Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
СРС № 1. Методологические принципы, методы и приёмы анализаСтр 1 из 6Следующая ⇒
Текста. Лингвистический анализ текста как целостного произведения искусства включает исследование как идейно-тематического содержания текста, так и языковой его организации. Языковая организация текста служит формой существования идейно-тематической, информационно-эстетической стороны текста. Поэтому для специального изучения можно выделить план содержания, что соответствует литературоведческому аспекту изучения текста, можно выделить также и план выражения текста, что соответствует лингвистическому аспекту исследования. Такое «расчленение» не обозначает расчлененность объекта исследования. Оно должно способствовать осуществлению комплексного синтетического анализа текста. ( Задание 1. Работа над терминами. Выпишите из словарей дефиниции приводимых ниже терминов, объясните их на конкретных примерах: текст, художественный текст, основные признаки текста, стилистическая функция, эстетическая функция, единицы анализа текста, образ, образность, средства образности, эксплицитные и имплицитные средства, подтекст, комментированное чтение, «вертикальный» анализ», лингво-смысловой анализ, содержание текста, смысл текста, речевая структура, номинация, образ автора. Задание 2. Установите, какой приём анализа текста использован в следующем примере. Всё тихо – на Кавказ идёт ночная На холмах Грузии лежит ночная мгла, мгла; Восходят звёзды надо мною. Шумит Арагва предо мною. Мне грустно и легко – печаль моя Мне грустно и легко; печаль моя светла, светла; Печаль моя полна тобою… Печаль моя полна тобою…
Задание 3. Пользуясь методом сопоставительно-стилистического анализа, сделайте вывод о сходстве и различии в оформлении содержания отрывка «Слова о полку Игореве» и его переводов. Текст 1. Не лепо ли ны бяшеть, братие, начяти старыми словесы трудных повестий о полку Игореве, Игоря Святославличя! Начатии же ся тъй песни по былинамъ сего времени, а не по замышлению Бояню. Текст 2. Не следовало ли нам, братья, начать старинными словами печальную повесть о походе Игоревом, Игоря Святославлича? Пусть же начнется та песнь по событиям этого времени, а не по замышлению Боянову (перевод А.С.Орлова). Текст 3. Не начать ли нашу песнь, о братья, Со сказаний о старинных бранях, - Песнь о храброй Игоревой рати И о нем, о сыне Святославле! И воспеть их, как поётся ныне, Не гоняясь мыслью за Бояном! (перевод А.Майкова)
Литература 1. Русский язык. Энциклопедия /главный ред. Ф.П. Филин. М., 1979. 2. Лингвистический энциклопедический словарь /главный ред. В.Н. Ярцева. М., 1990. 3. Ахманова О.С.Словарь лингвистических терминов. М., 1969. 4.Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М., 5. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Словарь литературоведческих терминов. М., 1974. 6. Виноградов В.В. Избранные труды. О языке художественной прозы. М., 1980. 7. Шанский Н.М. лингвистический анализ художественного текста. М., 1990. 8. Купина Н.А. Лингвистический анализ художественного текста. М., 1983. 9. Бабенко Л.Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа. М., 2004. 10. Ахмедьяров К.К., Томанова Н.М. Лингвопоэтическая интерпретация текста. Алматы 2006.
СРС 2: Средства создания образности. Образность характерна как художественному стилю, так и публицистическому. Она создается за счет взаимодействия языковых единиц разных уровней (звуковых, лексических, морфологических, синтаксических), реализованных в тексте. Следует помнить, что язык обладает своим набором образных средств, с помощью которых говорящий или пишущий может передать образное представление, выразить отношение к описываемому. Подготовьте анализ образных средств в выбранном произведении. Работа представляется для проверки в письменном виде.
Задание 1. Выпишите толкования понятий «образ», «образный» из словарей (Ахманова О.С.Словарь лингвистических терминов, М., 1966, с.275; Тимофеев Л.И., Тураев С.В.Словарь литературоведческих терминов. М., 1974, с.241-248). Проанализируйте каждое определение. Какую специфику вы обнаружили в лингвистическом и литературоведческом подходах к данному понятию?
Задание 2. Произведите анализ образных средств в следующих текстах (по выбору студента). Текст 1. О вреде курения В далеком прошлом, когда табак был ещё только завезен в Армению из других стран, у подножия Арарата жил один старец, добрый и мудрый. Он сразу невзлюбил это растение и убеждал людей не пользоваться им. Однажды старец увидел, что вокруг иноземных купцов, разложивших свой табачный товар, собралась огромная толпа. Купцы кричали: «Божественный лист! Божественный лист! В нём средство от всех болезней! ». Крестьяне слушали с недоверием. Мудрый старец сказал: «Этот «божественный лист» приносит людям и другую пользу. К курящему в дом не войдёт вор, его не укусит собака, он никогда не состарится». Купцы с радостью переглянулись, посмотрели на него. «Объясни нам свои слова, о мудрый старец! » - попросили они. И тот пояснил: «Вор не войдёт к курящему потому, что тот всю ночь будет кашлять, а вор не любит входить в дом бодрствующего человека. Через несколько лет от курения человек ослабеет и будет ходить с палкой. А какая собака укусит его, если он с палкой? И, наконец, он не состарится, ибо он умрёт в молодости». (Старинное сказание) Текст 2 Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечутнад вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. Вы едете по зеленой, испещренной тенями дорожке; большие желтые мухи неподвижно висят в золотистом воздухе и вдруг отлетают; мошки вьются столбом, птицы мирно поют. Золотой голос малиновки звучит невинной, болтливой радостью. Неизъяснимая тишина западает в душу. Но вот ветер набежал, и зашумели верхушки, словно падающие волны. Текст 3 Тихо, шёпотом начинает сначала шелестеть песок, перекатываясь по крутым склонам барханов. Словно тонкий свист раздаётся вокруг. Затем немного теряются ясность и резкость контуров. Песок начинает как бы дымиться. Окрестные вершины вдруг превращаются в дымящиеся вулканы. Бурные потоки песка как бы поднимаются по краям барханов. Первые тяжёлые капли дождя падают на разгоряченную и неспокойную землю. Двигаться дальше почти невозможно. Вас яростно бьёт в лицо песчаная буря. Текст 4 А.А.Фет * * * Дул север. Плакала трава И ветви о недавнем зное, И роз, проснувшихся едва, Сжималось сердце молодое.
Стоял угрюм тенистый сад, Забыв о пенье голосистом; Лишь соловьихи робких чад Хрипливым подзывали свистом.
Прошла пора влюбленных грёз, Зачем ещё томиться тщетно? Но вдруг один любовник роз Запел так ярко, беззаветно.
Прощай, соловушко! – И я Готов на миг воскреснуть тоже, И песнь последняя твоя Всех вешних песен мне дороже. Литература 1. Виноградов В.В. Избранные труды. О языке художественной прозы. М., 1980. 2. Шанский Н.М. лингвистический анализ художественного текста. М., 1990. 3. Купина Н.А. Лингвистический анализ художественного текста. М., 1983. 4. Бабенко Л.Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа. М., 2004. 5. Ахмедьяров К.К. Лингвистическая поэтика: традиции и новации. Алматы, 2002. 6. Ахмедьяров К.К., Томанова Н.М. Лингвопоэтическая интерпретация текста. Алматы 2006.
СРС 3: Комплексный анализ газетного публицистического Произведения. Подберите небольшое газетное произведение и произведите лингвистический анализ. При необходимости используйте данные смежных наук. Для сравнения произведите анализ предлагаемого художественного произведения. Результаты обобщите. Работа выполняется письменно. Текст 1. В. Шульга Длина штампа Вероятнее всего, это началось в 50-х годах нашего века. Именно в это время появился фильм «Дорога длиною в год». Итальянская кинолента, возможно, уже позабыта, но заголовок глубоко укоренился на газетной почве. Дорога стала разъезженной. К тому же она петляет. Просто и скромно, хотя маловероятно: «День длиною в 35 часов». Гораздо длиннее и вовсе невероятно «День… в 360 часов», «Разлука длиною в 20 лет», «Дорога длиною в 20 лет», «Поиск длиною в 23 года», «Дорога длиною в 30 лет». Совсем непонятно «Шоссе длиною в один отпуск». Большинство заголовков этого рода ведет счет на года. Причем цифры растут в геометрической прогрессии. «Выборы длиною в год», «Клевета длиною в 5 лет». Дальше – больше: «Подвиг длиною в жизнь», «Экспедиция длиною в жизнь». Мне кажется, пора свернуть с дороги, ведущей к штампу. И сделать это надо в нормальные 24 часа. Задание 1. Произведите лингвистический анализ рассказа И.С.Тургенева «Воробей» в два этапа: комментированное чтение и собственно лингвистический анализ. Подробно и тщательно прочитайте текст рассказа, определите общую тему, мотивы, образы, образные средства, средства выражения эмоций и т.д. Особое внимание обратите на ключевые слова, установите их стилистические функции, тщательно проведите анализ художественного времени и художественного пространства, а также анализ эмотивного пространства текста. Проследите за использованием в рассказе образных средств и стилистических приемов И. Тургенев Воробей Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь. Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки. Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой – и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти. Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище… но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою! Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда. Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу. Я поспешил отозвать смущенного пса – и удалился, благоговея. Да, не смейтесь. Я благоговел перед этой маленькой героической птицей, перед любовным её порывом. Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь. Задание 2. На чём основана образность следующего текста? . Байкал – пресноводное озеро. Оно содержит одну пятую часть всей пресной воды нашей планеты. 336 речек, больших и малых, впадает в Байкал. И только одна вытекает из него – Ангара. Вспомнилась мне поэтическая легенда. Была у старого, седого Байкала красавица дочь Ангара. Не хотел отец отпускать её от себя, держал взаперти, никому не отдавал в жёны. Но услышала однажды Ангара, что живёт за горами молодой богатырь Енисей. Стала дочь просить отца, чтобы отпустил он её к Енисею. Рассвирепел Байкал, ещё прочнее заковал дочь в камень. Стал сватать за Иркута. Не согласилась Ангара выйти замуж за Иркута, билась о камни, но отец был неумолим. Маленькие ручейки и речки решили помочь Ангаре, стали подмывать прибрежные скалы. И вырвалась Ангара на волю, побежала к Енисею. Разгневанный отец кинул ей вслед камень. Но добежала Ангара до Енисея, и они соединили свои судьбы. С той поры стала Ангара притоком Енисея, а камень, что бросил ей вдогонку Байкал, и сейчас лежит в том месте, где вытекает Ангара из Байкала (А.Фролов) Литература 1.Гореликова М.И., Магомедова Д.М. Лингвистический анализ художественного текста. М., 1983. 2. Бабенко Л.Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа. М., 2004. 3. Ахмедьяров К.К. Лингвистическая поэтика: традиции и новации. Алматы, 2002. 4. Добросклонская Т.Г. Вопросы изучения медиатекстов. М., 2012.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 634; Нарушение авторского права страницы