Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Учение о Премудрости Божией (7-8 гл.)



Раскрытию учения о Премудрости предшествует речь Соломона, устами которого писатель говорит о том, что он имел общее со всеми людьми телесное происхождение, чувствовал ту же самую беспомощность при рождении, что и все люди, и будет иметь один со всеми конец – смерть. Итак:

1-6 ст. Всякий человек по своей природе немощен;

7 ст. – он нуждается в помощи Премудрости;

8-10 ст. – Она для человека ценнее всех благ земных.

Под Премудростью нужно понимать особую Божественную силу, воздействующую на дух человека, как сверхъестественное благодатное воздействие. Заслуживает внимания то, что во многих местах книги писатель представляет Премудрость как Божественную силу.

Ст. 12 – Писатель устами Соломона учит о Премудрости как Божественной силе, творящей мир и управляющей им.

Ст. 13-14 – Главное же сокровище Премудрости в том, что она приводит человека " в содружество с Богом", т.е. в тесное общение (с Ним).

Ст. 15 – Руководитель к мудрости – Бог.

Ст. 21 – Премудрость Божия действует во всем мире, все образует и приводит в порядок, Она – " художница всего".

" Она есть дух разумный..." Духом Премудрость названа как действующая и открывающая сила Божия, существующая сама в себе и являющаяся средоточием различных свойств и действий, ей непосредственно принадлежащих. Таким образом, в существе Божественной Премудрости, как действующей в мире силы, нельзя мыслить ничего материального. Эта мысль дается в понятии " Дух".

Учение о происхождении идолопоклонства

В 13 и 14 главах писатель книги говорит о сущности и происхождении идолопоклонства. При этом он различает отдельные формы и виды идолопоклонства: 1) обоготворение явлений и сил природы (политеизм натуралистический); 2) обоготворение произведений рук человеческих (фетишизм); 3) обоготворение животных (зоолатрия); 4) предкопочитание.

История происхождения идолопоклонства такова. Стремление к познанию Бога вложено в человека прирожденно. По естественному своему влечению люди пытаются чрез изучение сил природы познать Бога. Но, будучи обремененными греховными и суетными в деле богопознания, они не смогли из рассматривания видимых красот мира узнать их Творца и обоготворили стихии мира. Хотя эти люди достойны осуждения, так как, хорошо изучив природу, они не сумели узнать её Творца, однако они заслуживают и снисхождения, так что пред судом Бога они не безответны. Но самому строгому осуждению подлежат те из язычников, которые обоготворяли бездушных истуканов – изделия рук человеческих. Такой вид идолопоклонства абсолютно бессмысленным считает писатель, нелепым и ничем не оправдываемым заблуждением человека.


КНИГА ПРЕМУДРОСТИ ИИСУСА, СЫНА СИРАХОВА

Наименование этой книги различны в разных списках Библии. В греческих: александрийском, синайском и Ефрема Сирина она надписывается: Премудрость Иисуса, сына Сирахова, какое наименование перешло и в наши славянский и русский переводы; в ватиканском: Премудрость Сираха; в Вульгате: Ecclesiasticus (Liben), т.е. " Церковная книга". В еврейском подлиннике (утерянном) – Мешалим – Притчи. Первое и второе наименования указывают на автора книги и подтверждаются ясным свидетельством книги (50, 29$ 51, 1 и в прологе), третье – указывает на церковное употребление книги.

Содержание книги, по общему мнению, не может быть ясно и определенно подведено под какие-нибудь деления или части, соответствующие внутреннему развитию мысли. Можно только указать несомненное разделение книги на части: нравоучительную (1-42, 15) и историческую (44 – 50 гл.). В середине между ними находится хвалебное " воспоминание о делах Господа", явленных в творении мира (42, 15 – 48 гл.), а в конце второй части – молитва автора о милости Господней к нему (51 гл.).

Вообще содержание книги отображает практическую житейскую мудрость, приобретенную автором тщательным изучением библейской письменности, наблюдением собственной жизни и рассмотрением жизни, нравов, судьбы других мудрых мужей. Изложено все это в прекрасной форме притч, в афористических изречениях о мудрости и морали. Автор описывает человеческую жизнь во всех её взаимоотношениях и дает советы на все обстоятельства и положения.

О тексте книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова, можно сказать следующее. Внук автора книги говорит, что книга была первоначально написана на еврейском языке, а он, прибыв в Александрию, перевел её на греческий язык (греч. пролог к книге).

В отличие от других неканонических книг, авторы которых оставались неизвестными, автор сей книги называет себя Иисусам, сыном Сираха, Иерусалимлянином (50, 29; 51, 1). И в этом никто не сомневается. Можно ещё добавить, что он был человек образованный, особенно богословски, обладал практическим опытом, много путешествовал и изучал историю народов и нравы людей (51, 8-18; 34, 10-12).

Православные богословы относят книгу Сираха ко времени первосвященника Симона I (ок. 290 г. до Р. Хр.). Внук и переводчик, хорошо помнивший автора, жил недолго спустя после Симона I, перевод появился около 230 г. до Р. Хр. Таким образом, книга и в оригинале, и в переводе относится к III веку до Р.Хр.

Об авторитете книги Сираха говорят с большим уважением как современные, так и древние богословы. О ней упоминается в древних памятниках Православной Церкви (85 Ап. пр., 33 пасх. посл. св. Афанасия Вел., Иоанн Дамаскин). Но все-таки указанные православные памятники не причисляют эту книгу к 22-м каноническим книгам из-за некоторых " недоумений" в её содержании и учении.

Но, говоря о некоторых " недоумениях" в этой книге, мы должны обратить внимание и на то, что в общем все её содержание чрезвычайно ценно для всякого читателя по своей сердечности, умилительности, поучительности.

Отцы Церкви очень части пользовались писанием Сираха в своих творениях. Его книга цитируется у апостола Варнавы, Климента Римского, в Пастыре Ермы, Климента Александрийского, Киприана Карфагенского, святителей Афанасия, Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, Василия Великого, Григория Нисского и др. Всякий читающий найдет в ней очень много ценных поучений и уроков, например, о борьбе с грехом (4, 23; 21, 1-4), о гордости (10, 7), высокомерии (6, 2-4), честолюбии (7, 4-8), нравственной чистоте (9, 3-13) и др. Имеются здесь и полезные советы: о молитве, смирении, любви, милостыне и др.

Из догматических положений очень важно изречение: " воззвал я ко Господу, Отцу Господа моего" (51, 14), заключающее ясное учение о троичности Лиц, преимущественно о Боге Отце и Сыне.

Учение о мудрости (1, 1-21; 24, 1-37)

Первая глава Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова, составляет учение о Премудрости Божией: откуда она происходит, каковы её основания и следствия для изучающих её.

" Всякая премудрость, – говорит автор книги, – от Господа и с Ним пребывает вовек" (ст. 1). Она, как песок морей и капли дождя, которых невозможно сосчитать. Она не может быть изучена и обследована человеком. Её не может знать никто из людей, ее хорошо знает только один Бог. Премудрость произошла ранее всех вещей и предметов. Её проявление – вечные законы, управляющие миром (4-5). Бог излил премудрость на все Свое творение в человеке, она проявляется в страхе пред Господом, Который венчает славою и честью и награждает человека после смерти его.

Высшее проявление премудрости – любовь к Богу. Начало премудрости – страх Господень. Страх Господень – венец и полнота Премудрости, он очищает и освобождает человека от грехов.

Таково в общих чертах учение о мудрости. Из этого учения явствует: всякая Премудрость от Господа. Под Премудростью можно разуметь или свойство Божественного ума, или познание во всем их строении мира и человека. Источник Премудрости – слово Божие, происходящее от Бога. Все созданное Богом носит на себе отпечаток премудрости. Премудрость, как дар Божий, прежде всего дается тем, кто верен Богу, кто является истинным почитателем Его. Премудрость – источник внешнего благополучия, здоровья, славы и долгоденствия.

Что же такое премудрость, в чем её основание и завершение? Первая глава ответа на этот вопрос не даёт.

Более ясно этот вопрос решается в 24 главе. Премудрость произошла из уст Всевышнего и искала обитания среди людей. Таким образом, приближение к Премудрости вызывает жажду её усвоения и сопровождается для человека всякими благами.

Премудрость произошла от Бога, произошла раньше происхождения мира, она вечна. Ветви Премудрости – слава и долгоденствие. Она источник величия человека на земле. Только она одна может просветить весь мир. Из 24 главы открывается, что Премудрость – Божественная Личность, проявляющая особенное благоволение над еврейским народом.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 439; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь