Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Ускорений точек плоской фигуры
Ускорения какой-либо точки плоской фигуры при плоском движении равно векторной сумме ускорения полюса и ускорения этой точки во вращательном движении плоской фигуры вокруг полюса. (3.44)
– ускорение т. В во вращательном движении вокруг полюса А; – соответственно касательная и нормальная составляющие (3.45) где a – угол наклона относительного ускорения к отрезку АВ. В случаях, когда w и e известны, формула (3.44) непосредственно используется для определения ускорений точек плоской фигуры. Однако во многих случаях зависимость угловой скорости от времени неизвестно, поэтому и угловое ускорение неизвестно. Кроме того, линия действия вектора ускорения одной из точек плоской фигуры известно. В этих случаях задача решается проектированием выражения (3.44) на соответствующим образом выбранные оси. Третий подход к определению ускорений точек плоской фигуры основан на использовании мгновенного центра ускорений (МЦУ). В каждый момент времени движения плоской фигуры в своей плоскости, если w и e не равны нулю одновременно, имеется единственная точка этой фигуры, ускорение которой равно нулю. Эту точку называют мгновенным центром ускорений. МЦУ лежит на прямой, проведенной под углом a к ускорению точки, выбранной в качестве полюса, на расстоянии от которого (3.46) При этом угол a надо отложить от ускорения полюса в направлении дуговой стрелки углового ускорения e (рис. 3.26). В различные моменты времени МЦУ лежит в разных точках плоской фигуры. В общем случае МЦУ не совпадает с МЦС. При определении ускорений точек плоской фигуры МЦУ используется в качестве полюса. Тогда по формуле (3.44) (3.47) так как и следовательно (4.48) Ускорение направлено под углом a к отрезку Bq, соединяющему точку В с МЦУ в сторону дуговой стрелки углового ускорения e (рис. 3.26). Для точки С аналогично. (3.49) Из формулы (3.48), (3.49) имеем (3.50) Таким образом, ускорение точек фигуры при плоском движении можно определить так же как при чистом её вращении вокруг МЦУ. Определение МЦУ. 1 В общем случае, когда w и e известны и не равны нулю, для угла a имеем МЦУ лежит на пересечении прямых линий, проведенных к ускорениям точек фигуры под одним и тем же углом a, причем угол a нужно откладывать от ускорений точек в направлении дуговой стрелки углового ускорения (рис. 3.26).
3 В случае w = 0, e ¹ 0, МЦУ лежит в точке пересечения перпендикуляров, восстановленных в точках А, В, С к соответствующим векторам ускорений (рис. 3.28).
Определение углового ускорения при плоском движении 1 Если известен угол поворота или угловая скорость в зависимости от времени, то угловое ускорение определяется по известной формуле (3.51) 2 Если в указанной выше формуле , Aр – расстояние от точки А плоской фигуры до МЦС, величина постоянная, то угловое ускорение определяется путем дифференцирования угловой скорости по времени (3.52) где – касательно ускорение точки А. 3 Иногда угловое ускорение удается найти путем проектирования соотношения типа (3.44) на соответствующим образом выбранные оси координат. При этом ускорение т. А, выбранной в качестве полюса, известно, известна также линия действия ускорения другой т.В фигуры. Из таким образом полученной системы уравнений определяется касательное ускорение Тогда e вычисляется по известной формуле . Задача КЗ Плоский механизм состоит из стержней 1, 2, 3, 4 и ползуна В или Е (рис. К3.0 – К3.7) или из стержней 1, 2, 3 и ползунов В и E (рис. К3.8, К3.9), соединенных друг с другом и с неподвижными опорами O1, О2 шарнирами; точка D находится в середине стержня АВ. Длины стержней равны соответственно l1 = 0, 4 м, l2 = 1, 2 м,
Определить величины, указанные в таблицах в столбцах «Найти». Дуговые стрелки на рисунках показывают, как при построении чертежа механизма должны откладываться соответствующие углы: по ходу или против хода часовой стрелки (например, угол g на рис. 8 следует отложить от DB по ходу часовой стрелки, а на рис. 9 – против хода часовой стрелки и т.д.). Построение чертежа начинать со стержня, направление которого определяется углом a; ползун с направляющими для большей наглядности изобразить так, как в примере К3 (см. рис. К3б). Заданные угловую скорость и угловое ускорение считать направленными против часовой стрелки, а заданные скорость и ускорение aB – от точки В к b (на рис. 5 – 9). Указания. Задача К3 – на исследование плоскопараллельного движения твердого тела. При ее решения для определения скоростей точек механизма и угловых скоростей его звеньев следует воспользоваться теоремой о проекциях скоростей двух точек тела и понятием о мгновенном центре скоростей, применяя эту теорему (или это понятие) к каждому звену механизма в отдельности. При определении ускорений точек механизма исходить из векторного равенства где А – точка, ускорение которой или задано, или непосредственно определяется по условиям задачи (если точка А движется по дуге окружности, то ); В –точка, ускорение которой нужно определить (о случае, когда точка В тоже движется по дуге окружности, см. примечание в конце рассмотренного ниже примера К3).
Пример К3. Механизм (рис. К3а) состоит из стержней 1, 2, 3, 4 и ползуна В, соединенных друг с другом и с неподвижными опорами O1 и О2 шарнирами. Дано: a = 60°, b = 150°, g = 90°, j = 30°, q = 30°, AD = DB, l1 = 0, 4 м, l2 = 1, 2м, l3 = 1, 4 м, w1 = 2 с–1, e1 = 7 с–2 (направления w1 и e1 против хода часовой стрелки). Определить: vB, vE, w2, aB, e3. Решение 1 Строим положение механизма в соответствии с заданными углами
2 Определяем vB. Точка В принадлежит стержню АВ. Чтобы найти vB, надо знать скорость какой-нибудь другой точки этого стержня и направление По данным задачи, учитывая направление w1 можем определить численно vA = w1× l1 = 0, 8 м/с; (1) Направление найдем, учтя, что точка В принадлежит одновременно ползуну, движущемуся вдоль направляющих поступательно. Теперь, зная и направление , воспользуемся теоремой о проекциях скоростей двух точек тела (стержня АВ) па прямую, соединяющую эти точки (прямая АВ). Сначала по этой теореме устанавливаем, в какую сторону направлен вектор (проекции скоростей должны иметь одинаковые знаки). Затем, вычисляя эти проекции, находим vB× cos 30° = vA× cos 60° и vB = 0, 46 м/с (2) 3 Определяем Точка Е принадлежит стержню DE. Следовательно, по аналогии с предыдущим, чтобы определить надо сначала найти скорость точки D, принадлежащей одновременно стержню АВ. Для этого, зная строим мгновенный центр скоростей (МЦС) стержня АВ; это точка С3, лежащая на пересечении перпендикуляров к восставленных из точек А и В (к перпендикулярен стержень 1). По направлению вектора определяем направление поворота стержня АВ вокруг МЦС С3. Вектор перпендикулярен отрезку C3D, соединяющему точки D и С3, и направлен в сторону поворота. Величину vD найдем из пропорции (3) Чтобы вычислить C3D и С3В, заметим, что DAC3B – прямоугольный, так как острые углы в нем равны 30° и 60°, и что С3В = AB× sin 30° = AB× 0, 5 = BD. Тогда DBC3D является равносторонним и С3В = C3D. В результате равенство (3) дает vD = vB = 0, 46 м/с; (4) Так как точка Е принадлежит одновременно стержню O2E, вращающемуся вокруг O2, то Тогда, восставляя из точек Е и D перпендикуляры к скоростям , построим МЦС C2 стержня DE. По направлению вектора определяем направление поворота стержня DE вокруг центра С2. Вектор направлен в сторону поворота этого стержня. Из рис. К3б видно, что откуда С2E = С2D. Составив теперь пропорцию, найдем, что vE = vD = 0, 46 м/с. (5) 4 Определяем w2. Так как МЦС стержня 2 известен (точка С2) и (6) 5 Определяем (рис. К3в, на котором изображаем все векторы ускорений). Точка В принадлежит стержню АВ. Чтобы найти , надо знать ускорение какой-нибудь другой точки стержня АВ и траекторию точки В. По данным задачи можем определить где численно (7) (7)
(8) Изображаем на чертеже векторы (вдоль ВА от В к А)и (в любую сторону перпендикулярно ВА); численно . Найдя w3 с помощью построенного МЦС С3 стержня 3, получим (9) Таким образом, у величин, входящих в равенство (8), неизвестны только числовые значения аВ и их можно найти, спроектировав обе части равенства (8) на какие-нибудь две оси. Чтобы определить аВ, спроектируем обе части равенства (8) на направление ВА (ось х), перпендикулярное неизвестному вектору Тогда получим (10) Подставив в равенство (10) числовые значения всех величин из (7) и (9), найдем, что aB = 0, 72 м/с2 (11) Так как получилось aB > 0, то, следовательно, вектор направлен как показано на рис. К3в. 6 Определяем e3. Чтобы найти e3, сначала определим Для этого обе части равенства (8) спроектируем на направление, перпендикулярное АВ (ось у). Тогда получим (12) Подставив в равенство (12) числовые значения всех величии из (11) и (7), найдем, что Знак указывает, что направление противоположно показанному на рис. К3в. Теперь из равенства получим Ответ: vB = 0, 46 м/с; vE = 0, 46 м/с; w2 = 0, 67 с–1; aB = 0, 72 м/с2, e3 = 2, 50 с–2. Примечание. Если точка В, ускорение которой определяется, движется не прямолинейно (например, как на рис. К3.0 – К3.4, где В движется по окружности радиуса О2В), то направление заранее неизвестно. В этом случае также следует представить двумя составляющими ( ) и исходное уравнение (8) примет вид (13) При этом вектор (см., например, рис. К3.0) будет направлен вдоль BO2, а вектор перпендикулярно BO2 в любую сторону. Числовые значения и определяются так же, как в рассмотренном примере (в частности, по условиям задачи может быть или если точка А движется прямолинейно). Значение также вычисляется по формуле где l – радиус окружности O2B, а vB определяется так же, как скорость любой другой точки механизма. После этого в равенстве (13) остаются неизвестными только значения и и они, как и в рассмотренном примере, находятся проектированием обеих частей равенства (13) на две оси. Найдя можем вычислить искомое ускорение Величина служит для нахождения eАВ (как в рассмотренном примере).
ДИНАМИКА Динамика является важнейшим разделом теоретической механики, в котором изучается движение материальных тел в зависимости от действующих на них сил. В динамике на основании объективных законов и процессов устанавливаются количественные соотношения между мерами действия на материальные объекты и мерами их движения. Мерами действия между объектами являются силы, момент силы, импульс силы и работа силы, а мерами механического движения – количество движения, момент количества движения (кинетический момент) и кинетическая энергия.
Законы Ньютона – Галилея В основе динамики лежат законы Ньютона – Галилея и принцип независимости действия сил. В соответствии с первым законом постулируется существование такой системы отсчета, в которой изолированная материальная точка движется равномерно и прямолинейно или покоится. Такая система координат называется инерциальной и является основной. В соответствии со вторым законом Ньютона для свободной материальной точки можно записать: (4.1) Здесь – соответственно масса и ускорение точки, - действующая на неё сила. Если на точку действует несколько сил, то под - понимают их равнодействующую. Выражение (4.1) называется основным уравнением динамики.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-17; Просмотров: 542; Нарушение авторского права страницы