этот труд отпугивал бы студентов своей многотомностью. В ваших руках – сжатый очерк, посвящённый наиболее важным, узловым событиям и проблемам истории. Он не заменяет академических учебников, но дополняет их, обозначая в объёмных темах ориентиры, связанные с экзаменационными вопросами. Только комплексное изучение обязательной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы поможет Вам успешно подготовиться к экзамену.

В учебно-методическом пособии по отечественной истории, подготовленным преподавателями кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин нашего вуза в 2007 г. акцент сделан на методическую составляющую (требования к минимуму содержания основной общеобразовательной программы по отечественной истории, тематический план лекций и семинарских занятий, терминологический словарь, словарь персоналий, хронологическая таблица, тесты, вопросы к зачету и экзамену, список рекомендуемой литературы). Краткий конспект лекций, лежащий перед Вами, повторюсь, дополнит лекционный курс и другие учебные и учебно-методические пособия. Двадцать три главы, вопросы для самопроверки, список учебной литературы соответствуют требованиям современного государственного образовательного стандарта по отечественной истории.


«Можно не знать, не чувствовать влечения к изучению математики, греческого или латинского языков, химии, можно не знать тысячи наук и всё-таки быть образованным человеком; но не любить истории может только человек, совершенно не развитый умственно».

Н.Г. Чернышевский

Введение в дисциплину

Предмет исторической науки и её место в системе гуманитарного знания

Изучение социально-гуманитарных дисциплин важно для общеобразовательной и мировоззренческой подготовки современных специалистов и способствует интеллектуальному развитию личности и выработке творческого мышления. К важнейшим общественным наукам относится история.

История – это наука, изучающая прошлое человеческого общества в его значимых конкретных проявлениях и с его закономерностями.

Содержанием истории служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических источниках.

История – наука комплексная и складывается из ряда самостоятельных отраслей исторического знания: истории политической, экономической, социальной, военной, религии и пр. К специальным историческим наукам относятся также этнография и археология. Существуют и вспомогательные исторические дисциплины, например, хронология, изучающая системы отсчёта времени, палеография, изучающая рукописные памятники и старинное письмо, дипломатика – исторические акты, нумизматика – монеты, медали, ордена, денежные системы, геральдика – гербы, стран городов, отдельных семей, сфрагистика – печати, топонимика – происхождение географических названий, краеведение – историю местности, региона, края и т.д. К наиболее значительным вспомогательным историческим дисциплинам относят источниковедение, исследующее исторические источники, и историографию, задача которой – описание и анализ взглядов, идей, концепций историков и изучение закономерностей в развитии исторической науки.

История не только одна из двух тысяч существующих современных наук, но и одна из древнейших. История тесно связана с другими науками, в частности, с социологией, психологией, лингвистикой, юридическими науками, экономикой, математикой, математической статистикой и др.

 

Методология науки

Метод (способ исследования) показывает как происходит познание, на какой основе, на каких научных принципах. Метод – это путь исследования, способ построения и обоснования знаний.

Методология истории – главная теоретическая дисциплина в семье исторических наук, изучающая в единстве теории исторического знания и познания, то есть теорию предмета истории и теорию методов исторического исследования.

Теории предмета и его методов родственны, но не тождественны: теория предмета отвечает на вопрос, что собой представляет изучаемый предмет, а теория метода – на вопрос, как ведётся изучения предмета.

Существуют специально-исторические методы исследования:

Хронологический – предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовательности;

Синхронный – предполагает одновременное изучение событий, происходивших в обществе;

Дихронный – метод периодизации;

Историческое моделирование ;

Статистический метод и др.

Существуют твёрдые установки, которыми историк должен руководствоваться в своей исследовательской работе для её оптимальной эффективности. Эти установки называются исследовательские принципы.

Принцип историзма – принцип мышления и исследования, предусматривающий рассмотрение всех предметов и явлений в их развитии, или в их истории, т.е. выяснение того, как они возникли, менялись и стали нынешними.

Принцип объективности предполагает опору на факты в их истинном содержании, не искажённые и не подогнанные под какую-либо идеологическую схему. Этот принцип требует рассматривать каждое явление в его многогранности и противоречивости, в совокупности как положительных, так и отрицательных сторон.

Принцип причинности предполагает выяснение причинно-следственных связей явления или процесса. Вообще, наука пытается дать ответ в понятной, точной и доступной проверке форме на пять видов вопросов, содержащие что, где, когда, откуда и почему. Из этих вопросов самым сложным является «почему? », и он связан с выяснением причин.

 

Глава 1

Исторического прогресса

 

Современная наука пришла к выводу, что наша вселенная образовалась около 20 млрд. лет назад. Солнце возникло 10 млрд. лет назад. Земля – третья планета от Солнца – имеет возраст 4, 6 млрд. лет. Сейчас принято считать, что человек начал выделяться из животного мира около 5 млн. лет назад.

Первый этап в развитии человечества – первобытно-общинный строй – занимает огромный период времени с момента выделения человека из животного царства до образования первых государств. Периодизация истории человечества довольно сложна. Только для стадии первобытно-общинного строя существует несколько периодизаций. Наиболее известна археологическая схема. В соответствии с нею история этого периода делится на три больших этапа в зависимости от материала, из которого изготовлялись орудия труда (каменный век: 3 млн. лет назад - конец III тыс. до н.э.; бронзовый век: конец III тыс. до н.э. - I тыс. до н.э.; железный век: с I тыс. до н.э.).

Ряд учёных подразделяют историю первобытного общества на пять этапов:

Первый этап определяется как предыстория хозяйства и материальной культуры: от возникновения человечества до 1млн. лет назад. Это время, когда приспособление людей к окружающей среде мало чем отличалось животного состояния. Существует несколько гипотез прародины человека: Африка или Центральная Азия.

Второй этап – примитивно присваивающее хозяйство: приблизительно 1 млн. лет назад - XI тыс. до н.э., т.е. охватывает значительную часть каменного века – ранний и средний палеолит.

Третий этап – развитое присваивающее хозяйство. Хронологические рамки определить трудно, т.к. в ряде местностей этот период закончился в ХХ тыс. до н.э. (субтропики Европы и Африки), в других (тропики) – продолжается до сих пор.

Четвёртый этап – зарождение производящего хозяйства. В хозяйственно развитых районах земли – IX- VIII тыс. до н.э.

Пятый этап – эпоха производящего хозяйства. Для некоторых областей сухих и влажных субтропиков – VIII-V тыс. до н.э.

Сегодня ученые выделяют определенные критерии человека (гоменидная триада): 1) ортоградность (прямохождение); 2) наличие свободной верхней конечности с противопоставленным большим пальцем; 3) мозг сложной структуры и большого объема.

Древнейшие предки современного человека походили на человекообразных обезьян, которые в отличие от животных умели производить орудия труда. В научной литературе это тип человеко-обезьяны получил название Homo Habilis (человек умелый). Дальнейшая эволюция хабилисов привела примерно 1.5 млн. лет назад к появлению питекантропов, или архантропов. 300-200 тыс. лет назад архантропы сменились более развитым типом человека – палеоантропами, или неандертальцами. Это время возникновения мышления и речи. Уже у неандертальцев зародились начальные формы религии (они хоронили своих предков).

Завершение процесса антропогенеза – это появление Homo Sapiens’а (человека разумного). Началу этого вида положил кроманьонец (около 400 тыс. лет назад). Тогда же, очевидно, в процессе приспособления к среде с разными климатами сформировались и существующие сейчас расы (европеоидная, негроидная, монголоидная).

В период позднего палеолита на смену первобытному стаду приходит более высокая форма организации общества – родовая община. Родовая община – это объединение людей одного рода, имеющих коллективную собственность и ведущих хозяйство на основе возрастного и полового разделения труда при отсутствии эксплуатации.

В родовой общине существовало уравнительное распределение, отсутствовала частная собственность, был распространён реципрокный обмен (когда в «общий котёл» вкладывается столько, сколько может внести каждый член общины, а берётся из «общего котла» по физиологическим потребностям).

При появлении вождества развивается редистрибуция (перераспределение) – появившийся избыточный продукт делится в зависимости от занимаемого положения в общине.

В эпоху неолита(последнего периода каменного века, VII-V тыс. лет назад) возникает производящее хозяйство, земледелие отделяется от скотоводства, а затем от сельского хозяйства выделяется ремесло. Происходят значительные изменения в технике и формах производства: появление шлифования, сверления, ткацкого станка, гончарного круга и пр. Изобретается колесо, стала использоваться тягловая сила животных, накапливаются начальные медицинские знания. Сейчас это период называют в науке « неолитической революцией ». Самым важным итогом «неолитической революции» был переход от собирательства и присваивающего хозяйства к производящему. Человек стал активно расселяться по планете в поиске лучших условий, осваивая новые земли. В это время очень резко увеличивается население, и это связывается с улучшением условий жизни, с развитием сельского хозяйства.

Начинается эпоха распада первобытнообщинного строя. Разложение первобытнообщинного строя сопровождается разделением скотоводства и земледелия, выделением ремесла и отделением торговли от ремесла. Появляется купечество, выделяются управленцы, творческие работники, зарождается частная собственность.

С развитием плужного земледелия земледельческий труд перешёл из женских рук в мужские, и мужчина – земледелец и воин стал главой семьи. Накопление в различных семьях создавалось неодинаковое, причём каждая семья стремилась передать накопленное по наследству. Продукт постепенно перестаёт делиться среди членов общины, а имущество начинает переходить от отца к детям, закладываются основы частной собственности.

Рост производительности труда, усиление обмена, постоянные войны вели к возникновению имущественного расслоения среди племён. Имущественное неравенство порождало и общественное неравенство. Складывалась верхушка родовой аристократии, ведавшая всеми делами в роде и племени. Постепенно складывались условия для появления классового общества и государства.

Самая ранняя форма государства – это города-государства, на основе сельскохозяйственной общины. В городе жили вожди, жрецы, совет старейшин, дружина. В городе существовало имущественное расслоение. Возникают дворцы, храмы. Храм – не только религиозный центр, но и хозяйственный и информационный. Город-государство выполнял функцию управление над прилегающими районами. Цель городов-государств – обеспечение функционирования национальной экономики.

Признаки государства: (по работе Ф. Энгельса «Зарождение семьи, частной собственности и государства»): 1) общность территории; 2) наличие института публичной власти (аппарата управления и принуждения); 3) монополия на принудительную власть; 4) суверенитет власти; 5) взимание налогов; 6) издание законов, обязательных для всего народа.

Параллельно с образованием государства образуются классы.

Первые рабовладельческие цивилизации на земном шаре возникли в эпоху бронзового века(середина 3-го тыс. до н.э.) в полосе с благоприятным климатом, протянувшейся от Средиземноморья до Китая. Деспотии Древнего Востока, Греция, Рим, Индия, Китай. Рабовладение просуществовало как господствующая форма организации жизни до 3-5 вв. н.э.

Выделяют следующиетипы государств: 1) город-государство (древнейший тип); 2) территориальное царство (Египет, Вавилон и пр.): большие по территории, имеют естественные границы, с завоеванных земель осуществляется только сбор налогов. 3) империя (Ассирия, Персия, Индия, Китай): большая территория, «пёстрый» расовый, этнический, лингвистический, социально-экономический, культурный состав населения, на завоеванных территориях создавалась единая система административно-земельного деления, единая система управления из центра.

Формы государственной власти: 1) деспотия (полная централизация власти в одних руках, которая опирается на мощный бюрократический аппарат, обожествление власти и личности правителя); 2) республиканские формы правления.

Первая форма власти (деспотия) превалировала на Древнем Востоке, вторая форма – в античном мире.

Понятие Древний Восток включает в себя несколько аспектов: 1) географический, 2) хронологический: (4 тыс. до н.э. - до 1 в.н.э. завоевания Ал. Македонского востока - для Египта и Месопотамии; до 4-5 веков н.э. - Китай, Индия); 3) формационный – азиатский способ производства – жесткая централизация, отсутствие частной собственности, преобладание мелких свободных производителей и пр.

Общие черты Древнего Востока: 1) общие особенности климата (субтропики и тропики); 2) чередование рельефа (великие реки – нагорья – естественные границы государств, т.е., плодородные земли в долинах рек; полезные ископаемые на нагорьях). Рельеф стимулировал ранние международные торговые связи; 3) развитие земледелия и скотоводства, ранняя специализация ремесел; 4) преобладание внешней торговли над внутренней; 5) два или три вида собственности (государственная, общинная и отчасти частная); 6) общая социальная структура (три основных класса: господствующий класс, мелкие свободные производители (ремесленники, крестьяне, торговцы), подневольные работники).

Античная цивилизация, являясь органической частью культуры Древнего Востока, всё же существенно отличается от неё. Эллада и Древний Рим – регион, в котором сложилось классическое рабство, где рабы являлись основной производительной силой. Труд рабов использовался во всех ведущих отраслях экономики. Несмотря на однотипность рабовладения структура экономики Греции и Рима отличалась своеобразием, обусловленным природно-географическими особенностями. Если в экономике Эллады ведущую роль играли ремесло и торговля, то в Древнем Риме – сельское хозяйство и строительство. Причём в отличие от Греции в Риме, когда он на рубеже нашей эры стал империей, победило крупное рабовладельческое землевладение.

Темпы экономического развития античных государств намного превосходили динамику древневосточных рабовладельческих государств. За свою историю античные государства продемонстрировали превосходство в государственном и общественном устройстве, испытав различные его формы. В период расцвета, античные государства обеспечили демократизацию политического строя и высочайший подъём культуры, создав недосягаемые и поныне образцы искусства.

Понятие « цивилизация » является многозначным. Древние римляне называли гражданином (civis) жителя полиса, города, имевшего гражданские (civilis) обязанности перед другими людьми и соблюдавшего общепринятые правила поведения и нормы вежливости.

Американский культуролог ХХ в. С. Хантингтон определяет цивилизацию как культурную общность высшего ранга. Он предлагает выделить несколько значений понятия «цивилизация»:

1. стадия всемирно-исторического процесса, наступающая вслед за состоянием дикости и варварства и характеризующаяся высоким уровнем развития материального производства, высокой степенью контроля и самоконтроля над жизнью человека;

2. материальная, утилитарно-технологическая сторона общества, противостоящая культуре как сфере духовных ценностей;

3. идеал общественного развития, под которым понимается общество, основанное на принципах разума и справедливости;

4. прогресс человечества и общества в целом, формирующий единую мировую цивилизацию;

5. синоним культуры определённого народа в конкретный период времени (локальные цивилизации);

6. наиболее широкая социокультурная общность, представляющая собой высший уровень культурной идентичности людей;

7. период деградации и упадка человеческого общества.

 

В мировой истории выделяют следующие типы цивилизаций: локальные (Шумерская, Эгейская, Египетская и др.), особенные (индийская, русская и др.) и всемирная цивилизация. И два вида: 1) традиционная и 2) техногенная.

Для традиционной цивилизации характерны устойчивые, консервативные основы. Общество меняется, но медленно. В культуре первенство отдается традициям, а инновации не считаются высокой ценностью (Древняя Индия, Египет и др.). Для личности в традиционной цивилизации важен вопрос выбора пути в жизни. Появляются так называемые учителя жизни, которые дают советы: активность человека должна быть направлена внутрь самого себя (Древние Греция, Индия, Рим).

Техногенная цивилизацияхарактеризуется быстрыми темпами социальных изменений. Возникает новая система ценностей (ценится оригинальность, инновации), в которой большую роль играет наука и техника как базис всевозможных изменений. Техногенная цивилизация возникает в Западной Европе в XVII в.

 

Государства Древнего Востока внесли значительный вклад в историю человечества. Они научились обрабатывать железо, получать сталь, стекло и изделия из него, были изобретены компас, бумага, порох, почти все виды письменности и многое другое. Достижения древневосточных государств стали основой дальнейшего развития стран востока и оказали сильное влияние на колыбель европейской цивилизации – Древнюю Грецию и Рим. [подробно см.: 3. С. 21-96]

 

Вопросы для самопроверки:

1. Воспроизведите наиболее распространённую схему археологической периодизации древнейшей истории?

2. Что такое «неолитическая революция»? Выделите её характерные черты?

3. Какие формы организации древнейшего общества Вы можете назвать?

4. Раскройте различные аспекты понятия «Древний Восток»?

5. Чем отличается античная цивилизация от других цивилизация Древнего Востока?

6. Назовите различные значения понятия «цивилизация»?


Глава 2

Европа в эпоху Средневековья (V-1/2 XVII вв.)

 

Термин Средние века был введен в языковой оборот в XV веке итальянскими гуманистами для обозначения периода истории от падения Римской империи (476 г.) до современной им эпохи Возрождения. В XVII веке в историческую науку уже прочно вошло деление всемирной истории на античность, средние века и новое время. Хронология Средних веков – тема проблемная в зарубежной и отечественной историографии. Начальной вехой средневековья разные историки считают либо низложение последнего римского императора (Ромул Августул, 476 г.), либо время правление Константина (306-337 гг.), либо нападение арабов на Европу (начало VIII в.). Ещё более произвольно датировали завершение Средних веков. Для одних – это падение Константинополя (1453 г.), для других – открытие Америки (1492 г.), для третьих – начало реформации в Германии (1517 г.). Столь же разноречиво понимается и характер эпохи Средних веков. Историки эпохи Просвещения вслед за гуманистами оценивали Средние века как время культурного регресса, невежества и мракобесия. Католическое направление буржуазной историографии, напротив, идеализирует средневековье. Наиболее распространенной в отечественной исторической науке является следующая схема:

Глава 3

Киевская Русь

 

Известно, что нашими предками были восточные славяне, которые выделились как самостоятельная ветвь из славян в VI в. Славяне, также как и германцы, вовлеченные в мощное миграционное движение «варварских» племен IV-VIII вв. («Великое переселение народов»), сыграли важную роль в ликвидации античного общества и образовании феодальной средневековой Европы. В VI в. восточные славяне, нашедшие для себя два места обитания – Карпаты и побережье Балтийского моря, начали продвигаться на север и восток, положив начало многовековой колонизации, завершившейся выходом русских к берегам Ледовитого океана на севере и берегам Тихого океана на востоке. Расселяясь по территории Русской равнины в VII-VIII вв., восточные славяне заняли обширную область, расположенную по линии Волхов-Днепр, по которой проходил знаменитый водный путь из Скандинавии в Византию («из варяг в греки»). В IX-X вв. здесь жили племена: уличей, тиверцев, хорватов, дулебов, волынян, бужан, полян, древлян, дреговичей, северян, родимичей, вятичей, кривичей, ильменских славян.

Славяне занимались земледелием и скотоводством, немаловажную роль в их жизни играло рыболовство и лесное хозяйство (звероловство, бортничество). Природно-климатические условия (низкое качество почв в лесной зоне в сочетании с коротким циклом сельскохозяйственных работ) способствовали быстрому истощению почв, порождая миграционный процесс, распашку все новых и новых земель. Непрерывное продвижение вперед предопределило в итоге общий экстенсивный характер развития страны.

В VII-VIII вв. у славян повсеместно развивалось ремесло. В результате его отделения от земледелия появились города – центры ремесла и торговли, которые также превратились в опорные пункты. Города в основном располагались вдоль греко-варяжского пути. Варяжские пришельцы называли славянскую землю Гардарией – страной городов.

В дальнейшем города превратились в политические центры, к которым тяготела округа, и составили социально-политическую основу Древней Руси.

До расселения по Русской равнине славяне жили прочно спаянными родовыми коллективами. Род имел общее имущество, и все его члены были равны. Однако родовые связи начинают интенсивно распадаться по мере расселения славян в VI­-VIII вв., когда основной формой поселений становится небольшая деревня в несколько дворов, хозяйство каждого из которых ведет отдельная семья. Объединение нескольких таких семей представляло собой соседскую (территориальную) общину, члены которой индивидуально владели домом, приусадебным земельным участком и совместно пользовались пашней, пастбищами и лесами, принадлежащими общине. Необходимость выполнения трудоемких работ в определенные и строго ограниченные сроки предопределяли огромную роль общины в жизни славян и позднее русских. Не случайно, поэтому для России так характерна была устойчивость общинных институтов. Внутренняя жизнь общин строилась на принципах демократии: выборности старейшин и принятии коллективных решений.

Союзы соседских общин объединялись в племена, а иногда и в более крупные общности – межплеменные союзы, во главе которых стояли князья. Появление личной собственности в пределах общины создавало условия для роста имущественного неравенства среди славян. Обогащению части славян (в первую очередь племенной знати) способствовали походы на Византию и грабеж ее земель, а также торговая деятельность. В таких условиях разбогатевшая знать, опираясь на племенные органы управления, упрочивала свою власть над соплеменниками. Складывались предпосылки формирования государства как механизма саморегуляции общества. В летописи ХII в. («Повесть временных лет»), сообщающей о начале государственной жизни нашей страны, указывалось на варяжское происхождение правящей династии, а название державы связывалось с названием варяжского племени. Сведения о призвании славянскими племенами на княжение в Новгород Рюрика и его братьев – норманнов по происхождению, выходцев из Скандинавии, с тех пор кочевали из летописи в летопись.

Отряды северных германских племен, названные норманнами, в VIII-Х вв. воевали, торговали и разбойничали на морях и реках Западной Европы, в пределах Прибалтики и будущей России, устремляясь к Риму и Константинополю. Вполне вероятно, что славянские племена приглашали на условиях договора предводителей варяжских дружин (Рюрика, Аскольда, Дира, Рогволода и др.) для военной охраны. Однако варяжские вожди не всегда удовлетворялись этой ролью и захватывали власть над местным славянским населением. Славяне и скандинавы в VIII-IX вв. находились на одном уровне развития. В этих условиях норманны не могли принести славянам ни более высокой культуры, ни государственности, зато одностадийность развития способствовала быстрой ассимиляции пришельцев. До недавнего времени эта версия занимала доминирующие позиции. Однако вопрос о призвании варягов, а главное об их этнической природе всегда вызывал и продолжает вызывать острые споры. Сегодня в отечественной исторической науке все определеннее утверждается точка зрения, согласно которой варяги принадлежали не к норманнам, а к миру славянства южно-балтийского побережья.

Древнерусские летописи связывали образование государства в равной степени и с южной Русью, и с Русью северной. Очевидно, в IX в. у восточных славян сложилось два предгосударственных объединения. Одним из них стали земли полян с центром в Киеве; другим – земли ильменских славян, часть кривичей, чуди и мери с центром в Новгороде. Вероятно, накануне объединения оба они возглавлялись князьями варяжского происхождения. В 882 г. новгородский князь Олег объединил север и юг, в результате чего торговый путь «из варяг в греки» оказался в одних руках, столица сместилась из Новгорода в Киев.

Возникло единое государство – Киевская Русь. Вопрос о происхождении древнерусского государства и династии киевских князей породил в отечественной исторической науке многовековой спор между норманистами, доказывающими организующую роль скандинавского начала в становлении государства у славян, и антинорманистами, защищающими теорию естественного возникновения славянского государства как результата длительного общественного процесса.

В истории Киевской Руси выделяется три периода: становления; укрепления и расцвета; разложения. Первый период, хронологические рамки которого определяются IX - концом Х вв., связан с деятельностью киевских князей - Олега, Игоря, Ольги, Святослава.

В это время почти завершается процесс объединения основных восточнославянских земель. Киевскими князьями решается проблема обороны и одновременно завоевания и защиты торговых путей: ведется борьба с варяжскими дружинами, Византией и Хазарией, начинается многовековая борьба со степняками-кочевниками, орды которых непрерывным потоком вливались в южно-русские степи. Формируется система эксплуатации лично свободного населения князьями и их дружинниками, начинается переход от сбора дани с населения путем периодических объездов князем и его дружиной зависимых земель (полюдье) к фиксации дани и созданию административно-финансовых центров ее сбора (повоз). В Киевскую Русь проникает христианство.

Период укрепления и расцвета Киевской Руси (конец Х - начало XI вв.) связан с княжением Владимира Святого (980-1015) и Ярослава Мудрого (1019-1054). Содержание этого периода состоит: в окончательном завершении объединения восточнославянских земель в рамках единого государства; в решении проблемы обороны южных и юго-восточных рубежей страны; в расширении территории государства. Период расцвета Киевской Руси характеризуется процессом дальнейшей феодализации. (Этот процесс шел медленнее, чем в Европе). Возникают крупные земельные вотчины (княжеские, боярские, церковные наследственные владения); идет процесс закабаления ранее свободных крестьян. Из числа разорившихся крестьян (смердов) формируются новые категории зависимого населения – рядовичи, закупы, холопы, изгои. Однако основную массу сельского населения продолжают составлять свободные крестьяне-общинники, подчиняющиеся только государству и эксплуатируемые им (государственный феодализм).

В рамках этого периода истории Киевской Руси принимается и утверждается единая государственная религия – христианство, в стране появляются первые письменные законы (правовым кодексом Киевской Руси стала «Русская правда»).

Наиболее значимым событием этого периода, оказавшим огромное влияние на всю последующую историю страны, в значительной степени определившим особенности ее развития, явилось крещение Руси в 988 г. Принятие христианской религии, заменившей традиционные племенные, языческие верования, обеспечило духовное единство Киевской Руси, идеологически укрепило авторитет государства, подняло значение княжеской власти. Хри­стианство по-новому организовало сознание и бытие восточнославянского общества, оказало огромное влияние на его политические и правовые отношения, дало мощный толчок развитию культуры. Принятие христианства включило Русь в систему общехристианских ценностей. Вопрос о христианизации Руси продолжает вызывать острые дискуссии. Одни историки утверждают, что принятие христианства, несмотря на Византийский вариант, сблизило Русь с христианской Европой. Другие полагают, что принятие «греческой веры» обусловило развитие Руси по византийской (восточной) модели развития.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 883; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.072 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь