Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Общие принципы фикха и их значение для исламского права.



Для окончательного превращения религиозно-этических постулатов шариата в полноценные правовые нормы и конструкции указанные выше общие концепции фикха и цели шариата были недостаточны. Требовалось еще одно звено, которое также появилось в недрах фикха-доктрины. Ее решающая роль в правовом осмыслении религиозно-нравственного идеала в исламе, вы- раженного в шариате, наиболее ярко проявилась в сформулированных еще в средние века общих принципах фикха.Исламская традиция исходит из того, что ханафитская школа фикха раньше других начала разработку указанных принципов. Считается, что еще в конце III в. х. Абу Тахир ад-Даббас (годы жизни и смерти неизвестны) первым собрал 17 принципов, уже сформировавшихся к тому времени в лоне указанного толка. Затем Абу ал-Хасан ал-Кархи (260—340 г. х.) пополнил этот перечень, который стал включать почти до четырех десятков. Через столетие Абу Зайд ад-Даббуси (ум. в 430 г. х.), автор первого в истории фикха сравнительного исследования выводов ханафитских факихов, подверг анализу 86 принципов, а спустя еще век Наджм ад-Дин Умар ал-Кархи (ум. в 537 г. х.) упоминал уже 99 таких основ фикха. В дальнейшем формулирование общих принципов фикха продолжалось не только в лоне ханафитской, но и других школ.

Приведем некоторые принципы фикха, которые представляют собой юридическое выражение, оформление религиозно-этических установок шариата. В частности, характерное для шариата стремление не обременять человека излишне жесткими обязательствами находит свое выражение в таких правовых принципах, как « Затруднение влечет облегчение» или «Необходимость делает разрешенным запретное». К ним примыкает и знаменитый принцип, согласно которому презумпцией в отношении мирских поступков является дозволение.

Как уже отмечалось, на основе такой презумпции фикх обосновал приоритет субъективных прав над обязанностями в области мирских взаимоотношений людей. Ряд правовых принципов предписывает оценивать поступки человека в зависимости от мотивации: «Дела и поступки оцениваются по преследуемым ими целям», «Содержание сделок зависит не от слов, а определяется целями, которые преследуют при их заключении, и смыслом, который в них вкладывают».

При этом фикх обосновал, что намерения, лежащие в основе того или иного поступка, должны приниматься во внимание лишь при условии их внешнего подтверждения, поскольку, как уже говорилось, шариатский суд в своих решениях исходит из внешней стороны рассматриваемого дела. Желание исключить нанесение ущерба или по возможности уменьшить его прослеживается в ряде принципов: «Ущерб должен быть компенсирован», «Ущерб не может возмещаться причинением вреда», «Допускается на- несение вреда частного во избежание ущерба общего», «Из двух зол выбирается меньшее», «Предупреждение порчи предпочтительнее получения выгоды». Эти принципы являются интерпретацией слов Пророка Мухаммада «не допускается причинять вред и отвечать ущербом на ущерб». Отталкиваясь от такого положения шариата, фикх не только сформулировал указанные принципы, но и обосновал концепции злоупотребления правом и причинения вреда как основания ответственности. Речь идет о характерном примере трансформации религиозно-нравственных предписаний шариата в правовые конструкции.

О защите индивидуальных интересов и прав, в частности права на собственность, свидетельствуют принципы: «Приказ о распоряжении чужой собственностью недействителен», «Никто не вправе распоряжаться собственностью другого лица без его разрешения» и «Никто не может присваивать имущество другого лица без правового основания». Вряд ли можно сомневаться в том, что перед нами вполне правовые конструкции, разработанные фикхом как осмысление предписаний шариата.

С позиций правовой науки такие постулаты выглядят как последовательно юридические. Но фикх их сформулировал в качестве обобщения высказываний Пророка Мухаммада и стихов Корана, в которых речь идет о том, что простое предположение не может поколебать точно установленные факты, а каждый человек должен нести бремя только своих собственных грехов. Вновь есть основание говорить о том, что религиозно-этические постулаты шариата стали для фикха исходным пунктом для выработки правовых подходов. Указанные принципы были сформулированы фикхом на основе осмысления всех его «корней» и многовековой практики действия разработанных им правил внешнего поведения. Их появление — заметный вклад фикха-доктрины в развитие шариата и одновременно в мировую правовую культуру. Данные принципы имеют правовую природу и не носят непосредственно религиозного характера, точнее — уже не являются элементом ислама как религии. Показательно, что среди них нет ни одного стиха Корана, а всего нескольким хадисам придан чисто правовой смысл. Важно также иметь в виду, что практически все принципы фикха по своему содержанию касаются взаимоотношений людей в мирской сфере. Кроме того, они преимущественно посвящены вопросам собственности, обязательств и правил рассмотрения судебных споров, что подчеркивает их юридическую направленность. Следует, однако, иметь в виду, что мусульманские юристы рассматривают их не в качестве прямо действующих правовых предписаний, а как принципы именно фикха-доктрины. Несмотря на то, что сама доктрина являлась источником исламского права, принципам фикха такой статус формально не придается. Поэтому сами по себе они, например, не могут быть достаточным основанием для вынесения судебных решений. Вместе с тем, ссылка на принцип фикха достаточна для отказа от сформулированной фикхом нормы, если ее формально корректное применение в конкретной ситуации противоречит, например, отмеченным выше целям шариата или иным его постулатам, получившим юридическое оформление на уровне указанных принципов. Кроме того, учет общих принципов обязателен при толковании любого нормативного предписания. Иными словами, они лежат как бы между осмыслением права и правоприменительной практикой, принадлежат не только доктрине, но и самому действующему исламскому праву. В целом общие принципы выступают в качестве исходных ориентиров и критериев, которым должна отвечать любая оценка внешне выраженного поведения человека. Именно в них прежде всего прослеживается собственно юридическая природа исламского права, которое может быть названо таковым не потому, что в нем якобы воплощается божественное откровение, а на основании его общих принципов. Причем правовая природа последних проявляется в том, что они не только выражают юридическое начало, но и официально рассматриваются в качестве обязательных требований, обращенных к законодателю. Правовая природа общих принципов фикха подтверждается их формальным закреплением в обязательной юридической форме. Это произошло в ходе реформ правовой системы Османской империи в ХIХ в., когда в 1869— 1876 гг. была принята так называемая Маджалла — свод норм по вопросам гражданского и судебного права, представлявший собой первую кодификацию норм фикха преимущественно ханафитского толка. Вступительная глава данного акта после определения фикха содержит несколько десятков указанных принципов, которые приводятся в конце настоящей статьи. Для характеристики общих принципов фикха как неотъемлемой и неизменной части исламского права существенное значение имеет также их включение в современное законодательство мусульманских стран, правовые системы которых продолжают испытывать влияние шариата.

Приведем несколько примеров, подтверждающих этот вывод. Так, действующий иракский закон о доказательствах 1979 г. закрепляет ряд известных принципов фикха: — «Исходным предположением является необременение лица имущественными обязательствами»; — «Доказательство лежит на истце, а клятва лежит на том, кто отрицает правомерность иска»; — «Исходным предположением является сохранение в настоящем состояния, которое было в прошлом»; — «То, что установлено в качестве достоверного в прошлом, остается в правовом отношении неизменным до тех пор, пока нет доказательства противного»; — «Исходным предположением в отношении отклоняющихся от общего правила случайностей является их отсутствие»; — «Исходным предположением является отнесение наступления события или совершения действия к ближайшему до его установления времени в прошлом»; — «Признание является достаточным доказательством и ограничивается признавшимся лицом». Многие из указанных положений включает и суданский закон о доказательствах 1994 г., который, кроме того, упоминает и другие принципы: — «Обычай принимается во внимание, если он является непрерывным и преобладающим»; — «Молчание не принимается в качестве высказывания, однако сохране- ние молчания в случае необходимости волеизъявления считается таковым и рассматривается как согласие»; — «Настойчивый отказ лица от своих прежних действий в стремлении до- биться их отмены с целью приобретения какого-либо права обращается про- тив него и не может быть основанием признания за ним каких-либо прав»; — «В случае сомнения применение точно установленных шариатом мер ответственности исключается». Более двух десятков общих принципов фикха включено в суданский ко- декс гражданских правоотношений 1984 г. Среди них имеются практически все из отмеченных выше норм, а также некоторые другие, например: — «Не исключается изменение норм с изменением времени»; — «Необходимость дозволяет то, что запрещено»; — «Необходимость определяется своей мерой»; — «Доход или пользу от имущества получает тот, на ком лежит обязан- ность возмещать ущерб или нести риск гибели и порчи данного имущества»; — «Приказ, предусматривающий распоряжение собственностью другого лица, недействителен»; — «Не допускается иджтихад по вопросам, по которым имеется норма шариата».

По числу закрепленных общих принципов фикха явно выделяется принятый в ОАЭ в 1985 г. кодекс гражданских правоотношений, в котором можно обнаружить более сорока таких предписаний. От него не сильно отстает йеменский гражданский кодекс 2002 г. Даже суданский закон о личном статусе мусульман 1991 г. включает около полутора десятков общих принципов фикха. Особая роль, отводимая указанным принципам, подтверждается не только их закреплением в отдельных нормативно-правовых актах, но и конституциями ряда мусульманских стран. В частности, толкуя положение конституции Египта, признающее принципы шариата главным источником законодательства, Верховный конституционный суд страны отметил, что под указанными принципами имеются в виду не только точно определенные предписания Корана и сунны Пророка, но и «основы шариата». А они, как уже отмечалось, включают общие принципы фикха. Последним, таким образом, придается статус источника права в материальном смысле. Данная трактовка подчеркивает, что отмеченные принципы сегодня воспринимаются именно как юридическое осмысление религиозно-нравственных постулатов шариата.

В заключение приведем в переводе автора настоящей публикации 99 принципов фикха, которые были включены в упомянутую выше Маджаллу и нумеруются с указанием статей этого законодательного акта.

1. Дела [и поступки оцениваются] по [преследуемым ими] целям.

2. Содержание сделок определяется их целями и смыслом, а не [употребляемыми в их тексте] словами и грамматическими формами.

3. Являющееся достоверным не устраняется сомнением.

4. Исходным [предположением] является сохранение [в настоящем] состояния, которое было в прошлом.

5. Давно установленное [чье длительное осуществление в прошлом служит подтверждением его правомерности] подлежит сохранению в своем прежнем состоянии.

6. Ущерб не может быть давним [поскольку его причинение неправомерно].

7. Исходным [предположением] является необременение [лица] имущественными обязательствами.

8. Исходным [предположением] в отношении [отклоняющихся от общего правила] случайностей является их отсутствие.

9. То, что установлено [в качестве достоверного] в прошлом, остается [в правовом отношении] неизменным до тех пор, пока нет доказательства противного.

10. Исходным [предположением] является отнесение наступления события [или совершения действия] к ближайшему [до его установления] времени [в прошлом].

11. Исходным [предположением] является принятие высказывания в буквальном значении.

12. При наличии [ясно выраженного] волеизъявления косвенные свидетельства [указывающие на его смысл] не принимаются во внимание.

13. Не допускается иджтихад, если имеется норма [предусмотренная Кораном или сунной либо сформулированная муджтахидами единогласно].

14. Установленное вопреки аналогии [само] не может быть основой для аналогии по иным случаям.

15. Принятое путем иджтихада решение [по конкретному делу] не может быть отменено другим решением [по аналогичному случаю], также принятым путем иджтихада.

16. Затруднение [препятствующее исполнению обязательства или соблюдению условия] влечет облегчение.

17. Если обстоятельства оказались затруднительными [для точного следо- вания норме], то проявляется снисхождение [допускающее отход от установленного правила].

18. [Не допускается] ни причинения вреда, ни нанесения ущерба в ответ на [причиненный] вред. 19. [Уже причиненный или причиняемый] вред подлежит устранению [путем исключения его причин или компенсации].

20. Необходимость дозволяет то, что запрещено.

21. Необходимость [дозволяющая запрещенное] определяется своей мерой [не выходящей за пределы исключения риска и удовлетворения конкретного интереса].

22. То, что допускается по конкретному основанию, становится неправо- мерным с его [основания] прекращением.

23. Если исчезло препятствие [исключавшее использование права], то восстанавливается то [право], что было невозможным [в силу данного препятствия].

24. Вред не устраняется путем причинения вреда [другому лицу].

25. Надлежит переносить причинение частного вреда ради предотвращения вреда общего.

26. Более существенный вред подлежит исключению путем [допущения] причинения менее существенного вреда.

27. При столкновении двух обстоятельств, угрожающих порчей, подле- жит предотвращению то из них, которое несет больший вред, за счет [допущения] причинения меньшего.

28. Из двух зол выбирается менее тяжкое.

29. Предотвращение порчи предпочтительнее приобретения выгоды.

30. Причинение вреда подлежит предотвращению по мере возможности.

31. Как общая, так и частная потребность занимает место необходимости [в случае дозволения запрещенного].

32. То, что совершено в состоянии вынужденной необходимости, не отме- няет прав других лиц [которые при этом могут быть нарушены].

33. То, что запрещено принимать, запрещено и предоставлять.

34. То, что запрещено совершать, запрещено и требовать [совершить].

35. Обычай [имеет силу] как [правовая] норма.

36. Применяемое людьми [правило] является аргументом, которому над- лежит следовать.

37. То, что невозможно в обычных условиях, равносильно невозможному в действительности.

38. Не исключается изменение норм с изменением времени.

39. Буквальное значение [слов] опускается [и уточняется] с учетом разъясняющего [общепринятый смысл высказывания] обычая.

40. Обычай принимается во внимание [только в том случае], если он является непрерывным или преобладающим.

41. Значение [в качестве основания правовой оценки] имеет то, что является преобладающим и общераспространенным, а не редко встречающимся.

42. Получившее признание в качестве обычая равносильно тому, что оговорено в качестве условия [договора].

43. Получившее признание [в качестве обычая] между купцами равно- сильно тому, что оговорено [в качестве условия сделок] между ними.

44. Закрепленное обычаем [правило] равносильно установленному нор- мой [предусмотренной Кораном или сунной либо сформулированной муджтахидами единогласно, если оно имеет одинаковый с ней смысл] либо условием, включенным в договор [при исполнении которого оно должно соблюдаться наряду с его положениями].

45. При столкновении запрета и дозволения следует соблюдать запрет.

46. Принадлежность или неотделимая часть [по своим правовым характеристикам] идет вслед [тому, чему она принадлежит].

47. Принадлежность или неотделимая часть не имеет обособленных [от того, чему она принадлежит] правовых характеристик.

48. Ставший собственником чего-либо приобретает и то, что является его необходимой частью. 49. Если прекращается исходное [право или обязанность], прекращается и производное от него [право или обязанность].

50. Право, ставшее объектом [одностороннего добровольного] отказа, не восстанавливается, так же как прекратившее существование не возникает вновь.

51. Если что-либо признано недействительным, то недействительным становится и все входящее в него [или производное от него].

52. При невозможности исполнения [обязательства] в исходном виде [т. е. в натуре] предоставляется эквивалент.

53. То, что допустимо в отношении имущества, составляющего принадлежность или неотделимую часть, недопустимо в отношении того, чему оно принадлежит [или в отношении такого же имущества самого по себе, т. е. не являющегося принадлежностью или неотделимой частью].

54. То, что допустимо в отношении уже существующего [статуса или пра- ва], недопустимо в отношении первоначального [его возникновения или при- обретения]. 55. Сохранение уже существующего [статуса или права] проще [т. е. может допускаться при невозможности] первоначального [его приобретения].

56. Безвозмездное одностороннее распоряжение [имуществом] вступает в силу только с передачей [такого имущества].

57. Распоряжение делами подданных [и иных зависимых или подчиненных лиц] должно иметь своей целью [их общие] интересы и благо.

58. Специальная компетенция [касающаяся имущественных или личных прав других лиц] имеет преимущество перед общей компетенцией.

59. Принятие во внимание высказывания [а также порождаемых его буквальным или иносказательным смыслом правовых последствий] предпочтительнее его игнорирования.

60. Если принятие высказывания в буквальном значении невозможно, то оно принимается в иносказательном смысле.

61. Если принятие высказывания [в буквальном или иносказательном смысле] невозможно, то оно оставляется без внимания.

62. Упоминание части того, что неделимо, равносильно упоминанию его целиком.

63. Употребленное в абстрактном общем значении высказывание принимается [именно] в данном смысле, если оно не конкретизировано нормой [права либо положением договора] или целью [ради достижения которой оно сделано].

64. Словесное описание [характеристик] чего-либо наличного не имеет значения [при возможности непосредственного ознакомления с ними], а чего-либо отсутствующего — принимается во внимание.

65. Вопрос воспроизводится в ответе [понимаемом как подтверждение или опровержение высказывания, содержащегося в вопросе].

66. Молчание не принимается в качестве высказывания, однако сохранение молчания в случае необходимости волеизъявления считается таковым [и рассматривается как согласие].

67. Признаком, свидетельствующим о чем-либо скрытом [не проявляющимся вовне непосредственно], выступает внешнее [поведение, указываю- щее на внутреннее намерение].

68. Письменное [волеизъявление] равносильно высказанному устно.

69. Общеизвестные жесты немого равносильны высказанному вслух.

70. Сказанное переводчиком принимается [судьей] без ограничений [в отношении характера рассматриваемого дела].

71. То, что совершено на основании представления, оказавшегося ошибочным, ничтожно.

72. Вероятность, подтвержденная [обстоятельствами, свидетельствующими о ее обоснованности], принимается [как исходное предположение].

73. Предположение [не имеющее под собой достаточных оснований] не принимается во внимание. 74. То, что установлено на основе доказательств, равносильно [для судьи] установленному [им самим] воочию.

75. Доказательство [лежит] на истце, а клятва [лежит] на том, кто отрицает правомерность иска. 76. Доказательство [необходимо] для [подтверждения] противного тому, что проявляется внешне, а клятва [необходима] для [подтверждения] неизменности исходного [состояния].

77. Любое доказательство [кроме признания] — аргумент неограниченного действия [по кругу лиц], а признание — ограниченного [признавшимся лицом].

78. Признание лица является основанием его наказания.

79. Противоречивые свидетельские показания не принимаются во внимание [в качестве доказательства и не могут служить основанием судебного решения], но на [уже вынесенное] судебное решение [выявленные впоследствии] противоречия в свидетельских показаниях [а также признание в даче ложных показаний или отказ от показания] не влияют.

80. Производное [право или обязанность] может быть [иногда] доказано [в суде] независимо от исходного [права или обязанности].

81. То, что поставлено в зависимость от условия, вступает в силу с наступлением данного условия. 82. Соблюдение условия [сделки] обязательно, поскольку это возможно.

83. Поставленное в зависимость от [наступления] условия обещание является обязательным [для давшего его лица в случае наступления данного условия].

84. Доход или пользу [от имущества] получает тот, на ком лежит обязанность возмещать ущерб [причиненный другим лицам в результате использования данного имущества] и риск гибели или порчи [данного имущества].

85. Компенсация выгоды [получаемой от использования имущества] не может сочетаться с обязанностью по возмещению ущерба [причиненного другим лицам в результате использования данного имущества] и риском гибели или порчи [данного имущества].

86. Кто несет [ответственность за] ущерб [в связи с использованием имущества], тот получает и выгоду [приносимую данным имуществом].

87. Выгода [получаемая от использования имущества] — по мере [несения] затрат [вызванных использованием данного имущества], а затраты — по мере выгоды.

88. [Ответственность за] деяние [и его последствия] возлагается на исполнителя, а не на лицо, отдавшее приказ, если только оно не прибегало к принуждению и [реальным] угрозам.

89. Если вред возник в результате совместных действий как лица, чьё по- ведение послужило непосредственной его причиной, так и лица, содействовавшего этому, ответственность за возмещение причиненного вреда несет первое из них. 90. Совершение дозволенного и правомерного исключает обязанность по возмещению вреда [который при этом может быть причинен другим лицам].

91. Лицо, непосредственно причинившее своими действиями вред [другим лицам], несет ответственность за его возмещение, даже если оно действовало неумышленно.

92. Лицо, содействовавшее причинению вреда [другим лицам], несет ответственность за его возмещение только в том случае, если оно действовало умышленно.

93. Действие животного [совершенное им самим без упущения со стороны его владельца и причинившее вред] не влечет ответственности [для его владельца].

94. Приказ, предусматривающий распоряжение собственностью другого лица, недействителен.

95. Никто не может распоряжаться собственностью другого лица без его разрешения.

96. Никто не может овладевать чьим-либо имуществом без правового основания.

97. Изменение основания [приобретения права] собственности равно- сильно [и ведет к] изменению [правовых свойств объекта права] собственности.

98. Тот, кто [своими неправомерными действиями] вызывает преждевременное наступление события, наказывается лишением [прав, возникающих в результате наступления] его.

99. Настойчивый отказ лица от своих [прежних] действий [в стремлении добиться их отмены с целью приобретения какого-либо права] обращается против него [т. е. не может быть основанием признания за ним каких-либо прав].

Индийское право.

Индийское право — национальное право Индии. Включает все законодательные акты Республики Индия.

Одной из главных составных частей права Индии является индуистское право. Однако, в отличие от индусского права, право Индии имеет общественное применение и не зависит от религиозной принадлежности граждан. Имеет целью заменить традиционные религиозные системы индусского, мусульманского и канонического права современной правовой системой. История развития индийского права начинается с момента установления британского колониального господства в Индии в XVIII веке, когда колониальные суды, которые решали и гражданские дела, принадлежали не английской короне, а Ост-Индской компании. Лишь в 1856 году управление Индией перешло к Британской империи. В этот период индуистское и мусульманское право, которые были распространены в ряде регионов Индии, не имели достаточного применения в местах, где использовалось английское колониальное право. В то же время в тех областях, где действовало мусульманское и индуистское право, не применялось английское право. Поэтому суды в соответствующих случаях руководствовались принципами справедливости и морали. Новый этап в развитии индийского права начался работой юридической комиссии при генерал-губернаторе Индии. Комиссия пыталась разработать три кодекса: кодекс, который систематизировал бы нормы мусульманского права; кодекс, который должен содержать нормы индуистского права; кодекс территориального права. Нормы территориального права должны были применяться в случаях, когда нельзя было применять мусульманское или индуистское право. Комиссия предложила к рассмотрению также проект уголовного кодекса Индии. Однако, вскоре, все проекты были отклонены из-за недовольства некоторых юристов — сторонников общественного права, в связи с чем, в 1853 году, была создана новая комиссия. Комиссия разработала несколько законопроектов. Они были приняты во 2-й половине XIX века: гражданско-процессуальный кодекс 1859, закон о наследстве 1865 (в 1925 году заменен новым соответствующим законом), закон о договорах 1872, закон о доказательствах 1872, закон о реальном выполнения обязательств 1872, закон о ценных бумагах 1881 и закон о доверительной собственности 1882 года. Большинство из них были разработаны английскими юристами, что фактически свидетельствовало о рецепции английского права. Но эта рецепция имела творческий характер. Использовались, в частности, не только нормы английского права, но и французский Уголовный кодекс и Уголовный кодекс Луизианы. Были учтены также особенности национальной правовой системы. Как результат, индийское право не имеет разделения на общее право и право справедливости, нет и судов справедливости, характерных для английской системы права.

После провозглашения независимости Индии и принятия Конституции 1950 года влияние английского права на развитие права Индии существенно уменьшилось. По конституции Индия имеет федеральную структуру. Конституционные нормы, осуществляющие правовое регулирование отношений между федерацией и ее штатами, по сфере регулирования можно разделить на 3 группы: полномочия федерации (97 статей), полномочии штатов (66 статей), общие полномочия федерации и штатов (44 статьи). На развитие остальных групп правоотношений планируется принятие единого для всей страны гражданского кодекса.

Индия не имеет федеральной судебной системы. Единственной федеральным судебным учреждением является Верховный суд, на который возложен контроль за конституционностью законов. Суды штатов должны придерживаться прецедентов, создаваемых Верховным судом Индии.

Древнейшим источником права в Индии был обычай. С развитием государства все большее значение приобретают законы, издаваемые царями. Отличительной особенностью древнеиндийского права является огромное влияние религии. В большинстве случаях судьями являлись слушатели церкви.

Древнейшие индийские сборники законов (Законы Ману, Гаутамы, Апастамбы, Нарада) представляли творчество различных школ брахманов и служили учебными руководствами.

Наиболее известный из них сборник — Законы Ману (II век до нашей эры - II век нашей эры) - представляет собой объемный свод религиозных, этических и юридических норм. Эти нормы - наставление можно разделить на три группы:

  • религиозные предписания брахманов;
  • нормы, регулирующие организацию государственной власти;
  • нормы гражданского и уголовного законодательства.

Сборник делится на 12 глав, каждая из которых состоит из стихов (шлок).

Законы Ману составлены в период острой борьбы между брахманизмом и буддизмом. При Ашоке (272—232 гг. до нашей эры) буддистская религия стала государственной. Брахманизм уступил союзу буддизма и государства, но продолжал оказывать сопротивление и вел борьбу за существование путем создания сборника, содержащего предписания " прародителя людей Ману".

Сборник законов " Нарада" составлен в более позднее время, чем Законы Ману - представляет собой трактат о праве. В нем нашли отражение процессуальные вопросы, нормы уголовного и гражданского права, содержащих элементы нового феодального права.

Артхашастра (" Наука о политике" )- древнеиндийский сборник Законов, относящихся к периоду существования империи Маурьев (III век до нашей эры - II век нашей эры) содержит разделы, посвященные вопросам государственного строя, процесса, гражданского и уголовного права.

Правовые положения населения были изложены в разделе лекции " Общественный строй".

Право собственности

Основной отраслью экономики Индии являлось сельское хозяйство.

Формально земля считалась собственностью царя. Судя по источникам права, можно выделить две категории земель:

  • общинная;
  • принадлежащая царскому дому.

Но существовали и земли, принадлежащие брахманам, хотя в памятниках они не упоминаются. Что касается движимого имущества, то оно находилось в полной частной собственности. Свобода распоряжения движимым имуществом была широкой, что обусловило разнообразие сделки. Праву Древней Индии были известны следующие 7 правомерных способов приобретения собственности:

  • получение наследства;
  • находка;
  • покупка;
  • добыча;
  • ссуда под проценты;
  • исполнение работы;
  • получение подарка.

1—3 - законы для всех варн; 4 - только для кшатриев; 5—6 - для вайшьев, 7- только для брахманов. Право собственности приобреталось также в результате давности владения (10 лет).

Выморочное имущество представителей 3-х низших варн переходило к царю. Главным охранителем собственности считался царь.

Обязательственное право

В Законах не сказано о формах заключения сделок. Но Законы Ману предписывают при решении споров привлекать свидетелей, а при их отсутствии, прибегать к клятвам и ордалиям. Следует полагать, что сделки в Индии совершались устно, в присутствии свидетелей.

а) Обязательство из договоров. Объектами договора купли-продажи могли быть движимые вещи, надлежащего качества, веса и объема. Продавцом мог быть только собственник вещи. Договор займа имел широкое распространение. Обеспечением займа служила личность должника, его родственников, имущество (в т. ч. скот и земля). В случае не уплаты долга предполагалась отработка. Но низшие касты не могли заставить должника высшей касты отработать долг.

б) Поклажа (хранение). На хранение в Древней Индии могли отдавать разнообразные движимые вещи. Договор поклажи был безвозмездным. В случае если поклажеприниматель отказывался возвращать вещь, то он допрашивался судьей, который проверял его честность (Например: ответчику под каким-либо предлогом подкладывали золото. Если он возвращал золото, то дело его прекращалось. Если нет - считался виновным. Он был обязан вернуть золото вещь, подвергался испытаниям и наказывался). Поклажеприниматель не отвечал за сохранность вещи при форс-мажорных обстоятельствах.

Древнеиндийский закон четко устанавливал причины недействительности договоров. Недействительными считались договора:

  • заключенные пьяным, безумным или рабом;
  • заключенные вопреки обычаю или закону;
  • заключенные путем обмана.

в) Обязательства из причинения вреда. Они возникали из причинения вреда имуществу другого (пастух был обязан потерю животного, если не мог доказать, что старался предупредить потерю. За потраву он отвечал только в случае, если участок был огорожен) и из причинения вреда другому лицу (За вред, причиненный лицу при движении повозки, отвечал не только кучер, но и хозяин повозки тоже).

Семейное право

Правовое положение женщин зависело от формы заключения брака, но в любом случае женщина не имела полной правоспособности. По учению брахманов, женщина всегда нуждалась в опеке. В детстве она должна была подчиняться своему отцу, в молодости - своему мужу, по смерти мужа своим сыновьям. Развод допускался в исключительных случаях:

  • бесплодие супругов;
  • прелюбодеяние;
  • постыдном поведении;
  • безвестном отсутствием;
  • дурное обращение.

В случае если имелось несколько жен, старшинство в доме принадлежало жене из высшей касты. Брачный возраст для мужчины был установлен в 24 года, для женщин с 8 лет.

Наследственное право

Известно наследование по закону и по завещанию. По смерти отца его имущество делилось поровну между сыновьями. Старший сын получал добавочную часть в размере 1/20 имущества. Девушки устранялись от участия в разделе наследства, но братья были обязаны выделить им из своего имущества 1/4 часть. Последователь мог завещать часть имущества сыну дочери. При отсутствии детей, к наследованию призывались родственники умершего до 6-го колена.

Преступления и наказания

Право в Индии представляло собой право-привилегию. Это с особой силой проявлялось в нормах уголовного права.

В уголовном праве содержались значительные пережитки первобытнообщинного строя, такие, как:

  • ответственность общины за преступления совершенные на ее территории;
  • изгнание преступника.

Праву Древней Индии были известны преступления против государства, личности, имущественные преступления и преступления против чести и другие. За государственные преступления виновные подвергались смертной казне.

а) Преступления против личности.

Об убийствах и наказаниях в Законах Ману говорится очень мало.

Убийство человека считалось религиозным преступлением, за это полагалась эпитафия. Но за убийство брахмана назначалась смертная казнь. Необходимая оборона исключала ответственность причинившего смерть нападающему.

Сословная, кастовая сущность древнеиндийского права прослеживается при рассмотрении ответственности за преступления против личности. Тот, кто поднял руку или палку против представителя высшей варны - лишался руки, а кто в гневе ударял ногой - терял ногу. Если человек низшей варны плевал на представителя высшей варны- то по приказу царя ему отрезали губы. В том случае, если преступник и потерпевший принадлежали к одной варне, то предусматривалось за нанесение ранений - денежное взыскание, за увечье или перелом кости — изгнание.

б) Преступления против собственности.

За преступления против собственности предполагались суровые наказания. Вор, пойманный на месте преступления, предавался смерти. Кража из царских кладовых, арсеналов, храмов, а также слонов и колесниц каралась смертью. Жестоко каралась кража, совершенная ночью. Вору, ворвавшемуся в дом ночью, отрубали сначала руку, затем казнили сажанием* на кол. Кража зерна, скота, стоимостью свыше 50 пан влекла за собой возмещение похищенного в 11 кратном размере. Насилие и повторность рассматривались отягчающими вину обстоятельствами. За преступления против чести и достоинства высших варн следовало более суровое наказание:

  • за оклеветание брахмана кшатрий платил 100 пан, вайшья* 150—200 пан, шудра подвергался телесному наказанию;
  • за оклеветание кшатрия брахман платил 50 пан, вайшья*, 25 пан, шудра 12 пан. Шудре, поносившему представителя высшей варны, отрезали язык.

в) Преступления против семьи:


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 1822; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.084 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь