Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Большой театр и Театральная площадь



1818-1824 гг. О. Бове поручили переработку готового проекта А.А.Михайлова, который посчитали слишком дорогостоящим. Бове полностью сохранил основы композиции, однако существенно изменил пропорции здания, уменьшив его высоту с 41 до 37 м., а также внёс существенные коррективы в наружную и внутреннюю отделку.

По замыслу Бове, театр должен был стать композиционным центром ампирного города-храма, восславлявшего победу в Отечественной войне. Величие театра подчёркивалось разбитой перед ним строгой прямоугольной площадью. Бове привёл спроектированный Михайловым объём в соответствие с площадью и развернул квадригу Аполлона к зрителям.

Окончательный проект площади был утверждён в 1821 году. Площадь имеет вид прямоугольника, ограниченного по периметру четырьмя симметрично стоящими зданиями и разделённого посередине проездом. На продольной оси площади здание Большого театра, а с противоположной стороны, под углом к китайгородской стене — сквер. Продольные стороны площади ограничивали четыре двухэтажных корпуса с открытыми галереями в первых этажах, перекрытыми крестовыми сводами, которые зрительно расширяли площадь и предназначались под торговлю. Выходящие на проезд торцы зданий Бове акцентировал повышенными трёхэтажными объёмами с портиками. Одинаковый ритм этих корпусов должен был подчёркивать монументальность стоящего на площади театра.

Триумфальная арка в Москве

1829-1834 гг. Для сооружения ворот был использован камень из разбираемого Самотечного канала и белый камень из села Татарово Московского уезда («татаровский „мрамор“») — им были облицованы стены арки. Колонны и скульптура — отливались из чугуна. Скульптурный декор арки выполнен скульпторами Иваном Петровичем Витали и Иваном Тимофеевичем Тимофеевым, работавшими по рисункам Осипа Бове.

 

 

ИЖЕВСК

 

Семён Емельянович Дудин (1779 - 1825) — первый профессиональный ижевский архитектор. Считается пионером горнозаводского зодчества на Урале.

Родился в семье крепостного. В 1785 г. отец определил шестилетнего сына в воспитательное училище при Академии художеств. Много раз получал первые места за рисование с натуры и дважды серебряные медали за архитектурные проекты. В 1797 г. — дважды. Главным учителем и наставником Дудина в Академии был профессор Андреян Дмитриевич Захаров. Дудин закончил Академию в 1798 г., получив аттестат первой степени и шпагу, которые давали право на некоторые личные дворянские привилегии.

Работал в дирекции «приисков каменного угля и работ», стажировался у архитектора и поэта Н.Львова, был помощником А.Захарова в Гатчине. За выполненную под его руководством «программу» получил Большую золотую медаль и был отправлен на стажировку в Италию, где учился в Риме у известных профессоров Кампорези и Аспруччи.

По возвращении в Санкт-Петербург с рекомендациями президента петербургской Академии художеств Строганова и запросу инженера Дерябина был командирован в 1807 г. на строительство Ижевского оружейного завода.

По прибытии на место, тщательно изучив требования жизни, молодой архитектор принялся за проектирование основных зданий завода и составление генерального плана «будущего города Ижа». В 1809 г. проект был составлен и послан в Петербург на утверждение царю. В основу генерального плана архитектор положил принцип поквартальной застройки.

Первая постройка Дудина в Ижевске — дом Дерябина. В городе им были построены: главный корпус Ижевского оружейного завода, здание Арсенала, горная школа, Троицкая церковь, Александро-Невский собор и другие.

Дудин стал первым профессиональным архитектором на территории Удмуртии и Вятского края, основоположником уральского классицизма. Известно о 50 проектах и постройках зодчего. За успешную деятельность по проектированию и строительству «города Ижа» архитектор был награждён двумя орденами.

За 18 лет своей деятельности в Ижевске архитектор был награждён орденами Св. Анны III степени и Владимира IV степени.

Умер Семён Дудин в 1825 г. и был похоронен на Нагорном кладбище в Ижевске. Сейчас на этом месте находится стадион «Зенит».

Дом Захария Лятушевича

1807 г. Небольшой каменный одноэтажный особняк. Главный западный фасад определен полукруглым выступом и симметричной композицией мезонина с балконом, акцентирующим его центральную ось. Примыкающие к нему с севера и востока объемы, подчеркивают характерную для русского классицизма трехчастность схемы здания. Классические мотивы архитектурных форм: профилированность карнизов, фриза, фронтона придают особняку облик, характерный для русской классической архитектуры XIX века. В 1880-х г.г. прямоугольные окна были растесаны под арочные. В 1925 г. были сделаны пристройки на три окна с севера, и на три окна с востока, нарушившие симметрию фасада.

Главный корпус Ижевского оружейного завода

1808-1815 гг. Относится к заводским зданиям редкого адмиралтейского типа, которых в России всего четыре: корпус Воткинского завода, Адмиралтейство и Ижорский завод. Первое в России многоэтажное производственное здание.

Дудин задумал центральный корпус с башней как объединяющий архитектурный центр города. Замыкая собой перспективу главной магистрали (нынешней Советской улицы), заводская башня надолго определила архитектурный силуэт Ижевска и имела для него такое же композиционное значение, как для Петербурга админиралтейская игла.

Огромный монолит здания не производит впечетления тяжеловестности благодаря постановке гораздо ниже уровня плотины, удачно найденному членению фасада и умелому применению архитектурных приемов. Очень простые по рисунку карниз и поясок, отделяющий два верхних этажа от двух нижних, ритмичное чередование широких полукруглых окон с узкими прямоугольными, впадины, соединяющие попарноокна двух смежных этажей, - все эти скромные и экономические приемы оживляют фасад и избавляют его от унылой монотонности. Выразительно акцентирована центральная часть здания: торжественная колоннада из 10 мощных полукруглых пилястр поддерживает богато профилированный антаблемент и двухъярусный аттик, служащий подножием стройной круглой башни, которая увенчивает все здание и придает ему законченный вид. Изящная по силуэту башня (высотой 50 м) состоит из трех поставленных друг на друга, уменьшающихся в диаметре объемов и завершается высоким шпилем в виде дорической колонны, что создает впечетление устремленности ввысь. Прорезанные в нижнем, более массивном ярусе башни высокие проемы-звоны (в них помещаются колокола заводских часов-курантов) усиливают впечетление легкости и изящества соружения.

Арсенал

1823-1827 гг. Это последняя постройка С.Е.Дудина. Проект арсенала разрабатывался им еще в период стажировки в Италии, а окончательный вариант его утвержден в 1813 г.

Это третий ижевский арсенал. Первый был спешно оборудован в деревянном здании на нынешней Милиционной улице в 1812 г., когда. впервые назрела необходимость обособленно хранить выпускаемую заводом продукцию. Второй арсенал устроили в 1820 г. в восточном флигеле главного заводского корпуса. Третий, на Карлутской площади, явился одним из лучших в России сооружений такого рода по функциональному удобству, гармоничности плана и архитектурной выразительности. В арсенале хранили оружие, изготавливаемое за зиму к отправке из Гольян первого каравана " в Россию".

Строгий П-образный корпус Арсенала с тремя шестиколонными ложными портиками оригинально замкнут в каре настоящей крепостной стеной с караульней. Подковообразное в плане здание было раскрыто двором на юг, что способствовало лучшему освещению внутренних помещений. В центре двора - отмеченный портиком корпус для сборки и чистки оружия, тут же располагалась заводская школа, где с детских лет обучали секретам профессии сборщиков оружия, мастеров по его приемке с заводского " конвейера". Из него в основное здание вели галереи, позволявшие переносить оружие в непогоду, сохраняя его сухим. Планировка ижевского арсенала была удобнее, чем у аналогичных зданий в Златоусте и Туле.

Дудин заботился о том, чтобы его произведение украшало собой будущий город.
Три фасада здания решены им в строгих традициях русского классицизма и имеют совершенно одинаковую композицию: в центре — торжественные шестиколонные портики с треугольными фронтонами, а по бокам — слегка выступающие крылья-ризалиты. Плоскость стен оживляют лепные карнизы-сандрики над оконными проемами и рустованные простенки между окнами.

К осени 1824 г. здание арсенала было вчерне готово. Император Александр I, приезжавший в октябре этого года в Ижевск, осмотрел в числе других зданий также и арсенал и вынужден был воздать должное таланту архитектора, наградив его орденом Владимира 4-й степени.
Летом 1825 г. здание было отделано снаружи и внутри и 27 октября в Ижевскую оружейную контору поступил рапорт об окончании строительства. Ввиду смерти Дудина рапорт был подписан его помощником А. П. Беляниновым.

Александро-Невский собор

1820-1823 гг. Семен Дудин самостоятельно выполнил проект монументального собора с тремя престолами, тремя колокольнями и прямоугольным в плане алтарным выступом. Этот проект был расценен в Петербурге как " великолепный", но власти сочли, что строительство такого монументального здания потребует " знатных издержек" и будет " излишним в столь глухом и отдаленном краю". Взамен петербургские власти в 1817 г. выслали в Ижевск чертежи только что законченного Андреевского собора в Кронштадте работы А.Д. Захарова.

Дудин откорректировал чертежи, исходя из местных условий, заменил дорогие материалы на заводское литье, упростил отдельные детали и умело вписал храм в композицию поселка. Строительство было завершено в 1823 г., колокольня собора поднята почти сорока годами позже.

Александро-Невскому собору присущи типичные черты классического стиля: строгие пропорции основных объемов, простота и ясность линий, лаконичность декоративной отделки. Гармоничностью пропорций отличаются пластические портики, полукруглый алтарный выступ, членение стен, благородные формы колоннады.

Квадратный в плане, кубический по массе холодный храм перекрыт сферическим сводом на барабане. Распор гасят четыре мощных пилона со срезанными углами. Две подпружные арки, лежащие на оси запад-восток, раскрыты на алтарь и главный неф, а с юга и севера они трактованы как ниши. Главный неф отделен от боковых двумя колоннадами ионического ордера, из четырёх колонн каждая. Перекрытие над главным нефом — коробовый свод. Традиционная для большинства православных храмов крестообразность плана обеспечена введением двух шестиколонных портиков с юга и севера храма. Они тоже ионического ордера, но колонны здесь значительно тоньше внутренних колонн и с резко выраженным утолщением. Каждой внутренней колонне на северной и южной стенах трапезной соответствует пилястра.

Ижевский зодчий талантливо связал собор в единую градостроительную композицию с главным корпусом оружейного завода. Стройная колокольня ритмически и стилистически соответствовала заводской башне, расположенной с ней на одной оси. Новый храм стал градостроительным, идеологическим и даже астрономическим центром Ижевска. Последнее обстоятельство связано с тем, что именно колокольню собора избрали одним из 52 астрономических пунктов Вятской губернии. Точнейшие координаты колокольни были впервые определены военными топографами Генерального штаба в 1858 г.

Не обошли вниманием новый собор и царственные особы: через год после открытия, в октябре 1824 г., его посетил Александр I, приезжавший инспектировать завод, а в мае 1837 г. - будущий царь Александр II, тогда еще наследник престола, в свите которого находился известный русский поэт В.А. Жуковский.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 492; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь