Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
СРС 4: Анализ образных средств публицистического произведения.
Задание. Установите тему, образы, образные средства, средства выражения эмоций в произведении. Особое внимание обратите на ключевые слова, установите их стилистические функции, тщательно проведите анализ художественного времени и художественного пространства, а также анализ эмотивного пространства текста. Проследите за использованием в рассказе образных средств и стилистических приемов. Текст 1 Испокон веку хлеб был не просто едой. Он был мерилом не только общественного благосостояния, но и мерилом человеческой совести. Хлебом-солью встречали друзей. За хлеб бились с врагами насмерть. Хлебом, как именем матери, клялись. Хлеб был продуктом, вызывавшим особое, можно сказать, святое чувство. За хлеб, который был нужен умирающим от голода детям рабочих Москвы, Петрограда, Поволжья в годы революции, отдавали свои жизни сотни людей. Сегодня вопрос о хлебе, конечно, не стоит как вопрос о жизни и смерти. Но всё же он нам должен быть не менее дорог, чем отцам нашим и детям. Здесь, думается, нужна умная, доходящая до сердца человека пропаганда высокой нравственной ценности труда хлебороба, мукомола, пекаря. Ведь чтобы хлеб стал хлебом и дошёл к нашему столу, чтобы мы могли купить буханку или батон, трудятся представители почти 120 специальностей: селекционер, механизатор, химик, машиностроитель, летчик сельхозавиации и заготовитель, работник хлебозавода… Конечно же, не зачерствели души наших людей, и в подавляющем большинстве своём они высоконравственно относятся к хлебу. Как-то в годовщину великой нашей Победы в одном из парков Ульяновска раздавали (а не продавали) людям печёный хлеб. Это был не тот обычный хлеб, какой мы привыкли видеть в магазине, в столовой, дома. Это были буханки того самог7о блокадного ленинградского хлеба, который только напоминал собой хлеб и истинная ценность которого была в своё время равна ценности жизни. Люди молодые и старые подходили, бережно, как святыню, брали этот хлеб, пробовали его. Многие плакали. Эти слёзы шли из глубины потрясённого человеческого сознания, из глубины души… (Из газеты «Неделя».) Текст 2. Совесть и память – составные части человеческой души. Совесть есть величайшая путеводная звезда, указующая путь человеку в мире, обществе, во вселенной. Этика, нравственное поведение человека в обществе, его моральная нагрузка в целях удобства жизни среди себе подобных и природы есть мать этикета. Этикет как установленный порядок поведения, подсказанный человеку на протяжении его обитания на земле, не только несет в себе внешнюю атрибутику, но и внушает понятия духовные, нравственные. Главным в развитии этих общих правил в системах жизненных координат общества и природы является его совесть. Животное живет за счет растительной либо другой животной жизни, но никогда без крайней нужды не сделает ничего такого, что нарушило бы гармонию природы, им же поддерживаемой. Человек – иное. Строит ли он дорогостоящий дом или избушку на курьих ножках, совесть и человеческое просвещение должны будут напомнить ему, что живет на земле он не один, а в общем окружающем доме, в «ойкосе», то есть, по-гречески, в общем экологическом пространстве, и что природа – продолжение человека, который обязан хранить природу, то есть себя. Человек если и не любит ближнего, то должен обязательно уважать, это залог выживания всех, чтобы не было трагедии и гибели от тесноты и голода. Человек, если у него здоровая душа, никогда не сделает другому такого, чего не пожелает себе. Это и есть совесть. Со-весть – совместная весть о нашем божественном происхождении. Текст 3. Какое отличное утро смотрит нам в лицо; как красивы и праздничны даже эти дымящиеся, с красными флагами пламени берлинские развалины – в час, когда в них вступает Свобода! Совесть в нас чиста. Потомки не упрекнут нас в равнодушии к их жребию. Вы хорошо поработали, труженики добра и правды, которых фашизм хотел обратить не в данников, не в рабов, даже не в безгласный человеко-скот, но в навозный компост для нацистского огорода…Слава вам, повелители боя, сколько бы звёзд не украшало ваши плечи; слава матерям, вас родившим, слава избам, которые огласил ваш первый детский крик; слава лесным тропкам, по которым бегали ваши босые ножки; слава бескрайним нивам, взрастившим ваш честный хлеб; слава чистому небу, что свободно неслось в юности над головами вашими!.. Живи вечно, мой исполинский народ, ликуй в близкий теперь день торжества великой правды, о которой в кандалах задолго до Октября, мечтали твои отцы и деды! (Л.Леонов. Утро победы.) Литература 1.Гореликова М.И., Магомедова Д.М. Лингвистический анализ художественного текста. М., 1983. 2. Бабенко Л.Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа. М., 2004. 3. Ахмедьяров К.К. Лингвистическая поэтика: традиции и новации. Алматы, 2002. 4. Добросклонская Т.Г. Язык средств массовой информации. М., 2008. ГЛОССАРИЙ
Материалы по контролю и оценке учебных достижений обучающихся: Вопросы к экзамену 1.Предмет и задачи лингвистического анализа текста. 2. Текст как предмет лингвистического анализа. Признаки текста. 3. Текст и дискурс. Особенности публицистического текста. 4.Основные методологические принципы анализа публицистического произведения. 5. Приёмы и методы лингвистического анализа публицистического текста. 6. Имплицитность содержания как фактор, противопоставляющий художественный текст нехудожественным. 7. Понятие содержания и смысла текста. 8. Анализ текста как уровневой организации: лексический уровень, синтаксический и композиционно-синтаксический. 9. Анализ публицистического текста на лексико-фразеологическом уровне (изучение тематических полей и особенностей отдельного слова, фразеологизма, их роль в тексте и т.д.). 10. Анализ публицистического текста на морфолого-синтаксическом уровне (принципы сочетания слов, предложений, особенности структуры сложного синтаксического целого, особенности употребления слов разных частей речи, грамматических форм слов и т.д.). 11. Понятие комплексного анализа публицистического произведения. 12. Особенности анализа текста, поэтапное восприятие текста. 13. Речевые структуры текста: авторская речь, чужая речь – прямая речь персонажа, несобственно-прямая речь, особенности повествования и т.д. 14. Номинация персонажей в авторской речи. 15. Специфические особенности и функции заголовков текстов публицистики. 16. Понятие языковой картины мира и языковой личности. 17. Неограниченность тематики публицистического стиля. 18. Сочетание экспрессии и стандарта в публицистике. 19. Жанрово-стилевой анализ произведения публицистики. 20. Анализ публицистического текста на морфологическом уровне. 21. Анализ синтаксического уровня публицистического произведения. 22. Основные методы анализа публицистического текста: метод контент- анализа, дискурсивного анализа, метод когнитивной лингвистики, лингвокультурологический, собственно медиалингвистический анализ. 23. Понятие образности публицистического произведения. 24. Анализ образа автора публицистического произведений
Экзамен по лингвистическому анализу публицистического текста предполагается проводить в комбинированной форме в виде выполнения комплексного лингвистического анализа одного из произведений публицистики по предлагаемой примерной схеме и устных ответов на теоретические вопросы. Студент, выбрав произведение и стратегию анализа, должен продемонстрировать знание теории дисциплины, практических навыков и умений. Для анализа предлагается небольшое публицистическое произведение, которое должно быть анализировано с точки зрения лингвистической, литературоведческой, эстетической и т.д. сторон. Ниже приводится примерная схема анализа.
Примерный порядок комплексного лингвистического анализа |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 995; Нарушение авторского права страницы