Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СПОСОБАМ И ПРИЕМАМ ЛЕПКИ
Ключевые понятия: виды лепки, приемы лепки, способы лепки, выразительные средства, произведения скульптуры, народная игрушка, рельеф, стеки, каркасы. Виды лепки. Предметная лепка– это изображение отдельного предмета. Сюжетная лепка – это изображение нескольких предметов, связанных между собой. Декоративная лепка – это лепка посуды и предметов декоративного искусства (свистульки, матрешки и др.). К декоративной лепке относят и создание рельсов, т.е. украшение плоской формы разнообразными объемными деталями Способы и приёмы лепки: Младшая группа – раскатывание палочек продольными движениями о доску, между ладонями; скатывание шариков вращательными движениями; сплющивание. Применяется информационно-рецептивный метод, т.е. подражательный, повторяющий формообразующие движения. Значение имеет не только показ, но и объяснение. Воспитатель поясняет каждое действие. Для лучшего закрепления того или иного способа изображения педагог предлагает перед лепкой произвести необходимые движения в воздухе. Необходимым условием является введение игровых приёмов, обыгрывание тех предметов, которые дети будут лепить Содержание работы с детьми: палочки, столбики, колечки, яблоки, колобок, печенье. Средняя группа – добавляются новые способы: вдавливание, растягивание (оттягивание), прищипывание, сглаживание (примазывание) Используется полный или частичный показ с объяснением. Используются приёмы, расширяющие представления об окружающем: рассматривание предметов, наблюдение явлений окр. жизни. Приём обыгрывания темы и результата. Приём сравнения помогает детям правильно передавать пропорции. Педагог должен научить детей вычленять форму предмета с помощью обследующего жеста, формировать способы обследования, сравнивать предметы между собой, определяя сходства и отличия. Старшая группа - добавляются способы: вытягивание деталей из целого куска; ленточный способ, скульптурный способ изображения, лепка из целого куска (пластический). Приёмы: заглаживание поверхности, налепливание, углубления, рельефы, вытягивание Дети должны уметь пользоваться стеками, уметь передавать движение. Используется частичный показ, рассматривание предметов, наблюдение, беседы. Методика обучения лепке в разных возрастных группах Первая младшая группа Обучение в первой младшей группе имеет свои особенности. Так, в начале года, когда дети еще не привыкли к занятиям, их объединяют маленькими группами (по 5—6 детей). Педагог садится рядом и медленно, размеренно показывает и объясняет необходимые действия с глиной. Первые занятия по лепке проводят в течение 5—8 мин с каждой подгруппой. После ознакомления с материалом приступают к фронтальным занятиям со всей группой. На данном этапе применяется информационно-рецептивный метод, т. е. подражательный, повторяющий формообразующие движения. Значение имеет не только показ, но и объяснение. Поэтому педагог поясняет каждое свое действие. Часть занятий можно проводить, демонстрируя процесс изображения знакомых детям предметов. Длительность таких занятий со всей группой—не более 10— 12 мин. Педагог лепит не более 2—3 предметов, чтобы детям не надоело наблюдать за работой. Занятие заканчивается чтением потешки. Необходимое условие при обучении малышей — введение игровых приемов, обыгрывание тех предметов, которые они будут лепить. Занятия по лепке в первой младшей группе носят предметный характер, т. е. дети лепят отдельные фигурки, не связанные сюжетом. По мере приобретения навыков работы с глиной дети могут лепить и по собственному замыслу, но эти занятия сложны для малышей; поэтому подводить детей к лепке по собственному замыслу надо постепенно, активизируя их мыслительные процессы разнообразными методами и приемами обучения, скажем, с помощью наводящих вопросов. Важный момент в проведении занятия — оценка деятельности детей. Педагог обязательно рассказывает детям, как они работали во время занятия и как выполняли правила лепки, в целом занятию дает положительную оценку (хвалит всех). Вторая младшая группа Во второй младшей группе задачи изобразительного и технического характера связаны с дальнейшим обучением детей различать и лепить шар, цилиндр, диск, ориентировать в величине, составлять из них несложные фигуры. Основное место педагог отводит информационно-рецептивному и репродуктивному методам. Вместе с детьми он рассматривает шары, мячи, фрукты, карандаши и другие знакомые предметы. Важно, чтобы при этом они подержали предметы в руках, ощутили объем, размер. Можно предложить покатать предмет между ладонями: если он шарообразной формы — круговыми движениями, если цилиндрической — продольными. Подобным образом, обследуются и предметы, состоящие из нескольких частей, например кукла-неваляшка. В таком случае внимание ребят педагог направляет сначала на форму основных частей — туловище, голова, а потом — более мелких, дополняющих образ, — руки. Такое активное знакомство с формой предмета не только подводит к пониманию формы, но и позволяет понять строение. Одновременно уточняются пропорциональные соотношения между частями: туловище по размеру самое большое, голова меньше, чем туловище, а руки совсем маленькие. Кроме того, анализируется и количество частей: одно туловище, одна голова, две руки. Почти все эти задачи ставились в первой младшей группе; во второй младшей группе знакомство с основными геометрическими телами включает и первоначальное обобщение: усвоив форму шара или цилиндра, увидеть их в дальнейшем в других предметах (шар — в яблоке, апельсине, ягодах; цилиндр—в столбике, в заготовке для бараночек и др.). На первых занятиях по лепке воспитателю целесообразно показать приемы изображения и объяснить их. Обучение детей во второй младшей группе (также и детей от 2 до 3 лет) должно предусматривать развитие детской самостоятельности. Поэтому в тех случаях, когда приемы знакомы, их не показывают. С помощью игровой ситуации дети лучше понимают образ, который они создают, что очень важно, так как основная цель занятия — научить детей создавать в лепке выразительный образ, пользуясь разными средствами. Анализ детских работ в конце занятия весьма ответственный момент в процессе обучения. Но, как и в первой младшей группе, педагог анализирует в основном не качество отдельных изображений, а общий результат (некоторым детям можно указывать на недостатки). Все приемы обучения, которые использует воспитатель, направлены на развитие умственной активности и самостоятельности с помощью разнообразных способов лепки. Средняя группа Для успешного прохождения используют приемы, активизирующие внимание ребят во время лепки, а также приемы, расширяющие представления об окружающем. В группе и во время прогулок организует рассматривание предметов и наблюдение явлений окружающей жизни, которые предлагает ребятам для изображения. Педагог направляет внимание детей лишь на основную форму, на элементарные пропорции и строение и только на те действия, которые они могут понять, а потом изобразить. Например, рассматривая птичек, педагог обращает внимание на овальное туловище, на круглую голову, на маленький клюв в сравнении с головой, на плоский хвост, на то, где голова, где хвост. Чтобы дети запомнили строение предмета, проводится обследование. Наглядные объяснения педагога (где туловище, где голова и т. д.) повторяют дети. У них должно сложиться представление о предмете в целом: форма, ее части, пропорциональные соотношения. Тогда, выполняя задание, дети осознанно будут решать поставленную задачу. На первых этапах обучения педагог объясняет и показывает способ лепки, полный или частичный. В основном же детям показывают незнакомые способы лепки или те, которые недостаточно освоены. В средней группе педагог учит детей применять некоторые выразительные средства: изображать не только основную форму предмета, но и характерные детали. Рассматривая предметы, он направляет внимание детей на такие особенности, как углубление (яблоко), вытянутый черенок (кабачок) и т. п. Помогут создать более яркий образ, кроме наблюдений за живыми объектами, и метод «рассматривание игрушек, выполненных педагогом (скульптуры малой формы, фигурки), обыгрывание темы и результата работы. Правильные пропорции дети научатся передавать, освоив прием сравнения. Умение сравнивать части, детали изображения дети используют при лепке разных предметов, например корзиночки из колец: лепят дно-диск и 4 столбика одинаковой длины. Из трех составляют корзинку, а четвертый используют для ручки. Более выразительный образ можно создать с помощью стеки-палочки. Педагог показывает, как режут ею глину на части, снимают лишнюю, наносят на некоторые предметы мелкие детали, узоры. Особого внимания требуют занятия по замыслу, которые подготавливаются всей предшествующей работой. Расширяя представления детей о форме, пропорциях предмета, способах лепки, педагог, анализируя результаты работы, проводит короткую беседу, с тем, чтобы ребята задумались над конечным результатом. Старшая группа В старшей группе педагог применяет методы и приемы, которые определяются конкретной темой и общими задачами. С первых этапов обучения используется натура, что для детей довольно сложно, так как все время приходится сравнивать с образцом свое изделие. Полный показ приемов в старшей группе почти не применяется, так как дети знакомы с изображением исходных форм. Показа требуют лишь те способы изображения, с которыми дети еще не встречались. Дети лепят по представлению. Основная задача этих занятий — развивать самостоятельность в решении образа, воспринятого ранее, творческая активность в способах лепки. Для создания отчетливых представлений нужно, чтобы у детей накапливался опыт. Воспитатель проводит с детьми наблюдения за живыми объектами, читает художественную литературу, рассматривает иллюстрации, а также скульптуру малой формы, народные игрушки, муляжи и т. д. Сюжетная лепка также требует особых приемов обучения. Как правило, сюжет, который дают детям для лепки, включает знакомые предметы. В связи с этим показ способов лепки и объяснение последовательности изображения отпадают, а предварительная подготовка к занятию может заключаться в рассматривании предметов, чтении художественной литературы, рассматривании иллюстраций, картин. Внимание детей обращается на форму предметов. Во время беседы в начале занятия уточняется композиционное решение. На результаты лепки оказывает влияние ситуация, которую создает воспитатель. Анализ работ в конце занятия проходит в виде беседы. Воспитатель задает вопросы о форме и пропорциях изображенных предметов. Если дети лепили по представлению, то педагог предлагает рассказать, что изображено, хорошо ли передана форма, какими способами лепили. Если ребята лепили с натуры, педагог при анализе направляет их внимание на изображение формы, пропорций, просит сравнить с натурой. Работы, выполненные по замыслу детей, анализируются несколько иначе: сначала рассматривается замысел в целом, потом разбираются форма, пропорции, изображение движения, способы лепки. Литература 1. Горунович Л.Б., Братская Т.Б. Пути развития детского изобразительного творчества. Мн., 1996. С. 28-30. 2. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М., 1999. С 276-304. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 4979; Нарушение авторского права страницы