Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Проблемы, гипотезы, теории в развитии научного знания



Научное познание начинается с постановки проблемы. Проблема – это вопрос, ответ на который нельзя получить на основании существующих знаний. Это знание о незнании. Это противоречие (несоответствие) между старым и новым знанием: между новыми и старыми теоретическими представлениями, новыми фактами и существующими теориями. Причем степень такого несоответствия может быть весьма различной.

Причинами, порождающими эти Противоречия, могут быть логика развития науки и техники, общественные потребности (в форме социального заказа), новые веяния культуры и т.д. В связи с этим любая проблема имеет определенную ценность.

Проблемы указывают на трудности (аномалии), с которыми сталкивается исследователь. Они фиксируют недостаточность средств и методов объяснения вновь обнаруженных фактов и теоретических представлений. Собственно сам процесс роста научного знания есть не что иное, как непрерывное выдвижение и решение все новых и новых проблем (на это, в частности, указывал К. Поппер).

При этом ясное осознание проблемной ситуации происходит лишь постепенно, по мере накопления противоречивых (аномальных) фактов и идей, а также после многократной оценки наличных средств их разрешения;

Проблема может возникнуть в результате внутриестественной эволюции науки, так и быть поставлена извне, с учетом того факта, что наука является одной из составляющих культуры наряду с религией, искусством, экономикой, политикой, моралью и правом. Так, создание атомного оружия в СССР является типичным примером, когда научная проблема " пришла" в науку извне, в форме заказа от политиков в силу сложившейся исторической необходимости.

Проблема может быть задана в виде: а) картинки-знака (схема, чертеж, изображение, структурная схема и т.д.); б) чувственного, динамического образа (поведение больших масс людей, отдельного индивида, работающая или неработающая машина и т.д.); в) в вербально-понятийном (понятия, категории науки).

Деятельность человека, позволяющая ему успешно справляться с теми или иными проблемными ситуациями, чрезвычайно разнообразна. Она зависит от типа проблемной ситуации (различают эмпирические, теоретические, общие, частные, фундаментальные, прикладные проблемы) и от наличия у познающего определенного опыта в отношении этой проблемы.

Человек может оказаться перед ситуацией, относительно которой у него нет никакого предшествующего опыта, даже самого отдаленного. И ему ничего не остается, как слепо совершать пробы до тех пор, пока одна из них случайно не приведет к решению проблемы.

Но нередко человек решает задачи, опираясь на различные виды опыта, располагая формулами, схемами, программами, или, как говорят, алгоритмами решения. Познание происходит здесь в форме узнавания в предложенной ситуации одного из известных стереотипов.

Может возникнуть также ситуация, когда у человека имеется некоторый опыт, не позволяющий ему, однако, решать проблему сразу. В этом случае должна быть создана новая, еще не известная схема решения, и существенным моментом здесь является сбор информации о признаках и свойствах элементов, составляющих проблемную ситуацию.

Очень важно в процессе научного исследования точно сформулировать проблему. Эффективность этой процедуры, помимо личного опыта, зависит от уровня теоретической зрелости той или иной отрасли науки, состояния ее эмпирической и экспериментальной базы.

Точная формулировка проблемы не сиюминутный процесс: первоначально предпринимается попытка устранения возникших аномалий с помощью модификации существующих теорий – уточняются начальные и граничные условия, добавляются новые допущения (допущения типа ad hoc) с целью вписать, объяснить возникшие аномалии уже существующим знанием. Если это не удается проверяются на надежность и репрезентативность сами факты. Наконец если и здесь все в порядке, формулируется проблема, требующая решения.

После этого осуществляется проверка на правильность самой формулировки проблемы: она не должна быть противоречивой, тавтологичной. Затем из проблемы выводятся логические следствия, допускающие эмпирическую интерпретацию. Также по возможности устанавливаются ясные требования и условия, которым должно удовлетворять решение проблемы.

Наконец на четкость постановки проблемы, эффективность дальнейшего ее решения влияет такое субъективное состояние как интерес к решаемой проблеме со стороны субъекта познания. Как утверждают психологи, та или иная степень личностного интереса к решаемой проблеме выражается такой интеллектуальной эмоцией, как удивление.

На интерес к решаемой проблеме влияет множество факторов, в частности мотивация творчества. Важность мотивации творчества в том, что как отмечал Л.С. Выготский, мысль рождается не из другой мысли, а из мотивирующей сферы нашего сознания. Какие же мотивы творчества имеют место? Это могут быть как корыстные мотивы – надежда на обогащение, стремление к господству и славе, так и высокие устремления – интерес к знанию, желание способствовать прогрессу человечества и др.

Гете, например, интерес, который определяется внутренним влечением к самому процессу решения (познания), ставил выше всех других творческих мотивов. А. Эйнштейн по этому поводу писал, что «движущей силой моей научной работы служит непреодолимое желание понять тайны природы» (25. С. 66). Если говорить о научной мотивации в целом, то существует мнение, что «мотивация объединяет две страсти: любовь к истине и жажду славы, именно они придают обычному рассуждению то высокое напряжение, которое ведет к открытию» (67. С. 41).

Интересны случаи перехода первого типа мотивов во вторые (возвышенные). Так, известный психолог творчества М.Г. Ярошевский приводит пример творческого пути Торндайка, у которого первой, побудительной причиной творчества было желание получить степень, иметь хорошую репутацию. Ему было совершенно все равно в какой области достичь этого. Но взявшись за биологию, или, точнее, в современном смысле за зоопсихологию, он проникся логикой этой науки. Она «захватила» его, и внутренним мотивом его творчества уже становится потребность найти новую трактовку психической регуляции жизнедеятельности.

Итак, стадия постановки проблемы имеет для субъекта как бы двойное значение: в виде предметной, операциональной задачи и как личностная напряженность, противоречие, конфликт – «личность способна творчески мыслить лишь тогда, когда она готова к диалогу с глобальными факторами, в которую она погружена» (67. С. 235). И в последующем, на стадии решения проблемы, происходит не только смена поисковых полей, но и преодоление личностью самой себя: личность переосмысливает всю свою деятельность, растет уверенность в своих силах, происходит личностное саморазвитие посредством преодоления конфликтности.

Причем в процессе преодоления личностной конфликтности помимо эмоций уверенности – неуверенности возникает и развивается чувство удовлетворения, удовольствия и даже наслаждения от процесса решения проблемы. Эти эмоции усиливают ценность проблемы и процедуру решения.

Стадия решения проблемы начинается с понимания проблемы: отделения известного и неизвестного в проблеме, выделения таких элементов проблемы, которые являются непосредственным носителем аномалий, противоречий. Затем ставится задача ликвидации неизвестного в проблеме, с этой целью выдвигается гипотеза.

Гипотеза – это предполагаемый ответ на поставленный вопрос, это вероятностное предположение о свойствах объективной реальности. Поэтому надо отличать гипотезу от догадки, допущения, домысла: «в отличие от обычных догадок и предположений научные гипотезы тщательно анализируются с точки зрения их соответствия... критериям и стандартам научности» (70. С. 79).

Гипотезы напоминают строительные леса, которые убирают после того, как заканчивается строительство (правда, эмпиристы, позитивисты негативно относятся к необходимости выдвижения гипотез на том основании, что «в интеллекте, или уме, нет ничего, кроме того, что приходит от ощущений», т. е. данные ощущений сразу объясняют все).

К формулировке гипотезы также предъявляются определенные требования: гипотезы должны иметь минимум исходных посылок (при этом они должны быть глубокими и содержательными), максимум дедуктивных следствий. Именно эти обстоятельства являются решающими при констатации возможности той или иной гипотезы объяснять как наблюдаемые, так и ненаблюдаемые факты. То есть гипотеза не должна ограничиваться простым описанием фактов, ее предназначение продуцировать найденные закономерности на неизученные области знания.

Сразу же после выдвижения гипотезы предпринимаются попытки ее доказательства или опровержения. Если гипотеза не опровергается данными наблюдений и экспериментов, то она нуждается в дальнейшей разработке и проверке.

Гипотезы подразделяются: а) на эмпирические, получаемые с помощью обобщения фактов, б) аксиоматические (типичный пример – постулаты Евклида); в) эволюционные (не вносящие кардинальных положений в науку), г) революционные (устанавливающие новые фундаментальные положения).

Научно обоснованная гипотеза должна отвечать ряду требований: во-первых, она должна соответствовать фундаментальным исходным законам и принципам, которые уже доказаны (во избежании догматизации научного знания, однако это требование нельзя абсолютизировать); во; вторых, гипотеза должна быть доступна эмпирической проверке. После своего выдвижения гипотеза может быть:

1) подтверждена и превращается в теорию. При этом процедура подтверждения не есть одноразовый, одномоментный процесс: сначала сопоставляются следствия гипотезы с результатами предварительных экспериментов и наблюдений. Возможны случаи уточнения, переформулировки гипотезы. Возможен даже вариант введения вспомогательных гипотез.

В целом эффективность процедуры подтверждения гипотезы зависит, с одной стороны, от совершенства приборов участвующих в эксперименте, достоверности наблюдения. С другой стороны, от удачности выдвижения гипотез: чем более абстрактна гипотеза, тем выше ее объяснительная сила, тем легче ее подтвердить.

2) не подтверждена и остается в истории науки как псевдогипотеза. Причем даже в этом случае имеет место положительный научный эффект: во-первых, отрицательный опыт многому учит, во-вторых, имея неправильно выбранное направление в главном, можно достичь ценных побочных результатов. Например, при создании алхимиками золота искусственным путем (тупиковый путь в науке) были открыты новые химические реакции и элементы, что сказалось стимулирующим образом на дальнейшем развитии химии. Безуспешные попытки создания вечного двигателя заставили задуматься над вопросом: какие должны существовать взаимоотношения между силами природы?

3) ни подтверждена, ни опровергнута, она есть большой вопросительный знак. Известно бесчисленное множество гипотез, остающихся таковыми и прекрасно работающих в научном познании: положение о перпендикулярности H и E – составляющих электромагнитного поля, уравнение волн Шредингера и т.д.

При проверке гипотезы на правильность существует, как отмечают эксперты, ассиметрия: опровержение гипотезы носит окончательный характер, а подтверждение лишь относительный, временный характер. Для опровержения гипотезы достаточно одного ложного следствия, тогда как любого числа истинных ее следствий недостаточно, чтобы считать ее истинной (70. С. 184–185). После того как гипотезы выдвинуты, необходимо решить, какими методами осуществлять дальнейшее познание. Существуют эмпирические и теоретические методы познания (см. С. 88–96).

После сбора соответствующей информации, обработки ее начинается этап построения теории. Процедура построения теории зависит от того, какого рода информация и какие процедуры построения положены в ее основание. Но в любом случае не обойтись без главной стадии – процесса создания идеальных конструктов.

Первоначально создаются начальные теоретические модели, в которых идеальными конструктами выступают либо какие-то символы, образы, понятия, термины, которые могут быть отождествлены с конкретными реальными объектами (материальные точки, наклонная плоскость, сферический шар, одномерный человек в социологии и др.), либо символы, понятия, не имеющие реальных прототипов («ток смещения» в электродинамике, антивещество в физике или математические уравнения др.).

При этом важным свойством мышления познающего является способность производить трансформацию какого-то чувственного образа предмета в теоретическое понятие и наоборот. Например, известный физик Дж. Максвелл обладал способностью сначала физического представления проблемы, а потом уже перевода ее в математические символы. И наоборот, за математическими формулами он умел находить чувственно-осязаемые образы.

Затем после первых столкновений с новыми фактами эти модели корректируются, усложняются, становятся более содержательными: появляются новые идеальные конструкты, старые понятия и допущения либо изменяют свое значение, уточняются, либо отбрасываются.

Далее на основе абстрактных терминов внутри теории строят высказывания, позволяющие описывать эмпирические ситуации, формулируются так называемые операциональные следствия, утверждения теории, которые указывают условия приложимости теоретических результатов к эмпирическим ситуациям. То есть происходит сопоставление следствий теории с результатами наблюдений, экспериментов и практики в целом. Причем не все следствия теории допускают непосредственную проверку.

Принято считать, что постоянные конфликты, нестыковки следствий теории с эмпирическими фактами, систематическая корректировка исходных постулатов теории с целью приспособления к новым фактам не есть хороший показатель для развивающейся теории (А. Эйнштейн говорил, что надо остерегаться «залатанных» теорий, а Н. Бор говорил, что если хорошо потрудиться, то любую теорию можно привести в согласие с любыми фактами).

Однако процесс эволюции теории может развиваться и в относительной независимости от эмпирии, с опорой на символические операции с применением правил формальной, математической логики. При этом и в данном случае имеет место процесс возникновения зрелых, развернутых теорий, которые есть не столько линейное, сколько нелинейное логическое движение теоретической мысли.

В целом в процедуре формирования теории можно выделить следующие этапы: а) формирование оснований теории (при этом как мы уже показали на С. 69–71 основания теории (теоретические конструкты) могут формироваться разными способами); б) построение ее содержания («тела»). На втором этапе над объектом исследования и свойствами этого объекта, идеальными заместителями этих свойств и самого объекта выполняются определенные операции – логические, математические.

Важнейшим моментом при построении теории является выдвижение исходных нетривиальных утверждений, на базе которых с помощью вывода получаются другие идеальные объекты, конструируется теоретическая схема объяснения. При этом выводимость производных идеальных объектов может осуществляться двумя путями: а) с помощью мысленного экспериментирования по правилам логики (это так называемые гипотетико-дедуктивные теории) и б) по жестко фиксированным логико-математическим правилам в случае формальных теорий. Реально при построении теоретического знания оба эти варианта могут сочетаться.

Нетривиальные утверждения в виде новых идеальных объектов могут быть получены и при помощи определенных правил работы с известными идеальными объектами, в частности с помощью операций в рамках математических закономерностей. В этом случае они тоже претендуют на объяснение новых черт объективной реальности.

Наконец, при построении теории необходимо учитывать и такой параметр, как количество логически независимых постулатов, понятий, аксиом, кладущихся в основание теории и дающих начало дедуктивным утверждениям. Степень этой независимости и количество независимых посылок задает в будущем степень общности данной теории, ее эвристическую ценность.

Как отмечает по этому поводу известный методолог науки Дж. Холтон (81. С. 68), Кеплер положил в основание своей теории три независимых постулата: а) Вселенная как небесная машина (большой часовой механизм); б) Вселенная как математическая гармония; в) Вселенная как упорядоченная Богом система. Взаимоувязка и взаимоналожение этих трех посылов, их дальнейшая разработка, в том числе и с помощью математических расчетов, позволила Кеплеру создать законы точного поведения планет.

Таким образом, идеализированные объекты могут отличаться большей или меньшей степенью наглядности, предполагать или не предполагать математического описания, но они обязательно задают явно или неявно программу исследования целью, которой и является построение развернутой теории.

Мыслительные действия с идеализированными объектами, обладающими огромной обобщающей силой позволяют формулировать теории, законы, относящиеся не только к сиюминутной реальности, но и к реальности будущего.

В процессе построения развитой теории идет постоянный поиск адекватных идеализированных объектов, отвечающих общей задаче теории – глубоко и надежно отражать свойства и отношения изучаемого объекта. После того как эта задача становится выполнимой, можно говорить о возникновении развитой теории.

После того как теория построена, вступает в действие третий этап общей схемы исследовательского процесса – развитие полученного результата. Имеется, прежде всего, в виду стадия объяснения и предсказания новых явлений теорией (проверка на адекватность и эвристичность), стадия проверки ее на истинность.

В проблеме проверяемости теорий, а заодно и сравнения их по критерию совершенства (хотя в методологии науки встречается точка зрения о невозможности сравнения теорий в силу их разных онтологических оснований – П. Фейерабенд) существуют два фундаментальных принципа: внешнего оправдания и внутреннего совершенства. Данные критерии многоварианты, исторически изменчивы в содержательном смысле, что порождает следующие заявления: «у каждого ученого есть своя... оценка степени внешнего оправдания и внутреннего совершенства» (81. С. 142). Тем не менее существуют универсальные критерии, в частности, внутреннего совершенства, которые являются результатом рефлексии над этой проблемой.

Таковыми, по мнению экспертов, являются (55. С. 268): «непротиворечивость, информативность, истинность (объективность), простота, объяснение и предсказание фактов с необходимым уровнем точности». К данным критериям можно также отнести и наименьшее количество промежуточных логическихили математических операций, степень общности исходных допущений, фальсифицируемость (при этом, по Попперу, максимальная потенциальная фальсифицируемость теории должна уживаться с ее актуальной нефальсифицируемостыо).

Остановимся подробнее на некоторых внутренних критериях совершенства теории, один из которых простота – в частности минимальное количество исходных допущений, постулатов. При этом различают лингвистическую простоту – использование минимального количества языковых средств; семантическую простоту – минимум смысловых выражений языка; гносеологическую простоту – минимум используемых познавательных приемов (в частности Лаплас постоянно разыскивал «ту прекрасную простоту, которая пленяет нас в средствах, употребляемых природой» (цит. по 51), прагматическую простоту – ценность, полезность теории. Существует даже попытки точного указания минимальных допущений, используемых в теории: «теория не должна вводить одновременно свыше десятка переменных» (55. С. 283).

Ложная теория всегда сложней истинной, ибо она вынуждена вводить множество дополнительных допущений, чтобы доказать свою истинность путем включения с помощью этих допущений фактов, противоречащих данной теории.

Непротиворечивость. Фундаментальные посылки теории не должны противоречить друг другу, должна иметь место внутренняя согласованность и правильность доказательства. В науке существуют логические стандарты, связанные с проверкой теории на противоречивость.

Предсказательная сила. Данное свойство теории связано с ее общностью, придающей ей способность распространяться на новую предметную область. Такое качество, как прогностичность теории, ориентирует на проведение новых экспериментальных исследований. Прогностичность теории показывает ее правильность, адекватность реальному миру, дает ей как бы второе эмпирическое обоснование.

Совершенно очевидно, что невозможно соблюсти все вышеперечисленные требования к построению теории, любая «теория как форма организации научного знания представляет определенный компромисс между всеми этими требованиями» (55. С. 272), но стремление учесть по возможности большинство из них способствует созданию совершенных теорий.

Внешнее оправдание есть нечто иное, как доказательность истинности теории с помощью внешних критериев. Поскольку каждая развитая теория обязательно включает в себя операциональные следствия и утверждения (которые могут фигурировать, а могут и не фигурировать в формулировке соответствующей теории), возможна эмпирическая, экспериментальная проверяемость правильности теоретических выводов.

Естественно, что теории феноменологического типа, лишь описывающие явления, проверяются легко. Дедуктивные, содержательные, объяснительные теории проверяются труднее, поскольку требуют для этого дополнительных процедур. Очевидно также, что теории, содержащие большее число эмпирически интерпретируемых следствий, будут лучше проверяемы и контролируемы на опыте.

В целом если брать все внешние процедуры проверки теории, то можно говорить о практике как критерии истинности теории, частным случаем является и такой критерий, как полезность – число и важность решаемых теорией эмпирических и теоретических проблем.

Одной из типичных форм проверки знаний является их материализация в частности через воплощение в технике: именно успешно работающая техника демонстрирует силу и правильность знания. Однако роль технического приложения как критерия истины нельзя преувеличивать. Например, на основе господствующей в XVIII и первой половине ХIХ в. теории теплорода (ненаучной теории) производились постройка и успешная эксплуатация паровых двигателей.

Реальная проверка истинности знаний практикой – сложный диалектический процесс: во-первых, это не единичный, а многократно экспериментальный процесс; во-вторых, бывают ситуации, когда теоретическое знание обгоняет практику и она, в силу технико-экспериментальной неподготовленности, не может быть критерием новых идей. В этом случае критерием истины становится другая теория но для этого она должна: а) прежде быть подтверждена практикой; б) носить более всеобщий характер, чем проверяемая идея.

В целом же теория и практика тесно связаны друг с другом: развитие практики ведет к развитию теории, а она, в свою очередь, развивает практику. Это и есть прогресс знаний.

Идея практики как универсального критерия истины высказывалась начиная с древнейших времен, однако аргументированно, убедительно и обоснованно она представлена в творчестве Маркса и Энгельса. Тем не менее необходимо упомянуть и о других попытках найти обобщенный критерий правильности знания: очевидность (соответствие здравому смыслу), общезначимость, простота (экономичность), полезность и др.

Очевидность как критерий истины была предложена Декартом. Он писал, что все истинные положения очевидны. Например, " кратчайшим расстояние между двумя точками является прямая". Однако не всякое истинное положение очевидно. Многие научные истины парадоксальны, противоречат здравому смыслу – например положение о кривизне пространства.

Не может быть универсальным критерием истины и общезначимость – признание тех или иных положений большинством. Многие заблуждения укоренялись в сознании масс и были предрассудками. И напротив, многие научные истины (в частности теория Коперника), не разделенные большинством, с большим трудом становились в конце концов общезначимыми.

Не является универсальным критерием истины и простота. В частности, Мах предложил принцип экономии мышления: истинно то, что экономно мыслится. Так, по мнению Маха, гипотеза Коперника одержала верх над гипотезой Птолемея потому, что для своего построения требовала меньше математических средств.

Конечно, логическая простота является иногда очень важным, но не универсальным критерием, а иногда даже уводит от научного познания. Так, В. И. Ленин, ведя полемику с Махом, приводил следующий пример: «...безусловно, " экономнее", " удобнее" было бы считать, что атом есть нечто простое, неделимое, а не состоящее из положительно и отрицательно заряженных электрических частиц. Физика, однако, раскрыла его строение, хотя представление о делимом атоме гораздо менее " экономно", чем представление об атоме неделимом».

И еще один красноречивый пример ошибки в случае абсолютизации принципа простоты в науке: химик Дальтон при определении атомного веса химических элементов, руководствуясь принципом минимума строительных материалов (атомов) при создании молекул, который на его взгляд присущ природе, при написании химических формул воды и аммиака вместо Н2О и NH3 предложил НО и NH.

Для прагматизма истинно все, что полезно, что приносит успех. Истина действительно полезна, но из всего, что полезно, не все истинно. Полезным может оказаться и ложное, вредное. Таким образом, если отождествлять истинное с полезным, то придется признать, что у каждого человека своя истина, что может привести к хаосу и затруднит достижение истины.

Практика и в некоторых случаях теория, таким образом, являются в настоящее время самыми универсальными и общими критериями правильности знания.

Помимо практики существует еще одна важная форма выражения полученного знания – язык: система знаков, служащая средством человеческого общения, выражения результатов мыслительного процесса. Различают естественные и искусственные языки. Естественный язык – это речь. Искусственный – язык жестов, схем, чертежей, символов.

Как мы уже отмечали основной тенденцией развития знания на современном этапе является стремление ко все большей символизации, формализации, теоретизации, способствующей более глубокому отражению объективной реальности.

Подобная тенденция имеет своим результатом " увеличение дистанции" между верхними (теоретическими) этажами науки и ее эмпирическим базисом. Создается возможность для опережающего отражения действительности. Однако это вовсе не означает отрыва теории от практики. Напротив, " прорыв", осуществленный в теории, рано или поздно находит приложение в практике, выводя ее на следующий, более совершенный, уровень. Такова логика развития современной электронной, атомной, химической и других отраслей промышленности.

В процессе развития науки все таки возможны варианты отрыва теории от практики имея в виду случаи когда возникшая теория, концепция, идея не получали понимания, были невостребованы научной общественностью. Так было с Аристархом Самосским выдвинувшим еще в античное время гелиоцентрическую идею, но получившую хождение лишь после ее открытия и обоснования Н. Коперником в XVI в. нашей эры. Так было с Г. Менделем, открывшим в середине XIX в. механизм наследственности. Однако объективно наука подошла к этому открытию лишь в начале XX в. в форме переоткрытия этой проблемы и т.д.

Проанализировав основные этапы творческого процесса отметим, что каждый из них имеет свою специфику в форме требований к качествам исследователя. На этапе постановки проблемы важно увидеть и оценить проблему, на этапе решения важна генерация новых идей, на этапе развития полученного результата важным качеством является практический, жизненный опыт, позволяющий материализовать полученные идеи.

Данный вывод применительно к научному коллективу означает, что успешность решения той или иной проблемы будет зависеть от возможности подбора членов научного коллектива по возможности с различными стилями мышления: эрудит, критик, генератор идей, коммуникатор (25, С. 99–106).

В случае если стадия решения зашла в тупик и необходимо нахождение нетривиального решения важна роль генератора идей, на стадии выбора того или иного метода решения подключается эрудит, на стадии внедрения – коммуникатор. Наконец, необходим и ведущий ученый универсального типа, умеющий выполнять не только эти роли, но и способный организационно построить всю программу исследования и отладить его четкую организацию.

В целом в процессе научного творчества эксперты выделяют эвристические и регулятивные правила. Продолжая разговор об эвристических методах, отметим, что в процессе научного творчества всегда встречаются логические разрывы, тупики, которые преодолеваются смелым творческим воображением. Не последнее место в этом занимает интуиция.

Логические разрывы и тупики в творческом процессе представляют собой отсутствие недостающего элемента, звена в логической цепочке, и часто это недостающее звено добирается в виде подсказки, аналогии в форме случайной подсказки, инсайта, «озарения», происходящего на бессознательном уровне.

Известный физик Т. Юнг в молодости выступал в цирке канатоходцем, и именно образ вибрирующего каната навел его на мысль о законе колебания струны. Человек, несущий чемодан, явился тем случайным образом-ассоциацией, взглянув на который конструктору «шагающего» экскаватора пришел в голову совершенно новый принцип устройства, регулирующего процесс «шагания» экскаватора. Известному химику Кекуле образ обезьяны, гоняющейся за своим хвостом, послужил подсказкой для формирования формулы бензола.

Помимо описанных выше этапов и процедур построения нового знания в науке на процесс его генерирования, в целом на весь творческий процесс оказывают влияние как личностные качества субъекта новаций (внутренние условия), так и внешние обстоятельства.

Творчество как созидание нового, неизвестного – это высшее социальное, нравственное, природное предназначение человека, ибо в творчестве раскрываются сущностные силы человека.

Внутренние условия – это наличие способностей, таланта, выражающихся в умении самостоятельно мыслить; индивидуально по-своему трансформировать увиденное, прочитанное, услышанное, сделанное; уметь увлечься проблемой с верой в успех. Внешние условия – это наличие затребованности этого нового со стороны окружающей среды, в частности в виде социального заказа. Необходимо также, чтобы общественное требование было принято, осознано творцом как личная потребность и необходимость.

В сегодняшней жизни по мере усложнения общественных отношений, развития научно-технического прогресса вырастают возможности для проявления творческих способностей человека. В идеале каждое цивилизованное общество заинтересовано в росте своего творческого потенциала посредством повышения уровня образования, культуры, приобщения широких масс к творчеству. Каков творческий потенциал народа, такова и его культура.

Непременное условие творческой деятельности – наличие способностей и таланта. Еще Аристотель сказал, что талант – это природный дар, естественная способность человека к успешному выполнению какого-либо дела. Однако способности и талант не одно и тоже: способности – это врожденные особенности человека в форме задатков, предрасположенности к какому-либо виду деятельности. Причем исходный уровень задатков неодинаков: у одних детей есть особая выраженность задатков к музыке, у других – к математике, у третьих – к техническому труду и т.д. Талант – это реализованные задатки, развитые способности. Гениальность -очень сильная развитость ярко выраженных способностей.

Самые блестящие природные данные не могут сами по себе, без всяких усилий, превратиться в талант и гениальность. Для того чтобы задатки перешли в способности, а затем в талант, гениальность (исключительные способности), необходимо наличие у человека таких качеств, как решительность, инициативность, трудолюбие, выносливость, воля и др. По этому поводу Ф. И. Шаляпин писал: «Я вообще не верю в одну силу таланта, без упорной работы...». В жизни встречается немало одаренных людей, которые не пошли дальше дилетантизма (поверхностного знания, умения). Как сказал по этому поводу один учитель про своего одаренного ученика: «Способности удивительные, но лень еще удивительнее».

Легко себе представить, как велики возможности человека с высокой одаренностью при наличии у него сильной воли, усидчивости, трудолюбия (эти качества плюс чувство ответственности, самодисциплинированность особенно важны и для такого научного типа, как исполнитель). Именно такое сочетание приводит к гениальности – высшей степени развитой одаренности, проявляющейся в создании качественно новых творений, открытий, имеющих огромное общественно-историческое значение. С именами гениев, связаны поворотные пункты в развитии искусства, науки, техники, политики и т.д.

Поскольку талантливость и гениальность всегда сопровождаются высоким уровнем вдохновения, одержимости, иногда даже исступления, данный феномен породил разные отклики на этот счет. Платон, например, приравнивал гения-творца к жрецу, святому. Психолог начала XX в. Ч. Ломброзо отождествлял гениальность с безумием: гений – это просто ненормальный, больной человек. А обычные люди не гении, но зато нормальные люди.

Такая, мягко говоря, упрощенная точка зрения не получила подтверждения со стороны ученых, исследователей психологии творчества. Опытные данные показывают, что среди выдающихся людей по сравнению с обычными не меньше вполне нормальных, здоровых людей, чем больных. А факты «озарения», «интуитивных открытий» не содержат в себе ничего сверхчеловеческого, аномального. Это вполне естественный процесс протекания творческой деятельности, ибо вдохновение не появляется само собой, а рождается в определенных обстоятельствах.

Итак, творчество, с одной стороны, – полет фантазии, пытающийся охватить разом весь мир, открыть в нем неизвестные черты, с другой стороны, -это строгая дисциплина ума и сердца, упорный самоотверженный труд, требующий огромных профессиональных знаний, непрерывного поиска и нестандартных решений. Творчество – бесценный величайший дар человека, который нужно совершенствовать, преумножать и которым нужно дорожить.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 704; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.053 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь