Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Стопы, их разновидности. Роль в силлабо-тонической системе стихосложения.



Ряду европейских культур наиболее полно отвечает силлабо-тоническая система стихосложения. Она осуществляет правильное чередование сильных и слабых слогов. В европейской культуре она сформировалась при взаимодействии романских культур и культуры германских языков. После того, как получила место в русской культуре, стала распространяться на всю славянскую литературу.

Стопа – это группа слогов, состоящая из одного сильного и одного (нескольких) слабых. Различается 5 стоп: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Стопы имеют размеры. Все размеры делятся на 2 группы: двусложные (хорей, ямб) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест). Существует понятие эмфазы – сильной позиции текста (в данном случае эмфатическое ударение – оно падает на знаменательные слова).

Как правило, в 2-сложных размерах встречается пиррихий, гораздо реже спондей. Отдельные случаи 3-сложных стоп в русском языке отмечены уже в 18 веке, однако вошли в отечественную культуру гораздо позже: у Некрасова расцвет 3-сложных стоп (сер.19 века).

В стихе может возникнуть анакруса – слабое место в начале стиха. Она за стопу не считается.

Только в русском языке есть дольник=паузник. – этот размер занимает среднее положение между силлабо-тонической и чисто тонической системами (Блок «девушка пела в церковном хоре»).

В поэзии можно обнаружить так называемые а мофорные в ритмическом отношении стихи. В этой связи стоит помнить, что вне стиховой среды эти строки действительно могут дать разные стопы и разные размеры.

Строфика. Классификация строф.

СТРОФА — организованное сочетание стихов, закономерно повторяющееся на протяжении стихотворного произведения или его части.

Слово «строфа» дословно переводится с греческого как «оборот» или «кружение». По большому счету, перевод довольно точно раскрывает суть этого термина, ведь строфа — это не что иное, как сочетание строк в стихотворении, где закончены циклы рифм, размера и ритма. С точки зрения синтаксиса чаще всего строфа является завершенной единицей или группой единиц (предложений). Строки в строфе объединены не только по смыслу, но и по своей структуре, которая повторяется на протяжении всего стиха.

Роль строфы в ритмическом строении текста аналогична роли предложения в синтаксическом строении текста; деление текста на строфы предполагает логические паузы, поэтому строфическое и синтаксическое членение текста как правило совпадают. Однако, хотя строфа тяготеет к синтаксической законченности, разложение фразы на разные строфы часто имеет особую выразительную силу; напр. Informis hiemes reducit // Juppiter, idem /// summovet (Horatius, Carmina II 10, 15—17), где Juppiter, idem и summovet разделяются и т.о. подчеркиваются (в современном стихосложении явление получило название «строфический анжамбеман»).

В рифмованном стихосложении наиболее простым и распространенным способом соединения стихов в строфу становится соединение их рифмой, которая своими созвучиями организует стихи в строфические группы. Поэтому элементарные схемы рифмовки являются одновременно простейшими типами строфы. Так, парная рифмовка ( AA BB CC и т.д.) дает кратчайшую из возможных строф, дистих, двустишие. Двустишие при правильном чередовании женских и мужских рифм может превращаться в четверостишие. Перекрестное ( ABAB CDCD и т.д.) и опоясывающее ( ABBA CDDC и т.д.) представляют собой два основных вида четверостишия.

Соединение в различных комбинациях простейших видов строфы дает множество сложных строф. Напр. сочетание двустишия с четверостишием составляет строфу из шести стихов: CC ABAB или ABAB CC, или CC ABBA или ABBA CC. Из соединений двух четверостиший различных типов получается восьмистишие и т.д.

Следует еще принять во внимание, что все намеченные принципы построения строфы могут комбинироваться друг с другом, что множество строф допускает удвоение посредством прибавления строф с обратным («зеркальным») расположением элементов.

Соединение стихов посредством рифм является наиболее распространенным, но далеко не единственным способом построения строфы. В белом (нерифмованном) стихе строфа создается при помощи сочетания в определенном порядке стихов с различными клаузулами (окончаниями) — чаще всего женских с мужскими. Строфические виды могут быть также получены посредством введения в строфу укороченных и удлиненных стихов. Принципы построения строфы могут комбинироваться друг с другом; многие строфы напр. допускают удвоение, посредством прибавления строфы с обратным («зеркальным») строением рифмы.

В жанрах песенной, главным образом народной лирики конструкция строфы, при отсутствии всяких других внешних структурных признаков, иногда создается только посредством синтаксического параллелизма. Такое построение строфы тем более примечательно, что, как правило, в «литературных» стиховых формах синтаксис от строфики в определенной степени независим (имеет место расхождение границ строфы с синтаксическим членением текста, т.н. строфический анжамбеман).

Наконец, в жанрах песенной, главным образом народной, лирики конструкция С. при отсутствии всяких других внешних структурных признаков создается иногда лишь при помощи последовательно проведенного синтаксического параллелизма. Такое построение С. тем более примечательно, что, как правило, в «литературных» стиховых формах синтаксис более или менее независим от строфических рамок. Наряду с жанрами, в которых совпадение синтаксического периода со строфой узаконено правилами, в строфике повествовательных стихотворных форм нередко имеет место расхождение границ строфы с синтаксическим членением (строфический enjambement).

При определении термина строфа выше было подчеркнуто в качестве обязательного ее признака требование закономерной повторяемости. Однако возможны стиховые жанры, в которых повторение строфы ограничивается более или менее ощутимой аналогией, к-рая в ряде случаев оказывается достаточно отчетливой для сохранения за подобной нестрогой строфой ее композиционных функций.

Мировая поэзия накопила огромное количество твердых строфических форм. Так античная поэзия является богатейшим источником строфических форм, которые позднее неустанно разрабатывались в лирике европейских народов. Таковы: элегический дистих, алкеева или горациева строфа, асклепиадова строфа нескольких видов, сапфическая малая и большая и др. Большинство античных строф неоднократно воспроизводилось и в русском стихосложении, правда чаще неточно. Гораздо меньшую роль в этом смысле сыграла в русской поэзии восточная поэзия, из которой в сравнительно недавнее время были попытки заимствования некоторых форм (газель, персидское четверостишие). Из богатого строфического наследия романских народов наиболее знакомы русскому читателю некоторые «твердые формы», как терцина, триолет, секстина, октава, сонет, рондо

Рифма. Ее разновидности и функции в стихотворном целом.

Рифма - повторение более и менее сходных сочетаний звуков, связывающих окончания двух и более строк или симметрично расположенных частей стихотворных строк. В русском классическом стихосложении основным признаком рифмы является совпадение ударных гласных. Рифма отмечает звуковым повтором окончания стиха (клаузулы), подчеркивая междустрочную паузу, а тем самым и ритм стиха.

В зависимости от расположения ударений в рифмующихся словах, рифма бывает: мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая, точная и неточная.

Мужская рифма

Мужская - рифма с ударением на последнем слоге в строке.

Женская рифма

Женская - с ударением на предпоследнем слоге в строке.

Дактилическая рифма

Дактилическая - с ударением на третьем от конца строки слоге, что повторяет схему дактиля - -_ _ (ударный, безударный, безударный), с чем, собственно, и связано название этой рифмы.

Гипердактилическая рифма

Гипердактилическая - с ударением на четвертом и последующих от конца строки слогах. Эта рифма на практике встречается очень редко. Появилась она в произведениях устного фольклора, где размер как таковой просматривается далеко не всегда. Четвертый слог от конца стиха - это не шутка! Ну, а пример такой рифмы звучит так:

Рифма точная и неточная

Рифма - повторение более и менее сходных сочетаний звуков в окончаниях стихотворных строк или симметрично расположенных частей стихотворных строк; в русском классическом стихосложении основным признаком рифмы является совпадение ударных гласных.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 818; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь