Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Знаменитейшие греческие государства



 

Олигархическая Спарта

В борьбе с персами объединили свои силы самые знаменитые греческие государства — Афины и Спарта. Однако после окончания мидийских войн афиняне и спартанцы стали непримиримыми врагами.

Причина их вражды заключалась в разнице их государственного устройства. Изучая историю Греции, мы обязательно должны познакомиться с афинскими и спартанскими порядками, потому что все государства Эллады делились на два типа: одни, напоминающие Спарту, назывались олигархическими, другие, похожие на Афины, — демократическими.

Спарта-Лакедемон. Вначале “железного века” дружина греков-дорййцев (дорийцы — потомки Дора, сына Эллина) вторглась с севера в Пелопоннес и проникла в область Лаконику, окруженную горами. Здесь, на берегу реки Эврот, дорийцы основали город Спарту. Когда-то в тех краях была другая Спарта, в которой жила прекрасная Елена, но от этого древнего города не осталось и следа.

Завоеватели-дорийцы покорили земледельцев, живших вокруг новой Спарты, и превратили их в своих рабов. Эти рабы назывались илотами. Остальные обитатели Лаконики сохранили свою свободу и свои города, однако не стали полноправными членами Спартанского государства: они посылали в спартанскую армию своих гоплитов и подчинялись спартанским властям, но не считались гражданами города Спарты.

По имени Лаконики Спартанское государство называлось также Лакедемоном, а сами спартанцы и жители других лаконских городов — лакедемонянами.

Законы Ликурга. Дружина дорийцев была невелика, она состояла примерно из 10 тысяч воинов. Чтобы удержать в повиновении илотов и свободных лаконцев, спартанцы установили у себя особое государственное устройство, благодаря которому они стали лучшими воинами Эллады. По преданию, эти особые порядки придумал мудрец Ликург, происходивший из царского рода.

Прежде всего Ликург позаботился, чтобы в Спарте не было бедных и богатых: переделив землю, он роздал всем спартанским семьям одинаковые участки — клеры, которые нельзя было ни дарить, ни продавать. Затем Ликург изгнал из Спарты роскошь. Один из его законов запретил спартанцам иметь ценную — золотую или серебряную — монету; вместо денег они стали пользоваться тяжелыми железными брусками. Другой закон предписывал, чтобы граждане Спарты жили в домах, срубленных топором. С тех пор все спартанцы обитали в одинаковых деревянных домах, носили одинаковую одежду и даже ели одинаковую простую пищу — черную лаконскую похлебку.

Наконец, Ликург запретил спартанским гражданам заниматься ремеслом, торговлей и земледелием: кормили спартанцев илоты, работавшие на их участках-клерах, а оружие и другие необходимые предметы изготовляли для них жители лаконских городов. Единственным занятием спартанцев стало военное дело. С детства до старости занимались они военными упражнениями и охотой, закаляя свою душу и тело.

При таких порядках из Спарты исчезли раздоры и преступления. Спартанцы забыли о зависти, роскоши и наживе. Граждане ликурговой Спарты стремились только к подвигам и славе. Они не имели богатств, зато были хозяевами своей страны и “господами” среди обитателей Лаконики. По характеру своему они напоминали бедных, но гордых дворян.

Спартанское воспитание. По законам Ликурга, спартанским гражданином мог быть только человек, получивший с раннего детства особое воспитание. Когда в семье рождался мальчик, отец показывал его старейшинам, и если ребенок казался им слабым или больным, то его сразу убивали, сбрасывая в пропасть. Спартанские няньки славились умением закалять детей: маленьких спартанцев приучали не бояться темноты, не капризничать, есть все, что дают.

С 7 лет мальчики покидали семью и переходили в государственную школу, где они не только учились, но и жили вместе со своими сверстниками. Большую часть времени подростки занимались тяжелыми физическими упражнениями. Они разбивались на отряды, которые соревновались между собой в силе и храбрости. Младшие дети беспрекословно слушались старших товарищей, а также повиновались каждому взрослому спартанцу как своему отцу. Таким образом юные спартанцы привыкали и командовать, и повиноваться. Мальчики часто затевали между собой драки, но никогда не издевались над товарищами: как только схватка становилась чересчур ожесточенной, посторонние зрители разнимали дерущихся, и те обязаны были разойтись. Юные спартанцы ходили полуголодные, босые и оборванные: пищи им выдавали немного, а из одежды они получали один плащ на целый год. Зато они были стройными, мускулистыми и стойкими. Есть предание о спартанском мальчике, укравшем лисенка: он спрятал свою добычу за пазуху под плащ, и хотя зверек грыз его тело, терпел боль до тех пор, пока не упал замертво. В определенном возрасте спартанских юношей жестоко секли на алтаре Артемиды, испытывая их мужество; некоторые умирали под розгой, не издав ни единого стона. Иноземцы удивлялись вежливости спартанских детей: в присутствии взрослых мальчики прятали руки под плащом, смиренно опускали глаза и скромно молчали, пока к ним не обращались с вопросом. Одного философа, презиравшего весь род человеческий, как- то раз спросили, где он встречал хороших людей. “Хороших людей, — ответил тот, — нигде, а хороших детей — в Лакедемоне”.

Воспитываясь в послушании и дисциплине, спартанцы не испытывали от этого никакого унижения: ведь они повиновались не отдельным лицам, а законам своего отечества. Они были самыми гордыми из греков. Когда однажды спартанских послов, явившихся к персидскому царю, попросили сделать земной поклон перед троном, они ответили, что их скорее можно поставить с ног на голову, чем заставить совершить поступок, унизительный для свободного эллина.

Спартанские воины. Из спартанских мальчиков вырастали сильные и бесстрашные воины. Все греки и варвары знали, что спартанцы никогда не отступают с поля боя: или побеждают, или погибают. Провожая сыновей на войну, спартанские матери говорили: со щитом или на щите (на щите выносили с поля боя павших воинов). Солдаты, вышедшие живыми из проигранной битвы, подвергались в Спарте таким насмешкам и такому презрению, что одни из них покидали родину, а другие кончали жизнь самоубийством. Спарта не имела стен: считалось, что оградой ей служит доблесть ее граждан. По свидетельству одного древнего историка, в течение шестисот лет нога иноземного воина не ступала на землю Лаконики.

Доблесть и рабство. Гордость и самоуважение — хорошие черты, если человек уважает не только себя, но и других. Спартанцы же признавали настоящими людьми только “своих”. С иноземцами и союзниками они обращались надменно, с рабами-илотами — жестоко. Спартанских мальчиков специально учили издеваться над илотами, а спартанские юноши по приказу властей тайно по ночам убивали самых умных и сильных рабов, чтобы они не подняли восстание. Таким образом, спартанцы были “прекрасными и добрыми” только в своем кругу, а среди других эллинов они выглядели грубыми и жестокими. Власть и рабство портили спартанский характер и частично обесценивали спартанские доблести.

Государственное устройство Спарты. Получая одинаковое воспитание и ведя одинаковый образ жизни, спартанцы называли свое государство “общиной равных”. Но остальные греки считали Спарту государством олигархическим. Слово же олигархия означает по-гречески “власть немногих”.

Спартанское государство было олигархическим, потому что лишь немногие знатные люди в нем обладали властью. Народное собрание спартанцев не вмешивалось в государственные дела, покорно голосуя за все предложения властей. Мнение свое собрание спартанских граждан выражало одобрительным нестройным криком.

Власть в Спарте принадлежала царям, Совету и особым надзирателям — эфорам. У спартанцев было две царских семьи и два царя. Цари, считались военачальниками и приносили жертвы богам за весь народ. В походе все спартанские воины беспрекословно выполняли их приказы, но в мирное время цари мало чем отличались от членов Совета. Спартанский Совет состоял из 30 человек: в нем заседали два царя и 28 старцев старше 60 лет. Хотя считалось, что любой спартанский гражданин может стать советником, на деле в Совет избирались самые знатные спартанцы, часто — царские родственники. Совет управлял государством и разбирал судебные дела. Спартанцы глубоко уважали мудрость старцев, их жизненный опыт.

Пятеро ежегодно избираемых эфоров следили за тем, чтобы исполнялись законы Ликурга. Эфоры также происходили из знатных семей. Они имели большие права — могли даже лишить власти, и осудить на смерть провинившегося царя.

Спартанские власти очень заботились о том, чтобы граждане Лакедемона как можно меньше общались с иностранцами: они боялись, что иноземное влияние испортит строгие спартанские нравы. Поэтому ни один спартанец не мог выехать за границу Лаконики без разрешения властей. Очень редко допускались в Спарту иноземцы: разве что послы или почетные гости. В каждом чужаке спартанцы готовы были заподозрить шпиона. Все государственные дела велись в Спарте в строгом секрете. Такой закрытый образ жизни укреплял власть спартанских олигархов, т.е. немногих правителей. Аристократы всей Эллады восхищались спартанскими олигархическими порядками. Им нравилось, что в Спарте правят “лучшие люди”, а не народ.

Пелопоннесский союз. Укрепив свое государство с помощью законов Ликурга, спартанцы попытались завоевать Пелопоннес. После двух больших войн, продолжавшихся 16 и 30 лет, они покорили соседнюю плодородную область Мессению, разделили ее земли на клеры и превратили мессенцев в илотов. Остальные города Пелопоннеса, в которых правили аристократы, убедившись после многих сражений в военном превосходстве Спарты, предпочли заключить со спартанцами союз. С этих пор спартанцы командовали всеми военными силами Пелопоннеса и охраняли власть аристократов в городах полуострова. Пелопоннесский союз возник в VI в. до н.э. — незадолго до греко-персидских войн. Армия Пелопоннесского союза, возглавляемая спартанскими командирами, как мы уже знаем, отважно сражалась с персами, но в другие времена она выступала против тех греческих городов-государств, где правил народ. Самым главным противником пелопоннесских олигархов были Афины.

Демократические Афины.

 

Афинское народовластие. К северу от Пелопоннеса, сразу за Истмийским перешейком, расположена небольшая область Аттика. В гористой ее части были богатые залежи гончарной глины, мрамора и серебра, а на каменистой равнине росли маслины (дар богини Афины) и виноградные лозы. Хлеба аттические крестьяне сеяли мало. Аттика всегда нуждалась в привозном зерне. В этой стране проживало древнее племя ионийцев (потомков Иона, внука Эллина), основавших здесь 12 городов. Афинский герой и царь Тесей подчинил аттические города Афинам, объединив население Аттики в единый народ — афинян.

Спарта считалась самым олигархическим государством Греции, Афины — самым демократическим. Слово “демократия” означает “власть народа”. Вспомним, что в начале VI в. до н.э. Солон поделил власть между аристократией и народом, между аристократичесиим советом Ареопагом и Народным собранием. Капризное и бурное Народное собрание сравнивали с норовистым конем. Ареопаг называли его уздою. Знатные ареопагиты (члены Ареопага) имели право отменять неразумные постановления народа. Кроме того, они творили суд и поддерживали своим авторитетом старинные нравы и обычаи. Даже тиран Писистрат судился в Ареопаге из уважения к его славе.

 


Аттика в древности

 

После того как народ своими силами уничтожил тиранию (510 г. до н.э.), а затем отразил два персидских нашествия, сила и авторитет Народного собрания возросли. Через 20 лет после Саламинской битвы афинский демос сбросил свою старую узду: он отобрал у Ареопага право надзора за постановлениями Народного собрания и уменьшил его судебную власть. Таким образом в Афинах утвердилась полная демократия. В V в. до н.э. главными государственными органами Афинского государства стали Народное собрание — экклесия и Народный суд — гелиэя.

Народное собрание (экклесия). Экклесия созывалась не реже одного раза в месяц. В ней могли участвовать все граждане-мужчины с 20 лет. В древние времена собрания происходили на городской площади — агоре, в V в. до н.э. — на холме Пниксе или в театре. Участники Народного собрания, экклесиасты, слушали выступления ораторов сидя.

Тот, кто брал слово, вставал с места и надевал себе на голову венок. Выступать могли все желающие, свобода слова была полная. Голосовали либо поднятыми руками, либо (если требовался особо точный подсчет голосов) черепками или камушками. Полноправных афинских граждан было около 30 тысяч, но на Пниксе собирались обычно 5-6 тысяч человек. В основном это были горожане и крестьяне, жившие неподалеку от Афин. Жители отдаленных поселков Аттики посещали город только по самым важным делам. В Народном собрании численно преобладали феты, мелкие ремесленники и земледельцы, так что Афинами правил простой народ.

В Народном собрании афинский демос принимал законы и выбирал своих начальников, занимавших различные государственные посты (должности). В том и выражалось народоправие, что народ сам решал, по каким правилам ему жить и кому подчиняться. Кроме того, экклесия выслушивала иноземных послов, принимала постановления о войне или мире и решала текущие дела, о которых докладывал председатель собрания. В принципе народ мог решить любой вопрос по своему усмотрению — выше его власти не было. Не зря в одной комедии Аристофана Афинское государство изображалось в виде дома, народ — в виде капризного Старика-хозяина, а городские власти — в виде его угодливых рабов.

Суд черепков. Правители Афин, занимавшие государственные должности, побаивались народа. Демос мог использовать против них “суд черепков” — остракизм, происходивший в Народном собрании. Раз в год председатель Народного собрания обращался к афинскому демосу с вопросом: нет ли, по мнению граждан, в Афинах человека, угрожающего народовластию? Каждый афинянин мог написать на черепке-остраконе имя любого подозрительного ему гражданина. Тот человек, чье имя повторялось на 5 тысячах черепков, должен был без всякой вины, по одному народному подозрению, уйти на 10 лет в изгнание.

Афинский народ, боявшийся появления нового тирана, с подозрением относился ко всем выдающимся людям. Кроме того, он любил показать начальникам свою силу. Поэтому самые знаменитые афиняне становились жертвами остракизма; среди них, как ты знаешь, оказался даже честнейший и справедливейший Аристид. Рассказывают, что во время голосования один неграмотный крестьянин, не умея написать на черепке его имя, обратился за помощью к самому Аристиду, не зная его в лицо. “Чем обидел тебя Аристид? ” — спросил тот. “Ничем, — ответил крестьянин, — но мне надоело слышать на каждом шагу: справедливый да справедливый”. Аристид вздохнул, молча написал свое имя и отдал черепок.

Народный суд (гелиэя). Остракизм не был настоящим судом. С помощью черепков граждане не выносили приговор, а только выражали свое недоверие. Настоящие судебные дела разбирала гелиэя — народный суд, установленный при Солоне. Ежегодно афиняне избирали 6 тысяч судей-гелиастов. В основном это были простые и бедные граждане. Они делились на судебные комиссии по несколько сот человек (чаще всего — по 500) — при таком большом числе судей их трудно было подкупить. Обвиняемые не только доказывали свою невиновность, но и старались разжалобить гелиастов, взывая к их милосердию, выставляя на вид плачущих детей и родственниц. Гелиэя налагала суровые наказания вплоть до смертной казни. Особенно жестоко относились судьи к гражданам, обвиненным в заговорах против демократии.

Гелиэя держала в страхе врагов народовластия, но иногда решения ее бывали несправедливы. Вспомни, например, как народный суд погубил марафонского героя Мильтиада. С особым удовольствием бедняки-гелиасты выносили приговоры богатым гражданам. Поэтому в Афинах развелись кляузники-сикофанты, преследовавшие богачей судебными доносами. А богачи любезно кланялись на улице фетам, которые часто избирались судьями.

Руководители Афинского государства. Народ был полновластным хозяином Афинского государства, однако не надо думать, что аристократия потеряла в демократических Афинах былое влияние. Народ понимал, что важнейшими государственными делами должны руководить люди благородные и образованные. “Таких должностей, которые приносят спасение, если заняты благородными людьми, и подвергают опасности весь вообще народ, если заняты неблагородными, — этих должностей простой народ вовсе не добивается”, — писал один древний историк. Среди этих важных должностей первое место занимала стратегия — военное командование. Ежегодно афиняне избирали 10 полководцев-стратегов, как правило, из числа потомственных воинов-аристократов. Стратеги не только командовали войсками, но и руководили государственными делами.

Более простыми, повседневными делами Афинского государства занимались граждане, избранные на низшие должности: смотрители рынка, начальники тюрьмы, заведующие архивом и т.д. При Солоне на эти посты выбирали только зажиточных людей, а в V в. до н.э. даже бедняков-фетов.

Все видные руководители Афинского государства добивались расположения народа. Но среди них встречались как честные люди, стремившиеся принести государству пользу, так и бессовестные честолюбцы, которые льстили народу и предлагали ему приятные, но зачастую вредные законы. Такие народные угодники назывались демагогами. Они заботились не об интересах государства, а о том, чтобы получить от Народного собрания власть и затем нажиться с помощью взяток и утайки казенных денег.

Век Перикла. Самым знаменитым и благородным вождем афинского демоса был Перикл, принадлежавший к знатнейшему роду Алкмеонидов. Это был высокообразованный человек, друг философов и художников. Выступая перед народом, он прославился как замечательный оратор, за силу речей его прозвали Олимпийцем. В Народном собрании Перикл защищал интересы простых людей, за что благодарные афиняне избирали его стратегом 14 раз подряд (444-431 гг. до н.э.). Народное собрание неизменно голосовало за все предложения Перикла, и так он правил городом, не имея какой-то чрезвычайной власти, но опираясь на любовь и доверие народа. Он умел и угождать демосу, и подчинять его своей воле. Противники Перикла язвительно называли его царем, или тираном, Афин.

В “век Перикла”, т.е. в середине V в. до н.э., Афинское государство и афинская демократия достигли наивысшего расцвета. Перикл ввел плату за исполнение должностей; она позволила неимущим афинянам свободно заниматься общественными делами, не тратя времени на заработки. Заботясь о воспитании граждан, он стал выдавать народу из казны деньги на приобретение театральных билетов. Кроме того, бедняки-феты получили возможность трудиться за плату на строительных работах, так как при Перикле город украшался замечательными сооружениями: на Акрополе были возведены прекрасные храмы, прославившие Афины на весь свет.

Был отстроен также афинский порт Пирей, превратившийся во второй, нижний город с театром, жилыми домами и морскими складами. Верхний (т.е. Афины) и нижний (т.е. Пирей) город соединили длинные стены, образовавшие укрепленный коридор длиною в 6 км.

Перикл не только благоустраивал свой родной город, но и мечтал сделать его хозяином всей Эллады. При нем Афинский морской союз превратился в Афинскую державу: союзники полностью подчинились Афинам, союзная казна была перенесена с острова Делоса на афинский Акрополь, союзные взносы (форос) стали тратиться на украшение города. Восстания союзников жестоко подавлялись. В правление Перикла Афинская держава (или Империя, как называют ее некоторые историки) охватывала примерно 250 греческих прибрежных городов Эгейского моря. В афинскую казну ежегодно поступало около 400 талантов фороса.


Бюст Перикла

“И хотя, — читаем мы в жизнеописании Перикла, — он сделал город из великого величайшим и богатейшим, хотя он могуществом превзошел многих парей и тиранов, он ни на одну драхму не увеличил своего имущества против того, что оставил ему отец.”

 

Пелопоннесская война и крушение Афинской морской державы. Во времена Перикла весь греческий мир разделился на два непримиримых лагеря: города-государства, в которых правили олигархи, сочувствовали олигархическому Пелопоннесскому союзу во главе со Спартой, государства же с демократическим устройством были на стороне Афинской морской державы. Перикл вел политику, враждебную Спарте, и на 14-м году его бессменного правления началась великая двадцатисемилетняя Пелопоннесская война — ожесточенная схватка между Афинским и Пелопоннесским союзами, в которую включились почти все государства Эллады (431 — 404 гг. до н.э.).

Сам Перикл умер в начале Пелопоннесской войны от чумы (429 г. до н.э.). Перед смертью ему пришлось испытать на себе гнев афинского народа: когда спартанцы, совершив поход в Аттику, разорили поля и сады афинских крестьян, народ проголосовал против очередного избрания Перикла в стратеги. Пелопоннесская война, шедшая с переменным успехом, кончилась победой Спарты. Афинский морской союз был распущен, стены города срыты, при поддержке спартанцев в Афинах установилось олигархическое правление. И хотя в течение нескольких лет афиняне, оправившись от поражения, восстановили демократию и вновь отстроили свои укрепления, однако им не удалось возродить былое величие Афинского государства: в IV в. до н.э. на недолгое время был создан новый, небольшой морской союз, но великая Афинская морская держава не возродилась уже никогда.

 

Нравы и обычаи афинян

 

Манеры афинян. Афиняне бывали жестокими на войне, в Народном Собрании, в суде, но в мирное время и в повседневной жизни они отличались замечательной приветливостью и человеколюбием. Город их был открыт для иностранцев: они не боялись ни шпионов, ни вредного влияния “иноземщины”. К чужим привычкам и обычаям афиняне относились терпимо и доброжелательно. “Мы живем свободно, — говорил в одной из своих речей Перикл, — и в повседневной жизни избегаем взаимных подозрений. Мы не питаем неприязни к соседу, если он в своем поведении следует личным склонностям, и не высказываем ему хотя и безвредной, но тягостно воспринимаемой досады”. Афинская вежливость славилась по всей Греции. Иноземные гости полагали, что нет в Элладе другого города, где было бы так приятно жить, как в Афинах.

Личная жизнь афинян. Афиняне — искусные земледельцы, ремесленники и мореплаватели — были людьми трудолюбивыми. Но они не считали работу главным делом жизни. Труду они отводили 6 часов, а дальше — дзети! (по-гречески — живи! ). Жить вовсе не означало попусту бездельничать. Жить значило общаться с людьми и совершенствовать себя — наслаждаться красотой, набираться ума и знаний. Свободное время взрослые афиняне проводили не в семье, а на улице, в мужской компании. Кружки друзей и собеседников собирались в цирюльнях (парикмахерских), в лавочках или в гимнасиях. Греческие гимнасии представляли собой зеленые парки с банями, стадионами и помещениями для спортивных упражнений (они назывались палестрами); тут же были портики (коридоры с колоннами вместо стен) для прогулок и залы для школьных занятий и ученых бесед. Любой гражданин мог поупражняться здесь в борьбе, погулять с друзьями, послушать умные споры. Но больше всего афиняне любили встречаться за пиршественным столом.

Каждый день то в одном, то в другом доме собиралось небольшое общество в 9 — 10 человек; женщины в этот кружок не допускались. Хозяева и гости располагались на обеденных ложах: греки ели полулежа. В начале пира подавалось угощение, а затем, умыв руки, сотрапезники брались за чаши, в которые наливалось вино, разведенное водой. Обычай пить неразбавленное вино считался варварским. Главное удовольствие участники пира получали не столько от еды и питья, сколько от застольной беседы. Говорили обычно о предметах высоких — об искусстве, философии, государственных делах. Поэтому греческие и римские авторы нередко излагали философские учения, изображая разговор участников пира. Некоторые древние философские сочинения так и называются — ”Пир”.

Женщины. Самые задушевные интересы афинян были связаны не с родным домом, а с городом и друзьями. Сердце их согревала мужская дружба, а не тепло домашнего очага. Но это не значит, что афиняне не заботились о семье. В Афинах, как и в Спарте, достойным гражданином считался лишь человек, имеющий жену и детей. Афинские жены вели замкнутый образ жизни. Обитали они на особой, женской половине дома, куда допускались только ближайшие родственники. За стол при посторонних людях они не садились, в гости ходили только к подругам. Зато женщина считалась полновластной хозяйкой дома: в ее руках были счетные книги и ключи от кладовых, ей подчинялись все слуги-рабы, от нее зависело процветание семейных дел. В стенах дома афинские женщины нередко командовали мужьями. Так, Фемистокл, посмеиваясь, признавался, что ему самому отдает приказания жена, а жене — их маленький сын.

Идеалом афинянки была скромная, стыдливая женщина. При женщинах афиняне не бранились. Афинские жены не ходили на спортивные состязания, на которых выступали нагие атлеты, и не посещали комедий, где звучали грубые шутки. Самой хорошей женщиной считалась та, о которой меньше всего говорили за порогом дома.

Дети. В Афинах не было государственных школ, как в Спарте. Каждый гражданин воспитывал своих детей как мог. Малыши ходили к платным учителям начальной школы, которые обучали их читать и считать. Образование бедняков на этом кончалось, а дети состоятельных родителей посещали гимнасии, где занимались с платными наставниками литературой, музыкой и телесными упражнениями. Старшие юноши поступали в школу какого-нибудь известного философа или оратора (мастера красноречия), а сыновья аристократов обучались у самых знаменитых ученых и музыкантов у себя на дому. Девочки учились только дома.

 

Занятия в школе

 

 

В “доброе старое время”, при Солоне, афинские мальчики в скромности и послушании едва уступали спартанцам. Но постепенно нравы афинской молодежи ухудшились, она стала своевольной и менее почтительной к старшим. Рассказывают такой случай: как-то раз в Афинах во время праздника в театр вошел старик. Он стал искать свободное место, но никто из молодых людей не обращал на него внимания. Когда же он дошел до спартанских послов, те дружно встали и уступили ему место. Афиняне сразу признались, что спартанцы дали им хороший урок, — весь театр разразился аплодисментами.

Афиняне-рабовладельцы. Афиняне были не только свободными гражданами свободного государства, они были еще рабовладельцами. Ученые подсчитали, что в Аттике рабов было больше, чем взрослых мужчин-афинян. Некоторые невольники трудились в сельских усадьбах богачей, но большинство работало в мастерских зажиточных афинских ремесленников. Афинское ремесло процветало благодаря обилию небольших “предприятий” с 10-15 рабами. Мастерская с сотней невольников казалась уже огромной “фабрикой”. Домашние слуги, а также няньки и дядьки, смотревшие за маленькими детьми, были тоже рабами.

Кроме хозяйских рабов, были рабы государственные. Так, например, 300 государственных рабов-скифов несли в Афинах полицейскую службу. Поэтому в афинской комедии изображался на сцене глупый стражник, коверкающий греческие слова. Грамотные невольники работали писцами в государственных архивах. Известен случай, когда один такой раб-писец стал по своему усмотрению исправлять хранившиеся в архиве древние законы: “Поставил себя законодателем вместо Солона”, — шутили афиняне. Самой тяжелой была участь рабов, трудившихся в рудниках: глубоко под землей, без света, согнувшись в низких шахтах, день и ночь добывали они в Лаврийской горе звонкое серебро.

Рабами становились взятые в плен или купленные на рынке варвары: фракийцы, скифы, азиаты. Рабы-греки встречались редко, так как пленных эллинов было принято отпускать за выкуп на свободу. Рабы-иноземцы не имели в чужом городе никаких прав. Великий философ Аристотель называл их “говорящими орудиями”. Он считал, что варвары по природе своей имеют низкую рабскую душу, что они прямо-таки рождены, чтобы служить благородным эллинам. Другие афиняне думали точно так же.

И все-таки гости-иноземцы считали, что в Афинах рабам живется привольно. Характер афинян не допускал грубого обращения с невольниками: жестокость по отношению к живому существу считалась у них недостойной свободного человека. Афинянин не имел права убить своего раба. Невольник мог покинуть жестокого господина и требовать по суду, чтобы его продали другому хозяину. Одевались домашние рабы так же, как свободные люди. На улице они вели себя вольно, нередко толкали прохожих. За верную службу раба отпускали со временем на свободу. В отличие от жестоких рабовладельцев-спартанцев, живших в страхе перед восстанием илотов, человеколюбивые афиняне не боялись своих рабов. В Аттике никогда не было рабских восстаний. Только один раз во время Пелопоннесской войны, когда спартанцы осадили Афины, из голодающего города перебежали к ним афинские рабы. В других городах-государствах Эллады рабовладельческие порядки были гораздо суровее, чем в Афинах.

 

 

Гимнасий в Помпеи

Глава V.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 849; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.042 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь