Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Саморегуляция и самоконтроль



 

Способность к самоконтролю начинает формироваться в дошкольном возрасте. Именно в игровой деятельности дошкольник впервые начинает ориентироваться на мнение окружающих людей, учится оценивать свои действия и поступки с точки зрения их требований, у него начинает формироваться контроль и самоконтроль, оценка и самооценка.

Способность к самоконтролю предполагает обращение внимания ребенка на содержание собственных действий, способность к оценке результатов этих действий, а также своих возможностей. По мнению практически всех психологов, изучавших развитие личности детей, самооценка является основной характеристикой личности. В нее входит отношение к себе и знание о себе. В игре ребенок изучает свои возможности, сравнивает себя с другими, осознает свои сильные и слабые стороны, то есть формирует адекватную самооценку.

Дошкольники часто не осознают свою самооценку. Однако существует такое качество, как уровень притязаний, который понимается как степень трудности избираемой цели. Он зависит от ситуации, выполняемой деятельности, от степени успешности подобных действий в прошлом. Если ребенок, неудачно выполнив легкое задание, выбирает более трудное или после успеха в трудном задании выбирает задание полегче, то налицо нереалистический уровень притязаний. Поведение такого ребенка отличается повышенной тревожностью, неуверенностью в своих силах, избеганием соревновательных ситуаций, некритичностью своих достижений, ошибочностью прогнозов. Игра постоянно создает условия, в которых ребенок, пробуя и ошибаясь, приходит к реалистичному уровню притязаний. Формированию реалистичного уровня притязаний способствуют интеллектуально‑ развивающие игры, спортивные игры, игры‑ соревнования.

Для развития самоконтроля используйте игры, предназначенные для группы детей, в которых ребенок может сравнивать свое поведение с поведением других детей.

 

Игра «Птичка» [18](для детей от пяти лет)

 

Перед началом игры познакомьте детей с различными породами деревьев, рассматривая картинки в книгах, гербарии, живые деревья в парке и в лесу. Перед игрой все подбирают для себя фант – игрушку или какую‑ нибудь небольшую вещь. Игроки усаживаются в круг, и каждый выбирает для себя название дерева (дуб, клен, липа и т. д.).

Вы говорите: «Птичка прилетела, на дуб села». «Дуб» должен ответить: «На дубу посидела, на елку улетела». «Елка» называет другое дело, и цепочка продолжается. Кто прозевает или назовет дерево, выбывшее из игры, отдает фант. В конце игры фанты отыгрываются.

Играющие должны внимательно следить за ходом игры и быстро отвечать. Подсказывать нельзя.

 

Игра «Сосульки» (для детей пяти – семи лет)

 

Играющие дети – сосульки. Они стоят в позе сосулек: ноги вместе, туловище вытянуто вверх, руки подняты вверх и ладони соединены. Один из детей – Весна (если это девочка) или Весенний волшебник (если это мальчик). Хорошо, если водящий ребенок будет в венке или в шляпе.

 

Весна поет:

Я иду, иду, иду

И сосульки все найду.

Лишь задену их рукой,

Потекут они рекой.

 

Весна задевает по очереди каждую сосульку, и та начинает таять (медленно опускается одна рука, другая, одно плечо, другое и т. д.), все сосульки постепенно превращаются в лужицы (ложатся на пол).

 

Подсказка. Игра является хорошим способом развития саморегуляции и самоконтроля ребенка. Некоторые дети даже не замечают, что их руки, ноги или лицо – в движении. Об этом вы сообщаете малышам, когда они уже превратились в лужицы и притихли на полу. Конечно, если эти замечания всегда доброжелательные и уважительные, они не нарушают хода игры, а приносят пользу развитию детей.

Представление игры детям можно начать с загадывания загадки:

 

Кто растет не летом, а зимою

И к тому же вниз головою?

 

В роли Весны сначала выступаете вы, затем представляете детям певалку, задаете нужный темп игры и нужное поведение: Весна или Весенний Волшебник движутся грациозно, плавно, используют широкие, медленные жесты. Прикосновения к детям бережные, легкие. На этом вы акцентируете внимание малышей, рассказывая им, что Весна очень ласково задевает сосульки по плечам, рукам, спине. Во время игры внимательно следите за соблюдением этого правила и в случае нарушения мягко, но уверенно пресекаете грубое, импульсивное поведение, аргументируя это так: «Весна движется плавно, сосульки тают медленно».

Пребывая в роли Весны, старайтесь правильно выбрать, к кому прикасаться в первую очередь, а к кому – в последнюю. Ведь сосульке, растаявшей первой, придется дольше всех лежать неподвижно на полу. Выдержит ли она? От этого зависит, удастся ли игра, заинтересует ли детей. Если игра не будет походить на отлаженное театральное действо, а превратится в шумную возню, то тихие, осторожные дети, испугавшись, могут отказаться от игры. Поэтому первыми «растаять» лучше всего уравновешенным и организованным малышам, которым не требуется больших усилий, чтобы лежать неподвижно.

Будьте особенно внимательны к подвижным, шустрым, неусидчивым малышам. Постоянно держите их в поле зрения во время всей игры. Такие дети не должны оказаться ни в числе первых растаявших сосулек, ни в числе последних. Обычно они хотят, чтобы Весна к ним поскорее прикоснулась. Дети всячески начинают обращать на себя внимание: дергают Весну, кричат: «Меня, меня задень! » В таких случаях вы говорите: «Где же настоящие сосульки? А то здесь так много ребятишек, которые говорят и двигаются и совсем не похожи на сосульки. Я же Весна! Прикасаюсь только к настоящим сосулькам! »

Используйте игру как повод для познавательной беседы о временах года, их признаках, месяцах. Когда улетают птицы на юг? Чем отличается весна от лета? Какие ты знаешь зимние месяцы? Когда созревают хлеба? В каком месяце тают сосульки? Эти и множество других вопросов составляют тему «Времена года», столь важную для развития дошкольника.

 

Способность к планированию деятельности осуществляется дошкольником посредством речи. Именно в словесной форме ребенок формулирует для себя, что он намерен делать, обдумывает возможные варианты дальнейшей деятельности, напоминает себе о том, для чего он выполняет действие, и приказывает себе добиваться достижения цели. Ребенок овладевает умением словесно направлять и регулировать собственные действия, применяя к себе самому те формы управления поведением, которые применяют по отношению к нему взрослые.

Любая детская игра, в которой ребенку предстоит выполнить ряд последовательных требований, будет развивать его способность к планированию. Вот несколько игр, направленных на развитие этой способности.

 

Игра «Три пункта» (для детей шести‑ семи лет)

 

Вы предлагаете детям занять удобную для них позу и замереть в ней. При этом малыши должны выслушать и запомнить три пункта задания. Затем вы говорите: «Раз, два, три – беги! » – и дети быстро выполняют все пункты задания, причем именно в той последовательности, в которой они звучали. Задания могут быть самые разные, например:

• Задание в три пункта простое:

Пункт первый. Хлопни в ладоши 3 раза.

Пункт второй. Назови какую‑ нибудь мебель.

Пункт третий. Встань рядом с предметом, сделанным из дерева.

Когда дети освоятся с правилами игры, можно предложить им усложненный вариант.

• Задание в три пункта усложненное:

Пункт первый. Подпрыгни столько раз, сколько тебе лет.

Пункт второй. Напиши в тетради название водоплавающей птицы.

Пункт третий. Встань рядом с предметом, который начинается на букву «С».

 

Подсказка. Игра стимулирует развитие у детей внимания, и прежде всего такой его характеристики, как объем.

Задание можно усложнять, увеличивая количество пунктов до 4–5. В эту игру можно играть с большой группой детей (до 10 человек).

Начинать играть в эту игру лучше с двух пунктов, так как она представляет собой довольно сложное задание для дошкольников.

 

Творческие способности

 

Для дошкольников креативность – естественная возрастная характеристика. Они могут изобретать нечто новое из знакомых им компонентов легко и непринужденно. Об этом свидетельствует известное дошкольное словотворчество в возрасте от двух до пяти, замеченное Корнеем Чуковским.

В играх, в творческой деятельности (рисование, лепка, музицирование) для развития креативности детям нужна прежде всего ваша поддержка. Избегайте критики и оценок конечных продуктов деятельности ребенка. Тем самым вы создадите условия для его творчества.

Для развития креативности детям нужен вид деятельности, целью которой является сам процесс, а не его конечный результат. А именно таким видом является игра.

Во время ролевой игры дети беспрестанно создают новые оригинальные идеи. Ребенок может совершенно по‑ разному использовать предоставленные в его распоряжение предметы. Так, играя в «дом», дети берут в качестве мебели и домашней утвари все, что разрешают им родители: коробки, книги, диванные подушки, посуду. Такая свобода в игровой деятельности доставляет ребенку радость и удовольствие, а кроме того, позволяет ему преобразовывать в воображении окружающие предметы. В самой природе детских игр заложены возможности развития гибкости и быстроты ума, воображения и дивергентного мышления, а также других свойств креативности. Действительно, дети, решившие играть в больницу, должны тщательно распределить роли и функции, подробно разработать сюжет: у врача должны быть пациенты, они должны жаловаться на какую‑ нибудь болезнь; для каждой болезни должна быть предусмотрена своя процедура лечения, для которой нужен определенный набор инструментов; врач должен выписывать рецепт и давать какие‑ нибудь рекомендации и т. д.

В процессе игры перед детьми постоянно возникают проблемы, которые они решают, экспериментируя с разными предметами или прорабатывая различные варианты развития игрового сюжета. Так, «доктор» может соорудить «рентгеновский аппарат», используя коробку из‑ под обуви, а «шприц» сделать из непишущего фломастера. Понятно, что слаженная и по‑ настоящему интересная игра возможна только в том случае, если дети применяют свою креативность.

Мамам, решившим использовать ролевую игру для развития у ребенка креативности, важно определить свое место в детской игре. Обычно женщины выбирают один из двух совершенно противоположных подходов. Мама либо просто предоставляет детям необходимые предметы и материалы и ненавязчиво наблюдает за их действиями, либо берет организацию игры в свои руки, контролируя ее ход. Таким образом, игра превращается в подобие учебного занятия, в котором взрослому принадлежит активная роль генератора идей, а дети являются всего лишь пассивными исполнителями.

Определим вашу роль в игре:

1. Вы чувствуете себя в детской игре свободной и раскрепощенной.

2. Вы контролируете уровень шума и ограничиваете отвлекающие действия.

3. Вы чувствуете себя уверенно и спокойно и ощущаете подконтрольность игровой ситуации.

4. Вы наблюдаете за игрой и иногда подаете пример творческого подхода.

5. Пресекая недопустимое поведение детей, вы не нарушаете игрового сюжета. Ваши замечания являются продолжением игры.

6. Вы поддерживаете проявление творческой инициативы детей.

7. Вы вводите в игру новые виды действий, направленные на расширение и обогащение репертуара детских игр.

8. Вы предоставляете детям возможность свободной деятельности в игре.

9. Вы выслушиваете вопросы детей и отвечаете на них. Но перед тем как ответить, выдержите паузу – может, за это время ребенок сам найдет ответ!

Существуют и обучающие игры, способствующие развитию креативности детей. Строго придерживайтесь определенных правил организации этих игр:

1. Правило мягкого соревнования.

• Мягкое соревнование способствует вовлечению детей в игру.

• Не используйте материальные вознаграждения.

• Часто перераспределяйте команды, чтобы все дети получили опыт победителя. Предлагайте детям разделиться по принципу похожей одежды, одинаковых имен, близких дат рождения и т. п.

• При подведении итогов учитывайте количество идей и их оригинальность (оригинальные идеи – такие, которые другие команды не предлагали).

2. Правило сотрудничества. Предлагайте креативные игры детям и в индивидуальном режиме, и для работы в парах или тройках, и даже в группе.

3. Правило создания творческой атмосферы. Внимательно и уважительно относитесь к детским идеям и вопросам. Обязательно выслушивайте их и высказывайте одобрение. Для этого у вас есть набор воодушевляющих высказываний:

• «Ты хорошо начал, давай подумаем еще…»;

• «Это интересный вопрос, давайте вместе придумаем ответы»;

• «Оригинальное решение, попробуй найти еще…»;

• «Давайте придумаем больше названий для этого рисунка».

 

 

Тренинг

Прислушайтесь к тому, что вы говорите, когда организуете творческую игру с ребенком. Не употребляете ли вы выражения и фразы, которые являются своеобразными «убийцами» творчества? К ним относятся:

• «Не говори глупостей! »

• «Давай серьезнее! »

• «Это к делу не относится! »

• «Ты должен это знать сам! »

• «Это совершенное безобразие! »

• «Тебе надо было получше подумать! »

• «Успокойся! »

Останавливайтесь каждый раз, когда подобные фразы будут готовы соскочить у вас с языка.

 

4. Правило безоценочности. В творческих заданиях не бывает неправильных ответов. Если вы предлагаете малышу нарисовать рисунок на тему «Самое счастливое время в моей жизни», то любая его работа будет правильной, и никто не сможет ему возразить.

Откладывайте оценку деятельности ребенка до тех пор, пока он сам не увидит других возможных идей и решений.

Стимулируйте ребенка самого оценивать свою собственную работу с помощью следующих фраз:

• «А что ты сам думаешь об этом? »

• «А что хорошего, по‑ твоему, есть в этой работе? »

• «Ты хотел бы поработать над этим еще? »

• «Тебе нравится твоя работа? Почему? »

• «Как бы ты сравнил эту работу с той, что ты делал в прошлый раз? »

Не забывайте о том, что вы сами – креативный человек, и вам это существенно помогает и в профессиональной деятельности, и в общении, и в воспитании ребенка. Мне вспоминается история про одну маму, креативность которой помогла ей разрешить детский конфликт.

 

Две молодые женщины со своими дочками‑ дошкольницами гуляли по парку. Девочки увидели качели и обе захотели качаться одновременно, но качели были одноместные. Разгорелся конфликт, с криками и слезами. Одна из мам поторопилась к девочкам. Что она предпримет? Будет ругать подружек? Установит очередь? Отвлечет их внимание? Но молодая женщина принимает весьма креативное решение. Она садит обеих девочек на качели, одну – лицом в одну сторону, другую – в другую сторону. Подружки успокоились и начали с удовольствием качаться.

 

Мои дети до сих пор вспоминают эпизод из их раннего детства, когда мне удалось проявить свою креативность. У моей трехлетней дочки болело горло, но ей очень хотелось мороженого, которое ей было противопоказано в тот момент. И тут мне в голову приходит счастливая мысль:

– Хочешь мороженое? Пожалуйста. Но раз ты болеешь, будет тебе не простое мороженое, а жареное.

Растопив мороженку и доведя ее температуру до комнатной, я предлагаю ее дочери – девочка с восторгом придвигает к себе «жареное мороженое». Эта история частенько вспоминается в нашей семье.

Организуйте игры в любое более или менее подходящее время: прогулки, очереди, ожидание, поездки в транспорте используйте для простых креативных игр. Вы можете неожиданно предложить: «Давайте играть в оранжевое! » – и попросить по очереди называть предметы оранжевого цвета. Или сказать: «А теперь играем в букву „П”! », и дети начинаются оглядываться по сторонам, чтобы найти в окружающей их обстановке что‑ нибудь, начинающееся на букву «П». Таких простых игр вы можете придумать бесконечное множество.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 878; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.034 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь