Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ГОРОД В СТЕПИ: НЕКРОПОЛИ ОКРУГИ ЦАРЕВСКОГО ГОРОДИЩА



КАК ИСТОЧНИК ДЛЯ РЕКОНСТРУКЦИИ ИСТОРИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Города, возникавшие в степях, в традиционно кочевой зоне, представляли собой уникальное явление. Их роль и функции в жизни кочевых обществ невозможно недооценить. К проблемам и перспективам, связанным с изучением подобных городов, неоднократно обращались исследователи средневекового Востока, в частности, Южного и Центрального Казахстана. Ими выделяются три основные функции городов по отношению к степному населению, часто совмещающиеся друг с другом: административные, торговые и производственные. Города снабжали степь изделиями городского ремесла, без которых не могли обойтись кочевники, земледельческой продукцией, так как каждый из них имел обширную сельскохозяйственную округу с мощными оросительными системами. Кроме того, эти города, как например Сыгнак, были “торговыми гаванями” - транзитными пунктами на караванных путях. Укрепленные города были стратегическими объектами, местом зимовки и центром административного управления для крупных кочевых феодалов. За длительное время существования средневековых городов, например в бассейне средней Сырдарьи, роль каждого из них могла изменяться.

В течение XIII-XIV вв. в Нижнем Поволжье в центральной части Улуса Джучи, вдоль берегов Волги и Ахтубы росли и активно развивались города. Первым по величине степным городом на этой территории была столица - г. Сарай, вторым - по праву считается город, располагавшийся на месте современного Царевского городища. Для изучения функций нижневолжских городов в жизни степных кочевников нет иных источников, кроме археологических. Наиболее информативными из археологических объектов в этом смысле являются обширные кочевнические некрополи в окрестностях Царевского городища, а также небольшие поселения в округе, расположенные не более чем на 20 км в обе стороны от городища вдоль левого берега р. Ахтуба в Ленинском районе Волгоградской области.

В вопросе исторического названия города, располагавшегося на месте Царевского городища, а также периодизации его истории в настоящий момент полной ясности нет. Однако, следует признать, что если Царевское городище все же не является остатками второй столицы Золотой Орды, то никаких других доказательств его возникновения в 30-е гг. XIV века просто нет. Археологические данные и, в частности, нумизматический материал свидетельствуют о возникновении этого города не ранее 40-х гг. XIV века и именно эта дата была поставлена мною рубежом между существованием и отсутствием крупного города на данной территории. Типологизация и статистическая обработка предметов материальной культуры из некрополей выявила пласт погребений, которые можно уверенно датировать преддверием 40-х годов XIV века, то есть временем, когда город еще не был построен. По-видимому, эту территорию какая-то группа кочевников в золотоордынское время использовала как зимовку.

Северная часть левобережья Ахтубы относится к природному району “северной лугово-лесной поймы”, растительные ассоциации которого в наибольшей мере подходят для зимнего выпаса скота. Пойменные леса в низинах, а также наличие большого количества пресной воды соответствуют всем параметрам, необходимым для организации здесь постоянной кочевнической зимовки. Кроме того, тектоническое строение и почвы этой территории предоставляют возможности к занятиям земледелием с использованием искусственного орошения, к выращиванию бахчевых, огородных и плодовых культур. С середины XIII по конец XIV века уровень увлажненности в Волго-Уральском междуречье был необыкновенно высок. Таким образом, исследуемая территория действительно соответствует меткому замечанию А.Ю. Якубовского, который писал о специфике Нижнего Поволжья, где можно сочетать кочевой и оседло-земледельческий типы хозяйства.

В археологической литературе имеется две точки зрения на состав и занятия населения окрестностей Царевского городища - либо это кочевники (Т.В. Гусева), либо оседлое население, занимающееся поливным земледелием (В.Л.Егоров).

Статистическая обработка погребального обряда кочевнических погребений из некрополей позволила разделить памятники на 4 основные обрядовые группы - главные компоненты ( I - близкая к мусульманской, II - женская кыпчакская, III -всадническая с захоронением коня, IV - мужские всаднические погребения без коня). Анализ наиболее значимых признаков обряда каждой из выявленных групп даёт основание говорить о весьма пестром составе населения, оставившего некрополи в окрестностях Царевского городища: представители кыпчакского кочевого конгломерата племен, выходцы из Центральной Азии, возможно, среднеазиатские кочевники, а также оседлое население - переселенцы из Средней Азии. В связи с этим, появляется необходимость разобраться, как распределялось это население по округе, какие типы погребального обряда преобладают в том или ином некрополе, насколько близки или отличны эти некрополи по типам погребального обряда от грунтовых могильников городского населения и нижневолжских степных, каковы занятия населения, оставившего конкретный некрополь: скотоводство, поливное земледелие, ремесленное производство.

По данным исследователей XIX и первой половины XX века, а также в результате обследований экспедиций второй половины XX века было выявлено, что такие поселения золотоордынского времени, как Заярское, Заплавное и Бахтияровское первоначально были кочевническими зимниками, а позднее, синхронно с существованием крупного города, приобрели ремесленную специализацию. Другие поселения (Колобовское, Зубовское), скорее всего, разрослись из усадеб кочевых феодалов. Второе положение подтверждают и раскопки Поволжской археологической экспедиции, которые свидетельствуют, что ранняя застройка Царевского городища - это усадьбы кочевых феодалов, к которым позднее был пристроен торгово-ремесленный “посад”.

Распределение обрядовых групп с использованием факторного анализа позволило найти основу для сравнения исследуемых некрополей с уже известными нижневолжскими степными, а также с городскими некрополями и определить статус некоторых из них. Традиционно городскими считаются погребения на кладбищах без сооружения курганных насыпей и расположенных на территории, непосредственно прилегающей к городу. Решено было сравнить распределение обрядовых групп в некрополях окрестностей с их распределением на городских кладбищах. Спецификой Царевского городища может считаться наличие некоторого количества языческих захоронений на городских мусульманских кладбищах. Потому они также распределились по компонентам, что дало возможность сравнения.

Гистограмма 1.

Условные обозначения:

Б-I Бахтияровка-I Б-III Бахтияровка -III Мал Маляевка-I Цг Царев. городище
Б-II Бахтияровка - II Лен Ленинск-I Цар Царев-I    

 

 

Очевидно, что наиболее близкие к городищу некрополи - Царев и Маляевка, имеют наибольшее сходство с погребениями собственно в городе. По основной массе погребений их следует признать городскими. Наличие в них и в других городских некрополях языческих кочевнических захоронений иллюстрирует специфику образования и функционирования Царевского городища как одного из центров кочевого мира Нижней Волги.

Некрополи, более удаленные от границ городища, нежели Царев-I и Маляевка-I, содержат гораздо меньше погребений первой главной компоненты. Погребений с сооружениями из сырцового и жженого кирпича в них крайне мало: по одной оградке в Бахтияровке-II и Ленинске-I, малочисленны надгробия.

Сравнительно высокие значения на гистограмме в этих некрополях имеют языческие захоронения II, III, IV главных компонент. Если проследить динамику мусульманских захоронений по Бахтияровским некрополям, то их количество возрастает пропорционально хронологическим изменениям, кроме того, этот рост обратно пропорционален количественному изменению мужских языческих захоронений III и IV главных компонент.

При сравнении этих некрополей с другими, расположенными по правому и левому берегам Нижней Волги, то есть по территории, составлявшей ханский “домен”, выявляется ряд сходных и ряд специфических черт, выделяющих их из всего массива нижневолжских некрополей.

С другими нижневолжскими исследуемые памятники объединяет: во-первых, группировка их вокруг или вперемежку с курганами более ранних эпох. То есть, их способ образования обычен для кочевнических некрополей эпохи средневековья и даже более ранних эпох.

Во-вторых, соотношения групп погребальных памятников внутри нижневолжских некрополей, выраженные в процентах, иногда довольно близки к исследуемым в данной работе могильникам.

Таблица 1.

 

Компоненты Скатовка Бережновка-II Быково-III Бахтияровка-I Бахтияровка-II Бахтияровка-III Ленинск -I Солодовка-II
I 44% 0% 8% 0% 11% 28, 3% 48, 3 % 11%
II 18% 62, 5% 19% 50% 42 % 56, 7 % 31 % 33%
III 6% 12, 5% 69% 28% 28% 6, 7% 6, 9 % 45%
IV 32% 25% 4% 22% 19% 8, 3% 13, 7% 11%

 

Можно отметить сходство по основным показателям таких некрополей как Скатовка и Ленинск-I, Быково-III и Солодовка-II, Бережновка-II и Бахтияровка-I.

Отличия некрополей округи Царевского городища от степных нижневолжских состоят в первую очередь в том, что среди последних часто встречаются могильники с ярко выраженной “чистотой” обряда. То есть некрополи, оставленные группой близких родственников. Примерами таких некрополей могут служить Бережновка-I и Быково-III. Близким к этому типу из исследуемых некрополей можно считать группу Солодовка-II, но, видимо, некрополь все же перестал функционировать, когда рядом возник столь крупный город. Восточная группа погребений некрополя Бахтияровка-III также имеет в качестве ярко выраженной черты обряда юго-западную ориентировку, однако в целом могильник насыщен погребениями весьма разнообразных типов.

Соединение разноэтничных групп в одной кочевой единице - характерная черта монгольской системы кочевания - аильной, когда завоеванные кочевнические семьи включаются в состав семьи-победительницы, образуя кочевую общину - “унаган-богол”. В этом состоит специфика золотоордынского государственного образования, где наибольшую часть населения, проживавшего под властью монголов, составляли кочевники. Но столь пестрое смешение разных этнических компонентов в крупных некрополях, сосредоточенных на сравнительно небольшой территории, быстрое взаимопроникновение мусульманских и разнообразных языческих традиций в самой консервативной области культуры древних народов - в погребальном обряде, является одной из специфических черт некрополей окрестностей Царевского городища.

Другой отличительной особенностью некрополей округи Царевского городища является явное количественное преобладание насыпей золотоордынского времени над курганами более древних эпох.

Таким образом, картина функционирования округи Царевского городища в золотоордынское время несколько проясняется:

Начальный этап образования курганных могильников в окрестностях Царевского городища ничем не отличается от обычных степных некрополей - они функционируют там, где есть более древние памятники. Некоторая часть некрополей начала функционировать еще до образования крупного города на месте Царевского городища. Город возник на территории кочевнических зимников. Основным занятием населения на этой территории до возникновения города было кочевое скотоводство. С возникновением и развитием города совпадает трансформация хозяйства кочевников ближе к полукочевому. В качестве вспомогательного занятия население поселков, может быть, практиковало земледелие, что подтверждают находки серпа в погребении у Маляевки, а также сложная система гидротехнических сооружений, зафиксированных возле Колобовского поселения. Видимо, город на месте Царевского городища вырос, в первую очередь, как административный центр кочевнической территории и лишь затем принял на себя функции торговые и производственные, хотя произошло это довольно быстро.

Город стал катализатором хозяйственных изменений в жизни кочевой округи. Беднейшее, оседающее на зимниках, население степи находит себе занятия в городе или приобретает ремесленную специализацию по его обслуживанию.

Период взаимовыгодного сотрудничества города и кочевой периферии оказался недолгим: затяжные “смуты” в улусе подорвали важнейшие функции города - торговую, производственную и административно-политическую. Некрополи прекращают свое функционирование одновременно с городом.

 

Блохин В.Г. (Волгоград)


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь