Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Технология свободного труда С.Френе.



ФренеСелестен (1896-1966) – виднейший французский педагог имыслитель. Включившись в начале ХХ века в движение за новое воспита-

ние, он создал и до конца жизни руководил экспериментальной сельскойначальной школой, где и реализовал свою альтернативную технологию.

Особенности организации.

В школе Френе:

− нет обучения, а есть разрешение проблем, пробы, экспериментирова-

ние, анализ, сравнение;

− нет домашнего задания, но постоянно задаются вопросы – дома, на улице, в школе;

− нет уроков от звонка до звонка;

− нет отметок, но отмечаются личные продвижения – через взаимооценивание детей и педагогов;

− нет ошибок – бывают недоразумения, разобравшись в которых совместно со всеми, можно их не допускать;

− нет программ, но есть индивидуальные и групповые планы;

− нет традиционного учителя, но учат сами формы организации общего

дела, проектируемые педагогом совместно с детьми;

− педагог никого не воспитывает, не развивает, а участвует в решении

общих проблем;

− нет правил, но классом правят принятые самими детьми нормы обще-

жития;

− нет назидательной дисциплины, но дисциплинирует само ощущение

собственной и коллективной безопасности и совместного движения;

− нет класса в общем смысле, а есть детско-взрослая сообщность.

Особенности методики.

Метод проектов. Группа выстраивает коллективные проекты, которые обсуждаются, принимаются, вывешиваются на стенах (это могут быть

любые, даже самые фантастические планы). Педагог вмешивается толькотогда, когда проекты нарушают свободу других. В процессе выполнения

проекта каждый ученик может выступать по отношению к другому в качестве учителя.

Класс – открытая для общения и участия других система: дети приглашают к себе, сами ходят к другим, переписываются, путешествуют. Поощряются кооперация и сотрудничество, но не конкуренция и соревнование. Самоуправление. В школе создается кооператив, во главе которого

стоит выборный совет, руководящий самообразованием учащихся. Процедура подведения итогов опирается на ребячье самоуправление и самоорганизацию и происходит регулярно: у младших ежедневно, у старших – ре-

же, по мере надобности. Культ информации. Важно иметь знания, но еще важнее знать, где и

как их добыть. Информация имеется в книгах, аудиовизуальных и компьютерных средствах, предпочтение отдается личному общению с владельцем информации.

Самовыражение личности ребенка также связано с информацией: детипишут свободные тексты-сочинения, сами делают типографский набор, из-

готавливают клише, издаются книжки.

Письменная речь и навыки чтения формируются на основе детских свободных текстов, которые каждый ребенок пишет и публично читает. Класс

выбирает «текст дня», фиксирует его, и все переписывают этот текст, приэтом каждый может внести свои дополнения и «редакторскую» правку.

Планирование. Учебники в школе заменены особыми карточками, содержащими порцию информации, конкретное задание или контрольные

вопросы. Ученик выбирает для себя определенный набор карточек (индивидуальную программу обучения). Френе создал прообраз программиро-

ванного обучения – обучающую ленту, к которой прикреплялись последовательно карточки с информацией, с упражнением, вопросом или задачейи контрольным заданием. Каждый составляет с помощью учителя индиви-

дуальный недельный план, в котором отражаются все виды его работы.Культ труда. В школе создается школьный кооператив, членами ко-

торого являются все учащиеся. В режиме дня предусмотрена работа в мастерских, саду, скотном дворе. Кооперативом руководит выборный совет,

раз в неделю проходит общее собрание. Большое внимание уделено гласности. Каждый заполняет четыре колонки общего листа-газеты: «Я сделал», «Я хотел бы», «Я хвалю», «Я критикую».

Культ здоровья. Забота о здоровье ребенка включает занятия, связанные с движением, физическим трудом, вегетарианский режим, методикинатуральной медицины; высшая планка здесь – гармония отношений сприродой.

Френе придавал решающее значение собственному опыту ребенка, приобретенному в семье, школе, общении со сверстниками, и все, что не

связано с этим опытом записывается в пассив педагогического баланса, вкаждом ребенке содержится больше истин, чем во всех педагогическихучебниках мира, ребенок сам создает свою личность, а функция педагога –

помочь ему обнаружить в себе и развить то, что ему органически присуще.

 

Технология мастерских.

Технологию мастерских исповедует группа французских учителей

«Французская группа нового воспитания» (GFEN); она основывается на

идеях свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо, Л. Толстого, С. Френе, гуманистической психологии Л. С. Выготского, Ж. Пиаже, К. Роджерса.

Свое название технология получила от того, что в ней есть мастер.

Но это не учитель, передающий свои знания и умения незнающему и немеющему. Мастер лишь создает алгоритм действий, который разворачива-

ет творческий процесс.

Мастерские строятся в соответствии с простыми и понятными формулами:

− ребенок должен сам искать знания;

− труд ученика должен иметь смысл;

− все способны;

− ребенок должен двигаться;

− дети любят работать руками.

В нашей стране данная технология стала известной благодаря книгами статьям А. Окунева, Н. Беловой и др. педагогов, владеющих технологией

педагогических мастерских.

В чем сущность технологии?

Технология заключается в специально организованном педагогом-мастером развивающем пространстве, которое позволяет ученикам в инди-

видуальном и коллективном поиске приходить к «построению ими открытого знания».

Мастерская – это необычная форма проведения учебных занятий. Она состоит изпоследовательности взаимосвязанных этапов. На каждомэтапе познавательную деятельность ребят направляет соответствующееучебное задание.

При этом ученики имеют возможность выбора пути исследования, средств достижения цели, темпа работы и т.д. Выполнение задания учитель не проверяет. В классе организуется самопроверка, самооценка, рефлексия результатов работы. Это происходит на основе соотнесения и срав-

нения учащимися их образовательных продуктов с тем, что сделали одноклассники в паре или группе, а также с «общепринятыми достижениями

человечества» (культурно-историческими аналогами), зафиксированнымив учебниках и других текстах. В результате такого соотнесения вырабатывается собственное понимание фактов, процессов и явлений, устраняется

ограниченность или ошибочность субъективного опыта ученика.Учебная деятельность учащихся в процессе заданий – это альтернатива простой передаче информации. На мастерской знания выстраиваются, но не даются в готовом виде. В процессе выстраивания знаний возможны

ошибки, но у учеников нет страха совершить ошибку, страха осуждения занеправильную мысль, на основе ошибок, приближенных рассуждений

формируются строгие научные знания, возможно, к концу урока так и непрозвучит ответ на главный вопрос урока. Если в традиционном обучении учитель дает знания и предполагаетсячто учащиеся их берут заранее «упакованными», то мастерские начинаются с того, что по каждому важному вопросу вначале организуется выдви-

жение учащимися своих гипотез, суждений, моделей, схем. Ученические версии, разработки – это и есть личностное содержаниеобразования, создавая которое учащиеся развивают познавательные способности.

Принцип построения мастерских.

Принципы, на которых строится технология, соответствуют основнымположениям гуманистической педагогики. Они характеризуют как сам образовательный процесс, так и профессиональную позицию педагога.

Принцип равенства всех участников образовательного процесса.

Мастер работает вместе со всеми, равен ученику в поиске знаний. Он неспешит отвечать на вопросы, а необходимую информацию предлагает до-

зировано, обнаружив потребность в ней у учащихся.

Принцип добровольного включения учащихся в поисковую деятельность. Для этого используются специальные мотивирующие задания.особое значение здесь имеет «индуктор» – задание (ситуация), которым начинается урок.

Принцип отсутствия отметки и даже оценки учителя. Исключаетсясоревнование, соперничество. Эти внешние стимулы уступают место самооценке, самокоррекции, саморазвитию, самовоспитанию. Как говорят, французские учителя: «Похвала и воспитание растят рабство»

Принцип диалогичности в восхождении к истине на основе сочетанияиндивидуальной и коллективной работы, атмосферы сотрудничества,

взаимопонимания, развития коммуникативной культуры школьников.

Принцип приоритета процесса учения над его результатом. В мастерской важен не только и не столько результат творческого поиска, сколько сам

его процесс, в котором участники идут к истине методом проб и ошибок. Приэтом обеспечиваются условия для усвоения предметного знания.

Принцип проблемности в обучении, которая обеспечивается проблемным характером заданий, создающих ситуации противоречивости, неопре-

деленности, парадоксальности.

Принцип широкого применения письма. Смысл слов, понятий, язык вцелом – важнейшее содержание работы на мастерских. Ученики, выполняязадания, много пишут.

Принцип вариативности, возможности выбора учащимися материала, вида деятельности, способа предъявления результата. Без выбора не

могут быть обеспечены принципы свободы и развития. Важнейшее правило мастерской: делай по-своему, исходя из своих способностей, интересови личного опыта; корректируй себя сам. При этом создаются условия для

проявления нравственной ответственности обучаемых за свой выбор.

Сущность авторской школы.

Авторской (инновационной) школой называется учебно-воспитательное заведение, деятельность которого построена на оригинальных (авторских) идеях и технологиях и представляет собой новую образовательную практику (или вообще, или для данных условий).

Авторская школа является полисистемой с подсистемами учебной, трудовой, художественно-эстетической, духовно-религиозной, спортивной,

научной деятельности, включающей различные формы коммуникации иобщения детей и взрослых. Современные авторские (инновационные) шко-

лы чаще всего возникают на базе обычных массовых школ, глубоко разрабатывая и реализуя на оригинальной технологической основе одну или несколько каких-либо своих функций. Можно выделить следующие отличительные качества (критерии) авторских школ:

− инновационность: наличие оригинальных авторских идей и гипотез от-

носительно перестройки педагогического процесса.

− альтернативность: отличие каких-либо из основных компонентов учебно-воспитательного процесса (целей, содержания, методов, средств и

др.) от традиционных, принятых в массовой школе.

− концептуальность учебно-воспитательного процесса: создание и использование в авторской модели философских, психологических, социально-педагогических или других научных оснований.

− системность и комплексность учебно-воспитательного процесса.

− социально-педагогическая целесообразность: соответствие целей школы социальному заказу.

− наличие признаков или результатов, определяющих реальность и эффективность авторской школы.

Каждая авторская школа может иметь свою концепцию, образовательную программу, воспитательную систему, программу развития – и всеэто – авторская педагогическая разработка.

Что же понимать под авторской педагогической разработкой. Тезисодин − авторская педагогическая разработка есть творческая разработка. Тезис два − творческий продукт, как известно, бывает разных уровней:

адаптивный (связанный с приспособлением разработки к конкретным условиям жизни), комбинированный (в котором новая конструкция создаетсяблагодаря различным сочетаниям известных способов, приемов) и, наконец, радикальный (содержащий принципиальную новизну). В основе такого деления на уровни лежит способ деятельности разработчиков.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 985; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.462 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь