Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 1. Предмет и основные концепции современной философии науки



Тема 1. Предмет и основные концепции современной философии науки

 

Тема 2. Наука в культуре современной цивилизации

Тема 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

 

Возникновение науки

В философии и методологии науки существует общепринятое положение, что этапу становления науки предшествовал этап накопления донаучного, предпосылочного знания. И к таковым, прежде всего, относится рациональный знаниевый пласт внутри мифологического мировоззрения: описание явлений природы, исторических событий, попытки ответа на вопросы, такие, как откуда берется ветер и куда он, потом исчезает, как делаются и устроены вещи, как устроен человек, и т.д.

В ряде мифов (у Гомера и Гесиода) появляются отдельные сведения географического, метеорологического, астрономического характера. Углубляются социальные знания: если в ранних мифах разговор шел в основном об отношении людей с природными процессами, богами, то в мифах позднего периода появляется идея общественной сущности человека и зависимости от этого природных явлений: преступления могут расстроить ход природных процессов. Так, в греческой мифологии есть сюжет: в Фивах началась эпидемия чумы исключительно по причине, что правителем этого города оказался отцеубийца (миф об Эдипе). В китайской мифологии появляется тезис " все зависит от людей".

По мере развития производящего хозяйства и появления ремесленно-технологических новаций в эпоху речных цивилизаций, в ходе дальнейшей эволюции мифов постепенно из них выкристаллизовываются зачатки астрономических, математических, социальных и других знаний. Во-первых, углубляются знания о человеке: в индийских комментариях к мифам – «Упанишадах», имеют место попытки понять внутренний мир человека, его психику.

Практика земледелия вела к необходимости точной количественной оценки размера засеваемых, заливаемых, убираемых площадей. Появление земледелия требовало точных астрономических знаний: возникают специальные приспособления для наблюдения за светилами, списки первых созвездий, знаки зодиака, имевшие названия животных. Появление чеканных денег также приводит к необходимости точных количественных оценок.

В Египте, Шумерах, Вавилонии, Китае бурно развивается математика. Древние математики вычисляют площадь круга, треугольника и четырехугольника, объем усеченной пирамиды, параллелепипеда, цилиндра. Появляется десятичная система счёта. Решаются задачи на уравнения первой и второй степени, равенство и подобие треугольников, арифметическую и геометрическую прогрессию. Возникают и имеют хождение таблицы умножения, обратных величин, квадратов, кубов.

В центрах древних цивилизаций возводятся монументальные сооружения – храмы, пирамиды, дамбы, каналы, при этом начинают использоваться чертежи и эскизы. С помощью математики оформляются строгие каноны искусства: разрабатывается система «гармонического пропорционирования» – в частности, пропорционирование человеческой фигуры, основой которой является число 1, 618. Строгая симметричность и монументальность создавали ощущение равновесия, покоя, устойчивости и символизировали вечность.

Определенный круг донаучных знаний создавался в школах, где велось преподавание грамоте и счету. Здесь в процесс обучения мыслительная деятельность, необходимая при преподавании, особенно при подготовке пособий, выводила на постановку и решение проблем – в частности математических, лишенных какого бы то ни было практического значения. Таким образом, уже в древнем мире наряду со стратегией обобщения практического опыта как варианта добывания знаний возникает другая стратегия – конструирование теоретических установок во взглядах на отдельные вопросы.

Древняя медицина развивается по двум направлениям; практической и магической, лекарем был либо колдун – заклинатель, либо врач-практик – костоправ или знаток лечебных трав. Возникают пособия для знахарей, например в 3-м тыс. до н.э. в Вавилонии была составлена табличка, включающая в себя 40 всевозможных рецептов.

В период древних цивилизаций возникает первый образец правовой мысли. Это были законы вавилонского царя Хаммурапи (XVIII в. до.н.э.), включавшие 282 пункта, охватывающие многие стороны жизни древних людей. Там имелись зачатки гражданского, уголовного, административного права.

Однако все вышеперечисленные начала рационального знания нельзя назвать научными по следующим причинам:

1. Они добывались преимущественно путем простейших индуктивных обобщений непосредственного практического опыта (в частности древнеегипетские таблицы сложения и вычитания целых чисел были результатом обобщения такого практического опыта, как собирание камней, необходимых для постройки дома; подсчета количества животных собираемых в стадо и др.), циркулировали и передавались стихийно, изустно, внутри семьи, касты, цеха и функционировали как набор готовых рецептов деятельности, в частности, вычислять требуемые величины нужно было именно так, а не иначе.

2. Данные простейших астрономических, биологических, геофизических наблюдений, технических и математических навыков тесно переплетались с верой в волшебную силу воображения и заклинания, в магию космических чисел 3, 4, 5, 10. Этот опыт превращался в предмет поклонения и таинства.

3. В основе получаемых древними знаний лежало описание и внешняя классификация, вопрос же «Почему? », с которого, собственно, и начинается наука, не ставился. В связи с этим получаемые эмпирические знания оставались догматическими, рационально не обоснованными, никаких доказательств, аргументировавших применение того или иного приема, не было. Внимание древних жрецов-ученых всегда концентрировалось на частной задаче, приурочивалось к «случаю», от нее никогда не перебрасывался мост к теоретической интерпретации этой задачи в общем виде, то есть универсальных алгоритмов, системы решения не существовало, принцип «познание ради познания» не работал.

4. Производство и трансляция знаний носила авторитарный характер: монополией на ученость обладали жрецы, их предписания были законом для всех… В результате сложившийся тип познавательной деятельности в сочетании с отсутствием демократизма в общественной жизни, а следовательно, отсутствием ценности рационального знания, ограниченным его объемом, крайне медленным ростом, не выводил представления о мире Древнего Востока на уровень научного знания.

5. Следует также иметь в виду, что труд ученых и специалистов в древности презирался и считался, как и труд ремесленника, не достойным гражданина, ибо трудились они не на себя, а на других. Всякому уважающему себя гражданину необходимо было быть лишь хорошим земледельцем и доблестным воином. Поэтому особой тяги к знаниям в древнем мире не было. Добыванием знания занимались либо те, кто не мог жить без них, либо презираемые ремесленники, торговавшие своими знаниями, в обоих случаях люди труда и подвижники. По этой причине древний мир и дал человечеству первоклассных ученых, писателей, художников, поэтов.

Становление науки из мифологии, преднаучного знания произошло лишь в 7–6 веках до н.э. в древней Греции, где к этому времени сформировалась культура соответствующего качества, в частности, определенный уровень социально-экономического развития.

Так, в Греции в период становления философии и науки дворцовая система сменяется мелкими частными хозяйствами, исчезает институт унаследования профессий, гомеровский грек становится " универсалом", его ремесленно-торговый способ жизнедеятельности пронизан духом постоянного обновления, инициативы, соперничества.

Этому способствовало и утверждение городов-государств (полисов), маленьких по размерам, исключивших потребность в громоздкой административной структуре. Существовавшая там выборность государственных и жреческих должностей, отсутствие сословных различий приводили к равноправию свободных греков перед законом, участию каждого в выполнении общественных функций.

Столкновение интересов различных социальных групп утверждалось во многом через борьбу мнений равноправных свободных индивидов на народном собрании. Необходимость выступать в народных собраниях убедительно, логически доказывать правоту своей точки зрения способствовала усовершенствованию искусства устной аргументации, приемов логического доказательства, развитию критичности мышления, чувства гражданской ответственности. На формирование нового способа мышления оказало влияние и то, что религия была чисто гражданским установлением, не накладывающим ограничения на убеждения свободных греков.

Нельзя не учитывать благоприятного географического положения Греции в плане торгово-информационного обмена с другими цивилизациями, имевшего место в связи с развитием мореплавания. Она была открытой культурной системой, что и позволило ей совершить интеллектуальный рывок. Живость ума, любознательность, свободомыслие, веротерпимость, связанная отчасти с наличием смешанного этнического состава греков, также способствовало занятию науками, не регламентировавшимися религиозными и государственными институтами. Это было частным делом свободных граждан.

В результате сформировались греческие наука и философия, для которых было характерно: 1) появление людей (ученых), деятельностью которых было только производство новых знаний, 2) существование познания ради познания, своеобразного принципа теоретичности, проявившегося:

а) в попытках логического обоснования знания;

б) формировании общенаучных, философских категорий;

в) дедуктивности познания – стремлении сначала составить общее представление о мире, а затем строить дальнейшие исследования в разных сферах знания, основываясь на этих представлениях.

При этом следует отметить; что если в древней Греции становление науки осуществлялось одновременно с философией (натурфилософия) в VII-VI вв. до н.э., то в других центрах древней цивилизации – Индии и Китае – имело место возникновение только философии. Наука в этих центрах находилась еще в состоянии инкубационного периода.

 

Античная наука

Период становления греческой (европейской) науки (VII-VI вв. до н.э.) характеризуется тем, что зачатки естественно-научного и философского знания были на раннем этапе не расчленены вплоть до IV в. до н.э. Первые европейские ученые и философы (любители мудрости) – Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит, – опираясь на факты и логику, впервые мыслили вещи не фантастически, а стремились к естественно-научному, безличному, целостному описанию природы, космоса, мира. Так милетцы впервые стали рассматривать природу как независимый от богов саморегулирующийся процесс возникновения и гибели вещей. Такой подход получил название натурфилософского – философия природу, учение о природе.

Осуществляя многочисленные наблюдения за поведением планет, Солнца, природных и общественных явлений, используя также и мифологические воззрения (от них полностью устраниться не удалось), они пытались найти как общие законы изменения и устройства мира, так и частные его характеристики. Можно сказать, что европейская наука и философия зародились тогда, когда Фалес (625 – 547 г. до н.э.) попытался все многообразие видимых явлений объяснить из единого начала, свободного от мистики.

Причем первые европейские ученые-мудрецы были и естествоиспытателями. Известно, что Фалес проводил астрономические наблюдения, позволившие ему предсказать солнечное затмение. В области математики он положил начало преобразованию египетской и вавилонской математики в дедуктивную науку: доказал равенство углов треугольников, деление круга диаметром на две равные части и т. д. Фалес систематизировал математические знания. Его ученик Анаксимандр систематизировал геометрические знания.

В результате первые европейские ученые, опираясь на опыт и факты, пытаются сконструировать универсальные понятия обладающие качеством метаэмпиричности, являющийся как известно показателем (или точнее прообразом) теоретичности знания. Таковыми понятиями были: вода у Фалеса, апейрон у Анаксимандра, воздух у Анаксимена, логос у Гераклита.

Дальнейшее продолжение греческая натурфилософия получила в трудах Пифагора (вторая половина VI – начало V в. до н.э.) и его учеников. Согласно пифагорейской онтологии, в основе мира (Вселенной) лежит фундаментальная противоположность предела и беспредельного. Существование Вселенной есть постоянный процесс ограничения неограниченного, характеризующегося гармонией, мерой, числом. Мысль о закономерности Вселенной нашла выражение у пифагорейцев в идее строгой, числовой характеристики космоса, природы, человека. Всюду пифагорейцы стремились обнаружить математическую закономерность, порядок и универсальную гармонию. Принцип гармонии выступал у них в качестве высшего мирового закона.

Число у пифагорейцев было, во-первых, сущностью всех вещей; во-вторых, это было нечто вещественное, материальное; в-третьих, числа принимали геометрические пространственные образы; в четвертых они священны, божественны, обладают таинственными, мистическими силами. Числа рассматривались как особые объекты, постигаемые только разумом, они объясняли все многообразие мира. Их изучение было ценным само по себе, независимо от их практического приложения. Отсюда доказательство теорем было ценным занятием ума.

Священным числом и началом всего считалась беспредельная единица, монада, которой противополагалась неопределенная предельная двоица, обнаруживавшая свою двойственную природу в форме чета – нечета, предела – беспредельного. Троица представляла собой первое совершенное число в форме единства беспредельного (1) и предельного (2). Тетрада. (4) – дальнейшее развитие совершенного числа. Декада (5) – наиболее совершенное число, наконец, десять – самое совершенное число, поскольку являлось суммой первых четырех священных чисел. Все остальные числа выше десяти понимались как последующие простые повторения первых десяти чисел.

В пифагорейской науке наряду с доказательством теорем (пример – знаменитая теорема Пифагора) были предприняты попытки соединения геометрических представлений о мире с числовой его характеристикой. Числа как геометрические принципы образовывали из неограниченного, беспредельного пространства определенные формы: 1 – точка, 2 – линия, 3 – плоскость, 4 -тело, земля – куб, огонь – четырехугольник, воздух – восьмигранник и т.д.

Данный принцип и попытка описания всех явлений с помощью числа, геометрических форм нашли применение в космологии, музыкальной (акустической) теории, психологии, этике.

Изучение числовой сущности предметов приводит к образованию неких математических утверждений, которые можно применять для познания различных областей действительности. Так проводя опыты со струнами различной длины, толщины Пифагор пришел к выводу, что высота тона звучания струны обратно пропорциональна ее длине. Используя числовую последовательность 1, 2, 3, 4 – " священных чисел", он установил строгие количественные соотношения, характеризующие основные музыкальные интервалы: октава, кварта, квинта, заложившие основы учения о гармонии.

Большое прикладное значение имело обоснование Пифагором «золотого сечения», применяемого в древности уже давно, но не имевшего логического (в частности математического) обоснования: отрезок, принимаемый за единицу, можно разделить на две части так, что отношение большей части к меньшей равно отношению всего отрезка к большей части. Формула золотого сечения сыграла выдающуюся роль в развитии эстетики античности и эпохи Возрождения, ибо она по словам А.Ф. Лосева обеспечивала «пропорциональность всех делений внутри космоса» (41. С. 612).

Принцип числа как база всего существующего положен пифагорейцами и в основу понимания физиологической структуры человека. Так у пифагорейца Филолая (р. около 470 до н.э.) тело состояло из четырёх элементов: мозг, сердце, пуп и половой член. Соответственно различались и виды деятельности: умственная (идущая от мозга), чувственная (от сердца), укоренение и произрастание зародыша (от пупа), начало извержения семени и зарождение (от полового члена).

Пифагорейцы одними из первых начали применять теорию чисел в этике и психологии (породив феномен мистификации чисел), например, с помощью числа они пытались объяснить нравственные качества: 4 и 9 – справедливость, 10 – совершенство, 7 – судьба, брак (семья) выражались числом 5 (результат сложения женского, четного числа 2 и мужского, нечетного числа 3). Любовь и дружба ассоциировались с числом 8, олицетворявшим собой гармонию.

По мнению известного историка науки Дж. Бернала, «от школы Пифагора ведут свое происхождение две совершенно различные системы мышления. Наиболее абстрактные и логические стороны учения были восприняты Парменидом... и стали основой идеализма Платона... теория чисел в материалистическом содержании была развита Левкиппом и Демокритом». Если у всех предыдущих греческих натурфилософов доказательность и выводимость одного знания из другого вытекали как бы само собой, естественно, то, элеаты в лице Парменида (р. 515 до н.э.) и Зенона (490 – 430 до н.э.) попытались ввести доказательство в форме логических умозаключений, логических правил вывода, применимых везде и всюду.

Парменидовская модель мира основана на недоверии к той картине мира, которая построена на данных органов чувств, количество (вещественность) и качество (идеальное содержания вещи) должны быть разведены: «Нужно опираться только на умозрение», «истинное и осмысленное тождественны», «одно и то же -мысль и бытие», Пытаясь устранить недостатки предшествующих представлений о мире: феноменализм, бездоказательность, непроверяемость практикой и др., -он выступил против дискретных, множественных, изменяющихся, противоположных начал мира. Именно Пармениду принадлежит заслуга в постановке вопроса, как можно непротиворечивым образом мыслить бытие.

Его мир состоит из сплошной массы вещества, лишен пустоты, един, неделим, неизменен, наполнен сущностями, непротиворечив, закончен в себе, шарообразен и возник из смешения огня и земли, тепла и холода, легкого и тяжелого. Ученик Парменида – Зенон – развивает идеи Парменида, придавая им еще большую логическую стройность, он резко противопоставляет чувства разуму (мышлению), анализирует в этой противоречивой связке скрытые посылы, намечает перспективу разрешения данного противоречия.

Физический мир у Зенона противоречив и не может быть истинным, таковым может быть только мышление, не допускающее противоречий. Поэтому рациональное знание истинно, чувственное же знание ведет к неразрешимым противоречиям.

Если допустить существование движения, которое наблюдается в физическом мире, то возникают неразрешимые противоречия, которые Зенон пытается ликвидировать и тем самым разрушить ложное знание с помощью апорий (неразрешимых противоречий). При этом он применяет метод от противного (доказательства правильности не самого утверждения, а абсурдности обратного ему утверждения) и исключенного третьего: Зенон принимает тезисы противника – 1) существует пустое пространство; 2) существует множество вещей; 3) существует движение.

Затем идут логические противопоставления: но ведь каждый предмет должен существовать в каком-то пространстве, следовательно, оно не пустое, пространство и время бесконечно делимы. И далее, допустим, движение существует (стрела летит), но ведь время полета стрелы можно представить в виде множества мгновений, и в каждое мгновение стрела находится в покое. Таким образом, существует два положения – стрела движется (это знание, идущее от чувств, – видимость) и стрела покоится (знание, идущее от разума) – истинное знание.

В апории «Ахиллес и черепаха» доказывалось, что Ахиллес никогда не догонит черепаху, ибо пока он движется к ней, она от него. И эти отрезки бесконечно делимы, а следовательно любая часть этого пути также является бесконечным множеством точек (проблема бесконечно малых величин и сегодня является одной из фундаментальных проблем в математике).

В результате в теории познания было сделано открытие о существовании расхождения между чувственным и логическим: думать можно одно, а видеть другое. То есть Зенон допускал возможность движения только в области чувственного познания, в апориях он хотел выяснить логическую, понятийную сторону движения.

В результате в античной науке и философии в лице элейской школы, были созданы предпосылки для аксиоматического построения знания, вследствие этого имел место решительный поворот к понятийному, дедуктивному, рациональному мышлению; началась аналитическая работа над исходными понятиями философии и науки. С помощью логической расчлененности понятий и метода доказательств было описано многообразие мира, поставлены важные для дальнейшего развития науки, философии проблемы о природе бесконечности, соотношении между прерывным и непрерывным и др.

Итак, уже на раннем (досократическом) этапе развития европейской науки возникают первые примеры теоретической организации знаний: поиск единого основания (первоначал и причин) и выведение из него следствий, принцип выводимости в математике в форме доказательство теорем.

Принцип атомарности, предложенный Демокритом и распространенный на область математики позволил разрешить ряд противоречий, с которыми она столкнулась: еще Зенон показал, что поскольку каждый геометрический объект делим до бесконечности, то, с одной стороны, сумма непротяженных точек равна нулю, а с другой, поскольку их бесконечное множество, – бесконечности.

Демокрит высказал суждение, что число неделимых величин велико, но не бесконечно. Поэтому всякое деление имеет предел в форме конечных, протяженных частиц – атомов. Им была также решена проблема иррационального числа, поставленная еще Пифагором: иррациональное число есть отношение двух целых величин.

Применяет свою атомистическую теорию Демокрит и для обоснования теоремы об объеме конуса, пирамиды и др.: поскольку атом тоже геометрическое тело, то любое тело распадается на плоскости, плоскость – на линии, а линии – на мельчайшие зернышки, атомы. При этом конус есть третья часть цилиндра, пирамида есть третья часть призмы и т.д., но основой всех геометрических фигур является пирамида.

Дальнейшая разработка античной логики была продолжена софистами и Сократом, в форме поисков критерия правильного рассуждения в ораторском искусстве и в диалогах. У Сократа правильным рассуждением является следующее движение мысли: сначала выдвигается пробное определение какого-нибудь общего понятия (любовь, мужество, справедливость и т.д.), затем рассматриваются различные примеры их употреблений, а затем происходит пересмотр, коррекция первоначального определения с целью его соответствия большему кругу жизненных ситуаций.

Платон любые определения, понятия, числа отнес к особому виду бытия – идеям. Для Платона научные знания – это знание общих закономерностей, а задачей научного познания является сведение менее общих понятий к более общим (самым общим началом была идея).

Сначала надо отыскать и описать идею, определяющую каждую отдельную вещь, затем несколько вещей, наконец, надо познать самую общую идею предметов, подлинную природу вещей, то есть их реальную, истинную сущность. При этом Платон везде противопоставлял разум и чувства: чувства есть источник несовершенного знания, они есть лишь предпосылка истинного знания, достигаемого только с помощью логического созерцания своего предшествующего опыта (припоминание). Поэтому логика (диалектика) Платона является самой главной наукой. Диалектика, по Платону, это метод нахождения общего во многом: искусство делить предметы на роды, а внутри них на виды. Диалектика – это также метод восхождения через гипотезы к идеям.

Близко к истинному знанию (диалектике) стоит математика, расчленяющая данные ощущений, упорядочивающая их и приобщающая к созерцанию мира. Однако Платон стремится везде очистить математику от практики, он за применение ее только в логике и против использования в познании конкретных, чувственных вещей, поскольку это делает мудреца ремесленником. Тем самым Платон вслед за Гераклитом и Демокритом не только разводит чувственное и разумное, но и эмпирическое и теоретическое.

В творчестве Платона с помощью теории идей космическое, физическое, математическое, познавательное, эстетическое, этическое, политическое были соединены во взаимосвязанную структуру конкретных знаний. У него вся познавательная проблематика сосредоточена внутри концептуально-теоретических моделей, задаваемых логическим движением мысли. Платон продолжил уже сформировавшуюся в античной науке традицию очищения теоретических понятий от ложных мнений, чувственности, попытки с помощью логических категорий структурировать буквально все: природу, тело, душу, человека, государство.

Отсюда понятна и классификация наук, которую предлагает Платон: статусом абсолютно истинного знания обладала арифметика (царство идей), за ней следовала геометрия, астрономия, гармония (теория музыки). Все они занимали промежуточную позицию между миром идей и чувственно воспринимаемым миром, изучавшимся физикой и космологией.

Аристотель – ученик Платона как и все предшествующие ученые и философы античности, продолжил отыскание прежде всего общего в мире, подчеркивая, что именно в этом цель науки: «Наука есть общее».

Решительно отвергнув платоновскую мысль о врожденном характере общего знания, Аристотель полагал, что процесс постижения общего должен строиться на восприятии единичных явлений и вещей. Аристотель подверг критике изолированную от опыта теоретичность. Наука должна изучать все многообразие реального мира.

Чувственное восприятие и память составляли у него основу опыта. Важным методом при этом являются классификации, упорядочивающие многообразие впечатлений. Затем идет обобщение с помощью категорий (материя, форма, причина и т.д.). Знания как итог познания у Аристотеля должны отличаться: 1) доказательностью, в связи с этим всеобщностью и необходимостью; 2) способностью находить причины; 3) сочетанием в них единства и подчинения.

Аристотель более строго и основательно подошел к проблеме специфики научного и ненаучного знания, определив отличие рационального знания от обыденного. В связи с этим он дает следующую классификацию наук: теоретические – метафизика («первая философия», изучающая первопричины всех вещей); физика – «вторая философия», предметом физики является материя и подвижные «чувственные сущности» (поэтому к физике была отнесена психология); математика (к математике – астрономия). Практические науки – экономика, этика, политика; творческие – риторика, поэтика, искусство, ремесла.

Первой, специфически человеческой формой знания является искусство, куда, помимо риторики и поэтики, Аристотель включал искусство врачевания, гончарное искусство и т.д., то есть зачатки технического знания. По мнению Аристотеля, уже здесь в отличие от опытного знания (которое присуще и животным) вырабатывается общий взгляд на ряд сходных предметов.

Затем по мере увеличения числа искусств возникают теоретические науки, дающие знания причинного типа, опирающиеся на метод расчленения познаваемого объекта и описание его с помощью научных понятий (Аристотель значительно расширил рамки используемых категорий – материя и движение, пространство и время, цель, причина, форма и т.д.), при применении которых использовались логические доказательства (Аристотель разработал логику-теорию правильного рассуждения: закон тождества, противоречия, исключенного третьего).

Законы логики нужны были Аристотелю для решения главной задачи – поиска и доказательства истины. Установить истину, по Аристотелю, значит привести такие основания доказываемого, отрицание которых было бы невозможно. Для достижения истины необходима объективность исходных положений доказательства, а также наличие объективных, не зависимых от субъекта связей мыслей, достигаемых с помощью законов логики.

Данные познавательные (гносеологические) установки стали фундаментом онтологии Аристотеля: он упрекает ранних греческих материалистов за то, что в своих картинах природы они не раскрыли причину движения предметов, «легкомысленно обошли» эту проблему, его картина мира построена на учении о движении вещей и явлений, их основных видах и причинах.

Поскольку у всего существующего есть свои причины, Аристотель формулирует концепцию четырех причин: материальная, движущая, целевая, формальная. Конечной причиной и активным началом всего сущего является формальная причина, включающая в себя движущую и целевую (материальная причина рассматривалась Аристотелем как производная от формальной, поэтому ассоциировалась с пассивным началом): у каждого предмета существует цель, находящаяся внутри предмета (а не во вне его, как у Платона), в виде формы. Материя есть наполнитель этой формы, то есть материя – это субстрат формы в виде земли, воды, воздуха, огня, эфира.

В отличии от идей Платона, которые были универсальны для многих предметов, формы различных предметов неодинаковы. Однако в любом случае всякое движение или изменение означало у Аристотеля реализацию некоторых потенций (форм-целей), внутренне присущих каждому предмету.

Действующей причиной предмета является движение, источник которого либо божественный первотолчок (естественное движение), либо силы воздействия одного предмета на другой (искусственное движение). При этом во втором случае воздух, устремляющийся в вакуум, образующийся вследствие движения движимого предмета в среде, есть также движущая сила. Если сила перестает действовать на тело, то оно останавливается.

В результате имеют место следующие виды движения: 1) перемена мест-перемещения и первый вид перемещения – круговые движения; 2) качественные изменения – возникновение и уничтожение; 3) количественные изменения – рост, убыль. В результате у каждого предмета может быть три состояния: I) неподвижность; 2) естественное движение; 3) искусственное движение.

Каждая вещь стремится к порядку, идеалом является совершенное состояние космоса в форме большого, конечных размеров шара, поделенного на подлунный (земной) и надлунный (небесный) миры. В совершенном состоянии у каждого предмета есть свое место (пространство), к которому оно стремится. Стремление к своему месту осуществляется либо к центру – вниз (центром мира является Земля), либо от него – вверх. Если при стремлении к своему месту тело не сталкивается с другими телами, то это естественное движение. Таковым прежде всего является совершенное, естественное круговое движение планет вокруг Земли.

В подлунном, земном мире происходят постоянные изменения (в том числе и качественные) в форме естественных и искусственных движений тела, в надлунном (небесном) мире – постоянство и неразрушимость, бесконечные совершенные круговые движения планет на фоне ограниченной сферы неподвижных звезд.

Для описания своих представлений о мире Аристотель вводит понятия «пространство», «время». Пространство есть «место», то есть пространство состоит из Мест, занимаемых телами. Поскольку предметы и вещи есть везде, «природа не терпит пустоты», то есть пустоты не существует. Пространство у Аристотеля конечно (бесконечность существует только в потенции), ограниченно, но неоднородно: есть центр (Земля) и периферия. Время есть мера движения и покоя предметов, такой мерой было у него равномерное, круговое движение. Аристотелевская картина мира, основывающаяся на идее вечности движения, отрицавшая возможность эволюции космоса и его возникновения во времени, закрепляла положение о вечности и неизменности Вселенной. Этой картине мира было уготовано долгое существование, вплоть до гелиоцентрических идей Коперника и космогонических гипотез Лапласа и Канта.

Если Платон был склонен к изучению математических наук и равнодушен к эмпирическим явлениям, то Аристотель, сохранив уважение и используя математику, обладал еще и настоящей страстью к систематизации феноменов эмпирического мира: только в биологии в своих трактатах он устанавливает и характеризует около 500 видов животных, в области права он анализирует 158 разных греческих и негреческих законодательств.

В целом в творчестве Аристотеля имело место, с одной стороны, стремление к философско-целостному осмыслению мира, с другой – посредством обобщения огромного количества эмпирического материала, всевозможных классификаций, укрепилась тенденция развития отдельно-конкретных философско-научных направлений, получившая затем продолжение в эллинистический период.

Развитие теоретических знаний в эллинистический период достойно продолжили Евклид и Архимед. Евклид окончательно придал понятиям математики метаэмпирический характер: его геометрические формы были абстрагированы от предметов окружающего мира. Он формулирует свои знаменитые пять аксиом, опираясь на: а) данные, полученные в процессе познания окружающего мира; б) результаты анализа ряда познавательных математических операций, связанных с практической деятельностью человека, прежде всего в Вавилоне и Египте.

Евклид при создании своих аксиом опирался на методологию построения науки, сформулированную Аристотелем: а) необходимо принять бездоказательные начала-основания (аксиомы), а из них доказывать все остальное, при этом аксиомы должны быть непосредственно очевидными; б) аксиом должно быть достаточно для дальнейшего логического построения всей науки.

Следствия из аксиом Евклида получили уже при его жизни применение при вычислении положения планет и их размеров, предсказания солнечных и лунных затмений и т.д.

Архимед создает первые теоретические (математические) знания применительно к механике: закон рычага, гидростатический закон. Ему принадлежит около сорока изобретений, но делал он их под давлением обстоятельств в частности из необходимости совершенствования военной техники во время осады Сиракуз римлянами, или по настояния царя Гиерона, убеждавшего Архимеда соединить «его соображения... с практическими полезными применениями».

В римский период Клавдий Птоломей, пытаясь объяснить наблюдаемую неравномерность движения планет сформулировал ряд теоретических (метафизических) допущений относительно сферической формы небес, их вращения, не неподвижности мира и др. Он создает также теорию эпициклов и эксцентриков согласно которой планеты движутся кругообразно относительно центра окружности который в свою очередь движется относительно Земли.

Однако Птоломею не удалось непротиворечивым образом создать схему движения планет адекватную реальному, наблюдаемому их движению.

 

Наука средневековья

Основу европейской средневековой науки и философии (V – XV вв.) составляло христианство, возникшее на фундаменте иудаизма (Ветхий завет) уже на закате эллинизма и окончательно содержательно оформившееся на грани старой и новой эры. Христианство явилось специфической формой отражения сложных процессов социально-экономического, политического, духовного порядка. В его основе лежала идея творения (креационизм): Господь Бог творит мироздание из ничего. Начало мира – это сам Бог. В отличие от античных богов, которые были родственны природе, христианский Бог стоит над природой. Разница между Богом и продуктами его творения (человек, природа) огромна.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 806; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.059 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь