Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Особенности и характерные черты иудейского права.



Главная особенность иудейского права заключается в том, что оно является составной частью иудаизма. Это прежде всего проявляется в их общем происхождении, а также в общности их источников. Как известно, источником религии и еврейского права Библия. Нормы иудейского права переплетены с религиозными нормами и преимущественно направлены на определение обязанностей человека как члена еврейской общины. Они регулируют отношения членов иудейского общества к Богу, его законов и заповедей, к религиозным ритуалам, к своему государству, общественных институтов, к другим членам общины и иноверцев.

Следующая особенность иудейского права заключается в том, что для него, в отличие от других правовых систем, характерный мононациональный характер, то есть действие иудейского права распространяется только на одну нацию - евреев. Важнейшим источником иудаизма и еврейского права является Ветхий Завет - часть Библии, которая состоит из нескольких книг, написанных до пришествия Христа. Среди книг Ветхого Завета особое место занимает Тора рассматривается в иудейском праве как своеобразная конституция еврейского народа. Важным источником иудаизма и еврейского права является Талмуд.

Он делится на две основные части: Мишну и Гемара. Миншна - это сборник правил поведения, составленный еврейскими мудрецами в течение первых двух веков нашей эры, в которой закреплены нормы неписаного права, систематизированы различные обычаи, правила морали и законы еврейского народа.

 

Среди такого рода черт и особенностей иудейского права сле­дует указать прежде всего на его преимущественно императив­ный характер, преобладание в его системе прямых запретов, требований, всякого рода ограничений и обязанностей над пра­вами и свободами субъектов иудейского права.

Иудейское право, отмечалось в данной связи израильскими ав­торами, - это комплекс «всеохватывающих обязанностей, регули­рующих все аспекты еврейской жизни». Разумеется, что такой ком­плекс относится в первую очередь к нормам публичного права, в раз­ряд которых следует отнести, в особенности применительно к древнеиудейскому праву, нормы, регулирующие отношения членов иудейского общества не только к своему государству, общественным институтам, но и к Богу, к его законам и заповедям, к религиозным ритуалам и жертвоприношениям, к иудейской религии в целом.

Важнейшими этическими, религиозными и одновременно юридическими обязанностями в системе иудейского права явля­ются обязанности, связанные с непременным соблюдением ре­лигиозных праздников.

Говоря о преобладании в системе иудейского права обязанно­стей, требований, запретов и ограничений перед правами и свобо­дами, следует иметь в виду во избежание недопонимания, во-первых, условность выделения в религиозных правовых системах, особенно в таких системах теократических государств, подсистем публичного и частного права, а во-вторых, условность отделения прав и свобод, с одной стороны, от обязанностей - с другой.

Среди других черт и особенностей иудейского права нужно обратить внимание на многофункциональный характер иудей­ского права, проявляющийся в том, что оно выполняет не толь­ко стандартные, свойственные любой правовой системе функ­ции (регулятивные, воспитательные и др.), но и вместе с тем имеет и свои собственные, присущие только ему, специфиче­ские функции.

Речь идет прежде всего о функциях, связанных с формирова­нием еврейского сообщества и поддержанием его на протяжении многих веков в духовно-нравственном и религиозном единении. Это своего рода объединительная функция иудейского права, воз­никшая на религиозной основе.

Отмечая уникальность и социальную значимость данной функции, венгерский ученый Г. Гече писал, что «религиозная идея заключения договора (между Богом и иудейским народом. - М. М.) на горе Синай имела общественное звучание: сыновья Из­раиля являются избранниками-бога, осознание ими своей принад­лежности к Яхве, вера в общего бога превращают их в единый на­род». И далее: «Законы этого народа формировались постепенно, по мере перехода к оседлости и складывания государства, но со­ставители Библии верили, что данные законы родились в древние времена, в момент заключения с народом завета через посредника в лице Моисея».

Соблюдение одних и тех же законов, возникших на одной и той же религиозной основе, одних и тех же заповедей, обычаев, а позднее, национальных и иных традиций, несомненно, объединя­ло иудеев между собой независимо от того, проживали они на сво­ей исторической родине или в других странах, выступало одним из важнейших факторов формирования и сохранения их сообще­ства.

Помимо названных характерных черт и особенностей иудей­ского права, оказывающих, помимо всего прочего, значительное влияние на процесс формирования и развития его источников, следует также указать на такую его особенность, как ограничен­ный характер прямого регулятивного воздействия иудейского права на израильское общество и распространение его на евре­ев, проживающих на территории других стран.

В отличие от ранних стадий своего развития и от других пра­вовых систем современное иудейское право не имеет прямого ре­гулятивного воздействия на все общественные отношения, возни­кающие в пределах израильского общества и государства. Сфера его непосредственного регулятивного воздействия в настоящее время - это система отношений, являющихся объектом регулиро­вания при посредстве норм семейного права, точнее прежде всего система отношений, возникающих между людьми в процессе и в результате бракосочетания и разводов.

В числе других черт и особенностей иудейского права, выде­ляющих его среди иных (религиозных и светских) правовых сис­тем, следует указать на его ярко выраженный целевой - нацио­нальный и социальный - характер, на его довольно органичное сочетание как религиозной правовой системы со всей остальной израильской правовой системой, на наличие у него особых, весьма специфических источников права, а также принципов, лежащих в его основе и одновременно пронизывающих собой всю систему иудейского права.

Научная доктрина, ее место и роль в основных правовых семьях современного мира.

 

I. Романо-германская правовая семья.

Прежде всего следует указать на такую отличительную черту и особенность романо-германского права, как ярко выраженная по сравнению с другими правовыми семьями доктринальность и концептуальность.

Подобно прецеденту, доктрина не признается в качестве формального источника права, а рассматривается как реально существующий и оказывающий фактическое влияние на право вторичный источник.

В литературе, посвященной анализу источников романо-германского права, термин " доктрина" употребляется в самом широком смысле. А именно:

- как учение, философско-правовая теория;

- как мнения ученых-юристов по тем или иным вопросам, касающимся сущности и содержания различных юридических актов, по вопросам правотворчества и правоприменения;

- как научные труды наиболее авторитетных исследователей в области государства и права;

- в виде комментариев различных кодексов, отдельных законов.

Степень воздействия правовых доктрин на законодателя и правотворческий процесс, равно как и формы ее проявления в разных странах, далеко не всегда одинаковы. Во Франции, например, весьма высоко ценятся академические мнения и доктрины, касающиеся сугубо прикладных, практических аспектов права. В то время как в Германии и Италии предпочтение отдается скорее фундаментальным доктринам, доктринам академического, нежели прагматического плана.

Однако несмотря на подобные различия, имеющиеся в разных странах и национальных правовых системах, формирующих романо-германскую правовую семью, доктрина как неформальный источник права неизменно играет в каждой из них весьма важную практическую роль.

II. Англосаксонская правовая семья (семья общего права).

В странах общего права, и в особенности в Англии, где право изначально создавалось судьями-практиками и где научной доктрине уделялось значительно меньше внимания, чем на Европейском континенте — в странах романо-германского права, роль правовой доктрины как источника права традиционно недооценивалась. Это вполне естественно и закономерно.

Однако эта недооценка никогда не носила фатального характера. Ни на ранних этапах развития англосаксонского права, ни тем более на современном этапе, определенное влияние правовой доктрины, выраженной в самых различных формах, включая общепризнанные труды ученых-юристов, никогда полностью не исключалось.

Тем не менее очевидным является и то, что значимость научной доктрины в системе источников англосаксонского права по мере развития общества и государства не только не возрастает, а наоборот, все больше уменьшается.

III. Социалистическая правовая семья.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 1591; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь