Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
До середины 30-х годов XXв. под картиной мира понималось представление о природе в целом, составленное на основании достижений физики (физика считалась идеалом объяснения).
Ст.зр. физики можно выделить четыре основные картины мира: натурфилософскую, классическую, неклассическую и постнеклассическую. Современная, эволюционная картина мира отражает появление междисциплинарных подходов и технических возможностей описания состояний и движений сложных систем, позволившие рассматривать единообразно явления неживой природы, живой, а также развитие социальных систем. Синергетический подход ориентируется на исследование процессов изменения и развития. Принцип самоорганизации позволил изучать процессы возникновения и формирования новых, более сложно организованных систем. Современная картина мира включает естественнонаучное и гуманитарное знание.
Каждая картина мира дает свою версию того, каков мир и какое место в нем занимает человек. Частично данные картины могут противоречить друг другу, а частично и дополнять друг друга, составляя целостное видение мира. Картина мира включает два основных аспекта: концептуальный - представлен знаниями, категориями, принципами, законами и чувственно – образный, представленный суммой обыденных знаний, опытом. Напомню вам основной вопрос философии – это вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе, материального к идеальному и первую, онтологическую сторону (что первично). Эту сторону мы и обсуждаем.
Вопрос 1. Понимание категории бытия в истории философии. Бытие, небытие, ничто. Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия, называется онтологией, а сама проблема бытия — одна из главных в философии. Иногда онтологию отождествляют с метафизикой, но чаще рассматривают как ее основную часть, т.е. как метафизику бытия. Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия. Бытие – одна из базовых категорий философии выражающая наличие предметов и явлений самих по себе или как данности в сознании, а не содержательный их аспект (реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее). Основными формами бытия являются: • материальное бытие — существование тел, вещей, явлений природы, окружающего мира; • идеальное бытие — существование сознания (идеальное – не субстанционально); • человеческое бытие - существование человека как единства материального и духовного; • социальное бытие , которое включает бытие человека в обществе и бытие самого общества; • бытие культуры и др.. Категорией, противоположной бытию, является небытие. Небытие — состояние, единое с бытием (как момент бытия) и противоположное ему. Первую философскую концепция бытия выдвинули досократики, одни из них рассматривали бытие как единое, неподвижное и самотождественное, «чистое бытие» (Парменид), другие - как непрерывно изменяющееся, становящееся (Гераклит Эфесский). Гераклит считал, что в основе всего – ОГОНЬ, космос никем не создан, присутствуют диалектические идеи (единое распадается на противоположности, борьба этих противоположностей является источником развития), ЛОГОС это внутренняя закономерность «фюзиса» (природы). Досократики различали бытие " по истине" и бытие " по мнению", формулируя понятия сущности и существования. Пифагор (VI-V вв. до н.э.) считал первоосновой всего число. Аристотель истолковывал понятие «числа» у Пифагора как начало и материя вещей, и их состояния и свойства. Элементы числа: чет (неопределенность) и нечет (определенность). Число интерпретируется в эстетическом, нравственном и сверхъестественном смыслах. Вместе с этим была сформулирована концепция небытия, как противопоставления бытию, которое являлось отсутствием, отрицанием бытия (Парменид - бытие есть, а небытия нет, мысль о бытии и бытие суть одно и то же). Категория небытия, как недоступная для мысли идея, тождественная категории " ничто" впервые появилась в учении Парменида об истинном пути мышления. Небытие противопоставляется бытию вообще, в то время как ничто - многообразию различных нечто. Гегель ввел Ничто как исходный пункт движения категорий, сливающийся с чистым бытием. Подвижное многообразие мира элеаты рассматривали как обманчивое явление (Зенон Элейский -апории). Досократикинесколько смягчили указанную точку зрения и рассматривали уже не «чистое бытие», а качественно определенные начала бытия: «корни Эмпедокла», «семена Анаксагора», «атомы Демакрита». Такое понимание позволяло объяснить связь бытия с конкретными предметами, а умопостигаемого – с чувственными восприятиями. Софисты отвергали мыслимость бытия и косвенно – саму осмысленность этого понятия. Сократ избегал онтологической проблематики, но его тезис о тождестве [объективного] знания и [субъективного] добродетели позволяет предположить, что им впервые была поставлена проблема личностного бытия. Демокрит и Платон придали бытию онтологический статус, причем Платон ввел не, только различение бытию и небытия, но и бытия и сверхбытия, что предопределило дальнейшее рассмотрение понятия бытия в философии. По Платону бытие – есть совокупность идей - умопостигаемых форм, или сущностей, отражением которых является многообразие мира вещей. Он ввел границу между бытием и становлением (текучестью материального мира), а так же между бытием и «безначальным началом» бытия (т.е. непостижимой основой, называемой им также «благом»). Неоплатоники - в своей онтологии это различие зафиксировали в соотношении «Ума»- Бытия и сверхбытийного «единого». Аристотель развил идеи Платона, уточняя смысловые оттенки БЫТИЯ. Ввел 10 категорий, в частности анализирует категории «Бытие» и «Сущность» и др.. Еще важнее то, что он вводит новые значимые для онтологии темы: бытие как действительность, божественный ум, бытие как единство противоположностей и конкретный предел «осмысления » материи формой. Средневековая христианская философия противопоставляло божественное бытие и сотворенное, вслед за Аристотелем различая бытие на ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ и ВОЗМОЖНОЕ. Отход от этой позиции начинается только в эпоху Возрождения. Новый тип мироощущения, порожденный развитием науки, рассматривал бытие как реальность, противостоящую человеку, которую он осваивает в процессе деятельности. С развитием механики (17-18в) в трактовке бытия исходным является понятие ТЕЛА, и природа рассматривается вне отношения к ней человека, как некий механизм. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 439; Нарушение авторского права страницы