Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Назначение (функции) художественной литературы.
Почему с течением времени литература не исчезла? Почему в XXвеке ее не вытеснило кино и телевидение? Как объяснить тот факт, что люди продолжают читать книги? Ответы на эти вопросы связаны с пониманием того, что представляет собой феномен литературы. Прежде всего, литература отвечает многим потребностям человека. Каковы же эти потребности: 1. Потребности в самопознании. «Nosce te ipsum! »1Необходимость поиска ответа на вечные вопросы, с которыми сталкивается каждый человек: «Зачем я живу? », «В чем смысл бытия? », «Что такое любовь? », «Как устроен мир? ». Литературные герои решают эти вопросы, они всегда откровенны с читателем настолько, что, читая, вы словно проживаете еще одну жизнь. 2. Эстетическая потребность. В человеке заложена тяга к прекрасному, и он любуется закатом, картинами, вслушивается в красоту звучания стихов, наслаждается стилем и языком того или иного писателя. 3. Потребность в самовыражении, в творчестве. Это справедливо не только по отношению к писателю или художнику. Чтение – творческий процесс. Достаточно открыть книгу, чтобы увидеть буквы, слова, предложения, абзацы – в художественное произведение их превращает воображение читателя. Без него любая книга – это стопка переплетенной бумаги со значками букв. Читая, человек переносится в мир, созданный писателем. Именно воображение расцвечивает этот мир яркими красками. Как выглядела Татьяна Ларина в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»? На этот вопрос каждый ответит по-разному, а самый внимательный, скажет, что Пушкин не дает описания ее внешности, и будет прав. Но ведь, воображение читателя всегда рисует образ главной героини… 4. Потребность в эмоциональном проявлении. Литературное произведение – своеобразная модель жизни. Читатель, следуя за героем, сочувствует ему, в прямом смысле этого слова, испытывает всю гамму эмоциональных переживаний, смеется и плачет с книгой в руках. 5. Потребность в интеллектуальном развитии. Чем больше человек читает, тем шире его кругозор. Одна из функций литературы – воспитание личности человека, формирование его вкуса. Опытный читатель без труда отличит хорошую книгу от плохой. 5. Художественное содержание и художественная форма.
Художественная форма и содержание Образ как единство содержания и формы Образ, как единство эмоционального и рационального (чувства и разума) Любой художник утверждает свои произведения определённым отношением жизни. Поставленным вопросом утверждали определённую идею. Всякое произведение заключает в себе определённую мысль рациональное начало. Рациональное начало – разумно - обоснованный, эмоционально-психическое переживание, душевное волнение (радость, скорбь). В искусстве идея, это, прежде всего художественная идея она вызывает сначала у нас определённое чувство, а уже на этой основе пробуждают мысль, лишь радуясь, возмущаясь, переживанием мы начинаем рассуждать. Это особенность воздействия искусства объясняется тем, что в художественном образе, рациональное всегда неразрывно связано с эмоциями. Чувственное восприятие мира свойственно только человеку. С этим связана сама возможность художественного мышления, только благодаря этому произведению искусства пробуждая эмоциональное отношение, содержащееся в ней идеи, возбуждает, и наше мышление. Зритель – образ – эмоция - мысль. Художник – мысль – эмоция - образ. Это один важнейших законов творчество необходимое условие художественности произведения. Содержание и формы это эстетические категории выражающие соотношение в искусстве внутреннего духовного идейно - образного начала и его внешнего непосредственного воплощения. В произведения искусства содержание и форма настолько тесна, что отделив форму от содержания, значит уничтожить содержание а отделив содержания от формы значит уничтожить форму. Взаимосвязь содержания и формы характеризуется двумя моментами. 1. Форма художественного произведения вырастает из содержания и призвана служить его выражением. 2. Содержание проявляется только в определённой форме, оно как бы материализуется в форму, становится доступным для восприятия, форма даёт жизнь содержанию и должна ему соответствовать. Художественный образ служит для обозначения связи между действительностью и искусства и представляет собой продукт мысли художника. Подлинно-художественное произведение всегда отличается большой глубиной мысли, значимостью поставленной проблемы, интересной формой. В художественном образе как важным средством отражения действительности, сосредоточены критерии (признаки) правдивости и реалистичности, соединяя реальный мир и мир искусства. Художественный образ даёт нам с одной стороны воспроизведения действительности мыслей, чувств, поступков, а с другой стороны делает это с помощью средств характеризующиеся условностью. Правдивость и условность существуют в образе вместе. За счёт этого может существовать искусство вообще и хореография в частности, если всё в неё условно обобщено? За счёт присущего человеку художественные мышления и восприятия, которое основано на чувственном восприятии мира. Основная характерная черта этого мышления Ассоциативность.
Ассоциация – (от латинского соединение) психологическая связь, возникающая между двумя и более психологическая образования, восприятиями, представлениями, идеями. Механизм ассоциации сводится к возникновению связи одного ощущения с другими. Эти ассоциативные связи опираются уже сложившиеся представления о предметах, явлениях, на уже сложившиеся представления явлениях они всегда субъективны. Отсюда трудности восприятия незнакомого. Балетмейстеру нужно уметь: - объединить субъективные восприятия мира в один определённый конкретный образ понятный для всех. - иметь образно-метафорический тип мышления и развивать его у зрителя. Метафора – (от греческого языка перенос) это художественный приём, основанный на образном сближении, сходстве, явлений действительности. Переносное значение одного предмета явления, ощущения на другой при помощи осознания их различия. - балетмейстеру нужно иметь образно-метафорический тип мышления т.е воспитывать в себе соответственно поиск содержания из действительности, создавать метафорическую образность в произведении. Перенесение признаков одного предмета на другой создаёт новое представление, создаётся метафорический образ. Я смотрю- вижу- думаю- размышляю с помощью и ассоциаций в связи цепочек - начинаю понимать содержание, заложенное в произведение, расшифровать его образ, метафору. Образность разрушается и исчезает: - художник копирует факт реальности (натурализм); - формализм, когда художник полностью уклоняется от изобразительных фактов действительности, когда художник не оценивает содержание. Художественное содержание Художественное содержание – это правдиво выраженное идейно-эмоциональное отношения художника к действительности в её эстетическом значении, вызывая положительное воздействие на чувства и разум человека, способствует его духовному развитию. К содержанию произведения относятся: 1. Тема (от греческого слова предмет) это наиболее широкий круг вопросов, проблем жизненных явлений, о которых рассказывается в произведении. Тема отвечает на вопрос о чём произведение? - тема борьбы; - труда; - любви; - быта; - добра и зла; - дружбы; - историческая; - природы; - детская. 2. Идея (от греческого вид, образ, целостный смысл законченного произведения). Та главная мысль, которую автор хотел внушить, передать зрителю и отвечает на вопрос ЧТО ХОТЕЛ СКАЗАТЬ АВТОР ЗРИТЕЛЮ? Для того чтобы правильно сформулировать идею нужно в сюжетной драматургии поставить вопрос «Я хочу сказать зрителю, что…», в бессюжетной драматургии «Я хочу показать зрителю образ…». 3. Сюжет(от французского предмет) связь событий в сюжете раскрывает движение характеров и чувств конкретного действия и взаимоотношений героев. Художественная форма -это внешнее выражение художественного содержания, гармоническое соединение частей и целого, элементов и структуры. Гармония (от греческого созвучие, согласие) эстетическая категория, обозначающая высокий уровень упорядочного многообразия. Элементом формы является композиция (от латинского языка составление, соединение). Принципы, т.е. правила построения формы - это соотношение и организация частей произведения, соподчинение частей целому и выражение целого через части (дом из кубиков) Форма воплощает соединение в характерный образ с помощью определённых изобразительно-выразительных средств, которыми располагает каждый вид искусства. Основными этапами формирования художественного образа является: 1. Образ, замысел - здесь происходит озарение художника, когда будущее произведение представляется ему в главных чертах. От замысла во многом зависит дальнейший ход творческого процесса. 2. Образ произведения – это конкретизация образа, замысла в материале. Произведение получает реальное существование. 3. Образ восприятия – это восприятие художественного произведения зрителем, главной цель которого, является понимание и раскрытие идейного содержания произведения. Восприятие – это сотворчество зрителя и художника. Художественный образ является главным результатом способным глубоко волновать человека и одновременно с этим оказывать на него огромное воспитательное значение. Художественный образ обозначается синтезом следующих компонентов: 1. Музыка; 2. Композиция; 3. Оформление. Без образа нет танца, если не возникает художественный образ остаётся просто набор движений. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 2259; Нарушение авторского права страницы