Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Мудрецы (VII — VI вв. до н.э.)



 

Фалес — мудрец-ученый. В VII—VI вв. до н.э. одновременно с тиранами в Греции жили знаменитые мудрецы. Родоначальниками эллинской мудрости считались семь древних мудрецов. Жили они до завоевания персами Ионии (546 г. до н.э.), и некоторые застали в старости это событие. Они почитались как знатоки человеческих и мировых порядков. По всей Греции ходили их краткие нравоучительные изречения типа: мертвых не хули; чужой беде не смейся; знай всему пору; в счастье не возносись, в несчастье не унижайся; всев меру и т.д. Иногда древние мудрецы излагали свои мысли в стихах: почти все они были поэтами. Первым среди них считался Фалес из Милета — и вот по какой причине. Рассказывают, что однажды греки решили подарить мудрейшему из людей золотой треножник (по другим рассказам — прекрасную чашу). По велению оракула подарок поднесли Фалесу, но милетский мудрец из скромности уступил его другому достойному человеку, тот — третьему, и так треножник обошел по кругу семерых, вернувшись в конце концов снова к Фалесу.

Учился Фалес у египетских жрецов, интересовался больше всего устройством вселенной и славился как великий астроном. О нем говорили:

Между семью мудрецами Фалес — мудрец-звездоведец. Он первым из эллинов разделил год на 365 дней, объяснил причину солнечных затмений и предсказал знаменитое затмение 585 г. до н.э., происходившее в день битвы лидийцев с мидянами. Нo больше всего прославилось учение Фалеса о происхождении мира.

Не удовлетворяясь теми “божественными историями”, которые рассказывали Гомер и Гесиод, милетский звездочет стал искать первичное мировое вещество, из которого родятся все тела и стихии. Таким первовеществом он счел воду, пропитывающую все живое. Он полагал, что при сгущении воды образуются твердые тела, а при разряжении — пар, воздух и огонь. Земля представлялась Фалесу телом, плавающим в воде наподобие бревна. Землетрясения он объяснял колебаниями подземных вод. Это учение Фалеса можно назвать первой научной теорией, так как он объяснял начало мира, не ссылаясь на богов. И характером своим милетский мудрец напоминал чудака-ученого. Происходя из знатного рода, жил он просто и бедно, занимаясь своими вычислениями. Как-то раз, засмотревшись на звезды, он упал в колодец, и служанка высмеяла его за то, что он глазеет на небо, не видя, что у него под ногами. Зато в другой раз Фалес доказал, что мудрец — святой простак, а не растяпа: выведав по небесным приметам, что будет богатый урожай оливок, он, заняв деньги, скупил заранее все маслодавильни Милета и после сбора плодов получил большую прибыль. Говорят, что Фалес был прекрасным советчиком и в государственных делах.

Солон — мудрец-законодатель. В VII — VI вв. до н.э. в Греции появились первые писаные законы. Все знаменитые мудрецы, кроме Фалеса, составляли правила жизни для своих городов. Самым знаменитым мудрецом-законодателем был афинянин Солон.

Афинами издревле правил аристократический совет Ареопаг. Кроме того, каждый год избирались девять знатных правителей-архонтов (“старейшин”): жрец, полководец, глава государства и шесть судей. Во времена Солона власть афинских аристократов поколебалась: народ страдал от тяжести долгов, многие крестьяне разорились, некоторые попали за долги в рабство. Демос был готов восстать, переделить землю и вручить власть тирану.

В разгар смуты надежды всех граждан обратились на Солона — человека, известного ученостью, жизненным опытом и справедливостью. Родился он в знатнейшем роду, но жил как многие граждане среднего достатка. В молодости он был купцом, разъезжал по свету в поисках прибылей и знаний, учился, как Фалес, у египетских жрецов. В 594 г. до н.э. афиняне избрали Солона архонтом и наделили его чрезвычайными полномочиями для устройства нового государственного порядка. О принятых тогда законах мы узнаем из стихотворений самого Солона.

Прежде всего Солон возродил афинский народ: он стряхнул с него бремя долгов (т.е. отменил долги) и навсегда запретил долговое рабство. Со времен Солона ни один афинянин не мог быть господином другого афинянина. С тех пор богачи стали пользоваться трудом только рабов-чужеземцев.

Затем, проведя учет имущества афинских граждан, Солон разделил их на ”классы”: богачей (они назывались всадниками), середняков (они назывались гоплитами) и бедняков (их называли фетами, т.е. чернорабочими). Между этими “классами” Солон постарался справедливо поделить власть.

Верховным хозяином государства стало Народное собрание, в котором голосовали все граждане до последнего нищего. Оно принимало законы и выбирало годовых правителей (должностных лиц) Афин, которые занимались разными государственными делами.

Правителями могли быть только богачи и середняки — главные защитники отечества: на государственные должности избирались крестьяне-гоплиты, имевшие тяжелое вооружение, и всадники — владельцы боевых коней.

Самые почетные места Солон сохранил за “прекрасными и добрыми”: в Ареопаг и на высшие посты архонтов избирались по-прежнему аристократы. Ареопаг был не только советом, но и верховным судилищем, афиняне питали к нему глубокое почтение.

Если ты хочешь узнать, какой “класс” граждан Солон считал наилучшим, вдумайся в такую историю: однажды Солон гостил у лидийского царя Креза — самого богатого человека на свете. Показав гостю свои сокровища, царь спросил: кто, по мнению афинского мудреца, самый счастливый из людей? Крез не сомневался, что мудрец назовет его имя, но Солон ответил: “Самым счастливым человеком я считаю афинянина Телла, который жил в благополучное для своего родного города время, был зажиточным человеком, имел добрых детей и внуков и пал в бою, сражаясь за отечество”.

Реформы Солона не сразу примирили граждан — слишком много бедного люда скопилось тогда в Афинах. Через 30 лет, когда Солон был уже стариком, в городе установилась тирания Писистрата. Тиран поставил себя выше закона, но отменить солоновы порядки не решился. И после изгнания Писистратова семейства афиняне сохранили большинство солоновых законов. Они почитали Солона как основателя афинской демократии, т.е. народовластия.

Сам же старый мудрец-законодатель после воцарения Писистрата удалился на чужбину, не желая подчиняться тирану. Писистрат, бывший друг и родственник Солона, приветливо звал его домой, и великий мудрец в конце концов помирился с ним и даже давал ему полезные советы. Последние свои годы он провел среди веселых дружеских пиров и ученых трудов.

Пифагор — мудрец-философ.

Есть такое стихотворение Лермонтова:

На воздушном океане

Без руля и без ветрил

Тихо плавают в тумане

Хоры стройные светил.

Почему хоры? Разве звезды поют? Именно так думал самосский мудрец Пифагор, обладавший, как говорят, изумительно тонким зрением и слухом. Рассказывают, что он своими глазами видел стройное движение небесных сфер и своими ушами слышал их гармоническую мелодию. Пифагор первым назвал вселенную космосом, т.е. миром украшенным или прекрасно устроенным (сравни слово “косметика” — украшение лица). Космос он представлял в виде самой совершенной фигуры — шара, внутри которого лучезарные светила мерно вращаются вокруг таинственного центра. Этот центр, по учению Пифагора, представляет собой благую, огненную, разумную силу, породившую и самый мир, и главные законы его жизни — красоту, гармонию и добро. Верующий человек назвал бы такое начало Богом, а как называл его Пифагор, мы не знаем, так как книг он не писал и в его учении было много тайного. Кроме таинственного начала, Пифагор признавал существование многих богов и демонов и даже сам считался сыном Аполлона или Гермеса.

Предания рисуют Пифагора волшебником. Рассказывали, что он предвидел землетрясения, укрощал волны, останавливал моровые болезни (эпидемии), беседовал с животными и т.д. Сохранились и достоверные сведения о его жизни.

Пифагор был младше семи мудрецов, он родился на Самосе в то время, когда Солон издавал в Афинах свои законы. В молодости он много путешествовал по дальним странам: египетские жрецы обучили его геометрии, финикийцы и халдеи (вавилоняне) — арифметике и астрономии, персидские маги — тайнам обрядов и жертвоприношений. Но главную, тайную мудрость открыла ему дельфийская жрица Аристоклея. Возвратившись на Самос в правление Поликрата, он, как и Солон, не захотел подчиняться тирану и уехал в Италию, в город Кротон. Здесь Пифагор начал проповедовать свое собственное учение, привлекая к себе множество слушателей. Ученики и ученицы Пифагора объединились в Союз Друзей, внутри которого изучались и хранились тайны пифагорейской премудрости.

 

 

Бюст Пифагора в Капитолийском музее в Риме

Известно, что Пифагор преподавал своим ученикам три главных предмета: математику, музыку и учение о переселении душ. Эти три предмета составляли единую науку о космосе и космической гармонии.

Число Пифагор считал тем чудесным инструментом, с помощью которого был сотворен космос. “В основе всех вещей — число”, — говорил он. Самым важным числом была у него Единица, потому что все на свете произошло из единого начала (в древнейших мифах оно называлось Хаосом, позже стало именоваться Богом). Знаком телесного мира была у пифагорейцев двойка, или Двоица, поскольку они считали, что Вселенная возникла после разделения единого начала на первую Пару, или Чету, от которой пошло все множество явлений. Не случайно и в мифах рождение мира начинается с грандиозного разделения Земли и Неба, а потом эта Чета производит на свет всех остальных богов. В представлении пифагорейцев Единица выражала не только единство всего существующего, но и ту силу, которая была и началом, и творцом мира. Поэтому Единица и родственные ей нечетные числа означали у них небесные начала: свет, добро, равенство, прямизну, стойкость, а также правую сторону, которая считалась счастливой. Двойка же была знаком темной, мертвой стихии, которую позже назовут материей. Сама Чета и все четные числа обозначали начала земного мира: тьму, зло, неравенство, кривизну, зыбкость и несчастливую левую сторону. И ныне, покупая на день рождения нечетное число цветов, а на похороны — четное, мы соблюдаем, сами того не ведая, древние правила Пифагора.

Так же премудро толковал Пифагор и другие числа, а любимым среди них была у него четверка, или Четверица, лежащая в основании природы: в нашем мире четыре стороны света (север, юг, запад, восток), четыре стихии (земля, вода, воздух, огонь), четыре времени года (зима, весна, лето, осень), четыре основных типа человеческих характеров (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик) и т.д.

Отыскивая таинственные значения чисел, пифагорейцы сделали много математических открытий. Кто не знает знаменитой теоремы Пифагора? Изучали они также объемные фигуры и, между прочим, первыми догадались, что Земля имеет форму шара.

Музыку пифагорейцы почитали как голос гармонично (стройно) поющего космоса. Пифагор открыл связь между музыкой и числом, доказав, что высота звука зависит от длины струны. Пифагорейцы верили, что гармоническая мелодия, как небесная посланница, врачует телесные болезни и пробуждает в душе добрые чувства. Так ли уж они фантазировали? В наши дни замедленная киносъемка показала, что растения тянутся к нежной музыке и сжимаются от резкой и громкой; гармоничные звуки усиливают их рост и цветение.

Учение о переселении душ — самая таинственная часть пифагорейской науки. Пифагор утверждал, что душа человека не умирает вместе с телом: она уходит в космос, а потом снова и снова возвращается на землю, вселяясь в растения, животных или в новые человеческие тела. Так, о себе Пифагор рассказывал, что в прошлых своих человеческих жизнях он был и сыном Гермеса, и рыбаком с острова Делоса, и Эвфорбом — троянским героем, который упоминается Гомером в рассказе о гибели Патрокла (см. чтение к §5). Насмешники толковали учение о переселении душ по-своему:

 

Как-то в пути увидав, что кто-то щенка обижает,

Он, пожалевши щенка, молвил такие слова:

Полно бить, перестань! Живет в нем душа дорогого

Друга; по вою щенка я ее разом признал.

 

Пифагор учил, что душа в круге перевоплощений (т.е. вселений в новую плоть) терпит наказания за свои пороки и злые дела: дурные души попадают в дурные тела и страдают в них. Главной целью человеческой жизни пифагорейцы считали спасение души от вечных страданий. Поэтому они развивали в себе такие добродетели, как справедливость, милосердие, умеренность в пище и удовольствиях, благородные отношения в любви и дружбе. Члены Пифагорейского союза вели простой образ жизни, не обижали животных, не ели мяса, не приносили кровавых жертв. Сам Пифагор больше всего чуждался убийц и охотников. Питались пифагорейцы медом, хлебом и овощами. Недоброжелатели изображали их так:

 

Пьют воду, а едят — сырые овощи,

Плащи их вшивы, тело их немытое, —

Никто другой не снес бы этой участи!

 

На самом деле пифагорейцы тщательно следили за чистотой не только души, но и тела и носили белые одежды. Во многих греческих городах Италии ученики Пифагора взяли власть в свои руки, чтобы управлять обществом по законам добродетели. Так как члены Пифагорейского союза были в большинстве “прекрасными и добрыми”, т.е. аристократами, то и форма правления установилась везде аристократическая. В конце VI в. до н.э. демос греко-италийских городов восстал и разгромил Пифагорейские союзы. По преданию, все пифагорейцы были сожжены в доме, где происходили их сборища. Во время этого погрома погиб и сам Пифагор, которому было тогда 80 или 90 лет. Разрозненные пифагорейские школы сохранялись еще около 200 лет.

Пифагор первым стал называть себя не мудрецом, а любомудром (любителем мудрости), по-гречески — философом. Впоследствии величайшие греческие философы взяли у Пифагора многие его мысли и вложили их в свои учения.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 484; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.027 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь