Об отлучении от Церкви (анафематствование)
«Если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Мф. 18: 17).
Если засохшая ветвь уже не питается соками от ствола лозы, но своею гнилью наносит вред и другим, еще не засохшим ветвям, тогда негодную и вредную ветвь отсекают (Ин. 15: 1-2). Также точно поступает и Церковь Христова по отношению к тем заблуждающимся и упорствующим в своем заблуждении, для коих все средства, употребленные на вразумление, оказались недействительными. Поступая так, Церковь основывается на учении Главы Церкви — Иисуса Христа: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего. Если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи Церкви, а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18: 15-17).
Вот как следует поступать с соблазнителями, по заповеди Самого Христа: если согрешит против тебя брат твой, станет соблазнять тебя неправым учением, неправыми мыслями, развращающим словом, погибельным примером, ты обличи наедине; не послушается, — возьми с собою еще своего единоверца или двоих и обличи его перед свидетелями; если же заблуждающийся будет упорствовать в своих еретических мнениях, поведай Церкви, — ее представителям; не послушает и Церкви, — то пусть он будет для тебя как язычник и мытарь, ибо он уже не член Церкви, а засохшая сама, отломившаяся непослушанием ветвь.
Посему и апостолы, предавая некоторых сатане, тем самым отлучали от союза Церкви:
1 Кор. 5: 5. «Предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа.»
1 Кор. 5: 13. «Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас.»
1 Тим. 1: 20. «Таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать.»
В особенности неправомыслящих (еретиков) повелено отвращаться и анафематствовать (отлучать):
Тит. 3: 10. «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, »
Тит. 3: 11. «зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден.»
Гал. 1: 8. «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема.»
Когда же отлученные раскаиваются в своем заблуждении, то получают прощение:
2 Кор. 2: 7. «Вам лучше уже простить его и утешить, дабы он не был поглощен чрезмерною печалью.»
2 Кор. 2: 8. «И потому прошу вас оказать ему любовь.»
Кому возглашается анафема? «Отрицающим бытие Божие и промысл Божий, называющим Бога не Духом, а веществом, не признающим равночестности лиц Пресвятыя Троицы, отвергающим необходимость для людей искупления Христова; хулителям Приснодевства Божией Матери, неверующим в богодухновенность Священного Писания и в благодать Всесвятого Духа, отрицающим загробную жизнь, кончину мира, Страшный Суд, вечные награды праведникам и вечные муки грешникам, не принимающим спасительных Таинств Церкви, не признающим вселенских соборов и вселенских Преданий». Таким образом, анафеме подвергаются собственно грехи неверия, богохульства и еретичества (см. Последование в неделю Православия).
Св. Церковь, установив совершать ежегодно чин Православия, на котором возглашается анафема еретикам, имеет в виду указать им ту глубину зол, в которую низринуло их суемудрие. Вместе с этим Церковь имеет в виду предостеречь верных чад своих от падения.
Словом «анафема» в древней христианской Церкви обозначалось отлучение от Церкви или исключение еретиков и нераскаянных грешников из общества верующих. Провозглашая анафему. Церковь как бы говорит отпавшим: «Оставьте нас, вы, отвергающие то, во что мы веруем, и вносящие в Церковь свои разрушительные учения, вы для нас стали как язычники» (Мф. 18: 17; Тит. 3: 10-11; Гал. 1: 8). Не подумайте, однако же, что приговор анафемы незначителен: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе» (Мф. 18: 18). Как видно из слов Самого Господа, непрощенный, неразрешенный на земле грешник или еретик предстанет и в горний мир непрощенным, неразрешенным, связанным в своем грехе.
О чудесах и знамениях
1) Кому из нас в настоящее время не приходится слышать от людей, кичащихся своим умом и знаниями, что-де чудес не было и не может быть, что все кажущееся чудесным есть действие природных сил и случайностей?
2) Древние неверы хотя и видели воочию чудеса, творимые Самим Господом, например изгнание бесов, исцеление слепых, хромых, воскрешение мертвых и т. д., но говорили про Христа, что Он-де «изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского» (Мф. 12: 24). Также и современные неверы в силу Божию, проявляющуюся и в наше время в многоразличных чудесах через св. таинства, мощи, иконы и др., говорят, что все это действие природы. На беса уже не ссылаются, потому что как не веруют они в невидимую силу Божию, так не хотят признавать невидимой силы бесовской. Признавая одну силу природы, неверы уподобляются бессловесным животным, водимым природою (2 Пет. 2: 12).
3) Но всемогущ Господь и «идеже хощет, изменяет естества чин». Для верующей души причина чудесных изменений естества совершенно ясна; ибо знает она, что «человекам это невозможно, Богу же все возможное (Мф. 19: 26).
4) Неверие в чудеса равносильно неверию в силу Божию и даже в Самого Бога. Но какими бы доводами ни отрицали неверы возможность чудес, верующий человек не должен колебаться в сознании своем, что через чудеса познается Божие всемогущество.
5) Первое чудо — сотворение мира видимого и невидимого и всего в нем находящегося, дивно управляемого Богом Вседержителем.
Не будем распространяться о древних ветхозаветных чудесах, как, например, жезл Аарона расцветший, о казнях египетских, переходе моря как суши, об исцелениях от медного змия и многом другом, а упомянем хотя бы о некоторых новозаветных.
6) Разве это не чудо: «Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1 Тим. 3: 16).
А сколько чудес сотворено Господом нашим за короткое пребывание Его на земле? ( Ин. 21: 25; Мф. 11: 4-6).
7) Сила Божия чудесно проявлялась не только от Самого Господа, но именем Его творили чудеса и верующие в Него. Двенадцать апостолов властью, данной им от Господа, творили чудеса (Мф. 10: 1; Лк. 9: 6); также и остальные семьдесят (Лк. 10: 17). Апостол Петр исцелил хромого (Деян. 3: 2-8), воскресил Тавифу (Деян. 9: 36-41), даже и тень его творила исцеления (Деян. 5: 15). Апостол Павел возвратил жизнь Евтиху, упавшему и разбившемуся насмерть (Деян. 20: 9-12), исцелил хромого (Деян. 14: 8-10); да и не только апостолы, но, по обетованию Господа, многие из уверовавших в Него творили чудеса (Ин. 14: 12-13).
8) Если взглянуть в жизнеописания святых угодников Божиих, то здесь увидим, что и в послеапостольские времена неисчислимое множество чудес творилось святыми людьми, как при жизни их, так и по смерти. Взять хотя бы св. Николая Чудотворца: он один силою Божиею сотворил «неисчерпаемое чудес море». Можно ли после этого исчислить все чудеса, сотворенные всеми угодниками Божиими во главе с Пресвятою Богородицею, как самими, так и через их св. иконы, св. мощи, и через таинство св. Причащения, и др. Чтобы не верить всему этому, описанному в житиях святых, в Истории Церкви, нужно действительно иметь огрубелое сердце и, видя, не видеть, слыша, не слышать (Мф. 13: 13-15).
9) Мы не можем сказать того, что и в наши дни не было чудес, вспомним, например, хотя бы 1896 год, сколько было чудесных исцелений при открытии мощей святителя Феодосия, или в 1903 году при открытии мощей преп. Серафима, Саровского чудотворца; кто не знает, сколько творил чудесного приснопамятный протоиерей Иоанн Кронштадтский? Но не только благодатные, а и грозные чудеса для вразумления нас совершались в наши дни: вспомним хотя бы Мессину, Семиреченскую область и т. п.
10) По особым целям промысла Божия, чудеса иногда совершались и через недостойных людей, что видно и из Евангельских слов ( Мф. 7: 22-23). Из этого можно заключить, что один дар чудотворения недостаточен для спасения, необходимы еще и любовь, и добродетельная жизнь (1 Кор. 13: 2).
Грешные чудотворцы подобны или человеку, изгонявшему бесов, но не следовавшему за Христом ( Мк. 9: 38), или недостойному ап. Иуде, получившему дар чудотворения, потом оказавшемуся предателем.
11) Итак, для верующего человека возможность чудес несомненна, а для неверующего, — если кто и из мертвых воскреснет, не поверят (Лк. 16: 31).
Об антихристе
Антихристом, т. е. противником Христу, признается всякий противящийся Христову учению, отвергающий и извращающий основные догматы христианства.
Всякий, кто, например, не признает действительности воплощения Христа ( 2 Ин. 1и 1 Ин. 4: 3), учит противно истине, преподанной Иисусом Христом, каковы все еретики, начавшие появляться еще со времен апостолов и особенно расплодившиеся в наше время и еще уродливее извращающие Христово учение, — это все антихристы, но не в собственном смысле.
В собственном же смысле антихрист придет перед вторым пришествием Господа Иисуса Христа на землю:
2 Фес. 2: 3. «Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, »
2 Фес. 2: 4. «противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога.»
2 Фес. 2: 8. «И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего.»
Во все времена существования Церкви Христовой на земле будут появляться среди верующих предтечи антихриста:
1 Ин. 2: 18. «Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время.»
1 Ин. 4: 3. «А всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире.»
Как же узнать этих предтеч? Предшественники антихриста, очевидно, будут вести себя и действовать в Церкви Христовой так, как будет действовать сам антихрист, а Слово Божие о лице и действиях антихриста нам говорит:
Во-первых, антихрист будет отличаться сатанинской гордостью, он будет выдавать себя за Бога:
Дан. 11: 36. «И будет поступать царь тот по своему произволу, и вознесется и возвеличится выше всякого божества, и о Боге богов станет говорить хульное и будет иметь успех, доколе не совершится гнев: ибо, что предопределено, то исполнится.»
Дан. 11: 37. «И о богах отцов своих он не помыслит, и ни желания жен, ни даже божества никакого не уважит; ибо возвеличит себя выше всех. Ср.: 2 Фес. 2: 4.»
Поэтому всякий человек, гордящийся своею праведностью и говорящий: «Я свят, очищен и не нуждаюсь в благодатных таинствах для своего освящения», — заражен духом антихриста.
Во-вторых, антихрист сядет в храме Божием (см. 2 фес. 2: 4), т. е. не только не будет почитать храмов Божиих, но и прямо будет ругаться над ними:
Дан. 8: 11. «И даже вознесся на Вождя воинства сего и отнята была у Него ежедневная жертва, и поругано было место святыни Его.»
Следовательно, и предтечи антихриста не будут почитать храмов Божиих как особых мест молитвы Богу и будут глумиться над ними.
В-третьих, антихрист воздвигнет гонение на Пречистую Деву Марию, Мать Божию (Откр. 12: 1-8), и на святых угодников Божиих:
Откр. 13: 7. «И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем.»
Дан. 7: 21. «Я видел, как этот рог вел брань со святыми и превозмогал их. Ср.: Откр. 12: 1-5 и 11: 3—8.»
И будет вести борьбу с ангелами ( Откр. 12: 7-9).
Другими словами, антихрист будет стараться уничтожить в Церкви Христовой молитвенное почитание Богоматери, ангелов и святых; отсюда ясно следует, что люди, не почитающие Царицы и Владычицы Небесной и ангелов Божиих, — не последователи Христа, а последователи антихриста.
В-четвертых, антихрист возмечтает отменить у христиан праздничные времена:
Дан. 7: 25. «И против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени.»
Поэтому и предтечи антихриста не будут почитать праздников, установленных в Церкви Христовой.
Задумает антихрист отменить у истинно верующих закон Божий, который говорит, например, нам, что нужно повиноваться священникам (Мк. 1: 44; Евр. 13: 17; 1 Пет. 5и др.), поститься (Мф. 17: 21; Деян. 14: 23; 13: 3; Иоил. 1: 14), клясться в важных случаях именем Божиим (Втор. 10: 20; Мф. 26: 63-64; Иез. 20: 28) и прочее.
Видимое дело, что и слуги антихриста будут отвергать посты, присягу и клятву именем Божиим, не будут повиноваться священникам и вообще отринут ясные заповеди закона Божия.
В-пятых, антихрист положит всем своим последователям печать на правую руку и на чело их:
Откр. 13: 1б. «И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их.»
Св. отцы Церкви говорят, что принявшие печать антихриста не будут иметь власти изображать на себе животворящий крест правою рукою, но связана будет рука их. А потому все восстающие против почитания креста Христова (Флп. 3: 18) и отвергающие крестное знамение суть тоже предтечи антихриста.
Кроме вышеприведенного, всякий последователь антихриста изображается:
а) Отвергающим воплощение Христово:
2 Ин. 1: 7. «Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист. Ср.: 1 Ин. 4: 3.»
б) Отвергающим Бога Отца и Сына:
1 Ин. 2: 22. «Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына.»
в) Затем — обманщиком, лжехристом и лжепророком, которые дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить и избранных:
Мф. 24: 5. «Ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «Я Христос», и многих прельстят.»
Мф. 24: 24. «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.»
Пришествие главного антихриста будет по действию сатаны и будет сопровождаться ложными знамениями и чудесами:
2 Фес. 2: 9. «Которого (антихриста) пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными.»
Откр. 13: 13. «И творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми.»
Откр. 13: 14. «И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив.»
Антихрист будет преследовать святых:
Откр. 13: 7. «И дано было ему (антихристу) вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем.»
Но Иисус Христос убьет антихриста духом уст Своих:
2 Фес. 2: 8. «И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего.»
Дан. 7Видел я тогда, что за изречение высокомерных слов, какие говорил рог, зверь был убит в глазах моих, и тело его сокрушено и предано на сожжение огню. « »