Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные принципы и понятия ландшафтного проектирования



Задачи, объекты и методы ландшафтной архитектуры Ландшафтная архитектура является эффективным средством улучшения экологической обстановки в городах, повышения качества и комфортности, гуманизации урбанизированной среды. На современном этапе развития общественного сознания данная отрасль приобретает большое значение.

1.1 Основные понятия Ландшафтная архитектура – это архитектура открытых пространств, в организации которых ведущая роль принадлежит природным элементам и элементам внешнего благоустройства. Специфические материалы ландшафтной архитектуры – рельеф, зелёные насаждения, цветы, вода, малые архитектурные формы. Не создавая зданий, ландшафтный архитектор оперирует ими как составляющими своих пространственных объектов и определяет предпосылки их функционального и композиционного решения. Ландшафтная архитектура может быть определена как развивающаяся область современной архитектуры в самом широком её понимании, т. е. как категория, означающая деятельность по пространственной организации среды обитания общества, включая градостроительство и даже районную планировку в качестве наиболее высокого её уровня.

Ландшафтное проектирование – один из методов архитектурного творчества, вид архитектурного проектирования.

Открытые пространства – преимущественно незастроенные озеленённые и благоустроенные территории населённых мест и межселенные территории, используемые для различных видов деятельности под открытым небом.

Развитие ландшафтной архитектуры в качестве архитектуры открытых пространств, расширение круга её объектов и задач привели к выделению в ней самостоятельных направлений: собственно ландшафтной архитектуры, ландшафтного планирования и ландшафтного дизайна. Таким образом, ландшафтная архитектура, кроме традиционных объектов (парки, сады, открытые пространства жилой застройки и т. п.), включает ещё два уровня проектирования ландшафта: общее формирование среды в масштабе стран и регионов – ландшафтное планирование; детальную организацию непосредственного окружения человека, синтез природных элементов, художественных форм и деталей благоустройства – ландшафтный дизайн и т. д.

Ландшафтный дизайн – это творческая деятельность, направленная на формирование предметно-пространственной среды приёмами и средствами ландшафтной архитектуры, художественное конструирование деталей культурного ландшафта.

Ландшафтная архитектура стала дальнейшим развитием садово-паркового искусства. Однако, в отличие от него, представляет собой более широкую область, связанную с организацией всех открытых пространств и деятельностью человека по преобразованию природы. Сегодня ландшафтная архитектура включает в себя и садово-парковое искусство, которое предшествовало ей исторически.

Ландшафтное искусство – искусство создания антропогенных композиций с использованием природных и искусственных компонентов (деревья, кустарники, травы, цветочные растения, рельеф, вода, парковые сооружения, малые архитектурные формы, в том числе беседки, мостики, фонтаны, бассейны, вазы, скульптура и др.).

Мастерами ландшафтного искусства прошлого создавались прекрасные парки и дворцово-парковые ансамбли, но социальный заказ при этом был ограничен интересами небольшой привилегированной части общества. Они не занимались пространственной организацией крупных объектов (регионы, населённые места, зоны загородного отдыха, жилые и производственные территории и др.) и тем более не принимали участия в решении задач целенаправленного формирования жизненной среды общества.

Ландшафтная архитектура и ландшафтное проектирование связаны с решением социальных, градостроительных, экологических и многих других проблем и, соответственно, с рядом других наук и дисциплин.

Ландшафт – территориальная система, состоящая из взаимодействующих природных или природных и антропогенных компонентов и компонентов более низкого таксономического ранга.

Природный ландшафт – ландшафт, состоящий из взаимодействующих природных компонентов и формирующийся или сформировавшийся под влиянием природных процессов.

Антропогенный ландшафт – ландшафт, состоящий из взаимодействующих природных и антропогенных компонентов, формирующийся под влиянием деятельности человека и природных процессов.

По характеру последствий деятельности человека принято различать ландшафты культурные и акультурные.

Культурный – ландшафт, сознательно изменённый людьми для удовлетворения своих потребностей, постоянно поддерживаемый в нужном для них состоянии, способный одновременно продолжать выполнение функций воспроизводства здоровой среды. Противоположностью культурного выступает акультурный ландшафт, возникающий в результате нерациональной деятельности или неблагоприятных воздействий соседних ландшафтов. К акультурным относят ландшафты, утратившие способность воспроизводства здоровой среды (в том числе психофизиологических свойств). Крайним понятием в этом ряду выступают деградированные ландшафты, потерявшие способность выполнять какую-либо функцию. Например, отработанные и нерекультивированные карьеры, в зоне которых невозможно жить, отдыхать и пр.

Архитектурный ландшафт («ландшафт города», «ландшафт жилой среды», «ландшафт производственной среды» и др.) – это ландшафт, сформировавшийся в процессе целенаправленной архитектурной, в том числе градостроительной, деятельности. Он трактуется также как разновидность антропогенного, культурного ландшафта. Архитектурный ландшафт составляют здания, сооружения, природные компоненты. В нём всегда проявляются региональные природные особенности. Облик городов и сёл предопределён расположением их в гористой или равнинной местности, наличием реки, озера, моря, лесных массивов, особенностями климата и т. д.

Различные ландшафты (городские, сельские, рекреационные, мемориальные и пр.) составляют архитектурно-ландшафтную среду.

Архитектурно-ландшафтная среда – целостный совокупный объект ландшафтной архитектуры и, соответственно, ландшафтного проектирования.

При рассмотрении архитектурно-ландшафтных вопросов, в отличие от других возможных представлений (физических, химических, социальных), среда нами принимается как категория пространственная. Если выделять ещё понятия внешняя и внутренняя среда, то этим будут показаны возможность и необходимость понимания среды и как окружения, и как пространственной целостности, в которой протекают (организуются) те или иные социальные процессы. Например, среда города (городская среда) или среда парка (парковая среда) могут трактоваться как окружение человека и как пространство, организуемое для различных жизненных процессов, а также как внешнее пространство (окружение) самих этих объектов (города, парка и др.).

и ландшафтного проектирования Теоретической и методологической основой развития представлений о задачах, объектах и методах современного архитектурно-ландшафтного творчества является системный подход, принцип целостности архитектурноландшафтной среды в качестве объекта архитектуры.

В общем виде цели ландшафтной архитектуры следующие:

- функционально-пространственная организация среды жизнедеятельности человека под открытым небом;

- преобразование ландшафтов при охране их природных особенностей, эстетика детального внешнего благоустройства.

Для определения объектов и конкретизации задач архитектурноландшафтного проектирования необходимы как дифференциация, так и интеграция знаний.

Расширение задач ландшафтной архитектуры обусловлено развитием экологии (от специальной естественной науки о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов и среды к социальной экологии, которая исследует проблемы взаимодействия общества и среды). Для конкретизации объектов и задач ландшафтной архитектуры важно выяснить также взаимообусловленность архитектурно-ландшафтной и природоохранной деятельности, связь вопросов рационального преобразования и охраны ландшафтов.

В этом отношении в ландшафтной архитектуре выделяются три группы задач: охрана, преобразование (формирование) и восстановление (рекультивация) ландшафтов.

Перед обществом ставится задача охраны не только уникальных памятников природы и садово-паркового искусства. Природоохранные принципы должны лежать в основе формирования каждого архитектурно-ландшафтного объекта. Они заключаются в охране и улучшении исходных природных данных при проектировании ландшафтов, совершенствовании архитектурно-ландшафтного объекта в процессе функционирования по заданной программе, а также учёте возможностей динамики прямых и обратных связей «объект – среда» и изменений во времени общей природно-антропогенной ситуации.

Новым в ландшафтной типологии явилось представление о ландшафтной среде как целостном объекте архитектуры – системе антропогенных и мало преобразованных природных ландшафтов.

С современных системно-экологических позиций, ни один из элементов окружения не должен выпадать из поля зрения профессиональной деятельности архитектора, в том числе и те, которые в определённый момент не являются объектами ландшафтной архитектуры, но могут стать таковыми и поэтому должны учитываться во взаимодействии системы в целом. Хотя, на первый взгляд, за основу типологии принимается сплошное архитектурно-ландшафтное территориальное зонирование, на практике оно не является ведущим. Так, одна и та же территория (например территория республики) может быть объектом комплексной районной планировки, где архитектурно-ландшафтные вопросы связаны с экономическими, градостроительными, композиционными и многими другими, и в то же время – объектом специального архитектурно-ландшафтного проектирования, если разрабатывается схема особо охраняемых ландшафтов республики или республиканская схема отдыха и туризма. То же можно сказать про город – сложнейшую социально-пространственную и ландшафтную систему, вычленяя из которой определённую подсистему, например водно-зелёную (более пристально изучается и проектируется в качестве самостоятельного объекта).

Для типологии объектов и систематизации архитектурно-ландшафтных задач необходимо выявить два уровня классификации:

1) группы объектов архитектуры, градостроительства, где ландшафтные вопросы стоят в общем ряду с экономическими, социальными, планировочными и многими другими и где ландшафтный архитектор лишь соавтор;

2) группы объектов, в которых ландшафтные аспекты превалируют, и ландшафтный архитектор в коллективе специалистов выступает как ведущий, определяющий программу и методы решения этого объекта.

К первой группе объектов-элементов среды относятся: территория страны, республики, района (комплексные и отраслевые схемы и проекты районной планировки), населённые места, гражданские и промышленные градостроительные комплексы (генпланы, проекты детальной планировки и др.).

Архитектурно-ландшафтные вопросы, входящие в состав комплексных градостроительных задач для названных выше объектов, можно сформулировать следующим образом: решение проблемы взаимодействия народнохозяйственного комплекса и ландшафтной среды; определение отношения среды к размещению различных функций; детальная ландшафтная оценка и зонирование, прогноз изменения ландшафтов в результате планируемой деятельности и соответствующих преобразований; архитектурно-ландшафтная организация пространства исходя из требований экологии, охраны и улучшения гигиенических и эстетических качеств среды; гармоничная взаимосвязь застройки и ландшафта.

Объекты собственно архитектурно-ландшафтной деятельности имеют более развитую типологию (табл. 1). Ландшафтные задачи формирования объектов архитектурно-ландшафтного проектирования подразделяются как по их типам, так и по этапам работы с ними (разработка программы, предпроектные исследования, проектирование, реализация проекта, поддержание во время функционирования).

Системно-ландшафтный метод – ведущий в ландшафтной архитектуре – эффективен также и для архитектурного творчества в целом. Сущность этого метода заключается в проектировании, строительстве и поддержании во время функционирования не изолированных объектов, а фрагментов (подсистем) архитектурно-ландшафтной среды, которая постоянно изменяется по законам природы и в результате деятельности людей.

Таблица 1. Типология объектов архитектурно-ландшафтной деятельности Объекты Территории особо- Система особо ценных ландшафтных объектов архитектурно- охраняемых (региональный уровень – территория страны, республандшафтного ландшафтов лики и др.);

проектирования (естественных - заповедники;

- культурно-исторические зоны (мемориалы, памятники истории, архитектуры, садово-паркового искусства и др.);

населённых мест - среда промышленных комплексов;

Экологический метод ландшафтного проектирования выступает и как определение устойчивых отношений между компонентами ландшафта – рельефом, водоёмами, водотоками, растениями и др., и как проектирование фрагментов жизненной среды в соответствии с динамикой природных процессов.

Архитекторы, организуя открытые пространства, оперируют природным материалом, который постоянно изменяется. Гармония человека и ландшафта может быть достигнута, если архитектор не формально, а опираясь на разносторонние знания, исходит в своём творческом поиске из ландшафтной ситуации, выявляя и подчеркивая её лучшие качества.

(Смотри иллюстрации к лекции – файл 1) 2 Исторический опыт ландшафтного проектирования (обзорная лекция) По свидетельству греческого историка Геродота, 2500 лет назад владыка Древнего Вавилона Навуходоносор построил для своей жены, мидийской царевны Семирамиды, висячие сады. Это сооружение считалось одним из семи чудес света наряду с египетскими пирамидами, творением Фидия – семнадцатиметровой статуей Зевса олимпийского и др. В Персии (до н. э.) создан великолепный сад (парадиз). Сады Багдада воспеты в поэтических сказках «Тысяча и одна ночь». В Древней Греции садам также уделяли большое внимание. Как свидетельствуют историки, четвёртая часть города Александрии была занята парками. В Древнем Риме поражали роскошью сады Нерона, а также сад виллы императора Адриана в Тиволи. Позднее, в XIII и XIV вв., появились знаменитые испанские сады – Альгамбра и Генералиф. Но подлинного расцвета садовопарковое искусство в Европе достигло в эпоху Возрождения. Крупнейшие архитекторы, художники, скульпторы создают в это время замечательные произведения ландшафтной архитектуры: Рафаэль и Сан-Галло (вилла Мадама), Виньола (вилла Ланте), Триболо и Буонталенти (вилла Боболи), Браменте (сады Ватикана), Нолли (вилла Альбани), Делла Порта и Фонтано (вилла Альдобрандини).

Обычно виллы строили на сравнительно небольших участках сложного рельефа. Планировка садов была регулярной на основе осевых композиций. Рельеф обрабатывали террасами. Широко применяли декоративные водоёмы – фонтаны и бассейны, а также скульптуру. Эстафету от итальянских мастеров принял французский архитектор Ленотр, с чьим именем связана целая эпоха развития регулярных приёмов в ландшафтной архитектуре. Его первое крупное архитектурное произведение – парк Во ле Виконт при дворце министра финансов Людовика XIV Фуке (дворец построили архитекторы Лево и Мансар) – принесло ему широкую известность, а Версаль – мировую славу. Регулярные приёмы планировки при строгой соразмерности частей и их подчинённости главной оси, ведущей к доминанте парка – дворцу, придают произведениям Ленотра композиционную цельность при бесконечном разнообразии отдельных деталей.

Ленотр впервые создал в своих парках далёкие перспективы, большие партеры – как зелёные, так и «водяные». Он широко применял стрижку растений. В создании Версаля участвовала целая плеяда талантливых художников, скульпторов, живописцев, инженеров: Ле Брен, Гюбер Робер, Марен, Тюби, Лонг, Жирарден, Пьер де Фраксини и др. Ленотр подчинял природу искусству. Его творчество оказало сильное влияние на садово-парковое искусство Европы, и во всех странах при создании садово-парковых ансамблей стремились использовать приёмы Ленотра. Не избежала этого влияния и Россия. В начале XVIII в. по заказу Петра I в Петербурге сооружается Летний сад (его авторами считают самого Петра I, архитектора Матвеева и мастера-садовода Розэна), а затем Петергоф (предполагают, что авторами его были архитекторы Браунштейн и Леблон). В XVIII в. было построено много парков при царских дворцах и в имениях вельмож. В их числе такие замечательные памятники садово-паркового искусства, как парк Кусково (автор Аргунов) и Архангельское (автор Тромбаро).

Постепенно строгие геометрические приёмы планировки парков вытесняются свободной композицией. Архитекторы и художники предлагают создавать парки, по своей планировке контрастирующие с геометрическими формами застройки и планировки площадей и улиц города. К числу основоположников этого направления ландшафтной архитектуры в Европе относятся англичане Рентой, Кент и Броун.

В России выдающимся образцом достижений этого направления стал садово-парковый ансамбль Павловска. Главными творцами парка были архитекторы Камерон, Бренна, художник Гонзаго, но, кроме них, в создании этого уникального памятника садово-парковой архитектуры участвовали архитектор Росси, скульпторы Мартос, Козловский.

На разных этапах социально-экономического развития, в разных климатических условиях народы вырабатывали свои особые приёмы садоводства и типы построения садов и парков. Богатая и сложная история садово-паркового искусства оказала значительное влияние на современный тип устройства садов и парков, на характер расположения в них растений, на их внешний облик.

2.1 Садово-парковое искусство стран Востока Декоративные сады и парки существовали в Египте уже за 3000 лет до н. э. Наибольшее представление об этих садах дают многочисленные изображения, дошедшие до нас со времени так называемого Нового царства (1580гг. до н. э.).

Сад обычно устраивался во дворе дома и имел форму прямоугольника.

Пальмы, смоковницы, гранаты высаживались линейно, двумя-тремя рядами вдоль границ сада, причём более высокие деревья помещались ближе к периферии, а более низкие – внутри сада. В середине оставалось открытое пространство, занимаемое бассейном прямоугольной формы.

Так же планировались и обширные священные сады возле храмов и гробниц. Отдельные части сада отделялись одна от другой невысокими каменными оградами. Вдоль каналов высаживались аллеи из тенистых деревьев. Внутри сада размещались прямоугольные бассейны и цветочные клумбы. По периферии сад был окружён со всех сторон большими древесными массивами.

Постройку вавилонских висячих садов приписывают ассирийской царице Семирамиде, правившей в IX в. до н. э. Длина сторон такого сада равнялась 480 м. Он был устроен в виде ступенчатых террас, под сводами которых располагались роскошные царские покои. Главный сад был разбит на верхней террасе.

Для удержания влаги и её регулирования плоскую крышу террасы устраивали из гипса, камыша, асфальта, свинца и плодородного слоя земли, расположенных пластами. Вода, подаваемая из Евфрата насосами по трубам, поднималась до верхней террасы и стекала обратно, образуя каскады и фонтаны. К сожалению, от всего этого грандиозного устройства к настоящему времени не осталось никаких следов. Однако такой приём садового устройства встречается на протяжении всей истории садово-паркового строительства и в несколько изменённых формах; дошёл до наших дней в виде садов на крышах.

В древнем Иране сады создавались при царских резиденциях и служили местом отдыха во время летнего зноя. Их планировка, как и планировка египетских садов, имела строгие геометрические формы. Аллеи, вымощенные плитами и окаймлённые канавами, пересекались под прямыми углами, а промежутки между ними густо засаживались деревьями или же занимались прудами и роскошными цветниками. Образовавшиеся лесные чащи заселяли дикими зверями.

Главную и лучшую часть сада занимали деревья и цветы редких видов.

Особой популярностью как в древнем, так и в нынешнем Иране пользуются старые мощные тенистые платаны. На многих иранских миниатюрах можно видеть беседки на ветвях таких деревьев.

В VIII в. до н. э. арабы покорили Испанию и основали на Пиренейском полуострове могущественное государство – Кордовский эмират (756-718 гг. до н. э.). Чтобы использовать воды тающих горных снегов для орошения, арабы (мавры) возвели целую систему сложных гидротехнических сооружений. Эти сооружения позволили создать много прекрасных декоративных садов. Особенно славились калифские сады, окружавшие дворцы Алказара в Кордове. Всемирную известность приобрели сады Альгамбры – резиденции гренадских калифов. Эта цитадель, строившаяся с 1338 по 1213 гг. до н. э., частично сохранившаяся и до нашего времени, имела в центре два двора: Альберкин и Львиный.

Двор Альберкин был вымощен белым мрамором, окружён мраморной колоннадой с рисунком тончайшей ажурной работы. В середине двора помещался прямоугольный водоём шириной 8, 5 м, длиной 87 м, обсаженный розами, миртами и олеандрами. Львиный двор был окружён колоннадой белого мрамора ещё более тонкой работы и украшен цветочными клумбами. Центр двора занимал бассейн со скульптурными фигурами двенадцати львов. Несколько в стороне располагался третий сад-патио, или Дворик мирт, отличавшийся обилием жасминов, олеандров, роз, мирт, лимонов и апельсинов.

Истоки садово-паркового искусства Китая относятся к глубокой древности. Основные приёмы устройства сада, выработанные много тысяч лет назад, сохранились в малоизменённом виде до наших дней. Внешний облик садов можно восстановить также и по старинным источникам.

Китайские мастера придерживались двух основных направлений в устройстве сада. Одно из них сложилось к югу от Янцзы, где на протяжении ряда столетий находился экономический центр Китая. Особенностью этого направления садоустройства является создание миниатюрных садов на небольших участках земли.

В этих садах (1559 г.) всё представлено в миниатюрном виде, а деревьям часто приданы карликовые формы. Миниатюрные садики заполнены строениями, бассейнами, мостиками, скалами, гротами, редкими видами деревьев и красивоцветущими кустарниками.

Второе направление в садово-парковом искусстве Китая – северное. Его характерной особенностью является использование под парки обширных участков земли и устройство на них огромных водоёмов и гор, объединённых в единую композицию. Лучшим образцом парков этого типа, сохранившимся до нашего времени, служит парк «Ихэюань», расположенный в 12 км от Пекина.

Его площадь 330 га, около четырёх пятых этой площади занято водоёмами.

Парк «Ихэюань» является как бы собранием уменьшённых копий наиболее красивых местностей Китая. Здесь можно найти уголки, воссоздающие картины природы разных районов страны, пейзажи наиболее известных старинных парков и их архитектурные ансамбли. Несмотря на разнообразие архитектурных стилей построек и сложность планировки, парк в целом составляет единый ансамбль. Центральным мотивом парка является озеро и гора. Озеро с несколькими островами и длинной дамбой занимает площадь около 264 га. На дамбе и между островами и берегом имеется шесть мостов, представляющих собой великолепные архитектурные сооружения. Летом почти вся поверхность озера покрывается цветущими лотосами. Чтобы отдохнуть и полюбоваться озером, на его берегу специально построена галерея длиной 400 м. Находящиеся на горе многочисленные павильоны и дворцы образуют сложный комплекс отдельных замкнутых садов-двориков, внутри которых разводятся древовидные пионы, магнолии, устроены каменистые сады и бассейны для декоративных рыб и лотоса. Северный склон горы занят ландшафтами лесного типа. Под горой извивается ручей. Пейзажи берегов ручья имитируют пейзажи, характерные для провинций, расположенных южнее Янцзы.

Особенности садово-паркового искусства обоих направлений (северного и южного) в основном можно свести к следующим положениям:

- основным образцом для садово-парковых строителей служит природа – природные пейзажи страны;

- для паркового пейзажа используются образы, взятые из живописи;

- рельеф обрабатывается с большой тщательностью. Искусственные горы, холмы, скалы, пещеры, озёра, ручьи создаются так искусно и натурально, что воспринимаются как созданные природой. Скальные устройства занимают в садах одно из первых мест. В Китае процветает даже особое ремесло каменщиков, специально занимающихся отделкой садовых камней и устройством скал;

- вода является важнейшим элементом сада. По китайским традиционным канонам, местоположение для сада должно быть выбрано с видом на воду.

Большая часть водного пространства озёр и бассейнов занята водяными лилиями и лотосами. Непременные обитатели китайских водоёмов – декоративные рыбы;

- китайские старинные сады наполнены всевозможными сооружениями, фарфоровыми и бронзовыми изделиями в виде урн, фонарей, скульптурных изображений птиц и животных. Вокруг сада или внутри него часто устраивается крытая черепицей галерея, позволяющая любоваться парком при любой погоде;

- ассортимент деревьев в китайских садах очень разнообразен, и чем южнее расположен сад, тем богаче видовой состав деревьев и кустарников. Особой любовью пользуются сосна, можжевельник, плакучая ива, бамбук, магнолия, декоративные персик и миндаль, древовидный пион.

Первые сведения о японских садах относятся ко времени правления императора Суико (592-628 гг. н. э.). Японцы считали садоустройство своеобразной живописью и широко использовали при создании сада пейзажи, изображённые на картинах.

Планирование японского сада начинается с выбора сюжета. Часто всего главными в сюжете являются горы и холмы, камни и вода. Однако иногда в садах нет конкретного изображения холмов, родников или рек, а есть лишь отвлечённый намёк на их форму – символ. Тогда возникает так называемый «сухой пейзаж», стремящийся передать красоту долин и ущелий, быстрых горных потоков без применения воды. В символических садах основную роль играет камень. В Японии имеются сады, состоящие лишь из камней и песка. Одним из знаменитых садов этого типа считается сад Риоан-джи в Киото. Сад имеет форму удлинённого прямоугольника. Плоская его поверхность посыпана крупным белым песком, на котором находятся 15 камней различной формы и величины, расположенных в группах по 2-3 или по 5 камней. Белый песок обрабатывается бамбуковыми граблями, чтобы равномерными бороздами создать иллюзию морских волн. Здесь нет никакой растительности, но благодаря своим пропорциям и искусному расположению камней этот сад считается выдающимся произведением садового искусства Японии.

Из растительности особым почётом в японских садах пользуются вечнозелёные деревья – лиственные и хвойные. Центральное место занимает запечатлённая тысячами художников в гравюрах и рисунках характерная для японского пейзажа сосна.

Японцы говорят, что садовые деревья «не терпят удаления от родины», поэтому деревья, которые растут на горах, никогда не сажают на берегу около воды и, наоборот, прибрежные деревья не сажают на горах.

В японском саду открытые пространства и лужайки редко заполняются газоном. В тенистых участках сада японцы предпочитают использовать мох.

Характерной чертой японского сада являются также карликовые деревья, выращенные в горшках. Деревья эти закручены и согнуты, но выглядят так, будто не рука человека, а природа придала им эти странные формы. Цветы в японских садах – редкое исключение. Однако в прудах почти всегда выращиваются ирисы, лотос и лилии.

2.2 Западноевропейское садово-парковое искусство В Европе первые сады появились в Древней Греции. В древнегреческих садах деревья часто располагались в систематическом порядке, образовывая правильной формы рощи. Аллеи и дорожки были прямолинейными и украшались статуями, фонтанами, бассейнами, вазами, колоннами, башнями, мраморными храмами и т. п. В центральных местах сада устраивались песочные арены для гимнастических упражнений, окружённые тенистыми беседками для отдыха.

Древние греки обладали довольно обширными сведениями о растительном мире. В своих работах греческий учёный Гиппократ (460-377 гг. до н. э.) перечисляет около 250 названий растений, Аристотель (384-322 гг. до н. э.) приводит описание 500 растений. Греческая мифология содержит много преданий о цветах, особенно о розе – излюбленном цветке древности. Греческий историк Геродот рассказывает, что сады царя Мидаса в Македонии славились шестидесятилепестными розами, превосходящими по запаху все остальные. Теофраст упоминает о столепестной розе – центрифолии, росшей в Македонии и Финикии. В работах Аристотеля впервые даётся наставление по возделыванию роз.

Сады Римской империи вначале носили чисто утилитарный характер.

Одним из таких садов был сад римского поэта Горация (65-8 гг. до н. э.). Он состоял в основном из разнообразных плодовых растений – маслин, яблонь, груш, ягодников, однако в нём были представлены и декоративные деревья – платаны, буки, лавры, кипарисы, размещённые живописными группами. Сад был окружён живой изгородью из подстриженного кустарника, беседки и перголы увиты виноградом и плющом. Впоследствии благодаря выросшему могуществу империи, покорению Греции и других стран в Рим стекались несметные сокровища, награбленные римскими легионами во всех странах света, в том числе и прекрасные произведения искусства. Эти огромные богатства сосредоточились в руках небольшой правящей касты. Вокруг Рима возникают роскошные виллы и великолепные сады с колоннадами, купальнями, гипподромами (ипподромами), библиотеками, музеями и т. п. В описаниях (1 в. до н. э.) отмечен прекрасный пейзаж, окружающий виллу в Тоскане, геометрически распланированный партер с расположенными в нём стрижеными деревьями и кустарниками самой причудливой формы. Искусство стрижки растений в эту эпоху ценилось выше всего и входило в число обязательных знаний садовника.

Сад при римских виллах обычно разделялся на три главные части:

1) декоративный сад – состоял также из трёх частей:

- прогулочной – располагалась на первой террасе, непосредственно перед домом. Геометрически правильно распланированные дорожки, обсаженные стриженым буксусом, разделяли эту площадь на целый ряд небольших участков. Внутри этих участков устраивались газоны или цветники из различных низких цветов: фиалок, нарциссов, гиацинтов, тюльпанов, левкоев. Иногда на этих участках сажали розы, олеандры, жасмин, гранаты или же заполняли их выстриженными из буксуса фигурами различных фантастических животных. С террасы открывался вид на окрестный пейзаж. Непосредственно к самому дому примыкал небольшой особый садик, окружённый высокой каменной оградой и засаженный всевозможными вечнозелёными деревьями. Такой садик у римлян назывался «виридариумом». Виридариумы, по-видимому, служили для вечерних пиршеств;

- проезжей – использовалась для верховой езды или прогулок на носилках. Широкие тенистые аллеи этой части вели к местам, с которых открывались красивые виды на окружающие окрестности. В богатых виллах сеть дорог устраивалась наподобие цирка или гипподрома, внутри которого помещались партеры, газоны или куртины красивоцветущих кустарников;

- парка – представлял собой лес, пересечённый аллеями для прогулок. Тут же имелись рыбные пруды и колоссальные многоэтажные птичники, где откармливались тысячи различных птиц. Такие парки занимали довольно значительную площадь (120-150 га);

Плодовый сад.

Плодовый сад, виноградник и огород располагались отдельно от виллы и разделялись прямыми аллеями на ряд правильных участков. На этих участках высаживались плодовые деревья: грецкий орех, каштаны, инжир, шелковица, айва, сливы, вишни, абрикосы, персики, миндаль и т. д. Из виноградных лоз образовывали аллеи. Иногда в качестве опор аллей использовались деревья, специально посаженные для этой цели. В огороде разводили различные овощи: капусту, огурцы, петрушку, сельдерей и т. д. Ассортимент растений в римских садах отличался значительным разнообразием. Из завоёванных стран римляне вывозили много плодовых и декоративных растений, что способствовало обогащению флоры их садов.

С крушением Римской империи пришли в упадок и великолепные декоративные сады. Но декоративное садоводство, достигшее в эту эпоху такого высокого уровня развития, вошло в сокровищницу человеческой культуры и впоследствии, начиная с конца средневековья, и особенно в эпоху Возрождения, оказало сильное влияние на дальнейшее развитие садово-паркового искусства.

Экономические и социальные условия средневековья не способствовали развитию декоративного садоводства. Стеснённые крепостными стенами средневековые замки, монастыри и города не предоставляли возможностей для устройства больших садов. Подробных описаний и изображений средневековых садов почти не сохранилось. Наглядное представление о них дают только росписи, уцелевшие на стенах церквей, и миниатюры, иллюстрирующие ряд рукописных произведений того времени. Сады занимали небольшую площадь прямоугольной формы и примыкали непосредственно к домам. Вся территория сада обносилась высокой каменной стеной, увитой изнутри виноградом или плющом. По бокам, а иногда крест-накрест устраивались крытые аллеи и беседки.

Одной из характерных деталей средневекового сада являлся лабиринт – участок сада с причудливым рисунком дорожек, окружённых плотной стриженой зеленью, с одним или несколькими выходами, которые трудно найти. Это устройство позволяло на сравнительно небольшом пространстве получать много места для прогулок. В центре сада устраивался небольшой бассейн или фонтан. Растения высаживались строго по сортам на маленьких квадратных грядках, расположенных в линейном порядке. Наибольшее внимание уделялось душистым цветам (розам, лилиям) и лекарственным растениям.

Стремление подробно изучить лекарственные и другие полезные растения привело к устройству ботанических садов. Первый ботанический сад в Европе был создан в Италии (г. Салерно) в 1309 г. Затем на протяжении XIV в. такие сады возникали в Венеции, Падуе, Пизе, Болонье и в других городах. В этих садах культивировались преимущественно лекарственные растения.

Эпоха Возрождения – период появления крупнейших мастеров в различных областях искусства, в том числе садово-парковом. Наибольшего расцвета искусство этого периода достигло в XIV-XVII вв. в Италии. Особый тип садов, созданный в эпоху Возрождения, зародился во Флоренции. Первые сады Флоренции по типу планировки очень близки к классическим садам Римской империи. Однако в них постепенно появляется много новых элементов, заимствованных от культуры мавров и с Востока, с которым Италия вступила в тесную связь. В XVI-XVII вв. выходит целый ряд крупных сочинений, посвящённых устройству садов. Сад обычно помещался позади виллы и разрезался длинными и широкими аллеями на квадраты, заполненные газонами, виноградниками или плодовыми садами. Края аллей засаживались шпалерами роз или других цветущих растений. Цветники размещались возле самой виллы. Им отводилась большая площадь, устраивались они с изысканной роскошью. Деревья и кустарники, окаймлявшие цветочные партеры, подвергались фигурной стрижке, образуя боскеты, арки, купола. Сады были заполнены различными архитектурными постройками и скульптурными произведениями. Наиболее полного развития сады достигли в Риме и в его окрестностях. В XVI в. вокруг Рима возникает целый ряд знаменитых вилл, частично сохранившихся и до наших дней.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 3593; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.052 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь