Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Наряду с линией отождествляющей бытие с физической реальностью и исключающей сознание из бытия в новоевропейской философии формируется иной способ истолкования бытия.
Декарт " мыслю, следовательно, существую" (определяется путем синтеза сознания и самосознания). Лейбниц (бытие как духовная субстанция - монада), Беркли - отождествлениях существования и данности в восприятии. Завершение эта интерпретация нашла в немецком классическом идеализме. Для Канта бытие не является свойством вещей, бытие - это общезначимый способ связи наших понятий и суждений(занимался пробл. гносеологии). У Фихте подлинным бытием является свободная, чистая деятельность абсолютного " Я", а материальное бытие - продукт сознания " Я". В качестве предмета философского анализа выступает бытие культуры духовно-идеальное бытие, созданное деятельностью человека. Шеллинг видит в природе неразвитый разум, а подлинное бытие - в свободе человека, его духовной деятельности. В системе Гегеля бытие рассматривается как первая непосредственная ступень восхождения духа к самому себе. Он свел человеческое духовное бытие к логической мысли. Таким образом можно охарактеризовать второй шаг в понимании бытия (первый был заложен досократиками) – мы конструируем бытие (Кант). Теперь обратимся к пониманию бытия в западной философии 19-20 века. Здесь также характерна идеалистическая установка понять бытие. Так, в философии жизни Дильтея бытие совпадает с целостностью жизни, понимаемой науками (метод понимания в противовес методу объяснения в физических науках). В неокантианстве бытие раскладывается на мир сущего и мир ценностей. Исходным является человеческое существование, трактуемое как эмоционально - волевое и практически устремленное (Хайдеггер). Существенный вклад в понимании бытия внес Жан Поль Сартр. Противопоставляя бытие в себе и бытие для себя он разграничивает МАТЕРИАЛЬНОЕ и ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ бытие. Материальное бытие является чем-то ортодоксальным, сопротивляющимся человеческой воле и действию. Основная характеристика человеческого бытия в субъективистской концепции Сартра - свободный выбор возможностей. Рассмотреть схему. Неопозитивизм - отрицает проблемы бытия как таковую, считая ее метафизической псевдопроблемой. ВЫВОДЫ по первому вопросу А) БЫТИЕ — одна из базовых категорий философии, обозначающая реальность, противостоящую сознанию, которая находится вне его и является предметом теоретического (познавательного) и практического освоения (присвоения). С гносеологической точки зрения бытие — один из конструктов сознания, его абстрактных объектов, продукт самополагания сознанием своего собственного содержания в качестве отчужденного от себя и самостоятельного «в себе» объективного продукта. Содержанием бытия является, прежде всего, объективный, «внешний мир», данный в чувственном опыте субъекта познания.Этот вид бытия часто называется «материей». Другим видом бытия является объективированный «внутренний мир» субъекта, опыт его саморазличений, идентификаций и рефлексии. Этот вид бытия называется «психикой». Б) Различают также имманентное, трансцендентальное и трансцендентное бытие. Имманентное бытие суть все то, что может быть или является результатом объективирования содержания чувственной или рациональной сфер сознания. Соответственно, это чувственно-наблюдаемая (материальная) или Трансцендентальное (теоретическая модель), умопостигаемое бытие. Трансцендентное бытие (Бог, мир религиозной реальности и т. п.) это все, что выходит за пределы возможностей и разрешающих способностей чувственной и рациональной ступеней познания и, тем не менее, может обладать существованием. Трансцендентная реальность создается актом веры, а способами контакта с ней и удостоверения ее существования выступают не общезначимые познавательные процедуры, а внутреннее субъективное переживание, откровение, экстаз, мистические видения и оккультная практика. В) Среди важнейших видов бытия различают также мир вещей и мир идей (как проформ или возможностей мира вещей). Мир вещей изменчив, текуч, временен, существует в пространстве. Мир идей, напротив, инвариантен, устойчив, вечен, внепространственен. Установить корреляцию между элементами этих двух миров — основная задача научного познания. Г) Наконец, важнейшим различением в мире бытия выступают, с одной стороны, действительный, актуальный, реализованный мир и мир, состоящий из объективных возможностей, мир потенций. Очевидно, что действительный мир всегда есть лишь ничтожно малая часть реализации мира возможностей, обладающего абсолютной полнотой бытия.
Итак, философская проблема бытия — это проблема осознания «исходных начал», «первых причин», целей и смысла существования мира в его целостности, системности и развитии; мира, который определяет смысл человеческого существования. Отметим, что в истории философской мысли концепция «чистого бытия» не получила особого развития. Содержание категории бытия невозможно раскрыть без указания на то, что именно обладает бытием; бытие (существование) всегда есть бытие чего-то. Модель « чистого бытия» настолько абстрактна, что оказалась мало пригодна для изучения и объяснения процессов и явлений реального мира. Второй подход в трактовке сущности бытия также зародился в древней философии и был связан с поиском некой первопричины, некого первоначала всех явлений и процессов в мире. Такое первоначало позже получило в философии название «субстанция» (лат. substantia – сущность; первооснова). Декарт отмечал, что субстанцией следует считать то, что «не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самой себя». Субстанциальный подход к трактовке бытия оказался более плодотворным. В рамках субстанциального подхода был поднят вопрос о количестве субстанций (что привело к возникновению монизма, дуализма и плюрализма), о соотношении материальной и духовной субстанций (возникли материализм и идеализм). Вопрос 2. Категория материи и материальные системы. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 606; Нарушение авторского права страницы