Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


О спасающей благодати и пребывании Духа Святого в Церкви Христовой



Что такое благодать Божия?      
Благодатью      называется дар Божий, или невидимая сила Божия, сохраняющая весь мир и всякого человека и направляющая их к конечной цели бытия. Благодать промыслительная управляет жизнью и движением всего мира. Если бы Господь в одну минуту или секунду отнял от мира Свою благодать промыслительную, то весь мир во мгновение ока обратился бы в ничто, исчез без следа (Пс. 103: 24-30). Ср.: Деян. 17: 28. — Это по отношению ко всему миру вообще.
По      отношению же к каждому человеку грешнику, кроме промыслительной, общей для всего мира благодати, есть еще благодать, обращающая его на путь спасения, если только этот человек не утерял совсем способности к восприятию благодати (Евр. 6: 4-6). Благодать Божия побуждает ум, волю и сердце человека к покаянию, но не насильно (Рим. 2: 3-4).
Благодать Божия для души человека то же, что воздух для тела его, и эта благодать дается в таинствах Церкви: Крещении (      Ин. 3: 5); Причащении (Ин. 6: 55); Покаянии (Мф. 18: 18) и др. Ср.: Иак. 5: 16.
Благодать Божия раздается верующим от Духа Святаго, через апостолов и их преемников (      1 Кор. 4: 1). Конечно, сам Дух Святой раздает Свои дары разделяя каждому, как Ему угодно (1 Кор. 12: 11), но раздаются эти дары только послушным сынам Церкви через таинства:
а)      Крещения — омывающего первородный прародительский грех;
б)      Миропомазания — сообщающего дары Св. Духа (1 Кор. 12: 4-11; 2 Кор. 1: 21-22; Деян. 8: 17; 1 Ин. 2: 20-27);
в)      Покаяния — как очистительного средства от грехов, творимых в течение всей земной жизни (Ин. 20: 20-23; Мф. 18: 18);
г)      Причащения — тесно соединяющего верующего со Христом (Ин. 6: 56);
д)      Елеосвящения — как врачевства от душевных и телесных болезней (Иан. 5: 14—15);
е)      Таинство брака, сообщающее благодать, освящающую супружеский союз (Еф. 5: 31-32).
Кроме      апостолов и их преемников, никто не должен браться за совершение святых таинств, в которых действительно проявляется благодать Божия, что видно из Слова Божия (Евр. 5: 4). Только законных преемников апостольских Дух Святый поставил «пасти Церковь Господа и Бога» (Деян. 20: 28).
Если      бы кто спросил нас показать от Слова Божия, откуда видно, что в Церкви Христовой всегда пребывает и действует Дух Святой, мы должны прочитать из Евангелия: Ин. 14: 16-17; из Деян. 1: 4-5. На вопрос, когда же это обетование исполнилось на апостолах, ответим: в день Пятидесятницы (Деян. 2: 1-4). Только к верным и послушным сынам Церкви апостол писал: «Тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа» (1 Кор. 3: 16; 6: 19); или «Ибо мы все одним Духом крестились в одно тело... и все напоены одним Духом» (1 Кор. 12: 13; Еф. 4: 7).
Если      Святой действует в Церкви только через апостолов и их преемников и действует только в тех таинствах, которые совершаются ими, как законно рукоположенными пастырями, то значит отделившиеся от церкви самовольные «пресвитеры», «наставники» и прочие руководители еретичествующими общинами и сами не имеют на себе благодати Духа Святого и другим не могут преподать ее, поэтому и мнимые их «священнодействия» не имеют благодатной, спасительной силы, и никто из их общества не имеет на себе благодати.
Напрасна их вера, тщетна их надежда, притворна любовь и бесплодны их дела, ибо они остались без Христа, отпали от благодати (      Гал. 5: 4-7).

О спасении

Воля      Отца Небесного была в том, что Он послал Сына Своего Единородного для спасения рода человеческого. Сын этот, Господь наш Иисус Христос, примером Своей жизни, учением и страданиями показал нам, как должно спасаться (Флп. 2: 7-12). Господь всех зовет на путь ко спасению, долготерпит (2 Пет. 3: 9), желает, чтобы все спаслись и в разум истины пришли, и говорит: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11: 28). Нужно только придти ко Христу через веру, добрые дела, таинства Церкви, освящающие и возрождающие человека, и тогда спасение будет близко.
Спасение      человека-грешника совершается с двух сторон: со стороны самого человека («Приидите ко Мне») и со стороны Бога, милосердного к приходящим к Нему. Бог спасает человека не насильно, не без его воли или желания; так как человек создан с свободною волею, то и в деле спасения ему предоставляется выбор (Сир. 15: 14-17; Втор. 30: 19-20).
Для      спасения человека-грешннка нужны со стороны этого человека, кроме желания спастись, еще искренняя и правая вера в Бога, надежда на Его милосердие и — как свидетельство веры — добрые дела. А со стороны Бога нам нужна Его спасающая благодать.
Кто      хочет спастись, тот должен принадлежать к единой святой, соборной и апостольской Церкви, быть ее верным и послушным сыном, во всем повиноваться ее установлениям, помня слова Евангелия: «Если и Церкви не послушает, тогда будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18: 17).
Мудрый      Кормчий, Господь наш Иисус Христос, Свой корабль-Церковь снабдил всякими средствами для спасения тех, кто находится на Его корабле — в Церкви, и тех, кто желает вступить и вверить себя этому кораблю. Родился человек — Церковь в таинстве крещения омывает его от первородного греха, миропомазанием сообщает ему дары Духа Святого. В таинстве покаяния человек очищается от тех грехов, какие он соделал после крещения. В святом Причащении христианин соединяется со Христом и, как ветвь на Лозе Христовой, питается для жизни вечной от этой Лозы (Ин. 15: 5). В таинстве брака человек получает Божие благословение на супружескую жизнь.
Уходящего      из мира Церковь, в лице ее пастыря, данною ему от Бога властью разрешает от всех вольных и невольных грехов, во исполнение слов Самого Господа (Мф. 18: 18). Все это спасительные круги на корабле мудрого Кормчего.
Нельзя думать, что спасение зависит от одного словесного обращения к Богу (      Мф. 7: 21). Необходимо, чтобы имя Господа обладало всем нашим существом, помыслами, знаниями и делами (Мк. 8: 34-38). Нужно помнить, что спасение бывает плодом не одного исповедания веры (Иак. 2: 19-20), но всей жизни человека, направленной по христианскому учению, — нужна вера, действуемая любовью (1 Кор. 13: 2-7; Пс. 6: 9-10).

Об оправдании

Православная      Церковь, на основании Священного Писания, утверждает, что человеку для оправдания и спасения совершенно необходимо при истинной вере совершать подвиги добрых дел, без которых одна вера не может оправдать и спасти человека. Все Св. Евангелие подтверждает это. Спаситель учит: «Не всякий, говорящий Мне; »Господи! Господи! », войдет в Царство небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного« (Мф. 7: 21); »Входите тесными вратами« (ст. 13), т. е. трудами и подвигами; »Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй зя Мною« (Мк. 8: 34), т. е. кто хочет быть последователем Иисуса Христа, тот должен с великим терпением подражать подвижнической жизни Его на земле. Одному юному еврею на вопрос его, как спасти свою душу, Господь отвечал, что нужно подвизаться — соблюдать заповеди Божии (Мф. 19: 16-18). Господь в притче о розданных талантах ясно выразил, что Он награждает не за одну веру, но за труды и подвиги добрых дел. То же самое подтверждают и св. апостолы. Например, ап. Иаков учит, что подвигами добрых дел совершенствуется самая вера: «Не делами ли оправдался Авраам отец наш... и делами вера достигла совершенства» (Иак. 2: 21-22); «Видите ли, что человек оправдывается делами, я не верою только? » (ст. 24). И св. апостол Павел также учит, что Бог воздаст каждому по делал: его, «потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут» (Рим. 2: 13). «Каждый получит свою награду по своему труду» (1 Кор. 3: 8).

Об искуплении

Недолго      поблаженствовали первые люди в раю. Первый гордец — падший ангел — позавидовал их блаженству и соблазнил на такое же преступление перед Богом, чрез какое сам пал с неба: «Будете как боги». Вот краткая история падения Адама и Евы: Быт. 3: 1-19.
За      преслушание изгнан был человек из рая на тяжелый труд, за оскорбление Бога над ним стало тяготеть проклятие, да и не только над человеком, но и над природою (Быт. 3: 18; Рим. 8: 22).
Но Бог в вечном совете Своем предопределил совершить      искупление человека от греха (Еф. 1: 17; Кол. 1: 14), проклятия (Гал. 3: 13) и смерти (Евр. 2: 14-15).
Об      этом искуплении Богом было предсказано еще при изгнании людей из рая. «Семя жены сотрет главу змия», — многократно повторено чрез пророков (Ис. 59: 20; 44: 22—24), и, когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, чтобы искупить подзаконных (Гал. 4: 4).
Искупление совершено за весь род человеческий, но воспользоваться им могли и могут только уверовавшие в Искупителя (      Мк. 16: 16), родившиеся от воды и духа (Ин. 3: 5), очищающие после этого свои грехи в таинстве покаяния (Мф. 18: 18), соединяясь со Христом в таинстве Причащения (Ин. 6: 54).
При таких условиях искупление простирается на людей всех племен, народов и времен (      Откр. 7: 9; 5: 9). До Христа перед Богом был один избранный народ — Израиль, как хранитель веры в Бога, но как язычники, не знающие истинного Бога, так и сам избранный израильский народ — все шли во ад, по воскресении же Своем Христос вывел из ада все души, ожидающие избавления (1 Пет. 3: 18-20). До Христа и праведники шли во ад, а со Христом и разбойник прошел в рай.
Через искупление, совершенное Иисусом Христом, мы имеем      дерзновение и надежный доступ к Отцу, во внутреннейшее, за завесы (Евр. 6: 18-19), лишь бы не отпали от своего упования (Евр. 6: 4-6); ибо Бог истребил через Христа (только) бывшее о нас рукописание, которое было против нас (Кол. 2: 14), а не будущие грехи, за которые мы, хотя и искупленные, но если не принесли плоды, достойные покаяния, должны будем дать ответ Богу (2 Кор. 5: 10). Слово Божие об искуплении рода человеческого свидетельствует: «Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех» (1 Тим. 2: 5-6), примирил нас с Богом (Рим. 5: 11; 2 Кор. 5: 19) и отверз вход в Царство Небесное (Ин. 14: 2-3). Дабы удостоиться этого входа, нужно помнить заповеди блаженств (Мф. 5: 3-12) и слова Господни (Мф. 7: 21).
Чтобы      более понятно было нам величайшее дело нашего искупления, приведем, хотя вкратце, рассужденис из Четьи-Минеи в Слове на Рождество Христово, где, между прочим, говорится: «Добрый друг видя своего любимого друга уязвленным от врага смертоносным мечом... прилежно заботился об его исцелении... врачи говорят, что язва неизлечима и что смерть неизбежна... но есть исход... именно, если друг высосет яд из раны... пожертвовав собой... тогда друг решается высосать яд, сам умирает, а друга искупляет от вечной смерти. Так и Бог приложил уста Свои, — Сына Своего Бога — к язве естества нашего и извлек на Себя греховный яд, исцелив нас».
Божие предопределение или желание было то, чтобы все человеки спаслись и достигли познания истины (      1 Тим. 2: 4), но были и есть люди, которые своею свободною волею отвергают о себе волю Божию (Лк. 7: 30; Деян. 20: 27-30).
Для      искупленного человечества во время земного Своего пребывания Господь только обещал устроить Св. Церковь на камне твердого исповедания Его воплощенного домостроительства (Мф. 16: 18), самое же созидание Церкви по воле Отца совершал Господь Св. Духом через св. апостолов и их преемников, утвердив и оградив Церковь догматами, заповедями, таинствами, священнодействиями, канонами. Кто не только не признает, но еще и попирает такое Божие домостроительство — Церковь Христову, тот отвергает от себя искупление, идет против Искупителя и совершенного Им дела искупления (2 Пет. 1: 3-9).

О возрождении

Перед      первым пришествием Христовым почти все человечество было как бы мертвым духовно. Развилось сплошное язычество, да и Израиль утратил истинное понятие о Боге и заповедях. Чтобы возродить народ, воскресить духовно, является сначала Предтеча Господень Иоанн Креститель, начиная свою проповедь с призыва к покаянию (Мк. 1: 2-5), затем многих крестит крещением в покаяние.
Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного (      Гал. 4: 4), и Сын Божий Иисус Христос проповедь Свою начал также призывом к покаянию: «Исполнилось время (говорил Он) и приблизилось Царство Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1: 15).
Бог      возрождает человека по Своей любви к нему и милосердию, ибо мы все были по природе чадами греха, но Бог, по Своей великой любви, нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом (Еф. 2: 3-5). Благословен Бог, по великой Своей милости возродивший нас (1 Пет. 1: 3). Когда явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Св. Духом (Тит. 3: 5).
      Возрождение человека состоит:
а)      в призвании из тьмы в свет: «Вы были некогда тьма, а теперь свет в Господе. Поступайте, как чада света» (Еф. 5: 8);
б)      в духовном воскресении от смерти греховной: «Вас, которые были мертвы во грехах... оживил (Бог), простив нам все грехи. Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего» (Кол. 2: 13; 3: 1). Возрождение обновляет внутреннего человека: «Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2 Кор. 4: 16).
      Возрождение производит:
а)      познание Бога: «И дам им сердце, чтобы знать Меня, что Я Господь» (Иер. 24: 7); «Все, от малого до большого, будут знать Меня», говорит Господь (Евр. 8: 11);
б)      послушание зяповедям: «Вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их» (Евр. 8: 10); «Сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать» (Иез. 36: 27).
Возрождение совершается водою и Духом и притом таинственным образом:      

Ин. 3: 5. «Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.»

Оно предваряется научением человека истинам веры:      

Мф. 28: 19. «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа.»

Ин. 3: 8. «Дух дышит, где хочет, и голос Его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа. »

Обнаруживается через веру во Хритса:

Ин. 1: 12. «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими.»

1 Ин. 5: 1. «Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него. »

Возрождение обновляет внутреннего человека:

2 Кор. 4: 16. «Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется.»

Возрождение дает познание Бога:      

Евр. 8: 11. «И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня.»

Православные      христиане, веруя в Бога и Его Святую Церковь, через это имеют надежные пути к Богопознанию; наоборот, сектанты, руководствуясь одной Библией (произвольно ими объясняемой), колеблются и увлекаются «всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения» (Еф. 4: 14).

О вере и делах

Слово Божие поучает нас, что веру и дела за одно признавать нельзя:      

Иак. 2: 24. «Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только? »

Иак. 2: 26. «Вера без дел мертва.»

Тит. 3: 8. «Дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам.»

Евр. 11: 6. «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает.»

Понятие «вера» также имеет не один смысл:      
а) вера есть сердечное влечение к Богу;      
б) вера есть вероучение, или знание о Боге.     

Мк. 11: 23. «Имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, — будет ему, что ни скажет.»

Ин. 17: 3. «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа.»

Вера      сердечная может быть не только у сынов Церкви но и у язычников, например, у капернаумского сотника и у сирофиникийской женщины:

Мф. 8: 10. «Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры.»

Мф. 15: 28. «Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.»

Мк. 7: 26. «А женщина та была язычница, родом сирофиникиянка, и просила Его, чтобы изгнал беса из ее дочери.»

Дела добрые также могут быть не только у христиан, но и у язычников, как это видно из примера италийского сотника Корнилия:      

Деян. 10: 1. «В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого италийским, »

Деян. 10: 2. «благочестивый и боящийся Бога со всем домом Своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу.»

Таким      образом, кто имеет даже веру сердечную и дела добрые, но не имеет истинного вероучения, тот подобен язычнику доброму, но он не есть еще истинный христианин. Для достижения последнего необходимо креститься водою и Духом Святым:

Деян. 10: 48. «И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней.»

1 Кор. 14: 20. «Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы.»

Отсюда      видно, что сектанты, хотя бы и имели веру и добрые дела, но как не имеющие истинного вероучения (или вероисповедания), не могут наследовать Царствия Божия, потому что весьма заблуждаются, а Господу угодно:

Еф. 4: 14. «Дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения.»

1 Пет. 3: 15. «Будьте всегда готовы всякому... дать ответ с кротостью и благоговением.»

О христианском единении

Все люди, входящие в состав земной Церкви, грешны:      

1 Ин. 1: 8. «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас.»

Рим. 7: 22. «Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; »

Рим. 7: 23. «но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.»

Иов. 14: 4. «Кто родится чистым от нечистого? Ни один.»

Греховность отдельных людей не препятствует полному единению в вере всех христиан:      

Ин. 17: 21. «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — Да уверует мир, что Ты послал Меня.»

Ин. 17: 22. «И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино.»

1 Кор. 12: 12. «Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос.»

1 Кор. 12: 13. «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом.»

1 Кор. 12: 14. «Тело же не из одного члена, но из многих.»

Еф. 4: 3. «Стараясь сохранять единство Духа в союзе мира.»

Еф. 4: 4. «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; »

Еф. 4: 5. «один Господь, одна вера, одно крещение, »

Еф. 4: 6. «один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас.»

Подобно тому, как при Христе в апостольском сонме был и падший Иуда (      Мф. 10: 1-7; Лк. 18: 10-14), так и ныне должны сохранять единение в вере и молитве христиане не только святые, но и обремененные грехами:

2 Тим. 2: 20. «А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие — в низком употреблении.»

2 Тим. 2: 21. «Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело.»

Господь явился на землю не судить людей, но взыскать и спасти погибшее:      

Мф. 18: 11. «Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.»

При молитвенном общении и единении христиан лучших с худшими последние могут исправиться и улучшаться под влиянием первых:      

1 Кор. 7: 14. «Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы.»

1 Кор. 7: 16. «Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены? »

Только в особых потребных случаях Церковь отделяет от своей среды закоренелых ослушников:      

Мф. 18: 17. «Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.»

Полное же отделение праведников от грешников произведет Сам Господь при кончине мира:      

Мф. 13: 24. «Другую притчу предложил Он им, говоря; Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем.»

Мф. 13: 30. «Оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их; а пшеницу уберите в житницу мою.»

Ин. 12: 48. «Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день.»

Значит,       совершенно неосновательно поступают сектанты, когда в вере отделяются от православных христиан, смущаясь тем, что среди последних много находится разных грешников и нарушителей закона. Распределение стада на группы подобает производить пастырям, а не овцам.

О священстве (иерархии)

а) Богоучрежденность церковной иерархии

О      первоначальном установлении священства на земле Слово Божие нам говорит: «И возьми к себе Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, от среды сынов Израилевых, чтоб он был священником Мне» (Исx. 28: 1—2).
Стало быть, представителями Церкви      служат ее пастыри:

Деян. 20: 17. «Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви.»

Деян. 20: 28. «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею.»

1 Тим. 5: 17. «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении.»

Истинные новозаветные пастыри суть те, которые вошли к овцам через «дверь», т. е. имеют в себе благодать      преемственного рукоположения от апостолов:

Ин. 10: 1. «Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник; »

Ин. 10: 2. «а входящий дверью есть пастырь овцам.»

Ин. 10: 9. «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет.»

1 Тим. 4: 14. «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства.»

Господь      Иисус Христос передал священство не всем верующим, а только некоторым лицам, которых нарочито избрал из среды Своих многих последователей:

Мф. 10: 1. «И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами.»

Мф. 10: 5. «Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите.»

Лк. 10: 1. «После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти, »

Лк. 10: 2. «и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал Делателей на жатву Свою.»

Лк. 10: 3. «Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков.»

1 Кор. 12: 28. «Иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, Учителями...»

Еф. 4: 11. «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных... пастырями и учителями.»

1 Пет. 5: 1. «Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться.»

Этим лицам Он передал благодать священства видимым образом:      

Ин. 20: 21. «Иисус же сказал им вторично: мир вам! Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.»

Ин. 20: 22. «Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго.»

Сами апостолы называют себя пастырями («я сопастырь», см.      1 Пет. 5: 1).
Ученики Господа (а не община) передали священство своим преемникам:      

Деян. 14: 23. «Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали.»

Эти преемники передали священство своим преемникам и т. д.:      

Тит. 1: 5. «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал.»

В лице православных пастырей, по действию Духа Святого (      Деян. 20: 28), в течение веков переходило и сохранилось до нашего времени преемственное апостольское рукоположение, причем главою и Первосвященником православных пастырей всегда был и есть Господь Христос:

1 Пет. 5: 4. «И когда явится Пастыреначальннк, вы получите неувядающий венец славы.»

Евр. 7: 26. «Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес.»

Как горящее пламя передается от одной свечи к другой, не оскудевая, так переходила и сохранялась благодать священства:      

2 Тим. 1: 6. «По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение.»

И      теперь в Православной Церкви никто сам собою не становится священником, если после надлежащей подготовки не получит благодатного рукоположения:

1 Тим. 3: 2. «Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителей. Ср. Тит. 1: 4-7.»

Евр. 5: 4. «И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон.»

А кто отвергает пастырей, тот отвергает слова Самого Господа Иисуса Христа, сказавшего:      

Ин. 20: 21. «Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.»

Ин. 20: 22. «Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго.»

Ин. 20: 23. «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.»

И тот здесь на земле будет связан своими грехами и не получит прощения в будущем веке:      

Мф. 18: 18. «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе, и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе.»

Ибо Господь не напрасно избрал и поставил пастырей:      

Ин. 15: 16. «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам.»

Мф. 28: 19. «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, »

Мф. 28: 20. «уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века.»

Ин. 13: 20. «Истинно, истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня.»

Лк. 10: 16. «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается.»

В      Церкви Христовой различаются три степени священства: епископы, поставляемые для целой области, например, Тимофей для Ефеса (1 Тим. 1: 3), Тит для Крита (Тит. 1: 5), а пресвитеры (Деян. 14: 23) и диаконы (Деян. 6: 1-6) для каждой церкви. Власть рукополагать пресвитеров и диаконов дана только епископам (1 Тим. 5: 22; Тит. 1: 5); им же только дана власть производить суд над пресвитерами (1 Тим. 5: 19). Прообразом новозаветной иерархии служила ветхозаветная, имевшая также три степени: первосвященник, священник и левит.
Священное рукоположение пастырей не простой знак избрания или полномочия на служение, но через него подается «дар Божий» (      2 Тим. 1: 6), подается Сам Дух Святый, дающий рукоположенному божественное право «пасти Церковь Господа и Бога» (Деян. 20: 28).
Апостолы      не могли жить вечно, и потому полученные ими от Бога права и власть еще при жизни своей передавали преемникам своим — пастырям Церкви, которых сами избрали и поставили к каждой церкви (Деян. 14: 23; 1 Тим. 4: 14). Только пастырям апостолы заповедывали учить народ (2 Тим. 4: 2; 1 Тим. 5: 17; Тит. 1: 9); им одним дано право священнодействовать (Иак. 5: 14-15) и управлять в Церкви (Тит. 1: 5; 2 Тим. 2: 2; 1 Тим. 5: 22).

б) Против осуждающих пастырей

Избираемые на святое дело пастыри суть люди подобострастные нам и потому могут проявлять общечеловеческие слабости:      

1 Ин. 1: 8. «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас.»

Рим. 7: 15. «Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю.»

Рим. 7: 24. «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? »

Рим. 7: 25. «Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха.»

1 Кор. 4: 7. «Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам.»

Недостоинством пастырей пасомые не должны смущаться, предоставив его суду Божию и суду закона:      

1 Кор. 4: 4. «Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь.»

1 Кор. 4: 5. «Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.»

1 Тим. 5: 19. «Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях.»

Еккл. 5: 7. «Если ты увидишь в какой области притеснение бедному и нарушение суда и правды, то не удивляйся этому: потому что над высоким наблюдает высший, а над ними еще высший.»

В отношении предметов веры пасомые должны слушаться и недостойных пастырей:      

Мф. 23: 3. «Итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте.»

Деян. 23: 4-5. «Первосвященника Божия поносишь? Павел сказал: я не знал, братия, что он первосвященник; ибо написано: начальствующего в народе твоем не злословь.»

2 Пет. 2: 11. «Ангелы, превосходя их... не произносят на них пред Господом укоризненного суда.»

1 Кор. 4: 5. «Не судите никак прежде времени...»

2 Кор. 13: 7. «Но чтобы вы делали добро, хотя бы мы казались и не тем, чем должны быть.»

Как      должны были люди слушаться посланного Господом на проповедь недостойнейшего ап. Иуды, так и нам должно слушаться всякого законного пастыря:

Ин. 11: 51. «Сие же он (Каиафа) сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ.»

Посему      в пастыре необходимо различать священный иерархический дар и человеческую личность. Как печать, правильно вырезанная, из какого бы металла она ни была сделана, — непременно даст правильный оттиск, так правильно поставленный священник, каких бы он ни был нравственных качеств, совершит истинное спасительное священнодействие:

Флп. 1: 18. «Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться, »

Флп. 1: 19. «ибо знаю, что это послужит мне во спасение, по вашей молитве и содействием Духа Иисуса Христа.»

      в) О священническом блягословении
Благословение      рукою пастыря, преподаваемое мирянам, имеет свое основание в Свящ. Писании. Еще в Ветхом Завете патриархи благословляли рукою своих детей (см. Быт. 48 -49 главы).
Сам Бог заповедал через Моисея ветхозаветным священникам, чтобы они благословляли рукою народ:      

Чис. 6: 22. «И сказал Господь Моисею, говоря: »

Чис. 6: 23. «скажи Аарону и сынам его: так благословляйте сынов Израилевых, говоря им: »

Чис. 6: 24. «да благословит тебя Господь и сохранит тебя.»

Чис. 6: 25. «да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! »

Чис. 6: 26. «Да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир! »

Чис. 6: 27. «Так пусть призывают имя Мое на сынов Израилевых, и Я (Господь) благословлю их.»

Лев. 9: 22. «И поднял Аарон руки свои, обратившись к народу, и благословил его, и сошел, совершив жертву за грех, всесожжение и жертву мирную.»

Лев. 9: 23. «И вошли Моисей и Аарон в скинию собрания, и вышли, и благословили народ. И явилась слава Господня всему народу.»

Сир. 36: 18. «Услышь, Господи, молитву рабов Твоих. по благословению Аарона, о народе Твоем.»

В Новом Завете Сам Христос, высший Первосвященник, при вознесении на небо, благословил учеников Своих:      

Лк. 24: 50. «И вывел их вон из города до Вифании и подняв руки Свои, благословил их.»

Мк. 10: 16. «И обняв их (детей), возложил руки на них и благословил их.»

И таким образом преподал пример пастырям благословлять пасомых.     
Ап. Павел свидетельствует о благословении, как обычае, вполне известном у христиан, и только обще мечает о нем:      

Евр. 7: 7. «Без всякого же прекословия меньший благословляется большим.»

      г) Благословение во имя Св. Тромцы:

Мф. 28: 19. «Крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа.»

1 Ин. 5: 7. «Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино. »

д) Непринимающим благословение:

Пс. 108: 17. «Возлюбил проклятие, — оно и придет на него; не восхотел благословения, оно и удалится от него.»

      е) О власти духовной и оказании ей чести:
Власть духовная апостолам, а в лице их и преемникам, дана Самим Господом:      

Мф. 18: 18. «Истинно говорю вале что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе.»

И апостолы пользовались данной им властью:      

2 Кор. 13: 10. «Для того я и пишу сие в отсутствии, чтобы в присутствии не употребить строгости по власти, данной мне Господом к созиданию, а не к разорению.»

Ап. Павел предписывал повиновение наставникам:      


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-17; Просмотров: 575; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.114 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь