Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Задачи, объекты и методы ландшафтной архитектуры и ландшафтного проектирования



Основные понятия

Задачи, объекты и методы ландшафтной архитектуры и ландшафтного проектирования

2 Исторический опыт ландшафтного проектирования (обзорная лекция)......... 2.1 Садово-парковое искусство стран Востока

Западноевропейское садово-парковое искусство

Русское садово-парковое искусство

Садово-парковое строительство в CCCP

АРТ-ландшафты

3 Социально-экологические факторы ландшафтного проектирования............... 4 Средства достижения индивидуальности ландшафтов (городских пространств)

Вода и водные устройства в городской среде

4.2 Рельеф и его элементы. Растительность как средство композиции......... 5 Характеристика восприятия ландшафтных пространств

6 Основы композиции в ландшафтном проектировании

7 Озеленение транспортных и пешеходных магистралей.

Скверы, бульвары, набережные, площади, пешеходные зоны

Бульвары

Пешеходные зоны

Набережные

Скверы

8 Основные принципы озеленения городов. Основные объекты ландшафтного проектирования

Основные принципы озеленения городов. Развитие зелёного строительства в городах

Малые архитектурные формы (МАФ)

8.3 Основа планировки парков

9 Охраняемые ландшафты

10 Сады общегородского значения

11 Природные компоненты в структуре сооружений

12 Системы освещения. Подсветка зданий и ландшафта

13 Виды ландшафтно-проектной организации зелёных насаждений................ 14 Открытые пространства в формировании городской среды

Типология и структурные элементы жилой среды

Озеленение открытых пространств (площадей)

14.3 Организации открытых пространств промышленных территорий..... 15 Анализ ландшафтно-планировочных особенностей территорий (городских, парковых и т. д.)

16 Проблемы проектирования городского ландшафта

17 Показатели качества городского ландшафта

18 Методы архитектурно-ландшафтной реконструкции города

Ландшафтное освоение транспортных пространств

Природа на бывших промышленных территориях

18.3 Ландшафтное преобразование береговых территорий

Список рекомендуемой литературы

 

 

В последнее время в России происходят качественные изменения в отношении к ландшафтному проектированию. Всё чаще ощущается не просто спрос на проектирование ландшафта, а потребность в грамотной организации пространства, востребованность и необходимость в выдержанном стилевом решении.

Дисциплина «Декоративное садоводство с основами ландшафтного проектирования»

в учебном плане бакалавра представлена в вариативной части (дисциплина по выбору студента) профессионального цикла (Б3).

Курс лекций по дисциплине «Декоративное садоводство с основами ландшафтного проектирования»

имеет следующую содержательную направленность:

- историческое развитие ландшафтной архитектуры;

- задачи и методы социальных, демографических и экономических обоснований при разработке генеральных планов и объектов в области ландшафтной архитектуры;

- основы охраны окружающей среды; охрана природных комплексов в городах – задачи сохранения, укрепления и формирования природных комплексов на нарушенных территориях;

- примеры и анализ исторических и современных композиционных концепций в их функциональной, социальной и общественной обусловленности;

- инженерные и транспортные предпосылки формирования взаимосвязанных систем инженерного обеспечения территории;

- правила освоения территории; цели, факторы, области применения и методология предпроектного ландшафтного анализа.

Дисциплина даёт не только информационные сведения, но и богатую пищу для пробуждения аналитического мышления студента, которое должно стать, наряду с градостроительным и объёмно-пространственным мышлением, необходимым условием архитектурного творчества.

Целью освоения дисциплины является:

- получение знаний о проблемах, практических и научных задачах, решаемых в области ландшафтного проектирования, о предмете ландшафтной архитектуры как об искусстве формирования среды обитания человека; об исторических и современных научно-теоретических концепциях ландшафтной архитектуры; о синтезе природно-экологических, социально-экономических, инженерно-технических и художественно-эстетических знаний ландшафтного проектирования;

- выработка у студента средового, экологического подхода к творчеству;

- создание правильного представления об эстетических и функциональных возможностях природных элементов;

- овладение средствами исследования и проектирования ландшафтных объектов.

В результате освоения дисциплины студент должен развить следующие общекультурные и профессиональные компетенции, оговоренные Федеральным государственным образовательным стандартом и Основной образовательной программой вуза

- знать: смысл и содержание проектной деятельности по формированию ландшафта городских открытых пространств с учётом влияния социальных, экономических и технологических требований; роль основных природных компонентов ландшафта в обеспечении устойчивости городской среды; приёмы использования природных компонентов среды в создании композиций городских улиц, площадей, фрагментов жилой среды (ПК-1, ПК-5);

- уметь: на основе анализа природных, социальных и экономических факторов определять наиболее рациональное использование методов, приёмов и средств ландшафтного проектирования; формулировать основные проблемы и направления использования ландшафтного дизайна для решения задач экологической и эстетической оптимизации городской среды (ОК-5, ОК-11, ПК1-11);

- владеть: приёмами моделирования форм ландшафта, в том числе приёмами обработки поверхности земли, приёмами размещения элементов растительности и их преобразования; приёмами использования природных компонентов среды в создании композиций различных фрагментов городской среды (ОК-13, ПК-4, ПК-17, ПК-18).

Плодовый сад.

Плодовый сад, виноградник и огород располагались отдельно от виллы и разделялись прямыми аллеями на ряд правильных участков. На этих участках высаживались плодовые деревья: грецкий орех, каштаны, инжир, шелковица, айва, сливы, вишни, абрикосы, персики, миндаль и т. д. Из виноградных лоз образовывали аллеи. Иногда в качестве опор аллей использовались деревья, специально посаженные для этой цели. В огороде разводили различные овощи: капусту, огурцы, петрушку, сельдерей и т. д. Ассортимент растений в римских садах отличался значительным разнообразием. Из завоёванных стран римляне вывозили много плодовых и декоративных растений, что способствовало обогащению флоры их садов.

С крушением Римской империи пришли в упадок и великолепные декоративные сады. Но декоративное садоводство, достигшее в эту эпоху такого высокого уровня развития, вошло в сокровищницу человеческой культуры и впоследствии, начиная с конца средневековья, и особенно в эпоху Возрождения, оказало сильное влияние на дальнейшее развитие садово-паркового искусства.

Экономические и социальные условия средневековья не способствовали развитию декоративного садоводства. Стеснённые крепостными стенами средневековые замки, монастыри и города не предоставляли возможностей для устройства больших садов. Подробных описаний и изображений средневековых садов почти не сохранилось. Наглядное представление о них дают только росписи, уцелевшие на стенах церквей, и миниатюры, иллюстрирующие ряд рукописных произведений того времени. Сады занимали небольшую площадь прямоугольной формы и примыкали непосредственно к домам. Вся территория сада обносилась высокой каменной стеной, увитой изнутри виноградом или плющом. По бокам, а иногда крест-накрест устраивались крытые аллеи и беседки.

Одной из характерных деталей средневекового сада являлся лабиринт – участок сада с причудливым рисунком дорожек, окружённых плотной стриженой зеленью, с одним или несколькими выходами, которые трудно найти. Это устройство позволяло на сравнительно небольшом пространстве получать много места для прогулок. В центре сада устраивался небольшой бассейн или фонтан. Растения высаживались строго по сортам на маленьких квадратных грядках, расположенных в линейном порядке. Наибольшее внимание уделялось душистым цветам (розам, лилиям) и лекарственным растениям.

Стремление подробно изучить лекарственные и другие полезные растения привело к устройству ботанических садов. Первый ботанический сад в Европе был создан в Италии (г. Салерно) в 1309 г. Затем на протяжении XIV в. такие сады возникали в Венеции, Падуе, Пизе, Болонье и в других городах. В этих садах культивировались преимущественно лекарственные растения.

Эпоха Возрождения – период появления крупнейших мастеров в различных областях искусства, в том числе садово-парковом. Наибольшего расцвета искусство этого периода достигло в XIV-XVII вв. в Италии. Особый тип садов, созданный в эпоху Возрождения, зародился во Флоренции. Первые сады Флоренции по типу планировки очень близки к классическим садам Римской империи. Однако в них постепенно появляется много новых элементов, заимствованных от культуры мавров и с Востока, с которым Италия вступила в тесную связь. В XVI-XVII вв. выходит целый ряд крупных сочинений, посвящённых устройству садов. Сад обычно помещался позади виллы и разрезался длинными и широкими аллеями на квадраты, заполненные газонами, виноградниками или плодовыми садами. Края аллей засаживались шпалерами роз или других цветущих растений. Цветники размещались возле самой виллы. Им отводилась большая площадь, устраивались они с изысканной роскошью. Деревья и кустарники, окаймлявшие цветочные партеры, подвергались фигурной стрижке, образуя боскеты, арки, купола. Сады были заполнены различными архитектурными постройками и скульптурными произведениями. Наиболее полного развития сады достигли в Риме и в его окрестностях. В XVI в. вокруг Рима возникает целый ряд знаменитых вилл, частично сохранившихся и до наших дней.

Наиболее известны из них вилла Ланте, вилла Медичи, «Винья» папы Юлия, дворец и сады Капраролы, вилла Фарнезе на Палатине, вилла Пия, вилла д'Эсте, вилла Мандрагона, вилла Фальконери, вилла Альдобрандини и др.

Из всех этих вилл наиболее сильное влияние на историю дальнейшего развития садово-паркового зодчества оказала архитектура и планировка виллы д'Эсте, созданной архитектором Пирро Лигорио и отличавшейся множеством гидротехнических устройств, гротов и т. д.

В архитектурно-планировочном отношении итальянские сады этого времени составляли неотъемлемую часть дворца или дома и представляли собой как бы его внутренний двор. Всё внимание было обращено на отделку средней части сада, на которую выходили окна и балконы главного фасада. Это место украшалось террасами, богато убранными каскадами, фонтанами, бассейнами, колодцами. Террасы отделялись одна от другой балюстрадами, на которых красовались статуи и вазы с редкими цветами.

Как и в древнеримских виллах, растительность размещалась по прямым линиям, строго соответствовавшим очертаниям построек. Вдоль усыпанных песком дорожек, обсаженных по бокам деревьями и кустарниками, в нишах, специально выстриженных в зелени, помещались мраморные статуи и другие скульптурные произведения. Прямолинейные аллеи, часто закрытые сводами зелени, вели к маленьким площадкам, украшенным скульптурами.

Итальянская садово-парковая архитектура в XVI и XVII вв. распространила своё влияние на всю Европу. Особенно широкое развитие она получила во Франции. Однако более плоский рельеф и более суровые климатические условия Франции вызвали к жизни новые приёмы планировки парков и садов и способствовали созданию своей, своеобразной школы парковой архитектуры.

Характерное для итальянских садов террасное устройство с фонтанами и каскадами, обусловленное гористым рельефом местности, заменяется здесь широким раскрытием пространства путём создания плоских обширных террас, а бьющая и падающая вода, так часто используемая у итальянцев, – спокойной гладью обширных бассейнов.

В середине XVII в. многие парки во Франции создал выдающийся архитектор этой эпохи Андре Ленотр (1613-1700 гг.). С его именем связано устройство таких знаменитых французских парков, как «Во ле Виконт», «Шантиль»

(1662 г.), «Сен-Клу» (1679 г.), «Марли» (1679 г.), «Трианон» (1867 г.). Однако самое выдающееся творение Ленотра – огромный Версальский парк, считающийся одним из лучших произведений садово-паркового искусства.

Благодаря огромным масштабам и точно соблюдённым пропорциям перспективы здесь кажутся бесконечными. Массы деревьев и открытые поверхности газонов точно распределены по обе стороны главной оси. Дороги для прогулок широки, ступени лестниц огромны. Газонные и водные поверхности партера, открывающие со стороны дворца грандиозную перспективу, и однородные боскеты, окаймляющие эту перспективу, имеют строгие и точные геометрические формы. Над всем парком господствует дворец.

Площади между аллеями, большей частью квадратной или прямоугольной формы, заполнены боскетами, окаймляющими площадку, на которой помещаются бассейны, фонтаны или цветники. Благодаря аллеям и боскетам парк представлял собой как бы огромный зелёный город с широкими улицами, открытыми площадями, с зелёными залами и кабинетами, с окнами и триумфальными арками, вырезанными в зелёных стенах боскетов. Внутри боскетов нередко предусматривались архитектурные украшения (боскет «Зеркало», внутри которого находились веерообразный бассейн и три фонтана, боскет «Остров Короля», расположенный посредине бассейна (остров служил сценой для театральных представлений), боскет «Павильонов», боскет «Трёх фонтанов» и т. д.).

Чёткость контуров боскетов составляет одну из характерных черт приёмов Ленотра. В Версале боскеты являются главным приёмом построения древесных массивов. Такую же роль в парке Версаля играли и трельяжи. Партеры заполнялись бассейнами, фонтанами и дорожками, усыпанными цветным песком, и разделялись на обширные участки, форма которых подчёркивалась бордюром из низкостриженого буксуса. Поверхность внутри участка выстилалась песком или представляла собой мозаику из различных материалов. На партере вдоль дорожек выставлялись в кадках стриженые лавровые, лимонные и апельсиновые деревья.

Перенимая приёмы Ленотра, каждая страна видоизменяла их сообразно своим бытовым и климатическим особенностям. Самое большое влияние Ленотр оказал на садово-парковое искусство Англии, где работали его лучшие ученики Гриллье и Клод Дего.

Под влиянием новых экономических отношений основные принципы планировки сада претерпевают коренные изменения.

В противоположность строгим формам французского регулярного парка возникает новое течение, старающееся отобразить красоту естественной природы. Основоположником ландшафтных парков в Англии считают пейзажного живописца Вильяма Кента (1685-1748 гг.). В 1725-1735 гг. он заложил в Англии несколько садов, которые сразу же завоевали большую популярность (парк Дармера – противоположность прежним регулярным садам). Особая заслуга Кента в том, что он слил в одно целое ландшафт парка и ландшафт окружающей местности. До этого сад был всегда изолирован от окрестностей или специальными насаждениями, или оградой. Образцом пейзажного парка Англии XVIII в. считается парк Стоу близ Букингема.

Жажда постоянной смены впечатлений, стремление к разнообразию приводили к невероятной загромождённости парков, к включению в них огромного количества всевозможных архитектурных сооружений. Здесь помещались искусственные скалы, пещеры, гроты, резные мостики, фантастические хижины, диковинные храмы, живописные руины и даже целые китайские деревни. Однако то, что в Китае оправдывалось назначением парка как места созерцания и отдыха, оказалось слишком чуждым и неестественным в парках Европы, порождённых иными общественными отношениями, а поэтому и не могло продержаться долгое время.

Более простыми и красивыми формами, свойственными пейзажному парку и в настоящее время, садово-парковое искусство в значительной мере обязано X. Рептону (1752-1817 гг.). Рептон возражал против всяких ненужных построек (храмов, руин) и требовал, чтобы каждое сооружение и весь парк в целом создавали гармонию с окружающей местностью.

Наиболее характерной чертой ландшафтных парков, устроенных Рептоном или согласно его указаниям, являются обширные пространства, отведённые под газоны. Красивый свежезелёный газон с единичными, разбросанными по нему деревьями, окаймлённый группами деревьев, как нельзя лучше соответствовал общему ландшафту Англии и имел большое практическое значение для поместья, так как мог использоваться в качестве пастбища. Созданный Рептоном тип ландшафтного парка соответствовал общему ландшафту местности и климатическим условиям Англии – страны с влажным климатом и частыми туманами. В общих чертах тип ландшафтного парка, созданного Рептоном, сохранился в Англии и до настоящего времени. В дальнейшем усовершенствование ландшафтного парка в Англии касалось лишь отдельных деталей. Характерной же чертой английского ландшафтного парка и сейчас остаются изумрудные газоны и пышно разросшиеся липы, дубы и вязы, развитию которых благоприятствует морской климат острова.

В садах и парках Франции этого периода, так же как и в Англии, начинает господствовать ландшафтный тип парка. Устройство во Франции первых пейзажных парков приписывается Ш. Р. Дю-Френи (1648-1724 гг.). На устройство пейзажных садов Франции оказала влияние живопись художников, показавших в своих картинах красоту свободно растущих деревьев и групп и т. д. Наиболее выдающимися теоретиками французского садоводства были Вателе и Р. Л. де Жирардер. Вателе считал, что парк должен состоять из живописных пейзажей, похожих на поэтичные картины, украшенные надгробными памятниками, колоннами, храмами и т. п. или же романтичными руинами. Де Жирардер настаивал на подражании природе, советовал изучать природу и пользоваться окружающей местностью как фоном. Посадки деревьев рассматриваются им как кулисы сцен. Он выдвигает главное требование – разнообразие садовых пейзажей, устроенных подобно театральным сценам. Одним из первых ландшафтных парков Франции был парк Эрменонвилль (1760 г.) – типичный образец романтического направления ландшафтных парков.

На рубеже XVIII и XIX вв. в буржуазном искусстве и литературе развивается новое направление – романтизм. В садово-парковом строительстве это часто выливалось в слащавые напыщенные формы (Веймарский парк на берегах реки Ильм). В романтическом ландшафтном парке растительные пейзажи различались в зависимости от создаваемого ими настроения и делились, подобно пейзажам китайских садов, на пейзажи сентиментальные, романтические, героические.

Одним из достоинств ландшафтного парка явилось то, что здесь растительность стала главным элементом парка. Акклиматизация древесных пород началась ещё в Древнем Египте, но вплоть до XIX в. вновь введённые древесные породы не играли какой-либо существенной роли в художественных композициях садов и парков. Только установившийся ландшафтный тип планировки позволил показать в полном объёме красоту дерева.

Начиная с XVIII в. в европейских садах появляются американские древесные и травянистые растения. Во второй половине XIX в. – обогащение садов и парков новыми и оригинальными деревьями и кустарниками. Стремление владельцев иметь в садах коллекцию таких растений часто отрицательно влияло на цельность общей художественной композиции и приводило к упадку садово-паркового искусства.

Быстрый рост городов и численности городского населения потребовал устройства мест массового отдыха, т. е. парков, городских садов и других озеленённых территорий. В условиях массового посещения парков, а также в связи с развитием спорта и зрелищных мероприятий изменяются приёмы планировки парка. При проектировании парка стали учитывать его размеры и число будущих посетителей. Территорию парка разбивают на функциональные зоны для спорта, зрелищ и тихого отдыха, отводят место для паркового хозяйства. Планируют специальные транзитные и хозяйственные дороги, пути для различного способа передвижения – автомобильного, велосипедного, конной езды и пешего движения. Сомкнутые лесные массивы и поляны решаются в крупном масштабе, их контуры становятся более простыми. Основные насаждения парка создают из небольшого числа видов древесных растений, главным образом из местных устойчивых пород.

Наиболее интересными примерами из практики современного зарубежного паркостроительства являются Вашингтон-парк в Чикаго (США) и «Амстердамский лес» в Амстердаме (Голландия). Для парка характерны чёткое членение на функциональные зоны, крупный масштаб основных компонентов – массивов лесного характера, больших полян и водных пространств.

2.3 Русское садово-парковое искусство Садово-парковое искусство в России в XII-XIX вв. Указания о наличии садов в Нижнем Приднепровье – Геродот (V в. до н. э.). В «Повестях временных лет» Нестора (около 1113 г.) упоминается о садовнике монахе Микуле, проживавшем в Вышегороде (предместье Киева), о славе «яблонного сада» КиевоПечерского монастыря, основанного при Ярославе Мудром в 1051 г. В то время большой славой пользовались также сады при Кирилловском монастыре, Софийском соборе и при загородных княжеских дворах.

В Москве садоводство зарождается в середине XII в., но особенно широкое развитие получает в XIV и XV вв. Характер садоводства этого времени хорошо отражён в «Домострое». Учреждение в конце XVI в. придворной «Верховой аптеки», а впоследствии «Аптекарского приказа», положило начало устройству аптекарских огородов или аптекарских садов. Начиная с XVII в., в Москве становятся известными три таких аптекарских огорода. Один из них (главный), основанный одновременно с царской аптекой, находился напротив Кремля у старого Каменного моста, на правом берегу реки Неглинной, между Боровицкими и Троицкими воротами, почти на том же месте, где сейчас расположен Кремлёвский сад, второй – у Флоровских (Мясницких) ворот, третий – в Немецкой слободе. Много свежих трав и кореньев московские аптеки получали также из аптекарского сада в дворцовом селе Измайлове.

В середине XVII в. в Москве и под Москвой, кроме аптекарских и плодовых садов, появляются также увеселительные, или «красные», сады. Один из таких садов в Кремле был устроен на каменных сводах длиной 20, шириной м, покрытых свинцовыми листами. На свинцовую покрышку насыпался слой хорошо просеянной земли толщиной около 1 м, в которую высаживали яблони, груши, различные ягодные кустарники и цветы – верховые сады. Верховые сады разбивались на несколько отдельных цветников, или гряд, между которыми шли дорожки для прогулок, обложенные досками, так что цветники (или гряды) находились в ящиках. Земля для этих садов привозилась из замоскворецких садов или бралась с «мостов», т. е. с вымощенных деревянными брёвнами улиц.

Измайловские сады, несмотря на их практическую, хозяйственную направленность, были одновременно увеселительно-декоративными. Загородные увеселительные сады располагались также в дворцовом селе Коломенском.

Кроме больших дворцовых садов, в Москве имелись особые слободы – огородная и садовая, также принадлежавшие дворцу. Жители этих слобод должны были поставлять во дворец в виде оброка «всякий огородный овощь и садовое слетье», т. е. плоды.

По свидетельству посетивших Россию иностранцев, Москва XVI и XVII вв. изобиловала обширными садами и славилась своими фруктами и овощами. Полную картину состояния садов того времени даёт подробная перепись дворцовых садов, произведённая в 1701 г., в которой указывается, что уже тогда в садах Москвы и под Москвой имелся не только обширный ассортимент плодовых деревьев, но и широко культивировались многие декоративные растения.

Несмотря на разведение декоративных растений, русские сады до XVIII в. были главным образом плодовыми. Цветы и декоративные деревья выращивались здесь совместно с плодовыми, овощными и лекарственными растениями. Пруды использовались как для украшения, так и для разведения рыб, купания, стирки белья и т. п.

При Петре I характер русского садоводства значительно меняется. Первая половина XVIII в. является периодом усиленного создания регулярных декоративных садов, часто украшенных скульптурой, архитектурными постройками, сложными гидротехническими сооружениями. В это время строятся Летний сад, «Третий» летний сад (Михайловский сад), «Аптекарский огород» на Аптекарском острове, Екатерингофский сад, Итальянский сад, два сада Апраксиных и т. д.

До середины XVIII в. полностью формируется своеобразный русский тип декоративного регулярного парка, отдельные образцы которого (парки Петродворца г. Пушкина и парк «Архангельское») до сих пор считаются лучшими произведениями садово-паркового искусства.

Наиболее характерными чертами планировки садов этого типа являются:

1) полное господство дворца в общей системе планировки;

2) непременное участие воды в архитектурной композиции (каналы, бассейны, фонтаны и каскады);

3) насыщенность сада архитектурой малых форм – беседками, гротами, зелёными театрами, мостами, лестницами и скульптурой;

4) строгая геометрическая планировка территории и расчленение её на квадраты или прямоугольники, иногда пересекаемые радиальными аллеями. В центре таких квадратов создаются цветник, парковый павильон, беседка или фонтан. Почти постоянной деталью планировки является лабиринт;

5) деревья и кустарники представлены большей частью стрижеными формами в виде аллей, боскетов, живых изгородей и бордюров и в виде отдельных деревьев, подвергшихся сложной фигурной стрижке. Широко применялись также трельяжи и шпалеры. Густые подстриженные ряды деревьев в виде высоких стен часто окаймляли по периметру выделенные аллеями квадратыбоскеты, внутреннее пространство которых использовалось под различные увеселительные устройства или под плодовые сады. Аллеи засаживались иногда так густо, что превращались в зелёные коридоры.

Большое распространение получили так называемые огибные, или крытые, дороги (аллеи). Основой таких крытых аллей был деревянный каркас, состоящий из деревянных дуг. Дуги перекрывали аллею и соединялись продольными рейками. С боков каркаса высаживался ряд деревьев или высоких кустарников, ветви которых привязывались проволокой к деревянной основе. Так образовывался над дорогой зелёный свод. Часто такие дороги украшались трельяжами, беседками и богатыми входными воротами.

Для создания рощ, боскетов, аллей и стриженых стен употреблялись главным образом местные породы: дуб, липа, клён, берёза, ель. В то время особой популярностью пользовалась ель. Из неё создавались аллеи, рощи, выстригались различные фигуры.

Цветочные партеры, окаймлённые стрижеными шпалерами из липы и клёна, располагались в центре сада, перед дворцом или внутри квадратных боскетов. Рисунок партеров был очень сложен и выполнялся из стриженого буксуса. Для создания более отчётливого и постоянного рисунка при устройстве цветников, кроме растительности, использовались также и «мёртвые» материалы: песок различных оттенков, битый кирпич, толчёное стекло (белое, жёлтое и зелёное). Из цветов применялись луковичные: тюльпаны, крокусы, лилии. Различные оранжерейные деревья, особенно померанцевые и лавровые, летом выставлялись в кадках и служили непременным украшением цветников и партеров. Регулярный сад со своей строгой симметрией, стрижеными деревьями и кружевными партерами требовал беспрерывного и тщательного ухода, большого штата квалифицированных садовников.

Начиная с середины XVIII в., регулярный сад выходит из моды и заменяется садами ландшафтного типа, которые тогда называли садами «натурального стиля».

С 70-х годов XVIII в. в художественных взглядах на строительство парков происходит полный переворот, начинают создаваться парки исключительно ландшафтного типа. В последней четверти XVIII и в первой четверти XIX вв.

закладываются такие знаменитые ландшафтные парки, как Павловский и Гатчинский близ Петербурга, Царицынский парк под Москвой, «Софиевка», «Александрия», «Качановка», Корсунь-Шевченковский, а несколько позднее – Тростянецкий парк на Украине. Переделываются из регулярных в ландшафтные парки Царского Села (г. Пушкин), устраивается Английский парк в Петергофе (Петродворце). Увлечение строительством ландшафтных парков в этот период достигло таких размеров, что почти все существовавшие до того регулярные парки были переделаны в ландшафтные. В других случаях их не переделывали целиком, а ограничивались изменением окраинных участков парка или прекращали за парками уход, вследствие чего они из регулярных превращались в запущенные рощи.

Период интенсивного строительства ландшафтных парков в России (1770гг.) можно подразделить на две части: строительство парков романтического и реалистического типов.

На первых этапах развития парков ландшафтного типа естественная природа сильно идеализируется и отображение естественного ландшафта в садах и парках осуществляется через призму выдающихся произведений лучших мастеров живописи эпохи романтизма.

В этот период ландшафты, входящие в состав парка, по создаваемому ими настроению делят на ландшафты героические, романтические, величественные, идеалистические, сентиментальные и т. д. Всё содержание ландшафтного парка романтического типа трактуется как театральное зрелище, а сам парк превращается в ряд последовательно сменяющихся картин, декоративность которых основывается главным образом на эффектах солнечного или искусственного освещения, неожиданно открывающихся видов и на инсценировании «таинственных» ущелий, руин и водопадов.

Примерно с 20-х годов XIX в. ландшафтный тип парка постепенно начинает очищаться от влияния романтизма и сентиментализма и парковые ландшафты становятся более реалистическими. Возникает интерес к самим растениям и к красоте растительных группировок, благодаря чему главным элементом сада и парка становятся не постройки, холмы, ущелья и скалы, а непосредственно сама растительность. В этот период создаются самые лучшие образцы ландшафтного типа парков: Павловский близ Петербурга и «Тростянец» на Украине.

Во второй половине XIX в. строительство садов и парков при дворцах и усадьбах заметно ослабевает. Такие огромные парки, как «Софиевка», «Тростянец», «Царицыно», Пушкинские и др., могли создаваться только даровым трудом крепостных. С отменой крепостного права в России устраиваются лишь небольшие дачные и приусадебные сады отдельных любителей дендрологии, декоративного садоводства и цветоводства.

В связи с развитием торговли и транспорта в декоративном садоводстве начала XIX в. появляется интерес к экзотическим декоративным растениям. До этого времени садово-парковое строительство в России пользовалось исключительно отечественными породами. Дуб, липа, клён, ильм, берёза, ель, пихта, сосна составляли основу всех парковых насаждений. Установление более тесных связей со Средней и Южной Европой, Азией и Северной Америкой вызывает среди любителей садоводства живейший интерес к флоре этих стран и желание перенести наиболее полезные и декоративные растения в свою страну. Для выведения культур новых хозяйственно ценных и декоративных растений уже в самом начале XIX в. основывается ряд интереснейших акклиматизационных и специальных дендрологических садов. Возникают ботанические сады при университетах и других учебных заведениях.

Благодаря широкому развитию акклиматизации растений сады и парки второй половины XIX в. в дендрологическом отношении сильно обогатились, а многие из них превратились как бы в специальные дендрологические сады или дендропарки. Однако обогащение флористического состава не всегда вело к улучшению красоты парка. Интерес к отдельным растениям, к коллекционированию приводил к чрезмерному насыщению сада разнообразнейшими деревьями и кустарниками.

2.4 Садово-парковое строительство в CCCP После 1917 г. садово-парковое строительство начинает усиленно развиваться, причём на совершенно новой основе более полного удовлетворения культурных запросов трудящихся, создания для них условий здорового отдыха.

После окончания гражданской войны ведётся восстановление разрушенного хозяйства страны и реконструкция старых и создание новых зелёных насаждений (парк «Сокольники», Останкинский парк (до выделения из него Главного Ботанического сада АН СССР), парк в Покровском-Стрешневе, Измайловский парк). Особенно широко развернулись работы по созданию зелёных насаждений после 1945 г.

Развитие садово-паркового строительства характеризуется созданием следующих основных видов зелёных насаждений:

1) общегородских, районных и колхозных парков культуры и отдыха;

2) лесопарков и защитных лесопарковых зон вокруг населённых пунктов;

3) садов и парков курортного значения;

Создаётся искусственный «дикий сад». Планировка проста и представляет собой целостную и законченную живописную природную композицию.

Часто основу посадок образуют декоративные злаки, привлекающие взгляд волнующимся от ветра морем листьев и метёлок-соцветий. В последнее время часто используют и так называемые сорные травы – растения, наиболее устойчивые к условиям данной местности. Между ними высаживают устойчивые в местном климате сорта садовых цветов. Сад должен слиться с окружением, создавая у хозяев впечатление «дикости» и первозданности.

Инженерное использование сада – это «новый симбиоз природы и техники». «Энергоэффективные здания», как новое направление в экспериментальном строительстве, появились после мирового энергетического кризиса 1974 г.

В основе концепции проектирования современных зданий лежит идея, что качество окружающей нас среды оказывает непосредственное влияние на качество нашей жизни.

Американский учёный Дэвид Орр сформулировал принципы, в соответствии с которыми должно проектироваться и строиться энергоэффективное здание:

1) строительство и эксплуатация здания должны способствовать развитию технологий, связанных с использованием окружающей среды;

2) строительство здания должно способствовать созданию ландшафта, повышающего биологическое разнообразие видов растений;

3) здание не должно «производить» никаких сточных вод, то есть здание должно не только потреблять, но и сливать воду, пригодную для питья;

4) здание должно производить больше электрической энергии, чем использовать;

5) в здании не должны использоваться никакие канцерогенные, мутагенные или вызывающие эндокринные заболевания материалы;

6) энергия и материалы должны использоваться максимально эффективно;

7) здание должно использовать материалы и оборудование, произведённые без ущерба для окружающей среды;

8) строительство и эксплуатация здания должны способствовать развитию экологической компетентности и внимательного отношения к окружающей среде.

Здания замкнутого цикла – это более совершенные, чем энергоэффективные, системы, использующие нетрадиционные возобновляемые источники энергии и не требующие внешних поступлений воды.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 1511; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.059 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь