Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Понятие «педагогическая система». Виды педагогических систем.



Понятие «педагогическая система». Виды педагогических систем.

Система – слово греческое происхождения – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство.

Системы делятся на материальные и абстрактные (идеальные). Материальные в свою очередь, включают системы неограниченной природы (физические, химические, геологические) живые и социальные.

Педагогическая система относится к классу социальных и может рассматриваться как предмет исследования педагогической науки или же как саморазвивающийся объект педагогической практике.

Под педагогической системой понимает определенную совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания преднамеренного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами.

Структуру любой педагогической системы следующей совокупностью инвариантных элементов: 1 – учащиеся, 2-цели воспитания, 3 –содержания воспитания, 4 – процессы воспитания, 5 – учителя или (ТСО – технические средства обучения), 6 – организационные формы воспитательной работы.

Педагогические системы можно различить по типам учреждения образования (педагогическая система дошкольного образовательного учреждения, школы, центра коррекционно-развивающей помощи, вуза, а также существует авторские педагогические системы).

 

Понятие «педагогическая технология». Состав и структура педагогической технологии.

Педагогическая технология — это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.

Беспалько).

Технология обучения — это составная процессуальная часть дидактической системы (М.А. Чошанов).

Педагогическая технология — это строго научное проектирование и точное воспроизведение

гарантирующих успех педагогических действий (В.А. Сластёнин). Горизонтальная структура едагогической технологии содержит три основных взаимосвязанных

компонента:

1)научный: технология является научно разработанным (разрабатываемым) решением определённой проблемы, основанном на достижениях педагогической теории и передовой практики;

2)формализованно-описательный {дескриптивный); технология представляется моделью, описанием

(вербальным, текстовым, схемным) целей, содержания, методов и средств, алгоритмов действий, применяемых для достижения планируемых результатов;

3)процессуально-деятельностный: технология предстаёт как сам процесс осуществления деятельности объектов и субъектов, их целеполагание, планирование, организацию, реализацию целей и анализ

результатов.

Вертикаль технологий. Любая педагогическая технология охватывает определённую область

педагогической деятельности. Эта область деятельности, с одной стороны, включает в себя ряд

составляющих её деятельностей (и соответствующих технологий), с другой стороны, сама может быть

включена как составная часть в деятельность (технологию) более широкого (высокого) уровня. В структуре этой иерархии (технологической вертикали) можно выделить четыре соподчинённых класса

образовательных технологий (адекватных уровням организационных структур деятельности людей и

организаций).

1.Метатехнологии представляют образовательный процесс на уровне реализации социальной

политики в области образования (социально-педагогический уровень.

2.Макротехнологии, или отраслевые педагогические технологии (общепедагогический и

общеметодический уровни), охватывают деятельность в рамках какой-либо образовательной отрасли.

3.Мезотехнологии, или модульно -локальные — технологии осуществления отдельных частей

(модулей) учебно-воспитательного процесса, или направленные на решение частных, локальных

дидактических, методических или воспитательных задач.

4.Микротехнологии — это технологии, направленные на решение узких оперативных задач и

относящиеся к индивидуальному взаимодействию или самовоздействию субъектов педагогического

процесса (контактно-личностный уровень).

 

Классификация педагогических технологий.

1 По уровню и характеру применения: социально-педагогические, отраслевые, модульные, микро технологии, моно технологии, проникающие, гибкие, жесткие.

2.По философской основе: материалистичные, идеалистичные, гуманистические, прагматические, религиозные, эзотерические.

3.По основному методологическому подходу: гуманистический, природосообраныйманипуляторный; системный, комплексный, интегральный; групповой, индивидуальный; знание выи, ценностный, задачный; личностно-ориентированный, практико-ориентированный, деятельностный; ситуативный, тактичный, стратегический;

4.По ведущему фактору развития: биогенный, социогенный, психогенные, идеологические.

5. По научной концепции передачи и освоения опыта: деятельностные, когнитивные, генетические, психоаналитические.

6.По характеру содержания структуры:

светские, религиозные; общеобразовательные, профессионально-ориентированные; воспитательные, валелогические, экологические;

разносторонние.

7.По виду социально-педагогической деятельности: обучающие, воспитательные, развивающие; социализации, адаптации, автономизации;

8. По типу управления учебновоспитательно-социальном процессом: классическое, индивидуальное, система малых групп, компьютерное индивидуальное.

9.По организационным формам: классно-урочные, альтернативные; академические, клубные; индивидуальные, групповые, фронтальные; открытые, закрытые.

10.По преобладанию средств: вербальные, знаковые; программированные, программные; видеообучение, СМИ.

11.По подходу к ребенку.

12.По категории объектов педагогического воздействия: массового образования, продвинутого образования, технологии работы с детьми с проблемами, андрологические.

 

Технология проектирования и конструирования педагогического процесса.

В.И.Слободчиковвыделяет следующие типы проектирования:

-Социально-педагогическое проектирование образовательных институтов и развивающих образовательных сред.

- Психолого-педагогическое проектирование развивающих образовательных процессов в рамках определённого возрастного интервала, создающих условия становления человека подлинным субъектом собственной жизни.

- Педагогическое проектирование – построение развивающей образовательной практики, образовательных программ и технологий, способа и средств педагогической деятельности.

Этапы проектирования учебной темы (на основе модели Н.И.Запрудского)

1 – целеполагание.

2 – мотивационно-ориентационный этап.

3 – операционно-познавательный этап

4 – этап тематического контроля.

5 – коррекционно-рефлексивный этап.

 

Технология мыследеятельности.

Организация мыследеятельности является критерием, а также одним из ведущих условий личностно ориентированного педагогического процесса и заключается в эффективности организации индивидуальной мыслительной деятельности учащихся.

Мыслительная деятельность – основа познавательной деятельности человека, основ развития мышления.

Организация мыследеятельности заключается:

- в выполнении учащимися различных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и т.д).

- обмене мыслительными деятельностями между участниками педагогического процесса;

- смене и разнообразии видов, форм мыслительной, познавательной деятельности;

- сочетании индивидуальных и групповых форм работы;

- проблемном обучении; использовании в педагогическом процессе развивающихся или продуктивных педагогических технологий.

- смыслотворчестве учащихся и учителя, рефлексии.

 

Технология смыслотворчества

Объедения понятия «творчество», «смысл», «понимание», мы пришли к следующему определению: смыслотворчество – процесс создания субъектом деятельности нового значения, содержания о чем-либо через призму своей индивидуальности.

Смыслотворчество есть процесс осознанного создания субъектами педагогического процесса через взаимодействие нового содержания, значения чего либо в окружающей действительности, оценка явлений действительности, своей деятельности, взаимодействия с позиций своей индивидуальности. Структура процесса состоит из компонентов: восприятие, осмысление, понимание, обобщение, закрепление, применение.

В структуре смыслотворчества выделяют следующие процессы:

- смысловосприятие, смыслоактуалиация – отражение в сознании учеником и учителем отдельных свойств предметов и явлений, действующих в этот момент на органы чувств.

- смыслопонимание – осознание участниками педагогического взаимодействия сути предмета или явления.

- формулировка индивидуального смысла - отражение в письменном или устном тексте индивидуального значения субъекта о сути предмета или явления;

- представление индивидуальных смыслов–вербальное или воспроизведение участниками педагогического взаимодействия.

- обмен индивидуальными смыслами – происходит в процессе представления индивидуальных смыслов участниками педагогического взаимодействия и предлагает сравнение, соотнесение с каждым участником представляемых смыслов со своим.

- обобщение – систематизация информации, значений, выделение общих существенных черт предметов и явлений через анализ, синтез, сравнение.

- рефлексия субъектами своего индивидуального смысла и изменение его состояния в процессе педагогического взаимодействия.

- закрепление, применение нового (измененного) смысла – осуществляется через выполнение участниками педагогического взаимодействия различных творческих заданий.

 

14. Технология творческого развивающего обучения (и.П.Волков).

Акценты целей по И. П. Волкову:

− выявить, учесть и развить творческие способности;

− фронтально приобщить школьников к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт.

Концептуальные положения:

Компьютерный подход к обучению: детям даются алгоритмы решенияконкретных задач, в первую очередь творческих; к ним прилагается ин-

формационное и исполнительское обеспечение. 119

Обучение по двум равноценным направлениям: 1) единая базоваяпрограмма; 2) творческая деятельность.

Балочно-параллельная структура учебного материала.

Выявление, учет и развитие индивидуальных творческих способностей (творческие книжки и дневники).

Начальный период формирования талантливости в рамках массовойшколы.

Включение важнейших для данной сферы методов науки и обобщенных способов решения проблем.

Особенности содержания. Дидактическая реконструкция учебногоматериала и блочно-параллельная система обучения основаны на внутрипредметных и межпредметных связях. Вместо последовательности предметов, разделов и тем традиционно построенной программы предлагаетсяобъединить узловые вопросы, на которых основан раздел, предмет или несколько предметов. Эти вопросы вводятся в кратчайшие сроки после начала обучения и изучаются одновременно, параллельно и во взаимосвязи пу-

тем выполнения практических работ по всем разделам, входящим в блок.

Таких блоков может быть несколько.

Особенности методики. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей – приобщение всех школьников к продуктивной

творческой деятельности с 1 класса.

Одна из форм развития творческих способностей – уроки творчества – целью которых является общее развитие и формирование качеств творче-

ской личности младших школьников. На таких уроках школьники включаются в разнообразную деятельность, специально подбираются виды

практических работ (20− 25 наименований). Выполнение этих работ требует использования знаний по труду, рисованию, черчению и др. Для освоения на уроках творчества выделены следующие виды работ: рисование, черчение, перспектива, изготовление моделей, макетов, электротехника, механика, столярное, слесарное дело, лепка, шитье, резьба по дереву, чеканка по металлу, папье-маше, узоры и аппликации из соломы, мозаика иизделия из бумаги и картона, чтение научно-популярных журналов.

На уроках творчества реализуется общедидактический принцип межпредметных связей.

В приобщении школьников к самостоятельной и творческой деятельности широко используются все формы внеклассной работы, но с одним условием – работа должна быть направлена на создание конкретного продукта, который можно было бы фиксировать в творческой книжке.

 

 

15. Технология коллективной творческой деятельности (И.П.Иванов).

Воспитать общественно-активную творческую личность, способную приумножить общественную культуру, сделать вклад в построение правового демократического общества.

Концептуальные положения

Гипотеза: творческие способности существуют параллельно и независимо от общих и специальных

способностей (Я.А. Пономарёв).

Коллективные творческие дела — это социальное творчество детей, направленное на служение людям, Родине, творчество самостроительстваличности. Его содержание — забота о себе, о друге, о своём коллективе, о близких и далёких людях в конкретных практических социальных ситуациях.

Развивающее содержание состоит в переходе от близких к средним, а затем к далёким целевым перспективам.

Алгоритм организации и проведения КТД (рис. И) состоит из этапов: поиск, целеполагание и организация, прогнозирование и планирование, реализация, аналитико-рефлексивная деятельность. При этом уровень самостоя-

тельности деятельности детей растёт от сотрудничества со взрослыми до полной самостоятельности.

Особенности методики

Общие черты рассматриваемых технологий:

• Свободные группы, в которых ребёнок чувствует себя раскованно, не ощущает подчинения учителю.

• Педагогика сотрудничества, сотворчество ученика и учителя.

• Применение методик коллективной работы: мозговая атака, организационно-деятельностная игра,

свободная творческая дискуссия.

• Игровые методики.

• Мотивация: стремление личности к творчеству, к самовыражению, самоутверждению, самореализации.

Возрастные этапы технологии Начальная школа:

—игровые формы творческой деятельности;

—знакомство (общение) с произведениями искусства, техническими устройствами, эталонами отношений

людей;

—освоение элементов творчества в практической деятельности (педагогические пробы);

—обнаружение в себе автора, способного создать какие-то творческие продукты;

— формирование коллективно-оценочного отношения к продуктам творчества людей, к своим

результатам.

Среднее звено:

—техническое творчество по широкому кругу прикладных отраслей (моделирование, радиолюбительство,

конструирование и т.д.);

—участие в литературных, театральных, музыкальных мероприятиях;

— изобразительное творчество.

Старшая ступень:

—выполнение творческих проектов, направленных на то, чтобы сделать окружающий мир лучше;

—исследовательские работы;

—литературные, художественные и музыкальные сочинения.

 

Технология мастерских.

Технологию мастерских исповедует группа французских учителей

«Французская группа нового воспитания» (GFEN); она основывается на

идеях свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо, Л. Толстого, С. Френе, гуманистической психологии Л. С. Выготского, Ж. Пиаже, К. Роджерса.

Свое название технология получила от того, что в ней есть мастер.

Но это не учитель, передающий свои знания и умения незнающему и немеющему. Мастер лишь создает алгоритм действий, который разворачива-

ет творческий процесс.

Мастерские строятся в соответствии с простыми и понятными формулами:

− ребенок должен сам искать знания;

− труд ученика должен иметь смысл;

− все способны;

− ребенок должен двигаться;

− дети любят работать руками.

В нашей стране данная технология стала известной благодаря книгами статьям А. Окунева, Н. Беловой и др. педагогов, владеющих технологией

педагогических мастерских.

В чем сущность технологии?

Технология заключается в специально организованном педагогом-мастером развивающем пространстве, которое позволяет ученикам в инди-

видуальном и коллективном поиске приходить к «построению ими открытого знания».

Мастерская – это необычная форма проведения учебных занятий. Она состоит изпоследовательности взаимосвязанных этапов. На каждомэтапе познавательную деятельность ребят направляет соответствующееучебное задание.

При этом ученики имеют возможность выбора пути исследования, средств достижения цели, темпа работы и т.д. Выполнение задания учитель не проверяет. В классе организуется самопроверка, самооценка, рефлексия результатов работы. Это происходит на основе соотнесения и срав-

нения учащимися их образовательных продуктов с тем, что сделали одноклассники в паре или группе, а также с «общепринятыми достижениями

человечества» (культурно-историческими аналогами), зафиксированнымив учебниках и других текстах. В результате такого соотнесения вырабатывается собственное понимание фактов, процессов и явлений, устраняется

ограниченность или ошибочность субъективного опыта ученика.Учебная деятельность учащихся в процессе заданий – это альтернатива простой передаче информации. На мастерской знания выстраиваются, но не даются в готовом виде. В процессе выстраивания знаний возможны

ошибки, но у учеников нет страха совершить ошибку, страха осуждения занеправильную мысль, на основе ошибок, приближенных рассуждений

формируются строгие научные знания, возможно, к концу урока так и непрозвучит ответ на главный вопрос урока. Если в традиционном обучении учитель дает знания и предполагаетсячто учащиеся их берут заранее «упакованными», то мастерские начинаются с того, что по каждому важному вопросу вначале организуется выдви-

жение учащимися своих гипотез, суждений, моделей, схем. Ученические версии, разработки – это и есть личностное содержаниеобразования, создавая которое учащиеся развивают познавательные способности.

Принцип построения мастерских.

Принципы, на которых строится технология, соответствуют основнымположениям гуманистической педагогики. Они характеризуют как сам образовательный процесс, так и профессиональную позицию педагога.

Принцип равенства всех участников образовательного процесса.

Мастер работает вместе со всеми, равен ученику в поиске знаний. Он неспешит отвечать на вопросы, а необходимую информацию предлагает до-

зировано, обнаружив потребность в ней у учащихся.

Принцип добровольного включения учащихся в поисковую деятельность. Для этого используются специальные мотивирующие задания.особое значение здесь имеет «индуктор» – задание (ситуация), которым начинается урок.

Принцип отсутствия отметки и даже оценки учителя. Исключаетсясоревнование, соперничество. Эти внешние стимулы уступают место самооценке, самокоррекции, саморазвитию, самовоспитанию. Как говорят, французские учителя: «Похвала и воспитание растят рабство»

Принцип диалогичности в восхождении к истине на основе сочетанияиндивидуальной и коллективной работы, атмосферы сотрудничества,

взаимопонимания, развития коммуникативной культуры школьников.

Принцип приоритета процесса учения над его результатом. В мастерской важен не только и не столько результат творческого поиска, сколько сам

его процесс, в котором участники идут к истине методом проб и ошибок. Приэтом обеспечиваются условия для усвоения предметного знания.

Принцип проблемности в обучении, которая обеспечивается проблемным характером заданий, создающих ситуации противоречивости, неопре-

деленности, парадоксальности.

Принцип широкого применения письма. Смысл слов, понятий, язык вцелом – важнейшее содержание работы на мастерских. Ученики, выполняязадания, много пишут.

Принцип вариативности, возможности выбора учащимися материала, вида деятельности, способа предъявления результата. Без выбора не

могут быть обеспечены принципы свободы и развития. Важнейшее правило мастерской: делай по-своему, исходя из своих способностей, интересови личного опыта; корректируй себя сам. При этом создаются условия для

проявления нравственной ответственности обучаемых за свой выбор.

Сущность авторской школы.

Авторской (инновационной) школой называется учебно-воспитательное заведение, деятельность которого построена на оригинальных (авторских) идеях и технологиях и представляет собой новую образовательную практику (или вообще, или для данных условий).

Авторская школа является полисистемой с подсистемами учебной, трудовой, художественно-эстетической, духовно-религиозной, спортивной,

научной деятельности, включающей различные формы коммуникации иобщения детей и взрослых. Современные авторские (инновационные) шко-

лы чаще всего возникают на базе обычных массовых школ, глубоко разрабатывая и реализуя на оригинальной технологической основе одну или несколько каких-либо своих функций. Можно выделить следующие отличительные качества (критерии) авторских школ:

− инновационность: наличие оригинальных авторских идей и гипотез от-

носительно перестройки педагогического процесса.

− альтернативность: отличие каких-либо из основных компонентов учебно-воспитательного процесса (целей, содержания, методов, средств и

др.) от традиционных, принятых в массовой школе.

− концептуальность учебно-воспитательного процесса: создание и использование в авторской модели философских, психологических, социально-педагогических или других научных оснований.

− системность и комплексность учебно-воспитательного процесса.

− социально-педагогическая целесообразность: соответствие целей школы социальному заказу.

− наличие признаков или результатов, определяющих реальность и эффективность авторской школы.

Каждая авторская школа может иметь свою концепцию, образовательную программу, воспитательную систему, программу развития – и всеэто – авторская педагогическая разработка.

Что же понимать под авторской педагогической разработкой. Тезисодин − авторская педагогическая разработка есть творческая разработка. Тезис два − творческий продукт, как известно, бывает разных уровней:

адаптивный (связанный с приспособлением разработки к конкретным условиям жизни), комбинированный (в котором новая конструкция создаетсяблагодаря различным сочетаниям известных способов, приемов) и, наконец, радикальный (содержащий принципиальную новизну). В основе такого деления на уровни лежит способ деятельности разработчиков.

 

 

Школа-парк (М.А.Балабан).

Сущность модели парковой технологии представля-; т отсутствие классно-

урочных структур. Её структур-ше единицы — открытые парк-студии, принимающие веников с утра до вечера, в которые могут приходить и )се желающие, включая взрослых.Парк-школа — это совокупность разновозрастных каждая студия

соответствует определённому федмету или виду деятельности — могут быть студии математики, словесности, театра, технологии и т.п. Уча-циеся студии

свободно выбираются (отсутствует обязательный для учеников учебный план).

Идеальная парк-школа подразумевает такую обра-ювательную структуру, в которой дети могли бы в соот-штствии со своими наклонностями и потребностями выжрать не только учебные занятия в любой удобный для шх момент, но и виды деятельности (творческую рабо-: у подмастерьем у мастера и др.)

Отношения учителя с учеником строятся в режиме частного общеизбранным тобой человеком.

может изменить этот выбор в любое время); в качестве клиента или гостя он к жет посещать любые

студии без ограничений.

Каждая студия в течение недели или дня работает в двух режимах: в закр том, только со своими

постоянными членами, и в открытом, для клиентов и гост. Разница между клиентом и гостем состоит в

том, что клиент активно участвуе работе студии, в то время как гость лишь наблюдает за её работой.

Крометоге каждого учителя есть «выращенные им» из постоянных членов студии подмаспрья —

ученики, активно помогающие ему в работе с другими постоянными членами или клиентами. Любой

ученик школы-парка может в любое время измен! свой статус по отношению к данной студии — из

посетителя стать клиентом, за постоянным членом, затем подмастерьем (последнее, конечно, по

взаимному согласию с учителем); статус может измениться и в обратную сторону.

Школа-парк работает пять или шесть дней в неделю, причём занятия организуются блоками по 2-3

академических часа, соответственно 3 или 2 блока в де Составляется учебный план, где недельный

бюджет времени, обеспеченный нансами, распределяется между студиями (понятно, что у учебного плана

школы и у традиционного школьного учебного плана общее только название учебный план школы-парка

лишь распределяет время между студиями, никак детерминируя «обязательные» недельные объёмы

посещения студий учащимис зависимости от классов — последних в школе-парке попросту нет), и график

ра ты студий', определяющий время и место работы каждой студии в течение неде. График составляется

так, что во время каждого блока одновременно работают сколько студий; при этом в нём отражается

работа каждой студии в двух режим на некоторых блоках — только для своих постоянных членов, в

закрытом режи на остальных блоках — в открытом режиме обслуживания клиентов и гостей.

Из принципа открытости студий следуют такие параметры образователь» процесса школы-парка:

1.Состав студий на каждом занятии бывает переменным и разновозрастные Учитель, собираясь утром

на работу, не знает заранее, кто придёт к нему сегоднстудию (кроме единственного случая, когда студия

работает в закрытом реже и чем они будут заниматься.

2.В этих условиях «проходить школьные программы» просто невозможнемало того, что все дети разного возраста (и с разным личным знанием), так

любой ребёнок может в любой момент подключиться к работе студии или «выпасть» из неё. Именно

поэтому в студии возможны только способы работы, вос-требующие разновозрастность и делающие

возможными свободный вход в студию и выход из неё в любое время.

3. Учитель в принципе не может написать заранее «план урока»; он фиксирует итоги работы (личные

учебные достижения каждого ребёнка) после занятия. Таким образом, перспективное планирование

традиционной школы в парк-школе заменяется ретроспективным анализом.

В студиях не изучаются какие бы то ни было учебные программы; содержание её работы —

повышение членораздельности восприятия окружающего мира (в предметной области, соответствующей

профилю студии) каждым учеником — обучение, которое О.М. Леонтьева назвала фрактальным. Оно

организуется в различных видах совместной деятельности учащихся разных возрастов и учителя; главное, что отличает его от традиционного обучения, — принципиально иная цель. Если цель подавляющего

большинства образовательных систем — усвоение учащимися определённой образовательной программы

«системы знаний» (пусть не в готовом виде, не репродук-тивно, а в более тонких образовательных

технологиях), формирование у них заданных заранее умений и навыков, то цель фрактального обучения

— увеличение членораздельности, или фрактальности, индивидуальной картины мира каждого ученика.

Принципиально отличаются от традиционных и способы работы в студиях, разработанные М.А.

Балабаном и детализированные в ходе экспериментальной апробации образовательной системы.

Основные — активное молчание, направляемое чтение, антиципационное чтение, неспецифическое

чтение, неспецифическая классификация, модальная классификация, лабораторные туры, обзорное

чтение, обращенное чтение, обращенный пересказ, метод проектов.

В условиях фрактального обучения в открытых разновозрастных студиях бессмысленна любая

аттестация.учащихся, понимаемая как сравнение их личных, индивидуальных знаний с эталонами или

измерение этих знаний по стандартным шкалам. Поэтому в школе-парке все виды аттестации (кроме

итоговой, которая пока, к сожалению, обязательна) заменяются резюме личных достижений ученика в

студиях; эти резюме не несут оценочной нагрузки и не калибруют личные достижения по каким бы то ни

было стандартным шкалам.

Агрошкола А.А.Католикова.

Особенности содержания

Формирование качеств СДП. Содержание образования в технологии агрошколы основано на учебном предмете «Трудовое обучение» («Технология»), профессиональном обучении общественно полезной работе, производительном труде, внеклассной работе по науке и технике. Различные курсы сквозного предмета «Трудовое обучение» («Технология») включают многостороннюю информацию и выполнение практических работ по обработке металлов, древесины, ткани и других материалов, электротехнические работы, машиноведение. Большое внимание уделяется моделированию, прикладному творчеству, ознакомлению с элементами ТРИЗ. Для девочек применяются модульные курсы кулинарии, изготовления одежды, домашнего дизайна.

Начальное профессиональное образование ведется по сельскохозяйственным профессиям и специальностям обслуживающего труда (портной, кулинар и т.п.).

Экологическая деятельность. Исключительно богатыми возможностями для развития детей обладает экологическая деятельность. Ребята занимаются охраной природы в лесном заказнике, проводят санитарную рубку леса. Отряды голубого и зеленого патрулей следят за разведением рыб в реке, зимой долбят лунки от заморов, весной высаживают саженцы кедра.

Экономическое просвещение. С трудовым воспитанием напрямую связано экономическое, основанное на участии детей в производительном труде. Уже несколько лет интернат не только полностью обеспечивает себя овощами и картофелем, но и продает излишки горожанам.

Каждый воспитанник начиная с IV класса получает зарплату за участие в производительном труде. Часть ее выдается на карманные расходы (покупка конфет, фруктов), а другая (большая) считается неприкосновенной и переводится на личный счет.

Денежная политика в интернате - суть воспитания бережливости, рачительности. У ребенка должны быть лично им заработанные деньги, которые он имеет право тратить по своему усмотрению. Интернат учит ребят распоряжаться своими деньгами.

В школе работает свой «банк», создана целая система экономического стимулирования учебной и воспитательной работы. Школьный «банк» не только учитывает заработанные деньги, но и анализирует участие каждого ученика в трудовых делах.

Духовное воспитание. В агрошколе не отправляют религиозных обрядов, но ведут беседы на религиозные темы, читают христианскую литературу, направляют на поиски нравственной Истины в вероучении. А. А. Католиков считает, что в современной ситуации духовного кризиса напрямую воспитывает только вера.

Территория детства: игровые помещения, школьный музей, библиотека, спортзал, оборудование. Организованный досуг представлен несколькими десятками кружков, секций, студий.

Методические особенности

Методы обучения знаниям, умениям и навыкам действенно-практической сферы личности, привлечение школьников к производительному труду обеспечивают в органическом единстве решение задач трудового обучения и нравственно-эстетического воспитания. Ведущими формами обучения являются: бригадно-группо-вая, индивидуальное ученичество и наставничество, производственные и строительные бригады, учебно-опытное хозяйство, школьное лесничество, разнообразные виды подряда.

Разновозрастные объединения

Первичные детские коллективы организованы по принципу разновозрастных бригад (отрядов), действующих на основе общих забот и дел.

Разновозрастная бригада работает на основе самоуправления. Бригадир избирается на собрании бригады. Есть совет бригадиров, есть школа командиров. У каждой бригады свой вымпел, своя эмблема, своя песня.

В РВО каждый из питомцев - член какой-либо общешкольной комиссии, представляет в ней бригаду, каждый проходит школу руководства и управления. Действует совет чести. Дети находятся в постоянном производственном окружении: каждый день по 2-4 часа бывают в рабочей форме, в общении с техникой, в кругу рабочих и специалистов.

Соревнование. Каждая бригада имеет свой участок. Одни выращивают цветы и овощи, другие занимаются животноводством или строительством, третьи - поливом или вождением тракторов и сельхозмашин. Отдельные трудовые поручения выполняют сводные отряды. Между бригадами организовано соревнование, разработана целая система учета труда.

Культ труда. В законах коллектива: трудиться всем, от мала до велика, начиная с весны по позднюю осень, от зари до зари. При этом труд не выступает для детей как нежелательная повинность, а организуется как личный интерес, общая забота. Дети вовлекаются в труд с самого раннего возраста, но при этом задания последовательно усложняются. Малыши собирают ягоды, грибы, лекарственные травы, у них есть свой «колхоз»; подростки ставят опыты в теплицах и парниках, ведут исследовательскую работу с овощами и цветами; старшеклассники переходят на производственные участки, где труд фактически полностью механизирован. Старшеклассники осваивают профессии и промышленного и сельхоз-труда (овощевод, цветовод, механизатор, животновод).

Позиция педагога: жить вместе с детьми, радуясь и радуя всем, чем одаряет детей каждый день; жить успехами в труде, общением, красками природы, творчеством, фантазией, познанием.

Позиция ребенка: в трудовой деятельности, связанной с заботой о добром результате, осуществляется оптимальное соотношение субъектной и объектной позиции. Ребенок свободен в самореализации и в то же время связан отношениями ответственной зависимости в коллективе товарищей.

47.Педагогическая технология «Экология и диалектика» (Л.В.Тарасов).

Термин экология подчёркивает ориентацию учебно-воспитательного процесса на экологическое

мировоззрение как бережное отношение ко всему живому и ко всему окружающему человека — к людям, природе, животным, к планете. Диалектика в названии технологии — это характер мышления, это

сегодняшняя стремительно меняющаяся, развивающаяся жизнь.

Две основные формулы технологии:

Развивающий эффект обучения устойчиво возрастает при условии совместной продуктивной

деятельности учителя и учащихся с подключением родителей к этой деятельности.

Устойчивый процесс совместной продуктивной деятельности учителя и учащихся возникает и

затем саморазвивается при использовании учебников специального типа. Эти учебники ориентированы, в первую очередь, на учащихся (включая родителей) и написаны в соответствии с основополагающими принципами технологии.

Особенности: Методика обучения строится в соответствии с основными целевыми ориентациями технологии и её основополагающими принципами (прежде всего принципами выхода за рамки и разведения уровней). Она основывается на совместной продуктивной деятельности учителя и учащихся, происходящей в диалоговом режиме с использованием учебников специального типа, создаваем под самих учащихся. Эта совместная продуктивная деятельность является самоподдерживающимся процессом, который втягивает в себя также родителей учащихся.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 7181; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.118 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь