Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ОСОБЕННОСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА И УСЛОВИЯ ЕГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА



Литература

1. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М., 1999. С.96-136.

2. Т.Г. Казакова «Теория и методика развития детского изобразительного творчества». М., 2006. С. 14-21.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ключевые понятия: изобразительная деятельность, занятия, интегрированные занятия, самостоятельная изобразительная деятельность, индивидуальные занятия, совместная деятельность.

Организованные занятия проводятся под руководством педагога. Они входят в обязательную «сетку» недельных занятий. Эти занятия проводятся систематически по заранее разработанному плану и в порядке нарастания сложности.

Различают два типа занятий по изобразительной деятельности: занятия на тему, предложенную воспитателем (освоение нового программного материала, повторение пройденного), и на тему, выбранную каждым ребенком (по его замыслу).

Выбор того или иного типа определяется характером учебного задания, уровнем изобразительных умений и навыков детей, их возрастными особенностями.

В младших группах освоение нового программного материала занимает меньше места, чем занятия по закреплению приобретенных умений и навыков. При этом вторая половина занятия обычно отводится для работы детей по собственному желанию.

Во второй младшей группе примерно треть занятий может быть отведена рисованию или лепке на свободные темы, выбранные самими малышами. Основная цель таких занятий — закрепление приобретенных умений и навыков и воспитание способности самостоятельно использовать освоенные приемы.

В средней группе повторение пройденного программного материала — закрепление навыков изображения продолжает занимать центральное место, однако увеличивается количество времени на освоение нового программного материала.

В старшей и подготовительной группах основное место отводится работе по замыслу детей. Цель таких занятий — развитие умений самостоятельно определять тему работы, применять освоенные приемы изображения.

Занятия по изобразительной деятельности с дошкольниками можно дифференцировать не только по типу, но и по виду. Одно и то же занятие можно отнести к разным видам, в зависимости от критерия выделения. Так, по содержанию изображения различают рисование по представлению, по памяти, с натуры, а так же предметное, сюжетное и декоративное.

Часто в дошкольных образовательных учреждениях проводятся интегрированные занятия, объединяющие разнообразные виды худо­жественно-эстетической деятельности: музыкальную, театраль­но-игровую, речевую, изобразительную деятельность дошколь­ников. Глав­ная цель таких занятий - возможность развивать ребенка целостно, во взаимосвязи интеллектуальной и чувственной сфер.

Во всех видах художественной деятельности можно выделить общие психические процессы: образы восприятия, постепенно накапливаясь, формируют сенсорный опыт, являющийся основой развития способностей как художественно-эстетических, так и интеллектуальных; эстетически окрашенные образы восприятия формируют пред­ставления, которые также будут эстетическими. Сопровождение процесса восприятия предметов и явлений поэтическими, цветовыми, музыкальными характеристиками по­зволяет развивать наглядно-образное мышление дошкольников. Однако сама сущность эстетического восприятия еще не обес­печивает полноценного развития детей. Оно может быть достиг­нуто при следующих педагогических условиях:

· общность целей интегрируемых в занятиях художественных деятельностей;

· отбор учебного материала с точ­ки зрения его доступности, наглядности, жизненности;

· применение эффективных и технологичных методов и при­емов, способствующих комплексному воздействию на мысли и чувства ребенка;

· при знакомстве с явлениями искусства сохранение специ­фических особенностей каждого из искусств и художественных деятельностей;

· обеспечение образовательной, развивающей и воспитываю­щей функций педагогического процесса на комплексных занятиях.

Как правило, такие занятия являются определенным итогом работы всего педагогического коллектива, но для детей они всегда должны быть неожиданными, иметь эффект новизны.

Экскурсии. Природа, памятники, музеи, празднично украшенная улица - места проведения экскурсий. Задача педагога - продумать содержание экскурсии с учетом законов детского восприятия, воспитательных задач. Следует заранее определить и изучить место проведения экскурсии, способ размещения детей вокруг объекта наблюдения, поскольку важно не только сообщить дошкольникам новые знания, но и вызвать у них эстетические чувства.

Организованные развлечения как форма работы с детьми дошколь­ного возраста проводятся один раз в две недели. Содержание развлечений разнообразно. Полезны для эстетического развития развлечения, сочетающие разные виды искусств. Подбирается разнообразный материал (литературный, музыкальный, изобразительный и т. п.) на выбранную тему. Дети читают стихи, поют песни, водят хороводы и т. д. Такие вечера развлечений доставляют дошкольникам радость, приоб­щает к национальной культуре, воспитывают эстетические чувства.

Велика роль развлечений в развитии детской самостоятельности, твор­ческой инициативы, находчивости и сообразительности. В непри­нужденной обстановке дети охотно включаются в художествен­ную деятельность.

При организации развлечений необходимо обратить внимание на следующие моменты: воспитательные и образовательные задачи, функции раз­влечения; приемы, применяемые ведущим для активизации детского восприятия; психологический настрой детей, формирование их эмоцио­нально-эстетического отношения к предстоящему развлечению; целесообразность подбора материала (по принципу доступ­ности и художественности): музыка, литературные произведения, различные виды изобразительного, оформительское искусство; активность, культура поведения, впечатления детей: что понравилось, что запомнилось.

Самостоятельная изобразительная деятельность - процесс выражения индивидуальных особенностей ребенка, его отношения к окружающему миру и к себе (в посильной для него форме). Самостоятельная художественная деятельность потому и самостоятель­ная, что возникает по инициативе детей для удовлетворения их индиви­дуальных потребностей. Самостоятельная деятельность отвечает потребно­стям детей, выявляя их художественные наклонности. И хотя дети не всегда правильно поют, не очень точно двигаются, но увлечен­ность их велика, поскольку делается это по их собственному же­ланию и инициативе. Для воплощения имеющегося у них за­мысла дошкольники нуждаются в определенных умениях и навы­ках, способах самостоятельных действий. Вот почему так важно учитывать связь между музыкальными занятиями и самостоятель­ной деятельностью детей.

Праздники и развлечения, внося в жизнь дошкольника яркие впечатления, также находят отражение в самостоятельной дея­тельности. Например, дети в своих играх повторяют различные понравившиеся им фрагменты праздничных ситуаций. Вот почему так важно соблюдение принципа художественности при отборе материала для утренников и развлечений: дети должны перено­сить в свою деятельность только образцы подлинного искусства. Деятельность воспитателя в рассматриваемой области можно определить как педагогическое воздействие, включающее:

• наблюдение за художественными проявлениями детей;

• стимулирование способов самостоятельных действий;

• содействие проявлениям самостоятельности вразных видах художественной деятельности;

• поощрение любых форм самостоятельной художественной деятельности.

Важную роль в успешном проведении коллективных занятий занимает предварительная работа, подготовка оборудования, материала и организация детей. При организации коллективных занятий прежде всего учитываются характерные особенности совместной деятельности детей каждого возраста, уровень их сотрудничества.

В младшей группе на первых занятиях педагог объединяет индивидуальные работы детей в общую, обыгрывая и мотивируя свои действия: «Нужен коврик для куклы Кати», «Петушок проголодался». После воспитатель использует игровые ситуации, которые мотивируют необходимость объединения индивидуальных работ детей и исполнения совместных действий: «Вылепим палочки и построим заборчик, чтобы цыплята не разбежались». Эффективным является и рисование на общем фоне: «Дождик, дождик кап, кап…», аппликация на общих листах: «Цветы на лугу». В конце занятия педагог благодарит детей от имени героев. На коллективных занятиях педагог даёт детям знать, что красота общей работы зависит от того, насколько аккуратно каждый старается выполнить свою часть работы. На коллективных занятиях совершенствуются технические умения детей.

В средней группе педагог предлагает детям самим договориться между собой, кто что будет лепить (рисовать, вырезать). педагог, используя разнообразные приёмы (советы, поощрение, напоминание) приучает детей работать согласованно, помогать друг другу на протяжении всех занятий. В конце занятий педагог предлагает детям обыграть выполненные образы, процесс игры тем самым помогает придать общей работе динамичность. Выразительность и лучше увидеть и исправить её слабые стороны. Педагог напоминает детям о необходимости ритмично заполнять весь лист однородными элементами, которые чередуются.

В старшей группе дети уже владеют опытом совместных действий: распределяют между собой части задания, помогают один одному, обсуждают отдельные технические или изобразительные приёмы, умеют обратиться к товарищам с просьбой и поблагодарить за услугу. Коллективная деятельность старших дошкольников при целенаправленном руководстве приобретает творческий характер. Вместе с содержанием дети учатся активно обсуждать и средства его реализации: композицию. Цвет, материал, способы создания, а также приёмы, которые содействуют выразительности образов. На занятиях педагог вначале проводит с детьми беседу и уточняет, что конкретно они будут рисовать, предлагает детям обсудить, как и где объекты будут изображены на листе. После выясняется вместе со всеми с каким материалом они будут работать. Таким путём последовательного подбора тематики коллективных занятий с учётом возросших изобразительных умений детей педагог постепенно расширяет возможности действий детей. Дети продолжают работать по два, втроём, вчетвером, подгруппами, все вместе. Большинство коллективных работ дети выполняют большими подгруппами, когда они работают над одной композицией. После выполнения работы педагог предлагает детям отойти и посмотреть на неё издалека. Так как это даёт возможность увидеть всю композицию, а также её композиционные и технические недостатки, когда их можно исправить, педагог предлагает детям самим решить как это можно сделать. В случае затруднения помогает советом.

Индивидуальная работа с детьми проводится по двум направлениям:

1.С отстающими детьми, если дети не усвоили знания о новых произведениях, а также с замкнутыми, застенчивыми, с рассеянным вниманием.

2.Работа с одарёнными детьми, проявляющими устойчивый интерес к произведениям изобразительной деятельности.

Индивидуальная работа с детьми дошкольного возраста способствует преодолению и сглаживанию специфических трудностей, испытываемых ребенком в ходе обучения на фронтальных занятиях, она строиться на основе тщательного и всестороннего изучения особенностей развития ребенка.

Чтобы ребенок увлекался изодеятельностью, с удовольствием и совершенствовался в сво­ем творчестве, взрослый своевременно должен помогать ему. Приемы оказания помощи могут быть разными: совет, указание, объяснение, вариативный показ, поощрение. Можно использовать иллюстрацион­ный материал, художественное слово, предварительное рассматрива­ние, наблюдения и т. д.

Литература

1. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. М., 1991. с.129-137.

2. Силивон В.А. Индивидуализация обучения в изобразительной деятельности. Мн., 2000.

3. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество дошкольников. М., 2005.

Этапы развития способностей

Первый этап начинается с того момента, как ребенок впервые взял в руки материал для изображения. В педагогической литературе этот этап называется доизобразительный. Т.к. ребенок еще не создает изображение предмета, у него нет желания и замысла что-либо изобразить.

На доизобразительном этапе важную роль играет ассоциативное мышление.

Дети путем нахождения ассоциаций, находят сходства между простейшими формами и линиями с определенными предметами.

Однако ассоциации ребенка не устойчивы, поэтому задача воспитателя – напоминать детям о том сходстве, которое они установили.

Ассоциации помогают перейти к работе по замыслу, когда дети целенаправленно повторяют ту форму, которая у них получилась случайно.

С появлением сознательного изображения предметов начинается изобразительный период в развитии способностей. Ребёнок уже ставит цель, а потом рисует.

Деятельность приобретает творческий характер. Перед детьми ставятся задачи систематического обучения.

Однако первые изображения детей схематичны и просты, в них отсутствуют некоторые детали и признаки. С развитием мышления развивается и характер изображения предметов. Дети способны передавать пропорции, форму, цвет и движение предметов.

В развитии способностей ребенок от обучения простому изображению предмета идет к передаче этого предмета во взаимодействии с другими, т.е. от предметного изображения он переходит к сюжетному.

Литература

1. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М., 1999. С. 79-96.

2. Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество. М., 2006. С. 180-197.

СОДЕРЖАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ключевые понятия: изобразительные умения, изобразительные материалы, технические приемы, способы изображения, объекты изображения, рисование, лепка, аппликация, конструирование.

Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста. Рисование, лепка, аппликация и конструирование виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности.

Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.

Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д.

В детском саду используются в основном цветные карандаши, акварельные и гуашевые краски, обладающие разными изобразительными возможностями.

Карандашом создается линейная форма. При этом постепенно вырисовывается одна часть за другой, добавляются различные детали. Затем линейное изображение раскрашивается. Такая последовательность создания рисунка облегчает аналитическую деятельность мышления ребенка. Нарисовав одну часть, он вспоминает или видит на натуре, над какой частью следует работать дальше. Кроме того, линейные контуры помогают в раскрашивании рисунка, ясно показывая границы частей.

В рисовании красками (гуашью и акварелью) создание формы идет от красочного пятна. В этом плане краски имеют большое значение для развития чувства цвета и формы. Красками легко передать цветовое богатство окружающей жизни: ясное небо, закат и восход солнца, синее море и т. п.

Своеобразие лепки как одного из видов изобразительной деятельности заключается в объемном способе изображения. Лепка является разновидностью скульптуры, которая включает работу не только с мягким материалом, но и с твердым (мрамор, гранит и др.) Дошкольникам доступно овладение приемами работы лишь с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки, — глиной и пластилином.

Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка.

Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяют дошкольнику овладеть некоторыми техническими приемами в лепке скорее, чем в рисовании. Например, передача движения в рисунке является сложной задачей, требующей длительного обучения. В лепке решение этой задачи облегчается. Ребенок сначала лепит предмет в статичном положении, а затем сгибает его части в соответствии с замыслом. Передача пространственных соотношений предметов в лепке также упрощается — объекты, как в реальной жизни, расставляются друг за другом, ближе и дальше от центра композиции. Вопросы перспективы в лепке попросту снимаются.

В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.

Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.

В процессе занятий аппликацией у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы. Предоставляя ребятам бумагу разных цветов и оттенков, у них воспитывают умение подбирать красивые сочетания.

Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезывать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга.

Конструирование из различных материалов больше других видов изобразительной деятельности связано с игрой. Игра часто сопровождает процесс конструирования, а выполненные детьми поделки обычно используются в играх.

В детском саду применяются такие виды конструирования: из строительного материала, наборов конструкторов, бумаги, природного и других материалов.

В процессе конструирования дошкольники приобретают специальные знания, навыки и умения. Конструируя из строительного материала, они знакомятся с геометрическими объемными формами, получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций.

При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостных фигурах, понятия о стороне, углах, центре. Ребята знакомятся с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма.

Работа с природным и другими материалами позволяет детям проявить свои творческие способности, приобрести новые изобразительные навыки.

Все виды конструирования способствуютразвитию конструктивного мышления и творческих способностей детей. Ребенку надо заранее представить создаваемый предмет (мысленно или на основе имеющегося образца), форму его частей, мысленно примерить имеющиеся у него готовые формы, выявить их пригодность и после этого использовать (соединять отдельные части, добавлять детали, если требуется — применять раскраску).

Занятия по изобразительной деятельности, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствуетумственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников.

Решение задач, предусмотренных в рамках программы по приобщению детей к художественному творчеству возможно лишь при условии комплексного подхода в обучении детей изобразительной деятельности, т.к. художественное развитие детей до­школьного возраста проис­ходит путем приобщения ребенка к искусству, разным видам изобразительной деятельности. Поэтому, чтобы сохранить целостность восприятия методики обучения детей дошкольного возраста изобразительной деятельности, считаем необходимым кратко остановиться на проблеме взаимосвязи видов изобразительной деятельности в решении вопросов художественного развития. В разработке теоретических основ взаимосвязи видов изобра­зительной деятельности существуют две тенденции (Т.Г. Казакова, Е.А. Флерина).

Первая заклю­чается в том, что построение системы занятий в определенной по­следовательности объясняется чередованием видов и подвидов, в котором изображение предметов предшествует передаче сюжета (предметное рисование, например, предшествует сюжетному рисо­ванию, как и предметная лепка — сюжетной); теми навыками и умениями, которые дети осваивают в процессе обучения.

Вторая тенденция заключает­ся в том, что в основе взаимосвязи видов изобразительно» деятельности лежит формирование художественно-образного начала в рисовании, лепке, аппликации. При этом существенное значение имеют отбор художественно-выразительных средств в каждом виде изобразительной деятельности, их четкая дифференциация и интегра­ция. При таком подходе к проблеме взаимосвязи происходит объединение процесса освоения детьми технических навыков, умений в исполнительской деятельно­сти с процессом формирования художественно-образного начала в рисунке, лепке, аппликации. Такой путь формирования более эффективен для художественного развития ребенка, так как про­исходит обогащение детей разными способами изображения. Этот процесс требует создания поисковых ситуаций, когда дети ставят­ся перед необходимостью выбора того или иного способа изображения (графиче­ского, пластического, декоративно-силуэтного), чтобы достичь боль­шей выразительности образа.

Взаимосвязь видов изобразительной деятельности наиболее эф­фективна при условии сочетания занятий разного типа: одновидовые (по каждому виду изобразительной деятельности — рисо­вание, лепка, аппликация), тематические (на которых происходит сочетание разных способов изображения в передаче одной темы), комплексные (в которых происходит взаимосвязь видов художест­венной деятельности).

Взаимосвязь видов изобразительной деятельности имеет свою специфику у младших и старших дошкольников, так как эта деятельность детей данных возрастов раз­лична.

Специфика деятельности заключается в том, что каж­дый вид не расчленен на отдельные подвиды (что имеет место в старшем дошкольном возрасте), поэтому нельзя еще выделять рисование, лепку предметов с натуры, сю­жетное, декоративное. Структура изобразительной дея­тельности отличается отсутствием четких границ между восприятием, исполнительством, творчеством. Поэтому мы говорим только о предпосылках творчества, его пер­вых проявлениях, освоении простейших технических уме­ний. Все эти процессы еще не развернуты, происходит их становление.

Взаимосвязь видов изобразительной деятельности мо­жет строиться на дополнении одних изобразительных средств другими (например, рисование усиливает образ­ную основу аппликации или, наоборот, аппликация - ри­сования; лепка в дополнении к рисованию передает более полно содержание). Этот тип взаимосвязи обосно­ван тем, что у детей младшего дошкольного возраста ограничен объем изобразительных средств. Сама дея­тельность еще не развернута.

Рисунок, лепку, апплика­цию не всегда целесообразно рассматривать изолирован­но, так как результат каждого вида деятельности сам по себе незначителен. Только включение деятельности ребенка в ситуацию сов­местных действий со взрослым (сотворчество) создает условия для формирования художественно-образного на­чала.

При освоении сенсорных основ деятельности возмож­на более тесная связь аппликации и рисования. Эта взаимосвязь может быть разной по временным периодам: а) аппликация предшествует ри­сованию, ребенок знакомится с формами, силуэтами, об­водя рукой их очертания перед раскладыванием и наклеиванием; б) рисование дополняет аппликацию на одном занятии для усиления образной выразительности (например, если дети наклеили куколку-неваляшку из ча­стей, то обязательно захотят нарисовать ей глаза, «чтобы она могла видеть ребят»).

Взаимосвязь видов изобразительной деятельности по­могает детям овладеть необходимыми навыками, уме­ниями. Процесс обучения им происходит на занятиях рисованием, лепкой, аппликацией как основных по этим видам деятельности. В данном случае устанавливается последовательность типов занятий: от занятий по каждо­му виду к занятиям, где возможны сочетания разных видов (с большим или меньшим акцентом). Эта форма взаимосвязи в младшем дошкольном возрасте приобре­тает свое наиболее простое воплощение. Роль педагога возрастает, от него требуется умелое сочетание всех видов деятельности: не допускать нарушения принципа систематичности и последовательности при овладении новыми для ребенка материалами, техническими уме­ниями в работе с ними. И в то же время вводить новые формы организации занятий, устанавливать взаимосвязь между видами изобразительной деятельности.

В среднем дошкольном возрасте происходит усложнение структуры изобра­зительной деятельности. Формирование замысла у детей среднего дошкольного возраста связано с проявлением интереса, любознательности к содержа­нию рисунка, лепки, аппликации. В этот период происхо­дит развитие сюжета, который чаще всего обусловлен игровыми ситуациями, в связи с чем методы педагоги­ческого руководства процессом изобразительной деятель­ности носят в основном игровой характер. Благодаря этой специфике создаются наиболее благоприятные условия для установления взаимосвязей между видами изобразительной деятельности.

В стар­шем происходит более четкая дифференциация видов, поэтому намечаются задачи по обучению детей рисова­нию, лепке, аппликации, сюжетным, декоративным. Решить все программные задачи по каждому виду и подвиду можно только при условии их взаимосвязи. Рассмотрим их спе­цифику в старшем дошкольном возрасте.

Взаимосвязь видов может строиться по тематическо­му принципу, когда одна тема выполняется средствами рисунка, лепки, аппликации. Принцип тематизма интере­сен тем, что перед детьми раскрываются изобразитель­ные возможности художественных материалов каждого вида деятельности.

Тематизм может иметь место на за­нятиях, разных по формам организации: а) изображение одной темы на отдельных занятиях; б) изо­бражение темы с помощью средств образной выразитель­ности, присущих разным видам деятельности на одном занятии. При таком сочетании происходит формирова­ние у детей обобщенных способов действий, создаются поисковые ситуации.

Взаимосвязь видов изобразительной деятельности мо­жет определяться спецификой какого-либо одного вида, который выполняет доминирующую роль. Другой высту­пает в качестве вспомогательного для усиления вырази­тельности образа. При таком типе взаимосвязи ребенок учится сравнивать, сопоставлять, пробовать различные средства изображения. Он становится в ситуацию поис­ка, выбора. Такого типа взаимосвязи устанавливаются между лепкой и рисованием, рисованием и аппликацией и т. д.

На занятиях дети должны приобрести опыт комплексной деятельности, объединяю­щей все виды. Это обогащает их самостоятельную худо­жественную деятельность, которая возникает по инициа­тиве детей и тесно связана с игрой. В процессе игры ре­бенку часто требуется использовать изобразительные умения для оформления атрибутов, украшения силуэтов, объемных форм и т. д. В таких условиях особенно от­четливо проявляется воспитательное значение сближе­ния видов изобразительной деятельности.

При планирова­нии необходимо предусматривать различные типы заня­тий: не только по отдельным видам (рисованию, лепке, аппликации), но и занятий, предоставляющих детям воз­можность при решении одной задачи использовать изо­бразительные средства разных видов деятельности.

Установление взаимосвязи всех видов изобразитель­ной деятельности обеспечивает в значительной степени осуществление индивидуально-дифференцированного подхода к детям и учет их возрастных возможностей. Каждый ребенок (в условиях целенаправленного воспи­тания) отдает предпочтение тому или иному виду изо­бразительной деятельности. Поставленный в ситуацию возможного выбора при решении учебной задачи, он по­лучает оптимальные условия для своего художественного развития.

Литература

1. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М., 1999. С. 79-96.

2. Казакова Т.С. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. М., 2006. С. 122-131.

 

 

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОБОБЩЕННЫМ СПОСОБАМ ИЗОБРАЖЕНИЯ

Ключевые понятия: способы изображения, изобразительные умения, изобразительные материалы, технические приемы, объекты изображения, рисование, лепка, аппликация, конструирование.

Понятное окружающим изображение может быть создано только на основе отчетливых представлений о предметах и явлениях. Отсутствие у детей отчетливых представлений о предмете сделало бы невозможным формирование обобщенных способов изображения. Процесс восприятия предмета перед его изображением должен быть организован и направлен педагогом, с тем чтобы дети прежде всего восприняли те свойства предмета, которые особенно важны для последующего изображения, а именно: форму, строение, величину, цвет (Т.С. Комарова, Т.Г.Казакова, Н. П. Сакулина, В.А.Силивон, Л.Б. Горунович, Е.В.Горбатова).

Сложившееся в процессе обследования представление потом воплощается в рисунке с помощью изобразительных средств. Большое значение имеет первое ознакомление детей со способами действия карандашом или кистью при изображении, на основе чего складывается представление о нужном способе. То или иное рисовальное движение будет обусловлено своеобразием формы предмета. Обведение предметов круглой формы требует плавного, неотрывного движения, постепенно, равномерно поворачивающегося по кругу. Обведение жестом предметов прямолинейного контура производится по направлению сторон предмета, с остановкой движения на углах и изменением направления движения.

Важным в обучении способам изображения имеет овладение определенными движениями, позволяющими передать различные формы (округлые, прямоугольные). Обучая детей рисованию этих форм, важно подчеркивать различия в движении руки, фиксируя внимание на положении руки и на двигательных ощущениях; вместе с тем подчеркивать сходство движений руки при обследовании и рисовании предметов одинаковой формы. Однако и внутри одной и той же группы форм есть отличия. Эти отличия вызывают различное движение руки при обследовании предметов и затем при их изображении. Так, в группе округлых предметов выделяются предметы круглой формы (шар, мяч и т.д.) и предметы овальной и эллиптической формы (лимон, яйцо, огурец и др.) Обучая детей изображению округлых форм, следует подчеркивать различный способ движения руки при рисовании форм, разных по пропорциям. Круг рисуется плавным, неотрывным, постепенно закругляющимся движением, а при рисовании предметов овальной формы нужно изменять направление движения - переходить от движения по одной дуге к движению по другой дуге (вначале идет равномерное закругление, затем закругление приостанавливается, дуга несколько выпрямляется, потом снова следует равномерное закругление и снова выпрямление).

Ориентировочно-исследовательская деятельность не ограничивается только выяснением условий и способов выполнения задания. Она протекает и в процессе выполнения рисунка, когда осуществляется сверка производимого действия с образом, сформированным при ознакомлении с заданием, и коррекция выполняемого действия в соответствии с этим образом.

Некоторыми способами изображения дети овладевают самостоятельно в процессе деятельности, без обучающего воздействия взрослых. Однако такой путь нельзя считать эффективным. Для формирования способа изображения важно продумать и осуществить правильный и вместе с тем четкий, понятный показ действия с инструментом, движения руки. Однако не всякий воспринятый образец действия ребенок может сразу правильно воспроизвести. Чтобы добиться полного соответствия, необходимо неоднократное воспроизведение движения при соотнесении его всякий раз с образом, представлением движения, образовавшимся на основе его восприятия.

Используя подражание как способ обучения обобщенным способам изображения, нужно как можно больше активизировать детей, развивая их самостоятельность в усвоении двигательного опыта. В связи с этим педагог должен показать тот или иной прием выполнения движения только в том случае, если этот прием дается детям впервые. Если же он знаком и его следует только напомнить, то нужно предложить вспомнить движение, необходимое для изображения. В ряде случаев полезно, предлагая детям нужный способ действия, показать его в воздухе рукой с карандашом или кистью (например, показать, подняв руку с инструментом, как они его держат, или показать в воздухе способ движения руки, необходимый для рисования предмета круглой формы и т.д.). Такие приемы активизации детей эффективно сказываются на усвоении ими движений: проделав движение в воздухе, дети увереннее действуют на листе бумаги. Для усвоения, способов действия нужно, чтобы ребенок не только зрительно воспринял действия педагога, но и повторил их. Обобщенные способы изображения усваиваются путем целенаправленного обучения в условиях специально организованных упражнений. В результате многократных повторений способ выполнения действия совершенствуется, вырабатываются и автоматизируются более рациональные способы.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 5761; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.057 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь