Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Врожденные и приобретенные особенности человека
В нынешний период развития человековедения большинство ученых сходятся в том, что в формировании личности участвуют две группы факторов - наследственные и социальные. «Генетический код, или генетический план, существующий в момент рождения, - лишь отправная точка развития. По этому плану мы наследуем от наших родителей и предков определенные и поведенческие характеристики, а также генетические и хромосомные аномалии. Наша среда, или культура, - другая отправная точка развития. Социализация или то, чему мы научаемся из нашей культуры - в особенности через семью, - и то, как это сказывается на нас, зависит от многих факторов, способов и времени их воздействия, а также от людей, вовлеченных в этот процесс», - подчеркивает автор фундаментального труда «Психология развития» (в другом варианте «Развитие человека»), известная американская исследовательница Грейс Крайг [13. С. 111]. В число унаследованных, врожденных, качеств индивида физиологи и психологи в первую очередь включают комплекс инстинктов, определяющих поведенческие реакции человека. Одним из главных результатов исследований И. П. Павлова, К. Бюлера, Э. Торндайка, К. Коффки, В. Штерна, Г. Айзенка и других был вывод о возможности формирования на базе инстинктов социально обусловленных форм поведения, деятельности. Возникла и долгое время сохраняла ведущие положения теория конвергенции наследственных признаков и воздействий окружающей среды (В. Штерн). Некоторые ученые, например, К. Бюлер, Г.Айзенк, наследуемые задатки считали превалирующим фактором в развитии ребенка. Г. Айзенк, в частности, полагал, что интеллект на 80% определяется влиянием наследственности и на 20% — влиянием среды. Аналогичной точки зрения придерживается А. Хорган, исследовавший особенности развития монозиготных и дизиготных близнецов и обнаруживший большое сходство в уровне развития интеллекта, жизненном пути первых и отсутствие такового у вторых. Однако работавший в данном направлении Т.Бушар советовал не делать слишком поспешных выводов из полученных результатов, в силу небольшой величины выборки и сходности условий проживания разлученных монозиготных близнецов. К тому же, подчеркивал он, и специалистам, и дилетантам свойственно искать и находить общие черты в поведении близнецов даже тогда, когда различия между ними более показательны. Решение проблемы роли инстинктов в становлении личности требует более тонких подходов. Как отмечает Л.Ф. Обухова, в ходе антропогенеза практически исчезли какие бы то ни было инстинктивные функциональные системы. К моменту рождения у ребенка нет ни одного заранее сформированного поведенческого акта. Дж. Брунером, Я.Я. Рогинским, П.Я. Гальпериным довольно подробно исследованы процессы замены биологических закономерностей поведения гоминид социальными. В ходе антропогенеза между человеком и его природной средой вклинивается система общественных отношений и благодаря этому происходит систематическое торможение инстинктивного отношения к предметам, удовлетворяющим потребности. В результате возникает новая структура поведения: потребности теряют биологический характер и становятся органическими. Для понимания природы человека, сделал вывод на основании проделанных исследований П.Я. Гальперин, важно, что у ребенка нет биологической предопределенности поведения. Тем не менее безусловные рефлексы являются как бы глубинным фактором социально обусловленного поведения, источником его первичных импульсов. В настоящее время большинство физиологов и психологов сходятся в том, что динамические особенности психики определяются индивидуально-природными врожденными качествами человека. Их совокупность И.П. Павлов определял понятием «тип высшей нервной деятельности», индивидуальными характеристиками которого являются сила, уравновешенность, подвижность возбудительного и тормозного процессов. А.В. Петровский трактует содержание данных характеристик следующим образом: • сила нервной системы - самый важный показатель типа: от этого свойства зависит работоспособность клеток коры, их выносливость; • подвижность нервных процессов: скорость, с которой происходит смена одного нервного процесса другим; • уравновешенность нервной системы: соотношение тормозного и возбудительного нервных процессов. Некоторые из сочетаний свойств типа, которые встречаются чаще других или же выступают наиболее ярко, могут, согласно И.П. Павлову, служить объяснением той классификации темпераментов, которая известна с глубокой древности. А именно: сангвиническому темпераменту соответствует сильный уравновешенный быстрый тип нервной системы, флегматическому - сильный уравновешенный медленный тип, холерическому - сильный неуравновешенный тип, меланхолическому - слабый тип нервной системы. Исследованиями Б. М. Теплова, В. Д. Небылицина, А.В. Петровского, B.C. Мерлина, В. М. Русалова, Э.А. Голубевой и др. были открыты и иные свойства нервной системы - лабильность (скорость возникновения и прекращения нервного процесса), активированность (интенсивность и устойчивость активности, зависящие от силы нервной системы), реактивность (повышенная возбудимость), определенность темперамента общей конституцией организма, связь типа темперамента с различными типами сочетания экстраверсии-интроверсии, с эмоциональной устойчивостью-неустойчивостью. Несомненна, что наследственность определяет морфологически-соматическую организацию индивида, в том числе и его половозрастные особенности, появляющиеся и развивающиеся в пору отрочества и юности. Важную роль при этом играют качество и состояние органов чувств, от которых во многом зависят успехи социализации индивида. Г. Крайг полагает, что многие черты личности обусловлены генетически — по крайней мере, частично. К трем наиболее часто связываемым с генетическим фактором свойствам относятся эмоциональность, социабельность и уровень активности. Эмоциональность - склонность легко поддаваться страху или гневу. Социабельность - то, насколько люди предпочитают проводить время с другими людьми, вместо того, чтобы это делать в одиночку. Содержание понятия активность общеизвестно. Вместе с тем следует учитывать, что более активный ребенок способствует созданию вокруг себя определенной среды и интенсифицирует отношения с последней. Поэтому разделить в данной ситуации последствия влияний генетического и социального факторов практически невозможно. Рассматривая проблемы индивидуальной наследственности, нельзя обойти вниманием проблемы наследственности социальной. К настоящему времени сложилось несколько разноплановых ее теорий. К их числу можно отнести концепцию архетипов К. Г. Юнга, развитую его последователями. Однако в ней проблемы индивидуальной и социальной наследственности как бы совмещены: коллективное бессознательное - это наследуемая часть психики, в равной степени присущая каждому члену человеческого сообщества. Однако существуют теории социальной наследственности совершенного иного рода: они связаны с поиском собственного социального гена, механизмов наследственности в социуме и т.д. Одну из таких концепций предложил М. К. Петров. Есть лишь один возможный претендент на роль социального гена, считал ученый, — знак в его способности фиксировать и неопределенно долго хранить значение. Знак, как правило, оказывается носителем смысла и основанием его преемственного изменения, результатом, адресом и поводом общения. Контакт поколений, уподобление последующего поколения предшествующему возможны лишь при опосредовании этого контакта знаком. Систему знаков, выражающих сущность и содержание культуры данного социума и обеспечивающих наследование социальной информации последующими поколениями, М.К. Петров назвал социокодом. «Социокод - основная знаковая реалия культуры, удерживающая в целостности и различении фрагментированный массив знания, расчлененный на интерьеры мир деятельности, и обеспечивающая институты общения» [14. С.14]. По мнению М. К. Петрова, в европейском регионе до настоящего времени существовало три основных типа социального кодирования: личностно-именное, профессионально-именное, универсальное. Первый тип кодирования существовал в дописьменных, первобытных культурах. В социумах того периода индивид, пройдя обряд инициации и получив взрослое имя, попросту «растворялся» в контексте этого имени, отождествляя себя со всеми прежними его носителями и принимая на себя как свои собственные все роли подвиги и нормы поведения в типизированных ситуациях коллективного действия, которые содержатся в тексте, привязанном к данному имени. Профессионально-именное кодирование характерно для обществ «азиатского», античного и феодального типов. На этом этапе социокод представляет собой семейство вечных имен богов - покровителей профессий. При этом имя выполняет две функции. Во-первых, оно программирует некоторую массу индивидов в деятельность, удерживая их в тексте имени и изолируя от текстов других имен. Во-вторых, имя экстралингвистическим способом, опираясь на идею кровнородственной связи богов, приводит деятельность массы программируемых им индивидов к единству общесоциальногокорпуса необходимой деятельности. Универсальное кодирование впервые возникло в Европе, оно связано с появлением научного знания, с теми особенностями античной «архитектуры духа», о которых шла речь выше. Благодаря развитию науки, люди приобрели возможность формализовать любую проблему, следовательно, перевести ее в измеримую и разрешимую форму. Возникновение и развитие универсального типа кодирования, выразившееся, в частности, во внедрении в образовательный процесс «свободных искусств», обусловило особый путь эволюции западной культуры с доминированием научного рационализма («логического ига», по И. Киреевскому), императива экологической рентабельности с преобладанием тенденции к демократизации внутри собственного социума и агрессивности, колонизаторской направленности в отношении обществ, основанных на иных принципах. Приобретенные особенности человека формируются в процессе социализации. Этот тотальный процесс в конечном счете обусловливает все качества и свойства личности, развитие которых происходит поэтапно. В сенсомоторный период через игру с предметами ребенок осваивает элементарные формы предметной деятельности, развивает память, перцептивную организацию, вырабатывает способности к жестовой и мимической символической репрезентации. Затем наступает этап раннего когнитивного и языкового развития, позже — период усвоения социальных эталонов и культурных знаний, становления «Я», автономии, дисциплины, просоциального поведения. Развитие ребенка от двух до шести лет только в западной психологии описывается как минимум четырьмя теориями: психодинамического подхода, социального научения, когнитивного подхода, генетической психологии. В отечественной психологии наибольшим авторитетом пользуются концепции раннего детства Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина и др. Всеми названными теориями признается, что в указанный период происходит дальнейшая эволюцияпросоциального поведения, через разрешение конфликтов развития формируется Я-концепция, происходит дальнейшее усвоение социальных понятий, норм и навыков, тендерных схем, приучение к дисциплине и самореализации, развитие умений общаться со сверстниками, игровых навыков. В дальнейшем индивид переживает периоды среднего детства, подросткового и юношеского возраста, ранней, средней и поздней взрослости, или старения, умирания и смерти. В каждый из этих периодов личность отличают физическое и психосоциальное состояние, содержание Я-концепции, уровень развития и реализации способностей, талантов, уровеньсамоактуализации, социального признания, содержание семейных отношений и т.д. Иными словами, в процессе социализации человек приобретает всего себя, свою индивидуальность и свою общность, реализуя и унаследованные качества.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 874; Нарушение авторского права страницы