Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


АРХИТЕКТУРА РАННЕГО КЛАССИЦИЗМА



Градостроительство

Для руководства повсеместной градостроительной деятельностью в декабре 1762 года было учреждена комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы. Созданная для регулирования застройки обеих столиц, вскоре стала руководить всем градостроительством в стране. Комиссия функционировала до 1796 года. За этот период ею последовательно руководили видные архитекторы: А.В.Квасов (1763-1772 гг.); И.Е. Старов (1772-1774 гг.); И.Лем (1775-1796 гг.). Помимо урегулирования планировки Петербурга и Москвы комиссия за 34 года создала генеральные планы 24 городов (Архангельска, Астрахани, Твери, Нижнего Новгорода, Казани, Новгорода, Ярославля, Костромы, Томска, Пскова, Воронежа, Витебска и др).

1) главными градоформирующими факторами считались водные и сухопутные магистрали, сложившиеся аминистративные и торговые площади, четкие границы городов.

2) упорядочение городской планировки велось на основе геометрически правильной прямоугольной системы.

3) застройка улиц и площадей городов регламентировалась по высоте.

4) главные улицы и площади должны были застраиваться образцовыми домами, поставленные вплотную друг к другу. Это способствовало единству организации улиц. Архитектурный облик домов определялся несколькими утвержденными образцовыми проектами фасадов. Они отличались простотой архитектурных решений, их плоскости оживляли лишь фигурные повторяющиеся обрамления оконных проемов.

В классическом стиле формировалась и достраивалась историческая часть таких городов как Киев, Полтава, Одоев, Богородицк, современный Ломоносов и Пушкин, а также порядка 400 других городов Российской империи. На период классицизма пришелся и период основания таких городов, как Екатеринбург, Петрозаводск, Таганрог, Ижевск и некоторых других. Позднее всего классицизм пришел в города Сибири.

 

АРХИТЕКТУРА РАННЕГО КЛАССИЦИЗМА

Гг.

 

Ранний русский классицизм в архитектуре сохраняет пластику, обогащённость и динамику форм, присущую барокко и рококо. Определяющие качества раннего классицизма - чёткость объёмной композиции, строгий ритм ордерных элементов, уплощённость фасадов, сдержанность убранства.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

 

В этот период работали известные архитекторы: немецкий архитектор Георг Фридрих (Юрий Матвеевич) Фельтен, итальянцы Антонио Ринальди и Винченцо Бренна. Учреждение Академии художеств в 1757 г. обусловило появление новых архитекторов, как русских, так и иностранных. К ним относится приехавший из Москвы Александр Филиппович Кокоринов и приглашенный из Франции Ж.Б.Валлен-Деламот. А.Ф. Кокоринов и Ж.Б.Валлен-Деламонт создавали в России дворцовые ансамбли, которые отражали архитектуру парижских особняков, отелей с замкнутым парадным двором.

 

Антонио Ринальди (1709 - 1794) — итальянский архитектор, работавший в России. В Петербурге - с 22 июня 1751 г., в 1756—1790 гг. придворный архитектор. Манера мастера отличалась рационализмом и в определенной степени консерватизмом.

Китайский дворец в Ораниенбауме

1762-1768 гг. Прихотливые очертания дворца гармонировали с окружающей парковой композицией, с искусственным водоемом и красиво оформленной растительностью. Среда парадных помещений одноэтажного дворца особенно выделяются величавой красотой - Большой зал, Овальный зал, зал Муз, Китайский кабинет с элементами убранства, Стеклярусный кабинет.

Павильон Катальной горки

1762-1774 гг. Трехэтажный павильон с колоннадами обходных галерей на втором и третьем этаже. Комплекс Катальной горки состоял из павильона, скатов и крытых галерей-колоннад протяженностью 532 м. Спусковая площадка располагалась на высоте 20 м.

Мраморный дворец

1768-1785 гг. Привлекает внимание благодаря многоцветной мраморной облицовке фасадов. Благородная серая гамма Мраморного дворца с розовым цветом пилястр великолепно сочетается со свинцовыми водами Невы, на набережной которой он стоит. Трехэтажное здание имеет П-образную композицию с крыльями, образующими довольно глубокий парадный двор.

Гатчинский дворец

1766-1781 гг. Дворец составляет трехэтажный с проходной галерей, внизу основной корпус дополненный пятигранными шести ярусными видовыми башнями и дугообразные двухэтажные крылья, охватывающие парадный двор. Сдержанная пластика фасадов комплексируется благородством местного камня - светло-серого известняка. Парадные интерьеры расположены на втором этаже, из них наиболее значительны Белый зал, Аванзал, Мраморная столовая и другие.

 

Александр Филиппович Кокоринов (1726 - 1772) — русский архитектор. С 1761 г. директор, с 1765 г. - профессор, а с 1769 г. - ректор Императорской Академии художеств. Работы Кокоринова знаменуют переход от барокко к классицизму.

Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот (1729 - 1800) - французский архитектор. C 1759 г. профессор Петербургской Академии художеств. Среди учеников выделяются В. И. Баженов, И. Е. Старов. С 1766 г. — придворный архитектор. Постройки Валлен-Деламота — характерные образцы раннего русского классицизма, в которых ясность композиций сочетается с барочной пластичностью масс.

Здание Академии художеств

1764-1788 гг. Академия занимает целый квартал набережной на Васильевском острове. В плане – четкий квадрат с вписанным в него кругом – двором для прогулок. Внешне объем вытянут и спокоен. Имеет очень небольшой купол, углубленный в основание.

 

Юрий Матвеевич (Георг Фридрих) Фельтен (1730 - 1801) - архитектор, получил образование в Германии, состоял при Растрелли помощником по сооружению Зимнего дворца. С 1764 преподавал в Академии художеств. В 1772 был возведён в звание академика, 1789 стал директором Академии. 1760-1770-е годы стали периодом становления и расцвета таланта Фельтена.

Малый Эрмитаж

1764-1766 гг, арх. Ж. Б. Валлен-Деламот, Ю. М. Фельтен. Корпуса здания являются связующим звеном между барочным Зимним дворцом и памятниками классицизма — Большим и Новым Эрмитажем. Своё название получил благодаря привычке Екатерины II устраивать здесь спектакли и увеселительные вечера — малые эрмитажи.

История создания Малого Эрмитажа началась с задумки «Оранжерейного дома» с Зимним садом внутри. В Северном павильоне с видом на Неву разместились зал и два кабинета по сторонам его. Стены всех помещений были украшены картинами в несколько ярусов. В южной части павильона, находился зимний сад. Фасад, запроектированный Валлен-Деламотом, отличает богатство и утончённость архитектурных форм раннего классицизма.

Южный павильон Фельтен решил, соединив уходящее в прошлое барокко и нарождающийся классицизм. Отделка первого этажа повторяет мотивы обработки фасада Зимнего дворца. Два следующих этажа архитектор расчленил пилястрами и украсил барельефными панно.

Большой Эрмитаж

1771-1787 гг. Выстроенный в линию с фасадами Зимнего дворца и Малого Эрмитажа, фасад Большого Эрмитажа более лаконичен и строг. Зодчий сумел гармонично вписать новую постройку в ряд уже существующих. Комнаты и залы размещены двумя продольными анфиладами – в сторону набережной и на сторону двора.

Училище мещанских девиц (Александровское училище)

1764-1775 гг. Архитектор по-разному решает два фасада здания: со стороны Невы и со стороны города. Главный корпус образует полукруг, ограничивающий площадь, от которой начинается дорога в город. Фасад имеет трёхчастное членение, подчёркнутое входами, центральный из которых выделен ризалитом с 4-я пилястрами ионического ордера, объединяющими второй и третий этажи. Рассечённая филёнками незначительного рельефа стена оставляет впечатление единого монолита. За основным корпусом размещается целый лабиринт зданий, связанных между собой. Фасады трёх корпусов, выходящих на Неву, оформлены более парадно, с использованием портика из восьми сдвоенных колонн, плотно примкнувших к стене.

Ограда Летнего сада

1770-1784 гг. С 1761 по 1780 г. Ю.Фельтен руководит работами по реконструкции Дворцовой набережной Невы, замене деревянных сооружений гранитной облицовкой. Дворцовая набережная стала сдержанной и строгой, нужно было и соответствующим образом изменить обрамление Летнего сада. Новая решётка была создана при творческом участии П.Е.Егорова; железные звенья выковали тульские кузнецы, а гранитные столбы с фигурными вазами и гранитный цоколь изготовили путиловские каменотесы. Ограду отличает простота, удивительная пропорциональность и гармония частей и целого. Основу решетки составляют чередующиеся через определенные промежутки цилиндрические, похожие на колонны столбы, завершенные вазонами.

 

МОСКВА

 

Карл Иванович Бланк (1728 - 1793) — московский архитектор и инженер-строитель, один из последних мастеров барокко и первый по времени архитектор раннего классицизма.

Воспитательный дом в Москве

1764-1781 гг. По проекту, составленному Карлом Бланком при участии Ю. М. Фельтена, вдоль берега реки Москвы должны были быть выстроены три замкнутых корпуса-каре с обширными внутренними дворами: западный для мальчиков (заверш. в 1767 г.), восточный для девочек, и соединяющий их центральный (заверш в 1781 г.).

 

Гг.

 

Зодчие зрелой поры классицизма создали классические типы столичного дворца-усадьбы и крупного комфортабельного жилого дома, ставшие образцами в широком строительстве загородных дворянских усадеб и в новой, парадной застройке городов.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

В Петербурге продолжались важные работы по благоустройству. Создавались гранитные набережные Невы, малых рек и протоков. Возводились замечательные архитектурные памятники, ставшие важными градоформирующими элементами.

Памятник Петру I

1782 г. Скульпторы Э.М.Фальконе, М.А.Колло; змея выполнена Ф.Г.Гордеевым. Замечательная бронзовая пустотелая скульптурная композиция на естественной гранитной скале (Гром-камень, вес 1600 т). Скала своими размерами (высотой 10, 1 м., длиной 14, 5 м, шириной 5, 5 м) соответствовала просторной прибрежной площади.

Таврический дворец

1783-1789 гг. Центральный двухэтажный корпус дворца с шестиколонным портиком тосканского ордера увенчан плоским куполом на невысоком барабане; гладкие плоскости стен прорезаны высокими окнами и завершены антаблементом строгого рисунка с фризом из триглифов. Главный корпус объединён одноэтажными галереями с боковыми двухэтажными корпусами, ограничивающими широкий парадный двор.

Строгость фасада контрастирует с роскошью интерьера. Из прямоугольного вестибюля через торжественные «врата» зритель попадал в восьмиугольный зал, затем в поперечно ориентированную огромную галерею с закругленными торцами галерею, обнесенную двойным рядом колонн. Позади дворца был разбит сад.

Собор святой Троицы в Александро-Невской лавре

1776-1790 гг. Однокупольный храм с двумя двухъярусными башнями-колокольнями. Внутреннее пространство собора, крестообразное в плане, разделено на три нефа массивными пилонами, поддерживающими своды. Собор увенчан куполом на высоком барабане. В общую композицию включены две монументальные колокольни, возвышающиеся по сторонам лоджии главного входа, оформленной портиком из 6 колонн римско-дорического ордера. Фасады обработаны пилястрами и неглубокими филёнками.

 

Джакомо Антонио Доменико Кваренги (1744 - 1817) —архитектор и живописец, один из ярких представителей классицизма в русской архитектуре. В январе 1780 года Кваренги приехал в Санкт-Петербург по приглашению Екатерины II в качестве «архитектора двора её величества». Он выполнил также ряд заказов высокопоставленных вельмож. При Павле I Кваренги выполняет ряд крупных проектов. Работы Кваренги исполнены в духе палладианства и новой итальянской школы с её изящным, благородным, но холодным и сухим стилем. В строениях Кваренги всегда заметен вкус и гармоничность пропорций. Его работы — характернейший пример зрелого классицизма в русской архитектуре.

Эрмитажный театр

1783-1787 гг. Здание театра Кваренги выделяет двухэтажной рустованной частью, неглубокой лоджией с большим ордером между боковыми ризалитами и особенно – театральным залом, на создание которого повлиял театр Олимпико в Виченце спроектированный Андреа Палладио.

Здание Академии Наук

1783-1789 гг. Главный фасад трёхэтажного прямоугольного в плане здания обращён на Большую Неву. Нижний цокольный этаж облицован гранитом. Торжественные гранитные лестницы ведут на площадку у главного входа в вестибюль на втором этаже. В нём размещались академические магазины (склады), книжная лавка и квартиры служащих.

Ассигнационный банк

1783-1799 гг. Кваренги создал оригинальную пространственную композицию, функционально оправданную и логически продуманную. Подковообразное в плане здание банка состоит из центрального трехэтажного корпуса с мощным шестиколонным коринфским портиком на рустованной аркаде и кладовых, соединенных с ним открытыми галереями-колоннадами (позже галереи надстроили и застеклили). Главный фасад здания центрирован ризалитом с фронтоном и колоннадой, объединяющей два верхних этажа. В нижнем этаже расположены три парадные двери. Главный центральный корпус был предназначен для непосредственной работы банка. Парадный двор отделен от Садовой улицы чугунной оградой с павильонами-пропилеями и гранитными столбами. Со стороны Екатерининского канала первоначально была глухая стена.

Конногвардейский манеж

1804-1807 гг. Основной фасад искусно обработан портиком, представляющим собой лоджию, ограниченную дорическим ордером и состоящим из 8 колонн, фриза и треугольного фронтона, ранее украшеного терракотовыми барельефами. С двух сторон от главного фасада на гранитных постаментах были установлены уменьшенные копии мраморных статуй Кастора и Поллукса.

Смольный Институт

1806-1808 гг. В плане архитектуры Смольный продолжает цепочку общественных зданий 1790-х гг, в которых Кваренги варьирует одни и те же палладианские мотивы. Монументальность формы, ясность и простота композиции, строгость пропорций, торжественный 8-колонный портик, расположенный в центре протяжённого фасада над аркой с входами, создают величественный архитектурный образ общественного здания.

 

Чарлз Камерон (1743-1812) — архитектор. В Петербург приехал в 1779 году по приглашению Екатерины II. Разрабатывал дворцово-парковые ансамбли и интерьеры.

Комплекс в Царском Селе

1783-1786 гг. Комплекс из Камероновой галереи, Агатовых комнат, висячего сада, к которому ведет специальный пандус большой длинны, холодных бань в первом этаже. Все это вместе создает уголок античности на русской почве, приют вдохновения утонченной просвещенной натуры.

В здании Камероновой галереи интересны широко расставленные тонкие колонны ионического ордера, они придают необыкновенную легкость верху, вознесенному на тяжелых аркадах, облицованных серым пудосским камнем. Основу образа составляет контраст шероховатой грубой поверхности облицовки и нежно-палевого тона стен, белыми филенками (тонкие доски в раме) и медальонами – контраст силы и хрупкости.

Павловский ансамбль

1782-1786 гг. За основу зодчий взял итальянскую виллу с плоским куполом. Дворец представляет из себя квадрат с круглым залом в центре, галереи охватывают пространство двора. Дворец поставлен на высоком холме над речкой Славянкой. За основу взят распространенный тип итальянской виллы с плоским куполом. Дворец создавался вместе с английским парком. Парк пересекает речка, через которую перекинуты мосты. Особенной красотой и сочетаемостью с пейзажем отличается мраморная и бронзовая скульптура, украшающая парк, ряд замечательных павильонов, среди которых особое место занимают «Храм дружбы» и павильон «Трех граций».

 

МОСКВА


В этот период работают Баженов Василий Иванович, его ученик Матвей Фёдорович Казаков

Василий Иванович Баженов (1737 - 1799) — архитектор, художник, теоретик архитектуры и педагог, представитель классицизма, масон. Баженов был первым пенсионером Академии художеств, отправленным за границу. Баженов был одним из лучших практиков-строителей своего времени, отличаясь искусством планировки, изяществом формы проектируемых зданий. Являлся одним из проводников т. н. французского стиля в русской архитектуре.

Дом Пашкова

1784-1786 гг. Состоящая из трех различных частей, силуэтная композиция дома, венчающего озелененный пригорок является и до сих пор одной из самых совершенных работ всего русского классицизма конца XVIII в. Фасадом оно обращено к улице и было отделено от неё небольшим садом. Вход и двор дома находятся с обратной стороны и открываются торжественными воротами. Применяется отделка большим, в два этажа, ордером (колонны портика и пилястры) и рустом. Замечательны баллюстрада с вазами, орнамент. Прекрасен богато декорированный круглый купол с парными колоннами. В архитектуре боковых флигелей видно влияние античной традиции: они решены как портик с фронтоном.

Голицынская больница

1796-1801 гг. Зданиесостоит из двух крыльев и центральной части, где расположена церковь, перекрытая куполом с двойной оболочкой и завершённая лёгкой декоративной ротондой. Боковые крылья здания ничем не обработаны, а в центре мощная колоннада дорического ордера, треугольный фронтон, над которым возвышается барабан церковного купола.

Благородное собрание

1784-1790 гг. Н аиболее оригинален Колонный зал. Он отличается обширностью и высотой. Облик зала определяет коринфская колоннада. Она выделяет центральное пространство, предназначенное для балов и приемов. Колонны сделаны из искусственного белого мрамора, который сияет белизной. Это придает залу радостный характер.

Петровский дворец

1776-1780 гг. В решении этого дворца казаков воплотил свои искания в мавританско-готическом стиле, начатые еще Баженовым. Облик этого здания определяют красный цвет кирпича и белый декор в восточном стиле.


АРХИТЕКТУРА ПОЗДНЕГО КЛАССИЦИЗМА

И РУССКОГО АМПИРА

Гг.

 

В начале XIX века в классицизме происходят существенные изменения, появляется стиль ампир. Переход от классицизма к ампиру произошел достаточно логично и плавно.

 

Русский ампир – архитектурный стиль начала XIX в, являющийся завершающим этапом позднего классицизма. Моду на ампир в России можно объяснить появлением претензий Российской империи на диктат в Европе. Кроме того, в России была сильна мода на все французское, даже во время войны с наполеоном. На волне триумфальной победы над наполеоновской Францией имперский стиль стал олицетворять торжество государственности, монархической власти.

Характерные черты русского ампира:

1) сочетание геометрически правильных форм, возвышенной, торжественной приподнятости образов и сдержанной красоты лепного декора

2) в декоративном убранстве стали использоваться всевозможные военные атрибуты – доспехи, оружие, лавровые венки и венки из дубовых листьев, факелы, и т.п. Используются мотивы, репродуцирующие практически без изменений античные образцы скульптуры, подобные грифонам, сфинксам, львиным лапам и т. п.

3) композиция зданий отличалась усиленным тяготением к мужественности, торжественности и монументальности.

4) художественные средства ампира тяготели к образцам императорского Рима, Древнего Египта

5) сооружения отличались большой пышностью и парадностью, призваны были подчеркнуть мощь (в т.ч. и военную) Российской империи и увековечить ее триумф.

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

 

Появление и развитие стиля ампир в России связывают с именами таких архитекторов как Андрей Никифорович Воронихин, Жан Тома де Томон и Андреян Дмитриевич Захаров. Крупнейшим архитектором Петербурга позднего периода был Василий Петрович Стасов. В стиле ампир работал приглашённый Александром I французский архитектор Анри Луи Огюста Рикар де Монферран. Последней крупной фигурой, работавшей в этом направлении, стал российский архитектор Карл Иванович Росси.

Андрей Никифорович Воронихин (1759 - 1814) — архитектор, живописец, один из основоположников русского ампира.

Горный институт

1806-1811 гг. Примечательна дорическая колоннада огромного портика на фоне суровых стен фасада, со скульптурными группами по бокам портика.

 

Жан Франсуа Тома де Томон (1760 - 1813) — французский архитектор, представитель зрелого классицизма, работавший в России.

Биржа

1805-1816 гг. Композиционный центр Васильевского острова. Объём, напоминающий античный храм на высоком гранитном стилобате с окружающей центральный объём дорической колоннадой. С торцов 10 колонн, с боков – 14 колонн. На стилобат с торца ведут лестницы, а сбоку – 2 пандуса. Центральный объём возвышается над колоннадой, вмещает главный зал и расположенные по периметру в 3 яруса служебные помещения.

Перед зданием архитектор установил две ростральные колонны (1810 г.) со скульптурами, символизирующими великие русские реки: Волгу, Днепр, Неву и Волхов. Колонны выполнены в дорическом ордере, поставлены у спусков к Неве по обе стороны полукруглой площадки. Служили маяками, подчёркивали значимость Биржи. Постаменты выполнены из гранита, сами колонны из пудосского камня. Украшены металлическими скульптурными изображениями. Наверху – металлические треножники с чашами-светильниками. Внутри колонн – винтовые лестницы.

 

Андреян Дмитриевич Захаров (1761 - 1811) — русский архитектор, представитель стиля ампир. Его учителями были А. Ф. Кокоринов и И. Е. Старов. С 1787 преподавал в Академии Художеств, среди его учеников был архитектор А. И. Мельников. С 1794 года стал академиком.

Спасо-Преображенский собор

1829 г. Высота - 41, 5 м. Фасады главного объёма оформлены двенадцатиметровыми четырёхколонными портиками ионического ордера. Завершает здание мощный световой барабан, увенчанный главным куполом, по углам — четыре главки-колокольни. В северо-западной колокольне установлены башенные часы. Высокие полуциркульные окна закомпонованы в ниши с балюстрадами и оформлены орнаментальными архивольтами. Стены собора также декорированы лепными панно с воинскими атрибутами.

Александровская колонна

1829-1834 гг., арх. О. Монферран, замысел К. Росси. Напоминает Колонну Трояна в Риме - дорическая колонна из монолитного розового гранита высотой 47, 2 м, увенчанная фигурой ангела с крестом (скульптор Б. Орловский). Бронзовые барельефы на пъедестале включают изображения древнерусских кольчуг, шишаков, щитов.

Исаакиевский собор

1818-1838 гг. Высота 101, 5 м, длина 111, 2 м, ширина 97, 6 м. Собор – одна из архитектурных доминант Санкт-Петербурга и второе по высоте здание после Петропавловского собора.

Прообразом собора послужил тип центричного, квадратного в плане пятикупольного храма с украшенными портиками фасадами. Здание Исаакиевского собора решено цельным, компактным кубическим объемом, над которым поднимается высокий цилиндрический барабан, прорезанный арочными окнами и окруженный изящной колоннадой. Барабан увенчан золоченым куполом с легким восьмигранным световым фонариком. По углам выступающего основного объема здания находятся четыре небольшие звонницы, удачно дополняющие силуэт храма. Их завершают легкие позолоченные главки, размер которых продиктован масштабом самих звонниц. Гладкие плоскости стен собора прорезаны большими арочными окнами с массивными наличниками. Вверху треть фасада занимает колоссальный по размерам аттик. Эффектное сочетание темно-красных колонн портиков, колоннады главного купола, цоколя здания с серой мраморной облицовкой стен и золочеными куполами придает всему сооружению парадный вид. Купол высотой 28 м с конструкциями из металла. В интерьере – лазурит, малахит, порфир и мрамор. Архитектурные детали отлиты из бронзы.

Конный памятник Николаю I

1859 г. Внизу – аллегорические женские фигуры. Сама статуя из бронзы, пьедестал с тремя ступенями – из финского гранита.

 

МОСКВА

 

В начале XIX века в московской архитектуре также начинает преобладать ампир. К крупнейшим московским архитекторам данного периода относят Осипа Ивановича Бове, Доменико Жилярди и Афанасия Григорьевича Григорьева.

 

Осип (Джузеппе) Иванович Бове (1784 - 1834) — российский архитектор. Для восстановления сожженной Москвы была создана специальная Комиссия о строении Москвы, в которую Бове вошёл архитектором четвёртого участка и отвечал за центральные районы города. В 1814 г. Бове был назначен главным архитектором «фасадической части», надзирающим за проектами и их точным осуществлением. Сумел на этом посту обновить облик Москвы, с новым для неё размахом и по единому стилистическому замыслу. С помощью утверждённого в 1817 г. генерального плана, Бове воплотил идею города-монумента во славу величия Российской империи.

Триумфальная арка в Москве

1829-1834 гг. Для сооружения ворот был использован камень из разбираемого Самотечного канала и белый камень из села Татарово Московского уезда («татаровский „мрамор“») — им были облицованы стены арки. Колонны и скульптура — отливались из чугуна. Скульптурный декор арки выполнен скульпторами Иваном Петровичем Витали и Иваном Тимофеевичем Тимофеевым, работавшими по рисункам Осипа Бове.

 

 

ИЖЕВСК

 

Семён Емельянович Дудин (1779 - 1825) — первый профессиональный ижевский архитектор. Считается пионером горнозаводского зодчества на Урале.

Родился в семье крепостного. В 1785 г. отец определил шестилетнего сына в воспитательное училище при Академии художеств. Много раз получал первые места за рисование с натуры и дважды серебряные медали за архитектурные проекты. В 1797 г. — дважды. Главным учителем и наставником Дудина в Академии был профессор Андреян Дмитриевич Захаров. Дудин закончил Академию в 1798 г., получив аттестат первой степени и шпагу, которые давали право на некоторые личные дворянские привилегии.

Работал в дирекции «приисков каменного угля и работ», стажировался у архитектора и поэта Н.Львова, был помощником А.Захарова в Гатчине. За выполненную под его руководством «программу» получил Большую золотую медаль и был отправлен на стажировку в Италию, где учился в Риме у известных профессоров Кампорези и Аспруччи.

По возвращении в Санкт-Петербург с рекомендациями президента петербургской Академии художеств Строганова и запросу инженера Дерябина был командирован в 1807 г. на строительство Ижевского оружейного завода.

По прибытии на место, тщательно изучив требования жизни, молодой архитектор принялся за проектирование основных зданий завода и составление генерального плана «будущего города Ижа». В 1809 г. проект был составлен и послан в Петербург на утверждение царю. В основу генерального плана архитектор положил принцип поквартальной застройки.

Первая постройка Дудина в Ижевске — дом Дерябина. В городе им были построены: главный корпус Ижевского оружейного завода, здание Арсенала, горная школа, Троицкая церковь, Александро-Невский собор и другие.

Дудин стал первым профессиональным архитектором на территории Удмуртии и Вятского края, основоположником уральского классицизма. Известно о 50 проектах и постройках зодчего. За успешную деятельность по проектированию и строительству «города Ижа» архитектор был награждён двумя орденами.

За 18 лет своей деятельности в Ижевске архитектор был награждён орденами Св. Анны III степени и Владимира IV степени.

Умер Семён Дудин в 1825 г. и был похоронен на Нагорном кладбище в Ижевске. Сейчас на этом месте находится стадион «Зенит».

Дом Захария Лятушевича

1807 г. Небольшой каменный одноэтажный особняк. Главный западный фасад определен полукруглым выступом и симметричной композицией мезонина с балконом, акцентирующим его центральную ось. Примыкающие к нему с севера и востока объемы, подчеркивают характерную для русского классицизма трехчастность схемы здания. Классические мотивы архитектурных форм: профилированность карнизов, фриза, фронтона придают особняку облик, характерный для русской классической архитектуры XIX века. В 1880-х г.г. прямоугольные окна были растесаны под арочные. В 1925 г. были сделаны пристройки на три окна с севера, и на три окна с востока, нарушившие симметрию фасада.

Арсенал

1823-1827 гг. Это последняя постройка С.Е.Дудина. Проект арсенала разрабатывался им еще в период стажировки в Италии, а окончательный вариант его утвержден в 1813 г.

Это третий ижевский арсенал. Первый был спешно оборудован в деревянном здании на нынешней Милиционной улице в 1812 г., когда. впервые назрела необходимость обособленно хранить выпускаемую заводом продукцию. Второй арсенал устроили в 1820 г. в восточном флигеле главного заводского корпуса. Третий, на Карлутской площади, явился одним из лучших в России сооружений такого рода по функциональному удобству, гармоничности плана и архитектурной выразительности. В арсенале хранили оружие, изготавливаемое за зиму к отправке из Гольян первого каравана " в Россию".

Строгий П-образный корпус Арсенала с тремя шестиколонными ложными портиками оригинально замкнут в каре настоящей крепостной стеной с караульней. Подковообразное в плане здание было раскрыто двором на юг, что способствовало лучшему освещению внутренних помещений. В центре двора - отмеченный портиком корпус для сборки и чистки оружия, тут же располагалась заводская школа, где с детских лет обучали секретам профессии сборщиков оружия, мастеров по его приемке с заводского " конвейера". Из него в основное здание вели галереи, позволявшие переносить оружие в непогоду, сохраняя его сухим. Планировка ижевского арсенала была удобнее, чем у аналогичных зданий в Златоусте и Туле.

Дудин заботился о том, чтобы его произведение украшало собой будущий город.
Три фасада здания решены им в строгих традициях русского классицизма и имеют совершенно одинаковую композицию: в центре — торжественные шестиколонные портики с треугольными фронтонами, а по бокам — слегка выступающие крылья-ризалиты. Плоскость стен оживляют лепные карнизы-сандрики над оконными проемами и рустованные простенки между окнами.

К осени 1824 г. здание арсенала было вчерне готово. Император Александр I, приезжавший в октябре этого года в Ижевск, осмотрел в числе других зданий также и арсенал и вынужден был воздать должное таланту архитектора, наградив его орденом Владимира 4-й степени.
Летом 1825 г. здание было отделано снаружи и внутри и 27 октября в Ижевскую оружейную контору поступил рапорт об окончании строительства. Ввиду смерти Дудина рапорт был подписан его помощником А. П. Беляниновым.

Александро-Невский собор

1820-1823 гг. Семен Дудин самостоятельно выполнил проект монументального собора с тремя престолами, тремя колокольнями и прямоугольным в плане алтарным выступом. Этот проект был расценен в Петербурге как " великолепный", но власти сочли, что строительство такого монументального здания потребует " знатных издержек" и будет " излишним в столь глухом и отдаленном краю". Взамен петербургские власти в 1817 г. выслали в Ижевск чертежи только что законченного Андреевского собора в Кронштадте работы А.Д. Захарова.

Дудин откорректировал чертежи, исходя из местных условий, заменил дорогие материалы на заводское литье, упростил отдельные детали и умело вписал храм в композицию поселка. Строительство было завершено в 1823 г., колокольня собора поднята почти сорока годами позже.

Александро-Невскому собору присущи типичные черты классического стиля: строгие пропорции основных объемов, простота и ясность линий, лаконичность декоративной отделки. Гармоничностью пропорций отличаются пластические портики, полукруглый алтарный выступ, членение стен, благородные формы колоннады.

Квадратный в плане, кубический по массе холодный храм перекрыт сферическим сводом на барабане. Распор гасят четыре мощных пилона со срезанными углами. Две подпружные арки, лежащие на оси запад-восток, раскрыты на алтарь и главный неф, а с юга и севера они трактованы как ниши. Главный неф отделен от боковых двумя колоннадами ионического ордера, из четырёх колонн каждая. Перекрытие над главным нефом — коробовый свод. Традиционная для большинства православных храмов крестообразность плана обеспечена введением двух шестиколонных портиков с юга и севера храма. Они тоже ионического ордера, но колонны здесь значительно тоньше внутренних колонн и с резко выраженным утолщением. Каждой внутренней колонне на северной и южной стенах трапезной соответствует пилястра.

Ижевский зодчий талантливо связал собор в единую градостроительную композицию с главным корпусом оружейного завода. Стройная колокольня ритмически и стилистически соответствовала заводской башне, расположенной с ней на одной оси. Новый храм стал градостроительным, идеологическим и даже астрономическим центром Ижевска. Последнее обстоятельство связано с тем, что именно колокольню собора избрали одним из 52 астрономических пунктов Вятской губернии. Точнейшие координаты колокольни были впервые определены военными топографами Генерального штаба в 1858 г.

Не обошли вниманием новый собор и царственные особы: через год после открытия, в октябре 1824 г., его посетил Александр I, приезжавший инспектировать завод, а в мае 1837 г. - будущий царь Александр II, тогда еще наследник престола, в свите которого находился известный русский поэт В.А. Жуковский.

Градостроительство

Для руководства повсеместной градостроительной деятельностью в декабре 1762 года было учреждена комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы. Созданная для регулирования застройки обеих столиц, вскоре стала руководить всем градостроительством в стране. Комиссия функционировала до 1796 года. За этот период ею последовательно руководили видные архитекторы: А.В.Квасов (1763-1772 гг.); И.Е. Старов (1772-1774 гг.); И.Лем (1775-1796 гг.). Помимо урегулирования планировки Петербурга и Москвы комиссия за 34 года создала генеральные планы 24 городов (Архангельска, Астрахани, Твери, Нижнего Новгорода, Казани, Новгорода, Ярославля, Костромы, Томска, Пскова, Воронежа, Витебска и др).

1) главными градоформирующими факторами считались водные и сухопутные магистрали, сложившиеся аминистративные и торговые площади, четкие границы городов.

2) упорядочение городской планировки велось на основе геометрически правильной прямоугольной системы.

3) застройка улиц и площадей городов регламентировалась по высоте.

4) главные улицы и площади должны были застраиваться образцовыми домами, поставленные вплотную друг к другу. Это способствовало единству организации улиц. Архитектурный облик домов определялся несколькими утвержденными образцовыми проектами фасадов. Они отличались простотой архитектурных решений, их плоскости оживляли лишь фигурные повторяющиеся обрамления оконных проемов.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 2897; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.089 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь