Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА



Ключевые понятия: способности, задатки, структура способностей, одаренность, склонность, талант, изобразительное творчество, эстетические чувства.

Способности индивидуально-психологические особенности, которые отличают одного человека от другого и являются условием успешного выполнения той или другой деятельности. Всегда проявляются в деятельности. Основой способностей являются задатки.

Виды способностей:

· Общие – обеспечивают быстроту и легкость в приобретении знаний, создают предпосылки для решения многих задач.

· Специальные– обеспечивают достижение высоких результатов в определенном виде деятельности.

Способность к изобразительной деятельности – специальная способность. Она характеризуется следующими показателями: высокая эмоциональность; творческое воображение; яркость зрительного восприятия; образная память; чувства формы и цвета.

Одаренность- сочетание различных высокоразвитых способностей.

Любые задатки, перед тем как стать способностями должны пройти определенный путь развития. Структура способностей:

Ведущее качество – творческое воображение.

Опорные качества:

1.образное восприятие, образная память

2. анатомо-физиологические особенности зрительного анализатора

3.более гибкое, чёткое строение мелкой моторики.

Дополнительное качество –эмоциональная настроенность на деятельность. Процесс создания образа складывается из двух частей: формиро­вание зрительного представления и его воспроизведения (Г.В.Лабунская, Н. П. Сакулина). Первую часть деятельности называют ори­ентировочной, а вторую - исполнительской (Д. А. Ветер, Н. П. Са­кулина). Разные по характеру, они требуют от человека проявления различных качеств (свойств) личности, т.е. способнстей. Анализируя разные общественные функции рисунка и опреде­ляя среди всех две главные - изобразительную и выразительную, Н.П.Сакулина соответственно выделяет две группы способностей к изобразительной деятельности: способность к изображению и способность к художественному выражению.

Способность к изображениюсостоит из трех компонентов:

1. Восприятие и связанное с ним представление. Чтобы нау­
читься изображать, надо овладеть особым способом восприятия:
видеть предмет в целом (воспринимать содержание и форму в
единстве), а форму - в то же время расчлененно (строение, цвет,
положение в пространстве, относительную величину).

2. Овладение средствами графического воплощения образа
(овладение комплексом умений и навыков изображения, формы,

строения, пропорциональных отношений, положения в про­странстве).

Без овладения этими графическими навыками, умениями спо­собность к изображению нельзя сформировать.

3. Овладение техникой рисунка. Технические умения и навыки тесно слиты с графическими, являются их составной частью. Од­нако Н.П.Сакулина выделяет их в отдельную группу в силу их специфичности и подчиненности главным - графическим.

Из трех компонентов способности к изображению централь­ным является второй - овладение графическими умениями.

Для успешного развития способности к изображению необхо­димо иметь задатки в области зрительных и осязательных ощуще­ний и двигательной сферы - владение мелкими и дифференциро­ванными движениями рук (кисти руки, пальцы), отмечает Н.П.Сакулина.

В этой же работе Н.П.Сакулина выделяет показатель уровня развития способности к изображению - степень реальности изо­бражения и делает выводы о возможностях создания реалистиче­ского изображения ребенком, дошкольником. Она подчеркивает, что способность к изображению в дошкольном возрасте не может развиваться в полной мере, и детский рисунок следует только приближать к возможно большей правдивости и полноте отраже­ния реальной действительности. По отношению к детскому ри­сунку можно говорить о тенденциях реализма.

Т.С.Комаровой по проблеме сенсорного воспитания дошкольников были изучены взаимосвязи сенсорного воспитания и обучения детей изобрази­тельной деятельности, представлено содержание, доказана воз­можность развития ряда их сенсорных способностей. По сущест­ву, разработана структура сенсорных способностей, проявляющих­ся и формирующихся в изобразительной деятельности в условиях развивающего обучения детей:

1. Способность целенаправленного аналитико-синтетического
восприятия изображаемого предмета.

2. Способность формирования обобщенного представления,
отражающего признаки и свойства многих предметов, которые
могут быть переданы в изображении.

3. Способность создания изображения предмета на основе
имеющегося представления согласно материалу, технике и изо­
бразительным возможностям данного вида деятельности.

4. Способность совершать комплекс движений под контролем
зрения.

5.Способность восприятия создаваемого и законченного изо­
бражения и сенсорной оценки его согласно имеющемуся представ­
лению.

6.Способность создания изображения на основе оперирования представлениями, т.е. привлечения накопленного ранее сенсорно­го опыта, и преобразование его при помощи воображения.

К настоящему времени структура способности к изображе­нию определена довольно полно и четко. Структура художест­венно-творческих способностей требует дальнейшего изучения и уточнения.

Относительная определенность содержания и структуры спо­собностей к изобразительной деятельности дает возможность довольно четко сформулировать соответствующие задачи руко­водства изобразительной деятельностью.

Правомерность постановки соответствующих задач обуслов­лена и тем, что большинство вышеназванных исследователей дан­ной проблемы разработали с большей или меньшей степенью полноты методику формирования этих способностей (Н. П. Сакулина, Т.С.Комарова, Т.Г.Казакова, Н.Б.Халезова, Н.А.Курочкина, В.А.Езикеева и др.).

Этапы развития способностей

Первый этап начинается с того момента, как ребенок впервые взял в руки материал для изображения. В педагогической литературе этот этап называется доизобразительный. Т.к. ребенок еще не создает изображение предмета, у него нет желания и замысла что-либо изобразить.

На доизобразительном этапе важную роль играет ассоциативное мышление.

Дети путем нахождения ассоциаций, находят сходства между простейшими формами и линиями с определенными предметами.

Однако ассоциации ребенка не устойчивы, поэтому задача воспитателя – напоминать детям о том сходстве, которое они установили.

Ассоциации помогают перейти к работе по замыслу, когда дети целенаправленно повторяют ту форму, которая у них получилась случайно.

С появлением сознательного изображения предметов начинается изобразительный период в развитии способностей. Ребёнок уже ставит цель, а потом рисует.

Деятельность приобретает творческий характер. Перед детьми ставятся задачи систематического обучения.

Однако первые изображения детей схематичны и просты, в них отсутствуют некоторые детали и признаки. С развитием мышления развивается и характер изображения предметов. Дети способны передавать пропорции, форму, цвет и движение предметов.

В развитии способностей ребенок от обучения простому изображению предмета идет к передаче этого предмета во взаимодействии с другими, т.е. от предметного изображения он переходит к сюжетному.

Литература

1. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М., 1999. С. 79-96.

2. Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество. М., 2006. С. 180-197.

СОДЕРЖАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ключевые понятия: изобразительные умения, изобразительные материалы, технические приемы, способы изображения, объекты изображения, рисование, лепка, аппликация, конструирование.

Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста. Рисование, лепка, аппликация и конструирование виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности.

Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.

Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д.

В детском саду используются в основном цветные карандаши, акварельные и гуашевые краски, обладающие разными изобразительными возможностями.

Карандашом создается линейная форма. При этом постепенно вырисовывается одна часть за другой, добавляются различные детали. Затем линейное изображение раскрашивается. Такая последовательность создания рисунка облегчает аналитическую деятельность мышления ребенка. Нарисовав одну часть, он вспоминает или видит на натуре, над какой частью следует работать дальше. Кроме того, линейные контуры помогают в раскрашивании рисунка, ясно показывая границы частей.

В рисовании красками (гуашью и акварелью) создание формы идет от красочного пятна. В этом плане краски имеют большое значение для развития чувства цвета и формы. Красками легко передать цветовое богатство окружающей жизни: ясное небо, закат и восход солнца, синее море и т. п.

Своеобразие лепки как одного из видов изобразительной деятельности заключается в объемном способе изображения. Лепка является разновидностью скульптуры, которая включает работу не только с мягким материалом, но и с твердым (мрамор, гранит и др.) Дошкольникам доступно овладение приемами работы лишь с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки, — глиной и пластилином.

Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка.

Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяют дошкольнику овладеть некоторыми техническими приемами в лепке скорее, чем в рисовании. Например, передача движения в рисунке является сложной задачей, требующей длительного обучения. В лепке решение этой задачи облегчается. Ребенок сначала лепит предмет в статичном положении, а затем сгибает его части в соответствии с замыслом. Передача пространственных соотношений предметов в лепке также упрощается — объекты, как в реальной жизни, расставляются друг за другом, ближе и дальше от центра композиции. Вопросы перспективы в лепке попросту снимаются.

В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.

Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.

В процессе занятий аппликацией у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы. Предоставляя ребятам бумагу разных цветов и оттенков, у них воспитывают умение подбирать красивые сочетания.

Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезывать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга.

Конструирование из различных материалов больше других видов изобразительной деятельности связано с игрой. Игра часто сопровождает процесс конструирования, а выполненные детьми поделки обычно используются в играх.

В детском саду применяются такие виды конструирования: из строительного материала, наборов конструкторов, бумаги, природного и других материалов.

В процессе конструирования дошкольники приобретают специальные знания, навыки и умения. Конструируя из строительного материала, они знакомятся с геометрическими объемными формами, получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций.

При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостных фигурах, понятия о стороне, углах, центре. Ребята знакомятся с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма.

Работа с природным и другими материалами позволяет детям проявить свои творческие способности, приобрести новые изобразительные навыки.

Все виды конструирования способствуютразвитию конструктивного мышления и творческих способностей детей. Ребенку надо заранее представить создаваемый предмет (мысленно или на основе имеющегося образца), форму его частей, мысленно примерить имеющиеся у него готовые формы, выявить их пригодность и после этого использовать (соединять отдельные части, добавлять детали, если требуется — применять раскраску).

Занятия по изобразительной деятельности, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствуетумственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников.

Решение задач, предусмотренных в рамках программы по приобщению детей к художественному творчеству возможно лишь при условии комплексного подхода в обучении детей изобразительной деятельности, т.к. художественное развитие детей до­школьного возраста проис­ходит путем приобщения ребенка к искусству, разным видам изобразительной деятельности. Поэтому, чтобы сохранить целостность восприятия методики обучения детей дошкольного возраста изобразительной деятельности, считаем необходимым кратко остановиться на проблеме взаимосвязи видов изобразительной деятельности в решении вопросов художественного развития. В разработке теоретических основ взаимосвязи видов изобра­зительной деятельности существуют две тенденции (Т.Г. Казакова, Е.А. Флерина).

Первая заклю­чается в том, что построение системы занятий в определенной по­следовательности объясняется чередованием видов и подвидов, в котором изображение предметов предшествует передаче сюжета (предметное рисование, например, предшествует сюжетному рисо­ванию, как и предметная лепка — сюжетной); теми навыками и умениями, которые дети осваивают в процессе обучения.

Вторая тенденция заключает­ся в том, что в основе взаимосвязи видов изобразительно» деятельности лежит формирование художественно-образного начала в рисовании, лепке, аппликации. При этом существенное значение имеют отбор художественно-выразительных средств в каждом виде изобразительной деятельности, их четкая дифференциация и интегра­ция. При таком подходе к проблеме взаимосвязи происходит объединение процесса освоения детьми технических навыков, умений в исполнительской деятельно­сти с процессом формирования художественно-образного начала в рисунке, лепке, аппликации. Такой путь формирования более эффективен для художественного развития ребенка, так как про­исходит обогащение детей разными способами изображения. Этот процесс требует создания поисковых ситуаций, когда дети ставят­ся перед необходимостью выбора того или иного способа изображения (графиче­ского, пластического, декоративно-силуэтного), чтобы достичь боль­шей выразительности образа.

Взаимосвязь видов изобразительной деятельности наиболее эф­фективна при условии сочетания занятий разного типа: одновидовые (по каждому виду изобразительной деятельности — рисо­вание, лепка, аппликация), тематические (на которых происходит сочетание разных способов изображения в передаче одной темы), комплексные (в которых происходит взаимосвязь видов художест­венной деятельности).

Взаимосвязь видов изобразительной деятельности имеет свою специфику у младших и старших дошкольников, так как эта деятельность детей данных возрастов раз­лична.

Специфика деятельности заключается в том, что каж­дый вид не расчленен на отдельные подвиды (что имеет место в старшем дошкольном возрасте), поэтому нельзя еще выделять рисование, лепку предметов с натуры, сю­жетное, декоративное. Структура изобразительной дея­тельности отличается отсутствием четких границ между восприятием, исполнительством, творчеством. Поэтому мы говорим только о предпосылках творчества, его пер­вых проявлениях, освоении простейших технических уме­ний. Все эти процессы еще не развернуты, происходит их становление.

Взаимосвязь видов изобразительной деятельности мо­жет строиться на дополнении одних изобразительных средств другими (например, рисование усиливает образ­ную основу аппликации или, наоборот, аппликация - ри­сования; лепка в дополнении к рисованию передает более полно содержание). Этот тип взаимосвязи обосно­ван тем, что у детей младшего дошкольного возраста ограничен объем изобразительных средств. Сама дея­тельность еще не развернута.

Рисунок, лепку, апплика­цию не всегда целесообразно рассматривать изолирован­но, так как результат каждого вида деятельности сам по себе незначителен. Только включение деятельности ребенка в ситуацию сов­местных действий со взрослым (сотворчество) создает условия для формирования художественно-образного на­чала.

При освоении сенсорных основ деятельности возмож­на более тесная связь аппликации и рисования. Эта взаимосвязь может быть разной по временным периодам: а) аппликация предшествует ри­сованию, ребенок знакомится с формами, силуэтами, об­водя рукой их очертания перед раскладыванием и наклеиванием; б) рисование дополняет аппликацию на одном занятии для усиления образной выразительности (например, если дети наклеили куколку-неваляшку из ча­стей, то обязательно захотят нарисовать ей глаза, «чтобы она могла видеть ребят»).

Взаимосвязь видов изобразительной деятельности по­могает детям овладеть необходимыми навыками, уме­ниями. Процесс обучения им происходит на занятиях рисованием, лепкой, аппликацией как основных по этим видам деятельности. В данном случае устанавливается последовательность типов занятий: от занятий по каждо­му виду к занятиям, где возможны сочетания разных видов (с большим или меньшим акцентом). Эта форма взаимосвязи в младшем дошкольном возрасте приобре­тает свое наиболее простое воплощение. Роль педагога возрастает, от него требуется умелое сочетание всех видов деятельности: не допускать нарушения принципа систематичности и последовательности при овладении новыми для ребенка материалами, техническими уме­ниями в работе с ними. И в то же время вводить новые формы организации занятий, устанавливать взаимосвязь между видами изобразительной деятельности.

В среднем дошкольном возрасте происходит усложнение структуры изобра­зительной деятельности. Формирование замысла у детей среднего дошкольного возраста связано с проявлением интереса, любознательности к содержа­нию рисунка, лепки, аппликации. В этот период происхо­дит развитие сюжета, который чаще всего обусловлен игровыми ситуациями, в связи с чем методы педагоги­ческого руководства процессом изобразительной деятель­ности носят в основном игровой характер. Благодаря этой специфике создаются наиболее благоприятные условия для установления взаимосвязей между видами изобразительной деятельности.

В стар­шем происходит более четкая дифференциация видов, поэтому намечаются задачи по обучению детей рисова­нию, лепке, аппликации, сюжетным, декоративным. Решить все программные задачи по каждому виду и подвиду можно только при условии их взаимосвязи. Рассмотрим их спе­цифику в старшем дошкольном возрасте.

Взаимосвязь видов может строиться по тематическо­му принципу, когда одна тема выполняется средствами рисунка, лепки, аппликации. Принцип тематизма интере­сен тем, что перед детьми раскрываются изобразитель­ные возможности художественных материалов каждого вида деятельности.

Тематизм может иметь место на за­нятиях, разных по формам организации: а) изображение одной темы на отдельных занятиях; б) изо­бражение темы с помощью средств образной выразитель­ности, присущих разным видам деятельности на одном занятии. При таком сочетании происходит формирова­ние у детей обобщенных способов действий, создаются поисковые ситуации.

Взаимосвязь видов изобразительной деятельности мо­жет определяться спецификой какого-либо одного вида, который выполняет доминирующую роль. Другой высту­пает в качестве вспомогательного для усиления вырази­тельности образа. При таком типе взаимосвязи ребенок учится сравнивать, сопоставлять, пробовать различные средства изображения. Он становится в ситуацию поис­ка, выбора. Такого типа взаимосвязи устанавливаются между лепкой и рисованием, рисованием и аппликацией и т. д.

На занятиях дети должны приобрести опыт комплексной деятельности, объединяю­щей все виды. Это обогащает их самостоятельную худо­жественную деятельность, которая возникает по инициа­тиве детей и тесно связана с игрой. В процессе игры ре­бенку часто требуется использовать изобразительные умения для оформления атрибутов, украшения силуэтов, объемных форм и т. д. В таких условиях особенно от­четливо проявляется воспитательное значение сближе­ния видов изобразительной деятельности.

При планирова­нии необходимо предусматривать различные типы заня­тий: не только по отдельным видам (рисованию, лепке, аппликации), но и занятий, предоставляющих детям воз­можность при решении одной задачи использовать изо­бразительные средства разных видов деятельности.

Установление взаимосвязи всех видов изобразитель­ной деятельности обеспечивает в значительной степени осуществление индивидуально-дифференцированного подхода к детям и учет их возрастных возможностей. Каждый ребенок (в условиях целенаправленного воспи­тания) отдает предпочтение тому или иному виду изо­бразительной деятельности. Поставленный в ситуацию возможного выбора при решении учебной задачи, он по­лучает оптимальные условия для своего художественного развития.

Литература

1. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М., 1999. С. 79-96.

2. Казакова Т.С. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. М., 2006. С. 122-131.

 

 

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОБОБЩЕННЫМ СПОСОБАМ ИЗОБРАЖЕНИЯ

Ключевые понятия: способы изображения, изобразительные умения, изобразительные материалы, технические приемы, объекты изображения, рисование, лепка, аппликация, конструирование.

Понятное окружающим изображение может быть создано только на основе отчетливых представлений о предметах и явлениях. Отсутствие у детей отчетливых представлений о предмете сделало бы невозможным формирование обобщенных способов изображения. Процесс восприятия предмета перед его изображением должен быть организован и направлен педагогом, с тем чтобы дети прежде всего восприняли те свойства предмета, которые особенно важны для последующего изображения, а именно: форму, строение, величину, цвет (Т.С. Комарова, Т.Г.Казакова, Н. П. Сакулина, В.А.Силивон, Л.Б. Горунович, Е.В.Горбатова).

Сложившееся в процессе обследования представление потом воплощается в рисунке с помощью изобразительных средств. Большое значение имеет первое ознакомление детей со способами действия карандашом или кистью при изображении, на основе чего складывается представление о нужном способе. То или иное рисовальное движение будет обусловлено своеобразием формы предмета. Обведение предметов круглой формы требует плавного, неотрывного движения, постепенно, равномерно поворачивающегося по кругу. Обведение жестом предметов прямолинейного контура производится по направлению сторон предмета, с остановкой движения на углах и изменением направления движения.

Важным в обучении способам изображения имеет овладение определенными движениями, позволяющими передать различные формы (округлые, прямоугольные). Обучая детей рисованию этих форм, важно подчеркивать различия в движении руки, фиксируя внимание на положении руки и на двигательных ощущениях; вместе с тем подчеркивать сходство движений руки при обследовании и рисовании предметов одинаковой формы. Однако и внутри одной и той же группы форм есть отличия. Эти отличия вызывают различное движение руки при обследовании предметов и затем при их изображении. Так, в группе округлых предметов выделяются предметы круглой формы (шар, мяч и т.д.) и предметы овальной и эллиптической формы (лимон, яйцо, огурец и др.) Обучая детей изображению округлых форм, следует подчеркивать различный способ движения руки при рисовании форм, разных по пропорциям. Круг рисуется плавным, неотрывным, постепенно закругляющимся движением, а при рисовании предметов овальной формы нужно изменять направление движения - переходить от движения по одной дуге к движению по другой дуге (вначале идет равномерное закругление, затем закругление приостанавливается, дуга несколько выпрямляется, потом снова следует равномерное закругление и снова выпрямление).

Ориентировочно-исследовательская деятельность не ограничивается только выяснением условий и способов выполнения задания. Она протекает и в процессе выполнения рисунка, когда осуществляется сверка производимого действия с образом, сформированным при ознакомлении с заданием, и коррекция выполняемого действия в соответствии с этим образом.

Некоторыми способами изображения дети овладевают самостоятельно в процессе деятельности, без обучающего воздействия взрослых. Однако такой путь нельзя считать эффективным. Для формирования способа изображения важно продумать и осуществить правильный и вместе с тем четкий, понятный показ действия с инструментом, движения руки. Однако не всякий воспринятый образец действия ребенок может сразу правильно воспроизвести. Чтобы добиться полного соответствия, необходимо неоднократное воспроизведение движения при соотнесении его всякий раз с образом, представлением движения, образовавшимся на основе его восприятия.

Используя подражание как способ обучения обобщенным способам изображения, нужно как можно больше активизировать детей, развивая их самостоятельность в усвоении двигательного опыта. В связи с этим педагог должен показать тот или иной прием выполнения движения только в том случае, если этот прием дается детям впервые. Если же он знаком и его следует только напомнить, то нужно предложить вспомнить движение, необходимое для изображения. В ряде случаев полезно, предлагая детям нужный способ действия, показать его в воздухе рукой с карандашом или кистью (например, показать, подняв руку с инструментом, как они его держат, или показать в воздухе способ движения руки, необходимый для рисования предмета круглой формы и т.д.). Такие приемы активизации детей эффективно сказываются на усвоении ими движений: проделав движение в воздухе, дети увереннее действуют на листе бумаги. Для усвоения, способов действия нужно, чтобы ребенок не только зрительно воспринял действия педагога, но и повторил их. Обобщенные способы изображения усваиваются путем целенаправленного обучения в условиях специально организованных упражнений. В результате многократных повторений способ выполнения действия совершенствуется, вырабатываются и автоматизируются более рациональные способы.

 

Таким образом, при формировании обобщенных способов изображения используются следующие условия: организация ориентировочно-исследовательской деятельности, обучение навыкам на основе подражания (организация показа двигательного образца), проведение упражнении с целью отработки движений руки, повторение детьми словесной инструкции, запоминание правил и регуляция с их помощью движений. Все эти способы должны использоваться в единстве. Организуя показ того или иного движения, одновременно нужно объяснить способ действия. Это помогает осознанию воспринимаемого образца, и последующий процесс подражания строится на сознательной основе. Иногда для закрепления осознанности действия после показа и объяснения педагога можно предложить кому-то из детей повторить инструкцию, другому показать движение, объясняя, как он действует. Выработка обобщенных способов изображения требует опоры на детский опыт, активизации ранее полученных навыков и умений, привлечения детей к активному использованию этих умений (показ у доски). Применение психологически обоснованных способов обучения позволяет эффективно формировать двигательную основу изображения — технические навыки и умения у детей дошкольного возраста.

Обобщенные способы изображения:

1. конструктивный – (из частей) – в основном в младшем и среднем возрасте, но встречается и в старшей группе. Отличие: у старших дошкольников больше деталей, частей тела (уши, шея, ступни ног);

2. от самого интересного ко всему остальному (изображение создается от самой интересной части);

3. силуэтно-контурный (средний, старший дошкольный возраст);

4. пластический (у старш. дошкольников с 5-5, 5 лет (улавливают и передают положение корпуса животного, позу, движения - как у профессионального художника)

5. от общего к частному (у старших дошкольников)

3 приема нанесения контурной линии:

- «пошаговый» (короткие штрихи)

- слитный (непрерывная линия)

- быстрая, уверенная линия

6. путем упрощения, обобщения и стилизации (рыбка, петушок)


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 4720; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.055 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь