Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Влияние римского права на процесс развития системы канонического права.



Рецепция римского права в Западной Европе фактически получила распространение с открытием в конце XI века. свода законов Юстиниана, его изучения, преподавания и комментирования. Римское право стало рассматриваться как идеальное право, как писаное воплощение ума. Считалось, что его принципами должны руководствоваться все, в том числе и церковь. Каноническое право заимствовало из римского права много институтов, понятий и норм, особенно в вопросах договоров, собственности, наследования имущества. Оно нашло отражение в " Декрете Грациана". Презрительно относясь к разрозненных варварских обычаев, и отдельных законов германских племен, церковь на протяжении всего Средневековья в своих мирских делах руководствовалась исключительно римским правом. Не случайно ее называют " хранительницей римского права".

Сложная внутренняя структура канонического права.

Уже в XII - XIII вв. каноническое право представляло собой не просто совокупность правил поведения по вопросам, отнесенным к компетенции церкви, а четкую систему права со своей структурой. Аналитическое объединение норм канонического права, их подробная логическая систематизация базировались на представлениях о том, что в основе многообразия правовых норм и процедур лежит некий набор фундаментальных правовых принципов. Задача юриста заключалась в том, чтобы найти эти принципы и привести в соответствие с ним действующее право.

Поскольку церковь является, с одной стороны, богозатвердженим институтом, а с другой - частью человеческого сообщества, то происхождение канонического права можно рассматривать в двух аспектах. С одной стороны, церковное право происходит из самой природы церкви и ее особенностей, а с другой, становление канонического права можно рассматривать как исторический процесс. Свое начало церковное право, как и другие богословские науки, берет в Божественном Откровении - Священном Писании и Священном Предании. Эти источники определяют принципиальные, базовые положения церковного права, хотя не являются конкретными нормативными актами. Представленные в Откровении правовые положения получили название " Божественного права". Для устройства церковной жизни необходимо было развить Божественное право, конкретизировать его положения, адаптировать его к конкретным случаям церковной практики. Результатом этого многолетнего процесса и оказалось каноническое право.

Каноническое право никогда не рассматривалось как догма, как нечто вечное и неизменное.

Оно менялось в соответствии с потребностями времени. Именно этим система канонического права в корне отличается от системы мусульманского права. Как отмечает Е. Аннерс, ислам был так привязан к авторитету Корана, что законотворчество было просто невозможно. Ученые только разрабатывали детали правопорядка путем умозрительного философского толкования отдельных мест Корана. Справедливости ради стоит отметить, что мусульманская юриспруденция и не стремилась создать отдельное право на основе рационального анализа текстов Корана и других источников.

В каноническом праве авторитет Библии так же никогда не оспаривался и не подвергался сомнению. Но признавалось, что церковь может принимать и совершенно новые нормы права, если они не противоречат общим основам вероучения христианства. А в уже упоминавшихся " Диктатах" Папы Григория VII прямо указывалось о праве Папы создавать новые законы в соответствии с требованиями времени.

7. Создание двух систем канонического права после раскола христианства.

Во второй половине XI века. противоречия по вопросам власти между Римским и Константинопольским патриархами привело к расколу единой христианской церкви на Западную и Восточную, который был окончательно закреплен в 1054 г. Это кардинально повлияло на использование обеими церквами определенных источников канонического права. Западная (католическая) церковь признала высшую власть за Папой Римским и назвала главным источником своего права папские декретали; в то время как Восточная (православная) церковь на место главного источника канонического права поставила нормы и правила Вселенских соборов.

Источники, принятые церквями после раскола, взаимного признания не имеют. Отличием обеих систем канонического права является также степень систематизации норм права. Если католическая церковь пошла по пути систематизации канонического права, устранения внутренних противоречий на основе формально-логических методов схоластики, то Восточная церковь сосредоточила усилия на сохранении традиций Вселенских соборов и пошла по пути консервации своих правил жизни, не прибегая к широкой переработке и систематизации канонического права.

Источники канонического права (" старого права" - jus antiquum) восходят к раннехристианской литературе. Первые источники западной церкви были теми же, что и для церкви восточной греческой - едины для всех содержательных канонов христианства. Отправным считалось Священное писание, включая Ветхий и Новый заветы с изъятиями католического богословия, Деяния святых Апостолов, Послания к римлянам и др.

После эдикта императора Константина о свободном исповедании христианства (313 год) нормы церковного права (jus ecclesiasticum) закреплялись в императорских законах, писаниях отцов церкви (Василия Великого, Григория Богослова, св. Августина): равноапостольское истолкование Евангелия и богословской доктрины Писания, установлены основные обряды и догматы церкви, правила исполнения священнической и епископской должности, критерии церковных таинств, в том числе брака, и расписаны главнейшие нарушения церковных правил — от малых до вероотступничества и впадения в ересь.

Сходное значение - постановления региональных и вселенских церковных соборов, начиная с Никейского (325 г.). Установили важнейшие правила в вероучении, оценке еретических учений и отступлений от церковного канона (основные догматы хр-ва и правил церковной жизни).

Традиционным источником, особенно благодаря византийскому использованию, было римское право, особенно христианской эпохи. Созданные на основе позднего римского права кодексы были прямо заимствованы в практике церковных судов.

Все первоначальные источники канонического права, за искл. римского права, были и богословскими, и литературными, и только исходя из этого – общеправовыми.

Началом собственно юр. канонического права стали Апостольские конституции – сборник правил, приписанный первым апостолам, составленный в IV в., включивший сначала 50, затем 85 правил, относящихся к разным сферам церковной жизни и юр. рассмотрения церковных вопросов. После схизмы этот сборник не признавался западной церковью, как и многие церковно-государственные кодексы и законы восточной церкви.

На важное место в западной церкви вышли издаваемые папами постановления - декреталии. Первые декреталии появились в IV в. Позднее они стали приобретать все более правовой характер, устанавливая правила внутрицерковной жизни, обязанности мирян и церковнослужителей.

В VIII в. – попытка систематизации церковного права западной церкви - Codex canonum Ecclesiaromani (римский монах Дионисий младший). Свод Дионисия включил собрания апостольских постановлений и соборов, а также избранные декреталии римских пап, начиная с папы Сириция (конец IV в.). По решению Карла Великого в 802 году данный сборник получил официальное признание во Франкском государстве.

Большое значение для систематизации и разработки канонического права - собрания документов епископа Исидора Сивильского (VII в.). В его Collectio обобщены важнейшие постановления церковных соборов, исторические материалы о церковном праве. В середине IX в. под видом собрания декреталий первых римских пап был составлен сборник декреталий, приписываемый испанскому епископу Исидору Севильскому. Эти декреталий долгое время принимались за подлинные и использовались как источник канонического права вплоть до XV в., когда они утратили свою силу и получили название Псевдоисидоровы, или Фальшивые декреталий.

В XI-XII вв. в период “ папской революции ” складывается “ новое право ” (jus novum) и заканчивается процесс складывания канонического права как самостоятельной правовой системы западноевропейского общества. Более четким становится его юр. содержание. Утверждается само понятие “ каноническое право ” (jus canonicum).

Главенствующий источник нового канонического права - папские конституции (буллы, бреве, энциклики, рескрипты и др.). С папы Григория VII начинается преподавание канонического права в университетах.

В XII в. под влиянием возрожденной традиции римского права монах Грациан - кодификация канонического права: Декрет Гармония несогласующихся канонов ” (1140 г.). Свод разделялся на 3 части. В первой устанавливались исторические права церкви и его субъекты, во второй - “36 причин начала церковного суда”(т.е. права епископов и правила юрисдикции), в третьей - нормы о свободе церкви, браке, литургических обрядах. В целом было сведено воедино около 3 800 канонических текстов. Грациан систематизировал материал и переработал его по схоластическому образцу, добавив правовые вставки (distinctiones), юр.случаи (causae) и правовые проблемы (quaestiones), поступал как глоссаторы. Декрет Грациана (Свод декретов) получил официальное признание папского престола.

На его основе возникла школа декретистов (канонистов и легистов). В конце XII в. Бернард из Павии дополнил Декрет ещё одним сборником декреталиев. Схема: судьи – судопроизводство – церковнослужители – браки - преступление. В дальнейшем эта схема систематизации, выделившая самые особенности содержания канонического права, стала официальной.

В XII-XIII вв. широкий размах папского творчества. Все законы канонического права получали форму папских декреталий. Необходимость дальнейшей систематизации канонического права. В 1234 г. они были собраны в Liber extra по такой же схеме (декреталии папы Григория IX, с именем и деятельностью которого была связана “папская революция” в отношениях церкви и государств в западной Европе).

Следующим Дополнением к своду источников канонического права стала Клементина (1317 г.) - систематизация декреталиев папы Бонифация VIII и Клементия V.

Около 1500 года было сделано ещё одно дополнение к Декрету Грациана: собрание декреталиев начиная с папы Иоанна XXII - Extravangantae.

Все дополнения вместе с Декретом Грациана с 1583 года получили официальное название как СВОД КАНОНИЧЕСКОГО ПРАВА (по аналогии с Кодификацией Юстиниана). В 1582 году вышло его официально напечатанное издание, на котором основываются все последующие.

С 1918 года сборники канонических законов выходят под названием “ Кодекс канонического права ”.

Свод канонического права, как он сложился к XVI в., стал единственным разрешенным к применению в церковных делах и церковной юстиции источником норм канонического права. Его значение приравнивалось к основополагающим богословским доктринам церкви. Отрицание значимости папских декреталиев и Свода канонического права было важнейшим актом религиозной борьбы с католицизмом, начавшейся в эпоху Реформации (в 1517 г., выступив с открытым протестом против папской власти, Мартин Лютер бросил в костер виттенбергской живодерни вместе с папской буллой и Свод канонического права, что произвело неизмеримо больший эффект на церковные круги). Но для католической церкви составленный в XII-XVI вв. Свод сохранил свое значение на столетия.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 1091; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь