Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Механизм порождения научного знания



Людей, интересующихся теорией познания, всегда занимал вопрос, существуют ли общие законы, общий механизм порождения нового знания. Кроме того, наука сегодня достигла такого уровня зрелости, что ее дальнейшее развитие невозможно без усиления «саморефлексии» по поводу механизмов и движущих сил эволюции научного знания.

«Начиная со времен Бэкона и Декарта в философии и естествознании бытовало представление о возможности найти строгий, единственно истинный путь познания, который бы в любых ситуациях и по отношению к любым объектам гарантировал формирование истинных теорий» (72. С. 387). Вскоре выяснилось, что под единственно истинным путем познания ученые понимают разное. Однако большинство исследователей этой проблемы сходятся во мнении, что научно-познавательная, творческая деятельность – это развертывающийся во времени процесс, которому присуща этапность, стадиальность. Что касается количества и содержания этапов – мнения разделись.

Так, существует известная схема познавательной деятельности с точки зрения представленности в ней чувственного и рационального (см. рис. 1).

 

(чувственное отражение) абстракт. мышление

предметный смысл   ощу­щение предста­вление   поня­тие умоза­ключение   практика
    восприятие   суждение  

рис. 1

 

Согласно этой схеме познание начинается с ощущения, когда имеет место отражение отдельных свойств объекта с помощью зрительных, звуковых, осязательных, вкусовых, обонятельных образов.

Каждый из этих органов чувств играет разную роль в зависимости от возрастной стадии становления человека. Так, для формирующегося человека ведущим является осязание. Взрослый человек большую часть информации усваивает с помощью зрения и слуха.

Все пять органов чувств, с помощью которых субъект воспринимает информацию об окружающем мире, претерпели сложную историческую эволюцию в плане совершенствования. К. Маркс по этому поводу писал: " Образование пяти внешних чувств – это работа всей до сих пор протекшей всемирной истории".

Следующим подэтапом в познании является восприятие, где отдельные ощущения сливаются в целостный образ. Поэтому на этом подэтапе возникает цельный, многоаспектный чувственный образ, в нем есть вся совокупность непосредственных признаков и свойств объектов. Следовательно, восприятие есть более высокий уровень отношения человека к объекту, чем ощущение.

Третий, высший подэтап чувственного отражения – представление. Оно тесно связано с памятью и воображением. Прошлый опыт, включаясь в наличную ситуацию, как бы " достраивает" чувственный образ недостающими элементами. Поэтому представление есть чувственный обобщенный образ непосредственно не наблюдаемого объекта, оно дает возможность отхода от наличной ситуации, позволяет перекомбинировать имеющиеся наглядные образы в новые образы. Например, представляя куб, человек никогда не может видеть все шесть его сторон, тем не менее мысленно создает такой образ. Необходимо также отметить, что содержание представленийнежестко связано с объектом, отдельные незначительные признаки или свойства здесь могут не учитываться.

Этап рационального познания с помощью абстрактного мышления включает в себя следующие подэтапы: понятие, суждение, умозаключение (рис. 1). Они характеризуют рациональную часть познания (мышления). В мышлении осуществляется дальнейшее допостроение ранее полученного чувственного образа. Например, к таким чувственным характеристикам предметов, как форма, цвет, движение, добавляются такие свойства, как структурность, системность и т.д.

В понятии отображается всеобщее и существенное в предметах, фиксируются все свойства предмета, известные на данный момент. Суждение – эта такая форма мышления, в которой что-либо утверждается или что-либо отрицается. В суждении выражается отличие данного предмета от других, вырабатываются новые представления о свойствах предмета.

Умозаключение есть логические связи между суждениями, ведущие к получению новых суждений. Именно в умозаключении выражена способность нашего мышления получать новые знания. Умозаключение является основой теории – относительно замкнутой и достаточно обширной системы знаний.

В реальном процессе познания нет этапа чистого чувственного познания и этапа чистого абстрактного мышления, а следовательно, не следует думать, что этап абстрактного мышления строго следует за чувственным отражением. На самом деле они дополняют друг друга, сложно взаимосвязаны друг с другом. Это, в частности, проявляется в том, что мышление присутствует в каждом подэтапе чувственного познания.

Субъекту для построения чувственного первоначального образа не нужно обилия той чувственной информации, которая может " войти" в него из внешней окружающей среды. Из всего многообразия ему нужны конкретные данные о каком-то предмете, но, чтобы отфильтровать нужные ощущения, у него предварительно должно быть сформировано знание об этом предмете (предметное знание, или предметный смысл) (Рис.1). Без этого невозможен акт познания.

Так, у еще не сформировавшегося ребенка нет знаний об объекте, а следовательно, и нет выборочного восприятия, для него окружающий мир есть поток неосознанных впечатлений.

У взрослого человека уже есть знание о предмете или предметах (картина мира). Но эта картина мира по степени глубины у всех разная. Отсюда и восприятие (создание чувственного образа), и дальнейшая его достройка в мышлении в какой-то степени индивидуальны, представляют собой сложный процесс соединения непосредственно чувственной и уже существующей смысловой информации о познающем предмете. Так, возникающая у нас «картинка» дома является итогом обработки поступающей на нервные окончания глаза светового потока и результата предшествующих знаний о «домах».

Предварительные знания об изучаемом объекте, а также знания вообще, соотнесенные с ценностным представлением о вещах, предметах мира являются источником эмоционального отношения к миру, являющегося в определенной степени основой «запуска» познавательного процесса, познавательной активности, например в форме «удивления» – чем больше удивлен познающий, тем выше вероятность доведения познавательной процедуры до желаемого результата.

В целом же принципиальные смысловые предметные образы и связи при всем их индивидуальном наполнении обладают общезначимым характером и выражаются теорией предмета.

Однако простого присутствия чувственной информации и предметного знания еще недостаточно для осуществления акта познания, восприятия, необходима еще определенная " отработанность" механизма сопоставления чувственной информации со знанием. Например, практика (в частности офтальмологического хирургического вмешательства) показывает, что люди, увидевшие мир после операции, на первоначальных порах его не видят, т. е. они еще не научились пропускать поток зрительной информации через предметное знание. В более мягкой форме это выражается в том, что иногда мы не можем применить имеющиеся знания при восприятии какого-либо предмета.

С точки зрения опыта и методов решения мыслительных задач, процедур добывания предварительной информации и др. также существуют варианты моделирования исследовательского процесса.

Так, А. Пуанкаре в работе «Наука и метод» (цит. по 51. С. 41–43) рассматривает творческий процесс как чередование сознательной и бессознательной деятельности по решению задач. Первоначально на этапе сознательной деятельности предпринимается ряд «самовольных усилий», которые не дают результата. На этапе бессознательной деятельности с помощью интуиции приходит внезапное озарение-решение. Затем вновь «включается» сознательная деятельность: имеет место вывод следствий из полученного результата и т.д.

Г. Уоллес (44. С. 106) выделяет четыре фазы творчества: а) подготовка – здесь имеет место бессознательная деятельность ума по оперированию известной информацией; б) созревание – «нащупывание» решения; в) озарение – «вспышка гения», взлет мысли, нахождение решения; г) проверку полученного решения

Б. М. Кедров предложил схему познавательного процесса, состоящую из трех стадий (44. С. 106–107): а) подготовительной стадии; б) рождения новой идеи; в) разработки полученной идеи.

В четырехфазной схеме исследовательского процесса Ф. Гонсета выделяются (44. С. 108): а) постановка научной проблемы; б) выдвижениегипотезы; в) проверка гипотезы; г) формирование окончательного результата.

Модель исследовательского процесса Россмана включает в себя семь этапов (44. С. 108): 1) наблюдение трудности (проблемы); 2) анализ проблемы; 3) обзор всей доступной информации; 4) формулирование целевых решений; 5) критический анализ решений; 6) рождение идеи; 7) проверку идеи.

А. С. Майданов предлагает следующую стадиальную модель творческого процесса в науке (44. С. 111–114): 1) возникновение проблемной ситуации; 2) подготовительный этап – определяется тип проблемы (эмпирическая или теоретическая), класс познавательных задач (поиск, конструирование, преобразование и т.д.; 3) поисковый этап – поиск решения; 4) верификационный этап – операции проверки полученного результата; 5) этап логической реконструкции порождающей структуры; 6) этап развития полученного результата – получение из полученного результата возможных следствий; 7) композиционный этап -формирование промежуточных результатов; 8) методологический и эвристический анализ творческого процесса – извлечение познавательного опыта из осуществленного познавательного процесса.

При всем многообразии стадиальных схем, их названия, содержания, включаемого в них, можно выделить и нечто общее, что всех их объединяет. Это общее четко просматривается при укрупненной схематизации стадий Исследовательской деятельности. В самом общем виде применима следующая логика познавательной деятельности: 1) постановка проблемы; 2) решение проблемы; 3) развитие полученного результата. Остановимся подробнее на каждом из этих этапов и проследим динамику порождения нового знания.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 1308; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь