Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Все научение Церкви в Священном Писании и Священном Предании



 

«Братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» (2 Фес. 2, 15).

 

Апостолы учили преимущественно устно:

 

«три года, день и ночь...» (Деян. 20, 31).

 

Апостолы требуют держаться преданного ими устно:

 

«Храни преданное тебе» (1 Тим. 6, 20-21).

 

«Держись образца здравого учения, которое ты слышал (а не читал) от меня» (2 Тим. 1, 13).

 

Апостолы научали, как устно передавать Божию истину:

 

«Что слышал от меня (а не получил в посланиях и записанным), при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» (2 Тим. 2, 2).

 

Апостолы хвалят за твердое сохранение Предания:

 

«Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» (1 Кор. 11, 2).

 

«Мы непрестанно благодарим Бога, что принявши от вас слышанное слово Божие (а не писанное), вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, - каково оно есть по истине, которое и действует в вас верующих» (1 Фес 2. 13).

 

Апостолы учили главным образом устно, а в Писаниях только намеками напоминали:

 

«о крещениях, о возложении рук» (Евр. 6, 2).

 

Сами Апостолы пользовались преданием ветхозаветным:

 

В Ветхом Завете не изложено о теле Моисеевом, как Архангел Михаил спорил с диаволом (Иуд. 1, 9).

 

Ианний и Иамврий не названы в Ветхом Завете по имени (2 Тим, 3, 8).

 

Без Св. Предания нельзя выполнить Св. Писания:

 

«Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13, 7). В Св. Писании не описана жизнь и смерть учителей веры, а в Св. Предании.

 

Без Св. Предания нельзя толковать правильно Св. Писания. А если позволить толкование какое кому вздумается, то и получится множество толкований. Оттого и сект у нас тысячи. В одном и том же Писании все нашли свою веру: и скопцы, и хлысты, и баптисты, и пашковцы, и адвентисты, и меннониты.

 

Требуя Св. Предания Церкви Христовой, без которого нет полного христианского научения, нужно спрашивать сектантов: что вы за христиане, что у вас нет полного христианского научения? Кто вам позволил отвергнуть большую часть научения Господня?

 

Или: где вы, сектанты, вычитали в Писании запрещение Свящ. Предания, согласного с Писанием?

 

При возражениях сектантов следует иметь ввиду, что они никогда не хотят говорить о Свящ. Предании вообще, нужно ли оно, или нет (т.е. не желают рассуждать принципиально), а хотят говорить по отдельным вопросам, например, о крещении младенцев, о причащении под двумя видами одновременно, что, будто, представляет незаконное предание православное. Этими частными вопросами, которые составляют темы других самостоятельных бесед, сектанты желают отвлечь от беседы о Священном Предании, которого у них нет, но которое, по Писанию, должно быть в Церкви Божией.

 

Разбор возражений сектантов

 

Сектанты говорят: Деян. 17, 11: «ежедневно разбирая Писания».

 

Православный ответ: Здесь говорится о ветхозаветных Писаниях, потому что новозаветных тогда еще не было.

 

Сектанты говорят: 2 Петр. 1, 19; Иоан. 5, 39; 2 Тим. 3, 15 говорится о чтении Св. Писания.

 

Православный ответ: Ветхозаветного, которое пророчествовало о Христе и Церкви Его.

 

Сектанты говорят: Откр. 22, 18... «слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы».

 

Православный ответ: Нельзя прилагать к книге «пророчества», т.е. к Откровению. В Православии никто и не прибавляет. А после Апокалипсиса еще появлялись книги, например, Ев. Иоанна, книга Правил свв. Апостолов и др., относящиеся к Св. Писанию и к Св. Преданию.

 

Да и сектанты завели у себя «Гусли», «кимволы», «любимые стихи» и множество других подобных книг, сверх Писания. Значит, по их понятию, им и нужно ждать «язвы» от Бога.

 

Сектанты говорят: 1 Тим. 1, 4: «басни и родословия».

 

Православный ответ: Басни - это мифы, сказки о языческих богах. Этого в Св. Предании Нет.

 

Сектанты говорят: 1 Тим. 6, 3-4: «Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает»...

 

Православный ответ: Сектанты учат иному и не следуют «учению о благочестии», которое требует Св. Предания: 2 Фес. 2, 15: «стойте и держите предания».

 

Сектанты говорят: Матф 15, 6... «заповедь Божию устранили преданием человеческим».

 

Православный ответ: Какую заповедь? (стихи 4-6). О непочтении к родителям. Но она у нас никогда никем не отменяется. Нет у нас и предания человеческого, а есть Свящ. Предание, которое не противно Свящ. Писанию. О предании человеческом см. Марк. 7, 3-4.

 

Сектанты говорят: Марк. 7 гл.:

 

Православный ответ: Тоже.

 

Сектанты говорят: 1 Кор. 4, 6: «чтоб вы научились от нас не мудрствовать сверх написанного».

 

Православный ответ: Чего написанного? Написанного о превозношении друг пред другом, из-за чего бывают споры (1 Кор. 3, 4-12, 21-23; 4, 1). Что касается устного Св. Предания, то его требует ап. Павел: 2 Фес, 2, 15 и не описывает подробно того, что устно передал.: Евр. 6, 1-2.

 

Сектанты говорят: Колос. 2, 8: «Чтобы кто не увлек вас философией и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу».

 

Православный ответ: У нас все по Христу. Но есть обольщающие философией Толстовской, пустым обольщением сектантов -штундистов, думающих, что они спасены уже; преданием человеческим -жидовских и хлыстовских: этих обольстителей должно бояться.

 

Сектанты говорят: Много вреда и споров от Преданий, потому оно не нужно.

 

Православный ответ: И о Христе много спорили и причиняли друг другу вред. Неужели и Христа не нужно?

 

Сектанты говорят: Писания одного вполне достаточно для веры, а следовательно, для христианской жизни и спасения Иоан. 20, 31.

 

Православный ответ: Евангелист написал сии слова только о своей книге, а не о всем Писании и если так, то придется признать только одно Евангелие Иоанна и во всяком случае придется отвергнуть все, написанное после сего Евангелия. Не нужно тогда и учение о крещении ибо его нет в Евангелии Иоанна.

 

Сие Евангелие достаточно для убеждения в Божестве Христовом, а кроме сего есть множество других вопросов, о которых частью написано в Писании, частью в Предании.

 

Сектанты говорят: Мы признаем писаниями только то, что написано 12 Апостолами, видевшими непосредственно Господа.

 

Православный ответ: Значит вы отвергаете св. Марка и Луку, о которых не сказано в Писании что они видели Господа, да и ап. Павел не из двенадцати. И если признавать, что Церковь только на 12 Апостолах (Откр. 21, 14), тогда сектантам нужно ап. Павла исключить, как тринадцатого. И кроме того от большинства из 12 Апостолов у сектантов ничего нет, так как большинство их не оставили никаких писаний, например, апостол Андрей, апостол Фома, апостол Нафанаил и другие. Их деяния и учение сохранены только в Св. Предании Церкви Православной.

 

Сектанты говорят: Не нужно Предания, потому что ап. Павел анафемой грозит всем, кто благовествует не то, что благовествовали Апостолы: Гал. 1, 8-9.

 

Православный ответ: Эта угроза относится к сектантам, потому что они отвергли благовествование, т.е. устное научение, сохранившееся в Свящ. Предании, а мы его храним свято и неповрежденно. Кроме сего сектанты прибавили неведомые апостолам «гусли», «кимвалы», «любимые стихи» и прочие вымыслы человеческие.

 

Сектанты говорят: Довольно Писания, потому что в нем записано все необходимое для спасения, как сказано: Деян. 1, 1.

 

Православный ответ: Тогда и книга Деяний свв. Апостолов уже не нужна и другие книги излишни.

 

Сектанты говорят: Нам не нужно многого, потому что нам Господь как детям открыл истину: Матф. 11, 25.

 

Православный ответ: Сектанты говорят, не разумея ни того, о чем говорят ни того, что утверждают (1 Тим. 1, 7). Вот объяснение слов Господа: 1 Кор. 14, 20; Матф. 23, 34.

 

Сектанты говорят: 1 Кор. 1, 27-28.

 

Православный ответ: Тот же ответ.

 

О священстве

 

Второй признак, по которому можно узнать истинную Церковь Божию от сект, это - то, что в Церкви Христовой есть то устройство, тот порядок, который заведен однажды Христом Спасителем - Главою Церкви. Это устройство, этот порядок, должен быть неизменным. Подтверждает это и слово Божие, и история.

 

В Церкви много верующих, но не все имеют одинаковое место и значение, как в теле много членов, но у всех особое назначение: Рим. 12, 4-15; 1 Кор. 12 гл.

 

Как всегда в истинной религии, и в Церкви Христовой, одни руководят, а другие учатся от руководителей. В Ветхом Завете истина открывалась: патриархам, первосвященникам и пророкам, а они народу передавали. Похожий порядок и в Новом Завете.

 

 

Пророчества о новозаветном священстве:

 

«...вот приду собрать все народы... из них также буду брать в священники и левиты» (Ис. 66, 18-22).

 

«дам вам пастырей по сердцу Моему, которые будут пасти вас с знанием и благоразумием» (Иер. 3, 14-15).

 

Спаситель приготовляет священство новое еще до основания Церкви. Избрание и приближение не всех уверовавших: «Многие уверовали во имя Его, но Сам Иисус не вверял Себя им» (Иоан. 2, 24).

 

Избрание 12-ти:

 

«позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь»...(Марк. 3, 13-14).

 

Отпадение многих уверовавших при речи о хлебе жизни:

 

«тогда многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним», кроме 12 ти (Иоан. 6, 66-67).

 

Преимущественное научение 12-ти:

 

народу «многими притчами» говорил, «а ученикам наедине изъяснял все» (Марк. 4, 33-34).

 

Посольство на проповедь, как проба:

 

«Сих двенадцать послал Иисус» (Матф. 10, 5-7).

 

Три года преимущественного научения Апостолов и при земной жизни, и после Воскресения:

 

«в продолжение сорока дней являясь и говоря о Царстви Божием» (Деян. 1, 3).

 

Последнее поручение устроения Церкви на земле:

 

1) «идите научите все народы». Этим поручается Апостолам проповедь (Матф. 28, 18-20)

 

2) «Крестя их во имя Отца, и Сына, и Св. Духа»; этим Апостолам поручается присоединение к Церкви и священнодействие.

 

3) «уча их соблюдать все, что Я повелел вам, Апостолам»; этим поручается управление Церковью.

 

4) «се, Я с вами во все дни до скончания века» - все выше-сказанное поручается Апостолам (см. 28, 16), к которым и речь была, и не им только, но и преемникам их, потому что Господь знал о недолговечной жизни Апостолов на земле и когда обещает пребывать с устроителями Церкви «во вся веки», то разумеет преемственное непрерывное священноначалие.

 

Поручение проповеди и устроения Церкви только Апостолам и их преемникам:

 

речь одиннадцати (Матф. 28, 16).

 

«явился одиннадцати» и послал их (Марк. 16, 14-15).

 

Так и Апостолы понимали, избравши вместо Иуды Матфия, а не предоставили всем христианам быть Апостолами, как у сектантов:

 

От сошествия Св. Духа Церковь Христова началась и стала - шириться. Появилась необходимость преемников и заместителей (Деян. 1, 20-26, 47).

 

Поставление их чрез руковозложение, хиротонию»:

 

Тимофей поставлен «с возложением рук священства» (1 Тим. 4, 14).

 

Тимофей поставлял других, но должен был поставлять разборчиво: «рук ни на кого не возлагай поспешно» (1 Тим. 5, 22).

 

«рукоположивши же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» (Деян. 14, 23).

 

Через рукоположение дается именно дар священника:

 

«напоминаю тебе возгревать дар Божий. который в тебе через мое рукоположение» (2 Тим. 1, 6).

 

«Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» (1 Тим. 4, 14).

 

По сему и сказано о священстве:

 

«Дух Святой поставил вас» (Деян. 20, 28).

 

Степеней священства три: епископы, пресвитеры и диаконы:

 

епископы (апостолы) и пресвитеры (Деян. 15, 23).

 

епископы и диаконы (Фил. 1, 1).

 

епископы и диаконы (1 Тим. 3 гл.).

 

Епископа поставляют несколько епископов:

 

«с возложением рук священства», то есть «епископов» -так в древних переводах (Эфиопском, так же Златоуст, Феодорит, все отцы) (1 Тим. 4, 14).

 

Апостольское правило 1-е: «епископа да поставляют два или три епископа».

 

Пресвитеров и диаконов поставляет один епископ:

 

«рукоположивши же им пресвитеров к каждой церкви» (Деян. 14, 23).

 

«и поставил по всем городам пресвитеров» (Тит. 1, 5).

 

«рук ни на кого не возлагай поспешно» (1 Тим. 5, 22).

 

Правило апостольское 2-е: «пресвитера и диакона и прочих причетников да поставляет един епископ».

 

Священноначалие установлено не от людей, но от Бога:

 

«Он (Христос) поставил одних Апостолами... иных пастырями и учителями» (Ефес. 4, 11-13).

 

«И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в третьих, учителями... Все-ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? » (1 Кор. 12, 28-29).

 

«Дух Святой поставил вас» (Деян. 20, 28).

 

Самочинное священство невозможно:

 

«никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон» (Евр. 5, 4).

 

«не вы Меня избрали, а Я вас избрал (Апостолов) и поставил вас»... (Иоан. 15, 16).

 

все поручено Апостолам только и их преемникам (Матф. 28, 16 20; Марк. 16, 14).

 

«Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? »... (1 Кор. 12, 29).

 

Священноначалие поставляется не общиною, но непрерывно от благодатных, Апостолов и Христа:

 

«с возложением рук священства», а не общины (1 Тим. 4, 14).

 

епископ Тимофей поставляет, а не община (1 Тим. 5. 22).

 

дар Божий чрез апостольское рукоположение, а не от общины (2 Тим. 1, 6).

 

Ап. Павел поручает поставить пресвитеров «по всем городам» еп. Титу, а не общинам (Тит. 1, 5).

 

Ап. Павел сам «рукополагает пресвитеров к каждой церкви», а не поручает это общинам (Деян. Н, 23).

 

В Иерусалиме, при поставлении диаконов хотя община выбрала некоторых, но не поставляла их, но выбранных «поставили пред Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки» (Деян. 6, 36) (VI-й Всел. Соб., пр. 16),

 

Дар священства - непрерывен:

 

Апостолам и их преемникам сказал Христос: «се, Я с вами во все дни до скончания века» (Матф. 28, 20).

 

Отсюда доказательство истинности православного священства - его непрерывности от Христа и Апостолов. (См. таблицу преемственности епископов в «Добром Исповедании».)

 

Истинное Христово священство неодоленно и не может уничтожиться:

 

«как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного» (Матф. 12, 29): пусть кто попробует прежде уничтожить Христа, а потом уже «расхитить» священство Его.

 

Апостолам и их преемникам Господь обещал: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во век» (Иоан. 14, 16).

 

Священноначалие в Церкви учит:

 

Апостолам и их преемникам повелел Господь учить: «идите, научите все народы» (Матф. 28, 19).

 

«самим одиннадцати» (и их преемникам) Господь сказал: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие» (Марк. 16, 14-15).

 

Спасение, «быв сначала проповедано Господом, в вас утвердилось слышавшими от Него» (Евр. 2, 3).

 

«Он (Христос) поставил одних Апостолами... иных пастырями и учителями» (Ефес. 4, 11).

 

Самочинники не проповедуют:

 

«Все ли Апостолы? Все ли пророки? Всели учители? » (1 Кор. 12, 29).

 

«Как проповедовать, если не будут посланы» (Рим. 10, 15).

 

«Никто сам собою не приемлет этой чести, но призванный Богом, как Аарон» (Евр. 5, 4).

 

Священноначалие священнодействует:

 

Апостолам и их преемникам Господь повелел крещением присоединять верующих к Церкви (Матф. 28, 19).

 

Низводить Св. Духа в таинстве Руковозложения или Миропомазания могли только Апостолы и их преемники (Деян. 8, 14-19).

 

Священноначалие совершает таинство Елеосвящения (Иак. 5, 14).

 

Священноначалие предстоятельствует в молитвах (1 Фес. 5, 12).

 

Преломляет хлеб, то-есть совершают литургию (Деян. 20, 11).

 

Священноначалие управляет:

 

Христос поручил Апостолам и их преемникам управлять верующими, «уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Матф. 28, 20).

 

Епископы «пасут стадо Божие», то-есть, значит, управляют верующими (Деян. 20, 28; 1 Петр. 5, 1-6).

 

Ап. Павел приказывает Тимофею, чтобы он «знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого» (1 Тим. 3, 15).

 

Священноначалие поставлено «к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова» (Ефес. 4, 11-12).

 

Священноначалие должно повиноваться:

 

«Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет»... (Евр. 13, 17).

 

«Младшие повинуйтесь пастырям» (1 Петр. 5, 5).

 

«Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается, а отвергающийся Меня, отвергается Пославшего Меня» (Лук.10, 16).

 

Священноначалие должно почитать:

 

«Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе... и почитать их преимущественно с любовью за дело их» (1 Фес. 5, 12-13).

 

«Достойно начальствующим пресвитерам должно воздавать сугубую честь» (1 Тим. 5, 17).

 

Грехи пастырей не уничтожают благодати священноначалия:

 

Безгрешных нет; «если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас». Только одни более грешны, а другие менее (1 Иоан. 1, 8).

 

Иуда «был вор» (Иоан. 12, 6), но и ему, как всем Апостолам, даровал Господь благодать исцелений, и он действовал, доколе не предал Христа. И наши пастыри, хоть и грешны бывают, но священнодействуют благодатно, разве что продадут Христа, изменивши Православию. Тогда, конечно, теряют благодать, она лишь осуждает их (Матф. 10 гл.).

 

Каиафа был отвратительным человеком, но и чрез него Дух Святый дал откровение о смерти Христовой (Иоан. 11, 51). Между ап. Павлом Варнавой произошел спорь, но они не лишились благодати апостольства (Деян. 15, 36-40).

 

Кроме, Тимофея, современные апостолу пастыри были корыстолюбивы, но из-за этого никто из первенствующих христиан не оставлял Православия, как теперь из-за корыстолюбия священников переходящие в секты (Филип. 2, 20-21).

 

Ап. Петр кривил душой и лицемерил, но от этого не лишился апостольства (Гал. 2, 13).

 

Священноначалие нельзя злословить:

 

Ап. Павел признал, что даже беззаконного Иудейского первосвященника нельзя злословить (Деян. 23, 5)

 

Ругатели священноначалия осуждаются (2 Петр. 2, 9-10; Иуд. 1. 4-8)

 

Священноначалие содержится от паствы:

 

У Христа и Апостолов был ящик, в который опускали пожертвования (Иоан. 12, 6).

 

Многие женщины «служили Ему (Христу) имением своим» (Лук. 8, 3).

 

«Наставляемый словом делись всяким добром с наставляющим» (Гал. 6, 6).

 

«Вы... и раз, и два присылали мне на нужду» (Филип. 4, 16).

 

Доказательства, что священнодействующие питаются от святилища (1 Кор. 9, 3-14).

 

Если на беседе не предполагается возражений сектантов, следует вести ее по всему изложенному плану. Если есть возражатели, тогда закончить положением: «Истинное Христово священство неодоленно и не может уничтожиться». Вывод сделать такой: Где нет истинного, благодатного, преемственного священства, там нет Церкви: если нет туловища, а только руки и ноги, там нет и человека. Христос - Глава, тело - Церковь; часть, дающая жизненность телу есть священноначалие. Такой порядок устроения тела Христова -Церкви - от Спасителя.

 

Что вы за христиане, господа сектанты, что вы отменили устройство, порядок в Церкви Христовой? Кто вам позволил поставить себя выше Христа? Неужели вы выше Апостолов, что вы отменили рукоположение апостольское? (и заменили самоизмышленным? ).

 

Разбор возражений сектантов

 

Сектанты говорят: Мы по Писанию все священники и священноначалие не нужно нам (1 Петр. 2, 5. 9).

 

Православный ответ: Эти слова Божии были сказаны в Ветхом Завете (Исх. 19, 6). Но и тогда Господь не отменял священства. Некогда бунтовщики, подобно нашим сектантам, восстали против законного священноначалия, но Господь тяжко покарал противников законного порядка: расступилась земля и пожрала их (Числ. 16 гл.). В согласии с древними бунтовщиками противятся истинному священству ныне сектанты, опираясь на Исх. 19, 6; 1 Петр. 2, 9. Но забывают они, что в том же послании 1 Петр. 5, 1-5, требуется повиновение законному пастырству.

 

Сектанты говорят: Бунтовщики древние погибли, значит, были виноваты, а мы, слава Богу, живем, значит, неповинны.

 

Православный ответ: За блуд Содом и Гоморра погибли, а теперешнее блудники многие благополучествуют: неужели, посему, можно блудодействовать? Читай в ответ сектантам рассуждение о них Апостола: Иуд. 1, 7-8.

 

Сектанты говорят: У пророков написано: «и будут все научены Богом» (Иоан. 6, 45): не нужно нам никаких учителей священников.

 

Православный ответ: Мы, действительно, научены все Христом Богом, Который от Себя уже послал людей-учителей (Матф. 28, 19), и поставил Господь нам учителей (1 Кор. 12, 28; Ефес, 4, 11).

 

Сектанты говорят: Евр. 8, 10-11: мы уже научены Богом и нам не нужно никаких учителей.

 

Православный ответ: Здесь говорится о благодатном возрождении христиан в крещении и прочих священнодействиях. Но этим не отменяются самые священнодействователи, учители и пастыри, ибо они самим Богом поставлены (1 Кор. 12, 28; Ефес. 4, 11; 1 Петр. 5, 1-5).

 

Сектанты говорят: 1 Кор. 14, 26-31. Не нужно священноначальствующих нам, мы и сами можем назидаться по Апостолу: «когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, - все сие да будет к назиданию. Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, а один изъясняй. Если же будет истолкователь, то молчи в Церкви, а говори себе и Богу. И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают. Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи. Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться, и всем получать утешение».

 

Православный ответ: Здесъ не о священноначалии, а о чрезвычайных дарах Божиих: дар языков, пророчеств и истолкования. Верующие, незнающие иностранных языков, как и Апостолы в Пятидесятницу (Деян. 2, 4), могли говорить языками, а иные разъясняли. Были и пророки. Ничего подобного у сектантов нет: они и на русском языке ничего толком сказать не умеют, «желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают» (1 Тим. 1, 7). Дары, о которых упоминается у апостола, прекратились еще в 4 веке (Злат. 34 беседа на 1 Кор. 13, 8), и эти дары никогда не отменяли священноначалия, ибо в том же послании оно признается ап. Павлом: 1 Кор. 12, 28-29, ср. Ефес. 4, 11.

 

Сектанты говорят: Иер. 10, 21; 50, 6.

 

Православный ответ: Здесь о ветхозаветном священноначалии, которое, хотя и не хорошо было, но существовало до Христова апостольского священства.

 

Сектанты говорят: Ис. 56, 10-12.

 

Православный ответ: Здесь о ветхозаветном священстве. И тот же пророк предвещал о новом священстве: Ис. 66, 18-22; также и прор. Иеремия 3, 14-15 и оно утверждено Спасителем: Ефес. 4, 11.

 

Сектанты говорят: Матф. 23, 8: православные названия священноначалия именами: «учитель», «наставник» и «отец» противоречат Св. Писанию.

 

Православный ответ: Матф. 28, 19. «...идите, научите все народы».

 

Ефес. 4, 11. «Он... поставил... иных учителями».

 

1 Кор. 12, 28. «Иных Бог поставил в Церкви... учителями».

 

Евр. 13, 7, 17, «поминайте наставников», «повинуйтесь на-ставникам»...

 

Гал. 4, 19. «Дети мои! »

 

1 Иоан. 2, 1. «Дети мои! »

 

1 Кор. 4, 15. «тысячи наставников, но не много отцов; я родил вас во Христе благовествованием».

 

Деян. 7, 2. «Мужи братия и отцы! »

 

Матф. 23, 8 - должно понимать, что не может быть у людей веры другой, кроме раз переданной Христом - Православной: должно признавать лишь учение Христово, а не выдумки людские, как у сектантов. У них не Христос учитель, а зачинщики новых религий: Ник. Шторк, Фома Мюнцер, Вилльам Миллер и другие (см. 2 Кор. 11, 4).

 

Сектанты говорят: Должно выбирать священников, как выбирались диаконы в Деян. 6 гл., а не по назначению, как у православных.

 

Православный ответ: Существуют два порядка: порядок избрания, как в Православном единоверии, подобный Деян. 6 гл. и порядок непосредственного избрания и поставления от епископов, по примеру Христа, избравшего 12 Апостолов (Матф. 3, 13) и по примеру Апостолов, прямо рукополагавших (Деян. 14, 22-23; Тит. 1, 5). Сила не в способе избрания, а в благодатном рукоположении, которого у сектантов нет.

 

Сектанты говорят: Рукоположение лишь утверждало «произведенное Церковью избрание, но отнюдь не низводило на них особой благодати... Бог нигде этого не обещал» (Бапт. 1910, №3, 18).

 

Православный ответ: 1 Тим. 4, 14. Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства.

 

Еще: 2 Тим. 1, 6. «Напоминаю тебе возгревать дар Божий который в тебе чрез мое рукоположение». Посему и говорится о священстве: Деян. 20, 28: «Дух Святой поставил вас».

 

Сектанты говорят: Диаконы, избранные в Иерусалимской Церкви были уже исполнены Духа Святого» (Деян. 6, 4), значит они и не нуждались в Духе Святом, будто, получаемом чрез рукоположение, а если их рукополагали, то, естественно, не думали давать благодать.

 

Православный ответ: Каждый христианин имеет Духа Святого от крещения и миропомазания. Если рассуждать по-сектантски, не нужно никаких священнодействий и молитв. Апостолы же рассуждали иначе, говоря: «исполняйтесь Духом назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными (Ефес: 5, 18). Под «исполнением Духом Святым» в Писании разумеется благодатная святая жизнь и совершенствование христианское, посему и сказано: ученики исполнялись радости и Духа Святого (Деян. 13, 52). Однако, кроме этого благодатствования молитвой и подвигами есть еще рукоположение с даром Духа Святого (2 Тим. 1, 6).

 

Сектанты говорят: Тимофей и Тит не были епископами в Ефесе и на Крите, так как одного из них лишь «оставил, а другого просил пребыть, а затем ожидал их к себе» (2 Тим. 4. 9; Тит. 3, 12).

 

Православный ответ: Были-ли Тимофей и Тит постоянными или временными епископами в Ефесе и на Крите - не важно, но что они имели благодать священства (1 Тим. 4, 14; 2 Тим. 1, 6) и что они поставляли пресвитеров там, это - ясно (1 Тим. 5, 22; Тит. 1, 5).

 

Сектанты говорят: Православные завели незаконно множество степеней: патриархов, митрополитов, архиепископов, епископов, архимандритов, протоиереев, протодиаконов, диаконов, иподиаконов.

 

Православный ответ: Православные, не нарушили трех степеней Иерархии, потому что патриарх, митрополит, архиепископ - имеют епископский чин, а только отличаются первенством чести, как при апостолах были «знаменитейшие» (Галат. 2, 2) «почитаемые столпами» (Галат. 2, 9), так и у нас ныне есть протопресвитеры, пользующее первенством чести, но все - архимандриты, протопресвитеры, протоиереи и иереи имеют один пресвитерский чин.

 

О святости Церкви

 

«Святой», значит выделенный, отрезанный, не людям, но Богу принадлежащий. Слово «святой» принято понимать в смысле безгрешности потому, что, прилагалось всегда к Богу, а Бог безгрешен.

 

Что слово «святой» не означает «безгрешный» это видно изназвания святыми предметов, которые не могут грешить:

 

«Место святое» (Иис Нав. 5, 15).

 

Храм святой.(Пс.5, 8).

 

гора святая (Псал. 47, 2; 2 Петр. 1, 18).

 

вода святая (Числ. 5, 17).

 

елей святой (Псал. 88, 21).

 

день свят (Неем. 8, 9).

 

Эти предметы называются святыми в смысле выделенности их из ряда подобных себе предметов особыми явлениями Божьими, особыми событиями и священнодействиями. Так и Церковь есть религиозное общество, выделенное из всех религиозных обществ особыми преимуществами и целью. Поэтому Церковь и называется святою, но не потому, что все члены Церкви безгрешны, как думают сектанты.

 

Безгрешных нет:

 

Господи, «Ты един свят! » (Откр. 15, 4).

 

«все мы много согрешаем» (Иак. 3, 2).

 

«если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя и истины нет в нас» (1 Иоан. 1, 8).

 

Спаситель научил всех христиан молиться Богу Отцу: «прости нам грехи наши» (Лук. 11, 4).

 

В Писании святою именуется и Церковь ветхозаветная, а это не означало безгрешности евреев, а лишь свидетельствовало, что общество израильское выделено из всех обществ и народов:

 

«Когда вышел Израиль из Египта, дом Иакова из народа иноплеменного, Иуда сделался святынею Его. Израиль владением Его» (Псал. 113, 1-2).

 

Господь говорил Израилю: «вы будете у Меня царством священников, народом святым» (Исх. 19, 6).

 

«будете у Меня людьми святыми» (Исх. 22, 31).

 

«ты народ святой у Господа, Бога твоего; тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле» (Втор. 7, 6).

 

Святой именно означает не безгрешный, но выделенный, отделенный:

 

3латоуст говорит: «свят Израиль Господу», то-есть отделен для Господа (Злат. XII, 1147).

 

В Ветхом Завете не было никого безгрешного:

 

«Что такое человек, чтобы быть ему чистым, и чтобы рожденному женщиною быть Праведным? Вот, Он и святым Своим не доверяет, и небеса нечисты в очах Его: тем больше нечист и растлен человек, пьющий беззаконие, как воду» (Иов. 15, 14-16).

 

Церковь Христова свята, т.е. выделена из всех обществ. Об этом выделении ее пророчествовалось в Ветхом Завете:

 

«будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор, и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы» (Ис. 2, 2-3).

 

«есть шестьдесят цариц и восемьдесят наложниц и девиц без числа; но единственная - она, голубица моя, чистая моя; единственная она у матери своей, отличенная у родительницы своей. Увидели ее девицы, и превознесли ее, царицы и наложницы, и - восхвалили ее» (Песнь Пен. 6, 8-10).

 

Чем выделяется Церковь?

 

Во-первых, Церковь Христова выделена тем, что Глава Церкви - Христос, а не какой-либо человек:

 

Христос поставлен «Главою Церкви» (Ефес, 1, 22).

 

Во-вторых, Церковь имеет научение Христово, а не людское:

 

«Я передал им слово Твое... Освяти их истиною Твоею» (Иоан. 17, 14. 17).

 

Церковь есть «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15).

 

Чрез Церковь научение Христово стало известно не только на земле, но и на небе: «ныне соделалось известною чрез Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия» (Ефес. 3, 10).

 

В-третьих, Церковь выделена руководством Духа Божия:

 

«Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во век» (Иоан. 14, 16. 26).

 

«Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» (Иоан. 15, 26...; Иоан. 16, 13-14).

 

В-четвертых, Церковь выделена особом целью - совершенствованием своих членов до богоуподабления:

 

«будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Матф. 5, 48).

 

«воля Божия есть освящение ваше» (1 Фес. 4, 3-4).

 

«плод ваш есть святость» (Рим. 6, 22).

 

«старайтесь иметь мир со всеми и святость» (Евр. 12, 14)

 

«всякий рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога» (1 Иоан. 3, 9).

 

«мы знаем, что всякий рожденный от Бога, не грешит, но рожденный от Бога хранит себя и лукавый не прикасается к нему. Мы знаем, что мы от Бога» (значит грех не к лицу нам, хотя и грешим), «и что мир во зле лежит» (и манит нас ко греху и злу). «Дети, храните себя от идолов (т.е. от языческого, идольского разврата) (1 Иоан. 5, 18).

 

Церковь имеет все средства для достижения праведности и совершенства, дарованные Богом:

 

«от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия» (2 Петр. 1. 3-4).

 

От человека пребывающего в обществе Христовом - Церкви, требуется усилие воли для спасения; требуется подвиг добродетели:

 

«Царство Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него» (Лук. 16, 16).

 

«Господи, - спрашивали Спасителя, - неужели мало спасающихся? Он же сказал им:

 

Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти и не возмогут» (Лук. 13, 24).

 

Со Христом Богом - подвижники веры: «те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5, 24).

 

Церковь состоит из верующих и стремящихся к праведности и совершенству, но не из совершенных и безгрешных:

 

«Царство Небесное силою берется, и употребляйте уише восхищаютъ его» (Матф. 11, 12).

 

Апостолы не считали себя совершенными, но лишь стремящимися к праведности: «говорю так не потому, чтобы я уже достиг или усовершился, но стремлюсь, не достигну-ли и я, как достиг меня Христос. Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести, высшего звания Божия во Христе Иисусе (Филип. 3, 12-14).

 

Даже «праведник едва спасается» (1 Петр. 4, 18).

 

Не только в добродетели, но и в вере должно быть восхождение:

 

«в нем открывается правда Божия от веры в веру» (Рим. 1, 17).

 

В Церкви Христовой одни больше успевают в совершенствовании, а другие - меньше:

 

«В большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные» (2 Тим. 2, 20).

 

Есть члены благообразные, неблаговидные, и слабейшие (1 Кор. 12, 13-26).

 

По сему и награда будет различная:

 

«Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится во славе. Так и при воскресении мертвых» (1 Кор. 15, 41-42).

 

Что в Церкви - не безгрешные, об этом и Господь притчами учнл:

 

Притча о плевелах выясняет, что в Церкви (41 ст.) будут до пришествия Господня и пшеница, и плевелы; то-есть добродетельные и злодетельные (Матф. 13, 24-30; 37-43).

 

Притча о неводе, в котором была и хорошая, и плохая рыба, объясняет, что в Церкви - и хорошие, и дурные члены (Матф. 13, 47).

 

Притчею о 10 девах объясняется, что в Церкви нет безгрешных, ибо и разумные, и неразумные - все заснули (Матф. 25, 113).

 

На брачный пир царского сына, т.е. в Церковь Божию, пришли и благочестивые, и нечестивые: «рабы те, вышедши на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых, и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими» (10 ст.). И здесь в Церкви (на брачном пире) некоторые продолжают огорчать Господа (напр., оставшиеся не в брачной одежде) (Матф. 22, 2-14)

 

Каково научение Господа, такова и действительность. Во всех посланиях Апостолы укоряют христиан за несовершенство и падение:

 

2 гл. - предрадсудки (Посл. ап. Иак.).

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-17; Просмотров: 461; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.324 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь