Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Афины — школа и мастерская Эллады



 

Афины — город художников

 

Тот поймет душу древних греков, кто прочтет «Илиаду» Гомера или увидит прекраснейший храм Эллады — Парфенон. Знакомство с греческой культурой начинается обычно с поэзии, архитектуры и скульптуры, так как именно в этих видах искусства больше всего проявилась необыкновенная любовь греческого народа к красоте и гармонии. Но если в поэзии другие народы догнали со временем древних эллинов, то в архитектуре и скульптуре эллинским мастерам не было равных ни в прошлом, ни в настоящем. По числу же знаменитых художников первое место в Элладе занимали Афины.

Греческая архитектура. Первые каменные храмы появились у греков в VII — VI вв. до н.э. — в эпоху великих изобретений. Они строились как дома — обиталища богов. Есть мнение, что первые храмы были посвящены Аполлону и что их колонны изображали стволы деревьев из священной рощи бога.

Греки во всем искали стройность, гармонию. Поэтому они разработали правила, определяющие лучшие соотношения разных частей здания: прежде всего соотношение высоты и толщины колонны с размерами крыши и других частей храма. Такие правила называются ордером — “порядком”. Благодаря строго вычисленному “порядку” греческие храмы не были громоздки или приземисты; они радуют глаз стройностью, и никогда не подавляют нас чрезмерным величием.

Два главных греческих ордера называются дорическим и ионическим. Дорический ордер — мужественный, он соответствует воинственному и твердому характеру дорийцев (вспомни спартанцев). Колонны дорического ордера массивны и лишены украшений, храмы — величественны и строги. Ионическую колонну отличает женственный, мягкий характер:

 

Дорический, ионический и коринфский ордера

 

она стройнее дорической, верх ее заканчивается красивыми завитками, похожими на бараньи рога. Ионийские храмы были изящными и легкими, они выражали веселый, жизнерадостный дух ионийского племени (вспомни афинян).

Строения афинского Акрополя. Любой архитектор признает, что едва ли не самые прекрасные постройки в мире находятся на афинском Акрополе. Этот обрывистый холм был крепостью Афин. На нем располагались древнейшие дворцы и храмы города, сгоревшие во время нашествия персов. В правление Перикла, сразу после замирения с персидским царем (449 г. до н.э.), на Акрополе начали возводиться новые строения, ставшие главной гордостью великолепных Афин. Строения Акрополя состоят из нескольких площадей и зданий, живописно расположенных на разных уровнях высоты. Поднимаясь по ступенькам Акрополя на холм, посетители попадали сначала в Пропилеи — крытую проходную галерею, сооруженную из темного камня и светлого мрамора; в одном из ее помещений устраивались выставки картин. Через Пропилеи люди выходили на широкую площадь, украшенную огромной статуей Афины. За статуей стояли главные храмы Акрополя — Эрехтейон и Парфенон, между ними находилась вторая площадь с алтарем Афины.

 
 

Акрополь (рисунок)

 

Эрехтейон был построен на месте разрушенного дворца древнего афинского царя Эрехтея. Храм посвящался Афине и Посейдону, так как на его месте, по легенде, происходил спор этих богов за обладание городом. В Эрехтейоне находились заветные святыни города: деревянная статуя богини, упавшая, по преданию, с неба, могилы древних царей, колодец с соленой водой, пробитый трезубцем Посейдона. У стены храма росла олива, произошедшая из копья богини Афины; во время персидского нашествия она сгорела, но потом снова пустила побеги. Сбоку к храму была пристроена небольшая “беседка”, знаменитая тем, что кровлю ее держат не колонны, а каменные, пышно одетые девы (по-гречески — коры), несущие на своих головах каменную плиту, словно сосуд с водой.

Парфенон — по-гречески “храм девы” (Афины) — самое дивное сооружение в Элладе и чуть ли не во всем мире. Сложенный из белого пентеликонского мрамора, принявшего со временем цвет темного золота, он царит над Акрополем и городом. В сочетании всех его частей заложена тайна божественной (как говорили греки) гармонии, вычисленной гениальными архитекторами Иктином и Калликратом. Невозможно описать словами это чудо: счастлив тот, кто хоть раз в жизни видел золотые колонны Парфенона на фоне синего неба Эллады.

Плутарх в жизнеописании Перикла пишет о сооружениях Акрополя: “Между тем росли здания, грандиозные по величине, неподражаемые по красоте. Все мастера старались друг перед другом отличиться изяществом работы, особенно же удивительна была быстрота исполнения. Сооружения, из которых каждое, как думали, только в течение многих поколений и человеческих жизней с трудом будет доведено до конца, — все они были завершены в цветущий период деятельности одного государственного мужа. По красоте своей они с самого начала были старинными, а по блестящей сохранности они доныне свежи, как будто недавно окончены...”

 

Колоннада Парфенона сегодня

Афинская скульптура. Статуи, как и храмы, появились у греков в VII — VI вв. до н.э. Изготовляли их из камня-известняка, мрамора и бронзы. Чаще всего древние скульпторы изображали богов и атлетов, представляя их в виде обнаженных юношей с длинными волосами; тела их столбообразны, руки прижаты к туловищу, на губах играет искусственная улыбка. К началу V в. до н.э. греческие мастера научились правильно изображать человеческое тело, но статуи их были прекраснее живых людей, так как фантазия греков создавала образы совершенной, идеальной красоты.

В скульптуре, как и в архитектуре, проявилась разница в характере дорийских и ионийских мастеров. Скульпторы из Пелопоннеса предпочитали изображать сильных, мускулистых атлетов. Среди них особенно прославился мастер Поликлет, который вычислил идеальные размеры мужской фигуры, ставшие законом (каноном) для всех эллинских художников. Ионийские же мастера любили высекать женские фигуры, закутанные в длинные складчатые платья.

Расцвет афинской скульптуры начался во времена правления тирана Писистрата, который пригласил в Афины лучших мастеров из азиатской Ионии. Приезжие и местные ваятели, объединили свои навыки и создали афинскую скульптурную “школу” (школа — направление в искусстве), завоевавшую первое место в Элладе.

Большую славу принес Афинам род скульпторов Праксителей, которые передавали свое мастерство от отца к сыну в течение нескольких столетий. Эти ваятели создавали нежные, задумчивые образы. Один из Праксителей сделал самое прекрасное изображение богини любви Афродиты. Статуя была продана на остров Книд и получила имя Афродиты Книдской. Молодые люди влюблялись в нее, как в живую женщину.

Величайшим афинским скульптором был Фидий, друг Перикла, Он изготовлял главным образом огромные парадные статуи. Они были благородны и величавы, как речи его друга. Особой славой пользовались две скульптуры: статуя Афины для Акрополя и статуя Зевса для храма в Олимпии.


Голова Афродиты Книдской

 

Афина Промахос (Воительница) Фидия стояла на площади Акрополя. Это была 9-метровая бронзовая фигура с копьем в руке. Лицо богини было повернуто в сторону севера, откуда пришли персы. Конец ее копья издали бросался в глаза мореходам, подплывающим к берегам Аттики.

Фигура Афины Парфенос (Девы) помешалась внутри Парфенона. Богиня стояла на мраморном постаменте в полном вооружении, держа на протянутой вперед руке крылатую богиню победы — Нику. У ног ее помещался большой бронзовый шит, на котором была изображена битва героев с амазонками. Фидий изготовил эту статую очень сложным способом: лицо и руки богини он сделал из костяных пластинок, наложенных на деревянную основу, а одежду — из золота.

Статуя Олимпийского Зевса также была изготовлена из золота и слоновой кости. Отец богов и людей представлен сидящим на троне с крылатой Никой в руке. Эта скульптура считалась одним из семи чудес света. Когда римляне завоевали Грецию, римский полководец Эмилий Павел специально проехал через всю страну, чтобы увидеть Фидиева Зевса. К сожалению, все великие творения Фидия не сохранились до наших дней. Мы можем лишь читать их описания и видеть сделанные с них грубые копии, но бессмертная их красота ушла от нас навсегда.

Фидий был не только скульптор, но и руководитель всех работ на Акрополе. Вышло так, что афинский народ заплатил ему за труды черной неблагодарностью. В начале Пелопоннесской войны, когда поколебался авторитет Перикла, враги великого вождя напали на его друзей. Нашлись подлые люди, которые обвинили старого мастера в утайке части золота, пошедшего на статую богини. Но Фидий, предвидя такое обвинение, сделал золотую одежду так, что ее можно было снять и взвесить. Тогда его привлекли к ответу за кощунство, поскольку он изобразил на щите Афины среди воинов и себя самого и Перикла. Фидий был заключен в темницу и умер там от болезни.

Афинские живописцы. Не меньше скульпторов были знамениты в Элладе живописцы, но их картины, более хрупкие, чем статуи, погибли бесследно. Мы знаем, что они, так же как ваятели, старались как можно точнее подражать природе и так же любили изображать идеальные тела и лица.

 

Амфора 725–700 до н.э.

Первым прославился художник Полигнот с острова Фасос, живший и работавший в Афинах в V в. до н.э. Он расписывал город после персидского пожара, создавая многофигурные исторические картины. Стиль Полигнота был прост и величествен, пользовался он всего четырьмя красками (белой, желтой, красной и черной) и не умел еще изображать игру света и тени. Тени изобрел другой афинский художник — Аполлодор, прозванный тенеписцем. Один из учеников Полигнота — Панэн, брат Фидия, написал в Пестром портике картину с изображением Марафонской битвы, на которой Мильтиад представлен впереди других стратегов. Художник, как говорят, очень точно воспроизвел портреты участников битвы — и Мильтиада, и других афинских военачальников, и персидских полководцев Датиса и Артаферна.

Великолепными художниками были афинские вазописцы. Земля Аттики давала им превосходную гончарную глину, сами они изобрели замечательный по цвету и стойкости лак для раскраски сосудов. В VI в. до н.э. афинские мастера изображали чернолаковые фигуры на красноватом фоне глины, в V в. — прорисовывали красные изображения на фоне черного лака. Чернофигурные и краснофигурные аттические вазы VI — первой половины V в. до н.э. были самыми красивыми во всей Греции. Немногие из них, уцелевшие до наших дней, ценятся сейчас на вес золота.

 

Чаша «Дионис в ладье».

Государственное античное собрание. Мюнхен

Афины — город философов

 

Софисты. В V в. до н.э. афиняне во многом превзошли других греков — они были первыми и в мореходстве, и в ремеслах, и в художествах. Только философов своих у них не было. И вот из других областей Греции потянулись в знаменитый город софисты — учителя мудрости. Они преподавали за деньги, пересказывая афинским юношам учения великих древних философов. Чтобы привлечь к себе побольше слушателей, они рассказывали не только о строении мира, но и о том, как надо правильно управлять государством и как надо говорить перед народом, чтобы убедить своим словом Народное собрание. Главным предметом в школе софистов стало красноречие. Они учили юношей говорить красиво и убедительно, нисколько не заботясь о правоте дела. Особым искусством считалось у них умение доказать какую-нибудь мысль и тут же ее опровергнуть. Например, на уроке софиста ученик получал задание произнести в честь какого-нибудь знаменитого человека две речи — сначала хвалебную, а потом обвинительную. Такое умение говорить “за”и “против” очень не нравилось старшему поколению. “Марафонские бойцы” не без основания считали, что софисты портят их детей и внуков: В самом деле, юноши узнавали в школе софиста, что законы и обычаи города не установлены богами, а выдуманы людьми; что только неученые люди верят в добро и справедливость, а образованные заботятся о своем удовольствии и выгоде; что в государственных делах полезна не добродетель, а сила; что о богах ничего толком не известно и, может быть, они вообще не существуют. Под влиянием софистов многие молодые афиняне превращались в самодовольных, не верящих ни во что болтунов.

Сократ. Как раз в это время в Афинах появился великий защитник Добра и Правды, способный переспорить любого софиста. Это был Сократ — сын скульптора Софрониска: На первый взгляд он жил как все прочие афиняне: у него был дом и небольшое имущество; была также семья — сварливая жена Ксантиппа и трое сыновей.

Как всякий добропорядочный гражданин, Сократ участвовал в походах и проявил мужество в трех сражениях. Когда народ выбрал его в Совет, он добросовестно исполнял обязанности председателя Совета. И все-таки в Афинах и во всей Элладе не было человека более странного, чем Сократ. Внешне он был очень некрасив — коренастый, широколобый, курносый.


Бюст Сократа

 

Но с языка Сократа слетали необычные речи: острые, как бритва, и проникающие в душу, как песня Сирен! О хозяйстве своем Сократ совсем не заботился, питался кое-как, зимой и летом ходил в одном и том же поношенном плаще. Часто, глубоко задумываясь, впадал он в странное оцепенение. Например, однажды в военном лагере целый день простоял он на одном месте около своей палатки, ничего не замечая вокруг. Другой раз он застыл в раздумье у дверей дома, куда его пригласили, и присоединился к гостям только в середине пира. Вообще же целыми днями бродил Сократ по Афинам, приставая к прохожим с мудреными вопросами. Вокруг беседующего и спорящего Сократа обычно собирался кружок зевак. Некоторые люди, очарованные его речами, начинали ходить за ним по пятам. Сократ вел со своими слушателями долгие беседы, не спрашивая с них никакой платы.

Познай самого себя.

О чем задумывался Сократ? О чем говорил с учениками?

Сократ рассказывал сам о себе, что в юности он с усердием занимался философией, стараясь понять устройство вселенной. Но однажды ему довелось прочесть над дверями Дельфийского храма изречение: “Познай самого себя”. Этот совет запал Сократу в сердце, и с тех пор он стал размышлять о том, что есть добро и что зло для него самого и для всякого человека. Сократ первым поставил вопросы, на которые человечество не знает полного ответа до сих пор. Есть ли на свете какая-то высшая Правда, управляющая нашими поступками? Почему лучше быть честным, чем обманщиком? Добрым, а не злым? Милосердным, а не жестоким? Почему надо почитать родителей? Почему нельзя убивать и красть? В старое время люди не задавали таких вопросов: они различали, что хорошо и что плохо, без лишних размышлений, полагая, что этому научили их боги. Софисты, путем ученых рассуждений, разрушали простодушную древнюю веру в добро и зло. Сократ, с помощью еще более искусных рассуждений, доказывал, что законы Добра существуют.

Красота спасет мир. Собеседников своих он убеждал в этом, то задавая им хитрые вопросы, то рассказывая истории, напоминающие древние мифы. Вот, например, какой рассказ поведал он ученикам о человеческой душе.

Есть, говорил он, на свете крылатые души. До рождения, т.е. до соединения с телом, они парят в заоблачных сферах, созерцая там небесное Благо, от которого произошло все доброе на земле. Благо обладает одним главным свойством: оно прекрасно. Поэтому души, глядя на него, испытывают такое же удовольствие, какое чувствуем мы, любуясь каким-нибудь красивым предметом: нежным цветком, стройным конем, красивым человеком. Но удовольствие бестелесных душ гораздо больше нашего, потому что они видят высшее Благо и высшую Красоту. Наслаждение, которое они получают, называется блаженством. Соединившись с телом и опустившись на землю, блаженная душа стремится к земной красоте, в которой отражается частица красоты небесной. Человек, обладающий крылатой душой, прежде всего тянется к прекрасным людям. Любуясь ими, как по лестнице поднимается он от низшей красоты к высшей: сначала его привлекает прекрасное лицо; за красивым лицом он ищет прекрасную душу, от которой испытывает еще больший восторг; восхищаясь благородной душой, он влюбляется в прекрасные добродетели (милосердие, честность, мужество и т.д.), которым эта душа служит. Бездушная красота его не волнует: трус или негодяй никогда не покажется ему прекрасным, какой бы привлекательной внешностью он ни обладал; и наоборот: каким-нибудь невзрачным героем он может любоваться как красавцем, пленившись блеском его души. Поднимаясь по лестнице красоты, наша душа как бы заново укрепляет свои крылья, чтобы после смерти тела улететь навсегда в края вечного блаженства. А грубые, бескрылые души, увлекающиеся только внешней оболочкой вещей, едва оторвавшись от земли, снова и снова падают вниз. Эта история Сократа может казаться сказкой. Но ведь и в сказках заключена доля правды. Приглядитесь к окружающим людям, вглядитесь в себя — Добро и Красота действительно таинственно связаны между собой. Даже мелкие недостатки — каприз, грубость, себялюбие — делают нас некрасивыми. А гнусные пороки — жестокость, предательство, злоба — накладывают на человеческое лицо печать безобразия. Лица же благородных людей всегда прекрасны. Значит, люди вечно будут стремиться к Добру ради его Красоты. Не случайно через две тысячи лет после Сократа один русский писатель сказал: “Красота спасет мир”.

Смерть Сократа в духе его учения. Учениками Сократа были в основном знатные афинские юноши. Вспомни, что аристократы издавна называли себя “прекрасными и добрыми”. Друзьям и ученикам некрасивый Сократ казался самым прекрасным человеком на свете, афинский же народ относился к философу недоброжелательно. Простым афинянам не нравилось, что вокруг Сократа толпится знатная молодежь. Подозревали, что философ сочувствует аристократической Спарте и воспитывает из своих слушателей противников демократии. Кроме того, невежественные люди, путая Сократа с софистами, сплетничали, что философ учит юношей безбожию и неуважению к родителям. В театре была даже поставлена комедия “Облака” (она сохранилась до наших дней), в которой школа Сократа изображалась в виде “мыслильни”, где молодые люди обучаются Правду делать Кривдой; актеры, одетые в костюмы облаков, изображали туманные и расплывчатые мысли Сократа.

Наконец, противники Сократа воспользовались тем, что во время Пелопоннесской войны некоторые бывшие ученики философа приняли участие в мятеже против демократии. Вскоре после войны, в 399 г. до н.э., трое завистников подали на Сократа жалобу в суд, обвиняя его в безбожии и порче молодежи. Семидесятилетний Сократ произнес в свою защиту простую и убедительную речь, но не захотел унижаться перед судьями, как это делали другие обвиняемые. Когда его спросили, какое наказание он назначил бы сам себе, Сократ гордо ответил: почетный обед в Пританее. Судьи разгневались и приговорили философа к смерти.

В день суда начались праздники Аполлона, во время которых запрещалось исполнять смертные приговоры. Целый месяц просидел Сократ в тюрьме, дожидаясь казни. Каждый день его навещали ученики, и он вел с ними обычные беседы, как будто ничего не случилось. Друзья подготовили ему побег из Афин, но он отверг их план. По этому поводу состоялась одна из последних бесед Сократа с учениками, в которой он доказывал, что всякий человек должен уважать законы отечества и подчиняться им, даже если они обрекают его на гибель. Свое учение Сократ подтвердил делом: в положенный срок спокойно принял он из рук тюремщика чашу с ядовитой цикутой, которую пили в Афинах люди, приговоренные к смерти.

Так из-за несправедливого суда невежественных людей погиб замечательный афинский философ, которого еще при жизни дельфийская Пифия провозгласила самым мудрым из смертных.

Афины — город великих философов. Благодаря Сократу Афины стали главным центром греческой философии. Ученики Сократа возглавили знаменитые философские школы, с которыми ты познакомишься в будущем. Величайшими философами считаются Платон — любимый ученик Сократа и Аристотель — ученик Платона. Первый из них преподавал в роще героя Академа, второй учил в роще Аполлона Ликейского. Школы их так прославились, что названия Академии и Лицея сохранились в веках. Платон оставил замечательные воспоминания о своем учителе и записал многие беседы Сократа.


Аристотель и Платон

Глава VI.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 1118; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь