Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


В узком смысле - это научная картина мира (НК), включаяющая представления о Вселенной.



Литература

1. Новая философская энциклопедия: в 4 т./ Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд. – М.: Мысль, 2000-2001.

2. Философский словарь; под ред. И.Т. Фролова – 8-е изд., дораб. и доп. – М.: Республика, Современник, 2009.

3. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009.

4. Алексеев, П.В. Философия: учебник/П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2007(глава 1-глава 31).

5. Введение в философию: учеб. пособие для вузов/ И.Т. Фролов [и др.]. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Республика, 2004.

6. Кучевский, В.Б. Философия: проблемы бытия и познания: учебник. - 1998. Гл. III-V

7. Спиркин, А.Г. Философия: учебник/ А.Г. Спиркин - 2-е изд. - М.: Гардарика, 2005. Гл. 9.

8. Философия: учебник для вузов; под общ. ред. В.В. Миронова. - М.: Норма, 2005. Разд. IV. Гл. 1-2.

9. Хайдеггер, М. Время и бытие/ М. Хайдеггер. - М., 1993. С.391-406.

 

Введение

Онтология (он-сущее и логос-учение)- учение об основных свойствах, структуре и закономерностях предметной действительности бЫТИЯ. Онтологии различают как по степени общности (частнонаучная картина мира и общенаучная картина мира), так и по средствам моделирования (мифологическая, религиозная, философская). Онтология, как и всякое учение любого уровня общности, основана на принятии определенных гносеологических предпосылок при ее построении и определенных теорий.

Общенаучная картина мира - в широком смысле глобальный, всеохватывающий образ мира или представление о нем (синтез общих представлений о ПРИРОДЕ, ОБЩЕСТВЕ и ЧЕЛОВЕКЕ), свойственное определенной исторической эпохе(зачастую включающая интуитивные представления).

В узком смысле - это научная картина мира (НК), включаяющая представления о Вселенной.

Основная цель картин мира — объяснение и истолкование фактов и теорий, тогда как одной из целей теорий является описание опытных фактов.

М.Планк считал, что НКМ «служит лишь средством связи между реальным миром и чувственными восприятиями естествоиспытателя», большое значение ей придавали А. Эйнштейн, Д. И. Менделеев, В. И. Вернадский и другие ученые.

Более широко НКМ понимали как миросозерцание. В этом случае НКМ отождествляли с философскими учениями о мире в целом.

Наряду с линией отождествляющей бытие с физической реальностью и исключающей сознание из бытия в новоевропейской философии формируется иной способ истолкования бытия.

Декарт " мыслю, следовательно, существую" (определяется путем синтеза сознания и самосознания).

Лейбниц (бытие как духовная субстанция - монада),

Беркли - отождествлениях существования и данности в восприятии.

Завершение эта интерпретация нашла в немецком классическом идеализме.

Для Канта бытие не является свойством вещей, бытие - это общезначимый способ связи наших понятий и суждений(занимался пробл. гносеологии).

У Фихте подлинным бытием является свободная, чистая деятельность абсолютного " Я", а материальное бытие - продукт сознания " Я". В качестве предмета философского анализа выступает бытие культуры духовно-идеальное бытие, созданное деятельностью человека.

Шеллинг видит в природе неразвитый разум, а подлинное бытие - в свободе человека, его духовной деятельности.

В системе Гегеля бытие рассматривается как первая непосредственная ступень восхождения духа к самому себе. Он свел человеческое духовное бытие к логической мысли.

Таким образом можно охарактеризовать второй шаг в понимании бытия (первый был заложен досократиками) – мы конструируем бытие (Кант).

Теперь обратимся к пониманию бытия в западной философии 19-20 века. Здесь также характерна идеалистическая установка понять бытие.

Так, в философии жизни Дильтея бытие совпадает с целостностью жизни, понимаемой науками (метод понимания в противовес методу объяснения в физических науках).

В неокантианстве бытие раскладывается на мир сущего и мир ценностей. Исходным является человеческое существование, трактуемое как эмоционально - волевое и практически устремленное (Хайдеггер).

Существенный вклад в понимании бытия внес Жан Поль Сартр. Противопоставляя бытие в себе и бытие для себя он разграничивает МАТЕРИАЛЬНОЕ и ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ бытие. Материальное бытие является чем-то ортодоксальным, сопротивляющимся человеческой воле и действию. Основная характеристика человеческого бытия в субъективистской концепции Сартра - свободный выбор возможностей. Рассмотреть схему.

Неопозитивизм - отрицает проблемы бытия как таковую, считая ее метафизической псевдопроблемой.

ВЫВОДЫ по первому вопросу

А) БЫТИЕ — одна из базовых категорий филосо­фии, обозначающая реальность, противостоящую сознанию, которая находится вне его и является предметом теоретического (познавательного) и практического освоения (присвоения).

С гносеоло­гической точки зрения бытие — один из конструк­тов сознания, его абстрактных объектов, продукт самополагания сознанием своего собственного со­держания в качестве отчужденного от себя и само­стоятельного «в себе» объективного продукта. Со­держанием бытия является, прежде всего, объектив­ный, «внешний мир», данный в чувственном опыте субъекта познания.Этот вид бытия часто называет­ся «материей».

Другим видом бытия является объек­тивированный «внутренний мир» субъекта, опыт его саморазличений, идентификаций и рефлексии. Этот вид бытия называется «психикой».

Б) Различают так­же имманентное, трансцендентальное и трансцендентное бытие.

Имманентное бытие суть все то, что может быть или является результатом объективирования содержания чувственной или рациональной сфер сознания. Соответственно, это чувственно-наблюда­емая (материальная) или

Трансцендентальное (теоретическая модель), умо­постигаемое бытие.

Трансцендентное бытие (Бог, мир религиозной реальности и т. п.) это все, что выходит за преде­лы возможностей и разрешающих способностей чувственной и рациональной ступеней познания и, тем не менее, может обладать существованием. Трансцендентная реальность создается актом веры, а способами кон­такта с ней и удостоверения ее существования вы­ступают не общезначимые познавательные проце­дуры, а внутреннее субъективное переживание, откровение, экстаз, мистические видения и оккуль­тная практика.

В) Среди важнейших видов бытия раз­личают также мир вещей и мир идей (как проформ или возможностей мира вещей).

Мир вещей измен­чив, текуч, временен, существует в пространстве.

Мир идей, напротив, инвариантен, устойчив, вечен, внепространственен.

Установить корреляцию между элемен­тами этих двух миров — основная задача научного познания.

Г) Наконец, важнейшим различением в мире бытия выступают, с одной стороны, действительный, актуальный, реализованный мир и мир, состоящий из объективных возможностей, мир потенций.

Оче­видно, что действительный мир всегда есть лишь нич­тожно малая часть реализации мира возможностей, обладающего абсолютной полнотой бытия.

Итак, философская проблема бытия — это проблема осознания «исходных начал», «первых причин», целей и смысла существования мира в его целостности, системности и развитии; мира, который определяет смысл человеческого существования.

Отметим, что в истории философской мысли концепция «чистого бытия» не получила особого развития. Содержание категории бытия невозможно раскрыть без указания на то, что именно обладает бытием; бытие (существование) всегда есть бытие чего-то. Модель « чистого бытия» настолько абстрактна, что оказалась мало пригодна для изучения и объяснения процессов и явлений реального мира.

Второй подход в трактовке сущности бытия также зародился в древней философии и был связан с поиском некой первопричины, некого первоначала всех явлений и процессов в мире. Такое первоначало позже получило в философии название «субстанция» (лат. substantia – сущность; первооснова). Декарт отмечал, что субстанцией следует считать то, что «не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самой себя».

Субстанциальный подход к трактовке бытия оказался более плодотворным. В рамках субстанциального подхода был поднят вопрос о количестве субстанций (что привело к возникновению монизма, дуализма и плюрализма), о соотношении материальной и духовной субстанций (возникли материализм и идеализм).

Вопрос 2. Категория материи и материальные системы.

Понятие «материя» стало употребляться в качестве философской категории с глубокой древности для обозначения единого «первоначала», которое несотворимо и неуничтожимо, не зависит ни от людей, ни от богов.

В ходе развития философской мысли складывались различные представления о материи, и, соответственно, строились различные варианты материалистической онтологии.

Представители раннего материализма положили начало субстратному пониманию материи: она трактовалась ими как субстрат (лат.substratum – основа), то есть, материал, вещество, из которого состоит все существующее. Первоначально в качестве материи рассматривали какое-либо чувственно- воспринимаемое природное явление: вода, огонь, воздух (ионийская натурфилософия). Позже античные атомисты (Демокрит, Эпикур) субстратом, из которого состоят все тела, стали считать мельчайшие неделимые частицы атомы.

Субстратный подход к пониманию материи доминировал в науке и материалистической философии вплоть до конца XIX века. Хотя в философии Нового времени под материей понимали функцию вещественного, что является более абстрактным. Однако открытия в физике на рубеже XIX – ХХ веков (радиоактивность, делимость атома, и др.), показали ограниченность субстратной концепции материи, в рамках которой под материей понимается фактически один из ее видов (например, сегодня это – элементарные частицы, кварки). Рано или поздно прогресс науки обнаруживает ограниченность понимания того или иного материального явления как «предела делимости» бытия. Тем не менее, именно этот подход доминировал среди материалистов и ученых прошлого и занимает серьезные позиции сегодня по причине его непосредственной связи с наукой (сегодня – с ядерной физикой).

В Новое время сложился гносеологический подход к определению материи, в рамках которого материальным объявлялось все, что существует объективно, то есть независимо от человеческого сознания, и что является источником наших ощущений (напр., П.Гольбах). Позже, развивая эти идеи, В.Ленин сформулирует определение материи как «объективной реальности, данной нам в ощущениях».

Сегодня возникла еще одна, так называемая «атрибутивная» концепция материи. Под атрибутом (лат. attributum – данное, приписанное) в философии и науке понимают необходимое, неотъемлемое, существенное свойство объекта. Атрибутивными свойствами существования материи в философии считаются движение, пространство и время, самоорганизация. Материя является субстанцией и обладает различными атрибутивными свойствами. То есть, материя – не что-то существующее отдельно от движения, пространства и времени, а система всех этих атрибутов, взятая как целое.

Отождествление понятия материи с понятием «объективная реальность», то есть с бесконечным многообразием явлений и процессов, привело современный материализм к необходимости ее трактовки как сложной структурно-системной организации. Так возникло учение о структурных уровнях материи.

 

Классификацию систем по разным основаниям:

-по субстрату (механические, физические, химические, биологические, социальные и др. )

-их индивидуальности (простые, сложные, сверхсложные, суперсверхсложн.),

-взаимодействию с окружающей средой,

- по поведению во времени (детерминистские, стохастические и, например- погода..)

-причинности и т.д.

- происхождению (естественные и искусственные)

- по отношению к управлению (управляемые и без управления)

- по отношению к цели (целенапрвыленные, целеустремленные, бесцельные)

- открытые и закрытые и др..

Элементами структура материи являются:

  • неживая природа;
  • живая природа;
  • социум (общество).

Каждый элемент материи имеет несколько уровней.

 

Уровнями неживой природы являются:

  • субмикроэлементарный (кварки, глюоны, суперструны - мельчайшие единицы материи, меньшие, чем атом);
  • микроэлементарный (адроны, состоящие из кварков, электроны);
  • ядерный (ядро атома);
  • атомарный (атомы);
  • молекулярный (молекулы);
  • уровень единичных вещей;
  • уровень макротел;
  • уровень планет;
  • уровень систем планет;
  • уровень галактик;
  • уровень систем галактик;
  • уровень метагалактик;
  • уровень Вселенной, мира в целом.

К уровням живой природы относятся:

  • доклеточный (ДНК, РНК, белки);
  • клеточный (клетка);
  • уровень многоклеточных организмов;
  • уровень видов;
  • уровень популяций;
  • биоценозы;
  • уровень биосферы в целом.

К уровням социума относятся:

  • отдельный индивид;
  • семья;
  • группа;
  • коллективы разных уровней;
  • социальные группы (классы, страты);
  • этносы;
  • нации;
  • расы;
  • отдельные общества;
  • государства;
  • союзы государств;
  • человечество в целом.

Динамическая и статическая концепции пространства и времени заключаются в следующем: первая – выражает связь прошлого, настоящего и будущего (стрела времени), а второе – психологическое время (погружаемся в прошлое).

В современной науке принята следующая классификация пространства и времени:

-объективное;

-перцептуальное (И.Кант);

–концептуальное (теоретические модели, например, 11 мерное, или н - мерное).

Можно так же выделять пространство и время (в зависимости от критерия):

- микро и макро;

- биологическое;

- социальное и т.п.

В синергетике используют понятия времени:

- космологическое,

- энтропийное,

- дарвиновское.

Итак, теория относительности показала единство пространства и времени, выражающееся в совместном изменении их характеристик в зависимости от концентрации масс и их движения. Т.е. время и пространство – относительные величины. Они перестали рассматриваться независимо друг от друга, и возникло представление о пространственно-временном четырёхмерном континууме.

 

Четвертым базовым свойством материи (наряду с движением, способностью к самоорганизации, существовании в пространстве и времени ) является отражение.

 

Отражение - способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем. Доказательством отражения является наличие следов (одного материального объекта на другом материальном объекте) — следы человека на грунте, следы грунта на обуви человека, царапины, эхо, отражение предметов в зеркале, гладкой поверхности водоема.

 

Отражение бывает:

  • механическим;
  • физическим;
  • химическим;
  • биологическим;
  • Социальным.

Особый вид отражения - биологический, который включает в себя стадии:

  • раздраженности;
  • чувствительности (допсихическое отражение):
  • психического отражения.

Необходимо рассматривать атрибутивистскую и функциональную концепцию информации.

Высшим уровнем (видом) отражением является сознание. Согласно материалистической концепции сознание — это способность высокоорганизованной материи отражать материю.

 

Теория отражения

Всеобщее свойство материи, обеспечивающее передачу информации на всех стадиях ее организации, называется отражение (reflection) и заключается “в воспроизведении, фиксировании того, что принадлежит отражаемому предмету. "... Логично предположить, что вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением, свойством отражения..." (Ленин В. И).

Любое отражение несёт в себе информацию об отражаемом объекте. Способность к отражению зависит от уровня организации материи. Взаимодействиям объектов неорганической природы присущи пассивные формы отражения:

· простая механическая деформация (отпечаток тела на песке);

· сокращение или расширение в зависимости от колебаний окружающей температуры (термометр);

· отражение световых электромагнитных волн (фотография);

· отражение звуковых электромагнитных волн (эхо);

· химические изменения (цвет лакмусовой бумаги);

· и т. д.

Хотя и у неорганических форм материи мы наблюдаем определенные признаки чувствительности – притяжение и отталкивание частиц, атомная валентность, молекулярная связь, неорганические тела не способны активно использовать результаты взаимодействия как средство самосохранения. Но этот пассивный “зачаточный” вид отражения, носящий форму лишь физического взаимодействия тел, является генетической предпосылкой для возникновения более высоких форм отражения в живой природе и человеческом обществе, когда отражение превращается в информационную модель, в образ и используется в процессах познания и управления.

Активные формы отражения:

· раздражимость клетки;

· чувствительность, т. е. способности иметь ощущения;

· восприятие - способности отражать вещи в некоторой совокупности их свойств;

· мышление - отражение существенных связей в окружающем мире;

· сознание и самосознание.

Становление человека и человеческого общества в процессе трудовой деятельности и общения с помощью речи обусловило возникновение формы отражения в виде сознания и самосознания. Сознание – высшая форма отражения на современном этапе эволюции материи.

Чем больше внутреннее разнообразие системы, тем больше ее элементов реагируют на внешнее воздействие изменением своих свойств, тем адекватнее отражение системой внешнего мира, а чем больше возможностей отражения, тем система может быстрее совершенствоваться, увеличивая свое разнообразие.

Не масса и не энергия, а развитие у систем способности к адекватному отражению характеризует уровень их организации.

На простом примере для нас это означает следующее: если вы знаете только русский язык, и не знаете, скажем, английского языка, то вы не способны отражать в своем сознании англоязычную речь и письмо, не способны извлекать из нее информацию и ориентироваться при помощи этой информации. Те, кто знают оба этих языка, бесспорно, имеют больше возможностей для ориентации в окружающем мире и для дальнейшего расширения своих знаний.

Таким образом, если, согласно ленинской теории отражения, процесс распространения информации есть процесс отражения, то воспринятая информация есть результат отражения - воспринятый образ. При отражении в материальных структурах этот образ материален, при отражении в идеальном сознании - идеален.

Вот небольшой список однокоренных слов:

· Формация (лат. Formatio) – вид, видимость, внешность, наружность, поверхность, облик, образ, форма.

· Реформация – преобразование исходной формы в новую форму.

· Деформация - искажение исходной формы.

· Информация – внедрение в исходную форму, то есть след, отпечаток, впечатление, вкрапление, образ, память о чужой форме.

Так на этом фоне может буквально пониматься слово «информация».

“Информация” превратилась в необычайно широкое понятие и встала в один ряд с такими философскими категориями, как материя, энергия, пространство и время. Однако единого общепризнанного определения информации не существует до сих пор, более того, это понятие остается одним их самых дискуссионных в современной науке. Все мы имеем представление о том, что такое материя, энергия, пространство, время, информация, мы можем описать их свойства, мы можем их измерять, но мы так и не можем пока дать их четкого научного определения.

Давайте познакомимся с определениями информации, данными выдающимися учеными:

· Информация – это обозначение содержания, полученного от внешнего мира в процессе приспособления к нему (Н. Винер).

· Информация – отрицательная энтропия (негэнтропия) (Л. Бриллюэн).

· Информация – вероятность выбора (А. М. Яглом, И. М. Яглом).

· Информация – снятая неопределенность (К. Шеннон).

· Информация – мера сложности структур, мера упорядоченности материальных систем (А. Моль).

· Информация - снятая неразличимость, передача разнообразия (У.Р. Эшби).

· Информация – отраженное разнообразие (А. Д. Урсул).

Информация – мера неоднородности распределения материи и энергии в пространстве и времени (В. М. Глушков).

Подведем итоги.

Материя – это философская категория, для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, существуя независимо от них (В.И.Ленин).

Характерными чертами материи, ее атрибутами являются движение, пространство, время, отражение, взаимодействие, самоорганизация.

Среди всеобщих свойств, атрибутов материи важнейшим является движение как способ существования материи.

Эволюция Вселенной.

В современной космологии господствует теория Большого Взрыва.

В основе этой теории лежит предположение, что физическая Вселенная образовалась в результате гигантского взрыва примерно 15-20 миллиардов лет назад, когда все вещество и энергия во Вселенной были сконцентрированы в одном сгустке с плотностью свыше 1025 г/см3 и температурой свыше 1016К. Модель Большого Взрыва была предложена в 1948 году российским ученым Г.А. Гамовым.

Когда Вселенной исполнилось 10-43 с, все фундаментальные взаимодействия в природе были объединены и имели одинаковую интенсивность. Через 10-23 с. возникли тяжелые фундаментальные частицы – кварки и антикварки. Далее еще через 10-2 с после Большого Взрыва наступает время легких частиц – лептонов. Вселенная практически состояла из лептонов и квантов. Затем от 1 до 10 с. Вселенная потеряла и эти частицы, которые при аннигиляции превратились в фотоны. Через приблизительно 100 с после Большого Взрыва температура Вселенной упала до 109 К, и скорости оставшихся протонов уменьшились настолько, что за счет ядерных сил притяжения они начали соединяться в ядра легких элементов, в основном гелия, затем лития и бериллия. По прошествии нескольких часов после Большого Взрыва образование этих ядер закончилось. Далее в течении миллионов лет температура Вселенной уменьшалась и при температуре 104 К энергия электромагнитного притяжения ядра и электрона стала больше энергии фотонов, и тогда начали образовываться атомы. Фотоны перестали взаимодействовать с веществом, как говорят космологи, - Вселенная стала прозрачной.

Направленность времени, утверждает М.Б.Менский, есть свойство иллюзорного мира, образованного сознанием на основе фундаментального квантового мира, где нет направления времени: для квантового объекта нет различия между прошлым, настоящим и будущим.

Ссылкой на квантовые свойства фундаментального мира автор решает и парадоксы свободы воли.

Итак, проблема сознания в рамках квантовой онтологии АП концептуализируется в двухуровневой реальности, в которой сознание функционирует как фильтрующая перегородка, трансформирующая неопределенность квантовой реальности в предсказуемость классической действительности, путем выбора-отсекания единственного варианта из множества альтернатив.

 

Литература

1. Новая философская энциклопедия: в 4 т./ Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд. – М.: Мысль, 2000-2001.

2. Философский словарь; под ред. И.Т. Фролова – 8-е изд., дораб. и доп. – М.: Республика, Современник, 2009.

3. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009.

4. Алексеев, П.В. Философия: учебник/П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2007(глава 1-глава 31).

5. Введение в философию: учеб. пособие для вузов/ И.Т. Фролов [и др.]. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Республика, 2004.

6. Кучевский, В.Б. Философия: проблемы бытия и познания: учебник. - 1998. Гл. III-V

7. Спиркин, А.Г. Философия: учебник/ А.Г. Спиркин - 2-е изд. - М.: Гардарика, 2005. Гл. 9.

8. Философия: учебник для вузов; под общ. ред. В.В. Миронова. - М.: Норма, 2005. Разд. IV. Гл. 1-2.

9. Хайдеггер, М. Время и бытие/ М. Хайдеггер. - М., 1993. С.391-406.

 

Введение

Онтология (он-сущее и логос-учение)- учение об основных свойствах, структуре и закономерностях предметной действительности бЫТИЯ. Онтологии различают как по степени общности (частнонаучная картина мира и общенаучная картина мира), так и по средствам моделирования (мифологическая, религиозная, философская). Онтология, как и всякое учение любого уровня общности, основана на принятии определенных гносеологических предпосылок при ее построении и определенных теорий.

Общенаучная картина мира - в широком смысле глобальный, всеохватывающий образ мира или представление о нем (синтез общих представлений о ПРИРОДЕ, ОБЩЕСТВЕ и ЧЕЛОВЕКЕ), свойственное определенной исторической эпохе(зачастую включающая интуитивные представления).

В узком смысле - это научная картина мира (НК), включаяющая представления о Вселенной.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 604; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.1 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь