Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Идейно-тематическое и жанровое многообразие прозы А.С. Пушкина.



Творчество Пушкина поражает не только богатством, глубиной идей и образов, мастерством художественной формы, но и многообразием жанров. Выступивши вначале как лирик, Пушкин в середине 20-х годов «Борисом Годуновым» закладывает основы русской реалистической драматургии, а в самом конце тех же 20-х годов обращается к прозе.

И здесь, как в лирике и в трагедии, творчество Пушкина имеет основополагающее значение для развития русской литературы. «Великим реформатором русской литературы» справедливо называет Пушкина Белинский.

Внимание к прозе пробудилось у Пушкина ещё в начале 20-х годов. В статье «О слоге» (1822) Пушкин выражает свою неудовлетворённость состоянием русской прозы. Он пишет: «Вопрос, чья проза лучшая в нашей литературе? Ответ — Карамзина. Это ещё похвала небольшая». И тут же высказывает свой взгляд на прозу, свои требования к ней: «Точность и краткость — вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей — без них блестящие выражения ни к чему не служат».

Циклизация – путь к созданию большой романной формы («Повести Белкина»). Оценки цикла в современном литературоведении («эскиз нового прозаического романа» – В.Одиноков; жанровая неоднородность цикла, «повествовательное целое» – Н. Гей; новелла, аполог, предание – В. Тюпа). Общность проблематики и образование сквозных мотивов (жизни и смерти; судьбы; обретения дома и семейного счастья). Тематическое и композиционное единство, способы его реализации: композиционные «треугольники» цикла. Особая смысловая нагрузка «Гробовщика». Композиция цикла как отражение мироощущения А.Пушкина: от драматизма к жизнеутверждающему началу («Выстрел – «Барышня-крестьянка»; «Гробовщик – преодоление смерти, композиционный слом цикла). Полифония «Повестей Белкина» (Белкин и другие рассказчики). Композиция цикла как отражение концепции развития русской литературы (система эпиграфов цикла). Трансформация романтических и сентименталистских сюжетов. Пушкинское понимание процесса развития русской литературы (необратимость развития).

Поиски новых приемов и способов изображения. Параллельное освоение жанра социально-психологического романа в России и Европе (О. Бальзак, Стендаль, Ж. Санд). Отказ от принципов экстенсивного изображения, замена его принципом интенсивного проникновения в существо изображаемых явлений жизни. Незавершенные и оставленные А.Пушкиным эпические произведения («Арап Петра Великого»; «Роман в письмах»; «Роман на Кавказских водах»; «Гости съезжались на дачу»; «Рославлев»). Поиск большой повествовательной формы.

Роман «Дубровский» – разработка социального конфликта; формирование авторской исторической концепции. Расслоение в среде русского дворянства (Троекуров и Дубровские). Бунт поневоле. Безысходность и трагизм положения героя – обратная сторона романтического пафоса. «Пунктирность» крестьянской темы в романе. Отчетливые черты вальтер-скоттовской композиции. Доминанта событийного начала. Устойчивая цепочка литературных ассоциаций (Х.Вульпиус «Ринальдо Ринальдини», Ш. Нодье «Жан Сбогар»)

Исторический роман А.Пушкина «Капитанская дочка». Видовая специфика текста («мемуары» Петра Андреевича Гринева) Особенности повествования (воспроизведение мироощущения юного Петруши умудренным жизненным опытом Петром Андреевичем).

Петр Андреевич Гринев – носитель авторского сознания («не приведи Бог видеть русский бунт бессмысленный и беспощадный»).

Художественные задачи А. С. Пушкина и их реализация:

- объективный образ крестьянского восстания и его предводителя Пугачева (приемы и способы; противоречивость образа Пугачева – повествовательная стратегия Пушкина);

- проблема взаимоотношений между сословиями в русской обществе (дворяне и крестьяне; роль калмыцкой сказки в структуре повествования, ее трактовка Гриневым и Пугачевым); взаимопонимание между дворянами (Гринев и Зурин; «Пропущенная глава»; суд над Гриневым);

- проблема становления личности молодого человека (проблема выбора Гринева – второго Недоросля не получилось).

Историческая концепция Пушкина: милосердие как основа государственного устройства (принцип зеркальной композиции в изображении Пугачева и Екатерины II).

Жизнь-игра (карточная игра как битва за жизнь) в повести «Пиковая дама». Функция фантастического компонента. Внутренний дуализм произведения («романтизм» Германна и «сентиментализм» Лизы как жизненные явления; зоны героев в повествовании). Максимальная объективность повествования, ее нарастание, прозаизация изображения (эффект бессубъективности).

Проза Пушкина была качественно новым этапом в развитии русской литературы вообще и русской прозы в частности. Но чтобы понять, в чем новаторство пушкинской прозы, необходимо проследить развитие русской прозы до Пушкина.

 

Проблематика художественного произведения всегда связана с той целью, которую ставит перед собой автор, и с жанром художественного произведения. Пушкина как преобразователя русской прозы интересовали как частные проблемы русской жизни, так и проблемы всеобщие. Причем, разрабатывая проблемы более частные, Пушкин использует жанр новеллы, а более общие — жанры романа и повести. Среди таких проблем необходимо назвать роль личности в истории, взаимоотношения дворянства и народа, проблему старого и нового дворянства («История села Горюхина», «Дубровский», «Капитанская дочка»).

Предшествовавшая Пушкину литература, как классицистская, так и романтическая, создавала определенный, часто однолинейный тип героя, в котором доминировала какая-нибудь одна страсть. Пушкин отвергает такого героя и создает своего. Пушкинский герой прежде всего — живой человек со всеми его страстями, мало того, Пушкин демонстративно отказывается от романтического героя. Алексей из «Барышни-крестьянки» с виду обладает всеми чертами романтического героя: «Он первый перед ними (барышнями) явился мрачным и разочарованным, первый говорил им об утраченных радостях и об увядшей своей юности; сверх того он носил черное кольцо с изображением мертвой головы». Охотничью собаку Алексея зовут Сбогар (по имени главного героя повести ТТТ. Нодье «Жан Сбогар»). Но затем сам Пушкин замечает 6 своем герое: «Дело в том, что Алексей, несмотря на роковое кольцо, таинственную переписку и на мрачную разочарованность, был добрый и пылкий малый и имел сердце чистое, способное чувствовать наслаждения невинности». Если Пушкин в «Дубровском» и использует тему благородного разбойника, то он сильно видоизменяет ее: Дубровский мстит не за обиды, нанесенные бедным и обездоленным, а за смерть своего отца. В противоположность романтической установке на ис­ключительность Пушкин делает главным героем своих проза­ических произведений среднего человека — источник новых тем, новых сюжетов, нового художественного эффекта. Кроме того, введение в прозу среднего человека как главного героя позволяет Пушкину выявить особые, типические черты той или иной эпохи, обстановки (в этом смысле Пушкин близок к позиции Вальтера Скотта).

Пушкинская проза характеризуется разнообразием сюжетов: от бытоописательного «Арапа Петра Великого» до фантастичных «Гробовщика» и «Пиковой дамы». Принципом изображения действительности в прозе Пушкина была объективность. Если романтик, описывая то или иное событие, как бы пропускал его через призму собственного воображения, усиливая, таким образом, трагический или героический эффект произведения, то для Пушкина такой путь был неприемлем. Поэтому он отказывается от романтического сюжета и обращается к бытовому материалу. Но при этом он не идет путем авторов нравоучительных романов XVIII века, сентименталистов или «дидактиков», мало того, он отказывается от всякого сентименталистского сюжета. Таким образом, Пушкин, как правило, отказывается от подробного изображения чувств героев, столь характерного для прозы его предшественников. Пушкина интересуют в жизни не только какие-либо ее отдельные проявления, но вся жизнь в целом.

Большинство прозаических произведений Пушкина тяготеют к острому сюжету «с накоплением веса к развязке» (Б. М. Эйхенбаум). Но в то же время Пушкин намеренно затормаживает развитие сюжета, используя усложненную композицию, образ повествователя, другие художественные приемы. Все это нужно для создания в произведении особой напряженной атмосферы, в которой эффект неожиданности еще сильнее.

Сжатость сюжета предполагает сжатость самого произведения. Действительно, у Пушкина нет больших по объему произведений: самое крупное — «Капитанская дочка» — занимает чуть более ста страниц. Большинство прозаических произведений Пушкина характеризуется четкостью композиции: они разделяются на главы или эти произведения легко по смыслу разделить на несколько частей, причем каждая из этих частей может восприниматься как законченный отрывок. Подобное деление осуществляется часто с помощью особых приемов повествования. Так, например, «Станционный смотритель» легко разделить на части по трем встречам рас­сказчика со станционным смотрителем Самсоном Выриным. Часто в прозе Пушкина можно выделить вступление и заклю­чение. Во вступлении дается либо предыстория произведения, либо характеристика главных героев (в первом случае — «Дубровский», во втором — «Барышня-крестьянка»). Заклю­чение всегда рассказывает о дальнейших судьбах героев. Иногда вступления как такового нет, сразу начинается действие (это особенно характерно для новелл, которые не требуют подробной характеристики героев). Этим подчеркиваются ритм и стиль пушкинской прозы («Выстрел», «Гробовщик», «Пиковая дама»). Часто нет и заключения, произведение ос- тается открытым («Метель», «Гробовщик»). Это связано с фи­лософским взглядом Пушкина на жизнь как на нечто не пре­кращающееся, не имеющее конца, поэтому нет конца и у пушкинских повестей.

Часто Пушкин использует такой художественный прием, как рассказ в рассказе или вставная новелла. Он необходим не только для замедления сюжета (это блестяще показывает Борис Михай­лович Эйхенбаум в работе «Проблемы поэтики Пушкина»), но и для столкновения в произведении различных точек зрения. Лучшей иллюстрацией этого являются «Повести Белкина»: изданы они Пушкиным, написаны Белкиным, в свою очередь ему рассказаны от разных лиц (титулярный советник А. Г. Н., подполковник И. Л. П. и т. д.), а уже в сами повести вмонтированы рассказы их действующих лиц. Вообще про­блема повествователя в пушкинской прозе необычайно сложна. Это объясняется тем, что Пушкин часто не только вводит в прозаическое произведение условного повествователя, но и рассказывает о нем, характеризует его, а сам выступает в роли издателя, и часто трудно понять, где в произведении вы­сказывается сам Пушкин, а где повествователь. Во всяком случае, знака равенства между ними поставить нельзя.

Уже говорилось о том, что Пушкин выступал против опи-сательности в прозе. Но тем не менее описания природы и ин­терьера в пушкинской прозе встречаются неоднократно. Несо­мненно, что Пушкину они нужны для создания особой атмо­сферы рассказа, для характеристики душевного состояния героя. Необходимо отметить, что описания природы в прозе Пушкина всегда соответствуют общему настрою повествова­ния. Вот два примера из «Барышни-крестьянки» и из «Пиковой дамы»: «Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца, как царедворцы ожидают государя; ясное дело, утренняя свежесть, роса, ветерок и пение птичек наполняли сердце Лизы младенческой веселостию» («Ба­рышня-крестьянка»). «Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями; фонари светились тускло; улицы были пусты... Германн стоял в одном сюртуке, не чувствуя ни ветра, ни снега» («Пиковая дама»).

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 1596; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь