Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Поэтика. Ее задачи и структура.



Поэ́ тика (от греч. π ο ι η τ ι κ ή, подразум. τ έ χ ν η — поэтическое искусство) — теория поэзии, наука, изучающая поэтическую деятельность, её происхождение, формы и значение, — и шире, законы литературы вообще.

Поэтика — раздел теории литературы, трактующий на основе определенных научно-методологических предпосылок вопросы специфической структуры литературного произведения, поэтической формы, техники (средств, приемов) поэтического искусства.

Термин «поэтика» иногда переносится на сам объект изучения, например «пушкинской поэтики», «поэтики Шекспира» и т. п.

В своем историческом развитии поэтика как наука прошла длинный путь, меняя в значительной мере очертания граней своего предмета и характер своих задач, то суживаясь до пределов свода поэтических правил, то расширяясь до границ, почти совпадающих с границами истории литературы или эстетики. Общей чертой поэтик всех направлений остается то, что все они подходят к художественной литературе под углом зрения её специфики, стремясь дать теорию поэтического искусства то в порядке установления научно обоснованных эстетических норм, то как догматической декларации творческих принципов, то в виде эмпирического анализа поэтической структуры, то наконец построения истории развития литературных форм.

В современной исследовательской литературе термин «поэтика» употребляется в трех значениях:

  • Поэтика в узком смысле этого слова изучает «литературность», «превращение речи в поэтическое произведение и систему приемов, благодаря которым это превращение совершается»[1].
  • Более широкое понимание «предполагает изучение не только речевых, но и других структурных моментов художественного текста»[2].
  • Встречается также точка зрения на поэтику как на раздел общей эстетики и таким образом, поэтика относится уже не только к сфере литературы, но и ко всему искусству в целом[3].

· Поэтика как название дисциплины – еще у Аристотеля.

· В «Поэтике» Аристотеля:

· - задача описания построения пр-ния

· - задача предписания (как достичь совершенства формы, напр., не изображать абсолютно достойных и абсолютно недостойных людей). Критерий предписания – наибольшее воздействие на читателя.

· После Аристотеля поэтика становится школьной дисциплиной, зависит от риторики (поэтика – второстепенная дисциплина).

· Самая знаменитая нормативная поэтика в Европе: Н.Буало. Рассматривает все жанры поэзии, стиль. Указывает на идеальные образцы в каждом. Жанры. Критерии – моральная польза, дидактика. Предписания обращены непосредственно к поэту. Ясность стиля, отсутствие мелочей, отступлений … просторечий…

· Во 2й книге говорит о разных чертах жанорв.

· Сохраняются черты поэтики Аристотеля. Описание – предписание (доминирует).

· Цель: эстетический эффект, художеств.

· В конце XVIII в. эпоха нормативных поэтик заканчивается.

· Романтики смешивают жанры, стили… Уничтожение поэтики как науки.

· В XIX в. появляется литературоведение как наука (история лит-ры и фольклористика).

· М.М. Бахтин «Проблемы поэтики Достоевского»

· - автор и позиция автора по отношению к герою (герои не получают отрицательной оценки, диалог между автором и героем);

· - идеи Достоевского (персонажи как герои-идеологи);

· - сюжет (форма построения, истоки сюжетов);

· - слово о Достоевском (типы словесных построений).

· Черты современной поэтики:

· - исследование творчества конкретного автора;

· - пр-ние изучается по уровням;

· - описание определенного жанра и рассматривание его происхождения;

· - отсутствие предписания.

· Поэтику интересует построение текста. Философия автора (Достоевский: православный человек, монархист, консерватор, империалист и пр., но Достоевский-писатель – совсем другая фигура; текст говорит больше, чем хотел сказать автор).

· Поэтика – внутренние принципы художественного мышления автора (через анализ конкретных текстов).

· Поэтика – наука о специфических художественных средствах выражения в литературе. Поэтика ≠ теория лит-ры (поэтика сосредоточена на текстах).

· Преимущественно поэтику интересует художественный текст.

· Любое пр-ние многофункционально. Функция древних текстов – мнемоническая, запоминание Заговоры или молитвы, нужно запомнить очень точно, поэтому возникает стихотворная форма. Архаический фольклор. Период Средневековья характеризуется тем, что худ. функции уступают сакральным, политическим, религиозный культ эстетизируется, украшается. Функции могут меняться в зависимости от ситуации.

· Дидактическая поэма – форма естественнонаучного знания и философии («О природе вещей»).

· Худ. биография. Всегда документальный момент. XIX-ХХ вв. – романизированная биография. Составляет биографию известного человека, заполняя какие-то пропуски в биографии правдоподобным материалом. Т.е. отчасти текст документальный, отчасти – художественный.

· Мемуары – информативная, публицистическая и худ. функции.

· Практически к любому тексту можно отнестись как к худ. пр-нию.

· Поэтика изучает не только худ. пр-ния (с т. зр. стилистики…). Поэтика не просто локальная дисциплина. Исследует построение любого текста. Методы поэтики применяются и в других гуманитарных науках.

· Дискурс – определенный вид текста (спец. отличия). Поэтика – общая теория дискурса.

· Как воздействует текст?

· В тексте никогда нет ничего лишнего и случайного. Текст воспринимается как система элементов, связанных между собой. Нужно показать роль каждого элемента. Доминанта – то, что объединяет текст в одно целое. Суть каждой худ. системы – это ограничения на весь круг возможностей. Словарный запас, метафоры и пр. ограничены.

· В каждую эпоху свой набор худ. средств.

· - размеры (ямб, хорей…) созданы реформой XVIII в.

· - жесткая жанровая система: ода, трагедия, героическая поэма (лексика: слова, которые восходят к церковнослав. яз., и часть нейтральных слов).

· - ритм. ударение.

· XIX в. – неклассический размер.

· ХХ в. – рифма Маяковского.

· Т.е. ограничения в формальных приемах и в тематике (у оды и элегии совершенно разные темы). Постепенно жанры смешиваются (роман).

· В каждую эпоху возникает своя система худ. средств, которую часто не понимают сами писатели и поэты. Поэтика должна восстановить эти ограничения, отделить традицию от новаторства. Историческая поэтика близка к задачам лингвистики. Лингвистика изучает историю и эволюцию языка, на каждом этапе язык – система (Ф. де Соссюр – структурная лингвистика). На каждом этапе язык - замкнутая завершенная система. Речь – ее реализация. Задача лингвистики – изучение языка как системы (фонетика – фонема, морфология – морфема, лексика – лексема, грамматика – граммема; есть правила, по которым сочетаются эти единицы). Для каждого языка свои правила со временем меняются. Эта идея оказала влияние на поэтику. Текст стали представлять тоже как систему, в которой элементы связаны по правилам.

· Цель общей поэтики – восстановить эти системы.

· Общая поэтика:

· ЗВУК, СЛОВО, ОБРАЗ.

· 1. Звуковая и ритмическая сторона художественного текста, преимущественно поэтического ( СТИХОВЕДЕНИЕ ).

· - фоника

· Звуки и их сочетания, специфические для стихотворной речи особенности звучания. Рифма – повторы звуков, созвучия (точные – неточные, концевые и пр.). Ассонанс. Аллитерация.

· Речь строится так, чтобы были заметны эти повторы, которые выполняют определенную функцию.

· - ритмика

· Изучает разные виды ритмов. Неклассические размеры, индивидуальные особенности у поэтов. Ритм в прозе (иногда автор сознательно пишет пр-ние в каком-н. ритме).

· - строфика

· Порядок рифмовки. Строфа – формальное единство (единство содержательное).

· - мелодика

· Интонация (помимо возможностей речи есть возможности интонации в самом стихотворении). Говорной и напевный стих.

· 2. Слово ( СТИЛИСТИКА ).

· - лексика

· Стиль. Устаревшие слова, архаизмы, историзмы (могут быть связаны с Библией), слова Священных книг – славянизмы – эффект высокого стиля. Просторечия, вульгаризмы, неологизмы (примета индивидуального стиля) – низкий стиль. Функции слов в худож. тексте.

· - тропы

· Изменение основного значения слова – метафора: устаревшие (стёртые), авторские, индивидуальные. Примета стиля определенной эпохи или индивидуального стиля писателя.

· Риторика – классификация тропов..

· - фигуры

· Повт. синт. фигуры (анафора…), пропуски, инверсии.

· Стилистика – между лингвистикой и литературоведением. Слово в художественном пр-нии не равно слову в словаре.

· 3. Образ ( ТЕМАТИКА, ТОПИКА ).

· Любой художественный текст можно рассматривать как текст или как мир. Аналогия между реальностью и тем, что происходит внутри пр-ния.

· - пространство и время

· Взаимосвязанное единство. В любом пр-нии есть границы изображаемого мира. Художник в каждую эпоху ограничен знаниями и особенностями литературных направлений эпохи. В каждом жанре – свое представление о течении времени.

· - предметный мир – пейзаж, интерьер.

· Что можно изображать и что нельзя. Сочетание.

· - действие

· Исключение – очерк, дидактическая и описательная поэзия. Мотив – элементарная единица действия. Нарратология – везде, где существует рассказ.

· - персонаж

· Любой литературный герой – сознательное построение автора. Без персонажа не может существовать лит. пр-ние. Лит-ра – способ познания человека.

· Поэтика – реконструкция художественных средств для всей литературы. Историческая поэтика – представление литературного процесса как смены художественных систем.

3. Предмет художественной литературы.

Предмет художественной литературы. Многовековое развитие художественной литературы, характеризующееся все большим проникновением ее во внутренний мир людей, и их связи с окружающим внешним миром, в их отношения друг с другом, закономерно приводит к мысли, что главным предметом литературного изображения является человек. Завоевание человеком центрального места в художественных произведениях было, как указывал Белинский, результатом большого пройденного человечеством пути художественного познания и творчества. Останавливаясь на древней индийской поэзии и других видах древнего индийского искусства, Белинский отмечал обожествление в них природы и выдвижение на передний план «растений, змей, птиц, коров, слонов и прочих животных». Человек занимал в этом искусстве лишь подчиненное по отношению к природе положение - «только ее служителя, жреца и жертвы». Следующим этапом в развитии образного мышления была древнеегипетская мифология.

Полновластно «человек вступил в свои права» только в древнегреческом искусстве: «Боги Греции не что иное, как образы идеального человека, обожествление человека». С момента прихода в искусство человека как главного героя открывается возможность для великих завоеваний в области художественного творчества (эпопеи Гомера «Илиада» и «Одиссея», трагедии Эсхила, Софокла и Еврипида, комедии Аристофана). В подавляющем большинстве литературных произведений на первом плане именно люди, их жизнь, деяния, мысли, чувства, борьба. Поэтому воспоминание о том или ином писателе оказывается связанным прежде всего с образами его героев.

Но человек является главным предметом литературы не только и даже не столько потому, что он занял преобладающее место в его творениях, но главным образом потому, что и все остальное изображенное в ней - природа, животные, вещи - получает свой идейно-художественный смысл исключительно в соотношении с жизнью и характерами людей, с той или иной философией жизни, с человеческими мыслями, чувствами, переживаниями.

Правда, в пейзажных стихах и картинах природы, воспроизведенных в прозе, главный объект изображения - именно природа, но не сама по себе, а в обязательном соотнесении с человеческой жизнью. Еще Гораций говорил, что только плохой поэт описывает рощи, ручей, жертвенник, шумящий поток, радугу вне всякой связи с человеком. А один из английских поэтов первой половины XVIII века Александр Поп остроумно сравнивал картины природы, изображенные ради них самих, с обедом, приготовленным из одних соусов.

Тютчев пишет о море, о его многоцветных в лунную ночь красках, о его живом, бурном дыхании, о гремящих и сверкающих волнах, - и какое высокое человеческое чувство праздника жизни, ее полноты, могучей красоты возникает у читателей!

Своеобразие предмета литературы органически связано и со своеобразием ее цели. Другими словами, человек в художественных произведениях столько же является их предметом, сколько и целью.

Цель художественной литературы. Наиболее верное и отчетливое понимание этого вопроса было дано такими гениальными мыслителями, как В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов.

Раскрывая смысл данного им определения искусства как «учебника жизни», Чернышевский говорил о том, что искусство, во-первых, воспроизводит жизнь, во-вторых, объясняет ее явления и, в-третьих, произносит над ними свой приговор. Изображая действительность, искусство и литература знакомят с существенными характерными явлениями, вводят их в поле зрения людей, выявляют существо развивающихся, текучих процессов жизни.

Русские революционные демократы внесли неоценимый вклад в понимание цели искусства и литературы, роли художественных произведений в общественной жизни. Они выдвинули на первый план и с большой полнотой охарактеризовали идейное, нравственное, эстетическое назначение как отдельных литературных произведений, так и литературного творчества в целом. Белинский, который проанализировал идейно-художественные богатства пушкинской поэзии, высказал уверенность в том, что в будущем произведения великого поэта будут воспитывать эстетическое и нравственное чувство. А Чернышевский писал: «Поэты - руководители людей к благородному понятию о жизни и к благородному образу чувств: читая их произведения, мы приучаемся отвращаться от всего пошлого и дурного, понимать очаровательность всего доброго и прекрасного, любить все благородное; читая их, мы сами делаемся лучше, добрее, благороднее».


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 1394; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь