Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Композиция литературного произведения как содержательная художественная форма. Общая характеристика. Элементы и уровни композиции (архитектоники).
Существуют три уровня литературного произведения: 1. Предметная изобразительность – жизненный материал 2. Композиция – организация этого материала 3. Художественный язык – речевой строй литературного произведения, на всех четырех уровнях художественного языка: фоника, лексика, семантика, синтаксис. Каждый из этих пластов имеет свою сложную иерархию. Художественный текстпредставляет собой коммуникативное, структурное и семантическое единство, что и проявляется в его композиции. То есть - это единство общения – структуры – и смысла. Композиция художественного текста= это «взаимная соотнесенность и расположение единиц изображаемого и художественно-речевых средств». · Единицы изображаемого здесь означают: тема, проблема, идея, персонажи, все стороны изображаемого внешнего и внутреннего мира. · Художественно-речевые средства – это вся образная система языка на уровне его 4-х пластов. Композиция = это построение произведения, определяющее его целостность, завершенность и единство. Композиция = обусловлена авторскими интенциями (направленностью его идей), жанром, содержанием литературного произведения. Композиция = «систем соединения» всех элементов текста. !!! Эта система имеет и самостоятельную содержательность, которая должна раскрываться в процессе филологического анализа текста. (Бунин, Руся) Композиция, или структура, или архитектоника = это построение художественного произведения. Композиция = это элемент формы художественного произведения. Композиция = способствует созданию произведения как художественной целостности. Композиция = объединяет все компоненты и подчиняет их идее, замыслу произведения. Причем эта связь настолько тесная, что невозможно вынуть или переставить местами ни одного компонента из композиции. Единство содержания и формыв художественном произведении – определяет = единство сюжета и композиции, где сюжет выступает элементом содержания, а композиция – элементом формы. Виды композиционной организации произведения: 1. Сюжетный вид - то есть фабульный (эпос, лирика, драма) 2. Несюжетный вид - бесфабульный (в лирике, в эпосе и драме, созданных творческим методом модернизма и постмодернизма) Сюжетный вид композиционной организации произведения бывает двух типов: 1. Событийный ( в эпосе и драме) 2. Описательный (в лирике) Рассмотрим первый тип сюжетной композиции – событийный. Он имеет три формы: 1. Хронологическая форма - события развиваются по прямой линии движения времени, не нарушается природная временная последовательность, между событиями могут быть временные промежутки 2. Ретроспективная форма - отступление от природной хронологической последовательности, нарушение линейного порядка прохождения событий в жизни, перебивка воспоминаниями героев или автора, ознакомление читателя с предысторией событий и жизни персонажей (Бунин, «Руся») 3. Свободная или монтажная форма - значительное нарушение пространственно-временных и причинно-следственных связей между событиями; связь между отдельными эпизодами – ассоциативно-эмоциональная, а не логически-смысловая («Герой нашего времени», «Процесс» Кафки и другие произведения модернизма и постмодернизма) Рассмотрим второй вид композиции – описательный: Он присутствует в лирических произведениях, в них в основном отсутствует четко ограниченное и связно развернутое действие, на первый план выдвигаются переживания лирического героя или персонажа, и вся композиция подчиняется целям его изображения, это описание мыслей, впечатлений, чувств, картин, навеянных переживаниями лирического героя. Композиция бывает внешняя и внутренняя Внешняя композиция (архитектоника) = главы, части, разделы, параграфы, книги, тома, их расположение может быть различным в зависимости от способов создания сюжета, выбранных автором. = это членение текста, характеризующегося непрерывностью, на дискретные единицы. Композиция, следовательно, есть проявление значимой прерывистости в непрерывности. = границы каждой композиционной единицы, выделяемой в тексте, четко заданы, определены автором (главы, главки, разделы, части, эпилоги, явления в драме и др.), = организует и направляет восприятие читателя. = служит способом " порционирования" смысла; с помощью... композиционных единиц автор указывает читателю на объединение, или, наоборот, расчленение элементов текста (а значит, его содержания). = во внешней композиция: не менее значимо и отсутствие членения текста или его развернутых фрагментов: это подчеркивает целостность пространственного континуума, принципиальную недискретность организации повествования, недифференцированность, текучесть картины мира повествователя или персонажа ( например, в литературе «потока сознания»). Внутренняя композиция= это композиция (построение, расположение) образов – персонажей, событий, обстановки действия, пейзажей, интерьеров и т.п. = (содержательная) композиция определяется системой образов-характеров, особенностями конфликта и своеобразием сюжета. Не путать: у сюжета - есть элементысюжета, у композиции – естьприемы (внутренняя композиция) и части(внешняя композиция) композиции. = Композиция включает в себя, в свое построение как все элементы сюжета – сюжетные элементы, так и внесюжетные элементы. Приемы внутренней композиции: - Пролог (часто его относят и к сюжету) - Эпилог (часто его относят к сюжету) - Диалог - Монолог - Портреты персонажей - Интерьеры - Пейзажи - Внесюжетные элементы в композиции Классификация композиционных приемов по выделению отдельных элементов: Каждая композиционная единица характеризуется приемами выдвижения, которые обеспечивают выделение важнейших смыслов текстаи активизируют внимание читателя. Это: 1. география: различные графические выделения, 2. повторы: повторы языковых единиц разных уровней, 3. усиление: сильные позициитекста или его композиционной части — позиции выдвижения, связанные с установлением иерархии смыслов, 4. Широкое распространение в русской литературе конца XX в. техники монтажа и коллажа, с одной стороны, привело к усилению фрагментарности текста, с другой — открыло возможности новых комбинаций «смысловых планов». Композиция с точки зрения ее связности В особенностях архитектоники текста проявляется такой его важнейший признак, как связность .Выделенные в результате членения отрезки (части) текста соотносятся друг с другом, «сцепляются» на основе общих элементов. Различаются два вида связности: когезия и когерентность (термины предложены В. Дресслером) Когезия (от лат. — «быть связанным»), или локальная связность, — связность линейного типа, выражаемая формально, преимущественно языковыми средствами. Она базируется на местоименной субституции, лексических повторах, наличии союзов, соотнесенности грамматических форм и др. Когерентность (от лат.— «сцепление»), или глобальная связность, — связность, нелинейного типа, объединяющая элементы разных уровней текста (например, заглавие, эпиграф, «текст в тексте» и основной текст и др.). Важнейшие средства создания когерентности — повторы (прежде всего слов с общими семантическими компонентами) и параллелизм. Рассмотрение семантической композиции — необходимый этап филологического анализа. Он особенно важен для анализа «бессюжетных» текстов, текстов с ослабленными причинно-следственными связями компонентов, текстов, насыщенных сложными образами. Выявление в них семантических цепочек и установление их связей — ключ к интерпретации произведения. Внесюжетные элементы - вставные эпизоды, - лирические отступления, - художественное опережение, - художественное обрамление, - посвящение, - эпиграф, - заголовок Вставные эпизоды -это части повествования, непосредственно не связанные с течение сюжета, события, которые лишь ассоциативно связаны и вспоминаются в связи с действующими событиями произведения («Повесть о капитане Копейкине» в «Мертвых душах») Лирические отступления– бывают лирическими, философскими, публицистическими, выражают мысли и чувства писателя напрямую, в прямом авторском слове, отражают авторскую позицию, отношение писателя к персонажам, каким-то элементам темы, проблемы, идеи произведения (в «Мертвых душах» - о молодости и старости, о Руси как птице – тройке) Художественное опережение - изображение сцен, которые опережают дальнейший ход событий ( Художественное обрамление – сцены, которыми начинается и заканчивается художественное произведение, чаще всего это одна и та же сцена, данная в развитии, и создающаякольцевую композицию («Судьба человека» М. Шолохова) Посвящение – короткое описание или лирическое произведение, имеющее определенное адресата, которому адресуется и посвящается произведение Эпиграф – афоризм или цитата из другого известного произведения или фольклора, расположенные перед всем текстом или перед его отдельными частями (пословица в «Капитанской дочке») Заголовок – название произведения, в которое всегда содержится тема, проблема или идея произведения, очень краткая формулировка, обладающая глубокой выразительностью, образностью или символичностью. Объектом литературоведческого анализа в изучении композициимогут стать разные аспекты композиции: 1) архитектоника, или внешняя композиция текста, — членение его на определенные части (главы, подглавки, абзацы, строфы и пр.), их последовательность и взаимосвязь; 2) система образов персонажейхудожественного произведения; 3) смена точек зренияв структуре текста; так, по мнению Б.А.Успенского, именно проблема точки зрения составляет«центральную проблему композиции »; рассмотрение в структуре текста разных точек зрения в соотношении с архитектоникой произведения позволяет выявить динамику развертывания художественного содержания; 4) система деталей, представленных в тексте (композиция деталей); их анализ дает возможность раскрыть способы углубления изображаемого: как тонко заметил И.А. Гончаров, «детали, представляющиеся в дальней перспективе общего плана обрывочно и отдельно», в контексте целого «сливаются в общем строе... как будто действуют тонкие невидимые нити или, пожалуй, магнетические токи»; 5) соотнесенность друг с другом и с остальными компонентами текста его внесюжетных элементов (вставных новелл, рассказов, лирических отступлений, «сцен на сцене» в драме). Термин «композиция» в современной филологии оказывается очень многозначным, что затрудняет его использование. Определите все приемы внешней и внутренней композиции в стихотворении Ф. Тютчева «Silentium» (а именно: части композиции, тип сюжетный – несюжетный, событийный – описательный, виделение отдельных элементов, тип их связности Литературный портрет. Под литературным портретом понимается изображение в художественном произведении всей внешности человека, включая сюда и лицо, и телосложение, и одежду, и манеру поведения, и жестикуляцию, и мимику. С портрета обыкновенно начинается знакомство читателя с персонажем. 13. Художественный метод и художественный стиль. Индивидуальный и «большой» стили. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 4041; Нарушение авторского права страницы