Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Различия внутри самого Писания



Внутри самого Писания отчетливо видны различия в подходе к рассматриваемым явлениям. Их необходимо учитывать, если мы хотим ссылаться на этику Писания. Имея дело с Ветхим и Новым Заветами, следует помнить, что весьма многие ветхозаветные предписания утратили свою актуальность в книгах Нового Завета.

Петру разъясняется, что он может употреблять в пищу то, что раньше считалось для него нечистым (Деян. 10: 9—11). В отношении еды и питья, праздников новолуния или субботы, служивших Христу отражением действительности, христиане могли вести себя свободнее, чем это было возможно для евреев (Кол. 2: 16, 17). Если спасение было уготовано не только евреям, но и язычникам всего мира, становилось очевидным, что ветхозаветное законодательство со своими социальными и экономическими установлениями как таковое утратило свою силу. Здесь можно вспомнить о разделе и выкупе земли, о правах и свободах рабов, об уголовном законодательстве, о форме правления.

Поскольку, однако, книги Ветхого Завета вместе с книгами Нового Завета во всех общинах сохранили свой авторитет, было очевидным, что по прошествии времени следует разобраться в ветхозаветных законах, определив, что сохранило свою силу, а что нет. Это привело к различению трех видов законов: обрядовых, гражданских и нравственных.

Обрядовые законы относятся к сфере служения в храме, к тому, что считать чистым и нечистым, к вещам, связанным с жертвоприношениями и др. Они нашли свое исполнение во Христе и, таким образом, следует считать их утратившими силу, какую бы ценность ни представляло знание этих законов для понимания того, чем мы отныне обладаем во Христе.

Гражданские законы, в своем существующем виде приспособленные к жизни древнего народа завета в Ханаане, в качестве законодательства утратили свою силу для христиан других стран. Как целостная законодательная система они не могут вновь обрести свою силу, после того как мир стал христианским. Гражданские законы пользовались большим уважением вплоть до нового времени. Однако их нельзя было просто перенять. Для этого они слишком переплелись с жизнью Израиля и его народа.

Наконец, существуют нравственные законы, ядро которых составляют Десять заповедей. Они не утратили своей силы и до сегодняшнего дня. В этих законах мы имеем дело с постоянными принципами, сохраняющими свою силу не только во времена Ветхого Завета, но и Нового.

Различие между обрядовыми, гражданскими и нравственными законами является искусственным. Ни один израильтянин не стал бы проводить такого различия. Для него в его стране со скинией, храмом, управленческими структурами и уголовным законодательством существовал, разумеется, лишь один закон. Проведение различия стало необходимым и легитимным только тогда, когда храм был более не нужен, а Ханаан более невозможен.

Даже сейчас трудно точно определить, что в этих трех видах законов сохранило свою силу в настоящее время, а что уже нет. Свое значение для христианской этики продолжают сохранять обрядовые и гражданские законы. Можно спросить, в чем же именно сущность, ядро этих законов. Например, пост в своей традиционной форме большинством христиан более не соблюдается. Однако суть его, заключающаяся в смирении человека перед Богом, продолжает сохранять свою силу. Мы уже не помним, что такое субботний и юбилейный год, однако и по сегодняшний день так же актуальным остается то, что некогда с помощью подобных законов Бог хотел внушить людям. А именно, что Он распорядитель над урожаями и хозяин земли. Кроме того, положение, согласно которому Ему близок не только человек с его социальными отношениями, но и земля и животные, сегодня также актуально, как и прежде.

Таким образом, к вопросу об утрате обрядовыми и гражданскими законами своей силы следует подходить осторожно. Конечно, не следует перенимать их без всяких поправок. Однако заблуждением было бы также утверждать, что мы в настоящее время более ничего общего с этими законами не имеем. То, что говорится в них об отношении Бога к человеку и природе, сохранило свое значение.

Принимая во внимание те различия в подходе к рассматриваемым явлениям, которые возникали в самом Писании в период перехода от Ветхого Завета к Новому, мы тем самым отдаем должное истории спасения. Ведь существует исторический путь, приведший к Христу. А после Его воскресения из мертвых наступило новое время, которое потребовало также новых поступков. Храм, земля и жертва явились свидетельством, нашедшим во Христе свое исполнение. Поэтому оно уже не сможет проявиться в своем прежнем виде. Это же следует иметь в виду и в этике. В частности, это находит свое выражение и в разделении законов на три вида: обрядовые, гражданские и нравственные.

В дальнейшем мы увидим, что исполнение в Христе закона, изложенного в Писании, имеет еще большее значение.

В своей дефиниции этики богослов К. Схилдер (1890—1952) отмечает переход от старых «задач» (bedeling) к новым. В несколько упрощенном виде дефиниция Схиддера звучит так: «Этика — это наука о постоянных принципах, изменяющихся задачах (bedelingen) и об обязанности человека перед открытой нам Божьей волей, конкретно выраженной и сохраняющей актуальный характер». Под «постоянными принципами» Схилдер подразумевает такие фундаментальные вещи, которые всегда сохраняют свою силу. Например, человек является созданием; человек (в отличие от животного) принят в союз с Богом; человек — это образ Божий и т. п. Под изменяющимися задачами Схилдер понимает те изменения, которые произошли в период от Ветхого до Нового Завета. Под третьим элементом дефиниции имеется в виду, что нам также следует считаться, например, с тем, где, в какое время мы живем, перед лицом каких новых проблем мы оказываемся в результате разного рода открытий в области науки и техники? Эти и еще многие другие факторы следует учитывать, если мы хотим понять, почему в (христианской) морали, при всем ее неизменном характере существует также много разного рода течений и направлений.

Обоснованные ссылки на Писание

Необоснованные ссылки на Писание в этике, которые мы, в частности, обнаруживаем в библицизме, следует отвергнуть. Однако представляется более важным указать на то, как именно следует ссылаться на Писание. Совершенно очевидно, что ссылки на Писание могут иметь разный характер. По каким-то определенным вопросам мы очень просто можем сделать ссылку на один или более текстов Писания, по другим вопросам нет. Если бы, например, мы хотели объяснить кому-либо, что он должен отбросить злое чувство по отношению к своему брату, это можно было бы сделать, сославшись на Мф. 5: 22. Однако если бы нас спросили, говорится ли что-нибудь в Писании об экспериментах в области генетики, любому станет ясно, что ссылка на тексты здесь не поможет. Однако мы верим, что Писание — это светильник ноге нашей и свет стезе нашей на все времена и по всем вопросам морали.

Но как все-таки следует делать ссылки?

С этой целью нами предлагаются четыре вида ссылок. В соответствии с этим, Писание может рассматриваться как: 1) проводник; 2) страж; 3) указатель направления; 4) источник примеров.

Писание как проводник

Говоря о Писании как о проводнике, мы имеем в виду, что в ряде случаев ссылка на него не вызывает никаких проблем. Ссылка же на определенные тексты сама по себе и может, и должна быть для всех убедительной. Подобно тому, как проводник надежно указывает путь в горах, так и из Писания мы узнаем, что нам — всем нам — в определенных ситуациях нужно или не нужно делать. Заповедь любить ближнего своего и запрещение убивать его, обкрадывать или обманывать, как и многие другие заповеди, может быть просто подкреплена текстами Писания. Как бы нам самим ни было трудно жить, не гневаясь на брата своего (Мф. 5: 22), мириться с соперником (5: 25), не смотреть на женщину с вожделением (5: 28) и любить своего врага (5: 44—46) — трудность эта коренится не в неясности воли Божьей (Христовой), а в нас самих. Здесь была бы целесообразной простая ссылка на Декалог, цитирование мудрых изречений из Книги Притчей или из Нагорной проповеди Христа.

Хорошо было бы вначале именно таким образом и обращаться за помощью к Писанию. Мы преувеличиваем, когда говорим, что это всегда связано с трудностями. Ведь часто в нашей повседневной жизни мы вообще не сталкиваемся с какими-либо трудностями. Это видно, например, из того, что нередко нам даже не требуется брать в руки Библию, чтобы объяснить себе или другим, в чем заключается воля Божья. Так как то, что очевидно для нас, твердо помнящих Десять заповедей и другие разделы Библии, так же очевидно и для других.

Часто Писание служит нам проводником по дорогам, хорошо нам знакомым с ранних лет. Это, конечно, не значит, что мы всегда идем по этим дорогам.

Писание как страж

Однако Писание оказывает нам поддержку также в таких ситуациях, когда прямая ссылка на тексты, как уже отмечалось выше, невозможна. Наряду с проводником Писание является также и стражем. Что имеется в виду? В то время как проводник может точно указать на местности нужную дорогу, страж — это тот, кто предостерегает нас. Чтобы объяснить значение Писания как стража, необходимо сначала обратить внимание на некоторые важные моменты.

Моральный климат как в Ветхом, так и в Новом Завете не такой, как тот, в котором живем мы. Общение мужчины с женщинами, родителей с детьми, представителей власти с подданными происходит иначе, чем в библейские времена. Отцы выдавали своих дочерей замуж (1 Кор. 7: 36—38), что нам сейчас показалось бы странным. Рабство, которое в Библии, правда, ограничивается, но не осуждается, мы в настоящее время считаем злом. Даже такие добрые цари, как Давид, не задумываясь, убивали пленных (2 Цар. 8: 2), в то время как мы соблюдаем права человека по отношению к воюющим. Свобода вероисповедания или право перейти в другую веру были немыслимы в Израиле. Нигде в Писании не проповедуется государственное устройство на демократических началах.

Говоря об этом, нужно подчеркнуть, что мы имеем дело с историческим развитием ситуации. Мы видим, что в отношении законов Моисея следует учитывать историческое развитие идеи спасения. Однако необходимо считаться еще с одним фактором. Наряду с историческим развитием идеи спасения существует также «просто» историческое развитие. Недостаточно сказать: «Мы живем после Христа и больше не являемся Израилем». К этому следует прибавить: «Мы живем в настоящее время и поэтому не можем поступать так, как будто бы мы продолжаем жить в библейские времена». Тот, кто, например, всерьез воспринимает становление и развитие юридического законодательства, возникновение понятия о правах человека, развитие демократии, также и по этой причине не захочет более возвращаться и гражданскому праву Израиля. Иначе он должен был бы вернуться во времена, предшествующие миссии Христа. При этом забывается, что после земной жизни Христа прошло две тысячи лет. События, которые привели к более совершенному судопроизводству, к признанию прав человека и т. п., не являются продолжением Писания. Ведь в нем нигде нет призывов к подобным изменениям. Однако они выступают как продолжение истории, которая неизбежно, рано или поздно, вскроет вопиющие противоречия и затем, насильственным путем или нет, приведет к замене устаревших структур. Так обстояло дело с преследованиями за веру, рабством, детским трудом и колониализмом. В подготовительной стадии, предшествовавшей этим огромным изменениям в человеческом обществе, сыграла свою роль критическая деятельность как христиан различных направлений, так и нехристиан. Естественность происшедших изменений рано или поздно представляется настолько очевидной, что люди, продолжающие выступать против них, вызывают недоумение.

Однако... ссылка на Писание во всех вышеприведенных случаях невозможна. Возникает вопрос, а сохраняет ли Писание свое значение и в этой ситуации? Ответ: да, разумеется, но только как некий страж, сигнализирующий нам о непочтительном отношении к Богу или об угнетении человека. Писание — это не руководство по политическим и экономическим вопросам. Здесь ни Моисей, ни какой-либо другой пророк не смогут служить нам опорой. И, тем не менее, и в вопросах политики, и в вопросах экономики Писание сохраняет свое значение. Ведь и отрицание также важно. Ветхозаветные пророки гневно обличали такое положение вещей, когда не проявлялось должного почтения к Богу, отсутствовало уважение к человеку. Мы не можем, опираясь на Писание, безоговорочно выступать за уничтожение рабства. В библейские времена рабовладельчество было обычным явлением, в том числе и в Израиле. Однако, хотя Писание далеко не всегда учит, как следует поступать, оно всегда говорит нам, как поступать не следует. Если к людям относятся не только несправедливо, но и вообще ужасно, такое поведение требует безусловного осуждения. Так история разоблачила все зло рабства и апартеида, и они были уничтожены. В «подталкивании» нас кподобного рода изменениям мы можем усматривать влияние Бога, ограничивающего зло в этом мире и использующего людей для создания более совершенного миропорядка. Ведь мы знаем Бога не только по особому откровению, содержащемуся в книгах Священного Писания, но и по тому, как Он открывается в акте творения мира и его истории (статья 2 Нидерландского исповедания веры).

Из этого можно заключить, что для формирования морального суждения в различных ситуациях недостаточно знать только Писание. Мы также должны знать историю, ход которой направляет Бог, известный нам по Его Писанию.

Этими словами уже дается ответ на одно возражение. Нас могут спросить, какие же именно изменения следует считать неизбежными, в которых мы усматриваем руку Божью. Разве не существует много того, что люди считают естественным и что в то же время нельзя назвать хорошим? Приведем пример. Разве «немецкие христиане» до начала Второй мировой войны не говорили, что Гитлер стал вождем немецкого народа по Божьей воле? Разве Гитлер не был для них человеком, который был дан им как Божий дар и противостоять которому было невозможно? Разумеется, эти «немецкие христиане» ссылались на общее откровение Божье, не желая, однако, видеть, что деятельность Гитлера с его национал-социалистской идеологией и преследованием евреев не соответствовала принципам Священного Писания. Писание своей целью ставит именно разоблачение зла, а они на это зло закрывают глаза. Дерево узнается по его плодам, и поэтому каждый в Германии того времени мог разоблачить Гитлера как врага Божьего, опираясь при этом на Писание. Подчеркнем еще раз, Писание не всегда говорит о том, что является добром здесь и сейчас, но оно дает нам глаза, чтобы видеть, что здесь и сейчас является злом. Тот, кто это действительно видит, пользуется Писанием как стражем.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 321; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь