Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


О славе творца в творении (42, 15-43)



С 15 ст. 42 гл. писатель книги говорит о величии дел Творца в творении. Необъятность творческого величия Творца такова, что " и святым не предоставил Господь провозвестить о всех чудесах Его" во Вселенной. Вездесущие и всеведение Бога описывается так: " не минует Его никакое помышление, и не утаится от Него ни одно слово". " Он проникает бездну и сердце и видит все изгибы их, ибо Господь знает всякое ведение и презирает в знамения века, возвещая прошедшее и будущее и открывая следы сокровенного" (с. 17-20). Ограниченный человеческий разум не в состоянии постичь всю полноту Божественного величия, человеческому наблюдению и усвоению доступны лишь отблески этого величия. Все творение Господне живет и пребывает во славу Творца, на пользу и утешение тварей. При всем своем разнообразии, мир Божественных творений представляет из себя нечто гармонически целое, в котором одно творение восполняется другим, одно поддерживает благо другого.

Наблюдая все эти картины и явления видимого мира, кто может удержаться от восторженного умиления? " Солнце, когда, оно является, возвещает" о величии тверди небесной. " Велик Господь, Который сотворил его, и по слову Его оно поспешно пробегает путь свой" (5). " И луна всем в свое время служит указанием времени и знамением века: от луны – указание праздника..." (6-7). " По слову Святого звезды стоят по чину и не устают на страже своей. Взгляни на радугу – и прославь Сотворившего её: прекрасна она в сиянии своём! " (11-12).

Сколько бы мы ни изучали вещей и явлений видимого и духовного мира, – мы не в состоянии постичь всего могущества, премудрости и славы Господних. Мы можем уразуметь лишь одно – " Он есть все" (29) – Творец и Промыслитель мира.

Молитва Иисуса, сына Сирахова (51 гл.)

Заключением всей книги служит " молитва Иисусова, сына Сирахова", в которой он славословит Бога за то, что Бог разными обстоятельствами его жизни возбудил его к исканию и изучению Премудрости и дал ему возможность и способность изложить постигнутое им в словесном произведении; и приглашает неученых последовать его учению и примеру для славы Божией.

Автор книги увещевает приобретать мудрость не посредством серебра, которое само по себе не дает мудрости, – а путем собственных усилий и призывания помощи Божией (26-30).

Если сама по себе мудрость непокупаема за серебро (33) и требует от стремящегося к ней собственных неусыпных усилий и помощи свыше, то удовлетворение житейских потребностей и покрытие требуемых расходов во время обучения мудрости не чуждо денежных расходов. И эти расходы не должны смущать ищущего плодов мудрости: " Приобретайте учение и за большое количество серебра, – и вы приобретете много золота" (36) т.е. достигнете благосостояния внутреннего и внешнего.

О страхе Божием*

Словосочетание страх Господень семь раз повторяется только в первой главе, в разных вариациях, например: «Страх Господень отгоняет грехи; не имеющий же страха не может оправдаться» (Сир. 1: 21). В этой же главе сказано: «Венец премудрости – страх Господень». В книге Притчей было написано: «Начало мудрости – страх Господень» (Притч. 1: 7), а здесь страх Господень оказывается ее венцом. Объяснить это можно двояко. Можно сказать, забывая о Песни Песней, что Ветхий Завет еще не получил откровения о любви и не выходит за рамки законнического страха наказания. Но при этом получается замкнутый круг – от чего ушли, к тому и пришли. Но разве премудрость не ведет человека к совершенству?

Из Нового Завета мы знаем, что «в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви» (1 Ин. 4: 18). Как же это соотносится с тем, что сказано у Иисуса, сына Сираха?

Преподобный Максим Исповедник объясняет, что под страхом Божиим следует понимать несколько явлений. «Двояк страх Божий: один рождается в нас от угрозы наказания и благодаря ему появляются, по порядку, воздержание, терпение, упование на Бога и бесстрастие, из которого [возникает] любовь; другой сопряжен с самой любовью, производя в душе благоговение, дабы она, воспользовавшись доверчивым отношением любви, не впала бы в пренебрежение к Богу.

Совершенная любовь изгоняет (1 Ин 4: 18) первый страх из души, стяжавшей ее и уже не боящейся наказания; второй же страх она, как было сказано, имеет всегда сопряженным с собой. Первому страху [соответствуют слова Писания]: «страхом же Господним уклоняется всяк от зла» (Прит. 16: 6) и «начало премудрости страх Господень» (Прит. 1: 7); второму же [страху слова]: «страх Господень чист пребываяй в век века» (Пс. 33: 10) и «несть лишения боящимся Его» (Пс. 33: 10)». [34, кн. 1, с. 104–105]. Он же в другом месте добавляет: «Ибо любви самой по себе, без страха, присуще становиться презрением, как то часто бывает, если близость, естественно рождаемая ею, не сдерживается уздой страха» [34, кн. 2, с. 43]. То есть один страх – наказания, другой – отпадения, один начальный, другой – конечный.


ХРОНОЛОГИЯ БИБЛЕЙСКОЙ ИСТОРИИ

I. Период Праотцев (Быт. 12-50)

ок. 1850 – поселение Авраама в Ханаане

ок. 1700 – 1650 – поселение Израильтян в Египте

II. Моисей и Иисус Навин (Исх., Числ., Втор., Ис. Нав.)

ок. 1250 – исход из Египта. Моисей. Синайское законодательство

ок. 1220 – – 1200 – завоевание Палестины Иисусом Навином

III. Период Судей и Царей 1200-931 (Суд., 1 и 2 Цар., 3 Цар., 1-II Пар., 2 Пар. 1-9)

1200-1025 – Судьи

ок. 1040 – Самуил – последний из судей

ок. 1030-1010 – Саул – первый царь Израильский.

Резиденция в Гиве.

ок. 1010-970 – Давид. Взятие Иерусалима ок. 1000

970-931 – Соломон

IV. Разделение царств: Иуда и Израиль (3 Цар., 12-22; 4 Цар. 1-17; 2 Пар. 10-28; Ам., Ос., Ис., Мих.)

Израиль (931-722) Иеровоам I 900 – подъём Ассирии 722 – падение Самарии Ассирийский плен (Тов.) 612 – падение Ниневии, столицы Ассирии Иуда (931-587) Ровоам   с 612 – Вавилонское владычество 587 – падение Иудеи. Вавилонский плен 539 – взятие Киром Вавилона Персидское владычество

V. Восстановление в персидскую эпоху (538-333) (Езд., Неем., Агг., Зах., Мал.)

538 – Указ Кира о возвращении иудеев

537-515 – построение Второго Храма

458 – возвращение второй группы иудеев с Ездрой при Артаксерксе

445-433 – деятельность Неемии

350 – Иудея становится теократическим государством и чеканит свои монеты

VI. Эпоха эллинизма (333-63) (1 и 2 Макк., Дан. II)

Платон

356 – Филипп Македонский. Аристотель.

336-323 – Александр Великий (Македонский)

333 – покорение Сирии

332 – вторжение в Египет

331 – завоевание Персии

330-326 – основание Александрии и завоевание Индии

323 – смерть Александра в Вавилоне

Борьба преемников Александра

В Сирии и Вавилоне – Селевкиды, в Египте – Лагиды.

до 200 – Иудея подчинена Лагидам (3 Макк.)

с 200 – 142 – Иудея подчинена Селевкидам

141 – конец оккупации Иудеи Селевкидами

143-134 – Симон Маккавей.

Возобновление союза с Римом и Спартой

134-104 – Иоанн Гиркан

Междоусобные войны в Сирии и Египте приводят к потере контроля над Палестиной.

VII. Эпоха Маккавеев

175 – воцарение Антиоха IV Епифана

167-164 – великое гонение.

Жертвоприношение Зевсу Олимпийскому в Храме (дек. 167)

Сопротивление Маттафии и его сыновей.

166-160 – Иуда Маккавей

164 – очищение и обновление храма (1 Макк. 4, 36)

162 – Иуда вступает в союз с Римом (1 Макк. 8)

160-143 – Ионафан

152 – Ионафан становится родоначальником династии первосвященников – князей Асмонеев

144 – возобновление союзов с Римом и Спартой

143 – убийство Ионафана. Ему наследует его брат Симон (143-134)

141 – Иерусалимская крепость сдается Симону. Конец оккупации Иудеи Селевкидами. Возобновление союзов с Римом и Спартой.

134 – Симон и его сыновья Иуды и Маттафия вероломно убиты Птолемеем, зятем Симона, но второй сын Симона Иоанн Гиркан спасается от убийц

134-104 – Иоанн Гиркан, первосвященник

104-103 – Аристовул I, став первосвященником, называет себя царем

103-76 – Александр Ианний

76-67 – его жена Александра. Первосвященник старший сын – Гиркан II

67-63 – Аристовул II свергает своего старшего брата Гиркана II и становится первосвященником и царём

VIII. Палестина под властью Рима

64 – Сирия становится римской провинцией.

63 – Помпей овладевает Иерусалимом и объявляет первосвященником Гиркана. Светская власть отдаётся Юлием Цезарем идумеянину Антиптру

40 – Ирод – сын идумеяна Антиптра становится царем Иудеи. Правил страной 37 лет. При нем родился Христос (7 или 6 г.).


Синхронная таблица разделенного царства евреев

 

Северное царство — Израиль 931-722 гг. 931-910 Иеровоам 910-909 Нават 909-886 Вааса 886-885 Ила 885 (7 дней) Замврий 885-874 Амврий 874-853 Ахав прор. ИЛИЯ (3 Ц. 17-19; 4 Ц. 1) 853-852 Охозия 852-841 Иорам прор. ЕЛИСЕЙ (4 Ц. 2-13). 841-814 Ииуй 814-793 Иоахаз 798-783 Иоас Южное царство – Иудея 931-587 гг. 931-913 Ровоам 913-911 Авия 911-870 Аса     870-848 Иосафат     848-841 Иорам 841 Охазия 841-835 Гофолия 835-796 Иоас 796-781 Амасия пр. ИОНА 793-753

 


БИБЛИОГРАФИЯ

 

1. БИБЛИЯ. Книги Священного Писания Ветхого Завета. М., 2012.

2. АЛЕКСАНДР (Милеант), еп. Премудрость сокровенная. – М., 2004.

3. АЛЕКСАНДР (Милеант), еп. Ветхий Завет о Мессии / Александр (Милеант), – Свято-Троицкая Православная Миссия, 2003.

4. АЛЕКСАНДР (Милеант), еп. Обозрение пророческих книг Ветхого Завета / Александр (Милеант). – Свято-Троицкая Православная Миссия, 2002.

5. АМФИТЕАТРОВ В., прот. – Очерки из библейской истории Ветхого Завета от Иисуса Навина до воцарения Давида. Юрьев, 1910.

6. БЕЛИКОВ В., прот. – Чтение по Библейской истории Ветхого Завета. (Период 3-х еврейских царей: Саула, Давида и Соломона). Казань, 1911

7. БИБЛЕЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. Путеводитель по Библии: пер. с англ. Изд.2-е, испр. – М.: РБО, 2002.

8. ВЕЙНБЕРГ И.П. Человек в культуре древнего Ближнего Востока / И.П. Вейнберг. – М.: Наука, 1986.

9. ГРИГОРИЙ НИССКИЙ, свт. Точное истолкование Экклесиаста Соломонова / Григорий Нисский. – М.: Издат. имени свят. Игнатия, 1997.

10. ДАУЛИ Т. Библия в цифрах и фактах. – СПб., 2003.

11. ДЕСНИЦКИЙ А. Введение в библейскую экзегетику. М.: Издательство ПСТГУ, 2013.

12. ДЗИЧКОВСКИЙ Г., диак. – Библейские события во времена Ис. Навина и пророка Самуила в свете современных научных открытий. Курс. соч. Машинопись. Загорск, 1971.

13. ЕГОРОВ Г., свящ. Священное Писание Ветхого Завета: Учебное пособие / Г. Егоров. – М.: ПСТГУ, 2007.

14. ИВАНОВ А., прот. Пророческие книги Ветхого Завета: курс лекций / А.Иванов. – СпбДАиС, 1994.

15. КАШКИН А. Священное Писание Ветхого Завета. Общее введение в Священное Писание Ветхого Завета. Пятикнижие: учеб. пособ. — Саратов, 2012.

16. ЛОПУХИН А.П. Толковая Библия. Т.2. – СПб., 1905.

17. МИХАИЛ, еп. (Лузин). Библейская наука. Кн. 3-я. Исторические книги Ветхого Завета. Тула, 1899.

18. РАЗУМОВСКИЙ Г., прот. Объяснение священной книги псалмов / Г.Разумовский. – М: ПСТБИ, 2003.

19. СНИГИРЕВ Р., прот. Священное Писание Ветхого Завета. Вып. 1. Введение в изучение Священного Писания Ветхого Завета. Саратов, 2006.

20. СНИГИРЕВ Р., прот. Законоположительные книги Ветхого Завета. М., 2010.

21. СОРОКИН А., прот. Введение в Священное Писание Ветхого Завета. Курс лекций. 3-е изд. СПб.: «Ладан», 2009.

22. ФАСТ Г., прот. Толкование на книгу Песнь Песней Соломона / Г. Фаст. – Красноярск: Енисейский благовест, 2000.

23. ФАСТ Г., свящ. Этюды по Ветхому Завету. Руководство к изучению Священного Писания. Кн. 1. / Г. Фаст. – Красноярск: Енисейский благовест, 2007.

24. ФАСТ Г., свящ. Этюды по Ветхому Завету. Руководство к изучению Священного Писания. Кн. 2. / Г. Фаст. – Красноярск: Енисейский благовест, 2008.

25. ЦЫПИН В. Ветхозаветное право // Православная энциклопедия. Т. 8. – М.: Православная энциклопедия, 2004, С. 66 – 71.

26. ЮНГЕРОВ П.А. Вероучение Псалтири, его особенности и значение в общей системе библейского вероучения. – К., 2006.

27. ЮНГЕРОВ П.А. Учение Ветхого Завета о бессмертии души и загробной участи. – К., 2006.

Интернет-ресурсы

 

1. Апокалиптика / Церковно-научный центр «Православная энциклопедия»: [сайт] // [URL]: http: //www.pravenc.ru/text/75602.html

2. Апокрифы / Церковно-научный центр «Православная энциклопедия»: [сайт] // [URL]: http: //www.pravenc.ru/text/75608.html

3. Библеистика // Церковно-научный центр «Православная энциклопедия»: [сайт] // [URL]: http: //www.pravenc.ru/text/149119.html

4. Герменевтика библейская // Церковно-научный центр «Православная энциклопедия»: [сайт] // [URL]: http: //www.pravenc.ru/text/164827.html

5. Издательство «Библеист»: [сайт] // [URL]: http: //www.bibleist.ru

6. Кафедра библеистики Московской православной духовной академии: [сайт] // [URL]: http: //www.bible-mda.ru/main.html

7. Научный богословский портал БОГОСЛОВ.RU: [сайт] // [URL]: http: //www.bogoslov.ru

8. Сайт Российского Библейского Общества // [URL]: http: //www.biblia.ru

9. Сайт BibleStudies – Русские страницы // [URL]: http: //www.bibli-calstudies.ru

10. Тихомиров Б.А. К истории отечественной Библии // РБО [сайт], URL: http: //www.biblia.ru/reading/new_translations/sinodal.htm

11. Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» Седмица.RU: [сайт] // [URL]: http: //www.sedmitza.ru

12. Янг Э. Введение в Ветхий Завет / Э. Янг // Библиотека издательства «Библеист»: [сайт]. URL: http: //bibleist.ru/biblio.php? q=003& f=009.html

13. Новейшие Библейские археологические открытия: [сайт] // [URL]: http: //nbad.narod.ru

 

 


[*]Заголовки со знаком «*» добавлены преподавателем Барнаульской духовной семинарии.

[†] Заголовки помеченные «*» добавлены преподавателем Барнаульской духовной семинарии


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 339; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.047 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь