Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Откровение Ап. Петру и визит к сотнику Корнилию (10, 1-48).



Крещение Корнилия. Особое внимание дееписатель уделяет рассказу об обращении некоего Корнилия – сотника Италийского полка, расквартированного в Кесарии Палестинской. Он не был даже иудейским прозелитом, а просто язычником, осознавшим ложь язычества и чтившим Истинного Бога, что выражалось в благочестии, молитвах и милостынях. Во время молитвы ему явился ангел и повелел послать в Иоппию за ап. Петром, чтобы тот преподал Корнилию учение о спасении. Корнилий тотчас исполнил повеление и послал двух слуг и воина за Петром.

Откровение Петру. В то время как посланные приближались к дому Симона-усмаря, Петр также удостоился особого видения: около 6-го часа он молился на кровле дома и в состоянии «исступления» увидел отверстое небо и из него опускающееся как бы большое полотно, привязанное за четыре угла, в котором находились всякие животные, пресмыкающиеся и птицы. Голос с неба повелел Петру вкусить любого животного не разделяя на чистых и нечистых. На возражение Петра был утвердительный ответ: « что Бог очистил, того ты не почитай нечистым ». Вскоре открылись цель и смысл этого видения. Животные в полотне символически обозначали собой все человечество: чистые животные – евреев, а нечистые – язычников, которых Бог очистил крестной смертью Христа Спасителя. Теперь для вхождения в Церковь Христову нет различия на иудеев и язычников, и не требуется исполнения внешних иудейских обрядов и установлений. Таким образом этим видением открылась новая эпоха в истории первохристианской Церкви – эпоха призвания язычества в христианство без посредства иудейства.

Проповедь в доме Корнилия. Петр правильно понял смысл видения и на следующий день прибыл в Кесарию, вошел в дом неверного иноплеменника, где его дожидалась группа язычников, готовых принять христианское учение (родственники и друзья Корнилия). Апостол произнес проповедь о Христе, в которой заявил о принятии в Царство Божие добродетельных людей из всех народов без различия, кратко изобразил жизнь Христа до смерти и по воскресении, подкрепил свои слова ссылкой на пророчества о спасении всех во Христе (Деян. 10, 34-43). Таким образом, после обращения Корнилия стало безусловным принятие язычников в Церковь Христову, т.к. это было открыто и указано Свыше и утверждено Иерусалимским апостольским центром.

Смысл крещения. Следует также особо отметить, что вопрос об обрезании Корнилия не стоял. Это был единичный случай и поднимать иудейскую проблему ради одного Корнилия никто не собирался. Смысл принятия в Церковь Корнилия состоит в создании прецедента принятия язычника.

Иерусалимская община – центр христианского мира. До смерти Стефана Иерусалимская община представляла собой практически весь христианский мир. После первого гонения и проповеди в разных частях Палестины, Финикии и Сирии Иерусалим приобретает значение общехристианского центра, который оставался им до конца третьего периода апостольского века, т.е. до переселения христиан в Пеллу за Иордан и разрушения Иерусалима.

В Иерусалиме принимались решения обще-христианского значения: Апостольский Собор (гл.15), делегирование ап. Петра и ап. Иоанна для преподания дара Духа Святого Самарянам(гл. 8), даже ап. Петр, принявший в Церковь Корнилия-сотника, отчитывался перед Иерусалимским центром (гл.11, 1-4). В дни голода антиохийская Церковь помогала иерусалимской, выражая не только служение любви, но и послушание матери-Церкви.

Помощь от других Церквей. В дни голода (в начале сороковых годов) Антиохийская община оказывает помощь Иерусалимской общине выражая тем любовь и послушание. Необходимо отметить, что вместе с Господом в Иерусалим пришло не менее пятисот человек из Галилеи, которые оставили свои дома и их необходимо было содержать. Во время своих миссионерских путешествий ап. Павел занимается сбором для Иерусалимской Церкви. Антиохия приобретает в это время уже значительное значение в христианском мире, именно оттуда выходил в свои миссионерские путешествия ап. Павел.

Ослабление. Последним событием, обессилившим Иерусалимскую Церковь, стало гонение на христиан, воздвигнутое Иродом Агрипой в конце его царствования примерно в 44 году. Тогда принял мученическую смерть первый из двенадцати апостолов – Иаков Заведеев (гл.12). Следующей жертвой должен был стать ап. Петр, но он чудесным образом был изведен из темницы. Апостол Петр покидает Иерусалим. Возглавляли Иерусалимскую Церковь до 44 года ап. Петр и апостолы, а после 44 года – ап. Иаков и пресвитеры.

Из посланий к Евреям следует, что в шестидесятые годы Иерусалимская община жила под знаком страданий (Евр.(10, 32; 12, 4-13)). Замечен также и упадок нравственной жизни в это время. Им ставится на вид нарушение церковной дисциплины (Евр.(10, 25)), призывают быть в мире со всеми (Евр.(12, 14)) и предостерегают от блуда (Евр.(13, 4)). Видимо во всех этих предостережениях была необходимость. В третий период апостольского века, Иерусалимская община представляла собой центр иудео-христианства. К тому времени они уже разделились на два течения: иудео-христиан фарисейского толка, которые очень ревностно относились к исполнению закона Моисея, и иудео-христиан, которые подвержены языческому влиянию – гностики. С этими течениями будет ревностно бороться ап. Павел.

Состав Церкви к 60-му году. После третьего миссионерского путешествия апостол Павел прибывает в Иерусалим, а ап. Иаков указывает ему на тысячи уверовавших иудеев (23, 20), т.е. христиан было в Иерусалиме еще достаточно много.

Остатки Церкви после разрушения Иерусалима. Остатки Иерусалимской Церкви доживали свой век в Пеле за Иорданом после разрушения Иерусалима в 70 году.

Обращение Савла в ап. Павла.(Деян. 9 гл.).

 

6. Первое благовестническое путешествие ап. Павла.

 

Обращение Савла.(Деян. 9)

Сам св. апостол Павел свидетельствует в 1 Кор. 9: 1 и 15: 8 а так же и в Гал. 1: 1, что в свете, осиявшем его, он видел Господа. «Савл, Савл, что ты гонишь Меня? ». «Кто Ты, Господи? … Я Иисус, Которого ты Гонишь» – таков был ответ! От осиявшего его света Савл ослеп: это было отчасти и наказанием гонителю, отчасти символическим означением того, что он и с открытыми глазами был слеп. В глубоком покаянном чувстве он три дня не ел и не пил, после того, как его спутники за руку привели его в Дамаск. Лишенный света внешнего, он молился и получил видение, в котором представилось ему, что некто из христиан, именем Анания возвратил ему зрение. В то же время последовало откровение самому Анании. Господь повелел ему идти к Савлу и возложить на него руку, чтобы он прозрел. Анания возражает Господу на основании известных ему слухов о Савле как о гонителе Церкви. Господь успокаивает Ананию, указывая на будущее великое предназначение Савла: «… яко сосуд избран Ми есть …».

Через возложение рук Анании Савл прозрел и исполнился Духа Святаго. Это было чудо особой милости Божией над Савлом, как и сотник Корнилий, он сподобился благодати Духа Святаго еще до крещения. «И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его».После обращения Савла перед нами Павел.

Дальнейшая жизнь апостола. По свидетельствам Павла, находящимся в послании к Галатам, после нескольких дней, проведенных с учениками в Дамаске, Савл удаляется в Аравию (Гал. 1: 17). В Деян. об этом путешествии не говорится.

После Аравии он возвращается в Дамаск и начинает проповедовать по синагогам, что Иисус есть Христос на основании Священного Писания.

Миссионерские путешествия. В Деяниях апостольских описано три. Начиная с 44 года, 4 года Савл возрастал в Духе Святом, был в Аравии, видимо, в тишине, некоторое время, потом постепенно пристал к братьям, получил рукоположение и только с 44 года по прямому повелению Духа Святаго начинает путешествия. Сначала Варнава и Савл, но скоро Павел и Варнава, а потом и просто Павел.

Первое путешествие для проповеди, основания Церквей, сказано, что апостолы рукополагали (14, 23): «рукоположили пресвитеров к каждой Церкви». В течение своего первого путешествия (Деян. гл. 13-14) ап. Павел благовествовал на Кипре и в Малой Азии, точнее говоря, в Писидии, Ликаонии и Памфилии. Павел был вместе с Варнавой. Сопровождавший их Иоанн-Марк отделился от них в Пиргии (Деян. 13, 13).Происходит случай с Марком, который отделяется от Павла, что потом послужит разделения с Варнавой. .

В качестве первого географического указания миссионерского путешествия писатель книги Деяний Апостольских представляет о. Кипр, на который прибыли Варнава и Савл, пройдя через Селевкию. На этом острове христианство было распространено до апостола Павла. Остров является родиной ап. Варнавы, и мы можем предположить, что именно он был в числе первых христиан, которые распространяли христианство на этом острове.

Особенности проповеди в первом путешествии. На всем протяжении первого миссионерского путешествия ап. Павла, в какой бы город он не пришел, всегда шел в синагогу и проповедовал Слово Божие своим собратьям, которым предназначалось Слово Спасения. Его целью была проповедь иудеям рассеяния. Но среди слышавших проповедь находились иудеи, которые возбуждали народ, и апостолам приходилось скрываться. После они обращались уже к язычникам. Проповедь на Кипре. В г. Саламин они проповедуют слово Божие в синагоге. Пройдя весь остров, апостолы попадают в г. Паф, где обращают проконсула Сергия Павла. При этом была попытка отвратить его от веры в Иисуса Христа со стороны волхва Вариисуса (Елима). Ап. Павел, исполнившись Св. Духа, обличает волхва и предает его до времени слепоте.

Новое имя апостола. Замечателен этот эпизод тем, что здесь впервые Савл назван Павлом. Некоторые экзегеты, например бл. Иероним, считают, что Савл назвал себя Павлом по случаю обращения проконсула Сергия Павла.

После этого, ап. Павел и бывшие с ним отплыли из Пафа и прибыли в Пергию Памфилийскую, где Иоанн (Марк) отделился от своих спутников и отправился в Иерусалим.

Антиохия Писидийская. Они же, продолжая свое путешествие, прибыли в Антиохию Писидийскую, где апостола Павел произносит свою первую большую проповедь. Апостол Павел проповедует иудеям, боящимся Бога, в синагоге в день субботний (13, 14-41). Он использует образы из истории Израиля (13, 17-23) так же как делал это Петр (2, 29-36; 3, 18-26) и Стефан (7, 2-50). В нем еще живет надежда на обращения Израиля ко Христу: «вам послано слово спасения сего» (13, 26), «ради Него возвещается вам прощение грехов; и во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий » (13, 38-39). Апостол Павел доказывает своим слушателям, что во Христе исполнилось все написанное. Об этом, говорит он, вы читаете каждую субботу (ср. 13, 27). В Евангелии приводятся множество пророчеств о Христе, которые исполняются. Но в Деян. 13, 39 звучит новая тема, апостол говорит: «и во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий» – это одна из самых важных тем апостола Павла. С одной стороны, эта проповедь похожа на проповедь Стефана и Петра, с другой стороны, появляется новая тема – оправдания во Христе.

Проповедь в Иконии. Отсюда они направились в Иконию. Здесь они так же вошли вместе в иудейскую синагогу, и в результате проповеди обратилось много Иудеев и Эллинов. Но и здесь некоторые Иудеи, неуверовавшие, возбуждали язычников против братьев. И, тем не менее, как пишет Дееписатель, здесь они пробыли довольно много времени. Через Апостолов творились многие чудеса, и жители города, видя это, разделились на два лагеря: одни были на стороне Апостолов, а другие на стороне Иудеев.

Обожествление апостолов в Листре. Далее ап. Павел удалился в Ликаонский город Листру, дабы не быть побитым камнями от недоброжелателей. Здесь он исцелил человека, который не владел ногами. Чудо послужило поводом, чтобы назвать Варнаву Зевсом, а Павла Ермием.

Апостолам с трудом удалось убедить жителей города не приносить им жертвы объяснив, что они такие же люди, а цель их благовестия – обращение дервиян к Богу, который и соделывает чудеса во свидетельство о себе.

В этом городе Апостолы могли бы пробыть с пользой для благовестия несколько больше, но пришедшие сюда иудеи из Антиохии и Иконии настроили жителей города против них. Дело дошло до того, что ап. Павла а побили камнями и вытащили за город. Здесь вокруг него собрались ученики, а апостол встал и возвратился в город, а на следующий день ушел с Варнавою в Дервию. Там они проповедовали Евангелие и, обратив большое количество учеников, решили возвратиться в Антиохию.

Утверждение Церквей на обратном пути. Проследовав через Листру, Иконию и Антиохию, они укрепляли учеников и рукополагали пресвитеров в каждой Церкви. Через Писидию они прошли до Пергии Памфилийской. Здесь они, наставив учеников, удалились в Атталию, и закончили свое путешествие в Антиохии.

В результате – эту проповедь слушают скорее язычники, чем иудеи В это же время дееписатель говорит, что начинает возрастать вражда иудеев против Павла. Уже в Дамаске они пытались его убить. Несмотря на это, Павел по-прежнему вначале проповедует в синагогах, а лишь потом, изгоняемый из синагог, идет проповедовать язычникам. Первое путешествие заканчивается возвращением в Антиохию и сказано: пробыли там немалое время с учениками. Но спокойная жизнь заканчивается с тем, что некоторые приходят к Иакову, и учат, что если кто не обрезан, не может спастись. В Церкви возникает спор. Апостол Павел с Варнавой вынужден идти в Иерусалим, чтобы перенести на суд Апостольского Собора дело об обрезании язычников. Но вопрос шире – необходимо ли язычникам, обращающимся ко Христу, соблюдать закон Моисеев. После первого миссионерского путешествия: то, что в церковь вошел Корнилий, это не так страшно. Но благодаря проповеди апостола Павла вхождение в Церковь язычников становится массовым, и этот вопрос актуален.

 

7. Апостольский собор, причины его созыва и решения. Датировка.

 

1. Источники. Об апостольском Соборе говорится дееписателем в 15-й главе Деян. (15, 1-34), а также в Гал. (2, 1-16).

2. Созыв Собора. Инициирован Собор был христианами Антиохии, которые были озабочены проповедью «пришедших из Иудеи» об обязательности телесного обрезания для дела спасения. Поскольку не дал результатов диспут с иудействующими апостолов Павла и Варнавы, делегация антиохийцев во главе с Павлом (с которым был и Тит ( см. Гал. 2, 1 )) и Варнавою была послана в Иерусалим.

3. Причина созыва Собора. Необходимость в созыве собора была обусловлена различностью взглядов на обязательность соблюдения Ветхозаветного Закона во всей его полноте (включая предписания внешнего характера, в частности, вопросов совершения обрезания и невкушения идоложертвенного) христиан из иудеев и христиан из язычников.

4. Время проведения Собора относят к 51 г. , опираясь на свидетельство ап. Павла о том, что посещение им в сопровождении Варнавы и Тита Иерусалима с описанием событий, похожих на описываемые в Деян.15, произошло спустя 14 лет после обращения Савла ( Гал. 2, 1 ).

5. Ход Собора. Поскольку и в Иерусалиме продолжившийся диспут не дал результатов, «апостолы и пресвитеры собрались для обсуждения сего дела». «По долгом рассуждении» Петр произнес речь, в которой, сказал:

· Бог избрал меня для проповеди язычникам.

· Он не положил никакого различия между нами и ими, дав свидетельство – Духа Святого.

· Не нужно искушать Бога, «желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы».

Слово Петра заставило умолкнуть собрание и слушать Павла и Варнаву о чудесах и знамениях, творимых Богом через них среди язычников

Апостол Иаков, брат Господень, будучи предстоятелем Иерусалимской общины и председателем Собора, поддержал Ап. Петра:

· Бог призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое.

· С сим согласны слова пророков.

· Ведомы Богу от вечности все дела Его.

И сформулировал решение Собора, освобождавшее христиан из язычников от исполнения закона Моисеева, кроме противного христианскому духу.

Решение собора: Предписывалось воздерживаться от

1 ) оскверненного идолами,

Блуда,

Удавленины и крови и

4) не делать другим того, чего не хотят себе.

Собор, вынеся решение, для сообщения его «братиям из язычников» Антиохии, Сирии и Киликии, делегировал с Павлом и Варнавой начальствующих: Иуду, прозываемого Варсавою и Силу.

4. Разделение сфер проповеди. Результатом Собора явилось кроме освобождения христиан из язычников от предписаний закона (за исключением перечисленных выше), разделение сфер служения Апостолов.

Иаков, Петр и Иоанн должны были окормлять христиан из иудеев, для которых решено было сохранять обязательность соблюдения Моисеева закона. Это длилось вплоть до разрушения Иерусалимского храма, когда его соблюдение стало невозможным и иудео-христиане получили также и формальную свободу от предписаний закона.

За Павлом же и Варнавой были закреплены языческие области, с просьбой не забывать нищих, т.е. членов Иерусалимской общины ( ср. Гал. 2: 7-10 ).

Последствия Собора. Инцидент с обличением ап. Павлом апп. Петра и Варнавы, когда они после прибытия в Антиохию Апостола Иакова стали по выражению Ап. Павла лицемерно таиться, а до этого ели вместе с язычниками, поддавшись атмосфере свободы, царившей в павловых общинах, думается, объясним тем, что Иаков, прибыв в Антиохию, напомнил иудео-христианам об их обязанности соблюдения Моисеева закона, как это следовало в соответствии с постановлением Апостольского Собора.

История же показала справедливость позиции внутренней христианской свободы Ап. Павла.

 

8. Второе благовестническое путешествие ап. Павла.

 

Намерения путешествующих. Первоначальной целью второго миссионерского путешествия ап. Павла было посещение уже созданных во время первого путешествия христианских общин в Малой Азии. Во время прохождения Сирии и Киликии апостолом были утверждаемы ранее созданные Церкви. Но в путешествии с особой явственностью явилось действие Св. Духа в деле распространения благовестия: Св. Дух не допустил ап. Павла ни в Вифинию, ни в Асию (Асия явилась объектом апостольской проповеди в 3-е миссионерское путешествие), а направил их в Европу, через Македонию. Но все же в малой Азии Павел положил основание Церкви в Троаде (16, 6-9 и сл.) и, м.б., в Галатии (ср. 16, 8), если мы придерживаемся Северо-Галатийской теории.

Но главная работа благовестников была сосредоточена в Европе, на Балканском п-ве. Они проповедовали в Македонских городах: Филиппах, Фессалонике и некоторых других, менее значительных, – и оттуда перешли в Ахаию. Некоторое время Павел провел в Афинах и не менее полутора лет (ср. 17: 11) – в Корин­фе. В Рим. 15: 19 он свидетельствовал, что «благовествование Хри­стово» было им распространено « от Иерусалима и окрестности до Иллирика ». На обратном пути ап. Павел основал Церковь Ефесскую в Асии, которая и была главным поприщем его деятельности во вре­мя его третьего путешествия. В Деян. 18: 22 упоминается возвраще­ние апостола в Антиохию. Ап. Павел и после своего второго путешест­вия посетил Иерусалим, очевидно, с отчетом матери-Церкви о своих трудах. Разделения среди апостолов. Второе путешествие ап. Павла началось с размолвки между Павлом и Варнавой из-за Иоанна-Марка, которого Варнава хотел взять с собой, а Павел, по опыту 1-го путешествия считал его непригодным для благовестнических трудов. Варнава и Марк отправились на Кипр, а Павел и Сила – в Сирию и Киликию.

Призвание Тимофея. Находясь в Дервии и Листре, Павел знакомится с Тимофеем, и с тех пор Тимофей становится ближайшим сотрудником ап. Павла.

Присоединение Луки. С момента описания нахождения путешествующих в Троаде, когда Павлу было откровение идти в Македонию, в Деяниях начинают встречаться «мы» отрывки. В них путешествие описывается от первого лица множественного числа, что свидетельствует о присоединении к Павлу дееписателя Луки.

Особенности событий в Европе. Как и ранее, проповедь была обращена в первую очередь к иудеям. Но здесь приходилось все чаще общаться с языческим миром. Приходилось общаться с властями. В реакции властей на апостолов видна настороженность. Римские власти, однако, не предпринимали против благовестников особенно враждебных действий, и после выяснения причин предоставляли самим разбираться в своем учении.

Мятежи против апостолов. В Филиппах, и в Фессалониках (и в Верии) происходили волнения, переходящие в политические. Поводом к началу волнения в Филиппах было недовольство хозяев служанки – прорицательницы на прекращение доходов. В Фессалониках же и Верии поводом было недовольство иудеев.

Однако во всех городах, когда дело доходило до начальства, возмутители представляли политически-религиозные причины возмущения. Так, в Филиппах было заявлено о том, что апостолы проповедают обычаи, которых не следует держаться римлянам, а в Фессалониках иудеи заявили, что апостолы выступают против повеления кесаря и проповедают царем Христа.

Афины. Следующим городом, где побывал апостол, были Афины. В Афинах проповедь ап. Павла была двоякого рода: перед иудеями и перед язычниками. В проповеди перед эллинскими мудрецами (в Ареопаге) апостол прибег к аргументам, содержащимся в естественном откровении. План проповеди можно предложить такой:

1. Указание особенной набожности афинян, т.к. у них есть жертвенник «неведомому Богу».

2. Бог не требует служения рук человеческих и не в рукотворенных храмах живет.

3. Он произвел весь род человеческий и заботится о нем, чтобы люди искали Его.

4. Люди, будучи родом Божиим не должны почитать Бога подобным серебру, золоту и делам рук человеческих.

5. Бог повелевает всем покаяться, и назначил день суда.

6. Судить Он будет посредством Мужа, которого во удостоверение воскресил из мертвых.

Проповедника слушали до тех пор, пока он не заговорил о воскресении из мертвых, что было встречено насмешками, хотя были и уверовавшие: женщина Дамарь и Дионисий Ареопагит. Особенность этой проповеди такова, что к язычникам апостол обращается на языке язычников, но в тоже время умудряется высказать догматические истины.

Утверждение Церкви в Коринфе. Из Афин ап. Павел отправился в Коринф, где пробыл полтора года, с дерзновением проповедуя слово Божие. Столько времени он не посвятил ни одной малоазийской общине.

В Коринфе Павел поселился у Акиллы и Прискиллы – супружеской пары, которая прибыла в Коринф из Рима, исполняя повеление Клавдия. Это историческое свидетельство дает возможность датировки. Повеление относится к... году.

В Коринфе апостол все более обращает свое внимание на язычников. Так, он вначале проповедует слово в синагоге, но там его не принимают. Так что иудеям он вынужден был сказать: «кровь ваша на главах ваших; я чист; отныне иду к язычникам » (Деян. 18, 6).

В Коринфе также произошло возмущение народа (преимущественно иудеями ) против ап. Павла. Но как и ранее, римская власть в лице проконсула Галлиона не предприняла активных действий, как против благовестников, так и против их оппонентов. Рассказ о суде Галлиона (он был братом философа Сенеки) дает точку опоры для хронологии истории апостольского века. Имя Юния Галлиона, упоминаемое в Дельфийской надписи Клавдия, позволило современным исследователям отнести пребывание Павла в Коринфе ко времени от половины 51 до конца 52 г. н.э.

Основание ефесской Церкви. На обратном пути апостол сделал краткую остановку в Ефесе. А после отправился в Иерусалим, куда стремился попасть к «приближающемуся празднику». Павел оставил вместо себя в Ефесе своих коринфских сотрудников, Акилу и Прискилу (18, 21). В Иерусалиме, как сказано в Деяниях, апостол «приветствовал церковь».

Послания ап. Павла. Ко времени 2 путешествия относятся 1 и 2 послания ап. Павла к Фессалоникийцам. Они были написаны из Коринфа. К этому нас приводит то, что в посланиях сказано, что Павел послал Тимофея в Фессалонику из Афин. Тимофей имел возможность придти на вызов апостола, и сходить в Фессалонику и принести оттуда добрые вести, на которые откликнулся Павел первым посланием.

 

 

9. Третье благовестническое путешествие ап. Павла.

 

О третьем путешествии дееписатель повествует в отрывке 18, 23-21, 17. Книга Деяний допускает восполнение на основании посланий апостола, написанных им во время этого путешествия, а их было 4. Особое значение имеют послания к Коринфянам.

Деятельность апостола во время путешествия. В отличие от своих первых двух путешествий апостол не проповедовал в этот раз в новых областях, где еще не звучало благовестие о Христе. Он думал не о создании новых Церквей, а об устроении уже основанных. Еще одной важной стороной деятельности апостола в третьем путешествии был денежный сбор в пользу Иерусалимской Церкви. О том, как производился этот сбор, упоминается в 1Кор. 16: 1-4, 2Кор. 8-9, Рим. 1: 8-15, 15: 20-24, 25-28, 30-32. Он был добровольный.

География путешествия. Через некоторое время после возвращения из своего второго путешествия, апостол Павел отправляется из Антиохии в третье (18: 23).

Двигаясь по Асии, он шел не южной, а северной дорогой (19: 1), ведущей через Галатию и Фригию. По пути он утверждал учеников.

Прибыв в Ефес он живет и трудится в течение двух лет (ср. Деян. 19, 10), и даже, вероятно, более продолжительного срока (ср. Деян. 20, 31). Из Ефеса он написал первое послание к коринфянам.

После мятежа, поднятого против него серебренником Димитрием, он идет в город Троаду. Здесь, не имея покоя духу без вести от коринфян, апостол решает идти в Македонию, для чего направляется в город Филиппы, где через Тита апостол получает утешительные известия из Коринфа.

О пребывании апостола в Македонии сказано в (20: 1-2). Там же было написано его второе послание к коринфянам.

Из Македонии Павел отправляется в Елладу и поселяется в Коринфе, и живет там в течение трех месяцев. Отсюда написано послание к римлянам.

После этого он отправляется по суше в обратный путь через Македонию опять в Филиппы, откуда после «дней опресночных» (20: 6) отплывает в Троаду. К этому моменту относится эпизод с воскресением заснувшего и упавшего юноши именем Евтих на евхаристическом собрании.

В Троаде Павел встречается со своими спутниками и идет пешком в портовый город Асс. Погрузившись на корабль, Павел едет через Митилину, Трогиллию, Милит, куда призывает к себе ефесских пресвитеров и беседует с ними.

Далее – Кос, Родос, Патара, где пересаживаются на другой корабль и плывут далее через Кипр в Тир. В Тире апостол семь дней проводит с учениками (им была открыта участь Павла, и они просили его, чтобы тот не ходил в Иерусалим), после чего отплывает в Птолемаиду. Далее пешком из Птолемаиды апостол идет в Кесарию и оттуда в Иерусалим.

Спутники апостола . Этот вопрос тесно связан со сбором денег в пользу Иерусалимской Церкви. Во время путешествия апостол брал с собой представителей Церквей, которые должны были осуществлять контрольные функции в Иерусалиме. Возможно, именно они упомянуты в 20: 4: Сосипатр Пирров, Вериянин; Аристарх и Секунд из Фессалоники; Гаий Дервиянин и Тимофей; Асийцы Тихик и Трофим. Поскольку в тексте деяний встречаются местоимения первого лица множественного числа, то к спутникам апостола следует причислить и Луку.

Ефес. Эта работа была сосредоточена в Ефесе. Основав в конце второго путешествия Церковь в Ефесе, Павел оставил вместо себя помощников – Акиллу и Прискиллу.

Возвратившись на подготовленную почву и проработав в Ефесе более двух лет, апостол последний раз обратился к Ефесской Церкви на обратном пути через ее пресвитеров, вызванных им в Милит (20: 17-34). По прибытии в Ефес Павел нашел учеников Иоанновых, вероятно иудеев, крещенных только крещением Иоанновым, т.е. лишь подготовительным крещением покаяния, и крестил их крещением христианским, после чего возложил на них руки, и они исполнились благодатных даров Св. Духа: стали говорить иными языками и пророчествовать. Всех их было человек около 12. По свидетельству дееписателя, работа Павла в Ефесе сопровождалась обильными излияниями даров Духа (19: 1-20). Вследствие этого ефесская Церковь очень скоро приобрела особое значение в христианском мире, и четвертый период Апостольского века связан именно с ней.

Первым местом проповеди Павла тут, как и везде, была синагога, где он проповедовал 3 м-ца по субботам. Но после этого среди слушателей нашлись противники Павла (шутки и насмешки по поводу проповеди). Павел разрывает с синагогой и начинает проповедовать ежедневно в училище некоего Тиранна. Здесь Павел проповедовал 2 года. В подкрепление проповеди Бог творил руками Павла «немало чудес»: 1) исцеление разных болезней от вещей, употреблявшихся Павлом (от платков и опоясаний); 2) изгнание бесов из бесноватых.

Здесь также произошел случай с семерыми сыновьями первосвященника Скевы промышлявших заклинательством. Молва об этом событии разнеслась по всему Ефесу и на всех напал страх перед таинственной всемогущей силой Иисуса Христа. Многие под впечатлением этого чуда уверовали. Занимавшиеся чародейством, собрав свои книги, сожгли их. Стоимость их была, как они сами вычислили, 50000 драхм.

Реакция язычества. Ко времени третьего путешествия апостола в мире вполне начало определятся отношение язычников к христианству. Успех проповеди Павла приводил к материальным убыткам язычников, что, конечно же, не могло их не огорчать и настраивать против христиан. После обращения внимания на христианство, язычество восставало против него религиозно. Здесь также могла сказываться связь христианства с иудаизмом. Все это наблюдается в развитии мятежа в Ефесе. Прежде всего это выступление серебряных дел мастеров (19, 23-27а). Мятеж поднял серебреник Димитрий, который выделывал серебряные изображения храма Артемиды и доставлял художникам немалую прибыль. Затем начинается религиозный спор. Язычники вставали на защиту своих богов (ср. 19, 27б-28, 24-35, 37).

Конфликт с иудеями. Другой особенностью был конфликт с иудействующими как внутри Церкви, так и вне ее. Внутри Церкви те, кто был из иудеев, требовали соблюдения закона Моисеева христианами, обращенных из язычества. Потому и восстает ап. Павел в Послании к Галатам против обрезания (ср. 5, 2 и сл; 6, 12 и сл.). Требования иудаистов сводили на нет достижения Иерусалимского собора. Особенно ярко этот конфликт проявился в Церквах коринфской и галатийской. Иудеи, нарушившие мир церковный были христиане.

Коринфская церковь. Другой важной стороной работы апостола Павла по устроению уже созданных Церквей было уврачевание отпавшей Коринфской Церкви. К ней было написано четыре послания. Возможно между коринфянами и Павлом была переписка. Первое послание до нас не дошло, оно упоминается в нашем Первом послании к коринфянам, которое является по существу вторым павловым письмом. Третье также не сохранилось. Его апостол называет « строгим », и, видимо, служило к вразумлению отпавших учеников. Четвертое письмо известно нам под названием Второе послание к коринфянам.

Прощальная речь в Мелите к пресвитерам Ефесским (20, 18-38), которым он говорит: «внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога» (20, 28). Им не нужно было утверждать, что Иисус есть Христос, как иудеям (ср. 13 гл.). Им не нужно говорить о естественном богопознании, как язычникам (ср. 17 гл.) – здесь апостол обращается к ним как к христианам: 1) обозревая дело, которое он совершил в Ефесе (какова была его ревность в проповеди Слова Божия); 2) предсказывает о судьбе, ожидающей его в Иерусалиме (Он отправляется в Иерусалим по влечению Духа, «связан Духом», хотя и знает, какие скорби и даже узы ждут его там); 3) возбуждает пастырей к бдительности ввиду появления еретиков; 4) предает их Богу с указанием на свое бескорыстное служение в Ефесе (Павел благословляет их и предает их Богу и слову и благодати Его и увещевает их подражать его бескорыстию) [Аверкий].

Павел в Кесарии и пророчество о предстоящих ему узах (21, 10-14). В Кесарии Павел остановился у Филиппа, названного «благовестником». Из Иудеи пришел прор. Ахав, тот самый, который будучи в Антиохии, предсказал о голоде, вследствие чего через Варнаву и Савла послано было Антиохийской Церковью пособие церквам в Иудее. Ахав взял пояс Павла и, связав себе руки и ноги, предрек, что так свяжут Павла в Иерусалиме иудеи и предадут его в руки язычников. Спутники Павла и кесарийские христиане стали умолять Павла не ходить в Иерусалим. Но Павел, повинуясь внушениям Духа, заявил, что он не только хочет быть узником, но готов даже умереть за имя Господа Иисуса Христа в том самом Иерусалиме где он с такой яростью гнал прежде исповедников этого имени, и где пострадал и умер Сам Господь.

 

10. Заключение ап. Павла в узы. Пребывание в Кесари. Путешествие в Рим.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 456; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.092 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь