Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


О церковно-богослужебных светильниках, о каждении фимиамом, приношениях и чествовании священных предметов



а) О светильниках и фимиаме

Исх. 25: 31. «И сделай светильник из золота чистого; чеканный должен быть сей светильник; стебель его, ветви его, чашечки его, яблоки его и цветы его должны выходить из него.»

Исх. 25: 37. «И сделай к нему семь лампад и поставь на него лампады его, чтобы светили на переднюю сторону его.»

Исх. 27: 20. «И вели сынам Израилевым, чтобы они приносили тебе елей чистый, выбитый из маслин, для освещения, чтобы горел светильник во всякое время; »

Исх. 27: 21. «в скинии собрания вне завесы, которая пред ковчегом откровения, будет зажигать его Аарон и сыновья его, от вечера до утра, пред лицем Господним. Это устав вечный для поколений их от сынов Израилевых.»

Исх. 30: 1. «И сделай жертвенник для приношения курения; из дерева ситтим сделай его.»

Исх. 30: 7. «На нем Аарон будет курить благовонным курением; каждое утро, когда он приготовляет лампады, будет курить им.»

Исх. 30: 35. «И сделай из них искусством составляющего масти курительный состав, стертый, чистый, святый, »

Исх. 30: 36. «и истолки его мелко, и полагай его пред ковчегом откровения в скинии собрания, где Я буду открываться тебе: это будет святыня великая для вас; »

Исх. 30: 37. «курения, сделанного по сему составу, не делайте себе: святынею да будет оно у тебя для Господа; »

Исх. 30: 38. «кто сделает подобное, чтобы курить им, (душа та) истребится из народа своего.»

Исх. 31: 11. «И елей помазания и курение благовонное для святилища: все так, как Я повелел тебе, они сделают.»

Лев. 24: 4. «На подсвечнике чистом должны они ставить светильник пред Господом всегда.»

Ср.:       Исх. 37: 17-29; 40: 25; Лев. 24: 2; Чис. 8: 2-3; 16: 46—47; 3 Цар. 7: 49; Прем. 18: 21; Сир. 45: 20.

Пс. 140: 2. «Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих — как жертва вечерняя.»

Мал. 1: 11. «Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву.»

В Новом Завете нигде не говорится об отмене употребления светильников и фимиама, но в пользу их было сказано следующее:      

Деян. 20: 8. «В горнице, где мы собрались, было довольно светильников.»

Мф. 2: 11. «И, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.»

Флп. 4: 18. «Я получил все, и избыточествую; я доволен, получив от Епафродита посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу.»

Откр. 1: 12. «Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников»

Откр. 1: 13. «и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом.»

Откр. 8: 3. «И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом.»

Откр. 8: 4. «И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога.»

Откр. 8: 5. «И взял Ангел кадильницу, и наполнил ее огнем с жертвенника, и поверг на землю: и произошли голоса и громы, и молнии и землетрясение. »

б) О приношениях в храм

В      Свящ. Писании читаем: «Кто соблюдает закон, тот умножает приношения, кто держится заповедей, тот приносит жертву спасения. Кто воздает благодарность, тот приносит семидал, а подающий милостыню приносит жертву хвалы... Не являйся пред лице Господа с пустыми руками, ибо все это по заповеди. Приношение праведного — утучняет алтарь и благоухание его — пред Всевышним. Жертва праведного мужа благоприятна, и память о ней незабвенна будет. С веселым оком прославляй Господа, и не умаляй начатков трудов твоих; при всяком даре имей лице веселое, и в радости посвящай десятину. Давай Всевышнему по даянию Его, и с веселым оком — по мере приобретения рукою твоею» (Сир. 35: 1-9; Втор. 16: 16-17).

Лев. 7: 9. «И всякое приношение хлебное, которое печено в печи, и всякое приготовленное в горшке или на сковороде, принадлежит священнику, приносящему его; »

Лев. 7: 10. «и всякое приношение хлебное, смешанное с елеем и сухое, принадлежит всем сынам Аароновым, как одному, так и другому.»

1 Пар. 29: 17. «Знаю, Боже мой, что ты испытуешь сердце и любишь чистосердечие; я от чистого сердца моего пожертвовал все сие, и ныне вижу, что и народ Твой, здесь находящийся, с радостью жертвует Тебе.»

Новым Заветом отменены жертвы прообразовательные, кровавые, прочие же утверждены Самим Господом:      

Лк. 11: 42. «Горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять.»

Мф. 26: 8. «Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? »

Мф. 26: 9. «Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим.»

Мф. 26: 10. «Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: »

Мф. 26: 11. «ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете.»

Мф. 17: 27. «Чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя.»

Искренние      жертвы всегда были и будут благоугодны Богу: «Истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила... от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела» (Лк. 21: 3-4). «Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня... где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала» (Мф. 26: 10-13).
Для всех предметов церковного обихода в Слове Божием имеются основания:      
      о елее (Исх. 27: 20); о лампадах (Исх. 25: 37; 40: 25); о кадильнице (Лев. 16: 12-13); о церковной кружке (4 Цар. 12: 9); о церковной земле (Иез. 45: 1, 4; 48: 10—11); о хлебных приношениях (Исх. 25: 30; Лев. 2: 1-6).
Не      изменяет существа дела и совершение св. крещения в сосуде вместо реки; если рассуждать по-сектантски, то нужно обязательно креститься в той самой реке Иордан, где крестился Господь и апостолы, однако сектанты и сами этого не могут выполнить.
Вот и свидетельства Слова Божия о пользе чествования священных предметов:      

Мф. 14: 36. «И просили Его, чтобы только прикоснуться к краю одежды Его; и которые прикасались, исцелялись.»

Мк. 5: 27. «Услышав о Иисусе, подошла сзади в народе и прикоснулась к одежде Его.»

Мк. 5: 28. «Ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею.»

Мк. 5: 29. «И тотчас иссяк у нее источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни.»

Деян. 19: 12. «На больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них. »

О почитании св. икон

      а) Возможность св. изображений
Происхождение      св. икон восходит ко временам Ветхого Завета, но возможность полного употребления их явилась только в Новом Завете, что видно из следующих доводов. В течение ветхозаветной жизни лишь немногие св. люди были удостоены видеть Господа лицом к лицу:

Исх. 33: 20. «И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых.»

Исх. 33: 21. «И сказал Господь: вот место у Меня, стань на этой скале; »

Исх. 33: 22. «когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду; »

Исх. 33: 23. «и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо (тебе).»

И      только под конец ветхозаветного периода некоторые пророки, на которых как бы упал отблеск от первых лучей восходящего солнца — Господа Христа (см. Ин. 1: 18), удостоились лицезреть Господа:

Ис. 6: 5. «И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами... и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа.»

Дан. 7: 13. «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему.»

Дан. 7: 14. «И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится.»

При      таком положении дела изображения Господа в Ветхом Завете истинными не могли быть, и потому при построении ветхозаветной скинии и храма они не были допущены (Втор. 4: 12, 15). Но св. ангелов ветхозаветные люди много видели, например:

Быт. 16: 7. «И нашел ее Ангел Господень у источника воды в пустыне, у источника на дороге к Суру.»

Быт. 16: 8. «И сказал (ей Ангел Господень): Агарь, служанка Сарина! откуда ты пришла и куда идешь? Она сказала: я бегу от лица Сары. Госпожи моей.»

Быт. 19: 1. «И пришли те два Ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома. Лот увидел, и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицем до земли.»

Следовательно,       изображения св. ангелов могли быть истинными, и потому дано было Господом прямое повеление употреблять иконы св. ангелов:

Исх. 25: 18. «И сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки.»

Исх. 26: 1. «Скинию же сделай из десяти покрывал крученого виссона и из голубой, пурпуровой и червленой шерсти, и херувимов сделай на них искусною работою.»

Иконы ангелов действительно были в широком употреблении в ветхозаветном храме:      

3 Цар. 6: 23. «И сделал в давире двух херувимов из масличного дерева, вышиною в десять локтей.»

3 Цар. 6: 35. «И вырезал на них херувимов и пальмы и распускающиеся цветы и обложил золотом по резьбе.»

2 Пар. 3: 7. «И вырезал на стенах херувимов.»

2 Пар. 3: 10. «И сделал он во Святом Святых двух херувимов резной работы и покрыл их золотом.»

2 Пар. 3: 14. «И сделал завесу... и изобразил на ней херувимов.»

Изображений      св. мужей и св. жен в Ветхом Завете не было и не могло быть, потому что люди тогда не были искуплены и оправданы, а были «все под грехом», т. е. первородным:

Рим. 3: 9. «Итак, что же? имеем ли мы преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом.»

Рим. 3: 25. «Которого (Христа) Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде.»

Так как оправдание и искупление принесено на землю Господом Иисусом Христом (      Гал. 3: 13; 4: 4—5), то в Новом Завете люди удостоились лицезрения всех трех Лиц Пресвятой Троицы -
      Бога Отца:

Ин. 14: 9. «Инсус сказал ему (Филиппу): столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? »

      Бога Сына:

Ин. 1: 14. «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.»

Ин. 1: 18. «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.»

      Бога Духа Святого:

Лк. 3: 22. «И Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! »

Из      приведенного выше видно, что люди Нового Завета удостоились возможного для человека лицезрения Божества, что подтверждается:

1 Тим. 3: 9. «В Нем обитает вся полнота Божества телесно.»

Кол. 2: 16. «И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе.»

После искупите      льной жертвы Господа Христа и благочестивые люди получили полное оправдание и освящение:

1 Кор. 6: 11. «И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего.»

Посему-то      в Новом Завете явилась полная возможность делать истинные изображения истинного Бога и Господа нашего и окружающих Его сонмами св. ангелов и св.человеков.
      б) Различие между кумиром, или идолом, и священным изображением
Идол есть ложь (      Иер. 51: 17), язычники, не видя Бога, не зная лица Его (Втор. 4: 15-16), тем не менее думали изобразить Его в своих истуканах, например Ваала, Астарты, Хамоса, Молоха (3 Цар. 11: 5-7), Зевса, Эрмия, Артемиды (Деян. 14: 12-27), и даже изображали Бога в виде крокодила, змей, коршуна, быка и т. п. Все это ложь.
Но вот истинный Бог явился во плоти (      1 Тим. 3: 16). Единородный Сын Его родился от Духа Святого и Марии Девы и открыл нам Отца (Ин. 1: 18; 14: 9). После этого явилась возможность изобразить Бога во плоти. Нам дорог лик Спасителя нашего, мы желаем наслаждаться лицезрением Его Божественного лица и совершенного Им дела искупления, как через Слово Божие, так и через священные изображения, которые так же, как и раскрытая Библия, понятны и для малого, и для неграмотного. Ведь желаем же мы иметь, бережем и чтим портреты близких нам людей, так почему же не должны чтить и благоговеть перед изображением Спасителя нашего. Его ближайших слуг и друзей?
«Все боги народов — идолы, а Господь небеса сотворил» (      Пс. 95: 5). Хотя между святыми изображениями (иконами) и не святыми (идолами) есть сходство в том, что они делаются иногда из одних и тех же материалов, но «чистое нельзя смешивать с нечистым», ибо между святыми иконами и идолами величайшая разница:
а) Идолы появились вследствие человеческого «неведения о Боге», «заблуждения», «тщеславия», «вымысла» (      Деян. 17: 29; Прем. 13: 1-10; 14: 12—21; Иер. 10: 14-15).
б) Св. иконы делаются людьми, верующими в истинного Бога, во имя Божие и вследствие повеления святейшей воли Божией (      Исх. 25: 1, 18; 26: 1).
В      религиозном значении разница выразилась в том, что в кумирах и идолах язычники видели своих богов, богинь и разных небожителей:

Прем. 13: 10. «Но более жалки те, и надежды их — на бездушных, которые называют богами дела рук человеческих, золото и серебро, изделия художества, изображения животных, или негодный камень, дело давней руки. Ср.: Прем. 15: 14-15 и Откр. 9: 20.»

Но      фигуры на крышке ковчега завета и на занавеси представляют собою изображения небожителей — херувимов, среди которых являл Себя Сам Господь, и эти изображения сделаны были по заповеди Господней (Исх. 25: 18; 26: 1; Лев. 16: 2).
В      религиозном употреблении также существовала разница: изображения херувимов на занавеси и на крышке ковчега завета поставлены были в храме в срединной части, куда лицом обращен был молящийся народ. И здесь перед изображением первосвященник по повелению Божию курил фимиам:

Исх. 40: 26. «И поставил золотой жертвенник в скинии собрания пред завесою»

Исх. 40: 27. «и воскурил на нем благовонное курение, как повелел Господь Моисею. Ср.: Лев. 16: 12-15; 3 Цар. 8: 7, 22.»

Кумиры и идолы первоначально появились вследствие человеческого «неведения», «заблуждения», «тщеславия», «вымысла»:      

Иер. 10: 14. «Безумствует всякий человек в своем знании, срамит себя всякий плавильщик истуканом своим, ибо выплавленное им есть ложь, и нет в нем духа. Ср.: Прем. 13: 1-10; 14: 12—21.»

Изображения      херувимов или св. иконы делаются людьми, верующими в истинного Бога, вследствие прямого повеления святейшей воли Божией:

Исх. 26: 1. «Скинию же сделай из десяти покрывал крученого виссона и из голубой, пурпуровой и червленой шерсти, и херувимов сделай на них искусною работою. Ср.: Исх. 25: 18-21.»

Языческие      кумиры и идолы не представляют собою ничего божественного и священного, так как в них признаваемы за богов и чествуемы были бессмысленные камни и вообще вещи:

Ис. 44: 16. «Часть дерева сожигает в огне, другою частью варит мясо в пищу, жарит жаркое и ест до сыта, а также греется и говорит: «хорошо, я согрелся; почувствовал огонь».»

Ис. 44: 17. «А из остатков от того делает бога, идола своего, поклоняется ему, повергается перед ним и молится ему, и говорит: «спаси меня, ибо ты бог мой». Ср.: Иер. 2: 28; Авв. 2: 8-19; Прем. 13: 10.»

Идолы представляют из себя разных животных (      Деян. 7: 41; Рим. 1: 23; Прем. 15: 18-19), неразумные силы природы и светила (Деян. 7: 42-43; Прем. 13: 1-3), затем даже грешного человека со всеми его страстями (Рим. 1: 23; Прем. 14: 15-21; Дан. 14: 3, 6).
А      сделанные по заповеди Божией иконы херувимов представляют нам действительных священных личностей, которые наиболее приближены ко Господу:

Пс. 17: 11. «И воссел на Херувимов и полетел, и понесся на крыльях ветра.»

Иез. 10: 4. «И поднялась слава Господня с Херувима к порогу дома, и дом наполнился облаком, и двор наполнился сиянием славы Господа.»

Иез. 10: 5. «И шум от крыльев Херувимов слышен был даже на внешнем дворе, как бы глас Бога Всемогущего, когда Он говорит.»

Иез. 10: 18. «И отошла слава Господня от порога дома и стала над Херувимами.»

Иез. 10: 19. «И подняли Херувимы крылья свои, и поднялись в глазах моих от земли; когда они уходили, то и колеса подле них; и стали у входа в восточные врата Дома Господня, и слава Бога Израилева вверху над ними.»

Христианские      св. иконы вообще представляют нам действительные явления истинного Бога и святых лиц, тогда как кумиры и идолы обнаруживают бессилие вообще и особенно в сравнении с действительными священными предметами:

1 Цар. 5: 3. «И встали Азотяне рано на другой день и вот, Дагон лежит лицем своим к земле пред Ковчегом Господним. И взяли они Дагона и опять поставили его на свое место.»

1 Цар. 5: 4. «И встали они поутру на следующий день, и вот, Дагон лежит ниц на земле пред Ковчегом Господним; голова Дагонова и (обе ноги его и) обе руки его (лежали) отсеченные, каждая особо, на пороге, осталось только туловище Дагона.»

Дан. 14: 23. «Был на том месте большой дракон, и Вавилоняне чтили его.»

Дан. 14: 27. «Тогда Даниил взял смолы, жира и волос, сварил это вместе и, сделав из этого ком, бросил его в пасть дракону, и дракон расселся. И сказал Даниил: вот ваши святыни! »

Священные изображения по воле Божией нередко проявляют неземную Силу:      

2 Цар. 6: 6. «И когда дошли до гумна Нахонова, Оза простер руку свою к ковчегу Божию (чтобы придержать его) и взялся за него, ибо волы наклонили его.»

2 Цар. 6: 7. «Но Господь прогневался на Озу, и поразил его Бог там же за дерзновение, и умер он там у ковчега Божия.»

2 Цар. 6: 11. «И оставался ковчег Господень в доме Аведдара Гефянина три месяца, и благословил Господь Аведдара и весь дом его. Ср.: 1 Цар. 5: 4; Чис. 21: 8.»

Своих идолов и кумиров язычники не только называли «богами», но часто и совсем признавали за настоящих богов:      

Прем. 13: 10. «Но более жалки те, и надежды их — на бездушых, которые называют богами дела рук человеческих! золото и серебро, изделия художества, изображения животных, или негодный камень, дело давней руки.»

Прем. 14: 7. «Благословенно дерево, чрез которое бывает правда! »

Прем. 14: 8. «А это рукотворенное проклято и само, и сделавший его — за то, что сделал; а это тленное названо богом.»

Прем. 15: 15. «Они почитают богами всех идолов языческих, у которых нет употребления глаз для зрения. Ср.: Ис. 44: 17.»

Сделанные      по Божию повелению фигуры никогда не признаются и не называются богами (в собственном смысле), но прямо называются «херувимами», «изображениями херувимов», так что св. иконы суть только как бы портреты св. личностей:

3 Цар. 6: 29. «И на всех стенах храма кругом сделал резные изображения херувимов и пальмовых дерев и распускающихся цветов, внутри и вне. Ср.: Исх. 37: 7.»

Язычники при чествовании своих идолов и кумиров честь относили прямо к самой вещи или фигуре идола и кумира:      

Прем. 14: 16. «По повелениям властителей изваяние почитаемо было, как божество.»

Дан. 14: 3. «Был у Вавилонян идол, по имени Вил, и издерживали на него каждый день двадцать больших мер пшеничной муки, сорок овец и вина шесть мер.»

Дан. 14: 6. «Царь сказал: не думаешь ли ты, что Вил неживой бог? не видишь ли, сколько он ест и пьет каждый день? »

Напротив,       при правильном христианском чествовании св. икон честь и поклонение относится не к вещи, но через изображение возносится к самому лицу изображенному:

Исх. 30: 8. «И когда Аарон зажигает лампады вечером, он будет курить им: это — всегдашнее курение пред Господом в роды ваши.»

Чествующие идолов и кумиров входят в общение с бесами:      

1 Кор. 10: 19. «Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь? »

1 Кор. 10: 20. «Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами.»

А чествующие св. иконы входят в общение с истинным Господом Богом:      

Исх. 30: 6. «И поставь его (жертвенник) пред завесою, которая пред ковчегом откровения, против крышки, которая на ковчеге откровения, где Я буду открываться тебе. Ср.: 3 Цар. 9: 3.»

      в) Чествование св. икон
Всякий      православный христианин верует и исповедует, что Един Бог, в Троице славимый, и никакой славы или поклонения чужому богу-идолу он не признает, потому несправедливо упрекают сектанты православных за поклонение истинному Единому Богу через священные изображения в идолопоклонстве. Если бы человек состоял из одного духа, был бестелесным, то в Богопоклонении он не нуждался бы в видимых предметах, но так как он облечен плотью, то, естественно, для возбуждения молитвенного настроения необходимы и видимые предметы, влияющие через тело на душу.
Поклоняясь      телом перед видимыми священными изображениями, душа православного христианина мысленно возносится к Первообразу. Иконы же суть только изображения Истинного Бога в том виде, в каком Он являл Себя людям (Ин. 1: 18; 14: 9).
Св.      икона есть правильное изображение истинного Бога, святых ангелов, святых людей. Обязанность наша употреблять и чествовать св. иконы Бога указана в словах Спасителя.

Мф. 22: 20. «И говорит им: чье это изображение и надпись? »

Мф. 22: 21. «Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. Ср.: Мк. 12: 16-17; Лк. 20: 24-25.»

Царевы «изображения и надпись» — портрет и указ, а Божии — св. иконы и Свящ. Писание.     
Кроме      того, как повествует Св. Предание, Сам Иисус Христос собственный нерукотворенный образ Свой отправил Едесскому Авгарю Ухомо (см. у историков Евсевия еп. Кесарийского, Евагрия Схоластика, Никифора Каллиста). В настоящее время этот образ находится в Риме3.
Иконы св. ангелов от Господа заповедано было св. пророкам поставить в храме перед глазами молящихся:      

Иез. 41: 17. «От верха дверей как внутри храма, так и снаружи, и по всей стене кругом, внутри и снаружи, были резные изображения, »

Иез. 41: 18. «сделаны были херувимы и пальмы: пальма между двумя херувимами, и у каждого херувима два лица. Ср.: Исх. 25: 18; 26: 1; 3 Цар. 6: 23-35.»

Ковчег завета, а вместе с ним, конечно, иконы св. ангелов, видел в небесном храме Иоанн Богослов:      

Откр. 11: 19. «И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его; и произошли молнии и голоса, и громы и землетрясение и великий град.»

Основанием      для употребления икон святых людей служат и те случаи исцеления от болезней, которые были посредством «тени» (теневого отражения), очертания проходящего Петра:

Деян. 5: 15. «Выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них.»

Тень представляла собою очертание фигуры апостола и таким образом была первою иконою святого человека.     
Богоугодность      употребления и чествования св. икон ясно подтверждается множеством происшедших при св. иконах чудес (чит. Историю Церкви, жития святых).
Чудеса      для верующих всегда были и будут очевидными, а неверующие даже и чудесам, которые творил Сам Господь во время земной Своей жизни, не веровали:

Ин. 12: 37. «Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него. »

О крестных ходах и хоругвях

«Выйдем к Нему за стан, нося Его поругание» (      Евр. 13: 13).
Крестным      ходом с хоругвями, иконами в преднесении креста — как поругания от врагов Христовых и славы нашей, мы, православные христиане, и выполняем повеление апостола, выходя из храмов и обходя веси и города со знаменами победы Христа Спасителя над диаволом и его слугами.
Что      было в древности установлено Самим Господом, то свято и ненарушимо соблюдается в Церкви Православной. Как в древности народ еврейский, которому вверена была величайшая святыня кивота завета Господня, призывая помощь свыше, в важнейших случаях совершал торжественные процессии с ковчегом Господним (Нав. 3: 9-17; 6: 5—19; 1 Пар. 16: 1), так и ныне христиане совершают свои крестные ходы не только в особые праздничные дни, но и во всяких особенно важных обстоятельствах общественно-религиозной жизни, во дни бедствий и посещения грозного гнева Божия, каковы: война, голод, болезни моровые, засухи, ненастье, неурожай н т. п.
Начало крестных ходов, как прообраз, указано еще ветхозаветной Церковью:      

Нав. 3: 3. «И дали народу повеление, говоря: когда увидите ковчег завета Господа Бога вашего и священников (наших и) левитов, несущих его, то и вы двиньтесь с места своего и идите за ним.»

Прообразы крестных ходов наших совершали также благочестивые цари: Давид (      2 Цар. 6: 1-3; 1 Пар. 13: 1-7; 15: 29) и Соломон (3 Цар. 8: 1-5; 2 Пар. 5: 2, 6).
В Новом Завете установителем крестных ходов был Сам Господь наш Иисус Христос:      

Ин. 19: 16. «Тогда наконец он (Пилат) предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели.»

Ин. 19: 17. «И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа.»

Продолжателем этого божественного установления был Симон Киринейский:      

Мф. 27: 32. «Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его. Ср.: Мк. 15: 21; Лк. 23: 26.»

На крестоношение указывает и апостол, когда говорит:      

Евр. 13: 13. «Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание.»

Нынешние крестные ходы ясно изображают нам самый первоначальный ход к Голгофе (      Ин. 19: 16-18). Как там Симон Киринейский впереди всех нес крест, ему следовали Сам Иисус Христос и Матерь Его и с Нею шествовали многие от святых и ученики Христовы, апостол, которого любил Иисус, жены мироносицы и многие из уверовавших, — так и у нас в преднесении креста несут хоругви и образа с изображением Спасителя нашего, Божией Матери, учеников Христовых — апостолов и многих других святых угодников Божиих. Разница только в том, что тогда Господа и святых окружали еще и неуверовавшие иудеи — распинатели Христа, а теперь шествуют одни верующие христиане.

О кресте Христовом

Св. Церковь воспевает: «Крест хранитель всея вселенныя, крест красота Церкви... крест Ангелов слава и демонов язва»...     
Ничего      так демон не боится, как креста, охраняющего верующих христиан всей вселенной от козней врага нашего спасения — злого духа (Кол. 2: 15).
Но      этот враг не дремлет — ведет упорную борьбу против креста Христова и его почитателей. Демон через своих служителей всячески старается умалить значение креста и с этою целью возводит даже и такую кощунственную клевету на крест — орудие нашего спасения: «Это (говорят служители сатаны про крест Христов) есть позорная плаха, придуманная для казни злодеев, а потому-де чествовать плаху неуместно».
Когда      на крестах казнились отъявленные злодеи, то для них крест был позором, но когда ко кресту пригвоздили Того, Кто и веки сотворил, Кто приходил спасти род человеческий от проклятия и смерти и Своею Кровию пречистою обагрил крест, тогда этот крест для нас стал величайшею святынею, как орудие нашего спасения.
      Крест — древо, знамя
Св      крест, как орудие нашего спасения, прообразован был различными способами еще в Ветхом Завете. Патриарх Иаков крестообразным сложением рук при благословении детей Иосифа прообразовал форму креста:

Быт. 48: 13. «И взял Иосиф обоих (сыновей своих), Ефрема в правую свою руку против левой Израиля (Иакова), а Манассию в левую против правой Израиля, и подвел к нему.»

Быт. 48: 14. «Но Израиль простер правую руку свою и положил на голову Ефрему, хотя сей был меньший, а левую на голову Манассии. С намерением положил он так руки свои, хотя Манассня был первенец.»

Быт. 48: 15. «И благословил Иосифа и сказал: Бог, пред Которым ходили отцы мои Авраам и Исаак, Бог, пасущий меня с тех пор, как я существую, до сего дня, »

Быт. 48: 16. «Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих.»

Пророк Исаия словами своими предсказал о древесном составе «подножия ног» Божиих — вещественное устройство креста:      

Ис. 60: 13. «Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих.»

Ис. 60: 14. «И придут к тебе с покорностью сыновья угнетавших тебя, и падут к стопам ног твоих все, презиравшие тебя, и назовут тебя городом Господа, Сионом Святаго Израилева.»

Когда      Израильтяне гибли в пустыне от смертного укушения посланных от Бога в наказание им змей, Моисей, по повелению Божию, поставил среди поля медного змея, и всякий, взиравший на него, исцелялся:

Чис. 21: 8. «И сказал Господь Моисею: сделай себе (медного) змея и выставь его на знамя, и (если ужалит змей какого-либо человека), ужаленный, взглянув на него, останется жив.»

Чис. 21: 9. «И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека он, взглянув на медного змея, оставался жив.»

Но      этот медный змей, по свидетельству Самого Христа, был прообразом Сына Человеческого, вознесшегося на крест за грехи людские:

Ин. 3: 14. «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому.»

Ин. 3: 15. «дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.»

Ин. 12: 32. «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе.»

И      если змей медный предуказывал собою Распятого Христа, то вещественное «знамя» змеево предуказывало собою вещественный крест Христов (см. Чис. 21: 8-9; Ин. 3: 14).
Самое древо крестное в Слове Божием признается средством для достижения правды:      

Прем. 14: 7. «Благословенно дерево, чрез которое бывает правда! »

1 Пет. 2: 24. «Он (Иисус Христос) грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились.»

Крест служит средством для уничтожения вражды и для примирения человека с Богом:      

Еф. 2: 16. «И в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем.»

Как через вещественное древо произошло падение человека, так через вещественное древо совершено и его спасение:      

Быт. 3: 17. «Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей. Ср.: 1 Пет. 2: 24.»

Слово Божие от нас требует веры во «Христа распятого», но как можно представить себе распятого без орудия креста?      

1 Кор. 1: 23. «А мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллннов безумие.»

1 Кор. 2: 2. «Ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого.»

Сам Господь Иисус Христос смотрел на крест как на орудие, посредством которого Он привлекал всех к Себе:      

Ин. 12: 32. «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе.»

Ин. 12: 33. «Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет. Ср.: Ин. 3: 14.»

Он же говорил при жизни, что второму пришествию Его на землю будет предшествовать знамение Сына Человеческого — крест:      

Мф. 24: 30. «Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою.»

По слову пророка Давида, не иное «знамя» должны верующие поднять ради истины, как крест вещественный:      

Пс. 59: 6. «Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины.»

Тем же самым знаменем крестным для единения в вере собраны рассеянные иудеи и язычники:      

Ис. 11: 12. «И поднимет знамя язычникам, и соберет изгнанников Израиля, и рассеянных Иудеев созовет от четырех концов земли.»

То же знамя несомненно имеет явиться на небе при кончине мира (см.      Мф. 24: 30).
Отсюда для всего христианского мира крест стал общим знаменем веры христианской.     

Чествование св. креста

Крест      Христов, будучи орудием искупительных страданий Богочеловека, явился жертвенником, на котором Сам Господь Иисус Христос добровольно принес Себя в жертву, и стал орудием спасения всех людей:

2 Кор. 5: 21. «Ибо незнавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом.»

Еф. 5: 2. «И живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное.»

Евр. 9: 28. «Так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидаюших Его во спасение.»

Кол. 1: 20. «И чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его и земное, и небесное. Ср.: Ин. 12: 32-33; 1 Пет. 2: 24.»

Крест явился знаменем нашей веры (      Чис. 21: 8; Ин. 3: 14; Пс. 59: 6).

Крест был как бы жертвенником для Иисуса Христа, а нарочитая честь всегда подобает жертвеннику:

Мф. 23: 19. «Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар? »

Мф. 23: 20. «Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем. »

В Ветхом Завете уделялась честь даже орудию, послужившему на добро:

1 Цар. 21: 9. «И сказал священник: вот меч Голиафа Филистимлянина, которого ты поразил в долине дуба, завернутый в одежду, позади ефода.»

2 Мак. 15: 15. «Тогда Иеремия, простерши правую руку, дал Иуде золотой меч и, подавая его, сказал: »


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-17; Просмотров: 492; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.105 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь