Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Поступать в соответствии с нормами



Поступать морально — значит поступать в соответствии с нормами. Не всякий поступок человека носит нормативный характер. Разумеется, человеку также присущи вынужденные и инстинктивные поступки, противостоять которым или очень трудно, или вообще невозможно (например, зевание, поведение во сне, сомнамбулизм, утоление голода и жажды и т. д.). При этом речь идет о поступках, характер которых можно выразить с помощью английского слова «must», указывающего на то, что поступать иначе мы не можем. Однако мораль имеет дело с поступками, характер которых выражается английский словом «ought», т. е. чему-то подобает осуществиться тем или иным образом. Существует различие между подобающим и неподобающим поведением. Почему в одном случае мы считаем чье-то поведение подобающим, а в другом — неподобающим, выводится из определенной действующей «нормы». Это латинского происхождения слово означает «масштаб» или «стандарт». Таким образом, мы имеем дело с поступками, вытекающими из отдельного выбора, ответственность за который может быть возложена на человека.

Наша ответственность станет еще более понятной, если мы мысленно обратимся к людям, на которых не можемвозложить ответственность за что-либо. Вспомним о детях и умственно отсталых. У них частично или же полностью отсутствует способность сделать выбор. Если они ведут себя странно, мы склонны оправдывать их, говоря, например, «он же еще ребенок», или: «этот пациент невменяем». Этим самым мы признаем, что они еще, или уже, не в состоянии совершать моральные поступки. Здесь можно говорить о вынужденном или инстинктивном «must», но не об «ought», предполагающем свободу и чувство ответственности.

Без свободы невозможно представить себе мораль. Далеко не каждый человек задумывается о степени свободы, которой он должен обладать для совершения будь то личных, будь то общественных поступков. Как две крайние точки зрения здесь выступают детерминизм и индетерминизм. Согласно первой из них, все поступки человека имеют причинную обусловленность. Все происходит в соответствии с жесткой схемой, подобно тому, что мы наблюдаем также в природе. Человеческие поступки не являются свободными. Они полностью» обусловлены, т. е. определены в системе причинно-следственных отношений. Мы можем поступить только данным образом, и никак иначе. Согласно индетерминизму, мы можем совершать какие угодно поступки. Мы свободны в них, и если можем поступать каким-то одним образом, то вполне могли бы поступить и как-нибудь иначе.

Обе точки зрения являются крайними и потому расходятся с действительностью. Зависимость от обстоятельств и свобода взаимно дополняют друг друга. Люди весьма зависимы от биологических, исторических, социальных и культурных факторов. Описывая чью-либо биографию, мы можем связать поведение этого человека с семьей, из которой он вышел, с эпохой, в которую он жил (он был «сыном своего времени»), социальной группой, к которой он относился, а также с культурной средой, в которой он вырос. С другой стороны, люди конечно же вырабатывают свою собственную манеру поведения. Вслед за де Графом, мы можем сказать: контекст исторических, социальных, культурных обстоятельств, а также психологических особенностей и свойств, хотя и «не детерминирует в виде однозначного предписания, вытекающего из них, но создает необходимые предпосылки. Он очерчивает пространство, внутри которого осуществляется выбор между типами поведения... Иначе говоря, нельзя (индетерминистически) сделать выбор между всеми мыслимыми возможностями, но вполне можно выбрать из нескольких реально существующих альтернатив». Нам представляется, что это сбалансированный взгляд на ту свободу действий, которой обладают люди, для того чтобы сознательно задать себе вопрос, почему они желали бы действовать именно так, а не иначе. Их поступки не обусловлены инстинктом, как у животных, их также нельзя считать и полностью детерминированными. Люди обладают свободой, чтобы сделать выбор, при этом они его делают, опираясь на нормы.

С позиций добра и зла

Мораль — это определенного типа нормативное поведение. Это поведение, рассматриваемое с позиций добра и зла. В нашей дефиниции говорится о моральных поступках. Однако не всякий нормативный поступок является моральным. Это можно проиллюстрировать рядом примеров.

Если вы хотите успешно сдать какой-либо экзамен, вам, чтобы дать правильный ответ, необходимо овладеть соответствующим материалом. Это нормативно для экзамена, в ходе которого ответы рассматриваются с точки зрения правильности и ошибочности. Если кто-либо допускает промахи на экзамене, то тем самым он проявляет свою интеллектуальную несостоятельность. Однако это не дает нам основания утверждать, что он совершил поступок, неприглядный в моральном отношении. Ведь ошибка или какой-то промах еще не ложь.

Если кто-либо строит дом, он должен во время работы соблюдать технические нормы, чтобы не получилось что-нибудь не так, как нужно. При этом плотника мы оцениваем с профессиональной позиции — хороший он или плохой специалист. Совсем не обязательно, чтобы плохой плотник был и в нравственном отношении плохим человеком.

Профессионализм делового человека мы оцениваем в соответствии с тем, как он разбирается в экономике. Он должен знать, что для его предприятия эффективно, а что неэффективно. Если из-за сострадания к бедным людям бизнесмен продает товар намного ниже его себестоимости, это может вызвать уважение с моральной точки зрения, но в то же время будет неоправданным в экономическом отношении.

Произведение художника мы рассматриваем с позиции прекрасного и безобразного. Есть люди, отличающиеся высокой нравственностью и в то же время обнаруживающие свою полную несостоятельность в сфере искусства; есть и великие деятели искусства, известные своей моральной нечистоплотностью.

Приговор, вынесенный судьей, мы оцениваем с точки зрения законного и незаконного. Если он противоречит действующим законам, то все-таки нельзя исключить, что этот незаконный приговор имеет серьезное моральное оправдание, а действующие законы как раз свидетельствуют о конфликте с моралью.

Во всех выше приведенных примерах поступки определяются нормами, которые человек может нарушить. Но это нельзя считать моральными нарушениями.

Поступать мотивированно

Теперь, несколько разобравшись с дефиницией этики, дополним эти три аспекта некоторыми другими. Имея дело с человеческими поступками, мы рассматриваем не только их внешнюю сторону. Разумеется, этой внешней стороне, или, иначе говоря, действию поступка, должно быть уделено необходимое внимание. Одних добрых намерений недостаточно — мы должны претворить их в жизнь.

Само собой разумеется, что в этике нами рассматривается поступок. Однако сейчас интерес представляет его внутренняя сторона. Моральный поступок должен быть также мотивированным поступком. Разумеется, не следует чересчур увлекаться, относя к этике все поступки, называемые нормативными; однако нужно остерегаться и чрезмерного ограничения сферы морального осмысления. Последнее имело бы место в том случае, если бы мы, уделяя внимание моральным поступкам, не задавали себе вопрос, что стоит за этими поступками. Что же побуждает меня поступать именно так, а не иначе?

На «склонность» человека, как на существенный фактор в морали, указывал прежде всего великий философ Иммануил Кант. Он проводил различие между легальностью и моральностью. Легальность подразумевает, что мы делаем что-либо, поскольку так велит нам закон. Так следует поступать, но мы делаем это не по зову сердца. Мы часто заполняем налоговые декларации, однако мы делаем это, потому что так нужно; мы делаем это, исходя из вполне понятных личных интересов. Вдруг в ходе проверок мы попадемся! Этим нашим поступкам присуща легальность, но не моральность. Мы действуем не от чистого сердца. Мы действуем не в силу действительного «уважения к закону». Нашу волю, говорит Кант, нельзя назвать в этом случае доброй. Единственным добром для Канта является добрая воля.

Для этики элемент мотивации является существенным. Это известно каждому, поскольку каждый из нас, часто опираясь на интуицию, проводит различие между объективным поступком и субъективным состоянием действующей личности. Вспомним о библейском фарисее, подающем какую-то незначительную милостыню нищему, и произносящем длинные молитвы, и соблюдающем пост так, чтобы его действия все могли заметить. Ведь все это он делает для того, чтобы быть замеченным и отмеченным людьми. Два человека могут делать объективно одно и то же, и при этом мы абсолютно по-разному оцениваем их одинаковые поступки.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 540; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь