Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Ботанических и других специальных садов.



Расположенные зелёным кольцом вокруг городов, индустриальных центров и курортов лесопарки и примыкающие к ним пригородные леса защищают их от неблагоприятных ветров, снежных заносов, задымления, они выполняют роль «фильтров» города, служат мощным источником свежего воздуха. Пригородные леса и лесопарки – лучшие места для устройства домов отдыха, санаториев, спортивных баз, пионерских лагерей и других оздоровительных учреждений (занимают одно из центральных мест). Советские строители разработали основные принципы планировочной и пространственной организации лесопарка, технику проведения мероприятий по реконструкции лесного ландшафта и превращению его в парковый, методы ландшафтной таксации лесных насаждений.

Особый раздел садово-паркового строительства составляют курортные парки (тихий отдых и прогулки). При создании курортных парков одной из главных задач является выявление красоты природы (Кавказские Минеральные Воды, Черноморское побережье Крыма и Кавказа).

Положительное влияние на качество строительства парков оказывают ботанические сады.

2.5 АРТ-ландшафты К концу XX века среди всего многообразия садов выделяется определённая группа, имеющая резкое отличие от традиционных представлений о саде, – это так называемые «АРТ-ландшафты». Сады этой группы используют язык садовых символов, но форма и структура таких садов сходны с произведениями беспредметного искусства XX века. В этих садах идея превалирует над традиционными характеристиками сада. Другой отличительной особенностью этих садов является использование в них новых технологий и материалов.

Основные черты современных садов:

1) в связи с ограниченностью территории, на которой проектируются эти сады, они выстраиваются как музейные экспозиции;

2) большое внимание уделяется деталям;

3) иногда проектируют сады только из искусственных материалов, но по правилам ландшафтного искусства с использованием непривычных способов создания «АРТ-ландшафтов»: стекла в разных видах, металла, краски, синтетических материалов;

Архитекторы подходят к созданию таких садов как к картине; весь сад чаще всего воспринимается как единая композиция.

«АРТ-ландшафты» – это своеобразные лаборатории, в которых зарождаются новые идеи, демонстрирующие перспективы дальнейшего развития ландшафтной творческой мысли.

Среди таких особенностей «АРТ-ландшафтов» могут быть выделены следующие:

- ассоциативные связи и взаимопроникновения разных видов искусства, таких как музыка, живопись, театральное действо, скульптура и архитектура, в ландшафтное творчество;

- интернациональный характер формообразования садов. Современные сады проектируются в неком поле влияний различных культур и традиций вследствие открытости мира и прозрачности границ между государствами.

«АРТ-ландшафты» являются наглядной иллюстрацией связи искусства и новейших технических достижений.

В XX веке в искусстве возникло множество течений и направлений, быстро сменяющих друг друга. Появление «АРТ-ландшафтов» – яркий показатель проникновения новаций искусства и науки XX в. даже в такую традиционно консервативную область искусства, как ландшафтная архитектура.

Современные сады не являются воплощением какого-либо стиля или направления в чистом виде. Не существует больше жёстких канонов, по которым создавались китайские сады, французские или английские парки. Как и во всех сферах человеческой жизни, в ландшафтной архитектуре происходит интеграция науки и искусства, новых методов и философии восприятия.

На сегодняшний момент в мире существует великое множество разнообразных вариантов садов: традиционные сады, чьи истоки уходят в глубокую древность; сады-скульптуры; сады, составляющие неразрывное целое со зданием; сады, опирающиеся на принципы современного беспредметного искусства.

Сейчас традиционные подстриженные газоны применяются всё реже изза весьма трудоёмкого и энергорасточительного ухода за ними. Прогрессивная часть садовых дизайнеров всё более склоняется к натуралистическим посадкам растений, взятых из дикой природы. Возник новый термин – «неодикость», позволяющий делать различие между действительно дикой природой, которой остаётся всё меньше, и попытками компенсировать утраченное, восстанавливая в ландшафтах как бы «первозданную природу».

Таблица 2. Основные группы садов 1) Сад как часть Обыгрывается естественная красота участка, его флоры, окружаюприроды той щей местности; близок традиционному саду, отличаясь от него расместности, где он тущими видами: вместо прихотливых, трудоёмких в уходе садовых проектируется растений в этих садах используется местная флора, что позволяет не только сохранить растительность той местности, в которой находится сад, но и показать её красоту. Кроме того, снижается потребление энергии и воды, необходимых для ухода за таким садом, по 2) Сад как часть К концу XX века появились принципиально новые здания, способинженерных ствующие решению многих экологических проблем, и сады станосистем вятся в них одним из существенных элементов. Реализация этих проектов связана с защитой окружающей среды, повышением качества среды обитания человека, сохранением природных богатств.

Эти энергоэффективные здания хотя и построены в мире в большом количестве, пока ещё не стали ведущим течением в архитектуре 3) «Зелёная - Синтез сада и здания, представляющий единое целое (появились в архитектура» 70-х гг. прошлого века) – зелёные фасады зданий, сады на крышах – то есть всё то, что позволяет внести в городскую среду растительную жизнь.

Идеалом красоты нового стиля стали природные ландшафты – луга, степи и прерии, горы и пустыни, леса и речные долины. Новый стиль черпает идеи из природы той страны, в которой создаётся сад. Создаваемый сад даёт обобщённый образ местности, в которой он разбивается.

Существуют два пути для создания такого типа сада:

1) облагораживается существующий участок земли. Из такого сада удаляются объекты, мешающие и отвлекающие внимание наблюдателя от природной гармонии; соседские постройки маскируют, неприглядные сооружения определённым образом стилизуют, мусор и всё лишнее удаляют. Философичность такого сада заключается в способности человека по внешним признакам: грубой коре, молодым листьям, проросткам, набухшим бутонам – судить о внутреннем смысле вещей и явлений.

Создаётся искусственный «дикий сад». Планировка проста и представляет собой целостную и законченную живописную природную композицию.

Часто основу посадок образуют декоративные злаки, привлекающие взгляд волнующимся от ветра морем листьев и метёлок-соцветий. В последнее время часто используют и так называемые сорные травы – растения, наиболее устойчивые к условиям данной местности. Между ними высаживают устойчивые в местном климате сорта садовых цветов. Сад должен слиться с окружением, создавая у хозяев впечатление «дикости» и первозданности.

Инженерное использование сада – это «новый симбиоз природы и техники». «Энергоэффективные здания», как новое направление в экспериментальном строительстве, появились после мирового энергетического кризиса 1974 г.

В основе концепции проектирования современных зданий лежит идея, что качество окружающей нас среды оказывает непосредственное влияние на качество нашей жизни.

Американский учёный Дэвид Орр сформулировал принципы, в соответствии с которыми должно проектироваться и строиться энергоэффективное здание:

1) строительство и эксплуатация здания должны способствовать развитию технологий, связанных с использованием окружающей среды;

2) строительство здания должно способствовать созданию ландшафта, повышающего биологическое разнообразие видов растений;

3) здание не должно «производить» никаких сточных вод, то есть здание должно не только потреблять, но и сливать воду, пригодную для питья;

4) здание должно производить больше электрической энергии, чем использовать;

5) в здании не должны использоваться никакие канцерогенные, мутагенные или вызывающие эндокринные заболевания материалы;

6) энергия и материалы должны использоваться максимально эффективно;

7) здание должно использовать материалы и оборудование, произведённые без ущерба для окружающей среды;

8) строительство и эксплуатация здания должны способствовать развитию экологической компетентности и внимательного отношения к окружающей среде.

Здания замкнутого цикла – это более совершенные, чем энергоэффективные, системы, использующие нетрадиционные возобновляемые источники энергии и не требующие внешних поступлений воды.

Одно из наиболее активно развивающихся направлений в современной архитектуре – использование садов в здании как одного из элементов инженерной системы. Здесь сады несут не только эстетические, но и иные функции: являются теплоизоляцией, участвуют в процессе очистки сточных вод, включены в систему вентиляции помещений (Башня Коммерцбанка, Норман Фостер, Франкфурт-на-Майне, Германия, 1997 г.). В здании используются, главным образом, естественное освещение и естественная вентиляция, имеется атриум, проходящий от уровня земли до самого верхнего этажа, из каждого офиса или части здания открывается вид на город. Спирально по всему зданию расположены зимние сады высотой в четыре этажа – они улучшают микроклимат и создают совершенно иную экологическую обстановку.

То есть в городах, где разрыв с природой наиболее заметен, возможность применения садов как части инженерной системы возвращает среде комфорт, а дома превращает в оазисы зелени и уюта.

Сад является необходимой частью разрабатываемых сегодня зданий замкнутого цикла. Разработка подобных зданий, которые не требуют внешних источников энергии и воды, давно занимает инженеров и архитекторов. В 2000 г. в Оберлине (Огайо, США) был открыт Центр по изучению окружающей среды.

Самая главная идея в архитектуре и строительстве XXI века – природа не пассивный фон деятельности человека: может быть создана новая природная среда, обладающая более высокими комфортными показателями для градостроительства и являющаяся в то же время энергетическим источником для систем климатизации зданий.

Поэтому одной из основных инновационных экологических особенностей проекта Центра стал сад с установкой очистки сточных вод, усовершенствованной Джоном Тоддом. Принцип использования сада как основной составляющей нового поколения зданий показывает, что сады теперь играют в архитектуре эстетическую и практическую роль (улучшают экологию здания, создают комфортные условия для жизни и работы людей, повышают само качество жизни).

Первые образцы подхода «зелёная архитектура» появились в 70-е гг. XX в. («Дом в холме» архитектора Артура Квормби, Йоркшир, Англия, 1974 г.; «Резиденция Брунселль» архитектора Оби Баумэна, Калифорния, США). Единство линий и форм проекта со средой, органичное слияние силуэта здания с географическим рельефом, использование при строительстве местных материалов создают гармонию архитектурного комплекса и окружающей природы.

«Зелёные коттеджи» становятся всё более популярными – люди хотят жить в уютных домах-«норках». В 1993 г. в Швейцарии Петером Ветшем был построен на берегу водоёма целый комплекс из 9 домов. Эти дома больше напоминают холмистый природный ландшафт или белые барашки волн, чем жилую архитектуру. Невозможно понять, где заканчивается зелёный дёрн и начинается собственно дом – архитектура и ландшафт действительно составляют единое целое.

К «зелёной архитектуре» исследователи (Джеймс Винес) относят и покрытые растениями крыши или затянутые лианами фасады городских домов.

Существует множество вариантов озеленения города. На площадях, в скверах и вдоль трасс располагаются крупные цветники, на более ограниченном пространстве – небольшие клумбы. Городские цветочные посадки могут быть любых форм и очертаний.

Для фоновых посадок применяют боярышник, кизильник, ель обыкновенную.

Из кустарников в миксбордере используют также лох серебристый, сосну горную, можжевельник казацкий. Контур миксбордера от аллеи должен быть удалён не менее чем на 40-50 см (для лучшего восприятия). Полоса между аллеей и бордюром – стриженый газон.

Ассортимент цветочных растений для миксбордера подбирается таким образом, чтобы те, что уже отцвели, поддерживали композицию и цветение других своей листвой. При подборе ассортимента важно учитывать форму и окраску листьев, так как цветение каждого вида длится относительно недолго и цветущие дополняются декоративной листвой других. Чтобы правильно подобрать растения, надо знать все их особенности – высоту и диаметр куста, сроки цветения, совместимость с другими видами.

Альпинарий – научно-экспозиционная зона горных растений в ботаническом саду.

Рокарий, или каменистый сад, – приём декоративного цветочного оформления. Для устройства каменистых садов используют участки с неудобным или нарушенным рельефом (откосы, выходы каменной породы и т. п.). На плоском рельефе большой рокарий будет выглядеть не только искусственным, но и стоить намного дороже, чем на склоне. Декоративная особенность рокария – концентрация на малой площади большого количества разнообразных растений.

Каменистые цветочные композиции рекомендуется устраивать на склонах, хорошо освещённых солнцем. В засушливое время неприхотливые растения находят влагу под камнями и на камнях, на поверхности которых при перепаде температур в ночное и дневное время конденсируется влага. Кроме того, камни служат как бы основой для растений, растущих подушкой. Из камня устраивают террасы, ступени.

Известны и вертикальные композиции на тему «цветы и камень» в виде подпорных стенок с пазами для растений. В каменистых садах можно использовать все многолетники, многие кустарники и даже отдельные деревья. В любой рокарий в большом количестве высаживаются различные ковровые растения.

Они быстро разрастаются, покрывая землю, большинство из них обильно цветёт. Однако применение только почвопокровных ведёт к однообразию, поэтому с ними высаживаются средневысокие и высокие многолетники. Украшают рокарии и кустарники, в том числе совсем маленькие высотой 5-15 см (иберис вечнозелёный, ацена, или немного повыше – вереск, курильский чай, дафна и т. д.).

Применяются и карликовые стелющиеся формы деревьев типа сосны горной.

Розарий – один из видов тематических, или моносадов (их названия происходят от вида цветочных растений или красиво цветущих кустарников – розарий, георгинарий, сиренгарий и т. д.). В розариях часто используют естественный камень в виде плит дорожек, которыми разделяют участок на квадраты для удобства ухода и осмотра. Отдельные участки в крупных композициях разделяют также невысокими подпорными стенками.

Модульный цветник – цветник, в основу композиции которого положен тот или иной повторяющийся геометрический элемент.

Партер – декоративная композиция на горизонтальной плоскости с минимальным применением высотных элементов (кустарники, скульптура). В XVII-XVIII вв. партеры были обязательным элементом дворцово-парковых ансамблей. Основное требование к партеру – полный охват его взглядом при совпадении продольной оси партера с основной осью обозрения. Обычно партеры имели прямоугольную форму с соотношением сторон 1: 4, 1: 7. Классические условия построения партера требовали, чтобы он был вытянутой формы, учитывал условия зрительного перспективного сокращения. Середину партера рекомендовалось слегка приподнять для уничтожения оптического впечатления прогиба. Если участок имел значительный уклон, то партер решался в виде двух или более террас, отделённых друг от друга подпорными стенками или переходными откосами.

Особого совершенства оформления партеры достигли в период расцвета регулярных парков Франции во второй половине XVII в., оказавшего огромное влияние на развитие садово-паркового искусства всех стран Западной Европы и России. В этот период партеры становятся неотъемлемой частью регулярных композиций, располагаются в самых ответственных местах – перед дворцами, на главной оси ансамбля. Классическим примером является партер в подмосковной усадьбе Архангельское. Чистый, светлый газон, обрамлённый по боковым сторонам рядами стриженных лип и стеной хвойного леса, обогащён только мраморной скульптурой.

Сегодня партеры используют как композиционный приём на подходах к парку, перед крупными общественными зданиями. Одна из отличительных черт партера – чёткое отграничение его от прилегающих участков.

По преобладающему внешнему виду покрытия партеры делятся на две группы: газонный («зелёный ковер»); цветочный.

Если в партере имеется водное зеркало, фонтаны, его называют водным партером.

В прошлом партеры устраивались очень сложные, напоминающие искусные вышивки: покрывались затейливым орнаментом из цветов, ковровых растений, а также из «мёртвых» материалов – толчёного кирпича, угля, стекла, цветного песка и т. п. Часто их украшали скульптурами, фонтанами. Из истории садово-паркового искусства известны партеры кружевные (узорчатые), наборно-орнаментальные, английские (только из песка и газона), разрезные, т. е. цветочные.

В наши дни сложные орнаментальные партеры можно увидеть только лишь перед памятниками архитектуры, для эпохи создания которых был характерен такой приём.

Буленгрин – регулярный участок в парке, который является разновидностью партера, несколько пониженного относительно уровня окаймляющей его дорожки. Центральная часть буленгрина оформляется газоном. Остальное – откосы, также покрываемые газоном.

Основа современного партера – газон (однородный, коротко и тщательно подстриженный). Отсюда и понятие, существующее в зелёном строительстве, – партерный газон, т. е. самого высокого качества.

Современные цветочные партеры также имеют в основе газон. Лаконичное цветочное оформление устраивается в виде каймы из роз, рабаток из низких однолетних растений, применяются ковровые растения, которые высаживаются с отступом от края для лучшего восприятия. Орнаментальные цветочные посадки обычно несложны. Цветочный партер может представлять собой и плоскость, покрытую однородными цветами.

При проектировании партеров с орнаментальными посадками необходимо учитывать, что зрительно рисунок не искажается в пределах полосы шириной не более 3 м от края аллеи или дорожки.

Ковровые растения отличаются тем, что в них особое значение имеет окраска листьев. Обычно ковровые растения в партере до стадии цветения не допускаются, так как их систематически стригут, поддерживая высоту 6-12 см.

Не следует смешивать понятия партер и партерное решение. Партер – это самостоятельный тип зелёных насаждений. А партерное решение – архитектурно-ландшафтный приём, который может быть использован при организации самых различных элементов ландшафта населённого места. Сквер не является партером, но может иметь партерное решение, когда в нём преобладает низкая растительность, он целиком обозревается и т. д. По типу партеров устраиваются крупные выставочные цветники. Они достигают (особенно в ботанических садах) площади до нескольких сот квадратных метров.

Крупные партерные композиции, как правило, имеют нейтральную цветовую основу.

Газон – низкий дерновый покров, создаваемый искусственно в основном из многолетних трав (злаков). Все газоны играют важную роль в охране и оздоровлении окружающей человека среды (регулирование температурновлажностного режима, защита от пыли, восстановление и поддержание кислородного баланса и т. д.), имеют большое эстетическое значение в ландшафте городов и сёл.

Различают газоны: декоративные (партерные, обыкновенные, луговые);

спортивные.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 873; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.03 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь