Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Проблема периодизации истории



Одной из важной проблем исторической науки является проблема периодизации исторического развития человеческого общества. Периодизация – это установление хронологически последовательных этапов в общественном развитии. В основу выделения этапов должны быть положены решающие факторы, общие для всех стран или для ведущих стран.

Историками разработано множество различных вариантов периодизаций. Так, древнегреческий поэт Гесиод (VIII-VII вв. до н.э.) делил историю народов на пять периодов: божественный, золотой, серебряный, медный и железный, утверждая, что от века к веку люди живут всё хуже. Пифагор (VI в. до н.э.) представлял историю как круговое движение: от зарождения к расцвету и к гибели.

Вариант периодизации по типу хозяйства предложил немецкий учёный Бруно Гильдебранд (1812-1878), который поделил историю на три периода: натуральное хозяйство, денежное хозяйство, кредитное хозяйство.

Отечественный учёный Л.И. Мечников (1838-1888) установил периодизацию по степени развития водных путей сообщения: речной период (древние цивилизации), средиземноморский (средние века) и океанский (новое и новейшее время)

Карл Маркс (1818-1883), исходя из принципа материалистического понимания истории, разработал периодизацию, положив в её основу развитие способов производства или формационную концепцию: история представляется как последовательная смена общественно-экономических формаций (первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая).

В ХХ веке отечественные и западные мыслители рассматривали историю как круговорот локальных цивилизаций, проходящие одни и те же циклы. Крупнейшие представители этого подхода Н.Я. Данилевский, А. Тойнби, О. Шпенглер.

Цивилизационный подход основан на выявлении общности черт в политической, духовной, бытовой, материальной культуре, общественном сознании, сходных путях развития. Выделяются три основных типа цивилизации: 1) Народы без идеи развития, т.е. вне исторического времени. К этому типу относятся первобытное общество, для которого характерно адаптация человека к природе, повторение традиций и запрещение их нарушать, выраженное в табу. 2) Восточный (циклический характер развития). Для этого типа характерны переплетение прошлого и настоящего, сохранение религиозных приоритетов, отсутствие ярко выраженной частной собственности, наличие кастовых общин, сильная централизованная власть. Прогресс в таком обществе идёт циклами, замедленно. 3) Европейский (прогрессивный). В его основе – идея непрерывного развития. Этот тип становится общим для европейских стан с распространением христианства. Для него характерны рационализм, престиж высоко результативного труда, развитая частная собственность, рыночные отношения, наличие политических партий и гражданского общества. Все эти типы равны в истории.

Американский учёный Уолт Ростоу в 60-е гг. ХХ века разработал теорию стадий экономического роста. Он выделил пять стадий экономического роста: традиционное общество, период предпосылок или переходного общества, период «взлёта» или сдвига, период зрелости и эра высокого массового потребления. Ростоу считал, что выдвинул теорию истории альтернативную марксистской. В 70-е гг. Ростоу дополнил свою схему шестой стадией – поиск путей качественного улучшения жизненных условий человека.

В отечественной исторической науке наиболее известной является следующая периодизация: Первобытная эпоха, Древний мир, Средневековье, Новое время и Новейшее время.

 

Историография отечественной исторической науки

В России в XVIII в. были предприняты первые попытки создать систематизированный свод отечественной истории. Это 7-томная «История Российская» В.Н. Татищева (1686-1756), «История Российская» М.М. Щербатова (1733-1799) в 20 книгах.

Крупнейшим российским историком начала XIX в. был Н.М. Карамзин (1766-1826). Его главный труд – «История государства Российского». За работой Карамзина последовали 29-томная «История России с древнейших времён» С.М. Соловьёва (1820-1879), «Русская история» Н.И. Костомарова (1817-1885) и «Курс русской истории» В.О. Ключевского (1841-1911).

Среди наиболее известных историков ХХ в. Ф. Платонов (1860-1933), М.Н. Покровский (1868-1932), Е.В. Тарле (1876-1955), В.В. Струве (1889-1965), С.Д. Сказкин (1890-1973), Е.А. Косминский (1886-1959), М.В. Нечкина (1901-1985), И.Д. Ковальченко (1928-1995), М.Н. Тихомиров (1893-1965), С.В. Бахрушин (1882-1950), И.Я. Биск (1921-2009) и др.

Вопросы для самопроверки:

1. Какие функции выполняет историческая наука?

2. Какими методами и принципами историческая наука пользуется для изучения исторических фактов?

3. Какие виды исторических источников Вы можете назвать?

4. Какие варианты периодизаций исторического развития Вы можете назвать?

5. Выделите этапы становления отечественной исторической науки?

6. Зачем студенту технического вуза изучать историю?

 


Глава 1

Древний мир: локальные цивилизации и динамика

Исторического прогресса

 

Современная наука пришла к выводу, что наша вселенная образовалась около 20 млрд. лет назад. Солнце возникло 10 млрд. лет назад. Земля – третья планета от Солнца – имеет возраст 4, 6 млрд. лет. Сейчас принято считать, что человек начал выделяться из животного мира около 5 млн. лет назад.

Первый этап в развитии человечества – первобытно-общинный строй – занимает огромный период времени с момента выделения человека из животного царства до образования первых государств. Периодизация истории человечества довольно сложна. Только для стадии первобытно-общинного строя существует несколько периодизаций. Наиболее известна археологическая схема. В соответствии с нею история этого периода делится на три больших этапа в зависимости от материала, из которого изготовлялись орудия труда (каменный век: 3 млн. лет назад - конец III тыс. до н.э.; бронзовый век: конец III тыс. до н.э. - I тыс. до н.э.; железный век: с I тыс. до н.э.).

Ряд учёных подразделяют историю первобытного общества на пять этапов:

Первый этап определяется как предыстория хозяйства и материальной культуры: от возникновения человечества до 1млн. лет назад. Это время, когда приспособление людей к окружающей среде мало чем отличалось животного состояния. Существует несколько гипотез прародины человека: Африка или Центральная Азия.

Второй этап – примитивно присваивающее хозяйство: приблизительно 1 млн. лет назад - XI тыс. до н.э., т.е. охватывает значительную часть каменного века – ранний и средний палеолит.

Третий этап – развитое присваивающее хозяйство. Хронологические рамки определить трудно, т.к. в ряде местностей этот период закончился в ХХ тыс. до н.э. (субтропики Европы и Африки), в других (тропики) – продолжается до сих пор.

Четвёртый этап – зарождение производящего хозяйства. В хозяйственно развитых районах земли – IX- VIII тыс. до н.э.

Пятый этап – эпоха производящего хозяйства. Для некоторых областей сухих и влажных субтропиков – VIII-V тыс. до н.э.

Сегодня ученые выделяют определенные критерии человека (гоменидная триада): 1) ортоградность (прямохождение); 2) наличие свободной верхней конечности с противопоставленным большим пальцем; 3) мозг сложной структуры и большого объема.

Древнейшие предки современного человека походили на человекообразных обезьян, которые в отличие от животных умели производить орудия труда. В научной литературе это тип человеко-обезьяны получил название Homo Habilis (человек умелый). Дальнейшая эволюция хабилисов привела примерно 1.5 млн. лет назад к появлению питекантропов, или архантропов. 300-200 тыс. лет назад архантропы сменились более развитым типом человека – палеоантропами, или неандертальцами. Это время возникновения мышления и речи. Уже у неандертальцев зародились начальные формы религии (они хоронили своих предков).

Завершение процесса антропогенеза – это появление Homo Sapiens’а (человека разумного). Началу этого вида положил кроманьонец (около 400 тыс. лет назад). Тогда же, очевидно, в процессе приспособления к среде с разными климатами сформировались и существующие сейчас расы (европеоидная, негроидная, монголоидная).

В период позднего палеолита на смену первобытному стаду приходит более высокая форма организации общества – родовая община. Родовая община – это объединение людей одного рода, имеющих коллективную собственность и ведущих хозяйство на основе возрастного и полового разделения труда при отсутствии эксплуатации.

В родовой общине существовало уравнительное распределение, отсутствовала частная собственность, был распространён реципрокный обмен (когда в «общий котёл» вкладывается столько, сколько может внести каждый член общины, а берётся из «общего котла» по физиологическим потребностям).

При появлении вождества развивается редистрибуция (перераспределение) – появившийся избыточный продукт делится в зависимости от занимаемого положения в общине.

В эпоху неолита(последнего периода каменного века, VII-V тыс. лет назад) возникает производящее хозяйство, земледелие отделяется от скотоводства, а затем от сельского хозяйства выделяется ремесло. Происходят значительные изменения в технике и формах производства: появление шлифования, сверления, ткацкого станка, гончарного круга и пр. Изобретается колесо, стала использоваться тягловая сила животных, накапливаются начальные медицинские знания. Сейчас это период называют в науке « неолитической революцией ». Самым важным итогом «неолитической революции» был переход от собирательства и присваивающего хозяйства к производящему. Человек стал активно расселяться по планете в поиске лучших условий, осваивая новые земли. В это время очень резко увеличивается население, и это связывается с улучшением условий жизни, с развитием сельского хозяйства.

Начинается эпоха распада первобытнообщинного строя. Разложение первобытнообщинного строя сопровождается разделением скотоводства и земледелия, выделением ремесла и отделением торговли от ремесла. Появляется купечество, выделяются управленцы, творческие работники, зарождается частная собственность.

С развитием плужного земледелия земледельческий труд перешёл из женских рук в мужские, и мужчина – земледелец и воин стал главой семьи. Накопление в различных семьях создавалось неодинаковое, причём каждая семья стремилась передать накопленное по наследству. Продукт постепенно перестаёт делиться среди членов общины, а имущество начинает переходить от отца к детям, закладываются основы частной собственности.

Рост производительности труда, усиление обмена, постоянные войны вели к возникновению имущественного расслоения среди племён. Имущественное неравенство порождало и общественное неравенство. Складывалась верхушка родовой аристократии, ведавшая всеми делами в роде и племени. Постепенно складывались условия для появления классового общества и государства.

Самая ранняя форма государства – это города-государства, на основе сельскохозяйственной общины. В городе жили вожди, жрецы, совет старейшин, дружина. В городе существовало имущественное расслоение. Возникают дворцы, храмы. Храм – не только религиозный центр, но и хозяйственный и информационный. Город-государство выполнял функцию управление над прилегающими районами. Цель городов-государств – обеспечение функционирования национальной экономики.

Признаки государства: (по работе Ф. Энгельса «Зарождение семьи, частной собственности и государства»): 1) общность территории; 2) наличие института публичной власти (аппарата управления и принуждения); 3) монополия на принудительную власть; 4) суверенитет власти; 5) взимание налогов; 6) издание законов, обязательных для всего народа.

Параллельно с образованием государства образуются классы.

Первые рабовладельческие цивилизации на земном шаре возникли в эпоху бронзового века(середина 3-го тыс. до н.э.) в полосе с благоприятным климатом, протянувшейся от Средиземноморья до Китая. Деспотии Древнего Востока, Греция, Рим, Индия, Китай. Рабовладение просуществовало как господствующая форма организации жизни до 3-5 вв. н.э.

Выделяют следующиетипы государств: 1) город-государство (древнейший тип); 2) территориальное царство (Египет, Вавилон и пр.): большие по территории, имеют естественные границы, с завоеванных земель осуществляется только сбор налогов. 3) империя (Ассирия, Персия, Индия, Китай): большая территория, «пёстрый» расовый, этнический, лингвистический, социально-экономический, культурный состав населения, на завоеванных территориях создавалась единая система административно-земельного деления, единая система управления из центра.

Формы государственной власти: 1) деспотия (полная централизация власти в одних руках, которая опирается на мощный бюрократический аппарат, обожествление власти и личности правителя); 2) республиканские формы правления.

Первая форма власти (деспотия) превалировала на Древнем Востоке, вторая форма – в античном мире.

Понятие Древний Восток включает в себя несколько аспектов: 1) географический, 2) хронологический: (4 тыс. до н.э. - до 1 в.н.э. завоевания Ал. Македонского востока - для Египта и Месопотамии; до 4-5 веков н.э. - Китай, Индия); 3) формационный – азиатский способ производства – жесткая централизация, отсутствие частной собственности, преобладание мелких свободных производителей и пр.

Общие черты Древнего Востока: 1) общие особенности климата (субтропики и тропики); 2) чередование рельефа (великие реки – нагорья – естественные границы государств, т.е., плодородные земли в долинах рек; полезные ископаемые на нагорьях). Рельеф стимулировал ранние международные торговые связи; 3) развитие земледелия и скотоводства, ранняя специализация ремесел; 4) преобладание внешней торговли над внутренней; 5) два или три вида собственности (государственная, общинная и отчасти частная); 6) общая социальная структура (три основных класса: господствующий класс, мелкие свободные производители (ремесленники, крестьяне, торговцы), подневольные работники).

Античная цивилизация, являясь органической частью культуры Древнего Востока, всё же существенно отличается от неё. Эллада и Древний Рим – регион, в котором сложилось классическое рабство, где рабы являлись основной производительной силой. Труд рабов использовался во всех ведущих отраслях экономики. Несмотря на однотипность рабовладения структура экономики Греции и Рима отличалась своеобразием, обусловленным природно-географическими особенностями. Если в экономике Эллады ведущую роль играли ремесло и торговля, то в Древнем Риме – сельское хозяйство и строительство. Причём в отличие от Греции в Риме, когда он на рубеже нашей эры стал империей, победило крупное рабовладельческое землевладение.

Темпы экономического развития античных государств намного превосходили динамику древневосточных рабовладельческих государств. За свою историю античные государства продемонстрировали превосходство в государственном и общественном устройстве, испытав различные его формы. В период расцвета, античные государства обеспечили демократизацию политического строя и высочайший подъём культуры, создав недосягаемые и поныне образцы искусства.

Понятие « цивилизация » является многозначным. Древние римляне называли гражданином (civis) жителя полиса, города, имевшего гражданские (civilis) обязанности перед другими людьми и соблюдавшего общепринятые правила поведения и нормы вежливости.

Американский культуролог ХХ в. С. Хантингтон определяет цивилизацию как культурную общность высшего ранга. Он предлагает выделить несколько значений понятия «цивилизация»:

1. стадия всемирно-исторического процесса, наступающая вслед за состоянием дикости и варварства и характеризующаяся высоким уровнем развития материального производства, высокой степенью контроля и самоконтроля над жизнью человека;

2. материальная, утилитарно-технологическая сторона общества, противостоящая культуре как сфере духовных ценностей;

3. идеал общественного развития, под которым понимается общество, основанное на принципах разума и справедливости;

4. прогресс человечества и общества в целом, формирующий единую мировую цивилизацию;

5. синоним культуры определённого народа в конкретный период времени (локальные цивилизации);

6. наиболее широкая социокультурная общность, представляющая собой высший уровень культурной идентичности людей;

7. период деградации и упадка человеческого общества.

 

В мировой истории выделяют следующие типы цивилизаций: локальные (Шумерская, Эгейская, Египетская и др.), особенные (индийская, русская и др.) и всемирная цивилизация. И два вида: 1) традиционная и 2) техногенная.

Для традиционной цивилизации характерны устойчивые, консервативные основы. Общество меняется, но медленно. В культуре первенство отдается традициям, а инновации не считаются высокой ценностью (Древняя Индия, Египет и др.). Для личности в традиционной цивилизации важен вопрос выбора пути в жизни. Появляются так называемые учителя жизни, которые дают советы: активность человека должна быть направлена внутрь самого себя (Древние Греция, Индия, Рим).

Техногенная цивилизацияхарактеризуется быстрыми темпами социальных изменений. Возникает новая система ценностей (ценится оригинальность, инновации), в которой большую роль играет наука и техника как базис всевозможных изменений. Техногенная цивилизация возникает в Западной Европе в XVII в.

 

Государства Древнего Востока внесли значительный вклад в историю человечества. Они научились обрабатывать железо, получать сталь, стекло и изделия из него, были изобретены компас, бумага, порох, почти все виды письменности и многое другое. Достижения древневосточных государств стали основой дальнейшего развития стран востока и оказали сильное влияние на колыбель европейской цивилизации – Древнюю Грецию и Рим. [подробно см.: 3. С. 21-96]

 

Вопросы для самопроверки:

1. Воспроизведите наиболее распространённую схему археологической периодизации древнейшей истории?

2. Что такое «неолитическая революция»? Выделите её характерные черты?

3. Какие формы организации древнейшего общества Вы можете назвать?

4. Раскройте различные аспекты понятия «Древний Восток»?

5. Чем отличается античная цивилизация от других цивилизация Древнего Востока?

6. Назовите различные значения понятия «цивилизация»?


Глава 2

Европа в эпоху Средневековья (V-1/2 XVII вв.)

 

Термин Средние века был введен в языковой оборот в XV веке итальянскими гуманистами для обозначения периода истории от падения Римской империи (476 г.) до современной им эпохи Возрождения. В XVII веке в историческую науку уже прочно вошло деление всемирной истории на античность, средние века и новое время. Хронология Средних веков – тема проблемная в зарубежной и отечественной историографии. Начальной вехой средневековья разные историки считают либо низложение последнего римского императора (Ромул Августул, 476 г.), либо время правление Константина (306-337 гг.), либо нападение арабов на Европу (начало VIII в.). Ещё более произвольно датировали завершение Средних веков. Для одних – это падение Константинополя (1453 г.), для других – открытие Америки (1492 г.), для третьих – начало реформации в Германии (1517 г.). Столь же разноречиво понимается и характер эпохи Средних веков. Историки эпохи Просвещения вслед за гуманистами оценивали Средние века как время культурного регресса, невежества и мракобесия. Католическое направление буржуазной историографии, напротив, идеализирует средневековье. Наиболее распространенной в отечественной исторической науке является следующая схема:


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 10562; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.031 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь