Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.
Ключевые понятия: произведение искусства, графика, живопись, народная игрушка, архитектура, скульптура, дизайн, рассматривание, искусствоведческий рассказ, декоративно-прикладное искусство, дизайн, средства выразительности. При отборе произведений изобразительного искусства для рассматривания с дошкольниками необходимо чётко представлять о чём это произведение, какую основную мысль выразил художник, для чего он создал своё произведение, как передал содержание (какие художественные средства использовал). Правильный отбор произведений искусства является одним из условий эстетического воспитания дошкольников и оказывает существенное влияние и на формирование первоначальной мировоззренческой направленности, гражданских чувств, любви к Родине, родной природе, интереса к народам других стран и континентов, происходит гуманизация личности ребенка. Основные требования к отбору произведений искусства: · доступность возрасту, учёт возрастных психофизических и индивидуальных особенностей; · разнообразие стилевой манеры; · доступность содержания для детского восприятия; · художественная ценность; разнообразие используемых художником средств выразительности (цвет, линия, колорит, композиция, ритм и т.д.) · положительное-эмоциональное воздействие на ребёнка; · содержание должно носить воспитывающий характер. Применяются разнообразные формы работы с детьми по организации восприятий произведений искусства: занятия; экскурсии в музей; организация выставок; развлечения, а также самостоятельная художественная деятельность, индивидуальная работа (если дети не усвоили знания о новых произведениях, а также с замкнутыми, застенчивыми, с рассеянным вниманием. Работа с одарёнными детьми, проявляющими устойчивый интерес к произведениям изобразительной деятельности). Организуя процесс ознакомления с графикой, решаются следующие задачи: 1. Вызвать интерес у детей к произведениям графики. Стимулировать желание рассматривать, эмоционально откликаться на настроение художественно-изобразительного образа, учиться чувствовать красоту. 2. Формировать представление у детей о картине, как способе отражения окружающего мира, передаче художником своего отношения к этому миру, своих переживаний, чувств. 3. Познакомить детей с выразительными средствами графики (цветом, формой, композицией, художественными техниками). Условия восприятия произведения графики: 1. Наличие у детей интереса на воспринимаемые графические образы. 2. Доступность произведений восприятию и изучению детьми 3. Яркая выразительность образов, составляющих произведение. 4. Соответствие содержательной стороны произведений возрастным и индивидуальным особенностям восприятия. 5. Профессионализм педагога. 6. Эстетическое оформление. 7. Соблюдение педагогом педагогических принципов (научности, систематичности, вариативности, последовательности, целесообразности, природосообразности, преемственности) Эффективность усвоения дошкольниками в процессе ознакомления с графикой зависит от созданных взрослыми педагогических условий, руководства, и правильного отбора произведений. · произведения должны быть высокохудожественными как по содержанию, так и по форме выражения; · художественные образы картин должны быть понятны детям, вызывать живой отклик, ассоциации и интерес; · картины должны быть разнообразны как по содержанию, так и по средствам художественной выразительности. Формы работы: экскурсия, занятия, занятия - виртуальные экскурсии (слайд-шоу, видеофильма, слайдов), занятия-беседы с использованием репродукций, занятие-развлечение (для закрепления материала), игра («Мастерская» - дети делятся на художников и экспертов; «Галерея» - дети выполняют по очереди роли экскурсовода и посетителей. Задачи ознакомления детей дошкольного возраста с живописью можно разделить на 4 группы: · содержательная, объединяющая задачи, ставящие целью обучение детей умению понимать, что изображено на картине. О чём рассказал художник в своём произведении, что хотел выразить. · изобразительно-выразительная. Педагог учит детей воспринимать и оценивать художественные средства. Используемые живописцем, как он изобразил действующих лиц, выразил замысел, раскрыл содержание произведения). · эмоционально-личностная. В неё входят задачи, решая которые педагог формирует у детей умение давать эстетическую оценку произведению. В этом ему могут помочь такие вопросы: «каково отношение самого художника к замыслу? », «Что вам понравилось в картине? », «какое она вызвала настроение? ». · воспитательная. Задача направлена на то, чтобы педагог мог наметить, какие нравственно-эстетические качества, познавательные интересы формировать, какие чувства воспитывать в процессе обучения детей восприятию искусства. Система работы по ознакомлению дошкольников с произведениями живописи была разработана Р.М. Чумичевой, Н.А. Курочкиной. Ознакомление дошкольников с живописью происходит в 3 этапа: 1этап: искусствоведческий рассказ педагога. Структура рассказа: сообщить название картины и фамилию художника; о чём написана картина; что самое главное в картине, как оно изображено (цвет, построение, расположение); что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали; что красивого показал своим произведением художник; о чём думается, что вспоминается, когда смотришь на эту картину (приём вхождения в картину). 2 этап: постановка вопросов более обобщённого характера. Задачи: развивать умение самостоятельно анализировать содержание картины; выделять выразительные средства; формировать умения «читать» картины; мотивировать эмоционально-личностное отношение к произведению (О чём картина? Почему так думаете, расскажите и т.д.). Вопросы способствуют развитию умения рассуждать, анализировать, делать выводы. На этом этапе используются приёмы точных установок, который учит логически рассуждать и открывает путь к самостоятельному поиску ответа ( прежде чем ответить на вопрос о чём картина, внимательно посмотри, что на ней изображено, что самое главное, как художник это показал). Приём композиционных вариантов. Педагог словесно или наглядно показывает как меняется содержание картины, чувства. 3 этап: Задачи: сравнение изображённого с личным опытом; развитие разнообразных ассоциаций, эмоций чувств. Приём мысленного создания картины по названию, данному художником. Используются игровые элементы, стимулирующие желание ребенка рассказать о понравившейся картине. Методы и приёмы ознакомления с живописью: пояснение, сравнение, тактильно-чувственный, метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образцов, игровые приёмы. Необходимость знакомства детей со скульптурой связана не только с ее воспитательной стороной. В процессе восприятия дети усваивают язык скульптуры, ее выразительные средства и способы изображения. Кроме того, ребенок постигает социальный опыт, накопленный человечеством. Знакомство детей со скульптурой может иметь место во всех возрастных группах. В младшей и средней – это в основном предметы скульптуры малой формы. В старшем дошкольном возрасте детей можно знакомить и с монументальной скульптурой. Создание лепного образа всегда связано с передачей пластики, которую дети постигают не сразу. Но уже в старшем дошкольном возрасте дети начинают понимать плавность очертаний формы. Для этого при рассматривании скульптуры детей учат движениям руки в воздухе показать линию перехода одного объема в другой. Производя зрительный охват всей скульптуры, они вычленяют ее части. Под руководством взрослого ребенок дошкольник приходит к заключению, каким образом можно добиться плавного перехода одной формы в другую – путем заглаживания формы в другую – путем заглаживания формы пальцами или путем постепенного наращивания объема. Под влиянием скульптуры дошкольники быстрее осваивают изображение фигур в действии. Их работы становятся ярче, выразительнее. Скульптура своим глубоким содержание, выразительными средствами обогащает ребенка социальным опытом, развивает умение воспринимать прекрасное, закладывает первоначальные основы художественного вкуса. Виды скульптуры, с которыми знакомят дошкольников: · Монументальная –памятники историческим людям или историческим событиям, монументы, витражи, городская и парковая скульптура, фонтаны и т.д. · Станковая – по своим масштабам почти совпадает с размерами натуры, ей свойственна психологическая характеристика образа. Представлена чаще всего это портреты, группы людей. · Скульптура малых форм – это фигурки небольшого размера, выполненные из различных материалов – фарфора, дерева, кости, из пластмассы. К скульптуре малых форм можно отнести и некоторые виды игрушек, изображающие людей и животных. Созданное художником произведение может повторяться и этой особенностью скульптура малых форм граничит с прикладным искусством. Скульптуру которую можно рассмотреть со всех сторон называют круглой. Если же объёмное изображение лишь частично выступает над плоским фоном, то оно называется рельефом. Первая функция изделий декоративно-прикладного искусства, с которой можно знакомить детей, - практическое использование предметов, выполненных народными мастерами. Необходимо обратить внимание на другую, оформительскую функцию ДПИ. Изделия мастеров придают уютность помещению, украшают его. Являясь средством украшения, некоторые изделия, одновременно могут быть сувенирами. Это третья функция предметов ДПИ. Успешное руководство декоративной деятельностью детей воспитателю обеспечивает знание основных художественных закономерностей ДПИ . 1.Единство и взаимосвязь содержания и формы, художественности и функциональности, зависимости формы изделия от его назначения и материала. Эта закономерность хорошо усваивается детьми при сравнении предметов, близких по значению, но имеющих свои специфические особенности, вызванные климатическими условиями, традициями, способом жизни народа. 2.Объединение традиционности с творческим характером ДПИ, единство устойчивых мотивов с их интерпретацией каждым народным мастером, поиск новых форм, содержания на традиционной основе. В ДУ целесообразно иметь несколько вариантов изделий, украшенных мотивами определенной росписи. 3.Коллективная природа народного творчества. Она обусловлена прежде всего тем, что им занимается не один человек, а коллектив, семья, мастерская, деревня. 4.Обобщенность и конкретность. Отсутствие натурализма. Стилизация и простота. Народные мастера никогда не создают реальных цветов, животных, птиц. Форма предметов всегда несколько условная, стилизованная, упрощенная. Выразительность, традиционность, высокий художественный уровень – вот доминирующие черты художественных изделий. Знания об архитектуре как виде искусства дети получают, знакомясь с родным городом, поселком, деревней. В ходе экскурсий, прогулок, наблюдений воспитатель целенаправленно обращает внимание дошкольников на разнообразие внешнего вида зданий. Постепенно дети начинают понимать, что внешний вид здания зависит от его назначения, замечать разницу между жилыми, промышленными и общественными зданиями. Так, жилые дома оформляются с помощью балконов, лоджий, входов, цветочниц, используются различные формы оконных и дверных проемов. Промышленные здания отличаются более крупными размерами, дополнительными высотными построениями (элеваторы, камины), техническими коммуникациями, иногда расположенными под землей (трубопровод, рельсы, транспорт). В зависимости от технологии производства промышленные здания могут иметь много окон (часовой завод) либо глухие стены (холодильник). Общественные здания отличаются необычными формами, объемами, цветовым решением, характером оформления фасадов. Часто общественные здания отделывают с помощью разных видов изобразительного искусства (скульптура, монументальная живопись, декоративная роспись, мозаика). После цикла экскурсий, прогулок, благодаря которым дошкольники приобретут определенные представления о современной архитектуре, можно провести беседу " Как жили наши предки". На прогулках детей знакомят и с архитектурой малых форм: останавливаются около домов, любуются их красотой, вспоминают, как называются люди, проектирующие здания. Понятна детям и красота ландшафтной архитектуры — архитектуры парков, скверов, заповедников. Постепенно подводим детей к пониманию зависимости между внешним видом архитектурного строения и его назначением. Дети строят свои постройки по образцу, схеме, модели и архитекторы разрабатывают макеты зданий. В работе дошкольника и архитектора важна форма, красота, прочность. Отличие в том, архитектор строит здания для удобства людей. Ознакомление детей с дизайном. Дети взаимодействуют с предметным миром спонтанно и под руководством педагога. При этом они узнают назначение предметов и их свойства (особенности формы, цвета, конструкции, фактурные качества и др.). Первое знакомство с людьми, создающими красивые предметы для использования их в быту, может произойти в беседе " Где работают художники? " Малыши рассматривают посуду, отмечают разнообразие декора, любуются красивыми цветовыми сочетаниями. Педагог сообщает детям, что всех художников, создающих красивые и удобные вещи для использования в быту, называютдизайнерами. Сразу после беседы можно провести рисование на тему " Мы - художники". Дети по желанию рисуют узоры ткани, украшают посуду, одежду и др. В конце занятия дети рассказывают, какие вещи у них получились, удобно ли ими пользоваться, красивые ли они. Знания дошкольников о дизайне и дизайнерах расширяются на следующих занятиях по изобразительной деятельности: " Украсим одежду", " Ткани для платья", " Чайная посуда" и т.д. От знакомства дошкольников с дизайном отдельных вещей можно перейти к знакомству с дизайном жилья. Дети узнают, что есть такие художники, которые умеют делать помещения для жилья, работы, отдыха и красивыми, и уютными. Литература 1. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М., 1999. С. 198 -212. 2. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М., 1983. С. 96-105. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 4132; Нарушение авторского права страницы